Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) с условием выкупа судна фрахтователем (образец текста скачать бесплатно). Договор фрахтования Его понятие и назначение

4.5.1. Основные положения фрахтования

Фрахтование это соглашение между фрахтователем и судовладельцем (фрахтовщиком) о найме судна для выполнения конкретных рейсов или его найме (аренде) на время за оговоренную плату.

В первом случае фрахтователь нуждается в перевозке того или иного объема груза на определенном направлении и для этой цели нанимает судно; организа­ция и выполнение рейса, оперативное управление судном, руководство экипа­жем, большинство расходов, и рисков морского предприятия остаются на су­довладельце. Оплата производится в виде фрахта за перевезенное количество груза. К таким формам фрахтования относятся: рейсовый чартер, чартер на последовательные рейсы, генеральный контракт.

При фрахтовании на время судно передается под оперативное управление фрахтователю на определенный период. Фрахтователь использует его для морских перевозок по своему усмотрению, в рамках ограничений предусмотренных договором; он же берет на себя основные рейсовые расходы и коммерческие риски, связанные с перевозкой грузов. Оплата судна производится в виде арендной платы на время использования судна, независимо от результатов его работы. К этой группе относятся тайм – чартер и бэрбоут - чартер.

Фрахтование судна (флота) на время делят на фрахтование по тайм - чар­теру, бэрбоут - чартеру и димайз - чартеру.

Длительная практика фрахтования выработала обычно применяемые условия чартера, а это в дальнейшем привело к разработке стандартных форм чартеров (проформ). В настоящее время известно более 400 проформ чартеров. Они разработаны под эгидой старейших и авторитетных организаций Английской палаты судоходства, основанной в 1877 г., и Балтийской Международной морской Конференции (БИМКО), основанной в 1905 г.

Существуют проформы чартеров, предназначенные для перевозки угля, кокса, зерна, риса, арахиса, соли, фруктов и удобрений. Для некоторых грузов разработаны по несколько чартеров в зависимости от направления грузопотоков Перевозки грузов, для которых нет специальных проформ, как правило, осуществляются на базе чартера «Дженкон».

Преимущество проформ чартеров заключается в том, что они учитывают интересы фрахтователей и судовладельцев. Большинство из таких чартеров представляют собой своего рода компромиссы, выработанные в результате длительных переговоров.

Применение проформ чартеров в значительной степени облегчает технику фрахтования судов. Практически условия чартера можно согласовать по телефону, телексу, факсу.

Стороны при фрахтовании согласовывают стандартную проформу чартера и вносимые изменения. Впечатанный на машинке текст, в проформе чартера имеет преимущество перед типографским текстом. Часто все изменения и дополнения сводятся в прилагаемый к проформе чартера так называемый аддендум (от англ. addendum - приложение, дополнение).



Основные условия чартера. Круг условий, содержащихся в чартере, довольно широк. Ограничимся рассмотрением наиболее важных из них.

1. Субститут (substitute) - право судовладельца заменить поименованное судно другим. Это судно не обязательно должно быть однотипным, по должно иметь сходные эксплуатационные характеристики с тем, чтобы обеспечить перевозку обусловленного количества груза.

2. Мореходность (seaworthiness). Это означает, что судно должно быть водонепроницаемым, падежным и крепким и во всех отношениях снаряженным для данного рейса (tight, staunch and strong and in all respects fitted for the voyage).

3. Безопасный порт (safe port). В тех случаях, когда в чартере не обозначен порт или порты, делается оговорка, что порт должен быть безопасным. Имеется, прежде всего, безопасность порта по природным условиям. Тем не менее, если в порту происходят какие-либо политические события (восстание, гражданская междоусобица) или военные действия, то он не считается безопасным.

4. Так близко, как судно может безопасно подойти (as near as she can safely get). Это условие указывается в тех случаях, когда судно по каким-либо обстоятельствам не может подойти непосредственно к месту грузовых операций.

5. Всегда на плаву (always afloat). Судно, ни при каких условиях не обязано осуществлять грузовые операции, если под килем нет достаточного запаса воды.

6. Сталийное время (laydays). В чартере указываются правила применения норм грузовых работ, способы расчета сталийного времени и т.д.

7. Демередж - плата за простой (demmurage). За простой судна сверх нормы судовладельцу должны быть возмещены его затраты на содержание судна во время стоянки.

8.Сверхконтрсталия (detention). Обычно в чартерах предусматривается право фрахтователя держать судно на простое лишь 5-10 суток, после чего оно переходит на сверхконтрсталию. В этом случае фрахтователь обязан оплатить не только расходы судовладельца на содержание судна, но и убытки, которые могут возникнуть из-за возможных задержек, влекущих, в частности, невыполнение обязательств по отношению к другому фрахтователю.

