Безопасность в техносфере и техногенный риск. Техносфера как экологическая проблема Проблемы безопасности техносферы риск аварий и катастроф

Происшествие наступает при появлении полного набора факторов его возникновения. Чем больше появилось предпосылок к происшествию и чем более они существенны, тем выше риск.

Потенциальная опасность объектов техносферы проявляется в случае их аварий. Исходными событиями аварий являются аварийные ситуации – это сочетание условий и обстоятельств, создающих аварийные воздействия на объекты. Источники опасности могут быть внутренними и внешними .

Внутренние источники – низкая надежность оборудования и персонала:

Отказы технических устройств, влияющих на безопасность;

Ошибочные действия персонала;

Человеческий фактор;

Пожары и др.

Внешними источниками опасности для объектов техносферы являются:

Окружающая природная среда;

Другие объекты техносферы;

Само общество.

Виды и параметры аварийных воздействий на потенциально-опасные объекты при их эксплуатации определяются с помощью специально разрабатываемых моделей аварийных ситуаций с ними.

Основные элементы системы анализа техногенного риска приведены на рис. 3.15.

В зависимости от масштаба последствий различают инцидент, аварию и катастрофу.

Инцидент :

Отказ или повреждение технических устройств на опасном объекте;

Отклонение от технологического процесса;

Нарушение положений нормативных правовых документов.

Аварией считают происшествие, в результате которого повреждена или разрушена техника, без гибели людей.

Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, считаются катастрофой .


Рис. 3.15. Элементы системы анализа техногенного риска


Контрольные вопросы

1. Причины интереса к науке о риске в конце XX века

2. Задачи управления риском (рис. 3.1)

3. Объекты исследования риска (рис.3.2)

4. Допустимый или приемлемый риск

5. Классификация рисков по степени влияния на жизнедеятельность человека

6. Классификация рисков по объекту

7. Классификация рисков по местоположению источника опасностей

8. Классификация рисков по субъекту (источнику)

9. Классификация рисков по причине возникновения

10. Классификация рисков по возможности страхования

11. Принцип светофора (рис. 3.4)

12. Кривые Фармера (рис. 3.5)

13. Принцип ALARA (рис. 3.6)

14. Состав антропосферы

15. Человек как объект и субъект безопасности (рис. 3.7)

16. Безопасность объектов техносферы (рис. 3.8)

17. Задача обеспечения безопасности организации и источники опасности

18. Безопасность государства (рис. 3.10)

19. Риск как реализация опасности, два его свойства

20. Риск, как возможность реализации редких событий

21. Показатель риска технократической концепции

22. Индивидуальный риск (рис. 3.12)

23. Социальный риск – допустимый, пренебрежимый

24. Качественное описание характеристик последствий аварий – уровень последствий (табл. 3.1)

25. Количественное описание характеристик реализуемости рисков – уровень реализуемости (табл. 3.2)

26. Матрица качественно-количественных характеристик риска (табл. 3.3)

27. Качественное описание характеристик риска - пять категорий (табл.3.4)

28. Виды анализа риска

29. Идентификация, оценка и прогноз риска

30. Методы анализа риска (рис. 3.14)

31. Методики оценки и прогноза риска (табл. 3.5)

32. Внутренние и внешние источники опасностей техносферы

33. Элементы системы анализа техногенного риска (рис. 3.15)

34. Инцидент, авария, катастрофа?


4. СТРУКТУРЫ Системы управления рисками

Введение

4 Введение

Риск возникновения техногенных катастроф и аварий и масштабы их последствий напрямую зависят от интенсификации производства, роста энергетической мощности единичных производственных объектов , своевременности обновления технологий и оборудования, обостряющихся противоречий между темпами прогресса и уровнем знаний специалистов и обслуживающего персонала. Все эти факторы и тенденции, объективно определяющие состояние безопасности промышленных производств, следует рассматривать как важнейшие предпосылки негативного влияния техносферы на окружающую среду и человека, причем влияния не естественного (при нормальном режиме эксплуатации производств и объектов), а в результате возникновения экстремальных ситуаций - техногенных катастроф и аварий.

В экономически развитых странах вопросам безопасности промышленного комплекса уделяется особое внимание. Этот комплекс определяет, с одной стороны, уровень технического прогресса и индустриального потенциала государства, а с другой стороны - увеличивает риск возникновения техногенных угроз, связанных с созданием и функционированием потенциально опасных объектов промышленности. По данным ООН ежегодный ущерб, наносимый мировой экономике техногенными катастрофами и авариями, за последние 30 лет увеличился в три раза и достиг 200 млрд. долл. США .

