Что такое пост, для чего нужен, как правильно его соблюдать. Вопросы о посте

Глава добродетелей - молитва; их основание - пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною раз6орчивостью в ней.

Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он - в совершенной и непрерывной зависимости от желудка.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума .

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей - пост .

Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте. Конечно дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности.

Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество. Да умолкнут же те, которые признают пост только в количестве пищи, а не в качестве. Углубясь в опытное изучение поста, они увидят значение качества пищи.

Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедию, произнесена угроза казнию за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертию.

И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством, завещал Господь. 0бъядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т. е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Напротив того пост вводит христианина в состояние духовное . Очищенный постом - смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати.

Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он не способен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земле, утонул в вещественности заживо - мертв душею.

Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете! Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небеснаго блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение?

Насущный хлеб христиан - Христос. Ненасытное насыщение этим хлебом - вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане.

Ненасытно насыщайся Словом Божиим, ненасытно насыщайся исполнением заповедей Христовых, ненасытно насыщайся трапезою, уготованною сопротив стужающих тебе и упивайся чашею державною.

С чего начать нам, говорит святый Макарий Великий, «никогда не занимавшимся исследованием сердец наших? Стоя вне будем стучаться молитвою и постом, как и Господь повелел: Толцыте и отверзется вам «.

Этот подвиг, который предлагает нам один из величайших наставников монашества, был подвигом святых апостолов. Из среды его они сподоблялись слышать вещания Духа. Служащим им Господеви, говорит писатель их деяний, и постящимся, рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их. Из среды подвига, в котором совокуплены были пост и молитва, услышалось повеление Духа о призвании язычников в христианство.

Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва - бессильна, если не основана на посте, и пост - бесплоден, если на нем не создана молитва.

Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводить Бога.

Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды.

Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов-душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презорства.

Что такое страсть объядения и пьянства? Потерявшее правильность, естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, нежели сколько нужно для поддержания жизни и сил телесных, на которые излишнее питание действует противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их.

Желание пищи выправляется простою трапезою и воздержанием от пресыщения и наслаждения пищею. Сперва должно оставить пресыщение и наслаждение: этим изощряется желание пищи, и получает правильность. Когда ж желание сделается правильным: тогда оно удовлетворяется простою пищею.

Напротив того желание пищи, удовлетворяемое пресыщением и наслаждением, притупляется. Для возбуждения его мы прибегаем к разнообразным вкусным яствам и напиткам. Желание сперва представляется удовлетворенным; потом делается прихотливее, и, наконец, обращается в болезненную страсть, ищущую непрестанного наслаждения и пресыщения, постоянно пребывающую неудовлетворенною.

Намереваясь посвятить себя на служение Богу, положим в основание подвига нашего пост . Существенное качество всякого основания должна быть непоколебимая твердость: иначе невозможно устоять на нем зданию, как бы здание само по себе ни было прочно. И мы никак, никогда, ни под каким предлогом, не дозволим себе нарушать поста пресыщением, особенно же упивством.

Наилучшим постом признают святые Отцы употребление пищи однажды в день не до сыта. Такой пост не расслабляет тела продолжительным неядением и не отягощает его излишеством пищи, притом сохраняет его способным к душеспасительной деятельности. Такой пост не представляет никакой яркой особенности, и потому постящийся не имеет причины к превозношению, к которому так склонен человек по поводу самой добродетели, особенно когда она резко выставляется.

Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста.

Но при всяком употреблении пищи, и редком и частом, строго воспрещается пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам, и отворяет дверь другим плотским страстям.

Неумеренный пост, т. е. продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости.

Весьма важно качество пищи: Запрещенный райский плод, хотя был прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно действовал на душу: сообщал ей познание добра и зла, и тем уничтожал непорочность, в которой были созданы наши праотцы.

И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина. Такое действие пищи основано на разнообразном действии ея на плоть и кровь, и на том, что пары ея и газы от желудка подымаются в мозг и имеют влияние на ум.

По этой причине все ухмеляющие напитки, особливо хлебные возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной брани. Побежденный ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати; приобретенное многими и долговременными трудами теряется в несколько часов, в несколько минуть.