9. Диспач (despatch). Если судно будет погружено или выгружено ранее предусмотренного договором времени, то фрахтователь имеет право на компенсацию его усилий по досрочному завершению грузовых операций. Обычно диспач равен половине демереджа.

10. Реверсибл (reversible). Этот термин встречается в случаях, когда простой и диспач при погрузке или выгрузке взаимно засчитываются.

11. Канцеллинг (cancelling) право фрахтователя расторгнуть договор морской перевозки в случае, если судно к определенному сроку не пришло в порт погрузки.

12. Нотис о готовности судна (notice of readiness). Прибыв в назначенный порт, капитан должен заявить о готовности судна к грузовым операциям. В соответствии со сложившейся практикой судно считается прибывшим, если:

а) судно находится не только в том порту, но и месте, куда оно должно быть подано по чартеру;

б) судно готово к грузовым операциям;

в) судно известило фрахтователя (или его представителей) о прибытии и готовности к грузовым операциям.

13. Прекращение ответственности (cesser clause). Указанная оговорка освобождает фрахтователя от ответственности с того момента, когда судно загружено. Сущность этой оговорки заключается в том, что с указанного момента судовладелец должен обращаться к грузовладельцу, а не фрахтователю, с возможными имущественными требованиями. Обычно эта оговорка комбинируется с условием о залоге (lien).

4.5.2 Рейсовый чартер

Фрахтование судов по рейсовому чартеру подразделяется на фрахтование на рейс, круговой рейс, на последовательные рейсы и по контракту (генеральному фрахтовому контракту).

Рейсовый чартер - наиболее распространенная форма договора фрахтования тоннажа в международных морских перевозках. По рейсовому чартеру судовладелец (фрахтовщик) обязуется перевезти на согласованном судне или его части определенный груз между установленными портами. Фрахтователь должен оплатить судовладельцу фрахт по оговоренным ставкам.

В чартере подробно оговариваются все условия предстоящего рейса, права и обязанности сторон. Основные параметры рейса определяются требованиями фрахтователя, он выбирает на фрахтовом рынке судно нужного типа и размера, устанавливает порты погрузки и выгрузки, время подачи судна под погрузку, наименование и количество груза и т.д. Многие условия перевозок определенны запродажным контрактом и не могут быть изменены при заключении чартера.

Обе стороны и судовладелец, и фрахтователь заинтересованы в успешном и скорейшем завершении рейса, однако в частности их интересы не совпадают и даже могут быть прямо противоположны, (например, по размеру и сроку оплаты фрахта), в связи с этим каждое условие чартера является своеобразным компромиссом, в той или иной степени уравновешивающим интересы сторон, оставляющим определенную свободу для каждой стороны в выполнении своих обязательств, и в то же время обеспечивающим достаточную определенность для планирования рейса, калькуляции расходов и фрахтовых ставок.

Фрахтование на рейс реализуется как сделка, по которой отфрахтовывается определенное судно для перевозки конкретного груза (законного для этого судна) между двумя илиболее портами. Выполнив такую перевозку и получив договорную сумму фрахта, коммерческие отношения судовладельца с фрахтова­телем прекращаются.

При фрахтовании на круговой рейс фра.хтователь обеспечивает загрузку судна в прямом и обратном направлении. По существу это две самостоятельные фрахтовые сделки, но заключаются они одновременно, предполагая выполнение одним судном двух последовательно связанных рейсов для перевозки обычно неодинаковых грузов между различными портами.

Фрахтование на последовательные рейсы принципиально отличается от фрахтования на рейс тем, что сделка заключается на два или более однообразных рейса. В таком договоре появляется особая оговорка о том, сколько рейсов судно должно выполнить, а также согласовывается и фиксируется право судов­ладельца отфрахтовать судно в попутном балластном направлении под другой груз, выполняя основную сделку. Такие фрахтовые сделки практикуются в та­ких случаях, когда грузоотправителю необходимо какую-то массу груза пере­везти несколькими партиями и временные параметры кругового рейса удовле­творяют сроки отправки каждой партии.

Особый характер носит фрахтование судов по контракту (генеральному фрахтовому контракту). В этом случае поднанимается судовладелец со своим илиарендованным тоннажем. Судовладелец берет на себя обязательство перевезти определенную массу груза несколькими пароходными партиями в течение конкретного периода времени.

Специализированные проформы чартеров своими бланковыми условиями отражают специфику перевозимого груза и особенности работы судов региона или направления. По этим признакам они и дифференцируются.

В таблице приведены проформы рейсовых сухогрузных чартеров.

Наиболее распространенной в морском судоходстве проформой договора является «Универсальный тайм - чартер» под кодовым названием «Балтайм».

Стандартные формы рейсовых чартеров содержат 45 и более пунктов.