В России проблема обеспечения безопасности промышленного комплекса особенно обострилась к концу XX века в результате децентрализации государственного управления промышленностью, ликвидации отраслевых структур управления в промышленности и возникновения предприятий различных форм собственности, а также необходимости поддержания в рабочем состоянии большого числа изношенного оборудования, выход из строя которого может привести к авариям и несчастным случаям .


Объективным фактором, отражающим состояние промышленной безопасности опасных производственных объектов, являются показатели аварийности и травматизма. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), являясь федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, осуществляет государственный надзор за опасными производственными объектами в различных отраслях экономики Российской Федерации1. В ежегодных докладах Госгортехнадзора России Правительству Российской Федерации «О состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов, рационального использования и охраны недр Российской Федерации» дается оценка состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

Материальный ущерб от произошедших в 2003 году 213 аварий составил (без учета ущерба для окружающей природной среды, затрат на ликвидацию последствий аварий, упущенной выгоды) более 900 млн. руб. В 2003 году общее число погибших при осуществлении производственной деятельности на опасных производственных объектах составило 379 человек, произошло 63 групповых несчастных случая, в которых пострадало 203 человека, погибло 77 человек . Динамика аварийности и смертельного травматизма за последние 10 лет представлена на рис.1.

1 Указами Президента Российской Федерации от 9.03.2004 года № 000 и от 01.01.2001 года № 000 Госгортехнадзор России преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. В настоящей работе используется старое наименование.

I Смертельно травмировано, чел Ф Число аварий

Рис. 1 .Динамика аварийности и смертельного травматизма

на предприятиях, поднадзорных Госгортехнадзору

России, за года

Причины аварийности и травматизма можно разделить на две группы: технические и организационные. К техническим причинам относятся неудовлетворительное техническое состояние зданий и сооружений, неисправность технических устройств, а также средств противоавариинои защиты и сигнализации, недостаточная изученность технологических процессов, несоответствие проектных решений условиям производства работ, конструктивное несовершенство технических устройств, отсутствие противоавариинои защиты и сигнализации, в том числе автоматизации опасных операций, механизации трудоемких работ. К организационным причинам относятся отступление при ведении работ от проектной (технологической) документации, нарушение регламентов обслуживания технических устройств и ремонтных работ , неэффективность организации и осуществления производственного контроля, неправильная организация производства работ, низкий уровень знаний требований промышленной безопасности, нарушение производственной дисциплины, неосторожные (несанкционированные) действия исполнителей работ, умышленное отключение средств защиты и сигнализации. По данным Государственного доклада о состоянии промышленной безопасности в 2003 году в структуре обобщенных причин

аварий и травматизма на опасных производственных объектах на долю технических причин приходится 29% (аварии) и 23,5% (смертельный травматизм). Соответственно, на долю организационных причин аварий и смертельного травматизма приходится 71% и 76,5%.


Системы газораспределения и газопотребления в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относятся к опасным производственным объектам по признакам использования на них горючих веществ и оборудования, работающего под давлением свыше 0,07 МПа и при температуре нагрева воды свыше 115 С. Разработке рекомендаций по повышению уровня промышленной безопасности на них за счет повышения качества услуг в этой области посвящено настоящее исследование.

В системе газораспределения и газопотребления Российской Федерации протяженность наружных газопроводов составляет около 400 тыс. км, в том числе свыше 330 тыс. км подземных газопроводов. Число поднадзорных Госгортехнадзору России организаций составляет около 45 тыс., в том числе 20 тыс. промышленных предприятий, около 400 тепловых электростанций, свыше 40 тыс. газовых отопительных и производственных котельных.

Всего производственных газифицированных объектов около 600 тыс. Большая часть из них представляет газовое оборудование газорегуляторных пунктов и установок, а также теплогенерирующее газоиспользующее оборудование.

В 2003 году при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления произошло 33 аварии и 9 несчастных случаев со смертельным исходом. Экономический ущерб (в виде прямых потерь) от аварий в 2003 году составил более 17 млн. руб. По характеру происшедших аварий они распределились по следующим факторам: механическое повреждение наружных газопроводов при производстве земляных работ в зоне прокладки подземных газопроводов; повреждения подземных газопроводов, вызванные потерей прочности сварных стыков; взрывы при розжиге котлов; коррозионные

повреждения газопроводов; природные явления. Причинами смертельного травматизма при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления являются: отравления продуктами неполного сгорания газа, вследствие отсутствия или несрабатывания сигнализаторов загазованности по окиси углерода, а также несоблюдение мер безопасности при производстве газоопасных работ.

