День прав человека книжная выставка. Методические рекомендации по организации и проведению единого дня правовых знаний в библиотеках ярославской области

Публичный центр правовой информации Публичной научной библиотеки им. В. Г. Короленко пригласил студентов 1 курса НОУ СПО «Высший юридический колледж» на правовую игру «Обязан и имею права». Перед началом состязания учащиеся актуализировали свои знания в области прав, обязанностей и ответственности несовершеннолетних – именно этой теме было посвящено мероприятие. Само мероприятие было построено по принципу «Своей игры»: участники разделились на 2 команды и по очереди выбирали категорию и стоимость вопроса. Чем сложнее был вопрос, тем больше баллов получали игроки за ответ. Особенно много обсуждений вызвали вопросы категории «Секретный файл», в кторых разбирались правовые ситуации. Разрыв между командами составил всего 10 баллов. Таким образом участники доказали, что они хорошо разбираются в теме правового статуса детей.

Библиотека «Зеленый мир» пригласил своих читателей на день информации «Мы тоже имеем права» . Школьников познакомили с двумя основными международными документами: Декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка. В игровой форме дети смогли поближе познакомиться со статьями из Конвенция о правах ребенка. Весело и шумно дети обсуждали, какие права сказочных героев были нарушены в том или ином произведении.

Библиотекарь через книжный обзор познакомил присутствующих как вести себя в различных жизненных ситуациях. Рассказал, когда можно и нужно обращаться за помощью в государственные и законодательные органы.

В числе прочего школьники узнали, что существуют экологические права человека. Это право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. На конкретных примерах-ситуациях увидели, как правильно экологическими правами можно воспользоваться.

В ноябре в библиотеке работала книжная выставка «Маленьким человечкам – большие права» . На ней были представлены книги из детского проекта Людмилы Улицкой: Ларисы Винник «Я не виноват» и Андрея Усачёва «Всеобщая декларация прав человека». С книгами Павла Астахова «Я и государство» и «Я и магазин», ребята совершили небольшое путешествие в мир взрослых людей. Были здесь и очень серьезные книги, например, методическое пособие «Конвенция о правах ребенка: об этом нужно знать каждому», практическое пособие для начинающих активистов «Как защитить свои экологические права».

В Набережном филиале в школе права восьмиклассники осваивали тему «Закон и правопорядок».

Организаторы рассказали слушателям об ответственности за поступки. Большое внимание уделялась уважительному отношению к закону.

Во второй части мероприятия школьников ждала интерактивная игра «Проверь себя!». Игра состояла состояла из 20 вопросов – ситуаций, касающихся административного и уголовного права.

Центральная детская библиотека проводила День права . Взрослые и дети познакомились с книгами и периодическими изданиями правовой тематики. Среди них книги, недавно поступившие в библиотеку. «Конституция для детей от 8 до 12 лет», «Я гражданин России» – увлекательные и познавательные пособия для детей о правовой жизни России, ее государственном устройстве, природных богатствах, культуре и образе жизни. Один из любимых детских авторов Г. Остер, написал книгу «Права детенышей», в которой перевел Конвенцию о правах ребенка на детский язык.

В этот день наши маленькие читатели посетили кукольный спектакль «Каждый маленький ребенок должен знать права с пеленок» , на котором узнали об основных правах детей: право на жизнь, образование, охрану здоровья и другие. Более подробно кукольные герои рассказали о праве на имя. Участники мероприятия узнали, какие имена были популярны в древности, откуда пошло значение имен и каждый смог прочитать о значении своего имени. В ходе кукольного спектакля дети играли в увлекательные игры: «Как тебя зовут?», «Перепутаница», «Мульт-имена» и др.

Фото 1. Обзор книг в Детском филиале – библиотеке «Зеленый мир»
Фото 2. Работа со словарем по праву (Детский филиал – библиотека «Зеленый мир»)
Фото 3. У выставки «Маленьким человечкам большие права» (Детский филиал – библиотека «Зеленый мир»)
Фото 4. Школа права в Набережном филиале
Фото 5. Библиотекарь Н. С. Краснова знакомит детей с книгами и журналами по праву (Центральная детская библиотека)
Фото 6. Игра «Как тебя зовут» (Центральная детская библиотека)
Фото 7. Кукольный спектакль «Каждый маленький ребенок должен знать права с пеленок» (Центральная детская библиотека)

Государственное учреждение культуры Ярославской области

«Ярославская областная универсальная научная библиотека

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ЕДИНОГО ДНЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

В БИБЛИОТЕКАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

правовых знаний в библиотеках Ярославской области / Департамент культуры

Ярославской области; ЯОУНБ им. ; сост. ; под ред. . – Ярославль, 2011. – 24 с.

© ЯОУНБ им.