Основные проформы рейсовых чартеров.

Кодовое название Структура построения (последняя) Район применения
Универсальные проформы
"Дженкон" "Ньювой" Боксовая из двух частей Любой Тоже
Рудные и фосфатные проформы
"Соворкон" Боксовая Вывоз руды из отечественных портов в любом направлении
С/0/7 Традиционная Вывоз руды из портов Средиземного моря, Индии, Бразилии
"Совьетор" Традиционная Вывоз руды из портов стран СНГ в любом направлении
"Мурмапатит" Боксовая Вывоз апатита и концентрата из Мурманска
"Африканфос" Традиционная Вывоз фосфатов из портов Северной Африки
Угольные проформы
"Совкол" Традиционная Вывоз угля, кокса, песка

4. 5. 3 Тайм-чартер

По договору фрахтования судна на время (тайм - чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В тайм - чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм - чартера. Тайм - чартер должен быть заключен в письменной форме.

При оформлении тайм-чартера обязательно указываются:

Точное наименование сторон и их местонахождение;

Срок сдачи судна в тайм-чартер;

Место и порядок передачи судна в распоряжение фрахтователя;

Данные, индивидуализирующие судно и, в частности, мощность судовых двигателей, скорость судна, регистровая вместимость.

В тайм-чартере обязательно указывается также район плавания судна.

В тайм-чартере предусматривается место возврата судна судовладельцу. Обычно является конкретный порт, указанный в договоре, либо устанавливается географический район, в пределах которого должен находиться этот порт.

Судовладелец также обязан в течение всего периода тайм-чартера содержать судно в исправном состоянии.

Судовладелец осуществляет обычные услуги экипажу. Эта обязанность предусматривается почти во всех формах тайм-чартера. Так в ст.9 проформы "Балтайм" указано: капитан осуществляет все рейсы с наибольшей скоростью и с обычными услугами экипажа. Ктаким услугам практика относит обычную очистку трюмов во время рейса, обеспечение судовыми лебедчиками для грузовых операций и т.д.

Основной обязанностью фрахтователя по тайм-чартеру является своевременное внесение соответствующей платы за пользование судном.

Фрахтователь должен эксплуатировать судно в соответствии с условиями тайм-чартера. Он не имеет права использовать судно для целей, не предусмотренных тайм-чартером, либо в районе плавания, не предусмотренным договором. Фрахтователь ограничен в возможности перевозки грузов, если в тайм-чартере по этому поводу имеются определенные ограничения. Фрахтователь также не вправе, если это не было специально оговорено в тайм-чартере, вносить конструктивные изменения в устройство судна для погрузки и перевозки специальных грузов.

Одной из особенностей тайм-чартера является то условие, что, хотясудно и передается фрахтователю в пользование, капитан остаетсяслужащим судовладельца. Все распоряжения судовладельца передаются только капитану, и он несет ответственность за их неисполнение. Капитан обязан подчиняться распоряжениям судовладельца в вопросах судовождения, технической и навигационной эксплуатации судна, комплектования экипажа, внутреннего распорядка и т.п.

Фрахтователь распоряжается лишь коммерческой эксплуатацией судна. Он вправе самостоятельно заключать договоры на перевозку грузови выступать перевозчиком в этих договорах. В этой связи он может подписывать от своего имени чартеры, коносаменты, распространять проездные билеты и т.п.

Еще одной особенностью договора тайм-чартера является распределение в равных долях между судовладельцем и фрахтователем вознаграждения за спасение. При этом время, затраченное на спасание, не исключается из срока тайм-чартера. Фрахтователь не освобождается от внесения платы за это время. Причитающееся судну вознаграждение за спасание или оказание помощи после вычета из него всех убытков, понесенных судовладельцем в связи со спасательными операциями, а также доли, причитающиеся судовому экипажу, распределяются между.

4. 5. 4 Бербоут-чартер

По договору фрахтования судна без экипажа (бэрбоут - чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В бэрбоут - чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бэрбоут - чартера. Бэрбоут - чартер должен быть заключен в письменной форме.

Предмет бэрбоут-чартера - передача фрахтователю во временное пользование судна без предоставления услуг экипажа.

В морском праве под бэрбоут-чартером понимают договор, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и владение на определенный срок неукомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. В отличие от тайм-чартера, по бэрбоут-чартеру судно предоставляется фрахтователю на определенный срок не только в пользование, но и во владение, поскольку экипаж во всех отношениях подчинен ему, и к фрахтователю переходит неукомплектованное экипажем и не снаряженное судно. Фрахтователю при этом надлежит укомплектовать судно экипажем и снарядить его после передачи судна судовладельцем.