Монах отнюдь не должен употреблять вина, сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое детство и целомудрие. Святые Отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностию.

Горячительная пища должна быть изгнана с трапезы воздержника, как возбуждающая телесныя страсти. Таковы перец, имбирь и другие пряности.

Самая естественная пища - та, которая назначена человеку Создателем немедленно по создании-- пища из царства растительного: Сказал Бог праотцам нашим: Се дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь. Уже после потопа разрешено употребление мяс.

Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нея и восходящие в мозг, наименее действуют на него, наконец, она - самая здоровая, как наименее производящая слизей в желудке. По этим причинам при употреблении ея, с особенною удобностью сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком; при употреблении ея слабее действуют страсти, и человек более способен заниматься подвигами благочестия.

Рыбные яства, особливо приготовленные из крупных морских рыб, уже совсем другого свойства: они ощутительнее действуют на мозг, тучнят тело, горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями, особливо при частом и постоянном употреблении.

Эти действия несравненно сильнее от употребления мясной пищи: она крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную дебелость, горячит кровь, пары и газы ея очень отягощают мозг. По этой причине она вовсе не употребляется монахами, она - принадлежность людей, живущих посреди мира, всегда занятых усиленными телесными трудами. Но и для них постоянное употребление ея вредно.

Как! воскликнут здесь мнимые умницы: мясная пища разрешена человеку Богом, и вы ли воспрещаете употребление ея? - На это мы отвечаем словами Апостола: Вся ми леть суть (т. е. все мне позволено), но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не вся назидают. Мы уклоняемся от употребления мяс не потому, чтоб считали их нечистыми, но потому, что они производят особенную дебелость во всем нашем составе, препятствуют духовному преуспеянию.

Святая Церковь мудрыми учреждениями и постановлениями своими, разрешив христианам, живущим посреди мира, употребление мяс, не допустила постоянного употребления их, но разделила времена мясоядения временами воздержания от мяс, временами, в которые вытрезвляется христианин от своего мясоядения. Такой плод постов может узнать на себе опытом всякий соблюдающий их.

Для иночествующих запрещено употребление мяс, дозволено употребление молочной пищи и яиц во времена мясоядений. В известные времена и дни им разрешается употребление рыбы. Но наибольшее время они могут употреблять только одну растительную пищу.

Растительная пища почти исключительно употребляется самыми ревностными подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа Божия по вышесказанному удобству этой пищи и ея дешевизне. Для пития они употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и ухмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки.

Правила поста установлены Церковию с целию вспоможения чадам ея, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано, каждому рассматривать себя с помощию опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его.

«Если удержишь чрево, сказал святый Василий Великий,- то взойдешь в рай, если же не удержишь, то будешь жертвою смерти «. Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние страстное. Благодатное состояние человека, во время пребывания его на земле, служит залогом вечного блаженства его в небесном Едеме, ниспадение во власть греха и в состояние душевной мертвости служить залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения. Аминь.

О Посте

Просмотрено (185) раз

Трудно отыскать такую религию, такой народ, где не было бы поста, совсем не было. Под постом мы будем подразумевать самое простое – воздержание в пище по религиозным причинам.

Диакон Павел Сержантов

Люди постятся, можно сказать, по всему земному шару. Понятно, что формы поста в отдельных религиозных традициях наблюдаются самые разные, но суть-то одна. Эту суть мы называем аскезой. По-гречески «аскеза» означает «упражнения», в смысле – духовные упражнения.

Да, для христиан пост служит одним из самых важных духовных упражнений. Пост духовно укрепляет христиан. Казалось бы, ограничение в пище должно у человека, наоборот, силы отнимать. Тем не менее, правильно совершаемый пост укрепляет христианина благодатной силой Божией. Правильный пост – значит умеренный, без нежелательного фанатизма.

Спор об аскезе

На одном научном семинаре у нас произошел маленький религиоведческий спор. Обсуждалась тема аскезы в иудаизме. В центре внимания на семинаре была кумранская община, события двухтысячелетней давности. Со всеми положенными оговорками про неортодоксальность Кумрана, про подчеркнуто аскетический характер общинной жизни.

