4 крестовый поход годы участники цели результаты. Четвертый крестовый поход

28-01-2017, 12:30 |


Походы крестоносцев, которые начались в конце XI в. играют важную роль в истории Средневековой Европы. Это показатель того как многие люди, в том числе и духовенство прикрываясь благими намерениями отправились освобождать Святые земли в Палестине. На самом деле большинство людей преследовали свои личные цели, зачастую корыстные. Это и завоевание новых территорий, отпущение грехов, просто военная добыча и на худой конец откровенный грабеж.

Сама история Крестовых походов наполнена множеством тайн, многие из которых нам уже не раскрыть. С другой стороны крестоносцы для некоторых представляются прославленными воинами, которые преодолели немало земель и участвовали в кровавых сражениях. Давайте с вами рассмотрим Крестовые походы таблица.

Таблица первых крестовых походов

Самыми известными считаются первые четыре Крестовых похода. О них и их участников представлено немало исторических материалов. И мы смело можем рассуждать о том, например, что в первом походе в основном участвовали немецкие и французские феодалы. А во втором рыцари и крестьяне. И поход возглавляли три прославленный полководца и правителя разных государств.

Итак, в 1095 г. на Соборе в Клермоне тогдашний Папа Римский объявил о начале святого похода в Палестину, где располагался Гроб Господень. В тот период времени эти земли были оккупированы турками-сельджуками, и нужно было срочно освободить их от мусульман. Рассмотрим ниже таблицу первых трех крестовых походов.

Таблица последних крестовых походов


Остальные крестовые походы были вызваны причинами отвоевания Иерусалима. Целями этих походов кроме отвоевания Иерусалима были и завоевание Константинополя и других земель Востока. Ведь на Западе земель катастрофически не хватало. И в такие походы в основном отправлялись, те люди, которые надеялись найти на Востоке свой новый дом.

Захватывая тот же Иерусалим, многие воины оставались там жить, заводили семьи. Седьмой и последний Восьмой Крестовые походы проводились уже против Египта. Но были неудачными, как впрочем и предыдущие. Из-за неподготовленности участников похода и иногда климатических условий крестоносцы не достигали своих целей. Рассмотрим таблицу последних Крестовых походов.

Таблица итогов Крестовых походов

Крестовые походы в истории мировой цивилизации заняли целую эпоху. Несмотря на то, что многие из восьми походов были неудачными, они оставили след в истории. Каждый поход принимался населением с большим воодушевлением. Люди шли в составе крестоносцев с теплой надеждой на будущее. Только вот все оборачивалось крахом.

Так и не удалось им освободить Палестину от мусульман, не удалось захватить там новые земли. А только с каждым походом увеличивалась численность погибших. Не всегда от меча или стрел. Иногда множество воинов умирали от эпидемий чумы. Ниже в таблице представлены итоги Крестовых походов.

Крестовые походы таблица видео

Хотя первоначальная его цель была иной. Папа Иннокентий III , вступивший на папский престол в 1198 г., считал освобождение св. города Иерусалима своей обязанностью. Все государи, говорил он, суть вассалы Христа и должны помочь Ему вернуть Его владения. Он разослал во все католические страны своих легатов проповедовать новый, четвёртый крестовый поход; он потребовал, чтобы все духовные лица отдали сороковую часть своего имущества на снаряжение крестоносцев и чтобы в церквах были поставлены кружки для сбора пожертвований.

Государи были заняты своими войнами, и никто не взял креста. Но один французский проповедник, Фулько Нейльиский, возбудил такой энтузиазм, что из его рук приняло крест, по преданию, до 200 тысяч человек. Он явился на турнир, устроенный графами Шампанским и Блуаским, и убедил их принять крест (1199). Таким образом, на северо-востоке Франции образовалась армия для четвёртого крестового похода из сеньоров и рыцарей.

Для переезда крестоносцев в Святую землю им нужен был флот. Шестеро из них отправились просить корабли у венецианского сената; в числе этих шести был и сир Жоффруа Виллардуэн , шампанский сеньор, который позже написал историю этого похода. Венецианский сенат согласился перевезти и кормить в течение года армию в 4 тысячи 500 рыцарей, 9 тысяч оруженосцев и 20 тысяч слуг (пехоты) и присоединить к экспедиции 50 галер. Крестоносцы обязывались уплатить 85 тысяч марок серебра (4 миллиона 200 тысяч франков); все, что было бы завоевано во время четвёртого крестового похода, должны были разделить между собой крестоносцы и венецианцы. Крестоносцы выбрали своим вождем одного пьемонтского князя, маркиза Монферратского Бонифация, которого рыцари любили за его храбрость, поэты – за щедрость. Венецианцами командовал их дож Дандоло, 90-летний старик.

Четвёртый крестовый поход. Карта

Участники четвёртого крестового похода хотели напасть на мусульман в Египте, но в интересах Венеции было направить экспедицию против Константинополя. Крестоносцы собрались в Венеции. Так как они не могли уплатить всю сумму, то сенат предложил им взамен остальных денег (34 тысячи марок) послужить Венеции своим оружием. Вожди четвёртого крестового похода согласились, и венецианцы повели их осаждать город Зару на далматинском берегу, сильно вредивший их торговле на Адриатическом море (1202). Папа запретил им под страхом отлучения нападать на христианский город, но когда они взяли Зару (1203), он отлучил от церкви только венецианцев, а крестоносцев простил, не запретив им даже продолжать сношения с отлученными.

Взятие Зары участниками Четвертого крестового похода. Картина Тинторетто, 1584

Между тем в столице Византии, Константинополе, произошла дворцовая революция. Император Исаак II Ангел был свергнут своим братом, Алексеем III, который велел выколоть ему глаза и держал его в заключении вместе с его сыном Алексеем. В 1201 г. последний бежал и обратился с просьбой о помощи сначала к папе, потом к германскому королю Филиппу, женатому, на его сестре; Филипп рекомендовал его предводителям четвёртого крестового похода. Алексей прибыл в их лагерь под Зарой и обещал, если они помогут ему изгнать узурпатора, уплатить им 200 тысяч марок, доставить им 10 тысяч солдат и признать верховенство папы.

Союзник крестоносцев четвёртого похода, царевич Алексей (позже - император Алексей IV Ангел)

Дандоло воспользовался этим случаем, чтобы увлечь крестоносцев к Константинополю. Это будет, говорил он, лишь началом крестового похода. Папа ограничился лишь указанием на то, что хотя греки и провинились перед Богом и церковью, – не дело паломников наказывать их.

Крестоносцы вышли на берег перед Константинополем. Войско Алексея III состояло исключительно из недисциплинированных наемников. Константинополь защищали одни только варяги, привыкшие хорошо драться, и пизанские купцы, враги венецианцев. После 13-дневной осады Алексей III бежал.

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи "Истории" Вильгардуэна, ок. 1330

Исаак II, освобожденный из темницы, был провозглашен императором вместе со своим сыном Алексеем IV. Но он не имел возможности исполнить ни одного из обещаний, данных им крестоносцам: ни заплатить 200 тысяч марок, ни принудить свое духовенство к подчинению папе. Греки возмутились и провозгласили нового императора под именем Алексея V. Он потребовал, чтобы участники четвёртого крестового похода удалились в 8-дневный срок.

Осада Константинополя крестоносцами. Картина П. Лежёна, рубеж XVI-XVII веков

Крестоносцы снова осадили город (ноябрь 1203 г.). Наступила зима, и они терпели недостаток в съестных припасах; но они не могли уйти, потому что греки перебили бы их во время отступления. Эта вторая осада отличалась большой жестокостью. Наконец крестоносцы, во время одного сражения под стенами овладели императорским знаменем и чудотворной иконой Божьей Матери. Несколько дней спустя Константинополь был взят штурмом (1204). Вопреки приказаниям вождей, воины четвёртого крестового похода разграбили и сожгли город. В европейских областях православной Византии была основана просуществовавшая потом полвека католическая Латинская империя .

Относительная неудача Третьего крестового похода хотя и вызвала уныние на Западе, однако не заставила отказаться от идеи завоевания Иерусалима. Внезапная смерть Саладина (ходили слухи, что к ней приложили руку ассасины, что, впрочем, маловероятно) и последовавший вслед за этим распад Эйюбидской державы всколыхнули надежды католического мира. Сын Фридриха Барбароссы, молодой и энергичный император Генрих VI, отправил в Палестину несколько крупных немецких отрядов, которым удалось достичь некоторого успеха – были отвоеваны Бейрут, Лаодикея и несколько мелких городов. При поддержке папы Целестина III германский император начал подготовку к большому крестовому походу. Однако над немцами в крестоносном движении словно тяготел злой рок. Когда большое немецкое войско было уже готово отправиться в Святую Землю, Генрих VI неожиданно умирает в возрасте всего тридцати двух лет. Армия, скрепленная только волей руководителя, немедленно распадается, и идея крестового похода вновь повисает в воздухе.

