Чрезвычайные ситуации и аварии техногенного характера. Основные причины техногенных чс Крупные чрезвычайные ситуации

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

План

Введение

1. Определение ЧС

2. Техногенные ЧС

2.1. Радиационно-опасные объекты

2.2. Опасные химические вещества

2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях

2.4. Аварии на транспорте

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.

Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой - одновременно и отрицательным (негативным).

Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧС

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

2 . ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС.

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время - это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.

В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии , при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:

· число погибших во время катастрофы;

· число раненных (погибших от ран, ставших инвалидами);

· индивидуальное и общественное потрясение;

· отдаленные физические и психические последствия;

· экономические последствия;

· материальный ущерб.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например - Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.

На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.

Собственно авария происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

Основные причины аварий:

· просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

· некачественное строительство или отступление от проекта;

· непродуманное размещение производства;

· нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п.

2.1. Радиационно - опасные объекты .

К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.

В 26 странах мира на АЭС насчитывается 430 энергоблоков (строится еще 48). Они вырабатывают электроэнергии: во Франции -75%, в Швеции - 51%, в Японии - 40%, в США - 24%, в России - 12%. У нас работает 9 АЭС, имеющих 29 блоков.

При авариях или катастрофах на объектах атомной энергетики образуется очаг радиоактивного заражения (территория, на которой произошло радиоактивное заражение окружающей среды, повлекшее поражение людей, животных, растительного мира на длительное врем).

Очаг поражения делится на зоны: Г \\ В \\ 1 \\ 2 \\ 3

Зона Г - чрезвычайно опасного заражения Р > 250 рад/ч;

Зона В - опасного заражения Р > 30 рад/ч;

1 зона - зона отчуждения 30 км Р > 20 мР/ч или D > 40 бер/год;

2 зона - зона отселения Р = 5-20 мР/ч или D = 10-40 бер/год;

3 зона - зона жесткого радиоактивного контроля Р < 5 мР/ч или D не превышает 10

Услышав сообщение об опасности радиоактивного заражения, необходимо:

1. Принять противорадиационный препарат из индивидуальной аптечки (йодистый калий).

2. Надеть средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки) взрослым и детям.

2. Загерметезировать квартиру (заклеить окна, вентиляционные отверстия, уплотнить стыки).

3. Надеть куртки, брюки, комбинезоны, плащи из прорезиненной или плотной ткани.

4. Укрыть продукты питания в герметичной таре.

5. Автобусы и другие крытые машины подавать непосредственно к подъездам.

Опасность, возникающая во время аварий на РОО, связана с выходом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Радиоактивность - это способность ядер некоторых элементов к самопроизвольному распаду.

Распад (превращение) ядер атомов под воздействием условий, созданных человеком, называется искусственной радиацией.

Характеристика радиоактивных излучений.

Вид излучения

Проникающая способность

Ионизирующая способность

поток ядер гелия

10 см в воздухе

30000 пар ионов на 1 см пути

лист писчей бумаги

Поток электронов

20 м в воздухе

70 пар ионов на 1 см пути

летняя одежда наполовину задерживает

электромагнитное излучение

сотни метров

несколько пар ионов на 1 см пути

не задерживается

нейтронное

Поток нейтронов

несколько километров

Несколько тысяч пар ионов на 1 см пути, кроме того, вызывает наведенную активность

задерживается материалами из углеводородов

Рассматривая ионизирующую и проникающую способность, можно сделать выводы:

1. Альфа - излучение опасно при попадании во внутрь организма.

2. Защитой от гамма и нейтронного излучения могут быть убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

Радиоактивное загрязнение (заражение).

Радиоактивное загрязнение (заражение) местности происходит в двух случаях: при взрывах ядерных боеприпасов или при аварии на объектах ядерной энергетики.

При ядерном взрыве преобладают радионуклиды с коротким периодом полураспада. Поэтому происходит быстрый спад уровней радиации. При авариях на АЭС характерно, во-первых, радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий, стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительным периодом полураспада. Поэтому резкого спада уровней радиации нет. При ядерном взрыве главную опасность представляет внешнее облучение (90 - 95% от общей дозы). При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии. Доза внешнего облучения здесь составляет 15%, а внутреннего - 85%.

2.2. Опасные химические вещества (ОХВ).

Опасными химическими веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений.

Крупными запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах.

