Что составляет предмет криминологии. Понятие и предмет криминологии

Криминоло́гия - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения.

Предмет криминологии–круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте. Предмет криминологии– исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из 4-х основных элементов:

1)преступность –социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях.Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности– система негативных экономических, демографических,психологических,политических,организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4)предупреждение(профилактика) преступности– система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Функции :

Описательная - отражает явления и процессы, входящие в предмет криминологии, на основе собранного практического материала.

Объяснительная - позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности.

Прогностическая - определяет возможное развитие явления или процесса.

Программно-преобразующая - позволяет реализовывать программу результатов криминологического познания, полученных с помощью первых трех функций, в реальной действительности.

Методы изучения криминологии:

1)наблюдение–непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2)эксперимент– проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

3)опрос– метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях. Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов(заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4)анализ документальных источников информации криминологического исследования– необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5)моделирование– способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

криминология преступность закон социальный

С исторической точки зрения, наука криминология среди других общественных наук и юридических в частности, сравнительно молода. Отсчет ее жизни начинается примерно со второй половины XIX в. Преступность как явление всегда интересовала не только специалистов различных направлений, но и всех людей. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году антрополог Топинар. В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время.

Отвечая на вопрос - «почему именно криминология?» (ведь криминология не единственная наука изучающая преступность), стоит отметить, что например, Уголовное право изучает отдельные составы преступлений и назначаемые за их совершение наказания. Оперативно-розыскная деятельность раскрывает механизм поиска и изобличения преступников. Криминалистика познает технику, тактику и методику расследования преступлений. Уголовно-процессуальное право изучает систему уголовного судопроизводства с момента выявления преступления и преступника до момента назначения соответствующего наказания. Уголовно-исполнительное право познает систему реализации наказаний за совершенные преступления. Все эти науки и каждая из них по своему, конечно, изучают и преступления, и преступников, и наказания. Но, ни одна из них не обладает наиболее полной системой знаний о преступности как относительно массовом социальном явлении. Таковой системой знаний обладает наука криминология. Сразу оговорюсь, являясь самостоятельной наукой, криминология все же тесно связана и с уголовным правом, и с другими правовыми науками, а так же с социологией, философией и медициной, особенно психиатрией. То есть, криминологию нельзя рассматривать в отрыве от непрерывно растущего научного знания, в области социологии и права. В то же время ее невозможно рассматривать, игнорируя или недооценивая ее самостоятельности. Она как бы венчает здание наук, изучающих преступность и меры предупреждения. Через нее, прежде всего, осуществляется связь уголовно-правовых наук с другими юридическими дисциплинами, с неюридическими общественными науками социологией, психологией и пр. В этом смысле криминология и занимает центральное место в системе наук. Именно она, синтезируя знания о преступности, решает комплекс задач борьбы с этим явлением. Криминологии принадлежит самая ведущая роль в решении этих задач.

Помимо прочего криминология представляет собой в известном смысле не только систему знаний о преступности, но и систему познания преступности. То есть обладание системой криминологических знаний дает возможность исследовать преступность и ее детерминанты в любой области общественных отношений. Как утверждают ученые, именно отсюда появились и выросли такие самостоятельные направления криминологических исследований, как криминология молодежной преступности, криминология женской преступности, криминология бытовой преступности, криминология организованной преступности и т.д.

Развитие криминологии, как и любой другой науки, представляет собой не прекращающийся процесс. При этом выдвигаются и решаются все новые криминологические проблемы. Как отмечено в научной и учебной литературе, сегодня они (проблемы) сложны и серьезны как никогда, поскольку ранее мировое сообщество не сталкивалось с такими опасными проявлениями преступности, возводящими ее в разряд первостепенных проблем. Достаточно, например, вспомнить о терроризме, занимающем сегодня, пожалуй ведущее место в ряду социальных опасностей, угрожающих человечеству и развитию мировой цивилизации. В числе факторов образования криминологии как самостоятельной науки можно назвать:

  • - общественную потребность, порожденную фактом существования преступности;
  • - необходимостью накопления специального исследовательского материала о данном общественно опасном явлении (материала, позволяющего описывать и объяснять это явление, разрабатывать соответствующие прогнозы);
  • - потребность в разработке мер по предупреждению преступности.

Криминология изучает преступность как социально обусловленное, исторически изменчивое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени, которое с позиции общественных интересов относится к разряду социальной патологии и оценивается отрицательно.

Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики, которые и изучаются криминологией. К ним относятся: уровень, структура и динамика преступности. Причем, правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними, такие, например, как пьянство, проституция, наркомания и т. п. - рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и разработке мер их предупреждения. Исследования же этих явлений и проблем борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

Возвращаясь к самому определению криминологии как науки, отмечается, что в научной и учебной литературе встречается наиболее часто ее краткое определение, примерное содержание которого я приводил во введении: «Криминология («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. лпгпт (логос)- учение) - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения».

Вместе с тем фактическое содержание науки криминологии более широкое. Криминология изучает закономерности отдельных видов преступлений, индивидуального и массового преступного поведения, причины совершения человеком преступлений, разрабатывает рекомендации по совершенствованию принимаемых мер по борьбе с преступностью. В этом состоит ее отличие от уголовного права, которое изучает преступления, ответственность и наказание за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике. Таким образом, мы имеем дело с социолого-правовой наукой.

Как отмечает профессор В.Д. Малков - Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Как общественная наука, криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение данной науки, в котором перечислены элементы ее предмета. «Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений». Предложенное определение, по моему мнению, отражает социально правовой характер науки криминологии, ее теоретическую направленность и практическую значимость. Поскольку предупреждение преступности является одной из основных частей составляющих предмет криминологии, его не возможно не рассмотреть хотя бы и вкратце.

«Предупреждение преступности является и предметом и целью этой науки (криминологии) одновременно»

«Предупреждение преступности» или иначе называемая - «Профилактика преступности». Эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими.

По своей сути предупреждение преступности - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Преступность, основной элемент предмета криминологической науки. Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых и даже религиозных воззрений.

Криминология рассматривает преступность как явление общественной жизни и изучает ее с этой стороны, не игнорируя правовых характеристик. Социальный и правовой аспекты - это две стороны преступности, представляющие ее нераздельное единство. Преступность - объективная социальная реальность. Преступность по своему существу - явление негативное, приносящее вред как обществу в целом, так и конкретным его членам.

«Преступность - отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества и людей последствия, и требующие спецефических государственных и общественных мер контроля за ней»

«Преступность - относительно массовое, исторически изменчивое, социально-правовое, антиобщественное явление, слагающееся из совокупности действий, запрещенных уголовным законом (преступлений), совершаемый в данном государстве в тот или иной период времени»

Система криминологии строится на двух главных основаниях: по предмету и по уровню обобщения научно-практической информации. Исходя из предмета криминологии, ее положения систематизируются по четырем основным проблемам: преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности и конкретных преступлений. По уровню обобщения выделяются общая и специальная части криминологии. В общей криминологические явления и понятия анализируются в целом, обобщенно, без выделения специфики видов преступлений. В особенной криминологическая характеристика дается по соответствующим видам преступлений либо по особенностям социального положения преступников. Особенная часть в криминологии более динамична, чем общая, так как она отражает быстро меняющуюся картину преступности и ее причин.

Страница 2 из 34

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ

Криминология (от латинского crimen - преступление и греческого logos - учение, слово) наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности.

Криминология исследует преступность как социальное явление, заключающееся в общественно опасном поведении людей, проти-воречащим требованиям нормам социального светского государства.

Изучение преступности включает установление и научное осмысление количественных и качественных показателей преступ-ности, характеризующих ее состояние, структуру, динамику, терри-ториальное распределение, особенности преступности в различных видах поселений, в различных социальных слоях и группах населения.

Криминология изучает данные о преступности в целом, а также по отдельным видам и группам преступлений и по отдельным крими-нологическим проблемам. Например, преступность несовершен-нолетних, рецидивная преступность, групповая преступность.

Помимо преступности, предметом криминологии являются также причины преступности, т.е. те социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на существование преступности в целом и на совершение конкретных преступлений. Криминология раскрывает характер причин преступности, устанавливает их взаимосвязь с другими социальными явлениями и процессами. Криминология разрабатывает научную классификацию причин преступности.

Криминология выявляет условия, способствующие совершению преступлений или затрудняющие, вскрывая механизм взаимодействия причин и условий преступности. Шаргородский М.Д. под причинами преступности в широком смысле считал все те обстоятельства, без которых преступность не могла бы возникнуть. Но не все эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают эту возможность в действительность. Поэтому первые следует рассматривать как условия, а вторые как причины. Причина преступности - это активная сила, которая порождает ее существование. Причины конкретногопреступления - это те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения.