На семинаре присутствовал исламовед, серьезный ученый. Он предложил вопрос: «Есть ли в иудаизме аскеза? Например, уважаемые представители суфийской традиции категорически заявляют, что в исламе аскезы нет». Интересный поворот темы. В обсуждении темы я тоже принял участие. Для меня ясно, что аскеза есть не только в христианстве, в буддизме, индуизме, но и в иудаизме, и в исламе.

Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет.

Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных.

В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза».

Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья.

Смысл поста на поверхности

Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.

Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос:

– Мам, дай попробовать…

– Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю.

Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается.

Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4).

Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей.

Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий – о посте, современном человеке и образцах для подражания.

Фото Сергей Рыжков

– Ваше Блаженство, Троицей или Пятидесятницей закончился Пасхальный цикл. Мы начали с этой недели новый отсчет. Чем отличается этот период от других годичных циклов?

– Святая Церковь родилась на Пятидесятницу и именно после этого праздника начала активно действовать и проповедовать, подобно этому и в церковном богослужебном круге после Пятидесятницы идет новый отсчет каждого следующего воскресного дня, в который, кроме тайны Воскресения, часто вспоминаются знаменательные евангельские события или события из христианской истории. В первое воскресенье, к примеру, вспоминается Собор Всех Святых, во второе - Всех Святых, в земле Русской просиявших, и так далее.

– 27 июня начинается Петров пост. Относительно поста можно часто услышать, что, мол, в наш нервный век пост является дополнительным стрессом. Чем полезен пост современному человеку?

– После вселенского потопа, по немощи человеческой, Господь благословил мясную пищу, то есть люди начали вкушать плоть животных и птиц. Но прежней продолжительности жизни у человека уже не было. Это свидетельствует нам о том, что пост не является какой-то жестокостью со стороны Господа к Своему творению. Господь хочет, чтобы через пост мы вернулись в прежний чин того прекрасного устроения, которое было у человека в Раю. Если выражаться иными словами, пост - это не стресс для человека, это средство, которое снимает с человека стресс.

– Как правильно подготовиться к посту всем желающим? Что можно делать в пост, что нельзя?

– В посту мы ограничивам себя, в первую очередь, от скоромной пищи. Для человека растительная пища является естественной и самой полезной для его здоровья. И когда люди сильно болеют, или когда старость приходит к людям, то даже врачи не советуют вкушать тяжелую мясную пищу. Она является более полезной для молодых, для тех, кто имеет сильный организм, кто тяжело физически работает. И Святая Церковь, зная, что полезно человеку, предлагает нам в период Великого поста воздержаться от мясных, молочных продуктов для того, чтобы восстановить гармонию в нашем теле и тот естественный чин и порядок, который Бог установил в каждом человеке. Когда мы постимся, то наш организм перестраивается. Если человек все время вкушал мясо, то ему, может быть, поначалу будет трудно жить только на растительной пище. Но это называется положительной реакцией, через некоторое время все восстановится, и человек будет себя чувствовать нормально. Если человека, который долго курит, заставить бросить курить, то у него начинается психоз, какие-то неприятные изменения в организме. Но это не говорит о том, что человеку нужно курить, в данном случае недомогания - всего лишь положительная реакция на исцеление.

– Что может случиться с теми, кто не постится?

– Постящийся человек имеет личный опыт преодоления различных житейских трудностей и искушений, а непостящийся лишен такого опыта. Желаю, чтобы все мы обогащались опытом духовной борьбы, через которую идем к духовному совершенству. К этому сегодня призывает нас Святая Церковь - через благословение на Петровский пост. Нужно помнить и то, что когда человек присоединяет к телесному посту еще и духовный, то у него начинается особо интенсивное духовное развитие, восхождение от степени к степени, или как говорит Святая Церковь, духовное совершенство, которое начинается на земле и продолжается вечно в небесной жизни.
– И последний, личный вопрос. Есть ли у Вас образец для подражания?