Положение меняется в начале 1198 года. В Риме умирает Целестин III, и на апостольский престол под именем Иннокентия III всходит самый молодой из кардиналов – в момент избрания ему было тридцать семь лет – Лотарио Конти, граф Сеньи. Понтификат этого чрезвычайно деятельного первосвященника стал самым знаменитым в истории папства. Иннокентий III почти сумел добиться реализации программы своего великого предшественника Григория VII. Используя временную слабость Империи, он смог стать верховным арбитром Европы, а такие крупные европейские государства, как Англия, Португалия и Арагон при нем вообще стали вассалами апостольского престола. Однако первой задачей Иннокентия III становится организация по-настоящему значительного крестоносного предприятия. Папские послания с призывом к крестовому походу были направлены в большинство стран Европы. Принявшим крест папа обещал полное отпущение грехов всего за один год военной службы в Христовых целях. Сам он отдавал на нужды святого паломничества десятую часть своих доходов.

Как обычно, папские призывы воспламенили немалую часть священников и монахов. Среди этих пропагандистов крестового похода особенным пылом отличался Фульк из Нейи – «второе издание» Петра Пустынника. Его проповеди собирали тысячные толпы; вскоре пронесся слух, что он может исцелять и творить чудеса. Необразованный человек, но красноречивый фанатик, Фульк впоследствии утверждал, что из его рук приняли крест двести тысяч человек. Стоит, однако, отметить, что все эти сотни тысяч, если они и были, никакой роли в крестовом походе не сыграли, ибо простой народ, с особенной охотой шедший за Фульком, был просто-напросто отстранен от участия в нем.

Но в одном случае агитация Фулька из Нейи все же сработала в нужном направлении. Произошло это на рыцарском турнире в Экри осенью 1199 года. На турнир съехались многие владетельные сеньоры и сотни рыцарей. Прибывший сюда же Фульк попросил разрешения выступить перед блестящим обществом и имел огромный успех. Тибо, граф Шампанский, и Людовик, граф Блуаский и Шартрский, приняли крест из рук проповедника. Их пример оказался заразительным, особенно в Северной Франции. В феврале 1200 года к крестоносцам присоединился граф Балдуин Фландрский, а с ним и большинство его вассалов. С этого времени подготовка крестового похода перешла во вторую фазу – фазу необходимых технических решений.

Весь 1200 год прошел в совещаниях вождей похода. Военным предводителем был избран Тибо Шампанский – как первый принявший крест. С целью обеспечить доставку крестоносцев в Святую Землю, было отправлено посольство в Венецию и... этот выбор северофранцузских графов оказался роковым и для Святой Земли, и для судеб всего крестоносного движения. Венецианцы, для которых святые цели давно стали пустым звуком, заломили за перевозку крестоносного войска неслыханную цену – восемьдесят пять тысяч марок серебра (около двадцати тонн). Пиза и Генуя, которые могли бы стать альтернативой венецианцам, в это время сошлись во взаимной распре, и послы были вынуждены подписать драконовский договор.

Как бы то ни было, но с подписанием договора наступил решающий этап подготовки похода – время сбора денежных средств и необходимых военных и продовольственных припасов. Но в разгар этой подготовки неожиданно умирает совсем еще молодой (двадцать три года) Тибо Шампанский, и поход остается без руководителя. Для глубоко религиозной Европы это было уже слишком.

Два военных вождя – Генрих VI, а за ним граф Шампанский – умирают один за другим в самом расцвете сил. Большинство начинает считать, что над намеченным походом висит проклятие, он неугоден Богу. Вскоре от предложенной чести стать предводителем крестоносцев отказываются графы Эд Бургундский и Тибо Барский. Судьба похода становится довольно туманной.

Выход был найден одним из послов в Венецию. Маршалу Шампани Жоффруа де Виллардуэну, будущему хронисту похода, удалось подыскать человека, достаточно авантюрного по складу характера, и в то же время пользующегося бесспорным авторитетом в католическом мире. Это был маркиз Бонифаций Монферратский, брат прославленного Конрада Монферратского – героя обороны Тира от Саладина, убитого ассасинами в миг его триумфа – Конрад был провозглашен королем Иерусалимским. Месть за брата, склонность к авантюрам, хорошая возможность разбогатеть – тот ли, другой повод, или все они вместе сыграли здесь роль, но Бонифаций Монферратский с радостью согласился возглавить «Христово воинство».

Выборы нового предводителя и сбор колоссальной по тем временам суммы для выплаты венецианцам сильно задержали начало паломничества. Лишь весной 1202 года пилигримы начали отправляться из своих земель. И здесь сразу возникли накладки. Значительная часть крестоносцев отказалась явиться на сбор в Венецию – либо не доверяя известным своей хитростью венецианцам, либо из желания сэкономить деньги. Конечно, сыграло свою роль и то, что среди крестоносных вождей не было по-настоящему авторитетной фигуры – в отличие от Второго и Третьего походов, где во главе войск стояли короли и императоры. Теперь же каждый барон или граф, не связанные вассальными отношениями, тянули одеяло на себя, не считая нужным подчиняться воинской дисциплине. Результат оказался весьма плачевным – к августу 1202 года в Венеции собралась только третья часть тех сил, которые должны были участвовать в походе. Вместо тридцати пяти тысяч, которых венецианцы обязывались перевезти по договору, на острове Лидо под Венецией сошлось от одиннадцати до девятнадцати тысяч человек. Между тем Венеция потребовала выплаты всей огромной суммы, хотя теперь такое количество кораблей было уже не нужным. Естественно, всю сумму собрать не удалось: таких денег у этой относительно небольшой части войска просто не было. Дважды объявлялся сбор средств, и все же тридцати четырех тысяч марок не хватило. И тогда венецианцы предложили «выход» из положения.

Корабль крестоносцев. Макет

В качестве компенсации за недостающую сумму крестоносцам предлагалось принять участие в походе на город Задар – крупный порт на Адриатическом море, который уже давно являлся торговым конкурентом Венеции. Существовала, правда, одна маленькая неувязка – Задар был христианским городом, и война с ним никак не соотносилась с борьбой за веру. Но венецианский дож Энрико Дандоло, фактически, взял крестоносных вождей за горло. Ведь огромная сумма – более пятидесяти тысяч марок – была уже выплачена, и венецианцы отнюдь не собирались ее возвращать. – «Вы не можете выполнить условия договора, – заявил Дандоло крестоносцам, – мы, в таком случае, можем умыть руки». Крестовый поход оказался на грани полного краха. Более того, у воинствующих паломников элементарно не было средств на пропитание, а венецианцы ни в коей мере не собирались кормить их бесплатно. Запертые на острове Лидо, как в тюрьме, под угрозой голодной смерти, «Христовы воины» были вынуждены согласиться на венецианские предложения. И в октябре 1202 года гигантский флот из двухсот двенадцати судов отплыл к Задару.

Под стены города флот прибыл 12 ноября. Началась осада, которую пилигримы, явно чувствуя себя обманутыми, вели весьма неохотно, а многие из них прямо заявили задарским послам, что не собираются воевать против христианского города, ибо это противно Богу и церкви.

Вновь потребовалось вмешательство Энрико Дандоло, и под его давлением недовольство, назревавшее в стане осаждающих, удалось на время потушить. Графы и бароны обязались продолжить осаду, и в конце концов 24 ноября Задар капитулировал.

Однако на третий день после завоевания конфликт между паломниками и венецианцами вспыхнул вновь, и дело дошло до открытого сражения. Инициаторами раздора были простые крестоносцы, среди которых были особенно сильны религиозные настроения. Их ненависть к Венеции, ставшей на пути святого, Божьего дела, была весьма велика. Бой на улицах Задара продолжался до глубокой ночи, и лишь с большим трудом крестоносным вождям удалось унять эту распрю, унесшую жизни более ста человек. Но хотя лидерам войска и удалось удержать солдат от дальнейших столкновений, раскол в армии продолжался. К этому времени сюда уже дошли слухи, что Иннокентий III крайне недоволен нападением на христианский город и может отлучить все воинство от церкви, что автоматически делало весь поход нелегитимным.

В конце концов опасения крестоносцев не оправдались. Папа простил пилигримам грех войны против христиан, разумно переложив вину на венецианцев, которых и отлучил от церкви. Но тем временем, пока еще «Христовы воины» с опаской ожидали папского вердикта, произошло событие, которое окончательно повернуло поход со «стези Господней» и превратило его в небывалую по своим масштабам авантюру. В начале 1203 года в Задар, где крестоносцам пришлось задержаться на всю зиму (в те времена по Средиземному морю зимой не плавали), прибыли послы от царевича Алексея, сына свергнутого византийского императора Исаака Ангела.

Здесь стоит ненадолго обратиться к византийской истории, поскольку без понимания ситуации, сложившейся в «империи ромеев» к этому времени, невозможно будет понять и весь дальнейший ход событий. А в конце XII – начале XIII веков Византия переживала тяжелые времена.