Можно предложить учащимся подумать и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы:

1. Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?

2. Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить?

Затем библиотекарь подводит итог: Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция - это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути. Дух Конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Правовые игры ‑ наиболее удачная форма подачи материала (см. прил. 4). Варианты таких игр библиотекарь может разработать самостоятельно или найти в профессиональной литературе (см. список книг и материалов).

В заключение подчеркнем, что успех работы по правовому информированию граждан зависит от качественно сформированных информационных ресурсов библиотеки. Общедоступная библиотека является сосредоточением значительной части ресурсов по правам человека. Кроме того, библиотека предоставляет услуги по информационному сопровождению прав человека. Содержание услуг включает в себя:

1. Комплектование фондов источниками по правам человека;

2. Предоставление полной информации о составе библиотечных фондов по правам человека через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

3. Оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации по правам человека;

4. Обеспечение оперативного доступа получателя к информационным ресурсам по правам человека;

5. Предоставление во временное пользование любого документа из библиотечных фондов;

6. Предоставление информации о возможности удовлетворения запроса пользователя с помощью других библиотек;

7. Проведение мероприятий культурно-просветительного характера в сфере прав человека для различных категорий граждан.

Мы надеемся, что одним из таких мероприятий, ежегодно проводимых библиотеками, станет День правовых знаний, приуроченный к 10 декабря ‑ Дню прав человека.

Приложения

Приложение 1.

Программа проведения Дня правовых знаний

Ярославская областная универсальная научная библиотека имени, Рыбинская городская библиотека им. Ф. Энгельса, Избирательная комиссия Ярославской области, Пенсионный фонд РФ по Ярославской области проводят

Поэтому крайне важно, чтобы национальное законодательство, включая кодексы, административные акты, должностные инструкции , было пересмотрено на предмет соответствия его положениям Конвенции и другим международным актам, упомянутым в ней и имеющим отношение к детям.

Пока же во многих странах, в том числе и в РФ национальное законо­дательство, долженствующее охранять интересы детей, не выполняется надлежащим образом, в том числе и потому, что лица, призванные исполнять законы, и дети, интересы которых охраняет эти законы, не знают элементарных конвенционных норм, касающихся прав детей.

Поэтому так важно широко информировать как взрослых, так и детей во всех странах о принципах и положениях Конвенции. Не случайно ООН объявила десятилетие (с 1995 по 2004 год) десятилетием преподавания прав человека. Естественно, это относится и к правам ребенка.

Приложение 3

Всеобщая декларация прав человека

Генеральной Ассамблеей

Организации Объединенных Наций

Всеобщая декларация прав человека ‑ первый универсальный международный акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть обеспечены каждому человеку на земле. Декларация стала также первым документом в комплексе универсальных международных актов общего характера в области прав человека, куда помимо нее вошли еще два международно-правовых акта, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (с первым Факультативным протоколом к нему и с принятым Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 г. вторым Факультативным протоколом). В июне 2008 г. на восьмой сессии Совета по правам человека в Женеве был одобрен Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Ожидается, что к 60-летию Всеобщей декларации этот документ будет принят Генеральной Ассамблеей ООН, после чего государства смогут приступить к его подписанию.

Специалисты в области прав человека подсчитали, что из примерно 70 конкретных гражданских прав и свобод человека, провозглашенных в Декларации 1948 г. и (или) закрепленных в соответствующих международных пактах 1966 г., около 40 воспринято Конституцией РФ. Но и те права и свободы, которые прямо не провозглашены в ней, обеспечиваются правами и свободами, закрепленными в тексте Основного Закона.

Идеалы и принципы Всеобщей декларации прав человека изменили характер международных отношений и наполнили содержанием стремление человечества к свободе и к достоинству. Человечество далеко продвинулось по пути, предначертанному Декларацией.

Вместе с тем, как отмечено в выступлении Верховного комиссара ООН по правам человека Луизы Арбур по случаю начала кампании, посвященной 60-летию Всеобщей декларации прав человека, несмотря на признание прав человека в законах и в обязательствах государств, в любой стране мира и в XXI в. можно обнаружить вопиющие пробелы в практической реализации стандартов в области прав человека. По-прежнему распространены злоупотребления, дискриминация и неравенство. Данные явления могут даже усугубляться вследствие возникновения новых видов угнетения, насилия, экономического и социального неравенства.

«Для многих судебных систем, ‑ отмечает Луиза Арбур, ‑ характерны нехватка профессионализма или застарелая практика запугивания людей и подчиненности властям, что не позволяет привлечь к ответственности виновных в нарушении прав человека и не дает их жертвам полноценной возможности добиться справедливости».

