Булгария трагедия на волге. Катастрофы на воде

Итак закончив посты на позитивную тему, вернёмся к нашим баранам, точнее к нашей Матушке России и к тому, что в ней кошмарного сейчас происходит.

Водолазы завершили обследование помещений затонувшей "Булгарии" и передали ее на подъем со дна Куйбышевского водохранилища Волги. На поверхность подняты 114 тел, все, кроме одного, опознаны. Однако 15 человек все еще числятся пропавшими без вести. Один из самых трагических фактов катастрофы - гибель большого числа детей: только официально погибшими признаны 27 маленьких пассажиров. Почти все в момент крушения оказались заперты в музыкальной комнате на нижней палубе, где для них устроили праздник.

Журналистам удалось добыть рассказ выжившего мальчика, на чьих глазах праздник в минуту обернулся кошмаром - еще раз пережить страшные минуты было нужно по советам психологов. На суше в день крушения происходили не менее шокирующие события - о них поведала мама одного из погибших детей. По ее словам, она хочет, чтобы об этом узнало больше людей. "Если так много невинных пострадало, значит мир должен измениться", - убеждена она.

Погибшие не знали главного: жилеты не нужно надевать в каютах

В данный момент идет подготовка к подъему затонувшего судна, которым займется генеральный подрядчик - "Подводречстрой", сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе МЧС. Водолазные работы продолжаются вблизи теплохода.

В Главном управлении МЧС по Татарстану сообщили, что погружения с целью обследования судна осуществляются совместно с 40-м институтом Минобороны. Проведены подготовка к резке леерных ограждений и герметизация корпуса корабля.

Из Геленджика к утру пятницы доставлены понтоны для подъема теплохода и два насоса для откачки воды. Также к месту происшествия следуют два спецкрана.

По последним данным официально признаны погибшими 114 человек - тело еще одной женщины было поднято в пятницу. Все, кроме одного, опознаны, сообщили в Минздраве Татарстана. 15 человек по-прежнему числятся пропавшими без вести.

Как ранее сообщили в МЧС, в списке погибших при крушении речного судна пока значатся 27 детей. Также в списках погибших 66 женщин и 21 мужчина. Всего на борту теплохода были 208 человек, лишь 79 из них спасены - 29 женщин, 10 детей и 40 мужчин.

В детской комнате была страшная паника, спастись можно было через единственный иллюминатор

Рассказ одного из спасенных детей, 10-летнего Динара Абдурахманова, публикует в пятницу издание Life News. Он был единственным ребенком, спасшимся из детской комнаты, которого подобрал на месте крушения теплоход-спасатель "Арабелла".

Мальчик до сих пор находится в состоянии глубочайшего шока. О том, что произошло в музыкальном салоне "Булгарии", где были заперты до 50 детей, он рассказал по заданию психолога.

Динар вспоминает, что на детском празднике играла веселая музыка, проводились конкурсы, все смеялись. Но вдруг пол резко дернулся и закачались стены. Корабль резко накренился и огромный рояль со скрежетом покатился в сторону детей. Началась паника.

"Все начали кричать и плакать, - рассказывает мальчик, - я тоже заплакал, потому что не знал что делать, мне было очень страшно". Неожиданно в помещение ворвался мужчина, разбил окно и громко заорал: "Бегите быстрее, прыгайте в окно, корабль тонет!" Паника в салоне достигла предела. Перепуганные малыши бросились в открытую дверь всей гурьбой.

Динара спасло то, что он стоял рядом с иллюминатором, разбитым мужчиной. Вняв призыву, он сразу бросился в воду. Несколько лет назад папа научил его хорошо плавать, поэтому в воде он не растерялся, и отплыл на хорошее расстояние от воронки, образовавшейся на месте затопления теплохода.

Власти несколько часов скрывали масштаб ЧП и затягивали допуск к телам детей

Однако большинству детей спастись так и не удалось, и это стало самым шокирующим фактом катастрофы. "Русская служба новостей" поговорила с матерью Кирилла, который не дожил одного дня до своего пятилетия.

Мария Чернова рассказала, что долгое время власти пытались скрывать от родственников информацию о трагедии, а потом не пускали ее к телу сына, поскольку она была против его вскрытия. Зная, что по закону женщина имеет право на отказ, они всеми силами затягивали бюрократические процедуры, чтобы она уже не могла ни на что повлиять.

Мама погибшего ребенка говорит, что "Арабелла", доставившая в Казань основную часть спасенных, не сразу вошла в порт, а долго стояла при входе. Родственники, собравшиеся на берегу, были вынуждены ждать в неизвестности, пока выживших допросят.

Потом, по словам Марии, различные высокие начальники и министры стали успокаивать людей. Они уверяли, что все выжили, погибли только две женщины. А в шесть часов вечера поступила информация, что президент Медведев распорядился оказать срочную психологическую помощь пострадавшим и родственникам погибших. Только по этой информации, спустя долгих четыре часа после крушения люди, собравшиеся на пристани, стали догадываться, что им лгут о выживших.