«Серебряный век» Комнинов для греческой империи закончился в 1180 году со смертью базилевса Мануила – внука Алексея I Комнина. С этого момента страна вступает в эпоху политических бурь, гражданских войн и дворцовых переворотов. Короткое, но страшно кровавое правление его брата Андроника завершилось его гибелью в огне восстания, крушением династии Комнинов и воцарением на престоле представителя новой династии – Исаака Ангела. Но Ангелы были далеко не чета своим великим предшественникам. Страна так и не знала спокойствия, ее потрясали мятежи, наместники не подчинялись приказам базилевса. В 1191 году был утрачен Кипр, завоеванный Ричардом Львиное Сердце; тогда же восстала и вскоре обрела независимость Болгария. А в 1195 году брат Исаака Ангела Алексей, воспользовавшись недовольством армии, производит военный переворот и объявляет себя императором Алексеем III. Исаака по его приказу ослепляют и сажают в башню-тюрьму вместе с его сыном и наследником, также Алексеем. Однако в 1201 году молодому Алексею удается бежать, и он направляется в поисках помощи к германскому императору Филиппу, который женат на его сестре Ирине. Филипп принял родственника с почетом, но в военной поддержке отказал, поскольку в самой Германии в это время шла ожесточенная борьба за верховную власть. Однако он посоветовал Алексею обратиться за помощью к крестоносцам, только что захватившим Задар, и пообещал всяческую поддержку в этом. В конце 1202 года германские послы, представлявшие и императора Филиппа, и византийского царевича Алексея, отправились за содействием к крестоносцам.

Прибыв на Восток, послы делают крестоносным вождям ошеломляющее и очень заманчивое предложение. Пилигримов просят отправиться к Константинополю и военной силой помочь вернуться на престол императору Исааку или его наследнику Алексею. За это от лица Алексея они обещают выплатить крестоносцам умопомрачительную сумму в двести тысяч марок серебром, снарядить десятитысячную армию для помощи крестоносцам в Святой Земле и, кроме того, содержать на византийские деньги большой отряд из пятисот рыцарей. А самое главное, царевич Алексей обещает вернуть Византию в лоно католической церкви, под власть папы римского.

Грандиозность посулов, несомненно, произвела на латинских графов и баронов должное впечатление. Ведь тут и деньги огромные, более чем вдвое перекрывающие весь венецианский долг, и дело справедливое – возврат власти законному императору. А уж переход Византии в католичество – это по святости сравнимо разве что с отвоеванием Иерусалима у неверных. Конечно, поход в Святую Землю опять откладывается на неопределенный срок, да и успех предлагаемого предприятия отнюдь не гарантирован. Но разве это важно, когда на кону такие деньги?! И вожди похода согласились.

Однако убедить простых паломников в необходимости в очередной раз отложить продвижение в Святую Землю оказалось вовсе не легко. Многие из крестоносцев приняли крест три, а то и пять лет назад. Поход и без того чрезмерно затянулся, и тысячи наиболее фанатично настроенных пилигримов требовали, чтобы их немедленно везли в Акру. Даже уговоры священников не очень-то помогали, и вскоре часть наиболее непримиримых покинула войско и направилась на кораблях к берегам Леванта. Но ядро армии удалось сохранить, более того – с уходом недовольных прекратились непрерывные раздоры. В мае 1203 года вся венецианско-крестоносная рать погрузилась на корабли и двинулась к Константинополю.

26 июня гигантская эскадра (с примкнувшим к ней по пути царевичем Алексеем) бросила якорь в Скутари, на азиатском берегу Босфора. В этом месте ширина знаменитого пролива менее одного километра, поэтому все действия крестоносцев были для византийцев как на ладони. В том числе, грекам было совершенно ясно, что крестоносная рать не слишком велика по размерам, ведь даже такой большой флот мог везти не более тридцати тысяч человек. Это подготовило полную неудачу первичных переговоров: ведь греки даже в самом городе располагали значительными силами, а вся византийская армия превосходила крестоносное войско в несколько раз. И если бы сама империя оставалась прежней, такой, как четверть века назад, судьба паломников была бы печальной. Но со времен Комнинов уже много воды утекло. Авторитет верховной власти упал до предела. Узурпатор Алексей III был чрезвычайно непопулярен в народе и опирался только на преданную ему дружину варангов.

11 июля, уяснив, что дальнейшие переговоры бессмысленны, крестоносцы начали высадку у стен Константинополя. Начиналась его первая осада. Здесь «Христовым воинам» сразу улыбнулась удача. Воспользовавшись нерасторопностью греков, они смогли захватить крепость Галату на противоположном от Константинополя берегу бухты Золотой Рог. Это отдало им в руки всю Константинопольскую гавань и позволило прекратить подвоз морским путем войск, боеприпасов и продовольствия осажденным. Затем город был окружен и с суши, причем крестоносцы, как и при осаде Акры, построили укрепленный лагерь, что сослужило им немалую службу. 7 июля была разбита знаменитая железная цепь, преграждавшая путь в бухту, и венецианские суда вошли в гавань Золотой Рог. Таким образом, Константинополь был осажден и с моря, и с суши.

Самым удивительным в этой беспримерной осаде являлось то, что число осаждающих было много меньшим, чем количество защитников города. Жоффруа де Виллардуэн вообще утверждает, что на одного ратника-пилигрима приходилось двести византийских воинов. Это, конечно, явное преувеличение; однако не подлежит сомнению, что осажденные располагали армией, в три-пять раз превышающей крестоносное войско. Но греки не смогли ни помешать высадке пилигримов, ни противостоять захвату гавани. Эта явная слабость защитников города свидетельствует о степени развала византийских политических структур и полном расколе греческого общества, еще до прибытия крестоносцев постоянно балансировавшего на грани гражданской войны. Фактически самая многочисленная, греческая часть войска не представляла собой реальной боевой силы, поскольку имела в своих рядах много сторонников свергнутого Исаака Ангела. Греки вовсе не рвались защищать крайне непопулярного в народе Алексея III, возлагая надежды, главным образом, на варяжских наемников. Двадцать лет непрерывных смут и переворотов не прошли для империи даром. В момент чрезвычайной опасности великая греческая держава оказалась расколотой и ослабленной, абсолютно неспособной защититься даже от не очень сильного врага, что и доказали последующие события.

План Константинополя

В течение десяти дней с 7 по 16 июля крестоносцы вели подготовку к штурму города. 17 июля наступил решающий день. С суши константинопольские стены были атакованы французскими крестоносцами во главе с Балдуином Фландрским (Бонифаций Монферратский остался охранять лагерь, так как существовала опасность атаки извне); с моря на приступ двинулись венецианцы под предводительством Энрико Дандоло. Атака Балдуина вскоре захлебнулась, натолкнувшись на ожесточенное сопротивление варягов, но нападение венецианцев оказалось довольно успешным. Ведомые бесстрашным слепым (!) стариком, который лично возглавил штурм, итальянские моряки доказали, что умеют воевать не только на море. Им удалось захватить сначала одну башню, а затем еще несколько, и даже ворваться в город. Впрочем, их дальнейшее наступление застопорилось; а вскоре ситуация изменилась настолько, что заставила венецианцев отступить из города и даже оставить уже завоеванные башни. Виной тому было критическое положение, в котором оказались французские пилигримы.

После того, как была отбита атака с суши, Алексей III наконец решился нанести удар по крестоносцам. Он вывел из города почти все свои войска и двинулся на французский лагерь. Французы, однако, были к этому готовы и заняли позицию у укрепленных палисадов. Войска сблизились до расстояния арбалетного выстрела, и... византийцы остановились. Несмотря на свое огромное численное превосходство, греческая армия и ее не уверенный в себе полководец опасались перейти в решительное наступление, зная, что в поле франки очень сильны. Несколько часов оба войска стояли друг против друга. Греки надеялись выманить крестоносцев подальше от прочных укреплений лагеря, пилигримы же с ужасом ждали неизбежной, как им казалось, атаки. Ситуация для крестоносцев была по-настоящему критической. Судьба греческой империи, судьба крестового похода и всего крестоносного движения решалась здесь, в этом многочасовом молчаливом противостоянии.

Рыцари-тевтонцы в бою. Миниатюра XIV века

Нервы дрогнули у Алексея III. Так и не осмелившись идти на приступ, он дал приказ к отступлению в Константинополь. В ту же ночь византийский базилевс бежал из города, прихватив с собой несколько сот килограммов золота и драгоценностей. После этого еще восемь лет незадачливый узурпатор будет метаться по стране в поисках союзников, пока в 1211 году не окажется в стане сельджуков, и после поражения сельджукской армии от греков же (!) не закончит жизнь в плену у своего преемника, никейского императора Феодора Ласкариса. Но это уже другая история.