– Все мы, христиане, стараемся подражать нашему Спасителю и Творцу, ведь каждый человек имеет в себе Бога: только человек рождается, Божество уже освящает и наполняет его. Некоторые святые имели возможность увидеть Божество даже собственными глазами: при этом они были переполнены внутри Божественным светом, который, собственно, и расширил их сердце и душу до того, что они смогли увидеть Самого Бога. Правда, таких людей было очень мало, среди них - преподобный Силуан Афонский, которому явился Сам Спаситель. Когда Господь несколько отдалялся от Святого, преподобный Силуан тяжело страдал, что больше не видит Христа во время молитвы, которая давалась ему теперь безмерно труднее. Преподобный Силуан является образцом для подражания, ибо он показывает нам, как трудом и молитвой мы должны приблизиться ко Христу еще в земной жизни. Другой образец святости, очень полезный для современного человека, преподобная Мария Египетская, которая из великой грешницы через труд, молитву и покаяние стала великой святой. Мы не способны к таким подвигам, но должны знать, что когда человек постепенно, от поста к посту, от постного дня к постному дню, старается воздерживать себя, держать в рамках Божественного закона, он тоже приходит в свою меру совершенства и сподобляется милости от Бога и тут, на земле, и на Небе - в вечном Царствии.

Начался Великий пост. У многих новость о великопостном периоде вызывает разные мысли и чувства, но в целом эти человеческие реакции можно разделить на два типа.

Одни относятся к Великому посту с уважением и даже в какой-то мере с восхищением, но сами не постятся, оправдываясь своей неготовностью, немощностью и внешними обстоятельствами. Мол, не поймут и не поддержат родственники, коллеги на работе. Да и привык я каждое утро завтракать бутербродом с колбасой, а как иначе - пока представить сложно.

Другие, не понимая смысла поста, воспринимают его как тяжелую обузу, которую в лучшем случае надо просто пережить, благо сегодня у нас и майонез есть постный, и креветки с мидиями в супермаркете, или, в худшем случае, просто не принимать во внимание, считая, что пост - это чистейшее мракобесие для религиозных фанатиков. Если Бог есть - то какая Ему разница, что я ем: бифштекс или картошку в мундире? А для полного успокоения совести можно еще и словами преподобного старца Амвросия Оптинского прикрыться: «За еду никто не будет в аду».

Однако все это происходит из-за неправильного понимания смысла Великого поста.

Посты придумали не «попы» и церковники, а Сам Спаситель

Во-первых, сам Господь Иисус Христос, перед тем как выйти на проповедь к израильскому народу, сорок дней постился в пустыне. Так что уже можно с уверенностью сказать, что посты придумали не «попы» и церковники, а Сам Спаситель, который Своим личным примером показал важность и пользу воздержания.

Во-вторых, пост не является целью духовной жизни, а есть вспомогательное средство для освобождения души от страсти. Цель поста - не научить христианина жить без мяса и молока, а указать исконное место этих продуктов в жизни человека. Грех заключается не в том, что человек не постится, а в том, что им управляет его желудок и гортань, которые не могут поставить на одни весы овсяную кашу и копченую курочку. Грех в том, что человек служит не Христу, а своему чреву.

В-третьих, даже те, кто решается поститься, не всегда правильно воспринимают пост. В сознании постящегося человека зачастую преобладает представление о посте как о долге или жертве Богу, а не как средстве освобождения и сближения со Христом. Несмотря на то, что в православном святоотеческом учении есть сравнение Великого поста с некой десятиной, которую каждый человек отдает Богу от прожитых 365 дней года, все-таки основная функция поста - освободить человека .

Основная функция поста - освободить человека

Вступая в период Великого поста, христианин должен радоваться тому, что теперь он будет меньше думать о еде. О том, как ее приготовить, так как постные блюда должны быть максимально простыми, о том, как разбирать и мыть груду грязной посуды, которой во время поста должно стать на порядок меньше, о том, где достать деньги на покупку постепенно дорожающего мяса и молочных продуктов. Постящийся человек вообще должен в два раза реже посещать супермаркеты и продуктовые магазины. Если вы поститесь и каждый день озабоченным взглядом осматриваете полки супермаркета с мыслью: «Что же сегодня мне приготовить?», то ваш пост бессмыслен или крайне малоэффективен. Это подобно тому, как если бы вы уехали в отпуск отдыхать у морского берега и вместо того, чтобы плескаться в воде и загорать на солнце, продолжали работать, сидя в номере своей гостиницы.

