Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки. Энциклопедия решений

Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ начали действовать с 01.07.2018 (ч. 6.1 ст. 3). Ранее законодатель оставлял заказчику определенную свободу в этом вопросе. Заказчик сам устанавливал правила, а единственной обязанностью было прописать их в положениях о закупках . Теперь регламентирует описание объекта закупки 223-ФЗ.

Как описать объект закупки по 223-ФЗ по новым правилам

Описывая предмет закупки в документации, нужно указать следующее:

  • функциональные характеристики (способность выполнить основную функцию, достигнуть результата);
  • технические и качественные свойства (параметры, физические величины, регламент и порядок выполнения работ, соответствие стандартным требованиям);
  • эксплуатационные параметры (характеристики надежности и работоспособности: прочность, долговечность и т. п.);
  • требования по безопасности (соответствие стандартам, СанПиНам);
  • способ упаковки;
  • порядок отгрузки;
  • результаты работы или услуги.

Предъявляемые условия должны соответствовать техническим регламентам и документам о стандартизации (ГОСТы , СанПиНы). Если заказчик предъявляет иные требования, он должен это обосновать в документации (ч. 10 ст. 4).

Введено ограничение использовать при описании ТРУ:

  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • промышленные образцы;
  • наименование страны происхождения.

Не допускается устанавливать иные необоснованные требования к ТРУ, которые могут ограничить конкуренцию:

Как использовать товарные знаки при описании продукции

Под товарным знаком, как указано в ст. 1477 ГК РФ, понимается обозначение, которое обеспечивает индивидуализацию товаров. Описание может быть словесным или в виде изображения.

В описании объекта закупки допускается указать товарный знак, если нет другого способа четко прописать требования, в следующих случаях:

  • со словами «или эквивалент» . При этом в документации нужно обязательно прописать критерии эквивалентности. В этом случае поставщик может предложить товар другой марки, но соответствующий показателям эквивалентности. В заявке участник укажет марку и характеристики своего товара;
  • несовместимость продукции других марок с имеющейся у заказчика;
  • заказ запчастей и расходников;
  • покупка товаров, которые необходимы для выполнения госконтракта;
  • в случаях, если это предусмотрено условиями международных договоров.

Если в документации и описании объекта указана марка и нет слов «или эквивалент», поставщик должен поставить товар именно указанной марки, поставка эквивалентного товара не допускается.

Если контрольным органом будет установлено, что заказчиком предъявлены требования, ограничивающие конкуренцию, процедуру отменят.

Как составить техническое задание

Техническое задание 223-ФЗ определяет как одну из частей документации о закупке. Оно содержит основные требования к закупаемым ТРУ. Описание должно быть объективным, понятным, непротиворечивым. Не следует включать в одну закупку технологически и функционально не связанные товары, лицензируемые и нелицензируемые услуги (ст. 17 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Образец технического задания по 223-ФЗ должен содержать информацию:

  • характеристики ТРУ, их результаты: диапазон характеристик продукции, при необходимости можно приводить изображения, чертежи, эскизы;
  • объем товаров, услуг или работ;
  • тара, упаковка;
  • сроки поставки и график выполнения работ;
  • необходимость монтажа и наладки;
  • гарантийный срок;
  • ссылка на используемые документы о стандартизации, техническом регулировании.

«живется легче», нежели тем кто закупает по . В этой статье мы приведем основные преимущества 223 Федерального закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

7 преимуществ 223-ФЗ

Закупка у ЕП

Заказчик самостоятельно, на свое усмотрение, формирует перечень товаров и услуг, закупаемых у Единственного поставщика.

Отсутствует обязательство применять правило одноименности при закупке.

Таким образом также можно закупать непредвиденные закупки.

(В рамках 44-ФЗ, закупки до 100 т.р. не могут превышать 5% от всего объема закупок за год).

Закупка лекарств

Лекарственные препараты разрешено закупать по их наименованию, а не только по Международным Непатентованным Наименованиям (МНН).

Эта возможность позволяет минимизировать риски поставок лекарственных препаратов низкого качества, и закупать только нужный заказчику товар.

Эквивалент товара

Заказчик не обязан устанавливать возможность поставки эквивалента нужного товара.

В рамках 223-ФЗ заказчики имеют право указывать в закупочной документации конкретный товарный знак и правомерно отклонять предложения с эквивалентами (учитывая требования антимонопольного законодательства).