По данным Доклада Amnesty International-2008, спустя 60 лет после принятия ООН Всеобщей декларации прав человека люди по-прежнему подвергаются пыткам и жестокому обращению не менее чем в 81 стране мира, несправедливые судебные разбирательства проводятся по меньшей мере в 54 странах и как минимум в 77 странах гражданам не позволяют свободно высказываться.

Разработка и содержание Всеобщей декларации.

Уже разработка Всеобщей декларации прав человека, проходившая в непростой дипломатической борьбе, показала сложность обсуждаемых проблем и противоречивость позиций различных групп государств.

Западные державы ориентировались на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г. и другие законодательные акты, провозгласившие естественный характер основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому с момента рождения. Названные документы содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны первоначально возражали против включения в разрабатываемый проект прав социально-экономического характера.

Советская делегация, ссылаясь на Конституцию СССР 1936 г., настаивала на включении в проект широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве каждого народа и каждой нации на самоопределение, равенству прав каждого народа и каждой национальности в пределах государства. В то же время Советский Союз абсолютизировал принцип суверенитета государства и возражал против включения во Всеобщую декларацию таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать свою страну и возвращаться в нее (и ряда других прав). Особую позицию занимали развивающиеся государства. Однако и среди них часто возникали разногласия. Это прежде всего было характерно для позиции исламских государств.

Советский Союз выступал против признания естественного, прирожденного характера прав человека, отрицал обязанность государства защищать такие естественные права. Подход СССР носил позитивистский характер, основанный на том, что свои права каждый человек получает исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

Во Всеобщей декларации говорится о таких категориях, как «свобода», «справедливость», «принципы справедливости», «политический, экономический и социальный прогресс», «равноправие и равенство» и т. д.

Советский Союз считал, что нет свободы вообще, так же как и равенства и демократии, а признание частной собственности означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства.

Несмотря на принципиально различную оценку и трактовку важнейших социально-политических категорий, государства ‑ члены ООН разработали Всеобщую декларацию прав человека, а затем приняли ее. Каким же образом им удалось достигнуть согласия по этим вопросам? При разработке и принятии Всеобщей декларации, как и многих других документов в области прав человека, государства с различными общественными системами сознательно не уточняли содержания многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений. Эти понятия трактовались с различных позиций, однако в их определение вкладывался и общедемократический и общечеловеческий смысл, приемлемый для всех. С одной стороны, Запад считал, что социальный прогресс, права и свободы человека можно обеспечить лишь на путях рыночной экономики, ее развития и укрепления, а Советский Союз исходил из необходимости ликвидации для этого капиталистического общества и построения социализма и коммунизма. С другой ‑ страны с разными общественными системами признавали, что основные права и свободы могут быть обеспечены путем развития социального прогресса в рамках существующего строя. Во многих случаях договаривающиеся стороны исходили из возможности различного толкования конкретного содержания и способов осуществления ряда прав и свобод человека. Особенно это было характерно для позиции развивающихся государств.

Различные (а зачастую и противоположные) позиции Запада, социалистических и развивающихся стран при обсуждении Всеобщей декларации прав человека привели к тому, что многие статьи этого документа (всего в документе 30 статей) носят общий характер и не имеют точных границ.

В то же время отдельные статьи Всеобщей декларации вполне конкретны и напоминают положения конституций и законодательных актов различных стран мира, поскольку, формулируя свои предложения, многие государства фактически использовали нормы национальных конституций и иных законодательных актов.

Как было уже отмечено, после тщательной разработки и длительного обсуждения отдельных статей Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 г. Дата принятия Всеобщей декларации прав человека ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.

Всеобщая декларация включает широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой являлся известный французский ученый Рене Кассен, провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах».

Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь рекомендательный характер. В то же время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств в качестве юридических обязательных обычных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются в процессе заключения новых международных соглашений, что свидетельствует о реалистичности документа и его большом значении для развития межгосударственных отношений.

Принятая в 1948 г. в качестве «стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства», Всеобщая декларация в настоящее время является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Как подчеркивается в одном из исследований, «не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием». Так, в Бельгии, Нидерландах, Индии, Италии, США, Шри-Ланке положения Декларации широко используются для толкования внутригосударственных законов, относящихся к правам человека. На них постоянно ссылаются суды названных стран. В ряде постановлений Конституционного Суда России также содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека в обоснование вынесенных им решений.

Большинство государств рассматривает Декларацию как документ, содержащий обычные нормы международного права, подавляющее большинство которых стали «jus cogens». Такое понимание Декларации особенно важно в связи с тем, что некоторые страны не являются участниками многих международных соглашений в области прав человека. Однако они обязаны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека.

Приложение 4

Библиотечный урок по Конвенции о правах ребенка

(для 5-7 классов)

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.

Задачи урока: передать школьникам знания о Конвенции о правах ребенка, ее содержании, сформировать представление о системе прав ребенка.