В Константинополе же бегство императора было обнаружено утром следующего дня и вызвало настоящий шок. Город, безусловно, был способен обороняться еще долго, но дезертирство базилевса окончательно сломило решимость византийцев. Верх взяли сторонники примирения с франками. Был торжественно освобожден из тюрьмы и восстановлен на престоле слепой Исаак Ангел. Сразу же с сообщением об этом были отправлены послы к крестоносцам. Эта весть вызвала небывалое ликование в войске пилигримов. Неожиданный успех объяснялся не иначе как Господним промыслом – ведь армия, еще вчера стоявшая на краю гибели, сегодня могла праздновать победу. Бонифаций Монферратский отправляет послов к Исааку Ангелу с требованием подтвердить условия договора, подписанного его сыном. Исаак пришел в ужас от непомерности требований, но, находясь в безвыходном положении, был вынужден подтвердить договор. А 1 августа в торжественной обстановке был коронован царевич Алексей, ставший соправителем своего отца под именем Алексея IV.

Итак, крестоносцы, по существу, выполнили свою задачу. Законный император водворился на престоле, он во всем был покорен своим благодетелям. Вскоре паломники получают от Алексея IV примерно половину оговоренной суммы – около ста тысяч марок. Этого вполне достаточно, чтобы наконец полностью расплатиться с Венецией. И пилигримы вспоминают о настоящей цели похода, ради которой они и принимали крест – освобождении Иерусалима. Вновь становится слышен голос простых паломников, рвущихся в Святую Землю. Но небывалый, невероятный успех уже вскружил головы вождям, и они уговаривают нетерпеливых подождать, пока Алексей IV полностью расплатится по счетам. Жажда наживы оказалась сильнее богоугодных устремлений, и после недолгих споров крестоносцы откладывают поход в Палестину до следующей весны. Возможно, на это решение повлияла и просьба Алексея о военной помощи, поскольку он, громко именуясь «базилевсом ромеев», реальной властью обладал только в самом Константинополе. Он и в столице чувствует себя нетвердо, так как население крайне недовольно огромными платежами крестоносцам, ради чего Алексею даже пришлось конфисковать и расплавить драгоценную церковную утварь. Императорская казна пуста, попытка займа у константинопольских богачей безуспешна: они вовсе не горят желанием поддержать ставленника ненавистных латинян. Сами крестоносцы понимают, что в этой ситуации новому базилевсу трудно выполнить условия договора, и решают помочь ему в укреплении власти в империи. Вскоре около половины франкского войска уходит вместе с Алексеем во Фракию; после ряда успешных осад и сражений они возвращаются в ноябре 1203 года с чувством хорошо выполненного долга. Однако Алексей после возвращения в столицу победителем становится все менее сговорчивым. Под разными предлогами он оттягивает дальнейшие платежи. Взбешенные этим, крестоносные вожди отправляют к обоим императорам послов с требованием немедленно расплатиться. Однако Алексей отказывается от дальнейших взносов, так как положение в городе накалено до предела, и новые поборы неминуемо приведут к восстанию. Бедные Ангелы оказались меж двух огней. Алексей пытается объяснить ситуацию венецианскому дожу – тот явно умнее своих французских коллег – но и Энрико Дандоло непреклонен: или деньги, или война. Так с конца ноября крестоносная авантюра переходит в следующую фазу – борьбы против законного императора.

Штурм Константинополя. С картины Тинторетто

Сами крестоносцы чувствуют юридическую уязвимость своей позиции, поэтому боевые действия ведутся весьма вяло. Недовольство действиями «паломников Христовых» выражает и Иннокентий III, который весьма раздосадован непрерывным откладыванием похода в Святую Землю. Да и сам Алексей стремится к примирению с крестоносцами. Иногда, впрочем, он показывает зубы, как 1 января 1204 года, когда византийцы сделали попытку сжечь с помощью брандеров весь венецианский флот. Благодаря мастерству итальянских моряков, попытка эта не удалась, и «странная война» продолжалась.

Все изменилось 25 января 1204 года, когда в Константинополе вспыхнуло яростное восстание. Во главе его стояли, главным образом, монахи, для которых была ненавистна заявленная Алексеем идея о подчинении восточной церкви римскому папе. В течение трех дней весь город, за исключением императорских дворцов, находился в руках повстанцев. В этих условиях византийская верхушка, опасаясь уже за собственную жизнь, решилась на государственный переворот – с целью успокоить население. В ночь на 28 января императорский советник Алексей Дука, по прозвищу Мурзуфл, арестовывает Алексея IV и бросает его в тюрьму. На следующий день Мурзуфла коронуют как базилевса ромеев. Старый Исаак, получив известие об аресте сына и коронации узурпатора, не выдерживает потрясения и умирает. Через несколько дней по приказу Мурзуфла убивают и Алексея IV. Восстание плебса гаснет само собой, а Мурзуфл под именем Алексея V становится единоличным правителем империи.

Коронация Алексея V значительно ухудшила положение крестоносцев. Мурзуфл еще при Ангелах был известен как один из наиболее ярых противников латинян. Едва придя к власти, он подтвердил это, в ультимативной форме потребовав от «Христовых воинов» в восьмидневный срок очистить византийскую территорию. Крестоносцы, естественно, отказались – тем более, что зимой это так или иначе было невозможно. Однако в лагере паломников воцарилось уныние. Ситуация виделась довольно беспросветной. Оба их византийских ставленника погибли, тем самым была потеряна и возможность внести раскол в византийские ряды. Положение усугублялось наступившим голодом: ведь всякие поставки продовольствия полностью прекратились. Армия, находившаяся на грани голодной смерти, питалась почти исключительно кониной, и ежедневно десятки, а то и сотни людей умирали от голода и лишений. К тому же греки почти ежедневно устраивали вылазки и нападения, которые, хотя и не давали какого-либо серьезного результата, держали крестоносное воинство в постоянном напряжении.

Неожиданный и счастливый для «рыцарей Христа» перелом наступил в феврале. Мурзуфл получил известие, что большой отряд крестоносцев во главе с графом Генрихом, братом Балдуина Фландрского, покинул укрепленный лагерь в поисках продовольствия. Алексей V счел момент удачным для того, чтобы разбить крестоносцев по частям. Он взял наиболее боеспособную часть своего войска и бросился в погоню за французским отрядом. Греки сумели довольно незаметно подойти и всей силой обрушились на арьергард крестоносцев. Однако католические рыцари еще раз показали, что в ближнем конном бою им нет равных. Несмотря на огромный численный перевес, греки потерпели сокрушительное поражение. Погибли десятки их знатных воинов, а сам Мурзуфл был ранен и бежал в Константинополь, под защиту крепостных стен. Ужасным ударом для византийцев стала и потеря в этом сражении одной из величайших святынь империи – чудотворного образа Божьей Матери, по преданию, написанного самим евангелистом Лукой. Рыцари Генриха захватили также императорское знамя и знаки царского достоинства.

Тяжелое поражение и утрата святынь очень сильно ударили по боевому духу защитников Империи. В свою очередь, крестоносцы воодушевились этой победой и, вдохновляемые фанатично настроенным духовенством, решились на борьбу до победного конца. В марте состоялся совет руководителей похода, на котором было решено штурмовать Константинополь. Мурзуфл, как цареубийца, подлежал казни, а нового императора крестоносцы должны были выбрать из своей среды. Были также оговорены правила раздела добычи; при этом венецианцы и паломники получали, соответственно, по 3/8, а еще одна четверть переходила вновь избранному императору. То же касалось и раздела земель.

9 апреля, после тщательной подготовки, начался штурм. На этот раз он производился только с кораблей, на которые загодя были установлены осадные орудия и штурмовые мостки и лестницы. Однако византийцы хорошо подготовились к обороне, и подошедшие корабли были встречены греческим огнем и градом огромных камней. И хотя крестоносцы проявили немалое мужество, атака вскоре полностью захлебнулась, а изрядно потрепанные корабли вынуждены были отойти к Галате.

Тяжелое поражение вызвало сильное смятение в крестоносном воинстве. Пошли слухи, что это сам Бог наказывает за грехи паломников, до сих пор не выполнивших святой обет. И здесь свое веское слово сказала церковь. В воскресенье, 11 апреля, состоялась всеобщая проповедь, на которой многочисленные епископы и священники разъяснили паломникам, что война со схизматиками – врагами католической веры – дело святое и законное, а подчинение Константинополя апостольскому престолу – великое и благочестивое деяние. Наконец, именем папы римского церковники провозгласили полное отпущение грехов всем, кто на следующий день пойдет на приступ города.

Так католическая церковь, после долгих колебаний и сомнений, окончательно предала своих восточных братьев. Лозунги борьбы с исламом, за священный город Иерусалим, были преданы забвению. Жажда поживиться в богатейшем городе мира, в котором, к тому же, находились важнейшие христианские реликвии, оказалась сильнее изначальных святых целей. Крестоносное движение, тем самым, получило тяжелый, как позже выяснилось, смертельный удар от своего основоположника – римской католической церкви.