На предприятиях создаются запасы ОХВ, обеспечивающие трехсуточную работу. Их хранение осуществляется на специальных складах в емкостях повышенной прочности. Для каждой группы емкостей по периметру оборудуется замкнутая земляная обваловка или ограждающая стенка их несгорающих или антикоррозийных материалов.

Наиболее распространенные ОХВ - хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. В большинстве случаев при обычных условиях ОХВ находятся в газообразном или жидком состояниях. Однако, газообразные ОХВ обычно сжижают. При авариях жидкость переходит в газообразное состояние, образуя зоны поражения различной площади и концентрации в зависимости от приземного ветра. Зоны поражения иногда достигают десятки километров.

Хлор.

Газ желто-зеленого цвета с резким, раздражающим специфическим запахом. Сжижается при -34 С. В 2,5 раза тяжелее воздуха. Скапливается в низких местах, затекает в подвалы, тоннели, движется в приземных слоях атмосферы. Пары раздражающе действуют на слизистую оболочку, кожу, дыхательные пути и глаза. При соприкосновении вызывает ожоги. Воздействие на организм характеризуется загрудинной болью, сухим кашлем, рвотой, нарушением координации, одышкой, резью в глазах, слезотечением. При длительном дыхании возможен смертельный исход.

Первая помощь:

· Вывести или вынести пострадавшего из зоны поражения;

· Снять загрязненную одежду и обувь;

· Дать обильное питье;

· Промыть глаза и лицо водой;

· В случае попадания ядовитых веществ внутрь, вызвать рвоту или сделать промывание желудка;

· Если человек перестал дышать. Сделать искусственное дыхание методом «изо рта в рот»;

· Дать дышать кислородом и обеспечить покой;

· Для эвакуации использовать верхние этажи высоких зданий

· Население эвакуируется в направлении, перпендикулярном направлению ветра.

Хлор обнаруживается с помощью ВПХР (войсковой прибор химической разведки) индикаторными трубками с тремя зелеными кольцами.

Для дегазации газообразного хлора используют распыленный раствор кальцинированной соды или воду, чтобы осадить газ. Место разлива заливают аммиачной водой, известковым молоком, раствором кальцинированной соды или каустика.

Защита - противогазы ГП-5, ГП-7 и детские ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш.

Аммиак.

Бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, почти в 2 раза легче воздуха. Сжижается при -34 С. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Хорошо растворяется в воде. 10% раствор аммиака поступает в продажу под названием нашатырный спирт. Он применяется в медицине и домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен). Жидкий аммиак применяется как хладагент в холодильных установках.

Вызывает поражение дыхательных путей. Признаки поражения: насморк, кашель, частота пульса, удушье. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах слезотечение. Возможны ожоги с пузырьками и язвами.

Первая помощь:

· Надеть ватно-марлевую повязку, смоченную водой или 5% раствором лимонной кислоты, или противогаз с дополнительным патроном ДПГ-3;

· Вывести или вынести из зоны поражения, транспортировать в лежачем состоянии;

· Дать подышать теплыми водяными парами 10% раствора ментола в хлороформе;

· Слизистые и глаза промывать не менее 15 минут водой или 2% раствором борной кислоты.

Наличие и концентрацию аммиака в воздухе можно определить с помощью универсального газоанализатора УГ-2.

Место разлива дегазируют слабым раствором кислоты и промывают большим количеством воды. В газообразном состоянии аммиак нейтрализуют распылением воды с поливомоечных пожарных машин и авторазливочных станций.

Ртуть.

Жидкий тяжелый металл. Очень опасен при попадании внутрь организма. Пары при вдыхании высокотоксичные, вызывают тяжелые поражения. При разливе в помещении нужно открыть окна, исключить распространение паров в другие помещения.

Необходимо:

· Быстро покинуть опасное место и вызвать специалистов;

· Сменить одежду, прополоскать рот 0,25% раствором марганца, принять душ, почистить зубы;

· Если разбился градусник, ртуть можно собрать медицинской грушей, место протереть влажной тряпкой, тщательно вымыть руки;

· Пролитую ртуть собрать (капельки удалить медной пластинкой).

При сборке ртути запрещается использовать пылесос. Категорически запрещается выбрасывать собранную ртуть в канализацию или мусоропровод.

2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях.

Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.

Значительные участки местности через 15 - 30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться - возможно присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

2.4. Аварии на транспорте.