Расследование причин аварий и смертельного травматизма на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления, также, как и на других опасных производственных объектах, показало, что основными причинами являются организационные: производство несанкционированных работ в охранной зоне наружных газопроводов, слабая проработка планов производства работ, низкий уровень производственной и технологической дисциплины, нарушения требований производственных инструкций из-за незнания персоналом этих документов, отсутствие практических навыков, халатность. Динамика аварийности и травматизма на производстве со смертельным исходом на объектах газораспределения и газопотребления представлена на рис.2.

« 250 __** ^^ 37 Л 35 S

л | | 200 ^i ^зо 1

i 2.150- "?. 9,5 ,9 о

g 100 (О см ю см> 15 «I

z X 1 г--" -1 к -j \^ у 9 я Ю В

i i Протяженность подземных газопроводов, тыс. кги > Количество аварий

""¦^-Смертельно травмировано, чел.

Рис.2. Динамика протяженности подземных газопроводов, травматизма со смертельным исходом и аварийности в газовом хозяйстве

Еще одним определяющим фактором, влияющим на уровень аварийности при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления, является то обстоятельство, что около 10,6 тыс. км газопроводов отработали нормативный срок эксплуатации, равный 40 годам.

Коренная причина высокой производственной аварийности - ослабление управления безопасностью. Чтобы преодолеть это, необходимо придать управлению безопасностью превентивный характер, профилактическую направленность и последовательно внедрять элементы управления безопасностью на всех уровнях, начиная с государственного уровня и заканчивая уровнем опасного производственного объекта.

Управление промышленной безопасностью должно носить системный характер, об этом начали говорить еще с конца 80-х годов прошлого века . В статье и схематично представлена структура системы управления промышленной безопасностью. Она складывается из следующих составляющих:

Нормативно-правовой;

Социально-политической;

Экономической;

Информационной;

Технической;

Организационной.

Во всякой системе пренебрежение любым ее элементом делает ее неполной. Если в структуре системы есть элемент, который не влияет на ее поведение в целом, не реализует ни одну из целей ее функционирования, то это является верным признаком ненужности элемента .

Нормативно-правовая составляющая системы играет чрезвычайно важную роль, поскольку она определяет механизмы регулирования всех остальных составляющих и устанавливает методы регулирования в данной области. Разработке этой составляющей в последние 1,5 десятилетия уделялось достаточно внимания: создана правовая база промышленной безопасности,

усовершенствована в 2003 году нормативно-техническая база по промышленной безопасности. В настоящее время проводятся исследования по формированию системы технического регулирования в этой области.

Реализация установленных методов регулирования происходит за счет других составляющих системы. Роль каждой из составляющих системы может стать предметом самостоятельного исследования.

Техническая составляющая включает в себя:

Выбор процесса технологии;

Материалы;

Аппаратурное оформление;

Системы защиты;

Экспертизу промышленной безопасности;

Проектирование;

Размещение объекта;

Строительство;

Эксплуатацию;

Износ оборудования (мониторинг, ремонт, остаточный ресурс и др.). Организационная составляющая включает в себя:

Разрешительная деятельность (лицензирование, разрешения на применение);

Декларирование безопасности;

Надзор и контроль;

Обучение, подготовка и аттестация работников по промышленной безопасности;

Процедура аккредитации лежит в основе Системы экспертизы промышленной безопасности (СЭПБ) и направлена на совершенствование экспертной деятельности в области промышленной безопасности; оценки полноты и качества работ, выполненных экспертными организациями; развития между ними конкурентной борьбы; содействия заказчикам в компетентном выборе экспертных организаций. Она представляет собой совокупность взаимозависимых функций участников экспертизы промышленной безопасности. Деятельность их основана на нормах, правилах, методиках, условиях, критериях и процедурах, в соответствии с которыми и осуществляется экспертиза.

В рамках этой системы контроль за деятельностью экспертных организаций осуществляется Наблюдательным и Консультативным советами, а также Координирующим органом, отраслевыми и другими комиссиями СЭПБ.

В настоящее время СЭПБ реформируется в целях ее гармонизации с международными системами аккредитации. Экспертные организации (ЭО) проходят аккредитацию, в качестве одного из типов органов оценки соответствия (ООС). К другим органам оценки соответствия относятся: независимые организации по аттестации экспертов (НОА), независимые органы по аттестации персонала неразрушающего контроля (НОАЛ), лаборатории неразрушающего контроля (ЛНК) и независимые учебные центры (НУЦ), которые в свою очередь разделяются на организации по подготовке (ОП) и организации, занимающиеся обучением рабочих основных профессий промышленных производств (OOP).