Все ждали катеров, которые прибыли вслед за "Арабеллой". Но на катерах привезли всего двоих спасенных. Вывели мальчика и мужчину. "Мужчина был весь в слезах. С ними поговорить другим людям не дали, сразу увели", - рассказывает женщина.

По ее словам, правда о масштабе трагедии была известна сразу после катастрофы, в два часа дня. Марии Черновой, которая отправила в круиз сына вместе с родителями мужа, еще тогда позвонила подруга свекрови и сказала, что выжил только свекор. Но женщина до последнего отказывалась в это верить, поскольку власти успокаивали и питали ложными надеждами.

"Арабелла" пришла уже в десятом часу. Свекор Марии сошел на берег первым из пострадавших и подтвердил, что все умерли. Только тогда, спустя семь с лишним часов, родственники все же узнали страшную правду.

Он согласился дать интервью телевидению, рассказывал очень много, но в итоге показали лишь куцый кусок. "Когда он увидел, что показали из всего, он сказал: "Я больше никакого интервью давать не буду", - рассказывает мама погибшего мальчика.

По ее словам, в сюжет не вошли свидетельства свекра о том, какой кошмар творился во время крушения. Он говорил, что спасалась в основном команда, мужчины выталкивали из плотов женщин, да и вообще многие вели себя, как животные. Он также утверждал, что до "Булгарии" экипажу предлагали другой теплоход, но все отказались.

Судно потонуло за три минуты, сообщил мужчина. Он в это время дремал в каюте и узнал о происходящем от жены, которая побежала за внуком Кириллом, бывшим вместе со всеми детьми в игровой. "Она побежала туда, и больше не вернулась. Он уцепился за борт, потом его выбросило. Потом он видел двоих людей, нырял много, но так и не нашел их", - передает его слова Мария Чернова.

По ее оценке, все структуры, занятые последствиями катастрофы - МЧС, прокуратура, МВД, здравоохранение - "работают каждый на себя, боятся друг друга". "У них внутри своя ответственность, у них разные данные. Психологи - это пешки, которые делают то, что им сказали. Они врут", - говорит женщина.

Психологи, которых велел направить Медведев, были нужны лишь затем, чтобы помогать следить за порядком, а не работать с людьми, находящимися в состоянии глубочайшего шока. "Они для того, чтобы все было шито-крыто", - убеждена она.

В подтверждение своих слов она рассказывает, что многие люди с посттравматическим стрессовым расстройством вообще не реагировали и эмоционально не переживали - они были в таком глубоком потрясении, что уже не могли нормально реагировать. Именно с такими людьми должны были в первую очередь работать психологи. Но они вместо этого "группами набегали" на тех, кто плакал, хотя это и есть "нормальная эмоциональная реакция".

Тело сына Марии, как она говорит, подняли еще во вторник. Но, как она узнала, детей сначала направили на вскрытие, не спросив разрешения родственников. Тела отсылали "партиями", процесс был очень долгим. Транспортировка занимает два часа, затем тело должны "осмотреть, сфотографировать, сделать вскрытие, зафиксировать, фото предоставить".

"Когда стали поступать дети, родственники стали волноваться. Те, кто делали снимки, по-человечески стали выносить фотографии не вскрытых людей. Тут у них случилась накладка. Мой сын не был вскрыт. Я захотела его увидеть и забрать. Они, зная, что он не вскрыт, что я намереваюсь, чтобы его не вскрывали, затягивали нагло время. Конвой меня не пускал. Меня не пускали в морг!" - отчаянно рассказывает женщина.

По ее словам, следователь, некий Новиков, сразу сказал ей, что, если она воспрепятствует вскрытию, ей не дадут компенсации. "Мне сказали, что тело не покажут, пока я не пройду процедуру опознания со следователем, пока не заполню бланк. Этот бланк заполнялся очень долго. Я кричала: "Давайте быстрей, быстрей, его сейчас вскроют", а Новиков, не спеша, ставил галочки, приметы записывал. Он сообщил: "Тело уже вскрыто, успокойтесь, бороться незачем".

"Я знаю, что они преступили закон, что я главнее. Они не должны были вскрывать моего сына без моего согласия. Они не просили согласия. А несогласия не принимали. Я хочу просто, чтобы об этом больше людей узнало, чтобы мир изменился. Если мой сын умер, значит, мир должен измениться, значит, что-то не так, если так много невинных пострадало", - заключила она.

Пассажиры не знали главного, что могло спасти многих - жилеты не нужно надевать в каютах

К действиям экипажа остается много вопросов, и главный из них - все ли они сделали, чтобы помочь спасению пассажиров. Из 35 членов команды спаслись 23. В поисках ответа на эти вопросы с ними постоянно общаются журналисты. "Комсомольская правда" побеседовала со старшим электромехаником "Булгарии" 20-летним Василием Байрашевым.

