Армения на древних картах мира. Тигран Великий

Что общего у таких известных людей, как генералиссимус Александр Суворов, маринист Иван Айвазовский, священник Павел Флоренский, писатель Василий Немирович-Данченко, поэт Булат Окуджава? Связующее звено между всеми этими выдающимися людьми - тот неожиданный для многих факт, что в жилах каждого из них текла армянская кровь. Даже таможенник-герой из фильма «Белое солнце пустыни» актёр Павел Луспекаев - и тот при заполнении советских анкет в известной пятой графе всегда с гордостью писал - «армянин». А его фамилия восходит к армянскому княжескому роду - Лусбекян.

Армения... У обывателя, успевшего пожить среди пятнадцати советских республик, сразу возникают определённые ассоциации. Горная вершина Арарат, чья заснеженная шапка украшала этикетку одноимённого коньяка. Неподражаемая кухня и искреннее гостеприимство, свойственное всем кавказским народностям. Абрикосы, гранаты, виноградные гроздья, которыми Армения щедро наполняла наши рынки. Но ещё Армения - это и печально известная трагедия 1988 года в Спитаке, не оставившая безразличным ни один народ большой «семьи» бывшего СССР. Это и драматические события в Нагорном Карабахе, унёсшие жизни многих молодых солдат.

Но, несмотря на общее представление, всё-таки Армения для многих из нас подобна айсбергу, религиозная, культурная, историческая часть которого остаётся скрытой.

Моё личное знакомство с Арменией началось издалека, в прямом смысле слова, а именно - в Венеции, на конференции по библеистике. Восторг от доклада профессора священника Богоса Левона Зекияна и посещение Армянского острова в Венецианской лагуне подтолкнули к более глубокому изучению истории и традиций этой удивительной культуры. Кстати, врождённое стремление к постижению неизведанного у армян я отметил для себя в монастырском музее на венецианском Армянском острове, где собрана уникальная коллекция византийского стекла, артефактов из Египта и Шумера, а основной достопримечательностью музея монастыря является египетская мумия Неметхетамона (XV в. до Р. Х.).

Ковчег Ноя и каменный паспорт Еревана

Каждый народ территориально привязан к какой-то части суши. Что касается армян, у них две родины: одна историческая, а другая - доставшаяся в результате политической несправедливости. Сегодня эта территория равна по площади современной Киевской области.

Моему удивлению не было предела, когда я впервые увидел карту, зафиксировавшую кульминационную точку расширения границ Армянского государства времён Тиграна Великого (I в. до Р. Х.). Восточная часть современной Турции, современные Ливан и Сирия, частично север современного Израиля и Иордании, а также частично север Ирака и Ирана, Азербайджан, Грузия - некогда всё это были земли Великой Армении.

Действительно, исторической родиной армян является Армянское нагорье, которое можно назвать горным островом по отношению к Анатолийскому и Иранскому плато, расположенным ниже. Именно отсюда берут начало пять самых больших рек Ближнего Востока: Евфрат, Тигр, Арацани, Чорох, Кура. В центре Армянского нагорья возвышается библейская гора Арарат (ныне находящаяся на территории Турции) - самая высокая точка на Ближнем Востоке. На её вершине, как известно из Писания, остановился Ковчег патриарха Ноя. К сожалению, сегодня власти Турции не дают учёным доступа на Арарат, и исследовать вопрос об остатках Ноева ковчега можно только по фотографиям из космоса.

Можно предположить, что именно на той части суши, которую впервые увидел Ной после Потопа, и появился впоследствии город Ереван (двенадцатая по счёту столица Армении), ведь на армянском языке «еревал» означает «появляться», а «еревангал» - «показаться».

Клинописный каменный «паспорт» Еревана сегодня экспонируется в государственном музее Армении. Согласно его данным, Ереван на 29 лет старше Рима! (Вечный город основан в 753 г. до Р. Х.)

Айстан - Урарту - Армения

В середине II тысячелетия до Р. Х., за 500 лет до помазания первого царя в Израиле, в Армении уже было создано государство, объединившее все армянские племена в единый народ. Первоначально Армения называлась Айстан, а сами армяне и сегодня именуют себя «ай». Нам, наверное, из учебников по истории Армения более известна как древнее государство Урарту - так она именовалась в клинописных источниках придворной ассирийской канцелярии.

«Ванское царство», «Царство Ервандуни», «Вхождение в состав Ахеменидской державы», «Селевкиды и Армянские царства», «Армяно-Понтийский союз» - всё это сухие названия параграфов из учебника по истории Армении. Но даже беглое знакомство с оглавлением рождает уважение к народу с таким прошлым.

Христианская Армения

Если когда-то при решении кроссвордов вам придётся отвечать на вопрос, какое государство первым приняло христианство, знайте, это - Армения. В западной и восточной частях Римской империи ещё курился дым перед римским и эллинским языческими пантеонами, ещё продолжались гонения на христиан - а в Армении евангельское семя, посеянное апостолами Фаддеем и Варфоломеем, уже принесло добрые и обильные плоды: в 301 году Армения стала первым в мире христианским государством. Для сравнения: несмотря на то что император Константин Великий в 313 г. прекратил гонения на христиан, а в 325 г. был созван I Вселенский Собор, всё же Византийская империя официально стала христианской державой только в 380 г., после принятия эдикта императора Феодосия І.

Первым предстоятелем Армянской Церкви стал миссионер-труженник, исповедник святитель Григорий, которого армяне с любовью и гордостью называют Просветитель.

Связь Армении и её соседки и сестры во Христе, Восточной Римской империи, была очень тесной. Вплоть до 387 г. все католикосы* от святого Григория Просветителя до Нерсеса Великого хиротонисались в Каппадокии, сама же Армения являлась митрополией Кесарийской Церкви**. Литургическая традиция, как и богослужебный язык, на протяжении этого периода были едины, а армянский епископат активно участвовал в жизни Вселенской Церкви. Армянские делегаты принимали участие в работе I и II Вселенских Соборов. Однако из-за раздела Армении в 387 г. между Персией и Римом новый католикос Исаак, оказавшись на территории персов, был заключён в тюрьму, вследствие чего армянская делегация не попала на III Вселенский Собор. Тем не менее, после освобождения из тюрьмы католикос Исаак созывает в 435 г. Аштишатский Собор, на котором анафематствует Нестория***, подтверждая тем самым каноническую симфонию с отцами III Вселенского Собора. Однако, являясь непримиримыми противниками ереси Нестория, армянские богословы невольно создали этим предпосылку к монофизитству****.

* καθολικός - всеобщий (епископ).

** В подписи под актами I Вселенского Собора (325 г.) архиепископ Леонтий следующим образом обозначил свой титул: «архиепископ Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Птолемаикского, Малой и Великой Армении».

*** На этом же Соборе были преданы анафеме Феодор Мопсуэтийский и Диодор Тарсийский, в результате чего армянские отцы пошли дальше отцов III Вселенского Собора - ведь ересь Феодора будет осуждена только на V Вселенском Соборе.

**** Монофизитство (µόνος - «один, единственный», φύσις - «природа, естество») - доктрина, признающая во Христе только Божественную природу и совершенно отвергающая Его человечество.

Измена по-гречески

Ощущение соседства с таким сильным единоверным государством, как Византийская империя, породило у армян иллюзию, что в критический момент они могут рассчитывать на заступничество. В этом и состоял трагизм ситуации, в которой оказался армянский народ и которая задала проекцию развития дальнейших межцерковных отношений Византии и Армении.

451 год в истории Церкви известен тем, что в городе Халкидоне проходил IV Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь монофизитства. Но мало кому известен тот факт, что в этом же году в Армении христиане отстаивали свою веру далеко не в богословских дискуссиях. На требование персидского царя отречься от христианства и принять зороастризм армяне, собравшись на совещание в Арташате, написали от имени всего населения письмо с обоснованием отказа. Это и спровоцировало вторжение персидской армии в Армению.

Армяне были уверены, что в войне с персами за верность Христу они получат обещанную накануне помощь от Византии. Однако персы на тот момент уже успели получить от императора Маркиана заверение в невмешательстве...

26 мая 451 г. главнокомандующий армянской армией Вардан Мамиконян и 1036 воинов кровью засвидетельствовали свою верность христианской вере в бою с несоизмеримо более сильным противником. Погибшие были причислены к лику святых, как и католикос Иосиф, казнённый персами немного позднее.

Понятно, что имя императора Маркиана стало ненавистным для армян, и свою ненависть к василевсу они перенесли и на оросы IV Вселенского Собора...