Аварии на железнодорожном транспорте.

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

Аварии в метрополитене.

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии на автомобильном транспорте.

Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.

Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо - перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук., напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.

Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Аварии на морском и речном транспорте.

Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем - здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи - более месяца.

Аварии на авиационном транспорте.

Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.

Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.

Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.

При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Чрезвычайные ситуации и защита от них.

Сост. А.Бондаренко. Москва, 1998 г.

2. Чрезвычайные ситуации.

Энергия: экономика, техника, экология, 2000 г.

3. Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф.

Мешков Н. Основы безопасности жизни. 1998 г.

4. Проблемы безопасности при ЧС. 1999 г.

Примеры черезвычайных ситуаций техногенного характера в мире??? Росcии??? и получил лучший ответ

Ответ от Игорь[гуру]
Техногенные катастрофы
Экологические катастрофы
Причины: пренебрежение мерами безопасности, халатность персонала предприятий, политические и административные амбиции, алчность, бездумное стремление к экономии средств и к дезинформации или полному утаиванию сведений о катастрофе.
28 января 1969г. - из нефтяной платформы в канале Санта-Барбара (шт. Калифорния, США) , произошёл выброс нефти. За 11 дней в море вылилось около миллиона литров нефти, нанеся огромный урон. Платформа продолжала протекать в течении нескольких лет.
2 июня 1969г. - в Рейне начала гибнуть рыба. За два года до этого в реку попали две 25-килограммовые канистры с инсектицидом "Тиодан". Катастрофа вызвала мор нескольких миллионов рыб.





1970-е - 1990-е - постепенное исчезновение Аральского моря (Казахстан, СССР) .
24 января 1991г. - Ирак начал сливать сырую нефть из кувейтских нефтяных скважин в море. Персидский залив стал зоной экологического бедствия.
1997-1998г - лесные пожары в Индонезии.
Июль 2000г - В результате аварии на нефтеперерабатывающем заводе "Петробрас" в городе Араукари, что на юге Бразилии, в реку Игуаса вылилось более миллиона галлонов "черного золота".
Ядерные аварии

28 марта 1979г. - самая тяжёлая авария на территории США на реакторе "Тримайл-Айленд" в Мидлтауне (шт. Пенсильвания, США) .
11 февраля 1981г. - разлив 400 тыс. литров радиоактивного охладителя на заводе "Секвойя-1" в шт. Теннесси (США) .
26 апреля 1986г. - произошла самая страшная в истории человечества авария на Чернобыльской АЭС (Украина, СССР) . В результате взрыва четвертого реактора в атмосферу было выброшено несколько миллионов кубических метров радиоактивных газов, что во много раз превысило выброс от ядерных взрывов над Хиросимой и Нагасаки. Ветры разнесли радиоактивные вещества по всей Европе. Из зоны радиусом 30 км от взорвавшегося реактора была проведена полная эвакуация жителей. Проживание в ней запрещено. Пройдут многие годы, прежде чем будет познан и осмыслен весь ужас чернобыльской катастрофы, ее страшные последствия для человечества.
Остальные ужасы здесь

Ответ от Ђатьяна Беляева [новичек]
26 апреля 1986г. - произошла самая страшная в истории человечества авария на Чернобыльской АЭС (Украина, СССР). В результате взрыва четвертого реактора в атмосферу было выброшено несколько миллионов кубических метров радиоактивных газов, что во много раз превысило выброс от ядерных взрывов над Хиросимой и Нагасаки. Ветры разнесли радиоактивные вещества по всей Европе. Из зоны радиусом 30 км от взорвавшегося реактора была проведена полная эвакуация жителей. Проживание в ней запрещено. Пройдут многие годы, прежде чем будет познан и осмыслен весь ужас чернобыльской катастрофы, ее страшные последствия для человечества.



Ответ от Даниил Клевакин [новичек]
1957г. - взрыв ёмкостей с ядерными отходами, приведший к сильному радиоактивному заражению большой территории и к эвакуации населения (Касли, Челябинская обл. , СССР) .


Ответ от Ваня Ураков [новичек]
10 июля 1976г. - в результате взрыва на химической фабрике в Севезо (Италия) , произошёл выброс ядовитого облака диоксина. Через две недели было эвакуировано всё население. Город в течении 16 месяцев был необитаем.