В-четвертых, чтобы пост не был просто диетой, постящийся человек должен обязательно больше времени отдавать молитве. Богослужения Великопостного периода просто располагают к этому. Они пронизаны призывами и размышлениями о покаянии, борьбе с греховными страстями и милосердии Бога к человеку. На первой неделе Великого поста читается удивительный по своей красоте и глубине канон преподобного Андрея Критского, который настраивает молящегося на особый покаянный лад. Литургия Преждеосвященных Даров позволяет христианину почувствовать сердцем человеколюбие и великое милосердие Христа к человеку, измученному и истощенному грехами и суетой. Все это неотъемлемая часть поста, без которой Великопостный период становится бессмысленной и неподъемной ношей.

Однако многие могут весьма справедливо отметить, что имеют большой дефицит свободного времени. Они постоянно заняты на работе, а оставшуюся часть времени отдают семье и отдыху перед очередной рабочей сменой.

Данную проблему можно решить с помощью информационного поста . По статистике, средний житель нашего Отечества каждый день проводит в интернете около трех часов. А если к этому еще прибавить просмотр телепередач и чтение прессы, то получится, что треть своего дня человек тратит на информационные потоки, которые воспринимает как средство отдыха, что весьма спорно. Так как, ежедневно наполняя свою память и сознание информацией, которая чаще всего его лично не касается, человек еще сильнее нагружает свой эмоциональный, психический и духовный фон.

Если же на период Великого поста постящийся человек хотя бы вдвое сократит свое пребывание в информационном потоке, то заметит, что у него есть еще немало свободного времени, которое можно использовать для молитвы. И после рабочего дня такой человек будет спешить не к экрану телевизора, что бы посмотреть очередную серию топового сериала или послушать бесконечные и бессмысленные споры и гадания политологов и экспертов о завтрашнем дне, а с сердечным трепетом пойдет в храм, что бы поговорить с Богом о своих проблемах и своей душе.

Таким образом, Великий пост станет действительно не тяжелой обузой, которую можно или пережить, скрепя сердце и стиснув зубы, или просто проигнорировать, как глупость недалеких религиозных фанатиков, а будет тем заветным ключом, который сможет открыть коробку суеты и греховных привязанностей, в которую запакованы современные люди. Чтобы радоваться Воскресшему Христу, мы сами должны воскреснуть.

В последнее время стало довольно популярно поститься. Из года в год все больше людей ограничивают себя в еде с целью физического оздоровления и духовного очищения. Верующие люди, безусловно, хорошо знают, как правильно поститься. Наша статья предназначена для тех, кто собирается выдержать пост впервые, мы расскажем Вам о том, в чем смысл поста, для чего он нужен, как поститься, что можно и чего нельзя есть во время поста, а также о том, кому разрешены послабления поста.

Нужно ли поститься?

В первую очередь стоит сказать, что смысл любого поста, согласно православной церкви, заключается в очищении духа и тела от земных страстей, злобы и ненависти. Сам Иисус Христос в своих проповедях говорил о том, что пост должен быть порывом души, которая ищет успокоения, мира и гармонии. Ни в коем случае нельзя соблюдать пост напоказ, для того чтобы произвести впечатление на окружающих. Пост следует посвящать только Богу, и делать это с радостью и от души.

Люди издавна постились перед совершением чего-то важного, когда они особо нуждались в силе и мудрости от Бога. Также поститься следует для того, чтобы смирить свою душу перед Богом и очистить свое сердце, приближаясь к нему. Только такой пост Бог принимает, только такой пост угоден Богу, и только в такой пост он примет и услышит искренние молитвы человека, давая ему силы творить добрые дела.

Ответ на вопрос: «Нужно ли поститься?» каждый человек дает сам. Важно, чтобы Вы действительно этого хотели, чтобы это было искренним желанием Вашей души.

Согласно Библии пост - это даже не сокращение рациона с выведением из него скоромных продуктов, это полное воздержание от пищи, иногда с воздержанием от питья, а также с отказом от половых отношений на протяжении какого-то периода времени. Это время, в течение которого человек смиряет и сокрушает свою гордыню перед Богом и отдает себя в его власть и на его милость. По Библии поститься следует только из любви к Богу и только перед ним, без показухи и лицемерия.