В настоящей работе приведены результаты исследований, проводимых на базе НПО "Техкранэнерго", которая прошла аккредитацию в качестве ЭО, НО А, ЛНК и НУЦ.

В данной главе рассмотрены результаты деятельности НПО "Техкранэнерго" в качестве ЭО. На основании накопленного опыта по проведению экспертизы промышленной безопасности разработаны рекомендации по повышению эффективности и качества работ экспертных организаций.

При участии автора проведены работы по экспертизе промышленной безопасности проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления, технических устройств, применяемых на этих объектах, а также зданий и сооружений:

Наружных газопроводов городов, населенных пунктов (включая межпоселковые);

Газорегуляторных пунктов и установок;

Газопроводов и газового оборудования промышленных и сельскохозяйственных производств, использующих природные и сжиженные углеводородные газы в качестве топлива;

Газонаполнительных станций и пунктов;

Автомобильных газозаправочных станций.

Большой экспериментальный материал накоплен по результатам проведения технического диагностирования (ТД) оборудования и газопроводов газорегуляторных пунктов (ГРП) и газорегуляторных установок (ГРУ). Всего обследовано 760 объектов.

1.2. Диагностика как способов продления срока безопасной эксплуатации газорегуляторных пунктов и газорегуляторных установок

Уровень промышленной безопасности опасных производственных объек-

Список литературы

  • 7. Закрытые повреждения мягких тканей.(ушибы, растяжения, вывихи суставов)
  • 8. Значение безопасности жизнедеятельности в жизни человека.
  • 9. Классификация защитных средств.
  • 1. Изолирующие средства:
  • 2. Средства защиты от теплового и светового воздействия электрической дуги;
  • 3. Средства защиты от падения при работе на высоте;
  • 10. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 11. Деятельность человека, ее основные формы
  • 12. Кровотечения, его виды. Как остановить кровотечение. Правила наложения жгута.
  • 13. Медико-техническая характеристика радиационных очагов.
  • 1) Очаг с преимущественными радиационными поражениями;
  • 2) Очаг с комбинированными поражениями;
  • 3) Очаг с преимущественными термическими поражениями.
  • 14. Медико-тактическая характеристика чс на химически опасных объектах.
  • 15. Медико-техническая характеристика эпидемических очагов.
  • 1. Благополучное состояние:
  • 1)Лечебно-эвакуационное обеспечение инфекционных больных.
  • 1.Характеристика эпидемических очагов.
  • 2. Средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран.
  • 3. Средства при болях в сердце:
  • 17. Метеорологические условия (микроклимат), их параметры и влияние на жизнедеятельность человека.
  • 18. Наложение повязок (демургия). Требования к первичной повязке.
  • 19. Образ жизни человека, его составляющие. Виды мотиваций к ведению «Здорового образа жизни».
  • 4) Двигательная активность.
  • 5) Закаливание:
  • 20. Общая характеристика защитных средств
  • 21. Организационная структура Всероссийской Службы Медицины катастроф (всмк). Ее основные задачи.
  • 22. Организация и способы защиты населения от чс.
  • 23. Организация оповещения населения ор чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения в мирное и военное время.
  • 1)Организация оповещения и информации населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях.
  • 2)В чрезвычайных ситуациях мирного времени подаются следующие сигналы:
  • 24. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности.
  • 25. Освещение, его виды и влияние на деятельность человека.
  • 26. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Роль самоконтроля.
  • 27. Основы рационального питания.
  • 28. Отморожения. 1-я помощь при холодовой травме.
  • 29. Понятие «адаптации». Стресс реакции человека на чс. Типы темперамента.
  • 30. Понятие «Здоровье». Факторы, влияющие на здоровье.
  • 31. Понятие «опасность», «безопасность». Антропогенные виды опасностей.
  • 32. Понятие «опасность», «безопасность». Антропогенные виды опасностей. Возможные глобальные катастрофы
  • 33. Понятие «опасность», «безопасность». Природные виды опасностей.
  • 34. Понятие «опасность», «безопасность». Техногенные виды опасностей.
  • 35. Понятие «Рана». Типы ран.
  • 36. Понятие «техносфера». Структура техносферы и ее основные элементы.
  • 37. Понятие «травма». Виды травм.
  • 38. Понятие «шок». Степени шока.
  • 39. Понятие «утомление», «переутомление».
  • 40. Правила оборудования бивака или укрытия.
  • 41. Основные принципы и способы защиты населения в чс.
  • 42. Проведение мероприятий по оказанию транспортировки пострадавшего на воде.
  • 43. Профилактика девиантного поведения
  • 44. Определение уровня психофизического состояния человека
  • 45. Работоспособность человека. Ее основные фазы.
  • 46. Рациональная организация рабочего места.
  • 47. Реанимация. Методика проведения реанимационной помощи. Искусственная вентиляция легких, наружный массаж сердца.
  • 50. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  • 51.Средства и методы для предупреждения и снятия стресса человека.
  • 52. Средства индивидуальной защиты. Порядок их использования.
  • 53. Термические повреждения. Ожоги, их степени. Химические ожоги. 1-я помощь при химических ожогах.
  • 54.Терморегуляция организма человека. Зоны комфорта и дискомфорта.
  • 55. Типы бинтовых повязок.
  • 56. Принципы классификации труда по степени тяжести и напряженности
  • 57. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования, основные положения.
  • 58. Характерные системы «человек – среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда.
  • 1)Искусственность, поскольку определяющую роль в создании среды имеет целенаправленная деятельность человека;
  • 59. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды.
  • 60. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях мироного и военного времени.
  • 1. Виды медицинской помощи, их характеристика. Первоочередные меры 1-й медицинской помощи. Ответ:1)Первая медицинская помощь2)Доврачебная3)Первая врачебная4)Кваллифицированная5)Специализированная1)Первая мед помощь вкл в себя 3 группы мероприятийa)немедленное прекращение воздействия внешних повреждающих факторов,удаление пострадавшего из неблагоприятных условий-б)Оказание первой мед помощи пострадавшему в зависимости от характера и вида травмы,несчастного случия или внезапного заболеванияг)Организация скорейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждениеПервая медицинская помощь - это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях,несчастных случаях и внезапных заболеваниях.Она должна оказываться на месте происшествия до прибытия врача ии доставки пострадавшего в больницу.Первая помощь является началом лечения повреждений, так как она предупреждает такие осложнения,как шок,кровотечение,развитие инфекции,дополнительные смещения обломков костей и травмирование крупных нервных стволов и кровеностных сосудов.Следует помнить, что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь. При некоторых незначительных повреждениях медицинская помощь пострадавшему может быть ограничена лишь объемом первой помощи. Однако при более серьезных травмах (переломах, вывихах, кровотечениях, повреждениях внутренних органов и т. д.) первая медицинская помощь является начальным этапом лечения, так как после ее оказания пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.Первая медицинская помощь очень важна, но никогда не заменит квалифицированной (специализированной) медицинской помощи. Не следует пытаться лечить пострадавшего самостоятельно, а, оказав ему первую помощь, следует немедленно обратиться к врачу.2. Виды переломов костей, конечностей. Транспортная иммобилизация.

