Что гарантирует билль о правах. Что такое «Билль о правах» и в чем его суть? В США было много вероисповеданий, которые делились на множество небольших сект

Отсутствие в тексте Конституции Соединенных Штатов Америки статей, гарантирующих гражданские права, уже в первые годы существования американского государства стало одной из основных тем политических разногласий, ассоциировавшихся со специфическими групповыми и партийными интересами. От президента, правительства и конгресса ожидали обещанного еще Конституционным конвентом правового документа, который гарантировал бы гражданам страны их права и свободы.
На протяжении четырех лет после принятия Конституции в конгресс стекались многочисленные предложения штатов. Основные из предложенных поправок нашли отражение в подготовленных Джеймсом Мэдисоном (1751 -1836) дополнениях, содержавших гарантии прав на свободу вероисповедания, слова и печати, свободу собраний, прав на хранение и ношение оружия, на неприкосновенность личности и жилиша. на справедливое отправление правосудия и введение суда присяжных. Эти статьи составили десять первых поправок к Конституции США, утвержденных конгрессом 25 сентября 1791 г. После ратификации этих поправок законодательными собраниями штатов с 15 декабря 1791 г. они стали составной частью Конституции США под общим Названием «Билль о правах».

Статья I


Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слона или печати или право народа мирно собираться и обращайся к Правительству с петициями о прекращении злоупотреблений.

Статья II


Поскольку для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное народное ополчение, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям.

Статья III


В мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается только в порядке, установленном законом.

Статья IV


Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества не может нарушаться необоснованными обысками или арестами, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным заявлением. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества.

Статья V


Никто не должен привлекаться к ответственности за тяжкое или иное позорящее преступление иначе, как по постановлению или обвинению, вынесенному присяжными Большого жюри, за исключением случаев возбуждения дел, касающихся состава сухопутных и морских сил либо народного ополчения в период, когда последнее в связи с войной или угрожающей обществу опасностью находится на действительной службе; никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и то же преступление; никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства. Никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.

Статья VI


Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление, причем этот округ должен быть заранее установлен законом; обвиняемый имеет право требовать, чтобы ему сообщили о характере и мотивах обвинения и дали очную ставку с показывающими против него свидетелями; обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты.

Статья VII


По судебным делам, основанным на общем праве, с суммой иска, превышающей двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных, и факт, рассмотренный присяжными, не должен подвергаться пересмотру каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как на основе положений общего права.

Статья VIII


Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания.

Статья IX


Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.

Статья X


Полномочия, не предоставляемые настоящей Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные ею штатам, остаются за штатами или за народом.

1787 года. Приняты в 1789 году. Билль о правах вступил в силу 15 декабря 1791 года. Провозглашал свободу слова, печати, собраний, религиозного исповедания, отделение церкви от государства, неприкосновенность личности и др. Основной юридический документ, гарантирующий личные политические права и свободы граждан США. Положил конец концепции божественного происхождения власти короля и правительства, характерной для раннесредневековой Европы и эпохи абсолютизма . Восходит к британской Великой Хартии вольностей 1215 года, законодательно ограничившей власть короля. Важнейшее из прав человека - неприкосновенность личности - впервые законодательно закреплено в Хабеас корпус акте британского парламента 27 мая 1679 года. Другие права закреплены после революции 1688 года. С началом Войны за независимость американские штаты приняли законы, суммировавшие эти нормы: Виргинский билль о правах 1776 года, билли о правах в составе конституций Пенсильвании (1776), Массачусетса (1780) и др. Однако, во время войны гарантии прав не распространялись на противников независимости.

Конституция США, создавшая сильную федеральную власть, не включала в себя гарантии прав личности от произвола федеральных властей. Под давлением протестов антифедералистов Дж. Медисон предложил 8 июня 1789 дополнить Конституцию. После того, как Виргиния, 11-й из тогдашних 14 штатов, ратифицировала Билль о правах, он приобрел силу закона. Первоначально он рассматривался лишь как закон, защищающий граждан от произвола федеральных властей. В 1866 впервые 14-я поправка запретила штатам предоставлять неграм меньшие права, чем белым; Верховный суд в 1873 отменил это решение, посчитав недопустимым вмешательство федеральных властей в действия штатов, но в 1925 решение суда фактически потеряло силу, в результате постановления, что «ни один штат не должен издавать или приводить в исполнение законы, ограничивающие привилегии и вольности граждан США».