Дерзнём предположить, что бумеранг предательства, некогда пущенный Византией по отношению к христианской Армении, вернулся назад в Константинополь в 1204 г., когда к его стенам подошли с высоко поднятыми христианскими знамёнами, сверкая на солнце мечами и доспехами, рыцари IV Крестового похода...

А ведь Византия многим обязана Армении. И не только в силу того, что императорская гвардия состояла из армян, подобно тому, как Папская гвардия в Ватикане состоит из швейцарцев. Вообще, военная мощь, военная организация и военный талант Византии - заслуга армян, как военачальников, так и простых солдат. Армянские пешие отряды и армянская кавалерия считались лучшими частями византийской армии, беззаветно преданными своему императору. Кстати, из всех императоров Византийской империи пятьдесят четыре (а это 67 %) были армянами*. Некоторые историки считают, что именно отстранение армян от руководства боевыми частями в канун IV Крестового похода и стало причиной поражения, нанесённого турками.

* Некоторые византийские императоры, несмотря на наличие армянских корней, устраивали гонения на своих соплеменников. Так, некоторые хронисты сообщают, что в VI в. мятежный князь Смбат, преследуемый императором-армянином Маврикием, высадился в Крыму и поднялся вверх по течению Днепра. Внимание, киевляне! Именно на кручах, где впоследствии появится Киев, князь-армянин строит мощную цитадель Смбатас на горе, которую именуют до сего дня Замковой.

Между молотом и наковальней

У историка Нейла Фолкнера в его книге «Апокалипсис, или Первая Иудейская война» я когда-то прочитал, что Армения являлась своего рода Польшей Древнего Востока. Действительно, Армения имела настолько важное стратегическое значение, что спокойную жизнь страны постоянно нарушали военные марши армий тех империй, между которыми ей приходилось существовать. К сожалению, площадкой для выяснения отношений между сверхдержавами в большинстве случаев выбиралась сама же буферная Армения; во многих конфликтах враждующие государства привлекали её на свою сторону.

«Армян невозможно победить, их нужно разделять», - эти слова произнёс в IV в. до Р. Х. потерпевший поражение в Армении царь Дарий I. Эта установка оказалась не просто действенной, но и вневременной - на века.

После первого раздела Армении между Римской империей и Парфией (в 387 г.) её народ ещё не раз переживал перекрой между сверхдержавами. Так, второй раздел территории Армении произошёл в 591 г., но уже между Византийской империей и сасанидской Персией.

На протяжении всего этого периода армяне не сдавались и, сохраняя преданность вере во Христа, боролись за свою независимость. Свидетельством тому может быть создание и существование Киликийского армянского царства в окружении Сельджукского Иконийского султаната, которому не смогла противостоять Византийская империя. Фактически этому христианскому островку было суждено стать второй в Малой Азии родиной рассеянных армян. Именно сюда из города Ани был перенесён престол католикоса. Находясь в мусульманском окружении, князья армянской Киликии чеканили золотые, серебряные и медные монеты со своим изображением и легендой (надписью) на армянском языке. Именно в этот период были установлены торговые связи с Венецией и Генуей.

Удивительно, но когда в XIII в. мамелюкское Египетское государство завоевало одно за другим созданные крестоносцами в Палестине державы, единственным непокорённым христианским государством на Ближнем Востоке оставалось Киликийское армянское царство! И только в 1375 г. мамелюкам всё же удалось сломить сопротивление армян, и христианская Киликия пала - армянский народ потерял государственность более чем на 500 лет.

1386-й, 1394-й, 1398-й, 1403-й - это годы, в которые армия Тамерлана опустошала Армению, вследствие чего большая часть населения была уничтожена.

1453 г. - год захвата Константинополя турками-османами, после которого османская Турция превратилась в сильнейшее государство Ближнего Востока. Под её властью оказались балканские страны и вся Малая Азия. Как раз между османской Турцией и сефевидским Ираном в 1555 г. и был произведён третий раздел территории многострадальной Армении, а в 1639 г., после насильственной депортации 300 тысяч армян в Иран, произошел четвёртый передел.

Армянский ренессанс

Поразительно, однако именно в этот трагический период армянская культура и искусство переживали свой ренессанс. С X по XIV век были созданы многие шедевры церковной хоровой музыки; в это же время были изобретены «хазы» - специальная система знаков для записи музыки, фактически аналог византийских «невм» и древнерусских «крюков». Расцвела армянская архитектура - были возведены храмы в Санаине, Ахпате, Кечарисе, Агарцине, Гошованке, а также вырублен в скальном массиве знаменитый монастырский комплекс в Гегарде. Наверное, самым известным зодчим этого времени можно назвать архитектора Трдата. Именно он взялся за реконструкцию купола храма Святой Софии в Константинополе, разрушенного землетрясением, когда его греческие коллеги признали своё бессилие. Восстановленный Трдатом купол Святой Софии держится до сих пор!

Немногие знают, что до открытия в 1200 г. в Париже первого европейского университета в Армении уже существовали его аналоги, именуемые вардапетаранами (высшими школами), где изучали «семь свободных искусств». Отдельно имелись медицинские вардапетараны. А Гладзорский вардапетаран, созданный по европейскому образцу и имевший два факультета - богословский и юридический, - в 1280 г. первым в Армении получил статус университета. Возрождение переживала и литература: именно в этот период Григор Нарекаци написал «Книгу скорбных песнопений», которая сегодня переведена на многие языки мира.

Нельзя не упомянуть и о гении зодчего Манвела, создателя храма Сурб-Хач (Святой Крест) и портовой гавани на острове Ахтамар, и о тех знаменитых хачкарах, которые создал этот талантливый человек.

Хачкары (в переводе дословно «крест-камень») - это уникальный, сугубо армянский вид каменного декаративно-прикладного искусства. Каждый хачкар представляет собой каменную стелу с вырезанным на ней изображением креста, изящно украшенную орнаментом. Ни один хачкар, даже изготовленный одним и тем же мастером, не повторяется.

Вардапет Месроп Маштоц

Человеку, который гостит в Армении и хочет познакомиться поближе с её культурой, необходимо посетить Матенадаран - главное хранилище книг. Чего не было в истории армянской книги, так это скатанных в рулон манускриптов. Первые образцы дошедших до нас армянских книг V-VI вв. сброшюрованы, прошиты и имеют переплёт и обложку.

Армянская традиция связывает создание армянской письменности с переводом книг Священного Писания*. Но, несомненно, до появления нового алфавита «Еркатагир» помимо клинописи, арамейского и греческого языка у армян был свой способ письма. К сожалению, никаких эпиграфических свидетельств и артефактов с фиксацией древних записей до нашего времени не сохранилось.

* Первая книга Священного Писания, перевёденная с сирийского на армянский, - книга Притч.

Месроп Маштоц - человек, которому принадлежит честь создания армянского алфавита. Сегодня армяне, читая газеты, отправляя SMS-сообщения, иногда даже не задумываются, каким сокровищем они владеют.

Когда-то известный лингвист Мейер сказал, что армянский алфавит - это шедевр. Его уникальность заключается в том, что из 36 букв каждому символу соответствует один определённый звук, и наоборот (для сравнения: в русском алфавите всего 33 буквы, из них две не обозначают звуков).

В армянской азбуке (кстати, как и в церковнославянском языке) каждая буква снабжена своим числовым значением. Относительно недавно журналист и исследователь Эдуард Аянян сложил числовые коды букв в армянских названиях металлов и получил в точности те числа, которые проставлены Менделеевым в верхних углах ячеек его таблицы для обозначения атомных зарядов тех же химических элементов. Например, золото (арм. «воски») - 79; свинец (арм. «арчич») - 82, как в периодической системе. А ведь Месроп Маштоц не придумывал слов и тем более - армянского языка, который сформировался за тысячи лет до официальной даты создания армянского алфавита - 405 г.!

Позднее Месроп Маштоц набирает школу и с помощью ста учеников переводит с сирийского на армянский язык книги Священного Писания. Армянский перевод Библии назван палеографом Ф. Кроссом королевой перевода. И несмотря на то, что сегодня филологи задаются вопросом: осталось ли хоть что то от первоначального перевода Библии с сирийского, ведь в 432 г. в Армению попадает греческий перевод Писания - Септуагинта, текст которого был впоследствии согласован с первоначальным вариантом, - труд Месропа Маштоца, несомненно, незауряден, за что Месроп удостоен титула «вардапет» - учитель Церкви.

Примечательно, что сегодня во всём мире в музеях и библиотеках хранится около 30 тысяч армянских рукописных книг (и это только те рукописи, которые сохранились). А если учесть, что за всю историю Византии было создано около 50 тысяч рукописных фолиантов, этот факт вызывает ещё большее уважение к армянам как к книголюбивой и читающей нации.