Основной обязанностью фрахтователя является уплата судовладельцу фрахта вперед, как правило, по месячной ставке, согласованной сторонами. В случае просрочки в уплате фрахта судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него вызванные просрочкой убытки. При этом фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов по судну за время, в течение которого оно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, за исключением случаев, когда непригодность наступила по вине самого фрахтователя или членов экипажа судна.

Комплектование экипажа судна осуществляется фрахтователем. Он вправе укомплектовать его лицами ранее не состоявшими на службе на этом судне, или в соответствии с условиями договора принять на службу прежний экипаж или его часть. После комплектования экипажа капитан и другие члены экипажа становятся служащими фрахтователя и полностьюподчиняются ему во всех отношениях.

Обязанностью фрахтователя по бэрбоут-чартеру является содержание экипажа, оплата расходов по судну и в том числе по страхованию его. Фрахтователь в течение срока договора обязан поддерживать судно в мореходном состоянии, однако устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца. Бэрбоут-чартерный фрахтователь несет убытки, вызванные спасанием, повреждением или гибелью судна, если они были причинены по его вине или по вине членов экипажа судна. По окончании срока договора фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, исключая нормальный износ.

Основной обязанностью судовладельца является передача судна фрахтователю. При этом судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи, т.е. принять меры к обеспечению годности судна для целей, предусмотренных договором.

В практике торгового мореплавания часто встречается передача судна в бэрбоут-чартер с условием его последующего выкупа. По такому бэрбоут-чартеру судно переходит в собственность фрахтователя поистечении срока договора, если фрахтователь исполнит свои обязательства и произведет последний платеж фрахта. При этом различные формы бэрбоут-чартеров с условием выкупа судна фрахтователем предусматривают различные условия, права и обязанности сторон такого договора.

В настоящее время с гражданско-правовой точки зрения бэрбоут-чартер может быть охарактеризован как разновидность договора аренды транспортного средства без предоставления услуг экипажа, предусмотренной ГК РФ. В то же время ввиду особенностей торгового мореплавания этот договор, как и тайм-чартер, является самостоятельным и особым договором морского права, имеющим своеобразную юридическую природу.

Основные отличия договора морской перевозки груза и договора фрахтования.

1. Различны цели договоров. Цель договора мор­ской перевозки груза - предоставление услуг по пере­мещению груза из порта отправления в порт назначе­ния, в то время кок целью договора фрахтования являет­ся предоставление судна во временное пользование.

2.Предмет договора морской перевозки груза - это деятельность по перемещению груза морем. Пред­метом договора фрахтования как разновидности дого­вора аренды являются судно и услуги экипажа по дого­вору тайм-чартера и судно без предоставления услуг экипажа по договору бербоут-чартера.

3.Право пользования и владения судном принад­лежит судовладельцу по договору морской перевозки груза. По условиям тайм-чартера фрахтователю при­надлежит право пользования судном, а по бербоут-чартеру - право владения судном.

4.Различным является целевое использование судна. По договору фрахтования существует возмож­ность зафрахтовать судно для иных, чем перевозка гру­за, целей торгового мореплавания (для перевозки пас­сажиров, промыслов водных ресурсов, лоцманской и ледокольной проводки и т.д.).

5.Капитан и члены экипажа судна по вопросом, относящимся к управлению судном, внутреннему рас­порядку на судне и составу экипажа, а также по вопро­сам коммерческой эксплуатации судно по договору морской перевозки груза подчиняются судовладельцу. По договору тайм-чартера для капитана и других чле­нов экипажа обязательными становятся распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуата­ции судна, а по договору бербоут-чартеро - распоря­жения фрахтователя по всем вопросам.

6.Арендная плата (фрахт) по договору фрахтова­ния судно не зависит от наличия на судне груза, его количества, эффективности эксплуатации судна. По договору морской перевозки груза размер платежей определяется в зависимости от веса или объема пере­возимого груза с учетом его специфических свойств, а также количества дополнительных портов захода.

7. Риск повреждения и гибели судно по договору морской перевозки груза в любом случае несет судовладелец, по договору тайм-чартера фрахтователь не­сет риск повреждения и гибели судна, произошедших в связи с его коммерческой эксплуатацией, тогда, как по условиям бербоут-чартера - риск повреждения и гибели судна полностью лежит на фрахтователе.

8. Обязанность перевозчика по договору морской перевозки груза по приведению судна в мореходное состояние заключается в подготовке судна к транс­портировке определенного груза в отдельном геогра­фическом районе.

Зафрахтованное в тайм- и бербоут-чартер судно должно быть мореходно к началу срока, на которое оно зафрахтовано. Судовладелец не обязан всякий раз заново приводить трюмы или иные грузовые поме­щения судна в состояние, которое отвечает особен­ностям каждой конкретной перевозки, осуществляе­мой в период действия этих договоров.