Апрель 1979г. - в Институте микробиологии и вирусологии в Свердловске произошёл выброс спор сибирской язвы. Советское правительство отрицало факт катастрофы. Согласно независимым источникам, был заражён регион в радиусе 3 км и погибло несколько сот человек.

3 июня 1979г. - авария на нефтяной платформе "Иксток-1" на юге Мексиканского залива, произошёл выброс в море 600 тыс. тонн нефти. Мексиканский залив в течении нескольких лет был зоной экологического бедствия.

3 декабря 1984г. - на заводе пестицидов в Бхопале (Индия) произошла утечка смертельного газа метилизоцианата.

1 ноября 1986г. - в результате пожара на складе фармацевтической компании "Сандоз" (Базель, Швейцария) , произошёл выброс 1 тыс. тонн химических веществ в Рейн. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода.

Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к началу третьего тысячелетия экономический и социальный ущерб от техногенных ЧС стал при­обретать огромные масштабы и даже катастрофический характер. Особенно актуальна и сложна эта проблема для современной Рос­сии, где ежедневно в среднем происходят две серьезные аварии на трубопроводах, раз в неделю - на транспорте, ежемесячно - в промышленности. В среднем за год в результате аварий и катас­троф в России ежегодно погибают примерно 50 тыс. чел. и 250 тыс. чел. получают серьезные ранения.

Большое число техногенных ЧС, имевших место в России, объясняются весьма прозаическими причинами. С одной сторо­ны, имеется множество крупных производств, потенциально опас­ных для населения и окружающей среды. С другой стороны, уро­вень износа оборудования, технологической дисциплины и конт­роля в результате стремительного падения производства прибли­зился к критической черте. Экономический кризис усугубил су­ществующую ситуацию, а к проблеме безопасности присоедини­лись серьезные экологические проблемы.

В начале XXI в. наметился подъем в экономике за счет освоения новых безопасных и малоотходных технологий. Будем надеяться, что новое поколение специалистов поспособствует дальнейшему развитию экономики страны, создаст безопасные условия жизне­деятельности, не нарушая экологии Земли.

Общая характеристика и классификация. Чрезвычайные ситуа­ции техногенного происхождения связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. К техногенным ЧС, вызываю­щим загрязнение окружающей среды, относятся аварии на про­мышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, а также химически и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результа­те таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загряз­нение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных ве­ществ (ХОВ) случаются на химически опасных объектах (ХОО) страны, а также на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ). В результате происхо­дит химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защитных зон (СЗЗ), групповое поражение персонала и насе­ления. Одновременно может произойти негативное влияние на экологию, что вызовет необходимость проведения дегазации мес­тности и санитарной обработки зданий и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опас­ных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных тер­риторий биологически опасными веществами при выбросе их про­изводственными предприятиями и исследовательскими учрежде­ниями, осуществляющими разработку, изготовление, переработ­ку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий (со­оружений), нарушением систем жизнеобеспечения, разрушени­ем гидротехнических систем, нарушением транспортных комму­никаций и т. п.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера весьма разно­образны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. Их классификация представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Общая классификация ЧС техногенного происхождения

Аварии на радиационно опасных объектах (РОО). В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки использу­ются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излу­чений. Атомная наука и техника имеют большое значение для раз­вития экономики, но вместе с тем представляют и большую опас­ность для людей и окружающей среды, о чем свидетельствуют происшедшие аварии.

К авариям, сопровождающимся выбросом или угрозой выбро­са радиоактивных веществ, относят прежде всего аварии на атом­ных электростанциях (АЭС). Они нередко происходят с разруше­нием производственных сооружений и радиоактивным загрязне­нием территории за пределами СЗЗ. Это наиболее опасный случай. Бывают аварии с радиоактивным загрязнением территории в пре­делах СЗЗ, а также с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ в пределах производственных помещений атомной электростан­ции. На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки ра­диоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной террито­рии. Аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров могут привести к с радиоактивному загрязнению произ­водственных помещений, а также территории установки как в пределах СЗЗ, так и за ее пределами. Возможны аварийные ситу­ации во время промышленных и испытательных взрывов , сопро­вождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных ве­ществ в окружающую среду. Падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту могут вызвать последующее радиоактивное загрязнение местности (к счастью, пока подобных случаев не было). Незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами возможны при утечке ионизирующих излучений, авариях на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях.

К РОО относятся АЭС, предприятия по изготовлению ядерно­го топлива, переработке отработанного топлива и захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетиче­ские установки на транспорте.