Вступление крестоносцев в Константинополь. Гравюра Г. Доре

Участь Константинополя, однако, еще вовсе не была решена. Его защитники, вдохновленные победой 9 апреля, не собирались сдаваться, а в крестоносном войске ощущалась нехватка осадных машин, потерянных при первом штурме. Судьбу приступа решил случай. Один из самых мощных кораблей шальным порывом ветра прибило прямо к башне, и смелый французский рыцарь Андре Д’Юрбуаз смог взобраться на ее верхний ярус и в яростной схватке сумел оттеснить его защитников на нижние этажи. Почти тут же ему на помощь пришло еще несколько человек; корабль был накрепко привязан к башне, и после этого ее захват стал лишь вопросом времени. А взятие этого мощного укрепления позволило высадить под стену большой отряд со штурмовыми лестницами. После кровавого боя этой группе удалось овладеть еще несколькими башнями, а вскоре захватить и ворота. В результате этого исход штурма был предрешен, и к вечеру 12 апреля франки овладели почти четвертой частью Константинополя. Алексей V бежал из города, бросив его защитников на произвол судьбы, но не забыв, между прочим, прихватить казну.

Однако и после этого рано было утверждать, что город уже обречен. Часть константинопольской знати, решившая продолжать борьбу, собралась в храме Святой Софии, где выбрала новым императором Феодора Ласкариса, родственника Ангелов, известного своими воинскими талантами. Но и сами «Христовы воины» отнюдь еще не были уверены в победе и, опасаясь контрнаступления греков, подожгли ту часть города, что отделяла их от противника. Вскоре, впрочем, выяснилось, что в поджоге, уничтожившем, кстати, едва ли не половину города, не было никакой необходимости. Феодор Ласкарис, наскоро проведя смотр еще остававшихся верными войск, пришел к неутешительному выводу, что дальнейшее сопротивление с такими силами невозможно. Он собрал всех лично преданных ему людей и этой же ночью бежал на азиатский берег Босфора, откуда рассчитывал продолжить борьбу. Забегая вперед, скажем, что его расчет вполне оправдался. Ласкарису удалось объединить вокруг себя большую часть малоазийских владений Византии, и вскоре он превратился в одного из главных соперников победителей-крестоносцев. Он стал основателем так называемой Никейской империи и долгие годы вел борьбу, по большей части довольно успешную, против католических рыцарей и их союзников.

Судьба же византийской столицы теперь была, увы, предрешена. Утром 13 апреля крестоносные отряды, не встречая на своем пути никакого сопротивления, расползлись по всему городу, и начался повальный грабеж. Невзирая на призывы вождей соблюдать дисциплину и беречь если не имущество, то хотя бы жизнь и достоинство греков (призывы, впрочем, весьма лицемерные, ибо сами вожди показали себя первейшими из бандитов), «солдаты Христа» решили воздать себе за все лишения, перенесенные за время зимней лагерной жизни. Крупнейший город мира был подвергнут небывалому доселе опустошению и разгрому. Многочисленные константинопольские церкви были ограблены до основания, алтари были разнесены на куски, а священные сосуды здесь же, на месте, переплавлялись в слитки. Жертвами разбоя стали и дома богатых горожан, и сами их жители, которых пытками и угрозой смерти заставляли отдавать припрятанные сокровища. Не отставали от солдат и католические священники и монахи, которые особенно рьяно охотились за важнейшими христианскими реликвиями, а их в городе за девять веков было собрано немало.

Захваченные сокровища были неисчислимы. Даже те «трофеи», которые через несколько дней удалось собрать в одном из охраняемых монастырей для последующего дележа, оценивались не менее, чем в четыреста тысяч марок серебром. Но еще больше было расхищено, прилипло к алчным рукам графов и баронов (особой ненасытностью в грабеже отличился Бонифаций Монферратский). Как утверждал один из участников штурма Константинополя, Робер де Клари, в византийской столице находилось, по словам греков, две трети всех богатств мира. Это, конечно, преувеличение, но то, что город на Босфоре был богатейшим в мире, не подлежит сомнению. Современные историки считают, что общая стоимость добычи, захваченной крестоносцами, превышала миллион марок серебром, а может быть, достигала и двух миллионов. Таким образом, она превысила ежегодный доход всех стран Западной Европы, вместе взятых! Естественно, после такого разгрома Константинополь уже никогда не оправился, а восстановленная только в 1261 году Византийская империя оставалась лишь бледной тенью когда-то великой мировой державы.

Завоевание Константинополя, по сути, знаменовало собой окончание крестового похода, хотя значительная часть крестоносцев, получившая феоды на землях разгромленной империи, осталась доводить дело захвата до конца. Вскоре после взятия византийской столицы императором вновь провозглашенной Латинской империи был объявлен Балдуин Фландрский. Хороший куш отхватил себе и Бонифаций Монферратский, получивший богатое Фессалоникийское королевство. Не были обижены землями и другие, более мелкие вожди похода – в пределах бывшей Византийской империи образовалось около десятка независимых или полунезависимых государств. Впрочем, участь двух главных оказалась печальной: император Балдуин уже в следующем 1205 году потерпел сокрушительное поражение от болгарского царя Иоанна Асеня и вскоре погиб в болгарском плену; Бонифаций Монферратский был убит в незначительной стычке с теми же болгарами, а его голова была послана тому же Иоанну Асеню и украсила собой его пиршественный стол.

Вообще, несмотря на грандиозный, небывалый успех Четвертого крестового похода, его влияние на крестоносное движение в целом следует признать сугубо отрицательным. Во-первых, завоевание Константинополя и основание Латинской империи и малых крестоносных государств раскололи доселе единый театр военных действий. Святая Земля, остро нуждающаяся в добровольцах, получала их теперь все меньше и меньше, поскольку большинство христианских рыцарей предпочитало теперь бороться за веру не в отдаленной Палестине, а на гораздо более близком Балканском полуострове. Во-вторых, захваченная добыча и земли, и само отношение католической церкви – инициатора крестовых походов – к этим завоеваниям разрушили самый дух «святого паломничества». Жажда наживы оказалась сильнее дающего только духовное удовлетворение стремления к освобождению христианских святых мест. Победа часто превращается в поражение: таким поражением для всего христианского мира стал открывший в итоге исламу дорогу в Европу Четвертый крестовый поход. Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Четвертый Крестовый поход В 1198 году Римским Папой стал Иннокентий III, который решил стать во главе очередного Крестового похода и тем самым восстановить авторитет Рима. Папа разослал легатов во все католические страны с требованием выдать сороковую часть госимущества

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 22. Четвертый оригинал великой войны. Завоевание Константинополя турками Четвертый и последний оригинал великой войны - это завоевание Константинополя турками в 1453 году. Дубликатов этого события в скалигеровской хронологической версии уже гораздо меньше, чем

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Четвертый крестовый поход Четвертый крестовый поход (1202-1204) особенно ярко обнаружил истинные цели кресто носцев и выявил резкое обострение противоречий между западноевропейскими странами и Византией. Он был начат по призыву папы Иннокентия III (1198-1216). Первоначально

автора

Глава 17 Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя Относительная неудача Третьего крестового похода хотя и вызвала уныние на Западе, однако не заставила отказаться от идеи завоевания Иерусалима. Внезапная смерть Саладина (ходили слухи, что к ней приложили

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста автора Доманин Александр Анатольевич

IV. Четвертый крестовый поход Послание папы Иннокентия III о крестовом походе Горя пламенным желанием к освобождению Святой Земли из рук нечестивых, ...мы постановляем... чтобы через год от нынешнего июня... все те, которые предприняли отплыть за море, собрались в королевстве

Из книги История крестовых походов автора Успенский Федор Иванович

5. Четвертый Крестовый Поход Четвертый поход имеет особенное значение в истории и занимает исключительное положение в литературе. Не говоря уже о том, что в четвертом крестовом походе на первый план ясно выступает не религиозная, а политическая идея, он отличается хорошо

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Вопреки надеждам и ожиданиям папы Иннокентия III в Четвертом крестовом походе участвовали в основном светские люди, он подчинялся нецерковным лидерам и находился под влиянием мирских проблем. Настоящий энтузиазм и активный набор в экспедицию

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Глава 11 Поворотный пункт: Четвертый крестовый поход Третий крестовый поход не решил ни одной из основных проблем западных общин на Ближнем Востоке. Чтобы эти общины продолжали существовать, им были необходимы постоянные военные гарнизоны, значительно большие, чем

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД. РАЗГРАБЛЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ Портрет и печать папы Иннокентия ІІІЧетвертый крестовый поход отчетливо показал, какие на самом деле цели преследует крестоносное воинство, чего стоит его христианское благочестие. Недаром папе Иоанну Павлу II

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Четвертый крестовый поход В 1198 г. римским папой стал энергичный и деятельный Иннокентий III. С самого начала своего правления он призвал западноевропейских монархов и феодалов к Четвертому крестовому походу с целью возвращения Иерусалима и освобождения Гроба Господня.