В предмет криминологии входит и проблема жертвы преступления. В криминологии это ответвление называется виктимологией. Виктимность - это повышенная способность в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств становиться мишенью для преступных посягательств. (Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972).

Исследования показали, что нередко преступное поведение провоцируется отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где наличествуют мотивы межличностного порядка, это видно особенно отчетливо. По данным исследований, до 29% преступлений либо спровоцированы потерпевшими, либо совершены при их содействии.

Криминология изучает личность преступника как совокупность социальных и социально значимых свойств, черт, качеств, связей и отношений, характеризующих лиц, совершающих различные преступления и так или иначе влияющих на их поведение. Без учета личности преступника невозможно понять причины ни отдельного преступления, ни преступности в целом.

На ранних стадиях развития криминологии в условиях вакуума знаний полагали, что преступный тип личности выпадает из человеческого общества. Другие, отмечая жестокость преступников или приверженность к кражам, стали искать причины в биологических особенностях людей. Теорию биологических причин преступности создал Ломброзо. Создавались теории социальных типов преступников, отвергая биологический тип. Наконец, были такие, которые находили компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности преступника.

Теория прирожденности преступников лежит в основе расизма, порождая произвол и беззаконие.

Когда сегодня криминологи говорят о личности преступника, то подразумевают под этим понятием человека, совершающего преступление. Такой подход исключает определенную заданность в понятии “личность преступника”. Человек существо социальное. Человек в то же время наделен биологическими особенностями, которые делают личность такой, какая она есть, физически здоровой или с какими-то дефектами. Физиологическое состояние человека делает его способным к восприятию социальной программы, ибо, родившись биологическим существом, личностью он становится, воспринимая социальную программу.

Психически больной человек к такому восприятию не способен. Он не может быть личностью преступника. Он совершает общественно опасный акт, но не преступление.

Вывод: биологические особенности влияют на тип поведения человека, не являясь причинами его поведения, в том числе преступного. Например, холерик в одинаковой ситуации поступит иначе, чем флегматик, но в целом их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности.

Предметом криминологии является предупреждение преступлений. Криминология разрабатывает общую концепцию предупреждения преступности как специфическую форму социального управления и контроля; исследует и обосновывает основные направления предупреждения преступлений, конкретные формы и методы этой деятельности, систему органов криминологической профилактики, разрабатывает ее правовые и организационные основы, вопросы планирования и координации усилий государственных и общественных организаций и объединений по профилактике преступности. Например, Федеральный закон ”Об основах системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних”.

В предмет криминологии включают также последствия преступности. Они всегда негативные, отрицательные. Таковыми являются: жизнь потерпевших, вред здоровью, ущерб, причиняемый собственнику имущества и т.д.

Аналитическая задача криминологии состоит в исследовании преступности, личности преступника, причин и условий преступности, системы и эффективности предупреждения преступности, их состояния в целом и по категориям наиболее распространенных видов преступлений (особо тяжкие, организованные, рецидивные).

Прогностическая задача заключается в подготовке обоснованных предложений о возможном развитии криминологических явлений: динамики преступности несовершеннолетних, распространенности терроризма и т.д.

Третья задача - внедрение рекомендаций криминологии в законотворческую и правоприме-нительную практику. Речь идет о принятии законов о предупреждении правонарушений, о борьбе с коррупцией и др. Кроме того, сегодня остро стоит вопрос о криминологической экспертизе всех законов и нормативных правовых актов в сфере уголовного, процессуального, исполнительного права. Нужно ответить на вопрос: сколько стоит реализация закона?

Четвертая задача связана с разработкой и внедрением методов и средств по интенсификации деятельности правоохранительныхорганов, по предупреждению преступности. Считают, что перелома можно добиться, лишь возродив социальную профилактику преступности.

Пятая задача связана с участием криминологов страны в международных конгрессах, семинарах, съездах, посвященных разработке скоординированных мер противостояния преступности по линии ООН, Интерпола, СБСЕ.

Современные специалисты осторожно относятся к тезису о всесилии науки в целом, и, в частности, криминологии. Практика все же показывает, что использование корректно полученного криминологического знания позволяет точнее и глубже понимать процессы, происходящие в обществе, избегать неверных решений, экономить ресурсы, эффективно осуществлять контроль за преступностью.

В криминологию принято включать Общую и Особенную части. В Общую часть входят науковедческие проблемы криминологии: понятие криминологии как науки, ее методы, методики, исследовательские процедуры, место криминологии в системе наук, история криминологии, сравнительная криминология, основные идеи зарубежной криминологии. В Общую часть входят такие проблемы, как преступность, ее причины, личность преступника, общая теория предупреждения преступности, последствия преступности.