Вкратце свое спасение он объясняет так - бежал, качнуло, упал, потерял сознание, очнулся уже в воде. Во время крушения он был в трюме около топливных цистерн и санитарных насосов, так как один из них за пять минут до аварии сломался.

"Резкий крен - я побежал в машинное отделение (оно тоже в трюме) и увидел, что там вода. Его уже затопило почти наполовину. Уже и свет гаснуть начал. Был выбор: либо я остаюсь там, пытаюсь обесточить приборы и уже вряд ли оттуда выхожу. Либо я еще кому-то помогаю. Я побежал наверх", - рассказывает спасшийся моряк.

Наверху он увидел капитана и его жену. Тот скорее всего понял, что сделать уже ничего нельзя, полагает Байрашев. "Капитан очень опытный был. По штату там много кому что положено по тревогам. Но в связи со скоростью потопления судна сделать это было невозможно", - говорит он.

В результате, по его словам, команде только и оставалось что "просто помогать, успокаивать, направлять, чтобы никто в каюты не заходил. Чтобы на палубу выходили. Пытались шлюпку спустить, но ее сорвало с места. Плоты попадали в воду, и на них спасались те, кто выплыл".

Со слов выживших членов экипажа газета составила таблицу - что должны были сделать по инструкции и что сделали. О том, что с обесточенного судна не смогли подать сигнал бедствия и общаться по громкой связи с пассажирами, уже много писали. В этих условиях оставалось единственное средство поднятия тревоги - рында, но бить в нее не стали, решив, что сигнала никто не поймет.

Что касается спасательного оборудования, то на "Булгарии" было две спасательных шлюпки на 25 мест каждая и четыре плота на 15 человек каждый - всего на 110 мест. На судне же, как известно, было 208 человек. Даже если бы все успели подняться, мест не хватило бы, подчеркивает издание.

Но самое главное - люди не знали, что спасательные жилеты надо надевать не в каюте, а хватать их и бежать наверх, откуда можно быстро спрыгнуть в воду. Помогать пассажирам разобраться со спасательными жилетами должна команда, в ее же обязанности входит обежать все палубы, чтобы никто не остался в каюте и без жилета.

Учитывая, что теплоход затонул стремительно, и связь на нем не работала, было конечно не до соблюдения всех правил, признает газета. Но если бы пассажиры знали об этом или кто-нибудь успел им подсказать, то драгоценные секунды могли бы спасти жизнь многим. А в итоге людей так и находили в запертых каютах и в жилетах.

Крушение теплохода «Булгария». Хроника и расследование дела

Ответ редакции

Московский суд Казани приговорил директора ООО «АргоРечТур» Светлану Инякину , субарендатора теплохода «Булгария», к 11 годам заключения в колонии общего режима. Подсудимая признана виновной по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») и ст. 143 УК РФ («Нарушение правил охраны труда»). Суд установил, что субарендатор теплохода «Булгария» не обеспечила подготовку судна к плаванию, не провела обучение экипажа и нарушила правила эксплуатации речного судна. Также по этому делу старший помощник капитана судна Рамиль Хаметов приговорен к 6,5 года лишения свободы в колонии общего режима, а бывшие сотрудники Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов получили 6 и 5 лет колонии общего режима соответственно.

10 июля 2011 года около села Сюкеево Камско-Устиновского района республики Татарстан во время грозы затонул пассажирский лайнер «Булгария». В этой катастрофе погибло 122 человека, из них 28 детей. Хронологию событий напоминает АиФ.ru

9 июля 2011 года двухпалубный теплоход «Булгария» (сконструированный в Чехословакии в 1955 году) вышел из порта в Казани в двухдневный круиз. Судно на тот момент имело крен на правый борт и неработающий правый двигатель. На борту корабля находился 201 человек, из них 147 пассажиров. Маршрут теплохода проходил по акватории Куйбышевского водохранилища.

10 июля 2011 года «Булгария» стартовала из города Болгар обратно в Казань. Около 13:30 по московскому времени на расстоянии менее 3 км от берега судно дало сильный крен на правый борт, в результате чего в открытые иллюминаторы хлынула вода. Затопление судна происходило очень быстро. Менее чем через 2 минуты «Булгария» перевернулась на правый бок и затонула. Сигналы бедствия члены экипажа подать не успели, так как радиорубка была сразу же затоплена. На поверхность смогли выбраться 79 человек. Мимо терпящего крушение лайнера проходил сухогруз «Арбат» и баржа «Дунайский-66», но, как выяснило следствие, капитаны этих судов не остановились для оказания помощи пострадавшим. Около 14:30 дня к месту крушения подошёл круизный теплоход «Арабелла», члены экипажа которого начали спасательную операцию. Выжившим была оказана первая помощь, тяжело пострадавших отправили в больницу в Казани. На место крушения прибыли специалисты МЧС России, психологи и спасатели отряда «Центр "Лидер"». Начались водолазные работы в районе затопления.

Следственный комитет завёл уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта», а также была создана комиссия для расследования обстоятельств катастрофы.