Из книги История крестовых походов в документах и материалах автора Заборов Михаил Абрамович

Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Глава XVIII Четвёртый крестовый поход Другой источник удачи тамплиеров - вступление на престол в 1198 году Папы Иннокентия III, сильного и влиятельного руководителя, правившего в течение 18 лет. Он проявил железную волю, чтобы сделать Церковь главой теократической

Из книги Папство и крестовые походы автора Заборов Михаил Абрамович

Глава четвертая. Папство и четвертый крестовый поход От первого к четвертому крестовому походу. Первый крестовый поход не явился единственным в истории. Причины, породившие его, продолжали отчасти действовать в XII в. и в гораздо меньшей степени - в XIII в. Не раз


Краткое формулирование проблематики Крестовых походов в общих чертах

Первоначально целью Крестовых походов было провозглашено освобождение территории Палестины и Храма Гроба Господня от турок-сельджуков, однако в дальнейшем эти походы приобрели характер решения политических задач римских пап и других правителей, а также распространения католичества по всей Прибалтике и частично на территории Руси. Четвёртый Крестовый поход (1202-1204) стал переломным в серии походов ввиду того, что он раскрыл истинные цели Запада. Это стало видно после взятия Константинополя и создания Латинской империи. Жертвами убийств, грабежей и разбоев крестоносцев стали христиане венгерского города Задара и Византийской империи.

Идейным вдохновителем Крестовых походов стал отшельник Пётр Амьенский, сильно поражённый притеснениями палестинцев. Он увидел это при посещении Голгофы и Гроба Господня. Пётр, будучи в рубище, с распятием в руках и непокрытой головой проповедовал идею освобождения палестинцев от угнетателей. Простые люди поверили ему, тронутые его красноречием. Они считали, что Пётр является святым.

Затем к папе Урбану II обратился Алексей Комнин с просьбой о помощи в освобождении территории Гроба Господня от турок-сельджуков. Урбан согласился.

В 1095-м году во французском городке Клермоне, в местном соборе, проходила проповедь, на которой будущие воины приносили клятву в верности данному предприятии и раскрашивали свои одежды в красные кресты. Так и пошли названия воинов и данных походов.

Задачу организации и совершения Крестовых походов можно проследить и в речи папы Урбана II: «Становитесь на стезю Святого Гроба! Исторгните эту землю у нечестивого народа, покорите себе ее, смойте скверну своей и чужой кровью!». Под «нечестивым народом» подразумевались народы Востока, богатство которых и привлекло как римских пап, так и крестоносцев, рыцарей и нищее население европейских стран, страдавшее от голода, болезней и эпидемий. Большую массовость Крестовые походы приобретали ввиду обещаний римских пап насчёт того, что участникам распространения веры и освобождения Палестины от мусульман будут отпущены грехи. Примечателен первый поход тем, что он связан с Ливонией: это конкретно упоминается в историческом источнике «Генрих Латвийский – Хроника Ливонии»: « Альберт (с 1199 г.) начинает прямо с набора военной силы для «обращения» Ливонии. Он добивается того, что папа и император приравнивают поход в Ливонию к крестовому походу в Палестину: крестоносцам обеспечивается охрана имущества и даётся прощение грехов за год службы в епископских войсках inpartibusindeliumв Прибалтике.».

Главными предпосылками крестовых походов стали настроения католической церкви, выражавшиеся в следующем:

· Аскетические настроения;

· Идея господства католической церкви и борьба с неверными;

· Раскол христианской церкви в 1054-м году.

Причина и цель 4-го Крестового похода

Основная цель крестоносцев была одна и та же – изгнание турок (Палестина переходила то в руки католиков, то в руки турок-сельджуков). Но, изучая историческую литературу, можно найти и другие цели, которые преследовала католическая церковь. Изначально она хотела обернуть в католичество весь православный Восток. Это подтверждается сохранившимся письмом Иннокентия IIIрусскому духовенству после захвата Константинополя, где чётко говорится, что подчинение Риму Византийской империи должно сопровождаться обращением в католичество и всей России.

Цели данного похода очень хорошо отражаются как его участниками, так и его исследователями. Речь здесь идёт о французском летописце Вильгардуэне, маршале Шампани, и французском учёном Масе-Латри. Дневник Вильгардуэна был до середины XIX-го века главным историческим источником, позволявшего установить ясную картину 4-го Крестового похода. Данный труд пользовался большим авторитетом ввиду только большой известности его автора, но в источнике не наблюдается твёрдая цепочка фактов. И в 1861-м году французский учёный Мас-Латри в истории острова Кипра уделил несколько страниц проблеме 4-го Крестового похода, где была высказана точка зрения, что направление похода на Византию, а не в Египет и Святую Землю обусловлено коварной политикой и предательством всего христианского дела.

Ход 4-го Крестового похода

В 1198-м году началась подготовка к походу римским папой Иннокентием III, обеспечившим массовость похода ввиду обещаний о прощении долгов и неприкосновенности семей участников похода и их имущества. Таким образом в поход было завербовано огромное количество народа и получено огромное количество денежных средств.

Лидером 4-го Крестового похода был Бонифаций I Монферратский, а финансистом предприятия был Энрико Дандоло.

Сначала по договорённости предполагалось, что венецианцы доставят французских крестоносцев к берегам Святой земли и обеспечат оружием и провиантом. Также был план использования берега Египта в качестве плацдарма для нападения на Святую Землю. Однако вместо изначала заявленных 30 тысяч крестоносцев явилось только 12, которые не смогли оплатить их содержание. Тогда венецианцы предложили довольно хитрую сделку: в качестве платы французы должны были напасть на находящийся во владении венгерского короля портовый город Задарв Далмации, находящийся в статусе соперника Венеции на Адриатике. Соответственно, план с использованием Египта в качестве плацдарма для нападения на Святую Землю был отложен. Римский папа Иннокентий III, узнав о сделке, запретил поход. Однако в ноябре 1202-го года нападение на Задар состоялось. Все участники данного предприятия были отлучены от церкви.

Французский историк Мас-Латри ссылается на продолжателей дела историка крестовых походов Вильгельма Тирского, где подтверждается мысль о том, что 4-ый Крестовый поход был использован Венецией маской для усиления своего могущества и влияния. Это подтверждается документально: Мас-Латри нашёл в венецианских архивах договорённости венецианского дожа Генриха Дадоло с египетским султаном Малек-Аделем, в котором чётко говорится, что «Когда Малек-Адель, брат Саладина, услыхал, что христиане наняли флот, чтобы идти в Египет, он прибыл в Египет и сосредоточил здесь свои силы. Потом, избрав послов, вверил им значительные денежные суммы и послал в Венецию. Дожу и венецианцам предложены были большие подарки. Послам приказано было сказать, что если бы венецианцы согласились отвлечь христиан от похода на Египет, то султан дал бы им торговые привилегии в Александрии и большую награду. Послы отправились в Венецию и сделали то, что им было поручено».

Рассматриваемая точка зрения продолжила развиваться и в других исторических исследованиях – в 1867-м году вышел в свет 85-ый том «Энциклопедии Эрша и Грубера», написанный Карлом Гопфом. На 188-ой странице излагается точка зрения историка: ««Так как в Венеции не могли поместиться все крестоносцы, то им назначен был для лагерной стоянки остров Лидо, куда привозили из города продовольствие. Страх сменялся новыми надеждами. Передавали из уст в уста дурные вести, будто султан Малек-Адель послал в Дандоло и к венецианским купцам послов с богатыми подарками и предлагал им выгодные привилегии, если они согласятся отклонить крестоносцев от похода на Египет. Высказывалось опасение, что крестоносцы попали в западню, что необходимость заставит их, может быть, вместо достижения священных целей обратиться к мирским делам и – что хуже – вести войну с христианскими народами. Имели ли основание эти слухи, или только томительная неизвестность навевала эти страхи? Мы в состоянии, наконец, пролить свет на этот темный вопрос. Вскоре после того, как Венеция договорилась с французскими баронами предпринять поход против Малек-Аделя, может быть, вследствие приглашения этого последнего, отправились в Каир послами Марино Дандоло и Доменико Микиели, которые весьма ласково были приняты султаном и вступили с ним в соглашение.

Между тем как крестоносцы томились на острове Лидо ожиданием, когда им можно будет идти на войну с неверными, венецианские послы 13 мая 1202 г. действительно заключили торговый договор, в силу которого, кроме других привилегий, венецианцам гарантирован был особый квартал в Александрии. Для ратификации договора послан был в Венецию эмир Саадеддин. Выгодные условия, предложенные Малек-Аделем, решили судьбу крестового похода. Искусственное здание благочестивых надежд, лелеемых папой Иннокентием III и опиравшихся на цвет французского рыцарства, рушилось разом. Победу одержали политические интересы. Вместо борьбы за дело креста состоялась совсем иная экспедиция, кончившаяся разрушением Греции и утверждением всемирного торгового могущества Венеции. Решение делу дал старый дож; он последовательно, без колебаний осуществил вполне то предприятие, которое уже давно таил в своей гордой душе. Не напрасно Венеция снарядила флот, какого лагуны не видали до того времени; снаряженный предприимчивыми и воинственными крестоносцами, этот флот представлялся непобедимым». Но, к сожалению, автором не указывается местонахождение документа, используемый при воссоздании целостности события. Но всё же очевидно, что эта точка зрения получала большое распространение, к тому же сам историк пользовался в то время большим авторитетом.