В Особенную часть входят: характеристика видов преступности и преступников: преступность несовершеннолетних, молодежи, преступность женщин, рецидивная, организованная, профес-сиональная, групповая, насильственная, экономическая преступность, неосторожные преступления, убийства, преступления против общественного порядка, кражи имущества, а также конкретные меры предупреждения преступлений.

Криминология базируется на правовых понятиях преступного, преступности, личности преступника и др. и исследует природу этих явлений и социальные средства воздействия на них (Сахаров А.Б.) как комплексная научная дисциплина, использующая данные других отраслей юридической науки, а также положения социологии, философии, экономики, психологии, социальной психологии, педагогики и других наук.

Особенно значимыми для криминологии являются представления о природе человеческого поведения, вечности преступности, роли частной собственности, механизмах функционирования экономики, возможностях использования социальной инженерии, клонировании человека.

В качестве методологической базы криминология использует законы, категории и понятия философии. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии для познания причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки мер профилактического воздействия. Это же относится к данным политологии, социологии, демографии, которые значимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений. С использованием положений и выводов педагогики изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятными условиями формирования личности в семье, школе. Опираясь на достижения педагогики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей. Криминология связана и с другими не юриди-ческими науками, например, с математикой, кибернетикой, генетикой, футурологией и т.д.

Криминология тесно связана практически со всеми юридическими науками, особенно с уголовным, уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом и криминалистикой. Это вытекает из сути криминологии, возникшей и развивающейся в интересах борьбы с преступностью.

Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которая обязательна для криминологии. В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правопримени-тельной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях. Это позволяет своевременно реализовать нормотворческую деятельность в плане признания деяний преступными.

Связь криминологии и уголовно-исполнительного права осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление по отбытии ими наказания. При этом уголовно-исполнительное право изучает сам порядок и процесс отбывания наказания в аспекте реализации его целей, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений.

Криминалистика разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности и ее предупреждении. Положения криминологии используются в криминалистических теориях о следственных версиях, о планировании расследования и др. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины и условия.

Криминология связана и с иными отраслями юридической науки: административным, гражданским, трудовым и другими отраслями права. Эта связь обусловлена тем, что многие нормы соответствующих отраслей законодательства используются для правового обеспечения мер криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.

Криминоло́гия («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. logos - учение) - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году антрополог Топинар. В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

Учёный-юрист, специализирующийся в области криминологии, называется криминологом.

Предмет изучения криминологи и включает в себя четыре основных элемента:

преступность - изучается как социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление. Оно слагается из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (уровень, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели. Различают различные виды преступности, такие как насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, экологическая преступность и т. д.;

Преступность исторически изменчивое и неизбежное, общественно опасное, социально-правовое явление, которое порождено условиями общежития, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени.

Ей присущи качественно-количественные показатели:

Состояние (уровень или коэффициент) преступности;

Структура преступности;

Динамика преступности.

личность преступника , рассматриваемого в качестве индивида, наделенного совокупностью социальных, биологических и психологических черт, с особенностями формирования и развития, которые позволили ему удовлетворить свои интересы и потребности путем совершения преступления. Кроме того, личность преступника исследуется как непосредственный субъект профилактики и предупреждения новых преступлений (рецидива);

причины и условия преступности (детерминанты преступности) - изучается совокупность негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;

предупреждение преступности понимается как система общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

2. Место криминологии среди других отраслей научных знаний

Наиболее тесно взаимосвязана криминология с уголовным правом. Уголовно правовая теория и основанный на ней уголовный закон определяют юридические признаки преступного деяния и лица, являющегося преступником.

Криминология обеспечивает уголовное право, законодателя и правоприменительную практику информацией об уровне преступности, ее структуре, динамики, эффективности профилактики преступлений. Тем самым способствует определению уголовной политики в стране. Криминологическая информация способствует своевременной реализации нормотворческой деятельности в плане криминализации либо декриминализации деяний, а также в процедуре дифференциации санкций (замены уголовных наказаний иными мерами воздействия).

Криминология связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Так, уголовный процесс, изучает порядок предварительного расследования и судебного рассмотрения, субъекты такой деятельности (следователь, прокурор, суд) обязаны выявлять причины и условия совершения преступлений, предлагать эффективные меры, направленные на их устранение, своевременно выявлять и нейтрализовать преступления, а также предупреждать их совершение.