    Ответ:Переломы костей имеют свою специфику. Перелом кости – это нарушение целостности кости и окружающих ломких тканей, возникшее в результате механического фактора или патологического процесса в кости.В случае перелома необходимо определить сегмент, в котором находится центр перелома.Типичные виды переломов костей конечностей могут быть:1)простыми;2)многооскольчатыми (клиновидными) или сложными;3)внесуставными и внутрисуставными.Виды переломов костей по линии излома подразделяются на внутрисуставные, внесуставные, т.е. эпифизарные, метафизарные и дикфи-зарные. По линии излома виды переломов костей определяются: переломы без смещения поперечные, продольные, косые, косопоперечные, спиральные, оскольчатые, многооскольчатые, краевые, дырчатые, огнестрельные; переломы со смещением могут различаться по ширине, длине, под углом, ротационные.Основными симптомами переломов являются боль, деформация конечности, укорочение конечности, нарушение функции конечности, крепитация отломков, нарушение костной проводимости, усиление боли при осевой нагрузке, гемартроз при внутрисуставных переломах, который характеризуется сглаженностью контуров, флюктуацией.Особое место занимает клиническая классификация множественных и сочетанных травм. Все механические повреждения бывают сочетанные или комбинированные.К изолированной травме относят повреждения одного органа в пределах единой полости одного анатомического сегмента конечности или функционального образования в пределах одной анатомической области.В случае изолированной травмы могут возникнуть два вида повреждений: монофокальные и полифокальные.Монофокальные повреждения – это одиночные повреждения на одном участке:1)чрез– и надмыщелковый перелом плечевой кости;2)вывих костей предплечья;3)переломы бедренной кости на одном уровне;4)перелом большеберцовой кости и др.Полифокальные повреждения – повреждения в нескольких местах:1)вывих костей предплечья и отрыв надмыщелка плечевой кости;2)переломы диафиза бедренной кости на двух уровнях;3)места эпизефиолиза дистального отдела большеберцовой кости и перелом малоберцовой кости;4)переломы костей таза;5)переломы нескольких позвонков;6)переломы нескольких костей кисти.Транспортную иммобилизацию применяют с целью обездвиживания поврежденной части тела на период выноса (вывоза) пострадавшего с места получения травмы и транспортировки в лечебное учреждение.Предложено большое количество транспортных шин: лестничные, фанерные (лубки), специальные для бедра (шина Дитерихса), пластмассовые для иммобилизации нижней челюсти, а также созданные за последнее время пневматические шины и носилки иммобилизирующие вакуумные. При благоприятных условиях для транспортной иммобилизации могут быть использованы лонгетные гипсовые повязки, а также гипсовые кольца для лучшей фиксации транспортных шин.Основные правила наложения транспортных шин: обеспечение неподвижности не менее 2 суставов, расположенных выше и ниже поврежденного сегмента. Конечности придают функционально выгодное положение (если оно удобно для транспортировки). Шину моделируют по той части тела, на которую ее накладывают. На обнаженное тело шины накладывать не следует, их кладут на одежду или какую-нибудь другую мягкую прокладку; кроме того, надежно фиксируют бинтами или другим материалом. Кровоостанавливающий жгут не должен закрываться фиксирующим шину материалом. Конечность с наложенной шиной в холодное время года утепляют.Транспортная иммобилизация верхней конечности может осуществляться мягким материалом (косынкой или бинтом).