Дальнейшую судьбу Четвёртого Крестового похода предопределило изменение цели: отношения между Иннокентием III и византийским императором стали напряжёнными после того, как тем было отвергнуто предложение о восстановлении церковной унии, что привело бы к утрате греческой церкви самостоятельности. Ещё одной важной причиной поворота маршрута крестоносцев являются обвинения Византии в неудачах предприятия. Они выражались в том, что якобы Византия срывает поход, заключая союз с турками-сельджуками против государств крестоносцев. Таким образом, здесь чётко прослеживаются корыстные намерения лидеров крестоносцев. Ещё одной предпосылкой к изменению цели похода стал дворцовый переворот в Константинополе, произошедший в 1195-м году, приведший к ослеплению Исаака II. В 1203-м году его сын Алексей бежал на Запад и смог найти политическую поддержку у своего деверя, короля Филиппа Швабского, имевшего претензии на Византийские земли. Ему царевич обещал главенство Рима над византийской церковью. Договор об оказании помощи был подписан на острове Корфу.

Таким образом, дальнейшая судьба похода была предрешена.

В июне 1203-го года крестоносцы на своих судах подплыли к Константинополю. Город находился фактически в осаде, так как по договору 1187-го года с Венецией византийцы свели силы своего флота к минимуму. В этой ситуации им оставалось только надеяться на союзников. Император Алексей III, организовал оборону морских границ, однако крестоносцы прорвались к городу. Результатом штурма Константинополя стало бегство Алексея III из византийской столицы. Жители города выпустили Исаака из тюрьмы и восстановили его в правах императора. Двоевластие в стране продолжалось на протяжении 5-ти месяцев. Но это никак не соответствовало плану крестоносцев, так как в этом случае терялись колоссальные деньги, обещанные царевичем Алексеем. И крестоносцы настояли на том, чтобы Алексей стал императором. Тот собирал те деньги, которые обещал по договору европейцам за помощь в захвате власти. Население Константинополя страдало от вымогательств и поборов. Удалось собрать лишь половину необходимой суммы – 100 тысяч марок. Казна быстро опустела. Алексей и Исаак попытались обложить население дополнительным налогом, но это вызвало очень сильное возмущение среди народа и представителей местного духовенства.

В городе люди вышли на площади и стали требовать нового императора. Исаак же предложил крестоносцам вступить в город и навести там порядок. Начались переговоры, но тайну поведал народу сановник Алексей Мурзуфл, которому и были поручено составление договорённости. В городе началось восстание, закончившееся свержением Исаака и Алексея, первый умер от горя, а второй посажен в тюрьму и был убит.

Императором был избран Мурзуфл, провозглашённый Алексеем V Дукой. Он стал новым правителем после династии Ангелов, прерванной свержением Исаака и убийством Алексея.

Для нас важным является документ о разделе Византийской империи в случае взятия Константинополя. Он был составлен между Бонифацием Монферратским и Энрике Дандоло. Действия в нём были следующего характера: крестовый поход византия латинский

· Разграбление Константинополя, вся поделенную добычу предполагалось сложить в установленном актом месте, 3 доли добычи должны были быть уплачены венецианцам по договору и Алексею, ещё одна доля должна была пойти на удовлетворение претензий Бонифация Монферратского и французов;

· Создание нового латинского правительства;

· Избрание нового правителя двенадцатью людьми, по шесть от Венеции и Франции;

· Новоизбранный император получает одну четверть земли, остальные переходят под контроль венецианцев и французов;

· Та сторона, из которой не избран правитель, получает в своё распоряжение церковь святой Софии и возможность выбрать патриарха от своих представителей;

· Все те, кто желает получить лены, дают вассальную присягу императору, от которой освобождается лишь дож Венеции.

Этот план примечателен тем, что его составили хитрые люди, очень хорошо знающие Византийскую империю. Венеции повезло больше всех в этом положении: ей попались земли весьма прибыльные и стратегически очень удобно расположенные.

Позднее прошёл военный совет латинян, на котором было принято решение начать штурм Константинополя со стороны Влахернского дворца. Первая попытка была совершена в апреле 1204-го года, засыпая рвы и подводя лестницы к крепостным стенам, но это стоило крестоносцам титанических усилий, поскольку был встречен неимоверный отпор со стороны жителей города. Захватчики всё-таки сумели ворваться в город к вечеру 9-го апреля и занять выгодное положение в башне, но не решились ночью двигаться дальше. После этого начался третий за время захвата Константинополя пожар, уничтоживший больше двух третей города. Ситуация подыграла крестоносцам тем, что из столицы Византии бежал Алексей Дука, отчаявшийся на благополучный исход. 12 апреля Константинополь был взят, а на следующее утро в него вошёл Бонифаций, отдавший город крестоносцам на трёхдневное разграбление, одно из самых жестоких и кровавых.

Потом наступила пора делить награбленное. Участники 4-го Крестового похода получили следующие суммы: каждый пехотинец получил по 5 марок, кавалерист – 10 и рыцарь – 20. Общая сумма добычи составляла 400 тысяч марок. Венецианцы получили куда больше: пехотинец получил 100 марок, кавалерист 200 и рыцарь 400. Всё остальное, за что можно было выручить деньги, оказалось уничтоженным: латиняне признавали только металл, из которого изготовляли золотые слитки, нетронутой же осталась только четвёрка бронзовых коней на ипподроме, которую пощадил Дандоло. Эти кони и по сей день украшают портик святого Марка в Венеции.

После наступил черёд исполнения второго пункта договора – установления новой власти в захваченной Византийской империи. По логике вещей, всеми правами на титул императора обладал главнокомандующий походом Бонифаций. Но избиратели от Франции и Венеции не собирались голосовать за него. Тогда Монфератский решил повлиять на решение избирателей, заявив о желании жениться на императрице Маргарите – вдове Исаака, но ничего в итоге не вышло. Венецианцы же желали видеть в качестве нового императора Энрике Дандоло. Но он не желал этого титула. Для венецианцев важным было видеть того правителя, который был бы наименее опасным для интересов Венеции, хорошо обеспеченных договором. Монферратский после избрания мог потеснить интересы венецианцев. Нашлась кандидатура на пост правителя Латинской империи в лице графа БолдуэнаФландрского, как более отдалённого владетельного князя, который представлялся наименее опасным для Венеции. Он получил 9 голосов (6 от венецианцев и 3 от представителей духовенства прирейнского), за Бонифация проголосовало всего 3. Провозглашение Болдуэна последовало 9-го мая.

Итоги 4-го Крестового похода

Третий пункт договора о выдаче ленов, осуществление которого решено было начать осенью 1204-го года, оказался практически неосуществимым ввиду следующих причин. Во-первых, действующая армия крестоносцев состояла из 15-ти тысяч человек. Во-вторых, нашлись три императора, сбежавшие в ночь перед штурмом Константинополя крестоносцами: Алексеем III, Алексеем V и Фёдором Ласкарисоми и не признавшие раздел империи. В-третьих, банально просто неоткуда было брать земли, обещанные участникам Крестового похода. Активно раздаривались чины и титулы, рыцари присматривались к лакомым кусочкам. Бодуэн Фландрский начал осознавать, что во время Крестового похода он мог выбрать земли получше на западе. Он тяготел к Македонии, Солуни, где как раз правил его брат. Тот сказал, что с удовольствием откажется от своего округа в обмен на восточные области, на что Бодуэн выразил неудовольствие. Оно крылось в стратегических интересах Бонифация Монферратского, который мог утвердиться в Солуни и усилить доминирование в Греции, где французские рыцари имели лены, плюс ко всему, он мог объединиться с венграми и, таким образом, угрожать Константинополю, будучи в браке с дочерью венгерского короля, экс-императрицей Маргаритой.

Постепенно назревала усобица между правителями, вызванная территориальными вопросами. Но Бонифаций сумел перехитрить Фландрского путём заключения дипломатических договорённостей с Дандоло. В августе 1204-го года состоялась продажа Бонифацием в пользу Венеции всех его прав и территориальных притязаний. Также царевичу Алексею, заключившему сделку с крестоносцами, была выплачена тысяча марок серебра и по договору Венеция обязывалась предоставить ему лен на западе, доход с которой равнялся бы 30 тысячам рублей. Впоследствии оказалось, что под этим леном, указанном в договоре, подразумевался тот самый Солунский округ. Этот акт позволил Бонифацию получить заветную европейскую область, расположенную у моря. Эта земля была получена не на правах императора, что позволило Монферратскому не давать присяги и в крайнем случае вступить в борьбу с Бодуэном. Самое примечательное, что оформление этого хитрого договора приходится на тот момент, когда он совершал экспедицию в Македонию в целях расширения сферы своей власти и заставлял местное население присягать себе. Это и стало предпосылкой к созданию этого договора. Формально этот договор был закреплён образованием осенью 1204-го года Латинской империи.