Связь криминалистики и криминологии. Криминалистика использует данные криминологии о состоянии преступности, о личностных особенностях преступников, способах и механизмах преступного поведения для разработки эффективного применения криминалистических средств и методов. В 1995 году в России основан Сроюз криминалистов и криминологов, Криминологическая ассоциация (президент Долгова Азалия Ивановна – д.ю.н.,профессор, Заслуженный юрист РФ, Почетный работник прокуратуры РФ).

Взаимодействие с уголовно-исполнительным правом. Криминология изучает рецидивную и пенитенциарную преступность, причины ее роста и разрабатывает меры предупреждения, направленные на устранение или нейтрализацию негативных ситуаций, способствующих совершению повторных преступлений. А уголовно-исполнительное право изучает сам порядок отбывания наказания, используя при этом сведения криминологического характера. На основе такого взаимодействия разрабатываются совместно рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц и дальнейшей, успешной их ресоциализации и адаптации после отбытия ими наказания.

Связь криминологии и правовой статистики. Одним из основных методов в криминологии по сбору и анализу информации служит статистический метод, он позволяет системно отразить множество преступлений во времени и в пространстве, статистические данные дают общую картину преступности в стране и в отдельных регионах. Статистические данные показывают динамику преступности, способствуют выработке необходимых мер предупреждения преступности.

Среди не правовых наук криминология взаимодействует с общей, социальной, юридической психологией, социологией (социологией преступности), экономикой, психиатрией, демографией, политологией, педагогикой.

1. Какие понятия являются предметом криминологии:
а) преступность;
б) причины преступности;
в) индивидуальное преступное поведение;
г) состав преступления.

2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
а) Бентам;
б) Гароффало;
в) Ломброзо.
3. «Закрытой» анкета- это:
а) опрос ограниченного круга лиц;
б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
а) моделирование;
б) тестирование;
в) метод экспертных оценок.

5. Коэффициент преступности — это:
а) криминальная активность населения;
б) изменение преступности во времени;
в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
г) пространственная распространенность преступности.
6. Динамика преступности- это:
а) региональные особенности преступности;
б) исторические предпосылки роста преступности;
в) соотношение разных видов преступлений;
г) изменение преступности во времени.
7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
а) грабеж;
б) изнасилование;
в)причинение тяжкого вреда здоровью;
г) мошенничество.
8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
а) плотностью преступности;
б) географией преступности;
в) структурой преступности.
9. Структура преступности — это:
а) состав преступления;
б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
в) элементы предмета криминологии;
г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
а) убийство;
б) кража;
в) мошенничество;
г) хулиганство.
11.Латентная преступность — это:
а) незарегистрированная преступность;
б) нераскрытая преступность;
в) особо тяжкие преступления;
г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
а) убийство;
б) разбой;
в) массовые беспорядки;
г) кражи.
13.Естественная латентность -это:
а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
14.Косвенные последствия преступности – это:
а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
а) возраст;
б) мотив;
в) совершение преступления в группе;
г) прежняя судимость.
16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
а) служащим;
б) рабочим;
в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
а) корыстные;
б) экономические;
в) против порядка управления;
г) насильственные.
18.Криминогенный тип личности — это:
а) лицо, совершившее преступление;
б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
а)условия преступности;
б) причины преступности;
в) проявления преступности;

20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
а) теория опасного состояния;
б) теория социальной дезорганизации общества;
в) теория стигмы.
21.Виктимология -это:
а) наука о жертве преступления;
б) наука о последствиях преступности;
в) наука о личности преступника;
г) наука о мерах борьбы с преступностью.
22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
б) привлекательность преступного поведения;
в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
а) теория дифференциальной ассоциации;
б) виктимология;
в) теория аномии.
24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
а) учителя;
б) работники торговли;
в) сотрудники правоохранительных органов.
25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
а) антропологическая школа криминологии;
б) теория опасного состояния;
в) теория стигмы.
26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
а) предупреждение преступности;
б) профилактика преступности;
в) предотвращение преступности.
27.Общий рецидив преступлений – это:
а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
б) повторное совершение не однородного преступления;
в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
а) кражи;
б) убийства;
в) хулиганств
29. Преступность – это:
а) объект криминологии;
б) предмет криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

30. Криминология и криминалистика:
а) понятия совпадающие;
б) это разные научные дисциплины;
в) криминология – часть криминалистики.