В результате аварий на РОО возникают обширные зоны радиоактивного загрязнения местности и облучаются персонал и насе­ление. Степень опасности ^масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством сопровождающих их распад иони­зирующих излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется ве­личинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.

Под внешним облучением понимается прямое облучение челове­ка от источников ионизирующего излучения, расположенных вне его тела, главным образом от источников γ- излучения и нейтро­нов. Внутреннее облучение происходит за счет ионизирующего из­лучения от источников, находящихся внутри человека. Эти источ­ники образуются в критических (наиболее чувствительных) орга­нах и тканях. Внутреннее облучение происходит за счет источни­ков α -, ß - и γ-излучения.

Для лучшей организации защиты персонала и населения про­изводится заблаговременное зонирование территорий вокруг РОО. Устанавливаются три зоны. Во-первых, зона экстренных мер защи­ты . Это территория, на которой доза облучения всего тела за вре­мя формирования радиоактивного следа или доза внутреннего облучения отдельных органов может превысить верхний предел, установленный для эвакуации. Во-вторых, зона предупредительных мероприятий. Сюда относится территория, на которой доза облу­чения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза облучения внутренних органов может превысить верх­ний предел, установленный для укрытия и йодной профилактики.

В-третьих, зона ограничений. В нее включают местность, на кото­рой доза облучения всего тела или отдельных его органов за год может повысить нижний предел для потребления пищевых про­дуктов. Зона вводится по решению государственных органов.

Аварии на химически опасных объектах (ХОО). Это объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использую­щие аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). К ХОО от­носятся:

предприятия химической, нефтеперерабатывающей промыш­ленности;

предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

водоочистные и другие очистные сооружения, использующие и качестве дезинфицирующего вещества хлор;

железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильно действующими ядовитыми веществами (СДЯВ);

железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ;

склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции и дератизации.

Химически опасными веществами называются токсичные хими­ческие вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве. Они при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, живот­ных и растений. Наиболее распространенные ХОВ - хлор, ам­миак, сероводород, синильная кислота, фосген и др.

Аварии на ХОО с выбросом в окружающую среду СДЯВ спо­собны повлечь за собой групповое поражение обслуживающего персонала и населения на прилегающей территории, нежелатель­ные генетические последствия у человека. Все это может потребо­вать проведения дегазационных и других специальных мероприя­тий на значительных территориях.

Основными путями проникновения АХОВ внутрь организма являются органы дыхания (ингаляционный путь) и кожа (резорб-тивный путь). Кроме того, возможно попадание АХОВ в организм через раневые поверхности и желудочно-кишечный тракт - пер-орально. Во всех случаях АХОВ разносятся кровью по всем органам и тканям. Это может привести к патологическим изменениям, потере работоспособности и даже гибели человека. Важнейшей ха­рактеристикой АХОВ является токсичность. Наибольшее число аварий происходит на предприятиях, производящих, хранящих и транспортирующих хлор, аммиак, ацетилен, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического и нефтеорганичес-кого синтеза. Поражающим фактором при выбросе ХОВ является химическое загрязнение . Утечка ХОВ происходит при авариях вслед­ствие взрывов, разрушения и повреждения резервуаров и технологических трубопроводов. Это может привести к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных.

Токсичностью называют степень ядовитости. Она характеризу­ется пороговой концентрацией, пределом переносимости, смер­тельной концентрацией (смертельной дозой). Пороговая концент­рация - это наименьшее количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект. При этом поражен­ные ощущают первичные признаки поражения, но сохраняют ра­ботоспособность. Пределом переносимости считается максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения. В промышленности в качестве предела переносимости используется предельно допустимая кон­центрация (ПДК), регламентирующая допустимую степень за­грязнения АХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК определяется как максимально допустимая концентрация АХОВ, которая при посто­янном воздействии на человека в течение рабочего дня не может вызвать даже через длительный промежуток времени патологи­ческих изменений или заболеваний, обнаруживаемых при помо­щи современных методов диагностики.

Поражающая сила АХОВ определяется их физико-химически­ми свойствами. Особое значение имеют агрегатное состояние ве­щества, растворимость его в воде и органических растворителях, плотность вещества и его летучесть, удельная теплота испарения и теплоемкость жидкости, давление насыщенных паров, темпе­ратура кипения и др. Эти характеристики необходимы для оцен­ки безопасности производства, хранения и перевозок АХОВ, при прогнозировании и оценке последствий химически опасных аварий.