Сравнительная характеристика договора мор­ской перевозки грузов и договора фрахтования приве­дена в таблице 1.

Проведенный нами сравнительный анализ двух видов договоров: морской перевозки груза и фрахто­вания явственно свидетельствует о различной право­вой природе этих договоров.

Договор фрахтования судна , представленный дву­мя видами - тайм-чартером и бертоут-чартером, от­носится к группе договоров имущественного найма . В части предоставления услуг экипажа по тайм-чартеру он, выходит за рамки «чистой» аренды. Однако, принимая во внимание основную цель дого­вора (пользование и владение имуществом) и опустив второстепенную цель (услуги членов экипажа судна), следует констатировать: договор фрахтования судна на время-это договор аренды транспортных средств .

В сфере торгового мореплавания довольно широкое распространение имеют две разновидности договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства: договор фрахтования судна на время (тайм - чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартер). В действующем сегодня Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) нормы, регулирующие указанные договоры, выделены в две самостоятельные главы (X и XI), тем самым подчеркивается значение тайм - чартера и бербоут - чартера как отдельных видов договора аренды транспортного средства, который по своей правовой природе отличается от договора морской перевозки <*>.

По договору фрахтования судна на время (тайм - чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ).

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ).

Существенными условиями тайм - чартера являются следующие условия договора: наименование сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм - чартера (ст. 200 КТМ). Круг существенных условий бербоут - чартера расширяется за счет условий о классе судна, флаге, а также количестве расходуемого им топлива.

В реальной практике торгового мореплавания заключение договоров фрахтования (тайм - чартера и бербоут - чартера) обычно осуществляется на основе типовых (стандартных) проформ существующих договоров, в которых содержатся условия, предусматривающие все основные права и обязанности сторон по договору, и сторонам остается согласовать лишь отдельные условия договора. В частности, широко применяется такая проформа тайм - чартера, как "Балтайм", а также иные проформы, например "Produce-2", "Linertime", "Franctime" и некоторые другие. Указанные проформы представляют собой некие базисные условия фрахтования.

Следует подчеркнуть, что как при тайм - чартере, так и при бербоут - чартере пользование судном со стороны фрахтователя имеет целевое назначение: судно фрахтуется для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. При этом под иными целями понимаются: ведение морских промыслов, осуществление буксирных операций, проведение морских научных исследований, разведка минеральных и других ресурсов морского дна и его недр и др.

Существенное значение для обеих разновидностей договора фрахтования имеет условие о сроке действия тайм - чартера (бербоут - чартера). Типовые (стандартные) проформы предусматривают различные сроки аренды, выраженные в определенном числе календарных месяцев или лет (от двух месяцев до десяти и более лет). Период нахождения судна в аренде может быть определен и иным образом - например, посуточно, подекадно, помесячно либо на время проведения определенных работ или совершения определенных рейсов. Течение срока начинается со дня приема судна фрахтователем. По окончании срока фрахтователь должен возвратить судно его владельцу. Однако судебная практика многих государств допускает возможность в определенных случаях некоторого увеличения срока аренды (в разумных пределах), например в пределах срока, необходимого фрахтователю для завершения последнего рейса.

Названные разновидности договора фрахтования - тайм - чартер и бербоут - чартер - различаются по предмету договора. Во-первых, при тайм - чартере судно передается в пользование фрахтователя, а при бербоут - чартере - в его владение и пользование. Во-вторых, по тайм - чартеру судно передается с экипажем, оказывающим фрахтователю услуги по управлению и технической эксплуатации судна; по бербоут - чартеру фрахтователь получает судно, не снаряженное и не укомплектованное экипажем.

По общему правилу право фрахтователя пользоваться судном (при тайм - чартере) или владеть и пользоваться последним (при бербоут - чартере) включает в себя правомочие фрахтователя на передачу судна в субаренду (соответственно субтайм - чартер и суббербоут - чартер). Требования КТМ, предъявляемые к субтайм - чартеру и суббербоут - чартеру, являются идентичными: указанные договоры заключаются фрахтователем с третьими лицами от своего имени; как субтайм - чартер, так и суббербоут - чартер могут быть заключены на весь срок действия договора аренды судна или на часть этого срока. Заключение фрахтователем субтайм - чартера или суббербоут - чартера не освобождает последнего от выполнения обязательств перед судовладельцем, вытекающих из основного договора аренды (тайм - чартера или бербоут - чартера) (ст. 202 и 215 КТМ).



Основной обязанностью судовладельца по тайм - чартеру, как и всякого арендодателя по договору аренды, является передача фрахтователю морского судна в состоянии, пригодном для его использования по назначению, предусмотренному договором. В этих целях судовладелец должен к моменту передачи судна фрахтователю привести его в мореходное состояние: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования), укомплектованию его экипажем и надлежащему снаряжению судна. Обязанность судовладельца поддерживать мореходное состояние судна распространяется на весь срок действия тайм - чартера. Кроме того, в период действия тайм - чартера судовладелец должен нести расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа (ст. 203 КТМ).

