Административная дееспособность способность. Административная правоспособность и дееспособность граждан

Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы . Вместе с тем он может и не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы , обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении ; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

  1. в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
  2. в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
  3. в административном процессе , т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав , свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
  4. в административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства . Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа , оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами ; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

Правоспособность и дееспособность субъектов административного права

Правоспособность субъекта сочетает в себе его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности . Административная правоспособность — вид общей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа , государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества , некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях , нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов , образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-правовых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

Специфика любой отрасли права накладывает свой отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти , общественных объединений и иных организаций.

Все субъекты административного права, с одной стороны, имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства , органов исполнительной власти , государственных служащих , предприятий , учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества , производственные и потребительские кооперативы , общественные объединения, религиозные объединения).

С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

  1. управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление , различные функции публичного управления (для всех |субъектов административного права);
  2. наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
  3. юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);
  4. реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
  5. обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
  6. юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

Административная дееспособность имеет «активное» и «творческое» начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления ; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

  1. возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
  2. должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
  3. правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
  4. результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в

В чем заключается ее особенности по сравнению с гражданской правосубъектностью? Какие граждане, находящиеся на территории России, относятся к иностранцам и лицам без гражданства? В чем специфика их статуса?

1. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан? В чем заключается ее особенности по сравнению с гражданской правосубъектностью?

Одним из субъектов административного права являются физические лица, под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения. Так гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин - с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.

Конституция Российской Федерации в статье 19 “гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.” Этой же статьёй “запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.” Однако, равенство административной правоспособности граждан России, как общей способности иметь права нести обязанности, не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения. Так ст.118 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает лишение гражданина права управлять транспортным средством на срок до шести месяцев за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение лёгких телесных повреждений. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов срока их действия.

Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)

Итак, дадим определение административной правоспособности - это способность гражданина иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права.

Административная правоспособность означает закрепленную нормами административного права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения, её отсутствие исключает возможность возникновения административно-правовых отношений.

Административная правоспособность возникает с момента рождения человека и до его смерти.

Особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления, она характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов личности и государства в системе управления. Административная правоспособность является основой административной дееспособности.

На ряду с правоспособностью необходимо выделить и дееспособность.

Административная дееспособность - это фактическая возможность практической реализации предоставленных гражданину прав и выполнения возложенных на него обязанностей в сфере государственного управления. Административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста (ст.13 КоАП). В зависимости от возраста, образования, состояние здоровья и т.д. изменяется конкретный состав прав и обязанностей.

Таким образом, правило о том, что дееспособность возникает с 16-летнего возраста, является еще одной особенностью административной правосубъектности т. к. в гражданской правосубъектности полная дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет.

2. Какие граждане, находящиеся на территории России, относятся к иностранцам и лицам без гражданства? В чем специфика их статуса?

Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены в ст.62 Конституции РФ. Российское государство, исходя из общих принципов права, наделяет иностранцев и лиц без гражданства широкой правоспособностью (почти все права и обязанности граждан РФ, за некоторым исключением).

Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Определение иностранных граждан как лиц, не являющихся российскими гражданами и имеющих доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, которое дано в ст. 1 действующего в России Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., не может действовать в полной мере в связи с допущением Конституцией двойного гражданства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства (понятие "подданство" сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию "гражданство").

Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция РФ закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим. Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Существенно, что в ч. 3 ст. 62 Конституции национальный режим установлен в качестве общего принципа российского законодательства.

Такой принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и т. д., право участвовать в референдуме и т. п.). Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в Законе о правовом положении иностранных граждан в СССР, в частности в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания на территории нашей страны, административной, уголовной ответственности.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

Таким образом, особенности правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства сводятся к тому, что на них не распространяется ряд прав и они не несут ряд обязанностей. Они не пользуются избирательным правом (пассивным и активным). Не могут состоять в экипаже судов, не могут нести воинской обязанности. Для этой категории лиц ограничено передвижение по территории РФ.

Задача.

Ученик 3-го класса Груздев Миша, успешно овладевающий программой начального образования, написал директору школы заявление, в котором просил перевести его в 4 класс или разрешить учебу в форме семейного образования. Директор ответил, что хотя Груздев и заслуживает того, чтобы удовлетворить его просьбу, заявление его он рассматривать не будет, так как Миша еще не дееспособен. Его недееспособность может быть восполнена дееспособностью родителей, которые и должны написать заявление для решения вопроса. Ученик в ответ на это заявил, что Закон об образовании предоставляет не родителям, а ему право освоить программу в форме семейного образования, и попросил ускорить решение вопроса, поскольку он не нуждается в представительстве своих интересов родителями, иначе он будет жаловаться.