Безопасность функционирования химических предприятий за­висит от многих факторов:

физико-химических свойств сырья и продуктов;

характера технологического процесса;

конструкции и надежности оборудования;

условий хранения и транспортировки ХОВ;

состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;

подготовленность и практические навыки персонала;

эффективности средств противоаварийной защиты.

Аварии на объектах коммунального хозяйства. Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения. Сейчас отмечается низ­кий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуата­ции в холодный период года (на уровне 70 - 80 %). Особую трево­гу вызывает создание запасов топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20 % от необходимого минимального 100-дневно­го запаса).

Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в по­следние годы увеличение аварийности прежде всего связано со значительным физическим износом основных фондов коммуналь­ной инженерной инфраструктуры городов. К нарушениям в рабо­те жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят и стихийные бедствия . Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения ава­рийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насосного обо­рудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооруже­ний, замороженных коммуникаций и др.). Важной причиной не­достаточной готовности, помимо устаревшей материально-техни­ческой базы, является нехватка финансовых средств.

Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представ­ляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновре­менно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией (ТА) называют аварию на транспорте, повлекшую за собой ги­бель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреж­дений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА раз­личают по видам транспорта. Таковы железнодорожная авария, авиационная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), аварии на водном транспорте, авария на магистральном трубопроводе и др. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортиру­емого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт . Он обеспечивает до 47 % пассажир­ских перевозок, а также до 50 % доставок грузов. Среди последних большое количество опасных. Поэтому железнодорожный транс­порт считается отраслью народного хозяйства с повышенным рис­ком возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорож­ном транспорте являются:

неисправности пути;

поломки подвижного состава;

выход из строя средств сигнализации и блокировки;

ошибки диспетчеров;

невнимательность и халатность машинистов;

сход подвижного состава с рельсов; столкновения;

наезды на препятствия на переездах;

пожары и взрывы непосредственно в вагонах; повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и органи­зационно-технических мероприятий число происшествий на же­лезных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. Среди причин авиакатастроф выде­ляются ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов, распад единой государственной системы Аэрофлота, рост числа мелких коммер­ческих организаций-перевозчиков, снижение дисциплины, над­зора и контроля за безопасностью полетов в целом, ошибки пи­лотов, ошибки диспетчерских служб, неисправности авиацион­ной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды), погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте .

Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли четыре и более человек. Статистика показы­вает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оста­ваться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанный с ними). По данным Российского статисти­ческого ежегодника в дорожно-транспортных происшествиях в 2005 г. погибли 34 тыс. чел., получили травмы и увечья 274,9 тыс. чел. Данное положение объясняется конкретными причинами. Среди них на первом месте много лет стоит неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог и подвижного состава. В частности, у нас сохраняется большое количество пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами. В пос­ледние годы многократно возросло количество автомобильного транспорта, находящегося в личном пользовании. Имеет место неконтролируемое нарастание объемов грузовых перевозок, вы­полняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с на­грузками на ось, превышающими допустимый уровень. Распрост­раненными причинами являются нарушения водителями правил дорожного движения, которые отчасти объясняются плохой под­готовкой водителей, отчасти их недобросовестностью. Так, широ­ко распространены превышение скорости на опасных участках до­рог, выезды на полосу встречного движения, управление авто­транспортным средством в нетрезвом состоянии.

В последние годы участились кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте . Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения, пожар­ной безопасности, технической эксплуатации, ошибками ка­питанов, лоцманов и членов экипажа, а также с износом мате­риальной части и оборудования судов, портов и других объек­тов морских и речных пароходств, низкой обновляемостью парка за счет судов нового поколения. Немаловажное значение имеют погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.). Большое влияние на аварийность оказывают ошибки при проектировании и строительстве судов, столкновения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закреп­ление грузов.

Самым распространенным способом транспортирования ХОВ и нефтепродуктов является трубопроводный (по состоянию на 2005 г. протяженность нефтепроводов - 48 тыс. км, газопроводов - 160 тыс. км, нефтепродуктов - 160 тыс. км). Основными причина­ми аварий на трубопроводах являются изношенность труб, отсут­ствие должного технического контроля за состоянием магистраль­ных трубопроводов, интенсификация экспортных поставок и по­ставок внутри страны по трубопроводам, сроки эксплуатации ко­торых достигли 35 - 40 лет.