Поднятая «Булгария». Фото: АиФ

11 июля 2011 года начались следственные проверки собственника и арендатора судна «Булгария», так как, по сообщениям Приволжской транспортной прокуратуры, круизный лайнер не имел лицензии на перевозку пассажиров и шёл на рейс в нарушение технического регламента эксплуатации судна. Президент России Дмитрий Медведев дал распоряжение начать внеплановые тотальные проверки гражданских пассажирских судов.

12 июля 2011 года был объявлен днём траура по всей России, начались похороны опознанных тел погибших. В отношении директора ООО «АргоРечТур», субарендатора теплохода Светланы Инякиной и эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, выдавшего разрешение на эксплуатацию «Булгарии», было возбуждено уголовное дело. Кроме того, были определены грузовые суда, не оказавшие помощи терпящей бедствие «Булгарии».

13 июля 2011 года продолжились водолазные работы в месте затопления судна. Подозреваемые Инякина и Ивашов были временно заключены в следственный изолятор по ходатайству старшего следователя Сергея Чернышова.

15 июля 2011 года закончились поисковые работы водолазов на затонувшем судне, было обнаружено 114 тел погибших, из которых 20 мужчин, 66 женщин и 28 детей. Поисковые работы продолжились вниз по течению реки Волги. Начались подготовительные работы по подъёму «Булгарии». В отношении капитанов двух судов, не оказавших помощи пострадавшим, Александра Егорова (судно «Дунайский-66») и Юрия Тучина(судно «Арбат») было возбуждено уголовное дело по статье 270 УК РФ.

16 - 21 июля 2011 года проходили работы по подъёму затонувшего судна. Экипаж судна «Арабелла» и сотрудники МЧС России были награждены медалями «За содружество во имя спасения».

22 - 25 июля 2011 года Инякиной и Ивашову вынесли предварительное обвинение в совершении преступления по статье 238 УК РФ. Корпус «Булгарии» был частично поднят над уровнем воды. С герметизацией и откачкой воды из теплохода были затруднения, и было решено отбуксировать корабль на мель в Кирельский затон. После буксировки и работ на теплоходе было обнаружено ещё 8 тел, тех, кто ранее считался пропавшими без вести. Поисковые работы завершились, так как все погибшие на теплоходе были найдены и опознаны.

9 августа 2011 года Арбитражный суд Республики Татарстан признал ООО «АргоРечТур» виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.1 КоАП («Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии») и назначил штраф в размере 50 000 рублей.

15 августа 2011 года на сайте Ространснадзора были опубликованы результаты проверки обстоятельств крушения теплохода. Основными причинами были названы техническая неисправность судна, нарушения правил безопасности судовладельцем и капитаном лайнера, низкая квалификация и халатность членов экипажа.

16 августа 2011 года следственными органами были задержаны начальник Казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев и главный инспектор отдела Владислав Семёнов по подозрению в преступной халатности — они дали положительное заключение о готовности судна «Булгария» к перевозке пассажиров. На следующий день подозреваемых заключили под стражу и предъявили обвинение по ст. 293 УК РФ.

21 ноября 2011 года в Камско-Устьинском суде Республики Татарстан начались слушания по делу против капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина. 26 декабря суд вынес постановление признать Тучина виновным и выплатить штраф в размере 130 000 рублей.

6 декабря 2011 года прошли слушания по делу против капитана судна «Дунайский-66» Александра Егорова, однако было решено перенести судебное заседание в Казань, где проживало большинство потерпевших и свидетелей.

28 февраля 2012 года капитан судна «Дунайский-66» был признан виновным и приговорён к выплате штрафа в размере 190 000 рублей.

11 мая 2012 года СК РФ объявил о завершении расследования обстоятельств крушения «Булгарии». Стало известно, что к уголовной ответственности был привлечён старший помощник капитана теплохода Рамиль Хаметов. Светлане Инякиной было предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта и в нарушении правил охраны труда. Якову Ивашову вменялась неправомерная выдача официальных документов, которые позволяли «Булгарии» совершать пассажирские перевозки, и злоупотребление должностными полномочиями. Рамиль Хаметов был обвинён в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, а Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов были обвинены в злоупотреблении должностными полномочиями.

11 января 2013 года следователи заявили, что дело о крушении «Булгарии» Республики Татарстан в феврале 2013 года. Материалы уголовного дела составили более 80 томов.

11 февраля 2013 года в отношении помощника капитана «Булгарии», директора ООО «АргоРечТур», эксперта Российского речного регистра и сотрудников Ространснадзора.

6 мая 2013 года в 10:00 по московскому времени Московский районный суд в Казани . В ходе заседания судья удовлетворил ходатайство Семёнова и Тимергазеева в связи с тем, что подсудимым необходимо дополнительное время для ознакомления с материалами дела.

Заседание 27 мая 2013 года затянулось, рассмотрение было перенесено на следующий день. 28 мая было зачитано обвинительное заключение в отношении Якова Ивашова, и на этом заседание было окончено. Дальнейшее рассмотрение дела было отложено, а окончательное постановление по делу пока вынесено не было.