В практике международного мореплавания нередко возникают разногласия между судовладельцами и фрахтователями относительно последствий неисполнения судовладельцем обязанности по передаче фрахтователю судна к сроку, предусмотренному договором. Суды иностранных государств обычно исходят из того, что в подобных случаях фрахтователь вправе не принять судно от судовладельца, что означает по существу односторонний отказ от договора. Однако встречаются и другие судебные решения, основанные на том, что одностороннее расторжение фрахтователем договора допускается только в тех случаях, когда в связи с несвоевременным предоставлением судна фрахтователь в дальнейшем не может его использовать для целей, ради которых оно было зафрахтовано.

С позиции российского права представляется, что фрахтователь при непредставлении судовладельцем зафрахтованного судна к предусмотренному договором сроку вправе отказаться от принятия судна, а стало быть, и от тайм - чартера только в том случае, если это предусмотрено договором. Дело в том, что ни КТМ, ни § 3 ("Аренда транспортных средств") гл. 34 ГК не предусмотрено право фрахтователя (арендатора) заявить об одностороннем расторжении договора при несвоевременном предоставлении сданного в аренду транспортного средства. Следовательно, эти правоотношения регулируются общими положениями об аренде, обращение к которым приводит к выводу о том, что последствием указанного нарушения договора со стороны арендодателя является наделение арендатора правом требовать расторжения договора в судебном порядке и возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 611, ч. 1 ст. 620 ГК).

При бербоут - чартере обязанность судовладельца по приведению судна в мореходное состояние ограничена моментом передачи судна фрахтователю. В течение же срока действия договора после передачи судна фрахтователю обязанность по поддержанию судна в мореходном состоянии возложена на фрахтователя, который укомплектовывает судно своим экипажем и в силу этого отвечает за техническое состояние и надлежащую эксплуатацию судна. Исключение составляют лишь случаи, когда выявляются скрытые недостатки судна, устранение которых вменено в обязанность судовладельцу (ст. 216 КТМ).

Что касается фрахтователя, то можно выделить три его основные обязанности как по тайм - чартеру, так и по бербоут - чартеру. Во-первых, на фрахтователя возложена обязанность пользоваться зафрахтованным судном (а при тайм - чартере и услугами экипажа) в соответствии с целями и условиями его предоставления, предусмотренными договором, а также нести расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна. В дополнение к этому при бербоут - чартере на фрахтователе лежит обязанность осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями договора и нести все связанные с такой эксплуатацией расходы, включая расходы на страхование судна и ответственности фрахтователя, а также уплату сборов, взимаемых с судна (п. 1 ст. 204, п. 1 ст. 218 КТМ).

Во-вторых, фрахтователь обязан уплачивать судовладельцу арендную плату (фрахт). Порядок и сроки уплаты фрахта определяются по-разному применительно к тайм - чартеру и бербоут - чартеру. При тайм - чартере фрахт выплачивается судовладельцу в порядок и сроки, предусмотренные договором; фрахтователь освобождается от уплаты фрахта за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации по причине его немореходного состояния по обстоятельствам, не связанным с виновными действиями фрахтователя (п. 1 ст. 208 КТМ). При бербоут - чартере фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами (п. 1 ст. 221 КТМ).

Неисполнение фрахтователем обязанности по уплате фрахта влечет для последнего весьма жесткие негативные последствия: в случае если просрочка по внесению фрахта составляет свыше четырнадцати календарных дней, судовладелец получает право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные убытки (п. 2 ст. 208, п. 2 ст. 221 КТМ).

В-третьих, к числу основных относится обязанность фрахтователя по окончании срока действия договора возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено фрахтователем, с учетом нормального износа судна. При несвоевременном возврате судна в течение всего периода задержки его возврата фрахтователь должен уплачивать судовладельцу фрахт по ставке, предусмотренной договором, либо по рыночной ставке, если последняя превышает договорную ставку фрахта (пп. 2, 3 ст. 204, п. 2 ст. 218 КТМ).

Вместе с тем КТМ (ст. 223) допускает применительно к бербоут - чартеру возможность заключения договора с условием о выкупе судна фрахтователем по истечении срока действия договора. В таком случае по окончании срока действия бербоут - чартера (при соблюдении всех его условий) судно не подлежит возврату судовладельцу, а переходит в собственность фрахтователя.