Особое место в Билле о правах занимает 1-я поправка, провозглашающая свободу слова, печати и собраний. На ней базируются основные права граждан и политических объединений - партий , профсоюзов , ассоциаций и конфессий.

2-я поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение , а народ - хранить и носить оружие. Вокруг нее идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены.

3-я поправка запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время; она утратила свое актуальное значение.

4-я поправка гарантирует неприкосновенность личности и имущества, запрещая обыски и аресты без предъявления ордера на арест, который может выдаваться только судебными властями при наличии «основательных причин».

Существовало большое количество толкований 4-й поправки. В 1928 Верховный суд решил, что установление подслушивающей аппаратуры не противоречит ей, если при этом не происходит физического вторжения посторонних в жилое помещение; в 1967 новым постановлением запрещено несанкционированное подслушивание.

5-я поправка вводит суд присяжных, провозглашая, что «никого нельзя принудить при каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя или лишать жизни, свободы и собственности без надлежащего разбирательства».

6-я, 7-я и 8-я поправки касаются процедуры судопроизводства . На основании 8-й поправки в разных штатах допускалась или запрещалась смертная казнь, в зависимости от того, относил ли суд данного штата смертную казнь к «жестоким или необычным наказаниям».

9-я поправка констатирует, что права, «которыми уже пользуется народ», даже если они не вошли в конституцию, отменены быть не могут. Эта поправка используется сторонниками расширительного толкования всех прав. Согласно 10-й поправке, права штатов, не переданные федеральному правительству, неприкосновенны. Сторонники суверенитета штатов, в частности, в период Гражданской войны США , часто опирались на 10-ю поправку. В 1941 Верховный суд покончил с двойственным толкованием Билля о правах, постановив, что права штатов признаются лишь в пределах, установленных федеральным законом.

Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека , принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

Первые 10 поправок. Причина принятия – в тексте Конституции мало говорится о правах и свободах. Это недостаток первоначального текста. Авторы проекта («знающие») стали говорить о том, что после ратификации Конституции ее должны дополнить положения о правах. Конгресс одобрил – 1789 – 10 поправок. Вступают в действие в 1791 году.

1. Сердцевина Билля о правах – первая поправка , адресованная Конгрессу. «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной, либо ограничивающего свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб ». Конгрессу запрещается устанавливать какую-либо религию в качестве государственной;

2. 2 положения, которые были вызваны временем:

! 2 поправка – право на свободное ношение и хранение оружия. «Поскольку хорошо организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться »;

! 3 поправка – запрет помещения солдат на постой в домах жителей. В военное время – в соответствии с законом. «Ни один солдат не должен в мирное, равно как и в военное, время размещаться на постой в доме без согласия владельца; однако в военное время это допускается, но лишь в порядке, предусмотренном законом »;

3. Билль содержит ряд уголовно-процессуальных гарантий (поправки 4-6). Затрагивает интересы подозреваемого, обвиняемого и подсудимого в уголовном процессе:

! Поправка 4 – провозглашение неприкосновенности личности, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов. Одер на обыск выдается только при наличии соответствующих улик. «Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться. Ни один ордер не должен выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением; при этом ордер должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту »;

! 5 поправка :

" Привлечение к ответственности за совершение тяжких преступлений возможно только по инициативе или обвинению «Большого жюри» (24 человека, решающие вопросы о судебном преследовании – подлежит ли дело судебному разбирательству). «Никто не должен привлекаться к ответственности за караемое смертью или иным образом позорящее преступление иначе, как по представлению или обвинительному заключению Большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или военно-морских силах либо в милиции, когда она призвана на действительную службу во время войны на период опасного для общества положения »;