Ход урока:

Разминка: игра «Мы разные». Библиотекарь предлагает поднять руки тем, кто считает себя:

· внимательным;

· общительным;

· свободным;

· счастливым.

Библиотекарь: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.

Продолжение разминки: - Кто из вас знает такой документ, как Конвенция о правах ребенка?

Библиотекарь: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка - это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция - это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую декларацию, со­держащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей, один из которых содержится в статье 6 Декларации: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной обеспеченности...».

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

1. Что такое права человека?

2. Какие права есть у вас?

3. Достаточно ли прав у детей?

4. Можете ли вы добиться, чтобы ваши права уважали?

5. Какие права вы считаете главными для человека?

6. Как вы думаете, есть ли особые права у детей? Какие?

7. Какие из ваших прав чаще всего нарушаются?

8. Чтобы вы сделали для защиты прав других людей или своих?

Работа с текстом Конвенции о правах ребенка:

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Вопросы к учащимся:

1. Что удивило вас в отношении возраста детей?

2. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Вопросы к учащимся:

1. Какие права ребенок приобретает сразу же после рождения?

2. Что такое гражданство?

Аналогичным образом идет знакомство с основными положениями Конвенции.

В заключение можно обсудить с ребятами следующие вопросы:

1. На кого Конвенция возлагает ответственность защищать интересы ребенка? (на государства-участники).

2. При каких обстоятельствах (если это вообще допустимо) могут быть ограничены права и свободы ребенка? (Эти ограничения необходимы для: А. Для уважения прав и репутации других лиц. Б. Для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения).

3. Как выглядит ваша реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?

Приложение 5

Игра, посвященная Дню Защиты прав человека ‑ 10 декабря

(старший школьный возраст)

Цели игры:

Воспитательные – пропаганда идеи народовластия, развитие чувства патриотизма на примере Конституции России, развитие чувства интернационализма на примере международных документов о защите прав человека и ребенка.

Развивающие – развитие способности работать в команде, оперативно мыслить, четко излагать свои мысли, научить практически применять усвоенные знания.

Организационная часть игры

Ребята делятся на команды, их количество должно варьироваться в количестве от 2-х до 5. Команды выбирают себе капитана и придумывают название. Оформляется зал. На стенах размещаются плакаты с символикой страны, символом Конституции России; организуется «табло» для отображения счета игры. Все ребята должны ознакомиться с правилами игры заранее, но в начале игры ведущий напоминает их. Команды получают экземпляры Конституции России на каждую команду, Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека.

Правила игры

Ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течении 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и зачитывает, не называя при этом команды, «оригинальные» ответы. Затем он произносит правильный ответ, а результаты первого вопроса фиксируются на табло. При правильном ответе на вопрос команда получает один балл. В скобках записывается рейтинг вопроса – число команд, которые не ответили на вопрос. Игра продолжается, задаётся следующий вопрос. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков), награждается памятными грамотами победителей, именными дипломами. В случае если одинаковое число баллов набрали две команды, для выявления победителя учитывается суммарный рейтинг всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила. Проигравшая команда получает поощрительные призы.

Вопросы I тура

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? ‑ В 1948 году.

2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека? – Генеральной Ассамблеей ООН.

3. Почему День прав человека отмечается именно 10 ноября ? – Это дата принятия Всеобщая Декларация прав человека.

4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека? – 30 статей.

5. Что такое ЮНИСЕФ? – Детский фонд ООН.

6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? – В 1989 г.

7. Кто является ребенком по определению Конвенция о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, достигшее 18 лет.

8. В каком году была принята Конституция РФ? – 1993 г.

9. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря .

10. Как называется вступительная часть к Конституции? ‑ Преамбула.

11. Сколько субъектов в РФ? – 89.

12. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина в ? – Во II-й главе.

13. Что такое презумпция невиновности? – Этот принцип означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

14. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – С 18 лет.

Вопросы II тура.

Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

1) Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

2) Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн?

(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний).

3) Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).

4) Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным?

(Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).

5) Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т. д.).

Ведущий подводит предварительные итоги.

Продолжение 2 тура.

Ведущий : Попробуйте разобраться в ситуациях, используя Конвенцию о правах ребенка.

Ситуация №1 .

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!

Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном? – Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут.

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?

Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы неумелый...

Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Нельзя, чтобы пострадала репутация других людей. (Ст. 13 Конвенции).

Ситуация №3.

Мама – Сынок, я ухожу, убери в своей комнате, вымой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме такой беспорядок...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

В конце игры подводятся итоги, награждаются победители.

Список книг и материалов

1. Конституция Российской Федерации. Любое издание.

2. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. ‑ М. : Юридическая литература, 1990. ‑ С. 14-20.

3. Конвенция о правах ребенка: Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. ‑ 1990. ‑ №45.