Аварии на гидротехнических сооружениях . Гидротехнические сооружения - это объекты, создаваемые с целью использова­ния кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и ороше­ния, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлю­зы).

Следует различать такие понятия, как запруда, плотина, гид­роузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооружение, тоже создаю­щее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, свя­занные единым режимом водоперетока. Весьма опасно разруше­ние плотин. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления , каждый из которых имеет свою характеристи­ку и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплу­атации, воздействия паводков, разрушения основания, недоста­точности водосбросов, а в военное время - в результате воздей­ствия средств поражения. При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного поражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и ско­рость волны прорыва зависят от гидрологических и топографи­ческих условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и пред­горных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего, что на ней находится. Строить жилые и производственные здания здесь запрещено.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений раз­личны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основа­ния. Частота возникновений аварий по различным причинам при­водится ниже, %:

Разрушение основания........... 40

Недостаточность водосброса. 23

Слабость конструкции............ 12

Неравномерная осадка........... 10

Высокое давление на плотину 5

Военные действия.................... 3

Оползание откосов.................. 2

Дефекты материала................. 2

Неправильная эксплуатация... 2

Землетрясения......................... 1

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО). Пожа­ро - и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых про­изводятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях спо­собность к возгоранию или взрыву. Это прежде всего производ­ства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопро­водный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие го­рючие вещества и материалы перерабатываются, транспортиру­ются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях.

Проектирование производственных зданий и помещений, вы­бор производственного оборудования, электрических установок, систем вентиляции и отопления, противопожарных взрывов, пу­тей эвакуации работающих при пожаре и другие вопросы, свя­занные с обеспечением пожарной безопасности, решаются в за­висимости от категории помещений по пожаро- и взрывоопасности. В соответствии с общероссийскими нормами технологиче­ского проектирования помещения по взрывопожарной и пожарной опасности разделяют на пять категорий в зависимости от хранимых материалов. Из них две взрывопожароопасные (А, Б) и три пожароопасные (В, Г, Д).

1) горючие газы;

2) легковоспламеняющиеся жидкости;

3) вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;

4) горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидко­сти с температурой вспышки более 28 °С;

5) горючие жидкости;

6) паровоздушные смеси, при воспламенении которых разви­вается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

1)горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;

2)негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых со­провождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;

3)горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжи­гаются или утилизируются в качестве топлива;

4)негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Все строительные материалы и конструкции из них делятся на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

К несгораемым относятся такие материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются.

Трудносгораемыми считаются те материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры с трудом воспламеня­ются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть лишь при наличии источника огня.

Сгораемые - это такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и про­должают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в насе­ленных пунктах подразделяются на отдельные и массовые: от­дельные обычно бывают пожары в здании или сооружении; массо­вые представляют собой совокупность отдельных пожаров, охва­тивших более 25 % зданий. Сильные массовые пожары при опре­деленных условиях могут перейти в огненный шторм.

Опасными факторами пожара (ОФП) являются:

открытый огонь и искры;

повышенная температура окружающей среды и предметов;

Токсичные продукты горения, дым;

пониженная концентрация кислорода;

падающие части строительных конструкций, агрегатов, уста­новок.

К поражающим факторам взрыва относятся ударная воздушная волна, тепловое излучение, а также осколочные поля, создавае­мые летящими обломками взрывающихся объектов.

Ударная воздушная волна - это область резкого сжа­тия воздуха, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва с огромной скоростью. Основными критериями, характеризующими ее разрушающее и поражающее действие, являются избыточное давление во фронте ударной вол­ны, давление скоростного напора и продолжительность действия. При встрече с преградой ударная волна образует давление от­ражения, которое, взаимодействуя с избыточным давлением, мо­жет увеличить его в два и более раз. Поэтому взрывы внутри поме­щений оказывают значительно большее разрушающее действие, чем на открытой местности. Помимо избыточного давления, пре­грады на пути движения ударной волны испытывают динамиче­ские нагрузки, создаваемые потоком движущегося воздуха - дав­лением скоростного напора. Продолжительность действия удар­ной волны находится в прямой зависимости от силы взрыва, а производимые ею разрушения - от продолжительности действия избыточного давления.