Казань. 10 июля. сайт – В воскресенье днем на Волге потерпел крушение теплоход "Булгария". Причины аварии устанавливаются, на месте работают специалисты Следственного комитета РФ. Пока неизвестна судьба более 100 человек.

Рассказы очевидца

Один из спасенных пассажиров с теплохода "Булгария" заявил журналистам в речном порту Казани, что в ходе трагедии погибло много детей. По его словам, буквально за несколько минут до трагедии в детскую комнату на второй палубе на корме собрали детей, около 30 человек, чтобы поиграть. "Боюсь, что многие из них погибли", - сказал он.

По его словам, основная причина трагедии - то, что теплоход был очень старый. "В какой-то момент он завалился на правый бок, перевернулся буквально за три минуты и пошел ко дну. В это время была гроза и сильный дождь. Погибших очень много", - сказал он.

У него самого утонули жена и внук.

"Спасенные сообщили, что все произошло так быстро, что не успели спустить спасательные шлюпки, спустили только два надувных плота. Многие прыгали просто в воду. Из трюмовых кают, боюсь, мало кто спасся", - рассказала Светлана Алексеева - аниматор теплохода "Арабелла", на борту которого спасенные были доставлены в Казань Она отметила, что на "Арабелле" оказалось около 20 пассажиров - медиков, которые вместе с судовым врачом оказывали помощь спасенным: у некоторых были переломы, порезы рук (выбивали окна в каютах), многочисленные ушибы. "Спасенным мы сразу предоставили горячий чай, горячий душ, теплые одеяла", - отметила Алексеева. По ее словам, среди спасенных был грудной ребенок. Она также сообщила, что, по словам спасенных, мимо тонущего теплохода, надувных плотов и находившихся в воде людей прошли без остановки два грузовых судна, хотя им кричали и махали руками.

Спасенные сообщили о том, что погибли их родственники, путешествовали многие семьями. Очень многие плакали и кричали. С ними начали работу психологи. По данным МЧС, на борту "Арабеллы" находились более 70 спасенных и тело погибшей.

В больницы Казани и города Болгар были госпитализированы 14 спасенных. "Один 33-летний мужчина госпитализирован в Спасскую центральную районную больницу, он получил психологическую травму и незначительные ушибы, его состояние удовлетворительное", - сообщила агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель пресс-службы Минздрава Татарстана. По ее словам, потребовалась медицинская помощь еще 23-м из почти 80-ти спасенных, доставленных вечером в Казань на теплоходе "Арабелла". "Двенадцать из них, в том числе 5-летний мальчик госпитализированы в Центр травмы Республиканской клинической больницы, 62-летняя женщина - в Больницу скорой медицинской помощи N1. У них - ушибы, порезы, переломы", - сообщила Сабирова. Состояние пострадавших оценивается как средней тяжести. Остальным медицинская помощь была оказана на месте, в Речном порту Казани.

Спасательные работы и причины катастрофы

На месте катастрофы продолжаются спасательные работы, они ведутся в том числе на берегу, на соседних с местом события островах, а также с воздуха. Вечером в воскресенье к работам приступили водолазы МЧС, которые обследуют дно реки на месте катастрофы.

В Главном управлении МЧС РФ по РТ создан оперативный штаб. Работает телефон горячей линии: 227-46-56 для уточнения текущей обстановки и списков спасенных и пострадавших. Также работает телефон доверия "112", говорится также в сообщении.

В настоящий момент остается неизвестной судьба 101 человека из числа 188 находившихся на борту затонувшего теплохода.

Напомним, что трагедия разыгралась в воскресенье днем на Куйбышевском водохранилище Камско-Устинского района. Под воду ушел прогулочный двухпалубный теплоход "Булгария", принадлежавший компании ООО "Аргоречтур". По различным данным, на его борту находились от 179 до 188 человек.

"По данным на 7:00 утра, водолазами "Центропас" и центра "Лидер" в зоне бедствия на поверхность поднят труп еще одной женщины. Всего на данный момент среди погибших числятся шесть человек", - сообщила пресс-служба ГУ МЧС России по Татарстану. 101 человек считается пропавшим без вести. Трупы всех утонувших будут опознаваться по доставке их в город Казань.

"По данному факту следственными органами Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта)", - сообщает СК РФ. Причины крушения устанавливаются, в качестве одной из них называется перегрузка. "Всего на судне находилось 188 человек, однако из-за того, что оно ранее проходило реконструкцию и там была обустроена не предусмотренная первоначальным проектом инфраструктура, вместимость судна могла уменьшиться. В результате оно могло затонуть, в том числе из-за чрезмерной загруженности", - сообщил "Интерфаксу" вечером в воскресенье источник в правоохранительных органах. Ранее сообщалось, что судно было исправно.