Еще одна особенность правового регулирования тайм - чартера и бербоут - чартера проистекает из того, что пользование зафрахтованным судном предполагает вступление фрахтователя в различные правоотношения с третьими лицами. Речь идет о правоотношениях, связанных с перевозкой грузов или пассажиров, буксирными операциями и т.д. Кроме того, фрахтователь по бербоут - чартеру выступает ответственным за вред, причиненный в ходе эксплуатации судна имуществу граждан и организаций, а также жизни и здоровью граждан.

Так, фрахтователь по тайм - чартеру от своего имени заключает с третьими лицами договоры перевозки грузов, подписывает чартеры, выдает коносаменты, морские накладные и другие перевозочные документы. Естественно, что именно фрахтователь, а не судовладелец несет ответственность перед грузовладельцами по договорам перевозки грузов, предусмотренную КТМ для перевозчика по договору морской перевозки (ст. 205 КТМ).

При бербоут - чартере фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами также по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, в том числе по деликтным обязательствам (ст. 219 КТМ).

Нельзя не отметить еще один важный момент, касающийся регулирования договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства на морском транспорте: содержащиеся в КТМ нормы, регламентирующие как тайм - чартер, так и бербоут - чартер, применяются только в том случае, если соглашением сторон не установлено иное (ст. 199, 212 КТМ). Данное правило означает, что все нормы КТМ, определяющие особенности аренды (фрахтования на время) морских судов, являются диспозитивными.

Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства может применяться и на воздушном транспорте. Ранее уже обращалось внимание на неудачную формулировку определения понятия "договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)" в Воздушном кодексе Российской Федерации (ВК): редакция ст. 104 ВК объединяет в одном договоре фрахтования воздушного судна по сути два различных договора, относящихся к разным типам гражданско - правовых договоров. Когда говорится о том, что по договору фрахтования воздушного судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов, то речь может идти о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства (ст. 632 ГК). Когда же утверждается, что по тому же договору фрахтования воздушного судна фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты, то речь может идти только о договоре фрахтования (чартере) как отдельном виде договора перевозки (ст. 787 ГК).

О повсеместном применении договоров аренды (фрахтования на время) воздушных судов свидетельствует, например, включение в Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации, утвержденные Приказом Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. N 375, специальных положений о порядке сертификации эксплуатанта воздушного судна, переданного в аренду как с экипажем, так и без экипажа (п. 5 разд. III).

Договор морского фрахтования образец 2018 скачать бесплатно типовой бланк пример форма

ДОГОВОР N __

морской фрахтования

___________________________ «___»________ 20__ г.

(место заключения договора)

__________________________________________________________________,

(наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального

предпринимателя)

именуемое в дальнейшем «Перевозчик», в лице _____________________________________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании _______________________________, с одной стороны, и_____________________________________________________,

(наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)

именуемое в дальнейшем «Отправитель», в лице _____________________________________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании ______________________________, с другой стороны, руководствуясьположениямистатьи 787 Гражданского кодекса РФ, главы VIII Кодекса торгового мореплавания РФ, заключилинастоящийдоговоро нижеследующем:

1. Перевозчик обязуется доставить пассажир, который ему передал или передаст Отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение пассажира лицу (далее — Получатель), а Отправитель ___________________ в лице __________________, действующий на основании ____________________, обязуется уплатить за перевозку пассажира установленную плату (фрахт).

2. Условия перевозки пассажира:

Наименование судна, на котором будет осуществлена перевозка: ________________________________.

Количество пассажиров_____________________/

Иные условия и оговорки: ______________________________________.

3. Оплата фрахта и другие платежи:

Размер фрахта составляет _______ (_____________) рублей.

Сталийное время (срок, в течение которого Перевозчик предоставляет судно для пассажира и держит его под попассажиркой пассажира без дополнительных к фрахту платежей) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Контрсталийное время (дополнительное время ожидания) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Плата за контрсталийное время составляет _______________________.

За задержку судна свыше контрсталийного времени Отправитель обязан возместить Перевозчику причиненные убытки в размере __________________, если задержка судна произошла по причинам, не зависящим от Перевозчика.

4. Права и обязанности сторон.

4.1. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится пассажир, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность пассажира.

4.2. Перевозчик обязан известить Отправителя о месте нахождения пассажира, еслипассажира проводится в необычном для данного порта месте пассажира.

5. Прекращение обязательств по договору морской перевозки пассажира.

5.1. Отказ Перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира.

В случае если стоимость погруженного пассажира не покрывает фрахт и другие расходы Перевозчика на пассажир и Отправитель не внес полностью фрахт перед отправлением судна и не предоставил дополнительное обеспечение, Перевозчик имеет право до выхода судна в рейс отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира и требовать уплаты одной второй полного фрахта, при наличии простоя — платы за простой и возмещения произведенных Перевозчиком за счет пассажира других расходов.