    3. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

    Техносфера - это часть биосферы, преобразованная людьми с помощью технических средств для удовлетворения социальных и экономических потребностей.

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на территории после аварии, природного катаклизма, стихийного или техногенного характера, при которой возникает угроза жизни людей, их здоровью.

    ЧС техногенного характера, примеры: транспортные аварии, катастрофы, пожары, взрывы, аварии с выбросом радиации

    Виды опасностей в техносфере, их характеристика.

    Опасность – явление и процессы, которые в определенных условиях могут нанести вред здоровью человека или ущерб окружающей среде.

    Виды опасностей:

    - авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а так же к нанесению ущерба окружающей природной среде;

    - катастрофа – крупная авария с человеческими жертвами;

    - техногенная опасность – внутреннее состояние, присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, обладающему энергией. Высвобождение этой энергии в виде поражающего фактора может нанести ущерб человеку и окружающей среде.

    - промышленная авария – авария на производственном объекте, в технической системе или на промышленной установке.

    Источники аварий и катастроф в техносфере.

    Основными причинами крупных техногенных аварий и катастроф являются:

    1) отказ технических систем из-за дефектов изготовления и нарушения режимов эксплуатации;

    2) человеческий фактор: ошибочные действия операторов технических систем;

    3) высокий энергетический уровень технических систем;

    4) внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.

    Конкретными причинами аварий и катастроф являются явления:

    Статическое электричество, приводящее к взрывам и пожарам;

    Разгерметизация баллонов и емкостей при перевозке сжатых и сжиженных газов;

    Старение систем и отдельных механизмов (снижение механической прочности);

    Нарушение технологического режима.

    Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что основное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные, сформировавшиеся в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. При этом большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрация и т.п.). Но в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), которые возникают в среде обитания в результате химических и энергетических взаимодействий первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.

    Уровни и масштабы воздействий негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений.

    "

    Целью промышленной безопасности является предотвращение аварий и инцидентов. Понятие «инцидент» означает отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение требований безопасности. Сферой промышленной безопасности, регулируемой Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», является безопасность производственных объектов, способных вызвать, причинить какой-нибудь вред, нанести ущерб в результате аварии в процессе производства, охватывающего переработку, транспортирование и хранение сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления, а также в сфере услуг и жизнеобеспечения населения. При этом под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается главным образом защищенность личности и общества от последствий возможных аварий на этих объектах.

    Источники опасности в техносфере

    За последние годы значительно увеличилось число аварий и других чрезвычайных ситуаций, а также их воздействие на окружающую среду и людей. Причины этих явлений обусловлены техногенным, природным и экологическим характером. Возможность крупных техногенных катастроф в промышленных центрах России в настоящее время реальна как никогда. Возрастающая концентрация запасов горючих, радиоактивных, токсичных и взрывчатых веществ в непосредственной близости от жилой зоны поселков и городов, возрастающие масштабы социальной напряженности, отсутствие достаточных сил и эффективных систем реагирования на ЧС - все это таит в себе опасность катастроф регионального и трансграничного масштабов.