4. Закон ЯО от 01.01.2001 N 50-з «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области»: Принят Ярославской областной Думой 29.09.2009 // Документ-Регион. 2009. ‑ N 15, 13 октября .

5. Албегова человека / , ; Обществ. орг. яросл. обл. «Социум». ‑ Ярославль: [б. и.], 2005. ‑ 174 с.

6. «Детская конституция»: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей / коммент., советы и рекомендации, . ‑ М. : Рос. газ., 2005. ‑ 192 с. ‑ (Библиотечка «Российской газеты»).

7. Защита прав ребенка: интерактивный мультимедиа курс для дистанционного образования / ; Рос фонд правовых реформ, Юрид. фак МарГУ. ‑ Электронное издание. – М. : [б. и.], 2001. ‑ 1 компакт диск.

8. Защита прав ребенка (руководство для преподавателя) : интерактивный мультимедиа курс для дистанционного образования / ; Рос фонд правовых реформ, Юрид. фак МарГУ. ‑ Электронное издание. ‑ М. : [б. и.], 2001. ‑ 1 компакт диск.

9. Морозова преподавания права в школе / Рос. фонд правовых реформ, Проект «Правовое образование в школе». ‑ М. : Новый учеб., 2002. – 219 с.

10. Никитин ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. ‑ М. : Дрофа, 2000. ‑ 96 с.

11. Первые шаги: Начальный курс обучения правам человека: учеб. пособие / Е. Потемкина и др. ‑ М.: Права человека, 2003. – 215 с.

12. Права человека: учебник для вузов / Комиссия по правам человека при Президенте Рос. Федерации, Ин-т государства и права РАН. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2000. – 560 с.

13. Права человека: История, теория и практика: [Учеб. пособие] / ; Отв. ред. . ‑ М. : Руслит, 1995. – 302 с.

14. Ребенок под защитой закона: Методические рекомендации по организации цикла книжных выставок / Централизованная библиотечная система города Ярославля, Центральная библиотека имени. ‑ Ярославль, 2010, ‑ 16 с.

15. Савина человека. Информационная поддержка в библиотеке: учебно-методическое пособие. ‑ М. : Литера, 2010. ‑ 208 с.

16. Сборник олимпиад: Экономика, право, предпринимательство, основы потребительских знаний / Мин-во образования РФ, Государственный ун-т - Высшая школа экономики. ‑ М. : МПА-Пресс, 2002. – 111 с. ‑ (Приложение к журналу «Экономика в школе» ; вып. 1).

17. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 286 с.

Ресурсы Интернет

1. http://www . ***** - Уполномоченный по правам человека РФ.

2. http://wvvw. un. org/russian - Организация Объединенных Наций.

3. http://www. hro. оrg - портал «Права человека в России».

4. http://yhrm. ***** - Молодежное правозащитное движение.

5. http://www. *****/index. htm - Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени.

6. http://www. ***** - информационно-правовой ресурс для детей

7. http://school-sector. *****/prava - Программа «Права и дети в Интернете»

8. http://www. ycentre. org - Молодежный центр прав человека (Москва)

В рамках областного Дня права 2014 в библиотеках Кстовской ЦБС традиционно прошёл цикл мероприятий.

День информации в Ближнеборисовской библиотеке

18 октября в Ближнеборисовской сельской библиотеке-филиале № 8 состоялся День информации с участием юриста Вадима Серова. В ходе встречи он ответил на многочисленные вопросы сельчан по трудовому, жилищному и семейному праву, провёл индивидуальные консультации. Н. М. Кириллова, зав. библиотекой, сделала обзор книжно-журнальной выставки «Поговорим о праве», на которой были представлены юридические издания по различным правовым проблемам: по защите прав потребителей, об административном и уголовном праве, об обжаловании незаконных действий должностных лиц. Присутствующие были оповещены о Центрах правовой информации в Областной библиотеке им. В. И. Ленина и Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина, где все желающие могут получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

Правовой турнир в Работкинской библиотеке

21 октября для обучающихся МБОУ СОШ с. Работки сотрудники детской и взрослой библиотек провели турнир «Правовой эрудит».

А. С. Калинина и Н. С. Клюшанова, ведущие мероприятия, рассказали школьникам о «Конвенции о правах ребёнка» и представили видеоролик «Права детей и подростков».

В ходе конкурса дети разделились на три команды: «Солнышко», «Снежинки» и «Икар». Юные знатоки права с большим интересом участвовали в игре и дружно выполняли задания разнообразных раундов: «Разминка», «Сильное звено», «Конкурс капитанов», «Кто быстрее», «Правила и виды социальных норм». Команда победителей «Снежинки» была отмечена памятными призами. Обучающиеся - Пылаева Настя, Фролова Ксения, Хвастунова Вера, Гамова Маша, Ложкин Дима, Черняев Андрей и Овчинников Сергей - показали отличные знания в области права.