В качестве предположения мы можем допустить связь между таким впечатляющим количеством рукописей - и тем ноу-хау, которым владели армянские переписчики книг и каллиграфы, писавшие под диктовку автора. Привычное перо писца у армян в результате технической эволюции довольно рано было превращено в первый прототип «авторучки»: к верхней части пера-калама прикреплялся пузырёк с чернилами. Благодаря этому писцы были освобождены от непрестанного макания пера в чернильницу. Так, в заключительных главах рукописей армянские писцы нередко добавляют: «Каждый раз, набрав чернила в калам, писал 900, даже 920-930 и более букв».

После падения Киликийского царства престол католикоса возвращается в Армению, и с 1441 г. по сей день резиденция католикоса всех армян находится в Эчмиадзине.

Католикосы, на протяжении всей истории христианской Армении бывшие духовными лидерами армянского народа и прилагавшие все усилия для сохранения армянами верности Христу, не теряли надежды на возвращение независимости. В 1547-м, 1562-м, 1677-м годах они инициировали обращение к правительствам европейских государств. Но Европа, не заинтересованная в помощи армянам, молчала. Разочаровавшись в политике европейских монархов, но всё же не теряя надежды, в 1701 г. армянская делегация во главе с Исраэлем Ори обращается к российскому императору Петру I с просьбой поддержать освободительную кампанию против турок и персов. Этой аудиенцией было положено начало попыткам российского престола помочь многострадальному армянскому народу. И только спустя столетие в ходе I и II Российско-персидских войн при участии армянского добровольческого ополчения были достигнуты первые победы по освобождению Армении и возвращению армянского населения из иранского плена. Но всё же значительная часть - горная, западная Армения (Сасун, Зейтун) с армянским населением продолжала оставаться в мусульманской изоляции Османской Турции.

Геноцид

При смене правительства любой народ связывает своё будущее с надеждами на благие перемены.

В 1908 г. в Турции после государственного переворота и свержения кровавого режима Абдул-Хамида II к власти пришла партия младотурок. У армян появилась надежда на долгожданное восстановление прав христиан в новой стране... Но 1909 г. был ознаменован массовым истреблением армянского населения в Киликии с молчаливого согласия нового правительства. Погибло 30 тысяч человек. Это было страшным началом тотального планомерного уничтожения армянского народа.

Эти события начала века очень похожи на те, которые произойдут спустя два десятилетия в национал-социалистической Германии...

Трудно подобрать слова для описания случившегося в этот трагический трёхлетний период с 1915 по 1918 гг. По всей видимости, решение отуречить всех подданных Турции, а христиан уничтожить, принятое в 1911 г. на тайном совещании партии младотурок в Салониках, нашло практическое воплощение в геноциде, осуществлённом по определённому плану. Армения лишилась полутора миллионов своих сыновей и дочерей. Очевидец этих зверств известный армянский композитор и священник Комитас лишился рассудка... Примечательно, что турки и официальная турецкая историография не признают преднамеренности уничтожения армянского населения в Османской империи. В то же время, в ряде стран мира (Швейцария, Франция, Аргентина и др.) действуют законы, предусматривающие наказание за отрицание геноцида армян.

Трагическая и печальная судьба армянского народа, сопряжённая с постоянной борьбой, может быть прочувствована тем, кто даже впервые слышит мелодию старинного инструмента дудук. Внешне дудук напоминает обыкновенную флейту, но как величественна магия звука этого инструмента! Даже самое чёрствое сердце она не оставляет безучастным. Композитор XX в. Арам Хачатурян очень ёмко сказал: «Дудук - это единственный инструмент, который заставляет меня плакать».

Вместо заключения

Почти в каждом православном храме нашего отечества есть зримое напоминание об Армении - стране надежд обновлённого человечества, стране библейской радуги - это столь любимый нами образ Нерукотворного Спаса. Какая же здесь связь с Арменией?

Во время земной жизни Христа Спасителя столицей Великой Армении был город Эдесса, некогда поразивший своей красотой Александра Македонского до такой степени, что родившуюся дочь он назвал Эдессой. Так вот, согласно армянскому преданию, царь Абгар (Авгарь) приглашал сюда, в Армению, Иисуса Христа: «Слышал я также, что многие... ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям. У меня есть небольшой, но красивый город, его достаточно было бы для нас обоих». Вот так просто, искренне, с характерным для армян гостеприимством приглашал царь Абгар Спасителя. Господь же в ответ на это приглашение отправил царю в подарок убрус (плат), на котором проявился отпечаток Его лица. Так появился в истории иконографии первый оригинальный Нерукотворный образ. В этом предании - весь армянский народ со всеми его характерными качествами - радушием, искренностью, преданностью Христу.

Посещая Армению, я обратил внимание на то, что встретить обиженного или обозлённого человека здесь почти невозможно. Все оживлены и чем-то воодушевлены. Люди доброжелательны. У всех живые глаза, которые играют природной безобидной хитрецой. Невольно вспоминаешь слова Осипа Мандельштама: «Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей - всё это говорило мне: ты бодрствуешь, не бойся своего времени, не лукавь...»

Армянского царя Тиграна II уже при жизни называли Великим и Царем царей. В годы правления этого храброго воителя и мудрого властелина его страна достигла наивысшего расцвета и небывалого могущества​.

Тигран II был старшим сыном Тиграна I, армянского царя из династии Арташесидов. Родился он, как считается, в 140 году до н.э. В возрасте 35 лет наследник престола попал в заложники к парфянам, которые в 105 году до н.э. напали на Армянское царство и нанесли ему сокрушительное поражение. Тиграну прошлось провести целых десять лет при дворе царя Митридата II, прежде чем он смог вернуться на родину. Когда в 95 году пришла весть о кончине отца, Тигран II сумел выторговать себе свободу в обмен на несколько обширных плодородных армянских долин. Условия выкупа были крайне суровыми – Тиграну пришлось отдать земли, открывающие парфянам прямой доступ к столице Арташату, и уступить озеро Урмия, из которого добывалась поваренная соль.

Вернувшись в Армению, царь не стал терять времени даром. Сперва он присоединил к своему царству два маленьких соседних государства Кордук и Цопк, затем прикрыл свои тылы, женившись на дочери понтийского царя Митридата VI и заключив с ним военный союз. Еще год Тиграну II потребовалось на создание сильной и боеспособной армянской армии. Когда цель была достигнута, царь отправился в первый из своих многочисленных походов. После захвата Каппадокии, Иберии и Кавказской Албании, Тигран решил расквитаться с парфянами за свой унизительный плен, а заодно вернуть богатые земли, отданные за свободу. В 88 году до н.э. он разгромил парфянскую армию и захватил большую часть страны, включая Месопотамию и Мигдонию. Кроме того, парфянский царь Готраз I уступил Тиграну II свой титул Царя царей.

Тигран II Великий в окружении подданных

После победоносной парфийской кампании Тигран обратил свой взор в сторону сирийских владений Селевкидов. Он мог себе это позволить: Армения процветала, как никогда в своей истории, со всех захваченных земель в страну рекой лились богатства. В 88 году до н.э. царь пошел походом на Сирию и практически без труда завоевал почти всю страну. Сирийскую столицу Антиохию он сделал своей главной резиденцией на юге. Здесь вскоре стали чеканить бронзовые монеты с изображением Тиграна II. В 77 году до н.э., основательно укрепив свою власть и значительно расширив границы Армении, которая теперь простиралась от Каспийского моря до Средиземного, Тигран стал строить свою новую столицу. Город был назван Тигранакертом. Сюда царь переселил захваченных им в плен жителей греческих городов и высшую армянскую знать; здесь же находилась его официальная резиденция.

Последней крупной военной кампанией царя Тиграна стало противостояние с римлянами. Последние с беспокойством следили за ростом могущества и власти Армянского царства. Формальным поводом для конфликта стал отказ Тиграна II выдать римлянам Митридата VI, бежавшего под защиту зятя после поражения в битве под Кабирой. В 69 году до н.э. римляне под предводительством Лукулла вторглись в Армению и осадили Тигранакерт. Сражение было проиграно, а сам город захвачен и разграблен. Через год Тигран Великий отомстил римлянам за свою павшую столицу: в битвах при Арацани и Арташате он нанес вражеской армии сокрушительный удар.

Однако могущество Великой Армении уже было подорвано. В последующие годы Тиграну пришлось вести борьбу за гегемонию сразу с двумя державами – Римом и Парфией. В последней на троне сидел сын Тиграна II, который предал отца и вступил в союз с Гнеем Помпеем. Царя царей заставили подписать договор, по которому Армении пришлось отдать большую часть захваченных земель и выплатить шесть тысяч талантов контрибуции. Однако несмотря на это, Армении все же удалось сохранить за собой статус одной из великих держав, а последние годы правления Тиграна II, умершего в возрасте 85 лет в 55 году до н.э., были отмечены миром и процветанием для Армянского царства.