Второй популярный вопрос, связанный с постом: «Можно ли не поститься при тех или иных обстоятельствах в жизни?» Библия говорит о том, что важнее всего пост духовный, а уж потом - телесный. Т.е. в период поста Вы обязательно должны жить в смирении и целомудрии, читать молитвы, причащаться, а соблюдать пост можно и не слишком строгий. Соблюдения требуют лишь первые и последние 7 дней поста. Церковь официально разрешает не поститься:

  • беременным женщинам и кормящим мамам
  • путешественникам
  • старикам

Медики к этому перечню добавляют:

  • больных онкологическими заболеваниями
  • подростков, которым необходимо большое количество белка, витаминов и минералов
  • людей, имеющих проблемы с давлением, болезни ЖКТ, сердечную недостаточность
  • людей, занятых тяжелым физическим трудом
  • людей, живущих в экстремальных климатических условиях

Вообще по церковным правилам степень строгости поста каждый человек устанавливает для себя сам после беседы со своим духовным наставником: чем более человек ощущает себя грешным, тем более строгий пост он должен соблюдать, а самое важное – тем искреннее он должен хотеть его соблюдать!

Как поститься в пост

Теперь поговорим о том, как поститься в пост. Наступает Великий пост, как правильно поститься? В первую очередь следует подумать о духовном очищении и в связи с этим сократить просмотр телевизора, пользование Интернетом и прослушивание музыки. Кроме того, следует больше времени проводить дома в кругу семьи, избегать шумных компаний и других развлечений. Здорово, если Вам удастся сократить количество интимной близости в период поста, она строго запрещена в первую и последнюю недели поста. Поститься без молитвы не имеет практически никакого смысла, также необходимо за время поста помириться со всеми ближними, каждое воскресенье посещать церковь и хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться.

С духовным постом разобрались. Теперь поговорим о том, . Самые строгие дни поста - первые четыре дня, а также вся последняя неделя перед Пасхой. При этом в первый понедельник поста (Чистый понедельник) и в последнюю пятницу перед Пасхой (Страстную пятницу) нельзя вообще ничего есть и пить. Остальные дни допускается сухоядение (фрукты, орехи, семечки, соленые, свежие или квашеные овощи).

Во время поста нельзя курить, употреблять алкоголь (за исключением красного вина по выходным и по праздникам, которые приходятся на этот период), мясо, рыбу, яйца, молоко и все продукты, их содержащие. Еще нельзя употреблять в пищу растительное масло, оно разрешено только по выходным.

Кушать следует не более одного раза в день, если Вы придерживаетесь строгого поста, и не более двух - при нестрогом посте.

Питание во время поста построено по графику:

  • понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты и овощи, сухофрукты, мед, орехи)
  • вторник, четверг - разрешена горячая пища без масла (чай, кофе, каши, термически обработанные овощи)
  • суббота, воскресенье - можно есть 2 раза в день любую еду, кроме скоромной, плюс растительное масло

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье можно кушать рыбу, а в Лазареву субботу - рыбную икру.

Совет: в течение всего поста пейте больше воды, чтобы предотвратить обезвоживание организма. Помните, что бороться с голодом помогают запахи корицы или гвоздики.

Как поститься перед причастием

И последнее в контексте постов - это пост перед причастием. Немногие знают, как поститься перед причастием. Обязательно перед причастием нужно поститься тем людям, которые не соблюдают посты в течение года и причащаются лишь раз в году, например, на Пасху. В таком случае поститься следует в течение недели перед причастием, причем за сутки до самого Причастия следует полностью отказаться от еды и воды.

Если же Вы соблюдаете посты в течение года и поститесь по средам и пятницам, тогда Вам будет достаточно евхаристического поста, т.е. причащения натощак.

Помимо соблюдения поста, перед причастием следует читать правила, каноны и молитвы перед причастием, которые есть в любом молитвослове.

Помните, что самое важное в посте - это не ограничения в пище, а очищение души. Отказываться стоит не столько от пищи, сколько от страстей земной жизни, которые тяготят наши души. Тогда пост будет в радость.

Loading...Loading...