Субъекты административных отношений должны отвечать формально-юридическим атрибутам, обусловленным наличием публичных право- и дееспособности.

Под административной правоспособностью лица понимается возможность физического, юридического лица быть носителем исполнительно-распорядительных полномочий (публичных прав и обязанностей). Возникновение, изменение и прекращение административной правоспособности обусловлено событиями юридического факта (совпадает с гражданской правоспособностью).

Административная дееспособность

Административная дееспособность означает возможность лица приобретать и осуществлять публичные полномочия (т.е. приобретать права в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и нести обязанности). Различаются административная дееспособность лица (гражданина – физического лица), должностного лица, юридического лица и административная дееспособность публичного органа.

Наличие у физического лица административной дееспособности обусловлено различными публичными атрибутами, но всегда зависит от существа административного отношения. Публичные правомочия несовершеннолетних или малолетних граждан существенно ограничены, однако и такие лица являются полноправными участниками административных отношений в сферах образовательной, медицинской и иной социальной деятельности. Несовершеннолетние и малолетние граждане наделены неотчуждаемыми социальными правами, а публичные органы обязаны обеспечить реализацию таких прав.

Корреляция административной и гражданской дееспособности

Административную дееспособность следует отличать от гражданской дееспособности возможности физического или юридического лица своими действиями осуществлять право и исполнять обязанности, установленные гражданским законодательством. Возникновение и прекращение административной и гражданской дееспособности зависит от различных юридических фактов.

Наделение лица административной дееспособностью всегда предшествует возникновению гражданской дееспособности, например, субъект предпринимательства вступает в административные отношения в момент возбуждения ходатайства перед органом государственного управления о государственной регистрации . С момента начала регистрационных отношений лицо осуществляет публичные правомочия, становится административно-дееспособным лицом. Гражданская дееспособность лица возникает в момент его государственной регистрации , т.е. в момент завершения регистрационных отношений .

Лицо сохраняет административную дееспособность даже в случае прекращения гражданской дееспособности. При ликвидации юридического лица его учредители (участники) несут публичные обязанности перед органами, осуществляющими государственную регистрацию, а при совершении правонарушения – перед правоохранительными органами.

  • Специально уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию субъектов предпринимательства, является ФНС, находящаяся в ведении Минфина.
  • Фактически возникновение гражданской дееспособности лица, осуществляющего коммерческую деятельность, обусловлено не только его государственной регистрацией, но и последующим лицензированием деятельности субъекта предпринимательства в определенных законом случаях.
  • По смыслу и. 2 ст. 51 ГК РФ применительно к юридическим лицам регистрационные отношения завершаются в день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (см. также п. 2 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
10 Понятие и время возникновения административной правоспособности, административной дееспособности, административной деликтоспособности граждан РФ.

Административно-правовое положение граждан определяет­ся прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право­способность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина по­нимается признаваемая за ним законом возможность быть субъек­том административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рожде­ния гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержа­ние названной правоспособности устанавливаются и изменяются при помощи норм административного права. В основных чертах они за-креплены в Конституции РФ

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодатель­ством, например, в связи с совершением уголовного или админист­ративного правонарушения, за которые закон предусматривает сан­кции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и дру­гих правоограничений.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъектив­ных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина - признан­ная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осу­ществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные право­нарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Мо­мент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего воз­раста. Согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако момент возникновения административной дееспособности ос­тается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособ­ность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздейст­вия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащим­ся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).
В административном праве отсутствуют правовые нормы, ко­торые бы определяли возможность и основания ограничения дееспо­собности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для огра­ничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). На­пример, согласно КоАП не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ - предусмотренная законом способность лица нести юридическую ответственность за совершенное преступление, административное или гражданское правонарушение. В ряде стран (Германия, Швейцария) Д. рассматривается как часть понятия "дееспособность".

Согласно 110-й статье Конституции РФ , состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.