Часть 1. Армения на карте Помпония Мела


Подробное фундаментальное изучение исторической географии Армении, отражении её этнических и географических границ в различных исторических источниках, требует особого внимания к древнеримской картографии. Одним из её наиболее известных представителей является Помпоний Мела (15-60 гг.) - географ 40-х годов I века н.э., автор небольшого, но важного труда «De situ Оrbis» («Описание мира»). Авторству Помпония приписывается одна из древнейших карт в мировой истории (т.н. «Карта Помпония Мела»). В данном случае нас интересует географическое расположение Армении I века. Представляем вниманию читателей старинную реконструкцию римского картографического документа, широко известного в мировой исторической науке.

Фрагменты реконструированной карты Помпония с изображением Армении.

На вышеприведённых фрагментах карты мы видим, что Армения (Armenia) охватывает достаточно обширную территорию. На юге она достигает Средиземного моря (Mare Nostrum), а на севере - бассейна Чёрного моря (Pontus Euxinus) и крупной реки, образующей дельту перед впадением в Каспийское море (Caspium mare). На карте она указана гидронимом Araxes (Аракс), однако в этом случае под данным именованием скрыта река Кура, потому как расположена значительно выше русла настоящего Аракса.

Напомним и о других римских и греческих источниках I-II вв., в частности, о «Естественной истории» Плиния Старшего (I в. н.э.), писавшего, что Армения «простирается до Кура» (Книга VI, 4) и о «Географии» Клавдия Птолемея, согласно которому «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иберией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир» . (Книга V. XII).

Возвращаясь к карте Помпония, отметим, что на ней выше Армении расположена Савроматия (Savromatae), предтеча Алании. Между сарматами и армянами проживали иберы (русский историк и писатель XIX века Осип Сенковский в «Некоторых сомнениях касательно истории грузинов» даже приводит слова древнеримского историка Тацита: «Иберы, владеющие горными местами, через Кавказский проход вдруг Сармату выливают на Армению» ), которые, однако, на карте, как и албаны, размещены значительно южнее, в районе Каспианы. Вероятно, это обусловлено недостаточными сведениями Помпония относительно народов, проживавших между Сарматией (Савроматией) и Арменией. Между тем, сама значимость карты для мировой науки весьма велика. Не будем умалять значения этого картографического документа и для армянской историографии, ведь это одна из древнейших фиксаций Армении в ранней картографии.

Далее приведём практически аналогичную реконструкцию карты Помпония 1898 года за авторством немецкого картографа и естествоиспытателя XIX-ХХ вв. Конрада Миллера (1844-1933). Соответствующий фрагмент представлен ниже.

Данная версия практически полностью схожа с представленной выше. Мы вновь видим Армению, простирающуюся от Средиземного моря (точнее, от Исского или Александреттского залива) до Чёрного. В качестве крайнего предела Армении снова предстаёт широкая река, при впадении в Каспий образующая дельту и, как мы уже отмечали выше, ошибочно обозначенная как «Араксис». При этом, за ней размещено полумифическое племя «Amazones». Оно было упомянуто в I в. до н.э. древнегреческим географом Страбоном: «амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими» (Страбон, «География», XI, V, 1). То есть, амазонки, если они существовали в действительности, бок о бок с албанским племенем гаргаров проживали в горах Большого Кавказского хребта, либо в предгорьях. Но, как известно, к данной горной цепи примыкают земли левобережья Куры. Т.е., гаргары, являвшиеся одним из крупнейших агванских народностей, не могли населять какие-либо земли на правом (армянском) берегу Куры и уж тем более ни они, ни амазонки не проживали в бассейне Аракса. Всё это, а также тот факт, что на карте Помпония Армения вклинивается в Кавказский регион, располагаясь напротив обитателей гор и предгорий Большого Кавказа - сарматов и амазонок - доказывает, что её крайним пределом была именно Кура, а не настоящий Аракс.

Приведём еще одну реконструкцию карты Помпония, осуществлённую Джастином Винзором (1831-1897) - знаменитым американским историком, профессором, президентом Американской библиотечной ассоциации.

На данной карте мы вновь видим Армению от моря до моря. Однако здесь наша страна расположена между Чёрным (Pontus) и Каспийским (Caspium) морями. На севере она достигает отрогов Большого Кавказского хребта (именного Большого - от Тамани, до Апшерона), в связи с чем вспомним о месторасположении армянской провинции Камбисена или Камбечан-Шаки, находившейся, в отличие от других прилегающих к ней областей Армении, на левом берегу Куры, в районе нынешнего Шеки, и примыкающей к Большому Кавказскому хребту. Не лишним будет привести слова Страбона: «Провинцией Армении являются Фавена, а также Комисена и Орхистена, выставляющая наибольшее число всадников. Хорзена и Камбисена — самые северные и больше всех покрыты снегом; они находятся на границе с Кавказскими горами, с Иберией и Колхидой» (XI, 14, 4). Таким образом, и карта Помпония, и «География» Страбона подтверждают факт принадлежности Армении всех тех областей, которые ныне «оспариваются» азербайджанскими историками, одновременно разрушая и другой миф азерпропа - об отсутствии Армении в Закавказье до XIX века.

Вместе с тем, вернёмся к теме расположения Армении между морями. Если взять за основу реконструкцию Винзора, на которой Армения простирается между Чёрным и Каспийским морями, то целесообразно напомнить и о средневековом грузинском источнике «Картлис Цховреба» Леонтия Мровели (XI в.), писавшего, что «Хаос (Согласно древнегайканскому преданию - прародитель армян Гайк - Н.М.) же обосновался в месте пребывания отца своего Таргамоса и занял страну, простирающуюся на север, как я и описал. На юге земли его простирались от горы Оретской, а на востоке вплоть до моря Гурганского. На западе его владения были вплоть до моря Понтийского…» . Горы Орет, суть, Тавр. Понтийское море есть Чёрное, а Гурганское - не что иное, как Каспийское.

Напомним и о карте 1660 года голландца Николауса Вишера юго-западное побережье Каспия включавшего в Великую Армению (Armenia Major), а юго-восточное побережье Чёрного моря между Трапезундом и Чорохом (земли исторического Амшена, и по сей день населённые исповедующими ислам армянами - хемшилами) - в Малую Армению (Armenia Minor). Вновь приведём слова русского историка XIX века Платона Зубова, согласно которому «Арсацидская эпоха (до 428 года по Р. X.) есть действительно эпоха славы, величия и самобытности Армянского Государства, стоявшего на ряду с первыми державами Азии, ибо оно, достигая Тигра и Ефрата, опиралось на оба моря, Черное и Каспийское, и Северную границу имело у ворот Тифлиса », его современника Сергея Глинки, отмечавшего, что С.Глинку, писавшего, что «Великая Армения , несправедливо названная Туркоманией новыми географами, находится между Чёрным и Каспийским морями, Грузиею и Месопотамией или Диярбекиром . Она разделена рекою Араксом. Западная ея часть принадлежит Турции, восточная Персии » . Да и целый ряд энциклопедических источников XIX - го, начала ХХ вв. наделяет Армению выходами к Чёрному либо к Каспийскому морю, а нередко и к об оим морям . Т.е., если принять за основу реконструкцию Винзора, то можно констатировать, что под Арменией понимали страну, с запада омывавшуюся Чёрным, а с востока - Каспийским морями, причём и в I в. н.э. (Помпоний Мела), и в XI в. (Леонтий Мровели), и в XVII в. (Николаус Вишер, Николя Сансон), и в XIX-нач.ХХ вв. (Сергей Глинка, Платон Зубов, энциклопедические источники под ред. Зеддлера, Леера, Толля, Новицкого и пр.). Впрочем, не стоит игнорировать и более подробную реконструкцию Миллера, не менее авторитетного учёного. Тем более, две реконструкции двух знаменитых учёных - немецкого и американского - не противоречат друг другу, свидетельство чему - уже неоднократно приводившаяся нами на страницах сайт карта Кристофа Вейгеля «Armenia Vtraque» (Нюрнберг, 1720), на которой Армения достигает всех трех морей - Чёрного, Каспийского и Средиземного.

Возвращаясь к Помпонию Мелу, нам хотелось бы закрепить картографические данные фрагментом из упомянутого в начале статьи труда этого древнеримского автора «De situ Оrbis» (

История Древней Армении насчитывает не одну тысячу лет, а сами армяне жили задолго до возникновения наций современной Европы. Они существовали и до появления античных народов - римлян и эллинов.