" Нельзя осудить за одно и то же преступление дважды. «Никто не должен за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни или нарушения телесной неприкосновенности »;

" Нельзя принудить свидетельствовать против самого себя;

" Нельзя лишить жизни, свободы, имущества без законного судебного разбирательства;

" Частная собственность не может отчуждаться для общественной пользы без справедливого возмещения;

! 6 поправка :

" Право на беспристрастный суд присяжных;

" Право на очную ставку со свидетелями, которые против подсудимого4

" Право требовать свидетелей со своей стороны;

" Право на защиту адвоката;

4. 7 поправка – гражданские дела могут рассматриваться с участием суда присяжных при условии, что цена иска не меньше 20 долларов. «По всем гражданским делам, основанным на общем праве, в которых оспариваемая цена иска превышает 20 долларов, сохраняется право на суд присяжных; но ни один факт, рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего права »;

5. Идея о недопустимости требования чрезмерных залогов, штрафов, жестких и необычных наказаний (8 поправка );

6. 9-10 поправки закрепляют идею о том, что перечень прав и свобод, содержащийся в Билле не является исчерпывающим. Отсутствие указания на определенные права не означает из непризнание в США. «Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом ». «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом ».

Поправки к Конституции США (11 – 26).

(bill of rights) Провозглашение привилегий, иммунитетов и прав, претендовать на которые гражданин государства (в рамках здравого смысла, истины и принятых норм поведения), имеет законные и моральные основания. Конституция, как правило, включает статьи, направленные на защиту прав личности от вмешательства со стороны государства. Во Франции в этом состояла цель Декларации прав человека (1789) и преамбулы к Конституции 1946 г. Обе они вошли в Конституцию Пятой республики (1958). Самый известный билль о правах – первые десять поправок к Конституции США. Среди них – первая поправка (First Amendment), провозглашающая свободу вероисповедания, слова и печати, собраний и обращений к правительству с петициями об удовлетворении жалоб; вторая поправка, предоставляющая право "хранить и носить оружие"; пятая (Fifth Amendment), защищающая от свидетельств против себя и требующая соблюдения надлежащей правовой процедуры, если человека лишают жизни, свободы либо собственности. Первоначально эти поправки были включены в Конституцию, чтобы исключить нарушение прав человека федеральным правительством, но в XX в. Верховный суд США применил принятую после Гражданской войны четырнадцатую поправку, обязывающую и власти штатов руководствоваться биллем о правах. Билли о правах в том виде, в каком они существуют в Соединенных Штатах, Германии и Франции, не могут быть нарушены статутным правом: как и другие разделы Конституции, они являются "высшими" законами, изменение которых требует соблюдения чрезвычайных процедур, предусмотренных для принятия поправок к Конституции. Идея об основных, незыблемых правах человека уходит глубокими корнями в историю западной цивилизации. Великая хартия вольностей (Magna Carta) (1215) провозгласила некоторые права человека, включая знаменитое право на судебное разбирательство, содержащееся в статье 39: "Свободный человек не может быть заключен в тюрьму, или лишен собственности, или объявлен вне закона, или сослан, или так или иначе уничтожен, или подвергнут притеснениям и гонениям с нашей стороны, иначе как путем законного суда, осуществляемого равными себе по званию пэрами, или на основании закона страны". Но эта хартия была лишь соглашением между королем Иоанном и его баронами, а не конституционным законом или хотя бы статутным правом. Билль о правах, принятый парламентом в 1689 г. как законодательный акт, касался в основном ограничения королевских полномочий и усиления прав законодательной власти, хотя в нем и содержались некоторые положения в защиту прав личности. Так, подданные имели право обращаться к монарху с петициями; протестантам разрешалось хранить оружие для самообороны, их освобождали от высоких штрафов и чрезмерных залогов при передаче на поруки. Но этот билль мог быть отменен актом парламента. Более удачным прецедентом оказалась Хартия, или Основные законы Западного Нью-Джерси (1677). Она гарантировала право на законное разбирательство и суд присяжных, защищала свободу вероисповедания, особо подчеркивая, что эти права и привилегии не могут быть нарушены законодательной властью. В Великобритании сторонники билля о правах утверждают, что он необходим для защиты прав личности от посягательств со стороны государства. Их оппоненты заявляют, что права человека достаточно защищены общим и статутным правом. Некоторые выражают опасения, что принятие билля о правах приведет к политизации судебной власти и что закрепление таких прав в Конституции компрометирует суверенитет парламента – одного из краеугольных камней британской демократии.