Поражающее действие теплового излучения в очаге по­ражения определяется величиной теплового потока. Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пласт­масс и некоторых синтетических материалов - к образованию и созданию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др.

Поражающее действие осколочных полей определяется количеством летящих осколков от взрывающихся объектов, кине­тической энергией и радиусом их разлета. При пожарах и взрывах люди получают термические повреждения (ожоги тела, верхних дыхательных путей, глаз) и механические повреждения (перело­мы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения).

При пожарах чаще всего наблюдается поражение людей оки­сью углерода (при содержании в воздухе 1 % окиси углерода - почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже - цианисты­ми соединениями, бензолом, окислами азота, углекислотой и другими токсичными продуктами. К поражающим факторам по­жаров относят также задымление , затрудняющее ориентирование, и сильный моральный психологический эффект.

Наиболее опасны пожары в административных зданиях, внут­ренние стены которых облицованы панелями из горючего материала, а потолки - сгораемыми древесными плитами. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетвори­тельная огнестойкость древесины и других строительных материа­лов, особенно пластиков.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьёзному ущербу окружающей природной среде.

Согласно классификации, принятой в МЧС России, чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяются на: пожары, взрывы, угрозы взрывов; обрушения зданий; транспортные; с выбросом химически опасных веществ; с выбросом радиоактивных веществ; с выбросом боевых отравляющих веществ; на электроэнергетических системах; на коммунально-энергетических системах; на очистных сооружениях; гидродинамические.

В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно-опасных, химически опасных, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.

Существует большое количество объектов экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся радиационно-опасные, химически опасные, взрывопожароопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства.

В число чрезвычайных ситуаций техногенного характера входят:

  • чрезвычайные ситуации с выбросом радиоактивных веществ , возникающие в результате аварии на радиационно-опасном объекте (радиационно-опасный объект -это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором может произойти облучение людей ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды);
  • чрезвычайные ситуации с выбросом химически опасных веществ, возникающие в результате аварии на химически опасном объекте (химически опасный объект - это предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества и при аварии на которых может произойти гибель людей или химическое загрязнение окружающей среды);
  • пожары, взрывы, угрозы взрывов . Возможны чаще всего на пожаровзрывоопасных объектах (пожаровзрывоопасный объект-это предприятие, в процессе деятельности которого производятся, хранятся, транспортируются, утилизируются легковоспламеняющиеся горючие жидкости, твёрдые горючие вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом в количестве, достаточном в случае воспламенения создать угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу экологической безопасности на территории, прилегающей к объекту).

В стране имеется свыше 8 тыс. пожаровзрывоопасных объектов. Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям;

  • гидродинамические чрезвычайные ситуации , возникающие при аварии на гидродинамически опасных объектах 1 . Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населённых пунктов. Гидротехнические сооружения являются объектами повышенного риска;
  • транспортные чрезвычайные ситуации , возникающие при транспортных катастрофах. По видам транспорта, на котором произошла катастрофа, различают железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские катастрофы. Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объёме грузоперевозок 12%.

1 Гидродинамически опасный объект - это гидротехническое сооружение, при разрушении которого возможно образование гидродинамической аварии с волнами прорыва и затоплением больших территорий. Серьёзную опасность для населения, техносферы и природной среды представляют аварии таких гидротехнических сооружений, как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоподъёмники и др.

Выводы

  1. С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия - чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).
  2. Анализ опасностей техногенного характера и причин их возникновения свидетельствует о том, что возникают они в процессе хозяйственной деятельности человека, а главная причина их возникновения обусловлена человеческим фактором, т. е. в большинстве своём они являются рукотворными.
  3. Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведённый специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основные причины аварий и промышленных катастроф обусловлены рос^рм сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; снижением надёжности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, в низком уровне профессиональной подготовки.

Вопросы

  1. Какие крупные транспортные катастрофы, повлёкшие человеческие жертвы, произошли на территории Российской Федерации в последние годы?
  2. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
  3. Как аварии в техносфере скажутся на безопасности жизнедеятельности человека?
  4. Как, на ваш взгляд, можно снизить отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в транспортных ситуациях?

Задания

  1. Найдите в справочной литературе, средствах массовой информации и Интернете примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания.
  2. Составьте перечень основных мероприятий, которые были проведены для защиты населения при какой-то одной техногенной чрезвычайной ситуации в вашем регионе.
Loading...Loading...