31. Опросы населения:
а) используются в социологии;
б) используются в криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

32. Экономическая преступность изучается:


в) социологией.

33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
а) практическую цель криминологии;
б) прикладную цель;
в) теоретическую цель криминологии.

34. Криминология делится на:
а) теоретическую криминологию;
б) прикладную криминологию;
в) социологию права.

35. Криминология изучает:
а) экономическую жизнь общества;
б) преступность,
в) психологию людей;
г) уголовное право.

36. Основные функции криминологии:
а) описательная;
б) культурно-просветительная;
в) объяснительная;
г) предсказательная.

37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
а) методология криминологических исследований;
б) методика криминологических исследований;
в) самостоятельная наука – социология.

38. Виктимология входит в:
а) общую часть криминологии;
б) особенную часть криминологии;
в) это самостоятельная наука.

39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
а) Ч. Беккария;
б) И. Бентам;
в) Л. Фейербах.

40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) Э. Ферри.
41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
а) К. Маркс;
б) И. Бентам;
в) Э. Ферри.

42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
а) Ч. Ломброзо;.
б) К. Маркс;
в) Р. Гарофало.

43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) К. Маркс.

44.Коэффициент преступности измеряет:
а) динамику преступности;
б) распространенность преступности;
в) структуру преступности.

45. Какова латентность кражи?
а) минимальная;
б) средняя;
в) максимальная.

46. Уровень преступности – это:
а) количественно-качественная характеристика преступности;
б) динамика преступности;
в) структура преступности.

47. Предметом криминологии являются:
а) функции репрессивных органов в обществе;
б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
в) сознание преступника.

48. Преступность:
а) социально обусловлена;
б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
в) передается по наследству, врожденное качество.

49. Криминология изучает:
а) политическую жизнь общества;
б) противоправное поведение людей,
в) нравственность;
г) административное право.

50. Структура и характер преступности являются:
а) количественными показателями;
б) качественными показателями;
в) показателями уровня преступности.

51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
а) 14–18 лет;
б) 10–13 лет;
в) 18–21 лет.

52. Основными признаками организованной преступности являются:
а) наличие преступных объединений;
б) незаконный бизнес;
в) коррупция;
г) наличие собственных банков.

53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
а) в 1960–70-х гг.;
б) в 1970–60-х гг.;
в) в 1990-х гг.;
г) в начале ХХIв.

54. Для терроризма характерно:
а) насилие;
б) устрашение;
в) спонтанность

55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

56. Материальное положение личности преступника – это:
а) социально-ролевое свойство;
б) социально-демографическое свойство;
в) социально-психологическое свойство личности преступника.

57. Преступник – это:
а) социально-психологическое свойство;
б) социально-ролевое свойство;
в) социально-демографическое свойство;
г) политическое свойство личности.

58. Наличие или отсутствие судимости является:
а) криминологической характеристикой;
б) социальной характеристикой;
в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
а) органической структуре личности;
б) психической структуре личности;
в) социальной структуре личности.
60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
а) «случайный» тип;
б) «ситуационный» тип;
в) «неустойчивый» тип;
г) «злостный» тип личности преступника.

61. Алкоголизм – это:
а) психическая аномалия;
б) биологический фактор преступления;
в) физическая аномалия.

62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
а) уголовно-правовая характеристика;
б) исправительно-трудовая характеристика;
в) криминологическая характеристика личности преступника.

63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
а) сопутствующее;
б) социальное;
в) необходимое.

64. Свойственна ли виктимности латентность?
а) да, свойственна;
б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
в) все зависит от вида преступности.
65. Причинами преступления могут быть:
а) объективные условия;
б) субъективные факторы;
в) мировоззрение индивида.

66. Алкоголизм:
а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
б) является причиной преступления;
в) является сопутствующим фактором.

67. Урбанизация – это:
а) фактор, влияющий на преступность;
б) причина преступности;
в) условие преступности.

68. Материальное благополучие общества:
а) повышает уровень преступности;
б) снижает уровень преступности;
в) никак не влияет на преступность.

69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

70. Основные признаки определения «система»
а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
б) совершенство;
в) целостность;
г) структурность;
д) качественность образования.
71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
а) закономерности развития науки;
б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
в) причины возникновения преступности;
г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
а) личность преступника;
б) антиобщественные проявления;
в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
г) причины и условия преступности;
д) профилактика преступлений.

74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
а) причины;
б) состав;
в) условия;
г) уровень, структура, динамика;
д) предпосылки.

75. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.

Loading...Loading...