Председатель Правительства

Путин Владимир Владимирович

Первый

Зубков, Виктор Алексеевич



Шувалов, Игорь Иванович

Заместитель Председателя Правительства

Иванов, Сергей Борисович

Заместитель Председателя Правительства

Козак, Дмитрий Николаевич

Заместитель Председателя Правительства

Кудрин, Алексей Леонидович

Заместитель Председателя Правительства

Сечин, Игорь Иванович

Заместитель Председателя Правительства

Собянин, Сергей Семёнович

Заместитель Председателя Правительства

Жуков, Александр Дмитриевич

Заместитель Председателя Правительства

Хлопонин, Александр Геннадиевич

Министерство внутренних дел . Министр:

Нургалиев, Рашид Гумарович

Министерство здравоохранения и социального развития . Министр:

Голикова, Татьяна Алексеевна

Министерство энергетики . Министр:

Шматко, Сергей Иванович

Министерство иностранных дел . Министр:

Лавров, Сергей Викторович

Министерство культуры . Министр:

Авдеев, Александр Алексеевич

Министерство обороны . Министр:

Сердюков, Анатолий Эдуардович

Министерство регионального развития . Министр:

Басаргин, Виктор Фёдорович

Министерство связи и массовых коммуникаций . Министр:

Щёголев, Игорь Олегович

Министерство сельского хозяйства . Министр:

Скрынник, Елена Борисовна

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие у лица административной правосубъектности. Как правило, ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

В законодательстве отсутствует определение понятий «административная правоспособность» и «административная дееспособность». В специальной литературе они истолковываются исходя из общих представлений о них в теории права, а также в гражданском законодательстве с учетом анализа норм административного права.

В административном праве, считают ученые-административисты, представление об административной правоспособности и дееспособности является необходимым в качестве методологической предпосылки выяснения общего и особенного в правовом положении субъектов административного права, без административной правоспособности невозможно само понятие субъекта административного права.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон данных правоотношений конкретных прав и обязанностей. Осуществление прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права дает возможность применения к нему юридической (а также административной) ответственности.

Административная дееспособность -- возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, в том числе нести ответственность за свои действия (в некоторых случаях -- и за бездействие). Другими словами, административная дееспособность означает вероятность практической реализации административной правоспособности.

В ряде случаев, выделяют особый элемент административной дееспособности, называемый административной деликтоспособностью, -- способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия (в ряде случаев -- за бездействие), подвергаться административному наказанию.

Вместе с тем реализация правоспособности как физических, так и юридических лиц невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего органа публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием.

По общему правилу правоспособность гражданина начинается в момент его рождения и прекращается смертью. Дееспособность гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, которое по российскому гражданскому и семейному законодательству наступает в восемнадцать лет. До этого возраста гражданин имеет ограниченный объем дееспособности, зависящий от его возраста. В ряде случаев гражданин может быть ограничен или даже лишен дееспособности.

Другую группу субъектов административно-правовых отношений составляют организации.

Гражданское право разделяет юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться а форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечень таких форм является закрытым и может быть изменен только внесением поправок в ГК РФ. Что же касается юридических лиц, являющихся некоммерческими организация ми, они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. При этом ГК РФ не содержит полного перечня возможных форм некоммерческих организаций, делегируя данную функцию специальным федеральным законам.

юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В отношении юридических лиц законодатель не использует термин «дееспособность». Моменты возникновения право- и дееспособности юридического лица совпадают во времени и определяются моментом

государственной регистрации юридического лица, процедурой получения лицензии.

Кроме граждан и юридических лиц характерную категорию субъектов административного права составляют государственные органы и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные служащие. Например, суды -- участники правоотношений, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, отнесенных к ведению судов КоАП РФ, а также правоотношений, связанных с обжалованием действий должностных лиц органов исполнительной власти.

К негосударственным организациям в качестве субъектов административного права относятся: общественные объединения, профессиональные союзы, потребительские кооперативы, и др.

При характеристике субъектов административно-правовых отношений в науке административного права принято употреблять понятие «административно-правовой статус», которое включает в себя совокупность прав, обязанностей, гарантий реализации прав, ограничений (запретов) и ответственности за нарушение обязанностей. Не все права и обязанности субъектов административного права производны от их конституционного правового статуса, существует достаточное количество прав и обязанностей, которые находятся за пределами конституционного статуса. Административно-правовой статус конкретного участника правоотношений представляет собой неотъемлемый элемент общего правового статуса данного субъекта, сочетается со статусами, устанавливаемыми нормами других отраслей права, например гражданского, семейного, трудового, во многих случаях выступая в качестве приоритетного.

Loading...Loading...