Закупочные процедуры

Заказчики могут самостоятельно разрабатывать способы закупочных процедур и порядок их проведения.

К примеру, можно провести Запрос предложений с маленьким сроком приема заявок, вместо Конкурса с большим сроком. Закупки можно проводить и в письменной и в электронной формах. Самостоятельно устанавливать критерии оценки участников и выбора победителя, например значимость ценового предложения можно установить в 15%, а опыт поставщика в 85%.

Планирование

Более простое планирование по сравнению с 44-ФЗ. Хотя план закупок и формируется на весь год, но в него могут вноситься изменения в любой момент по той, или иной причине. Также заказчики не обязаны делать обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК).

Условия договора

Разрешается изменять условия договора на всех стадиях его заключения и исполнения.

Можно изменять порядок оплаты, продлевать сроки поставки, увеличивать объемы и т.д., по согласованию с поставщиком.

Несостоявшиеся закупки

Если закупка не состоялась, заказчики вправе не проводить повторную процедуру, а просто провести закупку у Единственного поставщика. Согласование с контролирующим органом и привлечение экспертов, также не требуется.

  • On 21.07.2019
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Гособоронзаказ, Закупка лекарств, медоборуд., медоборуд., Объекты закупок, Статьи

Чтобы заказчик в результате торгов получил именно то, что ему нужно, следует правильно составить описание объекта закупки . Расскажем о требованиях законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также об исключениях из установленного порядка.

Объект или предмет закупки - товар, услуга или работа, которую заказчику необходимо приобрести . Соответственно, под описанием этого объекта понимается перечисление его подробных характеристик . Эти характеристики должны описывать предмет, который наилучшим образом удовлетворит потребность заказчика.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Описание предмета закупки по 44-ФЗ

Требования к описанию объекта в рамках госзакупок определены в статье 33 закона 44-ФЗ . Таким образом, чтобы составить верное описание, нужно опираться на эту норму. В ней определено, какие характеристики следует включить в описание - а именно функциональные, технические, качественные, эксплуатационные . Также приводится правило о запрете на указание бренда или производителя без включения фразы «или эквивалент ». Есть исключения - о них расскажем чуть позже.

Что касается терминологии, то закон требует придерживаться установленных регламентов . Это значит, что при описании объекта закупки нужно опираться на ГОСТы и прочие стандарты. Если используется собственная терминология и условные обозначения, заказчик должен обосновать их применение.

Разрешено включить в описание закупки всевозможные чертежи, эскизы, планы, фотографии, результаты тестирования и так далее.

Если закупаются лекарственные средства, необходимо указывать их международные непатентованные наименования. Более подробно об описании объекта закупки в лекарственной сфере .

При необходимости заказчик также может включить в описание закупки требования к гарантийному сроку и объему гарантийных услуг. Также частью описания может стать требование к проведению монтажа и / или обучения персонала обращению с предметом закупки (например, если закупается оборудование).

Существуют особенности , в соответствии с которыми описываются объекты закупки по гособоронзаказу. Кроме того, Правительство РФ наделено правом устанавливать дополнительные особенности описания тех или иных объектов закупки.

Что нельзя указать в описании :

  1. Название производителя, бренд, модель товара без указания на возможность приобретения эквивалента.
  2. Субъективные характеристики предмета закупки.
  3. Свойства, наличие которых может быть установлено только посредством сложного лабораторного анализа.

Заказчикам, которые составляют описание закупки по 44-ФЗ, можно дать такие советы:

  1. Описывайте предмет закупки объективно . Нужно представлять себе не конкретную модель, а какой-то абстрактный товар, который должен исполнять определенные функции. Иначе будет нарушен принцип открытой конкуренции. Проконтролировать это несложно - под готовое описание должно попадать несколько товаров, например, разные модели оборудования.
  2. Описание следует делать максимально понятным . Применяйте стандартные термины, прилагайте эскизы, чертежи, фотографии и так далее. Избегайте пространных описаний и расплывчатых формулировок, даже если объект не попадает под ГОСТ и иные стандарты.
  3. Описывайте предмет закупки со всех сторон . Нужно максимально подробно и точно расписать все его характеристики.
  4. Предусмотрите возможность определить, что поставленный товар соответствует требованиям документации . Для этого в нее включаются нужные показатели (чаще всего их диапазонные значения).
  5. Когда описание готово, еще раз перепроверьте все числовые значения . Иначе есть риск, что процедура не состоится либо будет приобретен товар с неподходящими характеристиками.