Первые упоминания

В клинописях персидских правителей встречается название «Арминия». Также Геродот упоминает «армен» в своих трудах. По одной из версий, это был индоевропейский народ, переселившийся из Европы в XII в. до н. э.

Другая гипотеза утверждает, что праармянские племенные союзы возникли впервые на к 4-3 тысячелетию до н.э. Именно они, как утверждают некоторые ученые, встречаются в поэме «Илиада» Гомера под названием «аримы».

Одно из названий Древней Армении - Хай, - по предложениям ученых, происходит от названия народа "хайасы". Это название упоминается на глиняной хеттских таблицах во II тысячелетии до н. э., обнаруженных при археологических раскопках Хаттушаши - древней столицы хеттов.

Есть сведения, что ассирийцы называли эту территорию страной рек - Наири. По одной из гипотез, в нее входили 60 различных народов.

В начале IX в. до н. э. возникло мощное царство Урарту со столицей Ван. Считается, что это древнейшее государство на территории Советского Союза. Цивилизация Урарту, преемниками которой стали армяне, была довольно развитой. Существовала письменность, основанная на вавилоно-ассирийской клинописи, земледелие, скотоводство, металлургия.

Урарту славилась технологией возведения неприступных крепостей. На территории современного Еревана находились две из них. Первая - Еребуни, была построена одним из первых царей Аргишти. Именно она дала название современной столицы Армении. Вторая - Тейшебаини, основана царем Руса II (685-645 гг. до н. э.). Это был последний правителель Урарту. Государство не смогло противостоять мощной Ассирии и навсегда погибло от ее оружия.

На ее смену пришло новое государство. Первые цари Древней Армении - Еруанд и Тигран. Не нужно путать последнего со знаменитым правителем Тиграном Великим, который позже будет наводить ужас на Римскую империю и создаст великую империю на Востоке. Появился новый народ, образовавшийся в результате ассимиляции индоевропейцев с местными древними племенами хайами и урарту. Отсюда пошло новое государство - Армения Древняя со своей культурой, языком.

Вассалы персов

В свое время Персия являлась мощным государством. Все народы, жившие в Малой Азии, подчинились им. Эта участь постигла и Армянское царство. Господство над ними персов длилось более двух веков (550-330 гг. до н. э.).

Греческие историки об Армении времен персов

Армения - древняя цивилизация. Это подтверждают и многие историки античности, например, Ксенофонт в V в до н. э. В качестве участника событий автор «Анабасиса» описал отступление 10 тысяч греков к Черному морю через страну, которая носит название Армения Древняя. Греки увидели развитую хозяйственную деятельность, а также быт армян. Они повсюду находили в этих краях пшеницу, ячмень, ароматные вина, свиное сало, различные масла - фисташковое, кунжутное, миндальное. Древние эллины также увидели здесь изюм, стручковые плоды. Помимо продуктов растениеводства, армяне разводили домашних животных: коз, коров, свиней, кур, лошадей. Данные Ксенофонта говорят потомкам, что народ, проживающий на этом месте, был развит в экономическом плане. Обилие различных продуктов бросается в глаза. Армяне не только сами производили продукты питания, но и активно занимались торговлей с соседними землями. Конечно, Ксенофонт про это ничего не говорил, однако он перечислил некоторые продукты, которые не произрастают на данной территории.

Страбон в I в. н. э. сообщает, что Армения древняя имела очень хорошие пастбища для лошадей. Страна не уступала Мидии в этом плане и поставляла лошадей ежегодно для персов. Упоминает Страбон об обязанности армянских сатрапов, административных губернаторов времен правления персов, об обязанности поставлять в честь знаменитого празднества Митры около двух тысяч молодых жеребят.

Армянские войны в древности

Историк Геродот (V в. до н.э.) описал армянских воинов той эпохи, их вооружение. Солдаты носили небольшие щиты, имели короткие копья, мечи, дротики. На головах - плетеные шлемы, обуты они были в высокие башмаки.

Завоевание Армении Александром Македонским

Эпоха Александра Македонского перекроила всю карту и Средиземноморья. Все земли огромной персидской империи вошли в состав нового политического объединения под властью Македонии.

После смерти Александра Великого государство распадается. На востоке образуется Селевкидское государство. Некогда единая территория единого народа разделилась на три отдельных области в составе новой страны: Великая Армения, находящаяся на Араратской равнине, Софена - между Евфратом и верхним течением Тигра и Малая Армения - между Евфратом и верхним течением Ликоса.

История древней Армении хоть и говорит о постоянной зависимости от других государств, однако показывает, что она касалась только вопросов внешней политики, что благотворно сказалось на развитии будущего государства. Это был своеобразный прообраз автономной республики в составе сменяющих друг друга империй.

Часто называли базилевсами, т.е. царями. Они сохраняли лишь формальную зависимость, посылая в центр дань и войско в военное время. Никаких попыток проникнуть во внутреннюю структуру армян не предпринимали ни персы, ни эллинистическое государство Селевкидов. Если первые так управляли практически всеми своими отдаленными территориями, то правопреемники греков всегда изменяли внутренний уклад покоренных народов, навязывая им «демократические ценности» и особый порядок.

Распад государства Селевкидов, объединение Армении

После поражение Селевкидов от Рима армяне получили временную независимость. Рим еще был не готов после войны с эллинами приступить к новым завоеваниям народов. Этим и воспользовался некогда единый народ. Начались попытки восстановления единого государства, что звалось "Армения древняя".

Властитель Арташес объявил себя независимым царем Арташесом I. Он объединил все земли, которые говорили на одном языке, включая Малую Армению. Последняя область Софена вошла в состав нового государства позже, через 70 лет, при знаменитом правителе Тигране Великом.

Окончательное формирование армянской национальности

Считается, что при новой династии Арташесидов и произошло великое историческое событие - формирование национальности армян со своим языком и культурой. Большое влияние на них оказывало соседство с развитыми эллинистическими народами. Чеканка собственных монет с греческими надписями говорила о сильном влиянии соседей на культуру и торговлю.

Арташат - столица древнего государства Великая Армения

В эпоху правления династии Арташесидов появляются первые крупные города. Среди них - город Арташат, который стал первой столицей нового государства. В переводе с греческого он означал «радость Артаксия».

Новая столица имела выгодное географическое положение в ту эпоху. Она располагалась на магистральном пути к портам Черного моря. Время появления города совпало с налаживанием сухопутных торговых связей Азии с Индией и Китаем. Арташат стал приобретать статус крупного торгового и политического центра. Плутарх высоко оценивал роль этого города. Он дал ему статус «Карфагена Армении», что в переводе на современный язык означал город, который объединяет все близлежащие земли. О красоте и роскоши Арташата знали все средиземноморские державы.

Расцвет Армянского царства

История Армении с древнейших времен содержит яркие моменты могущества этого государства. Золотой век приходится на время правления Тиграна Великого (95-55 гг.) - внука основателя знаменитой династии Арташеса I. Столицей государства стал Тигранакерт. Этот город стал одним из ведущих центров науки, литературы и искусства всего Античного мира. Лучшие греческие актеры выступали в местном театре, знаменитые ученые и историки являлись частыми гостями Тиграна Великого. Один из них - философ Метродор, который являлся ярым противником разрастающейся Римской империи.

Армения стала частью эллинистического мира. Греческий язык проник в аристократическую верхушку.

Армения - уникальная часть эллинистической культуры

Армения в I в до н. э. - развитое передовое государство мира. Она взяла все лучшее, что было в мире - культуру, науку, искусство. Тигран Великий развивал театры, школы. Армения являлась не только культурным центром эллинизма, но и сильным в экономическом плане государством. Росла торговля, промышленность, ремесла. Отличительной чертой государства являлось то, что оно не взяло систему рабства, которую применяли греки и римляне. Все земли обрабатывали крестьянские общины, члены которых были свободными.

Армения Тиграна Великого раскинулась на обширные территории. Эта была империя, которая охватывала огромную часть от Каспийского до Средиземного морей. Ее вассалами сделались множество народов и государств: на севере - Цибания, Иберия, на юго-востоке - Парфия и арабские племена.

Завоевание Римом, конец Армянской империи

Возвышение Армении совпало с расцветом еще одного восточного государства на территории бывшего СССР - Понта во главе с Митридатом. После долгих войн с Римом Понт также потерял свою независимость. Армения была в добрососедских отношениях с Митридатом. После его поражения она осталась один на один с могущественным Римом.