В путешествие по Волге. Рейс был самым обычным. Такие часто называют рейсами выходного дня. В субботу вечером теплоход «Булгария» вышел из Казани и к семи утра следующего дня прибыл в городок Болгар, что примерно в 120 километрах вниз по течению Волги. Экскурсия по древней столице исторического государства Волжской Булгарии, в честь которой, к слову, был назван теплоход, продлилась три часа, и к 11 утра пассажиры уже были на борту судна. «Булгария» легла на обратный путь.

После полудня начался ливень и ударил гром. Порывы ветра достигали 20 метров в секунду. Поднялась сильная волна. Около половины первого судно начало входить в левый поворот. Специалисты отмечают, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. А «Булгария» как минимум уже год ходила с постоянным креном. На тот же правый борт. В сумме угол крена составил девять градусов. Все бы ничего, но иллюминаторы правого борта были открыты. Они вошли в воду и в одно мгновение в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды.

Но в тот момент еще не все было потеряно. Капитан предпринял попытку исправить положение. Он решил уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт и лечь курсом на ветер. Рули повернули на 15 градусов влево. Но в результате крен только усилился и в отсеки стало поступать 125 тонн воды в минуту. В считанные секунды крен вырос до 20 градусов и судно опрокинулось на правый борт.

Члены экипажа «Булгарии»

По словам пострадавших, все произошло и вправду очень быстро. Алена Лебедева, работница кухни, в момент затопления была на рабочем месте - в карме на главной палубе, в буфете для членов экипажа.

Вода подошла моментально, корабль накренило так, что меня чуть холодильником не придавило - он поехал прямо на меня, я чудом отскочить успела, - вспоминает жуткие секунды Лебедева. - А вот в другом отсеке женщину сначала ошпарило кипятком, а потом придавило мебелью. Ее нашли погибшей. Я выплыла практически последней. Мы с механиком человек шесть - не помню точно - вытолкали. На поверхности я первым делом огляделась в поисках детей. Сына и доченьку увидела, на сердце отлегло немного. А мужа так и не нашла.

Семья Лебедевых действительно в полном составе работала на теплоходе «Булгария». Муж Алены - 39-летний Сергей Лебедев - был боцманом, 18-летняя дочь Даша работала официанткой, а 17-летний сын Саша отправился в круиз как стажер - тогда парень учился на первом курсе речного техникума.

КП

Многие обвиняли членов экипажа в ошибочных и непрофессиональных действиях. Конечно, без этого не обошлось. Но боцман Сергей Лебедев до конца спасал тонущих пассажиров судна. Когда оно начало уходить под воду, он вытащил из водоворота нескольких человек. Выплыл на поверхность и вновь нырнул в водную пучину. Как профессиональный корабельщик Сергей прекрасно осознавал, что тонущее судно затягивает с собой на дно.

Впрочем, это далеко не единственный пример мужества и храбрости, которые проявили члены экипажа. Матрос Вячеслав Колосов до последнего раздавал пассажирам спасательные жилеты, не думая о том, что с ним может произойти в следующее мгновение. В какой-то момент матрос потерял сознание. Очнулся он только в спасательном плоту.

Я ушел под воду и там потерял сознание, - рассказывал матрос. - Меня вытащили другие пассажиры.

Жена Вячеслава, Светлана, вспоминает, что после произошедшего муж долго не мог заснуть. На протяжении несколько дней. Только выпитое на третий день снотворное помогло преодолеть тревожную бессонницу, однако кошмар пережитого не оставлял Вячеслава и во сне. Всю ночь он пытался куда-то плыть.

Я его возьму за руку, он почувствует мое тепло и успокоится, - говорит Света. - Но потом опять машет руками…

Life

Капитан «Булгарии» Александр Островский

Мимо терпящей бедствие «Булгарии» проходили два судна - сухогруз «Арбат» и буксир «Дунайский-66». Капитаны кораблей Юрий Тучин и Александр Егоров приняли решение не оказывать помощь пассажирам и членам экипажа, которым удалось спастись и которые находились на плотах посреди Куйбышевского водохранилища на Волге. Они прошли мимо. В суде выяснилось , что ситуация оказалась не столь однозначной, как это могло показаться на первый взгляд. Так, грузовому судну «Дунайский-66» для оказания помощи потерпевшим пришлось бы давать задний ход, рискуя зацепить тех, кому удалось спастись. К тому же принятое решение идти дальше было согласовано с капитаном судна «Арабелла», которое позже пришло на помощь утопающим. Во всяком случае такова версия капитана Егорова.

Впрочем, в правдивость его слов трудно поверить до конца. И повод к сомнениям дал он сам. После трагедии Егоров заявил журналистам: «Вы сами понимаете, что с этими людьми шутки плохи». «Этими людьми» были сотрудники компании «Газпром», которым судно под командованием Егорова везло груз в Астрахань. Что это - простая оговорка вследствие полученного стресса или свидетельство трусости капитана - так и осталось неизвестным.

life.ru

В результате кораблекрушения погибло 122 человека. Спаслось 79. Следствие установило, что одной из причин бедствия стал неработающий двигатель. Левый главный дизель-генератор. Впрочем, о вышедшем из строя моторе еще раньше рассказали матрос Вячеслав Колосов и семья Лебедевых.