Правовой журнал для младших школьников в Работкинской детской библиотеке

23 октября для обучающихся начальных классов сельской школы сотрудники Работкинской детской библиотеки-филиала № 6 провели устный журнал «Я имею право».

Н. С. Клюшанова рассказала школьникам о международном правовом документе, определяющем права детей - «Конвенции о правах ребенка». В ходе встречи был продемонстрирован видеофильм «Декларация о правах ребенка», где в доступной форме представлена информация о правах детей. Школьники активно участвовали в тематической викторине. Н. А. Назарова, главный библиотекарь, сделала обзор книжной выставки «Право и мы».

В библиотеках Псковской области успешно ведётся работа в помощь правовому воспитанию населения, используются традиционные и новые формы: групповое и индивидуальное информирование, проводятся дни информации, обзоры, деловые игры, правовые викторины и беседы.

Так, например, в ЦПИ Куньинской ЦРБ за 2012 год прошло 14 массовых мероприятий по правовому просвещению населения. Среди них:

Электронная презентация и обзор литературы «Война в документах и лицах»»: к 70-й годовщине освобождения района от немецко-фашистских захватчиков.

Презентация CD -диска «Псков в фотографиях старых мастеров. К.К. Романов».

Информационное сообщение «Полезные страницы сайта ФСКН России» с просмотром видеофильма с сайта «Точка невозврата».

Презентация «Когда граммы измеряются годами».

Информационная десятиминутка «Валеология – наука о здоровье и здоровом образе жизни».

Обзор новых поступлений юридической литературы «Ваши помощники в мире права и закона» в районной газете «Пламя».

Правовой марафон для молодёжи «По лабиринтам законом и кодексов» (цикл викторин по различным отраслям права):

v Викторина «Я – гражданин России»

v Викторина «Семейные права и обязанности»

v Викторина «Уголовное право глазами литературных героев»


Для формирования правовой культуры молодёжи и подростков проведены информационные дни для молодых избирателей: «Сегодня школьник – завтра избиратель»; «Я гражданин России», «Новый взгляд на Россию», «Миграционная служба», «Родители, вручение паспортов».

В ЦПИ Локнянской ЦРБ за год были проведены массовые мероприятия, такие как: беседа с членами клуба «Общение» по теме: «ЦПИ – быстрый поиск верных решений», социально-правовой час «Трудоустройство молодёжи» для учащейся молодёжи ПУ-21, час информации «Человек и закон. В поле зрения наркоман» для Школы непрерывного образования.

В Плюсской ЦРБ прошли часы информации по страницам СМИ: «Пусть всегда будет завтра», правовой культуры с молодёжью «Сегодня школьник – завтра избиратель», «Гражданин России звучит гордо!», «Сделать выбор – наш долг и наше право», «Ответственность за хулиганство». Оформлена книжная выставка-предупреждение «Терроризм – угроза обществу» и стенд «Пространство правовых знаний». Также были использованы такие формы как: встреча-диалог по темам «Мы и закон» (Пенсионное законодательство и льготы) и «ТСЖ: день за днём…». На базе ЦРБ открыт «Учебно-консультативный пункт ГО и ЧС (для неработающего населения).

В Гдовской районной центральной библиотеке была проведена правовая игра для молодёжи «Избирательное право. Избирательный процесс», в ходе, которой учащиеся старших классов участвовали в конкурсах «Обратимся к истории», «Как я знаю избирательное право?» и др.

В Дновской ЦРБ организовали «Виртуальную правовую помощь» (знакомят с СПС «КонсультантПлюс», оказывают помощь несовершеннолетним гражданам в поиске правовой информации для защиты своих интересов).

В библиотеках Великолукского района были проведены Дни информации: (ДИ): «Перед законом все равны», «Нить Ариадны в лабиринтах права», «Сделать выбор — твой долг, твоё право», СПС «КонсультантПлюс» - надёжная правовая поддержка», «Повышение гражданско-правовой культуры молодых и будущих избирателей», «Трудовое право несовершеннолетних», «Права и льготы детей – инвалидов» (О правах детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов), «Роль армии в государстве. Порядок и условия прохождения службы», «Права пенсионеров – в центре внимания», «Я ребёнок, у меня есть права» (К Международному дню защиты детей), «Трудовое право несовершеннолетних».