    Многие машины и конструкции следует рассматривать как источники повышенной опасности для людей и окружающей среды. Это неизбежный побочный результат научно-технического прогресса. Наблюдаются неуклонное увеличение скоростей на транспорте, повышение добычи энерговооруженности в промышленности, создаются уникальные по размерам и мощности комплексы для производства электрической энергии, для добычи и транспортирования нефти и газа. Все это приводит к постановке проблемы обеспечения безопасности.

    Техногенные (или антропогенные) факторы опасности, обусловленные хозяйственной деятельностью людей: чрезмерными выбросами и сбросами в окружающую среду отходов хозяйственной деятельности в условиях её нормального функционирования и в аварийных ситуациях; необоснованными отчуждениями территорий под хозяйственную деятельность; чрезмерным вовлечением в хозяйственный оборот природных ресурсов; иными, связанными с хозяйственной деятельностью подобными негативными процессами (рис. 6.1).

    Рис. 6.1.

    промышленных объектов

    В связи с безопасностью человека и окружающей среды возникает проблема безопасности объектов техносферы, появление которых связано со стремлением людей к большей защите от неблагоприятных условий внешней среды и к лучшим условиям своей жизнедеятельности. Но эти объекты также необходимо защищать от внешних негативных воздействий. Кроме того, в случае аварий объектов техносферы также формируются негативные факторы. Это особенно относится к проблеме защиты опасных промышленных объектов. В этом случае проблема рассматривается по двум направлениям (рис. 6.2):

    • - защита объектов от внешних воздействий с целью недопущения их аварии;
    • - защита людей и окружающей среды от негативных факторов в случае аварии.

    Основными причинами крупных техногенных аварий являются:

    • - отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;
    • - ошибочные действия операторов технических систем;
    • - концентрации различных производств в промышленных зонах;
    • - высокий энергетический уровень технических систем;
    • - внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.

    Окружающая природная среда, общество, техносфера


    Рис. 6.2.

    Основными объектами, на которые приходится большая часть чрезвычайных ситуаций (ЧС), являются радиационное химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты. На территории России эксплуатируется около 2300 объектов повышенной опасности. Аварии и катастрофы на них в среднем происходят один раз в 10... 15 лет с ущербом более 2 млн. долл., раз в 8... 12 месяцев с ущербом до 1 млн. долл. В стране эксплуатируется 11 АЭС, на которых функционирует 34 реактора общей мощностью 18 213 МВт. Еще 6 АЭС находятся в стадии строительства. Только в 30-километровой зоне вокруг действующих АЭС проживает более 1 млн. человек. Вследствие радиационных аварий, происшедших в разные годы в Кыштыме на НПО «Маяк» и в Чернобыле в России к настоящему времени суммарная площадь зон радиоактивного загрязнения местности в пределах внешних границ зон жесткого контроля достигает 32 тысяч кв. км.

    Другим источником опасности являются предприятия химической промышленности. В Российской Федерации находится более 1900 химически опасных объектов, расположенных в основном в девяти регионах (Московском, Ленинградском, Нижегородском, Башкирском, Поволжском, Северо-Кавказском, Уральском, Кемеровском и Ангарском) с населением в зонах опасности около 39 млн. человек. Ежегодно в химических отраслях промышленности происходит около 1500 некатегорированных аварий, связанных с утечкой взрывоопасных и вредных продуктов с загораниями, взрывами и выбросами.

    Большую потенциальную опасность на территории страны представляют нефте- и газопромыслы, а также трубопроводы. Общая протяженность газопроводов более 300 тыс. км. Продолжают оставаться источником опасности железные дороги России, на которых ежегодно при перевозке опасных грузов фиксируется около 1000 аварийных происшествий и инцидентов.

    На территории РФ в настоящее время эксплуатируются более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Имеется около 60 крупных водохранилищ емкостью 1 млрд. м 3 . Остро стоит проблема обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Эти сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов эксплуатируются без ремонта более 50 лет и находятся в аварийном состоянии.

    Всего же на территории РФ ежегодно происходит но техногенным причинам более 1300 ЧС, в которых погибает около 1500 человек, а 25 тысяч человек являются пострадавшими. Материальный ущерб от этих ЧС составляет более 1 млрд, долл. Эти потери по данным РАН возрастают с каждым годом в среднем на 10 %.

    В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций проживает около 80 млн. человек, т. е. 55 % населения страны. Численность городского населения составляет почти 75 % общей численности населения страны, и только 15 % граждан проживают на территории, на которой нет опасных объектов. Ежегодно от чрезвычайных ситуаций в городах погибают 800... 1000 человек.