После продолжительных войн единая Армянская империя в 69-66 гг. до н. э. распалась. Под властью Тиграна осталась лишь Великая Армения, которая была объявлена «другом и союзником» Рима. Так называли все покоренные государства. Фактически страна превратилась в очередную провинцию.

После вхождения в Римскую империю начинается античный этап государственности. Страна распалась, ее земли присваивали другие государства, а местное население постоянно конфликтовало друг с другом.

Армянский алфавит

В древнейшие времена армяне пользовались письменностью на основе вавилоно-ассирийской клинописи. В эпоху расцвета Армении, во времена Тиграна Великого, страна полностью переходит на греческий язык в деловом обороте. На монетах археологи находят греческую письменность.

Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем относительно поздно - в 405 году. Первоначально он состоял из 36 букв: 7 гласных и 29 согласных.

Основные 4 графических формы армянского письма - еркатагир, болоргир, шхагир и нотргир - развиваются только в Средние века.

Во II-I вв. до н. э. среди рабовладельческих государств Закавказья особого могущества достигла Великая Армения. Она объединила в своих границах подавляющее большинство армянских земель, подчинила некоторые иберийские и албанские области и захватила многие другие территории в Передней Азии.

Выше уже шла речь о том, что Великая Армения и Софена освободились от власти Селевкидов после поражения, нанесенного римлянами Антиоху III в битве при Магнесии (190 г. до п. э.), когда правители Взликой Армении и Софены объявили себя независимыми царями.

Процесс перехода к рабовладельческой системе в основных чертах закончился ко II в. до н. э. Развитию широких экономических связей в Армении в значительной мере содействовало объединение в III в. большинства армянских земель под единой политической властью Селевкидов, ускорившее завершение сложения общенародного армянского языка и культуры.

Царем Великой Армении был в то время Артаксий (арм. Арташес), явившийся основателем царской династии Арташесидов. Многочисленные сельские общинники Армении, в среде которых имущественное расслоение ощущалось в то время еще сравнительно слабо, предоставляли прекрасные кадры для армии. Опираясь на эту армию, молодое, быстро растущее государство вступило на путь широких завоеваний.

Подобно тому, как в войне Антиоха III с Римом, Артаксий действовал в интересах римлян и содействовал поражению Антиоха, он и в дальнейшем ориентировался в своей внешней политике на Рим. В войне, вспыхнувшей вскоре в Малой Азии между Фарнаком, царем Понта, и пергамским царем Евменом (183-179 гг.), Артаксий помогал Евмену и его союзникам, пользовавшимся покровительством римлян, и тем самым значительно упрочил свои политические позиции.

Антиох IV, которому удалось укрепить власть Селевкидов в Сирии, предпринял большой поход в Армению, увенчавшийся успехом. Антиох проник далеко вглубь царства Артаксия и заставил его покориться. Однако последовавшая вскоре смерть Антиоха снова развязала руки Артаксию. Он активно вмешивался в дела соседних государств и всячески содействовал развалу царства Селевкидов.

Вскоре Артаксию удалось расширить территорию своего царства за счет соседних закавказских государств. Страбон пишет: «Говорят, что Армения, первоначально имевшая небольшие размеры, была увеличена Артаксием и Зариадром… они расширили Армению, отрезав себе часть земель у окрестных народов, а именно: у мидян Каспиану, Фавнитиду и Басоропеду, у иберов - склоны Париадра, Хордзену и Гогарену, лежащую по ту сторону Куры, у халибов и моссипойков - Каренитиду и Ксерксену, которые граничат с Малой Арменией или даже составляют части ее, у катаонов- Акилисеыу и область но Антитавру, у сирийцев - Таронитиду, так что все эти народы говорят теперь на одном языке».

Победоносные войны Артаксия (189-161 гг.), помимо территориальных приращений, военной добычи и политических выгод, давали ему еще и большое количество обращаемых в рабство пленников, которых он частью дарил своим полководцам и приближенным, частью использовал сам. По словам армянского историка V в. Моисея Хоренского, Артаксий подарил своему спарапету (должностному лицу, ведавшему военными делами и трудовыми повинностями населения) 500 рабов. Пленных рабов поселяли большими массами на землях царя и знати и использовали для ведения сельскохозяйственных и всевозможных других работ, что в значительной степени содействовало разрушению старых общинных установлений.

К этому времени прелший центр государства - древний Армавир уже не оправдывал себя ни в экономическом, ни в политическом отношении. Главные пути караванной торговли, пересекавшие Армению и связывавшие Малую Азию через Парфию и Бактрию с Индией и Китаем, проходили в стороне от Армавира. Поэтому Артаксий основал новый город в излучине р. Аракса, назвав его Артаксатой (арм. Арташат). Город этот вскоре достиг большого расцвета, так как в него стекалось множе­ство купцов и ремесленников - греческих, сирийских и еврейских.

Во внутренние области Армении было переселено значительное ко­личество населения из завоеванных стран. По сообщению Моисея Хоренского, Артаксий «повелел определить границы деревень и агараков», и «было увеличено народонаселение Армении введением в нее многих чужеземцев, которых водворяли в городах, долинах и равнинах». Для размещения переселенцев были осуществлены перераспределение земель и установка межевых камней. Три таких камня с надписями арамейским письмом были найдены в Нор-Баязетском районе, в окрестностях озера Севан.

Настоятельная потребность в письменности возникла в Армении в связи с развитием экономической, политической и культурной жизни. Арамейское письмо, широко распространенное в странах Передней Азии еще с V в. до и. э., было занесено, вероятно, сирийскими купцами и в Армению. Применение его в целях дипломатической переписки правителями Армении засвидетельствовано еще в конце IV в. до н. э. При Селевкидах, в III в., в Армении языком официальных документов в международных сношениях и частноправовых сделках стал греческий язык, употреблявшийся также и жрецами в святилищах в тех городах, которые оказались в значительной степени затронутыми греческой культурой.

Древнейшие известные нам памятники греческой письменности относятся также к правлению Артаксия. Это четыре из семи греческих надписей, открытых па скалах неподалеку от развалин древнего Армавира, по предположению ученых - на месте древнего святилища. Они служат ценными источниками, освещающими политическую и культурную жизнь Армении, а также ее взаимоотношения с другими государствами малой Азии.

Усиление власти рабовладельческой аристократии в Армении повлекло за собой обострение классовых противоречий. Мероприятия по переселению в Армению жителей завоеванных областей и наделение их землей, предоставление земельных угодий знати, составлявшей социальную опору царской власти, не могли не задеть интересов свободных общинников. Возникшие из-за этого внутренние смуты, свидетельствующие о серьезных классовых противоречиях, раздиравших уже тогда армянское общество, на время несколько ослабили Армению.

При внуке Артаксия Тигране II (95-55 гг.) Великая Армения достигла апогея своего могущества. В это время было не только окончательно завершено объединение всех армянских земель, кроме Малой Армении, ранее присоединенной к Понтийскому царству; путем многочисленных завоеваний границы армянского государства были расширены до огромных пределов. Накопление материальных ресурсов па базе развития рабовладельческой экономики и людские резервы создавали предпосылки для военных успехов. Благоприятна была и внешнеполитическая обстановка. Римское государство с начала II в. энергично вмешивалось в дела Малой Азии и поддерживало все государства, способствовавшие ослаблению Селевкидов.

На рубеже II и I вв. до н. э., когда государство Селевкидов неуклонно шло к своей окончательной гибели и когда возвышение Армении могло бы встретить противодействие римлян, последние были отвлечены тяжелыми внутренними потрясениями и предоставили страны Азии их собственной судьбе. Благоприятная обстановка была использована Тиграном II и царем Понта Митридатом Евпатором. Их государства быстро усиливались и расширяли свои границы.

Сначала Тигран II захватил владения царя Софены (Артана) и присоединил их к своему царству (94 г. до н. э.), завершив в основном объединение армянских земель в едином государстве. Его владения оказались теперь в непосредственном соседстве с Каппадакией. Митридат Понтийский, стремившийся к захвату Каппадакии, заключил с Тиграном союз, закрепив его браком Тиграна со своей дочерью Клеопатрой. Затем Митридат и Тигран договорились об объектах своих будущих завоеваний: Тиграну предоставлялись пограничные области Аршакидской Парфии, Сирия и окружающие их мелкие страны, а Митридату - Малая Азия, Черноморское побережье, островная и материковая Греция.

Митридат захватил все владения римлян в Малой Азии. Жители, измученные вымогательствсм римских провинциальных правителей, встречали его как освободителя. Не ограничившись Азией, Митридат оккупировал также и Балканскую Грецию. Однако в дальнейшем римские войска под предводительством Суллы нанесли ему ряд сокрушительных поражений и в 85 г. до н. э. он вынужден был заключить с римлянами мир, отказавшись от всех своих завоеваний, сделанных в Греции и Малой Азии с начала войны.