Часы информации: «Мой Российский флаг» (К Дню Государственного флага Российской Федерации), «Знать законы, чтобы защитить свои права (К Всемирному дню защиты прав потребителя), «Трудные права: защита трудовых прав» (По трудовому праву), «Равным правам – равные возможности» (К Международному дню борьбы за права инвалидов), «Право знать свои права», «Я – молодой избиратель России», «Материнский капитал и его использование», «Основной закон государства: права, гарантии, защита» (К Международному дню пожилых людей), «Ваши права, учитель, ваши права, ученик», «Это должен знать призывник», «Права свои знай, обязанности не забывай» (К Международному дню защиты детей), «Твои права от «А» до «Я» (К Дню прав человека)

Дедовичской ЦРБ провела круглый стол «Новые перспективы развития бизнеса»; семинары: «Предоставление субсидий, стимулирование развития малого и среднего бизнеса на 2012-2014гг.», «Аттестация рабочих мест», «Договорная работа предпринимателя», «Специальные режимы налогообложения для субъектов МСП», «Проверка органами Роспотребнадзора. Соблюдение субъектами МСП закона «О защите прав потребителя», «Порядок уплаты страховых взносов в ПФР в 2012 году», «Участие субъектов МСП в гос. закупках и порядок обращения МСП в гос. органы», «Изменение действующего законодательства по вопросам обеспечения пожарной безопасности гражданской обороны, защиты населения и территории от ЧС»; правовой урок «Понятие и развитие чувства ответственности»; день информации «Дорогу осилит идущий».

В районной библиотеке Псковского района в течение года было проведено 17 мероприятий по правовому просвещению населения. Среди них: Дни информации «Налоги и сборы», «День книги и авторского права», «Ты и закон»; вечер «Мир всем детям на планете»; деловая игра «Знать закон, ответствовать перед законом»; блицтурнир «Знай, закон смолоду»; правовой библиочас «Азбука прав ребёнка» и др.

В Красногородской районной библиотеке продолжила работу «Правовая гостиная».

В ЦПИ Себежской ЦРБ прошли следующие правовые мероприятия: урок нравственности «Личность. Избиратель. Гражданин», беседа «Права ребёнка в семье», правовой час «Право в нашей жизни», урок права «Законы, которые вам помогают».


Бежаницкая районная библиотека провела мероприятия, посвященные 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина – «Великий реформатор», цикл встреч «Человек Отечества»; а также программ, посвящённых 200-летию Отечественной войны 1812 года: «Кавалергарды, вы стяжали славу!», «На именины к Марье Алексеевне» (закрытие Года рода Философовых).

В Островской ЦРБ проводились дни информации «Права ребёнка в стране детства», День правовых знаний «Права человека в современном мире», информационный час «Я имею право» для ГУЗ «Детский санаторий «Гороховое озеро» ко Дню прав человека.

В Новосокольнической центральной районной библиотеке прошли массовые мероприятия: исторический урок «Символ Родины моей», правовая интерактивная игра «Все вправе узнать о праве».


Центральная городская библиотека им. М.И.Семевского г. Великие Луки является участником долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в г. Великие Лу ки на 2010-2014 годы». В рамках программы был проведен семинар «Лицо бездны: наркотики и молодёжь». В рамках акции «Здоровье народа – здоровье нации!» на абонементе прошёл урок – размышление «Всем миром против страшного зла» для студентов техникума. В читальном зале библиотеки в рамках антинаркотической акции «Дети Северо-запада» состоялся час полезной информации «Осторожно, наркотики!».

Материал подготовил: Пьянков Антон Олегович, зав. центра социальной, деловой и правовой информации.

В библиотеках Веневского района прошли мероприятия к Всемирному дню детей, провозглашенному Организацией Объединенных Наций.

Это день, посвященный деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Дата выбрана не случайно: 20 ноября 1989 года Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, обязывающих все страны обеспечить детям хорошую жизнь и счастливое детство. Генеральная Ассамблея ООН предложила отмечать этот праздник в той форме и в тот день, которое каждое государство признает для себя целесообразным. В нашей стране эту дату отмечают как Всероссийский День правовой помощи детям.

Т.С. Наумова, библиотекарь ЦСЗИ

Детская библиотека: «Права ребенка – права человека» (6+)

В рамках Всемирного дня прав ребенка в Венёвской детской библиотеке–филиале состоялась презентация книжной выставки «Права ребенка – права человека». На выставке представлена литература о правах ребенка в Российской Федерации, о защите этих прав.

На страницах этих книг дети смогут познакомиться с теми или иными поступками и последствиями, узнают как вести себя в различных жизненных ситуациях и то, что можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.

Зав. ДБФ Емельянова Т. А.


Центральная библиотека: «Пусть всегда будет детство!» (12+)

В Межпоселенческой библиотеке действует тематическая выставка «Пусть всегда будет детство!», знакомящая читателей с документами, в которых прописаны права детей, как международными, так и российскими и региональными.

На сайте действует виртуальная выставка « « .