Мы шли в Зеленодольск - это городок в пятидесяти километрах от Казани , - вспоминал Вячеслав Колосов. - Там он и сломался. Чтобы вернуться домой, мы запустили вспомогательный двигатель. В Казани встали на рейд - это специальный участок для сломанных кораблей, там они не мешаются других судам. До следующего круиза - в Чебоксары - оставалось шесть дней. Нам не разрешали ехать, пока не починимся. Мы успели. Потом сходили в Чебоксары, всё нормально, без проблем и поломок.

К поломке двигателя привело грубое нарушение техники эксплуатации судна. Теплоход заправили топливом, которое было разбавлено водой. Воду пришлось откачивать, а топливную аппаратуру - просушивать. Речники говорят, что время от времени они и вправду сталкиваются с такой ситуацией.

Мы узнаём, что в дизельном топливе вода, когда выходит из строя техника - топливная аппаратура, двигатель, электрогенератор, - объясняет капитан одного из кораблей. - Приходится вначале откачивать само топливо, а потом воду, которая оседает внизу. Затем аппаратура долго «продувается» и сушится.

Конечно, свою роль сыграл и поднявшийся шторм, но ведь и экипаж «Булгарии» оказался не готовым к квалифицированным действиям в трудных погодных условиях. А именно он нарушил технику управления судном в сложившихся условиях, начав левый поворот без учета особенностей остойчивости корабля (остойчивость - способность сохранять равновесие). Капитан не принял во внимание, что у теплохода уже имелся крен в четыре градуса, а само судно обладало большой парусностью.

Капитан, Александр Островский, погиб вместе с кораблем. Из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79, погибли 122 человека.

Сегодняшний воскресный день омрачен сообщением из Татарстана, где на крупнейшем водохранилище Волги — Куйбышевском — при невыясненных пока обстоятельствах утонул пассажирский теплоход «Булгария». К этому моменту известно о 84 спасенных и об одном погибшем. Таким образом, официально неизвестной остается судьба еще 102 человек.

Теплоход принадлежал компании «Агроречтур» и выполнял так называемый рейс выходного дня. Накануне вечером «Булгария» вышла из Казани и в 7 утра сегодня пришвартовалась в городке Болгар.

Пассажиры вернулись на судно около 11 утра. Оно вышло в обратный путь и спустя пару часов по невыясненным причинам затонуло напротив деревни Сюкеево. Несмотря на то, что все произошло на реке, по сути Куйбышевское водохранилище — это пресноводное море. От места катастрофы до берега около 3 км, глубина там 20 метров. Сообщается, что на борту было много пассажиров с детьми.

Глава МЧС Сергей Шойгу проинформировал Дмитрия Медведева о ходе спасательных работ на месте катастрофы. По сообщению пресс-службы Кремля, министр по телефону доложил президенту о принимаемых мерах по спасению пострадавших и в целом о спасательной операции. Также МЧС отправляет в Татарстан самолет Ил-76 с водолазами и спасателями.

Дмитрий Медведев поручил главе республики оказать всю необходимую помощь пострадавшим, главе следственного комитета Александру Бастрыкину — создать специальную следственную группу.

Управление МЧС по Татарстану открыло «горячую линию», по которой сейчас можно узнать о судьбе находившихся на теплоходе пассажиров и членов экипажа.

(843) 227–46 -55
Телефон горячей линии МЧС по Татарстану, по которому можно сейчас узнать всю информацию о выживших
.

Алексей Маврин, корреспондент, специально для НТВ : «Я нахожусь прямо на берегу в зоне видимости места кораблекрушения. Прямо примерно в километрах 2,5 от меня находятся несколько судов, которые и очерчивают место предполагаемого кораблекрушения. Судно „Булгария“ затонуло примерно в 8 километрах от берега. И сейчас находится на дне, на глубине в 20 метров. Корабль затонул не более чем за пять минут, но большинству находившихся на борту удалось спастись либо в спасательных шлюпках, либо надев спасательные пояса и жилеты. Около полусотни человек могло поднять на борт следующее по тому же курсу туристическое судно».

Пострадавшим пытаются помогать сотрудники МЧС. Идет обследование близлежащих островов. По свидетельству очевидцев, прогулочное судно «Булгария» попало в шторм и перевернулось.

Светлана Имякина , директор ООО «Аргоречтур»: «Ничего не известно. Сейчас теплоход „Арабелла“ придет. Было на глазах все перед „Арабеллой“. Связи пока с ними нету. Теплоход экономкласса. Ремонт, ремонтные работы были проведены. Он отходил 18 числа в рейсы. Все было нормально, все замечательно. Что случилось, я не знаю».