Между тем Тигран завладел сначала албанскими областями - Сакасеной, Отеной и Орхистеной - и северо-западной областью Мидии Атропатены - Симбакой. Затем с царями Албании, Иберии и Мидии Атропатены был заключен договор о союзе на условиях предоставления ими отрядов в армию Тиграна. Вторгнувшись после этого с большим войском в Месопотамию, Тигран завоевал северо-западные области Парфянского царства: Адиабену, Мигдонию, Осроену и Кордуену. Парфяне вынуждены были также отказаться в пользу Тиграна и от Мидии, оккупированной армянскими войсками, занявшими и столицу ее Экбатану. Соседняя Мигдония, имевшая большое стратегическое и экономическое­значение, была превращена в особое армянское царство со столицей в Нисибиде; управление ею Тиграы поручил своему брату Гурасу. Аршакиды отказались от торжественного титула «царя царей», который Тигран присвоил теперь себе и своим преемникам.

После этого Тигран приступил к завоеванию последних остатков владений Селевкидов в Сирии. Овладев Коммагеной, он стал обладателем всех переправ через р. Евфрат из Щалои. Азии и Леванта в Армению и Нарфию.

В 84 г. он завоевал северную Сирию, восточную Киликию и большую часть Финикии с крепостью Птолемаидой. Царство Селевкидов полностью перешло к Тиграну. Столица Сирии Антиохия на р. Оронте стала одной из столиц армянского царя. В Антиохии чеканилась монета с изображением Тиграна. Сирия и восточная (так называемая Равнинная) Киликия, вместе с Коммагеной, были объединены в особый административный округ под управлением Магадата - наместника Тиграна.

Наконец, воспользовавшись смертью Суллы, Тигран и Митридат вновь завоевали Каппадокию. Согласно ранее заключенному договору территория Каппадокии была присоединена к Понтийскому царству, а область г. Мелитены - к Великой Армении Цветущие города Киликии и столица Каппадокии г. Мазака подверглись страшному опустошению. Многие жители Кардуэны, Адиабены, Киликии, Каппадокии, особенно лштели городов, со всем своим имуществом были насильственно переселены в Армению, главным образом в основанную Тиграном новую столицу Тигранакерту,

Так из правителя небольшого государства, унаследованного от предков, Тигран превратился во владыку огромной державы, раскинувшейся от р. Куры до границ Палестины и от Средиземного моря до Каспийского.

В связи с расширением пределов царства столица Артаксата, оказав­шаяся в северо-восточном углу владений Тиграна, уже не могла служить главным политическим центром. Свою новую столицу Тигранакерту Тигран построил в центре своего царства, на берегу притока р. Титра - Никефория, в плодородной местности, на скрещении торговых путей в Индию, Каппадокию и Понт, Сирию и Киликию. Новый город вырос необычайно быстро: вместе с царским двором туда насильственно, под страхом конфискации имущества, переселилась армянская знать; кроме того, туда были насильственно переселены 300 тыс. жителей городов Ассирии, Осроены, Кордуены и Адиабены, а после оккупации Каппа­докии и Киликии - жители Мазака и других городов, главным образом ремесленники и купцы. Аппиан рассказывает, что новый город был обнесен мощной и высокой стеной, в толще которой помещались конюшни. Царский дворец был окружен садами, парками и прудами. Начата была постройка роскошного грандиозного театра по греческому образцу.

Однако в противовес прежней Армении новое государство Тиграна II отличалось внутренней слабостью, так как было лишено органического единства. Царство Тиграна представляло собой непрочное объединение различных по уровню экономического развития областей с населением, неодинаковым по характеру культуры и языку. Здесь были и эллини­стические города с рабовладельческим хозяйством, утонченной культурой и всеми присущими им социальными противоречиями и разрозненные племена номадов, живших своим примитивным бытом. Основное ядро царства составляли области с населением, говорящим на армянском языке.

Тигран II, подобно другим царям эллинистического Востока, был неограниченным монархом и являлся верховным собственником как центральных областей Армении, так и покоренных им территорий с их природными богатствами. Он по своему усмотрению распоряжался всем жившим на этих территориях населением со всем его частным общественным имуществом. Страной Тигран II управлял с помощью многочисленных должностных лиц, высшие из которых, облеченные особым доверием, входили в состав царского двора. Наличие центральных областей, составлявших основное ядро царства, и периферийных завоеванных областей отразилось в организации управления этой обширной империи. Наиболее плодородные земли во внутренних областях государства составляли наследственную собственность царской династии -«царскую землю». Некоторые из них составляли царские поместья, а остальные были переданы царем во владение знатным аристократическим родам за те или иные услуги царскому дому. Завоеванные области были разделены на отдельные наместничества во главе с назначавшимися царем наместниками, которые соединяли в своих руках военную и гражданскую власть, подобно сатрапам в государстве Селевкидов. Наместниками назначались представители высшей родовой и служилой знати, а иногда и члены царского дома. Их задачей была организация эффективной защиты пределов царства. Господствующим классом в стране, на который опиралась царская власть, являлась рабовладельческая аристократия; к ней примыкало и жречество. Экономической базой тех и других было крупное землевладение.

Святилищу богини Анахит принадлежала даже целая область - Анаитида (арм. Анахитакан) в Акилисене (в долине верхнего Евфрата), Управлявший ею верховный жрец (часто это был брат царя) считался вторым после царя лицом в государстве. Должности верховных жрецов крупных святилищ обычно были наследственными в знатном роде, за которым они были закреплены царем или который владел этим святилищем с незапамятных времен.

Из среды высшей знати замещались высшие государственные должности, закрепленные впоследствии за отдельными родами и замещавшиеся ими по наследству. Представители высшей родовой знати занимали также важнейшие командные посты в армии. Периферийные земли, организованные в особые наместничества, считались лишь переданными на тех или иных условиях в управление назначенным наместникам или искон­ным их правителям.

Важнейшими центрами хозяйственной жизни Великой Армении являлись частные поместья рабовладельческой знати - дастакерты. Награждая своих приближенных поместьями, царь передавал им земельные угодья вместе с жившим на них зависимым населением. Дастакерты представляли собой укрепленные замки с примыкавшими к ним службами, пашнями, садами, огородами и виноградниками. В этих поместьях широко применялся труд рабов и полусвободных крестьян. В поместьях, принадлежавших богатым древним святилищам, доходами с которых пользовались управлявшие ими жрецы, также эксплуатировался труд рабов и зависимых землевладельцев, которые назывались «священными рабами» (гиеродулами).

Труд рабов широко применялся при сооружении городов и укреплений, в солеварнях, каменоломнях и в разработках рудных месторождений, а также в городах и на принадлежащих городам земельных участках, где жило эллинизированное население, принесшее с собой привычные формы рабовладельческого хозяйства.

Основную массу населения составляло свободное крестьянство, жив­шее общинным укладом. Сидевшие на земле общинники обладали лишь правом землепользования, за что должны были вносить в казну подати, выполнять всевозможные трудовые повинности и отдавать еще часть продуктов сельского хозяйства. Жившие на царской земле считались «царскими людьми» и соответствовали категории полузависимых крестьян в других эллинистических государствах. Во главе сельской общины, как и раньше, стоял старшина, сдававший подати в царскую казну.

Основную массу рабов составляли вначале военнопленные, которых сажали на землю и наделяли необходимыми орудиями, приближая тем самым к положению зависимых крестьян. Особой формой эксплуатации труда являлась широко распространенная на эллинистическом Востоке практика насильственного переселения целыми семьями жителей завоеванных областей на царские земли.

Таким образом, армянское общество времен Тиграна было вполне сложившимся рабовладельческим обществом, но по сравнению с рабовладельческими обществами Греции и Рима менее развитым. В нем еще существовали установления, характерные для раннерабовладельческих обществ и хорошо известные на примерах Древнего Востока, такие, как долговое закабаление, угон населения в другие области целыми семьями, поселение рабов на земле.

Тигран всячески поощрял развитие широкой международной торговли. Он заботился о благоустройстве и поддержании безопасности дорог, занимался интенсивным градостроительством на основных торговых магистралях.

В обстановке развала государства Селевкидов Тигран и Митридат Понтийский сделали попытку взять обеспечение международной торговли в свои руки. Митридат заботился о развитии северных торговых путей через страны Закавказья и Боспорское царство, а Тигран - путей, ведших через Малую и Переднюю Азию. Этим и объясняется в значительной степени завоевательная политика Тиграна и та поддержка, которую ему оказывали правящие классы эллинистических городов - торгово-ростовщические элементы, крупные рабовладельцы, собственники ремесленных мастерских. Торговля приносила царю огромный доход в виде пошлин, обильно стекавшихся в его казну.