Т.С. Наумова



Бельковский СБФ: «Закон мы будем уважать,свои права вы будем знать» (6+)

Библиотекарь Бельковского СБФ провела с обучающимися МОУ «Бельковский ЦО» правовой час «Закон мы будем уважать,свои права вы будем знать». Библиотекарь рассказала ребятам о празднике, которому посвящена встреча, и о главном документе, защищающим их права – Международной конвенции о правах ребенка.

В стихотворной форме ребята познакомились с основными статьями Конвекции, а закрепили свои знания с помощью викторины «Права литературных героев». Все ребята узнавали сказки, но смотрели на них уже с правовой точки зрения и в каждом произведении старались выяснить, какие права героев нарушены.

Также им было рассказано, что у детей помимо прав есть и обязанности, которые они должны соблюдать.В итоге пришли к выводу, что законы необходимо знать, уважать и соблюдать. В завершение мероприятия ребята познакомились с книгами, в которых нарушены права детей и взяли их для прочтения.

Библиотекарь Шайкина Л.И.


Кукуйский СБФ: «Вы бывали в стране Прав и Обязанностей?» (6+)

В Кукуйском СБФ библиотекарь совместно с работниками Дома культуры провели викторину «Вы бывали в стране Прав и Обязанностей?», посвящённую Дню принятия Конвенции о правах ребёнка.

Ведущие сказали, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всём мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребёнка, потому что дети не могут ещё себя защитить самостоятельно. Каждое право несёт с собой обязанность. Ребята посмотрели презентацию «Права, свободы и обязанности сказочных и литературных героев», ответили на вопросы викторины «Своя игра», связанную с правами и обязанностями людей. Участники, показывая карточки с правами (учёба, отдых, жизнь, семья) доказали, что каждое право подкрепляется обязанностями. Мы выяснили, что все люди имеют равные права и обязанности.

Библиотекарь оформила книжную выставку «В стране Прав и Обязанностей», провела обзор художественной литературы и представила книги, в которой нарушены различные права героев.

Т.Е. Плаксина


Метростроевский СБФ: «Каждый ребёнок имеет право» (6+)

Библиотекарь Метростроевского СБФ совместно с педагогами Гурьевского ЦО имени С.К. Иванчикова провели для учащихся школы в помещении зала клуба правовой урок «Каждый ребёнок имеет право», приуроченный к Международному дню защиты прав ребёнка.

В начале детям библиотекарь Е.П. Маркелова познакомила детей с Конвенцией о правах ребёнка: что это за документ и как он защищает детей. Затем детям напомнили об основных правах и обязанностях школьников. Был показан мультипликационный фильм «Чудо-юдо», где на примерах сказочных героев ребятам было показано кто, где и когда нарушил общепринятые законы и что из этого вышло.

Е.П. Маркелова


Тулубьевский СБФ: «Дети — это наше будущее» (12+)

20 ноября в Тулубьевском СБФ состоялась беседа «Дети — это наше будущее», посвященная Всемирному дню ребенка. Библиотекарь Зыкова Т.А. рассказала детям о истории возникновения праздника, который начал отмечаться с 1956 года. Мировые организации, борющиеся за права человека, провозглашают, что первостепенной задачей родителей на планете является — обеспечение достойной, счастливой жизни детям. От воспитания подрастающих людей зависит будущее страны, мира.

Т.А. Зыкова


Детская библиотека: «Мы тоже имеем права» (6+)

21 ноября работники Веневской детской библиотеки–филиала провели для своих читателей правовой урок «Мы тоже имеем права».

В ходе урока ребята не только познакомились с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, но и постарались научиться применять их жизни. Свои знания читатели проверили, выполняя разбор ситуаций «Права и обязанности», «Правовой лабиринт». Учувствовали в играх «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав», «Составьте слово», «Песни о правах». Ребята оказались в различных правовых ситуациях и поняли, что у каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда когда, не нарушаются права других людей.

В заключении Библиотекарь Кабанова Е.В. провела викторину «Твои права и сказочная страна». К Всемирному дню ребенка была оформлена книжная выставка «Права ребенка – права человека».

Библиотекарь Кабанова Е.В.


Студенецкий СБФ: «Мир детства — заветная страна» (6+)

22 ноября библиотекарь Студенецкого СБФ вместе с учителем Макридиной Е.В. провели в МОУ Студенецкая ОШ урок права «Мир детства — заветная страна», приуроченный к Всемирному дню прав ребенка.

Обучающихся познакомили с основными документами о правах ребенка, понятием «право», поговорили о правах и обязанностях ребенка; составили основные слова этого дня; провели конкурсы «Назови сказку», «Поэтический», «Загадочный», «Права ребенка»; поиграли в «Веселое ЭХО»; разобрали ситуации «Права и обязанности»; пришли к мнению, что нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Библиотекарь Сытникова Галина Владимировна

Loading...Loading...