Введение конституции, ограниченной только изложением государственного строя и обходившей молчанием провозглашенные в Декларациях права человека, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов она была принята незначительным числом голосов и, главным образом, под условием включения в конституцию дополнений о демократических правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции, прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы.

Из этого исходил и Д. Мэдисон, внесший решающий вклад в подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 г. и утверждены ими в 1789 - 1791 гг., ставшие известны как Билль о правах .

    Принципиальной идеей, положенной в их основу явилось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободу граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний, права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст. I).

    Провозглашалось право иметь у себя и носить оружие (ст. 2).

    Запрещался в мирное время постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3).

    Признавалось недопустимым задержание лиц, обыск, выемка вещей и бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицом законно обоснованных разрешений (ст. 4).

    Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и тоже преступление, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст. 5).

    Уголовные дела должны рассматриваться судом присяжных. Обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызывать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст. 6).

    Запрещались жесткие и необычные наказания (ст. 8).

    В качестве общего принципа устанавливалось, что названные в конституции, включая Билль 1791 г., права не должны умалять все другие права и свободы, "оставшиеся принадлежностью народа" (ст. 5) и неразрывно связанное с этим. Другое не менее важное: "правда, не представленные конституцией Соединенных штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу" (ст. 10).

В сочетании с этими положениями Конституция США приобрела еще большую прогрессивную направленность. Был создан, как показала последующая история, наиболее оптимальный вариант государственного строя для США.

Билль о правах 1791 г. явился одним из первых поправок к Конституции США, сделал огромный сдвиг в развитии демократических институтов буржуазного государства.

Заключение

Таким образом, из рассмотренных проблем можно четко уяснить, что основной закон 1787 г., принятый, как тогда считалось, на окраине цивилизационного мира оказал большое влияние на развитие конституционализма и в других странах. Прежде всего, в части идей республиканского, правового, федерального государства, основанного на разделений властей, при котором законодательная власть строилась на базе "смешанной" системы бикамерализма; исполнительная власть как единоличная выборная, срочная магистратура с правом отлагательного вето; судебная с пожизненной назначаемыми судьями и с судом присяжных.

Вместе с тем прогрессивное, демократическое значение конституции во многом умалялось сохранением старой избирательной системы, отягченной великим множеством цензов, лишавших значительную часть населения права участвовать в легальной политической жизни: выбирать и быть избранным в органы власти и управления. В южных штатах сохранялось рабство. В итоге введенная демократия во многом носила элитарный характер. Таким образом, дальнейшее развитие США проходило еще более сложно и противоречиво.

Президент избирается в ходе 2-х степенных выборов (население по штатам избирало "выборщиков", а те президенты, впоследствии выборы президента из косвенных превратились фактически в прямые).

Список литературы

1. Омельченко О.А. Основы римского права. М. 1994.

2. История Европы. М. 1988 г., т. I. М. 1992 г., т.II. М. 1993 г., т. III.

3. Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1988.

4. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М. 1942 г. и др. изд..

5. Аннерс Э. История европейского права. М. 1970 г..

6. Беленький М.Р. Что такое талмуд? Очерк истории. М. 1970

7. Законы Ману. М. 1960 г..

8. Учение Пятикнижия Моисеева. М. 1991 г.

9. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993 г..

10. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М. МГУ. 1994.

11. Дигесты Юстиниана. М. 1984 г.

12. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего Мира. Учебное пособие М. 1993 г.

13. Артхашастра подо. Текста В.И. Кольянова. М.1950 г.

14. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М. 1994 г.

Loading...Loading...