В числе армянских городов того времени особенно большую роль играли древняя столица Армавир и обе новые столицы - Арташат и Тигра-накерта, а также города Вардгесаван (позднейший Вагаршапат), Ван, Ервандашат и др. Армяне в этих городах составляли, с одной стороны, господствующий слой, знать, с другой стороны - городские низы, трудовой люд.

Преобладающим элементом населения городов были греки и сирийцы, а в Тигранакерте, возможно, еще и каппадокийцы. Каждый город имел святилище своего главного бога-покровителя. Характерной чертой армянских городов того времени являлось существование при­надлежащей городу территории, заселенной земледельцами, которые владели наделами на правах горожан.

Говоря о широком развитии транзитной торговли в Армении, не следует упускать из виду развитие товарного производства в самой Армении, ее внутренней торговли и вывоза армянских товаров в другие страны.

Из ремесел особенно высокого развития достигли металлургия, использовавшая местные залежи железной и медной руды и свинца для изготовления в большом количестве оружия и орудий труда, гончарное производство, художественная обработка камня и дерева, производство мебели и домашней утвари, кожевенное, ткацкое ремесло - производство всех сортов тканей для населения, а также роскошных художественных тканей и ковров, красильное дело и ювелирное ремесло.

Многочисленные города Армении того времени в археологическом отношении еще почти совершенно не изучены. В древнем армянском г. Армавире существовало святилище, где издавна совершались гадания по шелесту листьев священной платановой рощи и давались прорицания.

О высоком развитии строительного искусства свидетельствуют ра­скопки в Гарни, в 27 км от Еревана, у подножья Гехамских гор. Это была укрепленная летняя резиденция армянских царей, построенная на высоком мысу над глубокими обрывистыми ущельями, с текущей внизу горной речкой Азат. К крепости примыкало большое и богатое поселение. В Гарни сохранились развалины замечательного античного храма, постройка которого относится ко II в. н. э. Однако раскопками вскрыты и более древние постройки. Особого внимания заслуживают мощные оборонительные стены с башнями, построенные из громадных, великолепно отесанных рустованных базальтовых глыб, сложенных насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. Крепостная стена была построена примерно в III в. до н. э..

Крепость Гарни с находившейся там царской резиденцией и возник­шим возле нее поселением, несомненно, играла большую роль во времена Тиграна и продолжала играть еще более значительную роль в последующие века, от которых в Гарни сохранились замечательные памятники архитектуры и изобразительного искусства.

Основным ядром большой армии Тиграна были армянские воины. Кроме того, союзные цари и подвластные династы поставляли многочисленные вспомогательные отряды, которые придавали ей типичную для армий больших государств Передней Азии пестроту. Плутарх, описывая войска Тиграна, говорит, что к Тиграну во время войны с Лукуллом собрались для защиты Тигранакерты (в 69 г. до н. э.) «поголовным ополчением армяне и гор диены, явились цари с поголовным ополчением мидян и адиабенов, пришло от моря, что при Вавилоне, много арабов, а от Каспийского моря - множество албанов и их соседей иберов, прибыло также немалое количество живущих по Араксу». Армию Тиграна отличала от армий эллинистических государств очень незначительная роль в ней наемных отрядов, составлявших основное ядро армий таких держав, как, например, государство Селевкидов и Египет Птолемеев.

Постоянное армянское войско состояло из конницы, вооруженной копьями и кривыми саблями, особый отряд которой был закован в сплошные панцыри, и специальных отрядов конных лучников. Пехота набиралась в случае войны; во время войны с римлянами она была реорганизована и вооружена по римскому образцу. При армии существовали также специальные отряды саперов, боевые колесницы и военные машины. О размерах армии можно судить по тому, что в отдельных сражениях численность армянских войск, согласно римской версии, достигала до 300 тыс. бойцов.

Содержание армии, двора и административного аппарата требовало огромных средств, в которых не было недостатка, так как царская казна возросла до небывалых размеров и Тигран располагал укрепленными хранилищами -«газофилакиями», наполненными золотом и различными сокровищами. Таковы были замки Бабирса и Олана в районе г. Артак-саты и Артагейрына р. Евфрате. Главными источниками их пополнения служили военная добыча, доходы с царских имений, государственные подати и таможенные пошлины.

В связи с высоким развитием экономических связей и, в частности, внутренней и внешней торговли в Армении развилось денежное обращение, появился денежный капитал. Возникла большая потребность в армянских денежных номиналах, которые бы имели хождение по всей обширной империи Тиграна. С этой целью была произведена реорганизация монетной системы. Началась чеканка золотых монет; кроме того, в большом количестве чеканились серебряные тетрадрахмы и разменная бронзовая монета. На всех монетах был изображен царь Тигран, монеты были снабжены греческой надписью с его именем. Кроме того, в обращении были селевкидские, парфянские и римские монеты.

Армянская религия того времени носила яркий отпечаток синкретизма. В многочисленных древних святилищах почитались божества, культы которых восходили к урартским и еще более древним временам. Вместе с ними в святилищах дрзвнеармянских божеств утвердились еще со времен господства Ахеменидов некоторые иранские культы. В Армению проник и зороастризм, широко распространившийся среди высших слоев армянского общества.

Наиболее чтимым в народе божеством была богиня Анахит, культ которой проник в Армению из Бактрии; с ним были связаны таинственные обряды почитания воды и огня. Образ ее слился с образом женских малоазиатских божеств плодородия. Самое знаменитое святилище Анахит находилось в Акилиссие.

В местности Камах был расположен храм верховного армянского божества Арамазда. В округе Дерджап находился храм Митры, бога огня, солнца и космического света, наиболее чтимого после Анахит; культ его был особенно широко распространен среди армянской знати. Цари Армении почитали его своим богом-покровителем. Почитались также бог войны Вахагн, супруг Анахит, считавшийся отцом Митры, бог луны и звезд - Тир и богиня Астхик. Храмы этих богов составляли один из главнейших культовых центров древней Армении в долине верхнего Евфрата.

Другой, столь же богатый святилищами, культовый центр находился в долине Евфрата - Арацани, в местности Аштишат. Третья группа святилищ была сосредоточена в Багаване, у подножья горы Нпат. Еще один культовый центр был расположен в верховьях Тигра.

Греческое влияние на древние армянские культы началось еще в III в., во времена Селевкидов, но особенно сильным оно стало в правление Тиграна. В это время на армянские религиозные образы наслоились черты греческих божеств и было принято отождествлять армянские божества с греческими: Арамазда с Зевсом, Вахагна с Гераклом, Митру с Аполлоном, Гелиосом и Гефестом, Анахит с Артемидой и Кибелой, Нанэ с Афи­ной, Астхик с Афродитой.

Но все эти божества отражали главным образом проникнутую иноземными влияниями религию и культуру правящих классов. Население армянских деревень продолжало придерживаться своих древних культов и обрядов. Особенно большим почитанием пользовался культ солнечного божества Арди-Арега, культ умирающего и воскресающего бога Ара Прекрасного и древние божества влаги и плодородия. Это были могучие силы природы, от которых зависело благополучие трудового населения: урожай полей, размножение скота. Образы этих богов не запечатлены ни в статуях, ни в храмах, они известны лишь по древним народным песням и эпическим сказаниям.

Благодаря длительным и тесным политическим и культурным связям армянского народа с персами иранская культура наложила известный отпечаток на слагавшуюся тогда культуру армянского народа, преимущественно на культуру армянской знати. В период господства Селевкидов, а особенно в годы правления Тиграна II, в среде господствующего класса Армении весьма большую роль стала играть греческая культура. При дворе Тиграна находились такие представители греческой культуры, как Метродор из г. Скепсиса - известный философ, историк и политический деятель, страстный ненавистник римлян, автор несохранившейся истории Тиграна и выдающийся афинский ритор и писатель Амфикрат. В Тигра-накерте и Арташате были построены театры по образцу театров греческих городов, где выступали греческие актеры и ставились произведения греческих трагиков. Особенной популярностью пользовался Еврипид. Сын Тиграна Артавазд, наследовавший царство после отца, сам был известным писателем, автором речей, исторических сочинений и трагедий на греческом языке.

Однако эллинизация Армении была очень поверхностной, захватившей лишь внешнюю сторону жизни верхов армянского общества. Греческая культура не могла пустить глубоких корней в Армении, так как она не смогла стать достоянием широких народных масс.

Loading...Loading...