    Материальный ущерб, причиненный ЧС в 1997...2000 гг., составил около 20,5 млрд, руб., в том числе от ЧС техногенного характера - 2,06 млрд. руб. (10 %), ЧС природного характера - 12,2 млрд. руб. (59 %), биолого-социальных ЧС 6,24 млрд. руб. (31 %).

    Средний годовой рост за 1997...2000 гг. социальных и экономических потерь от природных и техногенных ЧС составил: по числу погибших - 4,3 %, пострадавших - 8,6 % и материальному ущербу - 10,4 %. Общий экономический ущерб от ЧС в год достигает 6.. .7 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

    Значительное место в проблеме безопасности занимает безопасность при нормальной эксплуатации. Когда возникновение опасности для жизни и здоровья людей и для окружающей среды вызвано нарушениями работоспособности объекта, т. е. его отказом, необходимо особое внимание уделять обеспечению безотказности. Отказы, приводящие к тяжелым последствиям, отнесены к категории «критических». К авариям относятся все отказы, наступление которых связано с угрозой для людей и окружающей среды, а также с серьезным экономическим и моральным ущербом. Аварии могут быть связаны как с исключительными воздействиями (ударными нафузками, ураганами, наводнениями, пожарами), так и с неблагоприятным сочетанием обычных нафузок с весьма малой вероятностью появления. Исходной причиной аварии могут служить крупные ошибки, допущенные при проектировании, расчете, изготовлении, монтаже, эксплуатации и техническом обслуживании, а также сочетания этих ошибок с неблагоприятными внешними условиями, нс зависящими от технического персонала. Современные газопроводы, имеющие диаметр Г) до 1500 мм, функционируют при избыточном давлении газа Ар до 10 МПа и скорости газа гг до 20 м/с. При разрыве такого трубопровода выделится большое количество энергии, а выброс газа может вызвать взрывы и пожары. Мощность такого взрыва составит:

    / 5 = Д/?п’(0,785-?> 2) = 10-10 6 -20-0,785(1,5) 2 = 3,510 х Вт (350000 кВт).

    В соответствии с принятыми представлениями происшествие наступает тогда, когда появляется полный набор условий (факторов) его возникновения. При этом каждое условие возникновения происшествия рассматривается как предпосылка к происшествию. Чем больше появилось предпосылок к происшествию и чем более они существенны, тем выше риск. Признак опасности рассматривается как условие наступления предпосылки к происшествию. Потенциальная опасность объектов техносферы проявляется в случае их аварий. Инициирующими или исходными событиями для аварий являются аварийные ситуации.

    Аварийная ситуация с объектом - это сочетание условий и обстоятельств, создающих аварийные воздействия на объекты. Причинами аварийных ситуаций могут быть как внутренние, так и внешние но отношению к потенциально опасным объектам события, т. е. источники опасности могут быть внутренними и внешними. К внутренним источникам опасности относятся низкая надежность оборудования и персонала («человеческий фактор»). Внутренние события - это отказы технических устройств, влияющих на безопасность, ошибочные действия персонала, пожары и др., а внешние - опасные природные, техногенные (например, транспортные аварии при перевозке опасных грузов) и социальные (акты технологического терроризма)явления.

    Повседневная деятельность человека потенциально опасна, так как сопряжена с различными процессами, связанными с использованием химической, электрической и других видов энергии. Опасность появляется в результате неконтролируемого выхода энергии, накопленной в оборудовании и материалах, непосредственно в человеке и окружающей среде. Возникновение происшествий -следствие появления и развития причинной цепи предпосылок, приводящих к потере управления трудовым процессом, нежелательному высвобождению используемой энергии и воздействию ее на людей, оборудование и окружающую среду. Инициаторами и составными звеньями причинной цепи происшествия являются ошибочные и несанкционированные действия людей, неисправности и отказы используемой техники, а также нерасчетные (неожиданные и превышающие допустимые пределы) внешние факторы среды обитания.

    Наиболее типичной причинной цепью происшествия оказались следующие предпосылки: ошибка человека или отказ технологического оборудования или недопустимое внешнее воздействие, случайное появление опасного фактора в производственной зоне; неисправность (или отсутствие) предусмотренных на этот случай средств защиты или неточные действия людей в данных условиях; воздействие опасных факторов на незащищенные элементы оборудования, человека или окружающую их среду. Доля исходных предпосылок, вызванных ошибочными и несанкционированными действиями человека, составляет 50...80 %, тогда как технические предпосылки - 15...25 %.

    Объектом исследования и совершенствования техносферной безопасности является система «человек-машина-среда обитания», а предметом изучения безопасности являются объективные закономерности возникновения и предусмотрения происшествий при функционировании таких систем.

    Loading...Loading...