Когда можно указать торговую марку

В соответствии с законом 44-ФЗ, в исключительных случаях при описании закупки можно указать конкретного производителя или модель. Это допустимо, если:

  • описать объект по-другому невозможно;
  • предметом контракта является работа или услуга, а товар, наименование которого прямо указано, закупается для выполнения этой работы (оказания услуги), а не для самостоятельного использования.

Обратите внимание! Если у товара нет аналога, указывать в описании фразу «или эквивалент» необязательно. То же самое справедливо при наличии аналога, который не может использоваться из-за несоответствия технических характеристик.

Описание объекта закупки по 223-ФЗ

Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком .

223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки , а именно:

  • к его безопасности;
  • к его качеству;
  • к разного рода свойствам - техническим, функциональным;
  • если закупается работа - к ее результатам;
  • если закупается товар - к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.

Если в описании закупки по 223-ФЗ встречается какой-то параметр, в документации должны быть прописаны требования, которые к нему предъявляются.

Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение . Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.

Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации

Показатель

Подтверждение соответствия

Обязательное

Добровольное

Цель Соответствие условиям технического регламента Согласованность национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров
Объекты Продукция, выпускаемая в обращение на территории России Продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются правила
Форма, документ Декларирование о соответствии (декларация о соответствии)
Обязательная сертификация (сертификат соответствия)
Добровольная сертификация (сертификат соответствия)

Описание объекта закупки (техническое задание, ТЗ) — это очень важный документ в составе тендерной документации. Здесь содержится непосредственно описание самой потребности заказчика (то есть закупаемого товара, работы или услуги). В этом описании обязательно должны присутствовать:

  1. Требования к продукции, технические характеристики, выражаемые в конкретных показателях.
  2. Указание на положения норм технических регламентов и других документов, требованиям которых должна соответствовать продукция.
  3. Информационная карта документации, позволяющая ориентироваться в ее содержании.

Опираясь на составленное заказчиком описание объекта закупки, вы будете формировать свое предложение в ответ на его потребность. Также из технического задания вам будут известны детали проведения конкретного тендера, среди которых:

  • требования к участникам закупок;
  • требования к документации, которую необходимо предоставить участникам закупок;
  • инструкция по заполнению заявки на участие;
  • непосредственно способ проведения закупки.

На практике заказчики иногда подходят к составлению описания закупки не совсем стандартно, «творчески». Такое можно встретить, когда заказчик желает видеть в изначально конкурентной процедуре только «своих». Последствием такого «творчества» является то, что такую завуалированную закупку сложно найти по стандартным поисковым запросам. И оно неудивительно, ведь:

  • вместо «Автомобильных шин» может быть указано «Устройство для обеспечения качения автотранспортных средств»;
  • в слове «Молоко» буква «о» может быть набрана заказчиком не кириллицей, а латиницей;
  • и другие подобного рода случаи.

Чтобы находить такие закупки, рекомендуется пользоваться специальными сервисами, например, сервисом СТАР . Благодаря «умному» морфологическому поиску и возможности искать непосредственно в тексте закупочной документации СТАР находит даже то, что скрыто.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сформулировать несколько рекомендаций:

  • используйте правильные инструменты поиска — специализированные информационно-аналитические сервисы, а не просто бесплатные «поисковики по умолчанию»;
  • всегда внимательно читайте и заранее анализируйте закупочную документацию, делайте это до подачи заявки на участие в процедуре;
  • также можно воспользоваться услугой сопровождения поставщиков , такая услуга доступна на электронной площадке РТС-тендер. Она включает в себя: комплексное сопровождение подачи заявки на участие в закупках, поиск и мониторинг закупок, сопровождение работы на площадке, анализ закупочной документации, подготовку запроса о разъяснении положений извещения, документации.

Если же вы подготовили и отправили заявку самостоятельно, а заказчик ее отклонил и сделал это (по вашему мнению) неправомерно, то можете воспользоваться сервисом ПРОФИ . Функционал этого сервиса позволяет:

  • грамотно составить жалобу в ФАС таким образом, чтобы ее не отклонили по формальным признакам;
  • отправить жалобу в режиме онлайн.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение , установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - настоящей части.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Loading...Loading...