Дальше пошло то, что Фёдор Успенский назвал в своём труде «немесидой», то есть, возмездием за зверства, учинённые захватчиками в великой стране – Византии, ставшая жертвой очень тонкой, хитрой и расчётливой политической игры. Пока в Латинской империи происходили дипломатические склоки из-за захваченных территорий, постепенно набирали силу болгары, освобождённые крестоносцами от византийской власти ближе к концу Четвёртого Крестового похода. И одна, и другая сторона хорошо понимали, что здесь дело раздела земли на Балканском полуострове постепенно подходит к вооружённому столкновению. Болгарский царь Иоанн Асень надеялся на мирный исход дела, войдя в союз с латинянами. Однако они думали совершенно иначе. В их планах значилось совершенно противоположное – лишение Болгарии политической независимости и обращение её в католичество. Крестоносцы попирали культуру и религию на завоёванных землях, таким образом, на иной выход рассчитывать было нельзя.

Между тем Бодуэн и Бонифаций занимают часть территорий Балканского полуострова, оставляют там небольшие гарнизоны и отправляются на Восток, чтобы пожаловать герцогам новые чины и земли в греческих областях. Тем временем Иоанн Асень собирает болгарское народное движение, получившее огромную мощь и совершает нападение на латинян, поголовно истребляя их. Латиняне же, не на шутку перепуганные последними известиями, прекращают военные операции в областях Никкеи и Трапезунда и бросили свои силы на Запад. Тем самым была образована Никкейская империя, ставшая как политическим конкурентом болгар, так и центром греческой народности и культуры.

15-го апреля 1205-го года под Адрианополем состоялась ключевая битва между латинянами и болгарами, в которой погибли лучшие латинские рыцари и был взят в плен Бодуэн Фландрский. Крестоносцы, будучи запертыми в Константинополе и опасавшиеся осады, пытались уговорить папу начать проповедь нового крестового похода, на что тот ответил категоричным отказом и дал указание им соединиться в союз с болгарами.

Перед Асенем открылись большие перспективы: весь Балканский полуостров был в его власти, для её утверждения оставалось взять Константинополь, но он этого не сделал. Многие историки усматривают в этом отказе проявление политической слабости Иоанна: длившаяся долгое время вражда между славянами и греками тоже коснулась царя. Вывод этот можно сделать по тому, с какой ярой ненавистью обращали в руины болгары греческие города. Как известно, дыма без огня не бывает. Так же и здесь: греческое правительство практиковало политику переселения славян с востока на запад. Асень думал переселять греков во Фракию и Македонию греков для того, чтобы дать возможность болгарам заселяться на Дунае. Эти действия дали пищу для размышления грекам: под какой властью им лучше находиться: под болгарской или латинской? И сомнения разрешились против Асеня. Он, в свою очередь, потерял греков в виде союзников, а вместе с ними и Константинополь. Греки объединились с латинянами против болгар, но царь последних упорно отстаивал свои земельные притязания и в битве под Солунью погиб Бонифаций Монферратский. Только венецианский дож умер своей смертью в 1205-м году в Константинополе.

Влияние 4-го Крестового похода на дальнейшие отношения между Западом и Востоком

Этот поход сыграл без преувеличения огромную роль на дальнейших отношениях Запада и Востока, на дальнейшую судьбу Крестовых походов и на мировоззрение гуманизма. На мой взгляд, этот поход приобрёл негативные оттенки в мировой историографии благодаря летописцу узнавшего правду от одного новгородца, который, будучи в разграбляемом городе, сумел представить зверства крестоносцев, попиравшие все возможные нормы морали. Захватчики представляются в нашей историографии как клятвопреступники, перешагнувшие через запрет папы и разграбили город, убив множество ни в чём не повинных людей. Подводя итог данному историческому исследованию, необходимо заметить, что данный поход, с одной стороны, усилил неприязнь, а порой и ярую ненависть, проявляющаяся порой в современном мире, между католиками и мусульманами, а с другой позволил взглянуть на тогдашний кризис человеколюбия и в какой-то степени поспособствовать его разрешению. Это отражается в культуре и религии как Средневековья, так наших дней. Четвёртый Крестовый поход вошёл в уникальный архив человечества, именуемый историей, как и другие яркие события того времени. И главная задача истории – не допускать подобных ужасов впредь и по-другому осознавать человеческие ценности.



Первый поход начался в 1096 году.
В городе Кельмрон (Франция) перед тысячами священнослужителями и горожанами выступил Папа Римский Урбан 2 он призвал бороться против турков - сульджуков Византии. Кроме того, вдохновлял освободить от мусульман Иерусалим, где, по хрестьянскому преданию, похоронен Иисус Христос.В своей страстной проповеди глава церкви пообещал прощение всех грехов и райскую жизнь после смерти всем участникам похода.Рассказывал о богатстве и плодородие Святой земли.
Второй крестовый поход (1147-1149)

Король Германии Конрад III Гогенштауфен сухим путём (через Венгрию) прибыл в Константинополь, в середине сентября 1147 года переправил войска в Азию, но после столкновения с сельджуками при Дорилее вернулся к морю. Французы, напуганные неудачей Конрада, пошли вдоль западного берега Малой Азии; потом король и знатные крестоносцы на кораблях отплыли в Сирию, куда и прибыли в марте 1148 года. Остальные крестоносцы хотели пробиться сухим путём и по большей части погибли. В апреле прибыл в Акру Конрад; но осада Дамаска, предпринятая вместе с иерусалимцами, пошла неудачно, вследствие эгоистической и недальновидной политики последних. Тогда Конрад, а осенью следующего года и Людовик VII возвратились на родину. Эдесса, взятая было по смерти Имад-ад-Дина христианами, но вскоре опять отнятая у них его сыном Нур-ад-Дином, теперь была уже навсегда потеряна для крестоносцев.

Следовавшие за тем 4 десятилетия были тяжёлым временем для христиан на Востоке. В 1176 году византийский император Мануил потерпел страшное поражение от сельджукских турок при Мириокефале. Нур-ад-Дин овладел землями, лежавшими на Северо-востоке от Антиохии, взял Дамаск и стал близким и крайне опасным соседом для крестоносцев. Его полководец Асад ад-Дин Ширкух утвердился в Египте. Крестоносцы были окружены «кольцом» врагов. По смерти Ширкуха звание визиря и власть над Египтом перешла к его знаменитому племяннику Саладину, сыну Айюба.

Третий крестовый поход (1189-1192)
Для возвращения Иерусалима был организован германскими, английскими и французскими каралями,но и они не достигли своей цели.Хрестьяни завладели узкой полоской на побережье Средиземного моря, а Иерусалим остался в руках мусульман.

Четвёртый крестовый поход (1202-1204)

Вскоре папа Иннокентий III стал проповедовать новый 4-й крестовый поход. Пламенный проповедник Фулько из Нельи уговорил принять крест графа Тибо III Шампанского, Людовика Блуасского и Шартрского, Симона Монфортского и многих рыцарей. Кроме того, дали обет идти в Святую землю граф Балдуин Фландрский и его братья, Евстахий и Генрих. Граф Тибо вскоре умер, но в крестовом походе принял участие ещё Бонифаций Монферратский.

В то время, как крестоносцы собирались отплыть в Египет, летом 1201 года в Италию прибыл царевич Алексей, сын низложенного и ослепленного в 1196 году византийского императора Исаака Ангела. Он просил у папы и Гогенштауфенов помощи против своего дяди, узурпатора Алексея III. Филипп Швабский был женат на сестре царевича Алексея, Ирине, и поддержал его просьбу. Вмешательство в дела Византийской империи обещало большие выгоды венецианцам; поэтому дож Энрико Дандоло также стал на сторону Алексея, обещавшего крестоносцам щедрое вознаграждение за помощь. Крестоносцы, взяв в ноябре 1202 года для венецианцев город Задар (взамен недоплаченных денег за перевоз), отплыли на Восток, летом 1203 года высадились на берегу Босфора и стали штурмовать Константинополь. После нескольких неудач император Алексей III бежал, и слепой Исаак был снова провозглашен императором, а его сын - соправителем.

Вскоре начались раздоры между крестоносцами и Алексеем, который не был в состоянии исполнить своих обещаний. Уже в ноябре того же года это привело к враждебным действиям. 25 января 1204 года новая революция в Константинополе низвергла Алексея IV и возвела на престол Алексея V (Мурзуфла). Народ был недоволен новыми налогами и отбиранием церковных сокровищ для уплаты крестоносцам условленного вознаграждения. Исаак умер; Алексей IV и выбранный было императором Канабус были задушены по приказанию Мурзуфла. Война с франками шла неудачно и при новом императоре. 12 апреля 1204 года крестоносцы взяли Константинополь, причем погибло множество памятников искусства. Алексей V и Феодор Ласкарис, зять Алексея III, бежали (последний - в Никею, где и утвердился), а победители образовали Латинскую империю.

В 1261 году на помощь византийцам прешол сутан Египта Бейбарыс изгнавший крестоносцев. Византийская империя была восстановлена но уже не достигла своего могущества.

В 1350-1370 годах турки-османы захватили большинство земель Византии

В1453 (29мая ) был покорен Константинополь.Таким образом пала Византийская империя,а на её месте появилась Османская империя

Loading...Loading...