У нас есть лишь отрывочные данные о погоде, которая была в момент происшествия. Со слов очевидца мы знаем, что погода была нормальная, временами шел дождь, была гроза. Но в целом все было нормально, особого волнения на водохранилище не было.

Информация о количестве спасенных постоянно меняется. Пока с уверенностью можно говорить о 85 пассажирах и членах экипажа. размещен на сайте МЧС Татарстана.

О затонувшем судне известно, что это теплоход «785-го проекта», построенный в Чехословакии в далеком 1955 году. То есть он был практически музейным экспонатом. И раньше этот дизель-электроход носил другое название — «Украина».

«Булгария» совершала один из туров выходного дня. Казань — Булгар и обратно. Двухдневная поездка по сходной цене: билеты стоили от 1200 до 5000 рублей. Почему судно затонуло на обратном пути, пока не ясно, однако на интернет-форумах бытовало другое мнение: странно, что этот дизель-электроход вообще до сих пор эксплуатируется.

С 2003-го по 2010 год старенькую «Украину» вообще никто не эксплуатировал, но в 2010-м ее переименовали в «Булгарию», и она отработала сезон на компанию «Водофлот». Отзывы туристов были, мягко говоря, не очень. И если верить интернет-форумам, то всего несколько дней назад с «Булгарией» произошло следующее: за время рейса трижды глох двигатель. В последний раз — за 100 метров до причальной стенки казанского порта.

Отправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги на путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было.

На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую. Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии.

Туроператоры, продававшие билеты на круизы «Булгарии», уверяли, что судно отвечает всем требованиям безопасности. И уже завтра судно-ветеран должно было отбыть в недельный круиз по маршруту Казань — Самара — Волгоград.

Большинство пассажиров «Булгарии» не были застрахованы, поскольку страховка не входила в стоимость билета. Распространением билетов занималась, в частности, компания «Интур Волга». Там было приобретено большинство мест.

Как отмечает корреспондент НТВ Сергей Морозов , в России эксплуатируется еще несколько таких судов, в том числе два — на Волге. По словам специалистов, конструктивная особенность этой серии теплоходов — отсутствие внутренних водонепроницаемых переборок. Так, в случае большой пробоины в днище судно тонет за считанные минуты. Не исключено, что именно это произошло сегодня.

А сейчас два самых главных вопроса . Первый: что с людьми, которые числятся пропавшими без вести? И второй: почему же затонул теплоход? Ответы на эти вопросы будут искать специалисты сразу нескольких ведомств. В Росморречфлоте сообщили, что его руководитель Александр Давыденко уже вылетел в Казань, к месту трагедии отправился и замруководителя Ространнадзора Владимир Попов.

В Министерстве по чрезвычайным ситуациям собрали экстренное совещание

Егор Колыванов, корреспондент НТВ : «Да, до сих пор сейчас в здании МЧС проходит заседание оперативного штаба, который будет работать до окончания спасательно-поисковых работ на месте происшествия. Постоянно на связь с Москвой выходят штабы в Татарстане и в Приволжском округе и сообщают последнюю информацию».

Ирина Андрианова , начальник управления информации МЧС Рф: «На месте сейчас продолжаются поисково-спасательные работы, работает 80 человек, 22 единицы техники, помимо теплохода „Арабелла“, сейчас к месту гибели теплохода „Булгария“ прибыли еще 2 теплохода. Это теплоход
„Риф“ и теплоход „Остров“. Кроме того, в ближайшее время туда прибудут еще 2 патрульных теплохода».

В оперативном штабе МЧС также не смогли объяснить или назвать причину того, почему затонул теплоход «Булгария», но по крайней мере нам не подтвердили информацию о том, что теплоход перевернулся.

В 19:30 из Раменского вылетит самолет Ил-76 с 30 людьми на борту — это спасатели и водолазы, которые вот будут проводить эту спасательную операцию. Также на борту самолета будет специальное водолазное и поисковое оборудование. Сейчас самого теплохода не видно — только огромное масляное пятно на поверхности воды.

Большинство пассажиров судна — жители Казани. Их родные и близкие, узнав о происшедшем, стали собираться в Казанском речном порту, куда должен был вернуться теплоход.

В Следственном комитете России сообщили, что по факту ЧП с теплоходом «Булгария» уже возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения водного транспорта и эксплуатации судов».

Источник в следственных органах сообщил ИТАР-ТАСС: «Согласно предварительным основным версиям, судно могло затонуть либо из-за того, что было слишком старым. Не исключена и версия перегрузки. Какой-либо информации о возможном столкновении судна нет».

Это уже не первое крупное кораблекрушение на реке. Всего полгода назад по вине пьяного штурмана теплоход на Амуре врезался в берег. Но более известна катастрофа теплохода «Александр Суворов». В 83-м году он среди ночи врезался в полет моста в Ульяновске. Погибли сотни людей. Тогда в ходе расследования выяснилось, что теплоход был перегружен: на нем находилось гораздо больше пассажиров, чем было заявлено.

Loading...Loading...