Дополнительное обеспечение предоставляется в соответствии с дополнительным соглашением, которое стороны обязуются заключить в срок до _________________ и которое будет являться неотъемлемой частью настоящего договора.

5.2. Отказ Отправителя от исполнения договора морской перевозки пассажира.

1. При предоставлении всего судна для перевозки пассажира Отправитель вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при условии уплаты:

1) одной второй полного фрахта, при наличии простоя — платы за простой, произведенных Перевозчиком за счет пассажира и не включенных в сумму фрахта расходов, если отказ Отправителя наступил до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленногопассажира, либо до выхода судна в рейс, в зависимости от того, какой из указанных моментов наступил раньше;

2) полного фрахта, других сумм, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и договор морской перевозки пассажира заключен на один рейс;

3) полного фрахта за первый рейс, других сумм, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и одной второй фрахта за остальные рейсы, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и договор морской перевозки пассажира заключен на несколько рейсов.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки пассажира до выхода судна в рейс Перевозчик обязан выдать Отправителю пассажир, если дажепассажира может задержать судно более установленного срока.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки пассажира во время рейса Отправитель вправе требовать выдачи пассажира только в том порту, в который судно должно зайти в соответствии с договором морской перевозки пассажира или зашло в силу необходимости.

5.3. Отказ от исполнения договора морской перевозки пассажира каждой из его сторон.

1. Каждая из сторон договора морской перевозки пассажира вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна от места пассажира следующих обстоятельств:

1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или пассажира;

2) блокада места отправления или места назначения;

3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки пассажира;

4) привлечение судна для государственных нужд;

5) запрещение соответствующими властями вывоза пассажира, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза пассажира в место назначения.

Обстоятельства, предусмотренные абз. 4 и 6 подпункта 1 пункта 5.3, не могут служить основанием для отказа от исполнения договора морской перевозки пассажира без возмещения другой стороне убытков, если задержка судна предвидится кратковременная.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.3, Перевозчик не несет расходовпассажира.

2. Каждая из сторон договора морской перевозки пассажира вправе отказаться от его исполнения вследствие наступления любого из обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.3, также во время рейса. При этом Отправитель возмещает Перевозчику все расходы на пассажир, в том числе расходы на его, а также фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию.

5.4. Прекращение договора морской перевозки пассажира вследствие невозможности его исполнения.

1. Договор морской перевозки пассажира прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места пассажира вследствие независящих от сторон обстоятельств:

судно погибнет или будет насильственно захвачено;

судно будет признано непригодным к плаванию;

погибнет пассажир, индивидуально-определенный;

погибнет пассажир, определенный родовыми признаками, после сдачи егои отправитель не успеет сдать другой пассажир.

2. Договор морской перевозки пассажира прекращается вследствие указанных в подпункте 1 пункта 5.4 обстоятельств и во время рейса; при этом Перевозчику причитается фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного пассажира.

6. Ответственность Перевозчика, пассажироотправителя и фрахтователя.

6.1. Ответственность Перевозчика:

1. Перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки пассажира либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине Перевозчика;

5) действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия Отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков пассажира, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки пассажира;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не по вине Перевозчика, его работников или агентов.

2. Перевозчик признается просрочившим доставку пассажира, если пассажир не выдан в порту, предусмотренном договором морской перевозки пассажира, в срок, который определен пунктом 2 настоящего договора.

3. Лицо, имеющее право заявить требование к Перевозчику в связи с утратой пассажира, может считать пассажир утраченным, если пассажир не выдан в порту лицу, управомоченному на получение пассажира, в течение тридцати календарных дней по истечении установленного пунктом 2 настоящего договора срока выдачи пассажира.

4. Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки пассажира либо за просрочку его доставки с момента принятия пассажира для перевозки до момента его выдачи.

6.2. Ответственность Отправителя:

Отправитель несет ответственность за причиненные Перевозчику убытки, если не докажет, что убытки причинены не по его вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых он отвечает.

7. Все споры по настоящему Договору передаются на разрешение в государственный суд или в Арбитражный третейский суд города Москвы (город Москва, ул. Шкулева, дом 9, корп.1).

8. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до ____________________________.

9. Юридические адреса и подписи сторон:

Перевозчик Отправитель

Наименование: ______________________ Наименование: ______________________

Адрес: _____________________________ Адрес: _____________________________

ОГРН _______________________________ ОГРН _______________________________

ИНН ________________________________ ИНН ________________________________

КПП ________________________________ КПП ________________________________

Р/с ________________________________ Р/с ________________________________

в __________________________________ в __________________________________

К/с ________________________________ К/с ________________________________

БИК ________________________________ БИК ________________________________

ОКПО _______________________________ ОКПО _______________________________

От имени Перевозчика От имени Отправителя

____________________ (__________)____________________ (__________)

Юридической формой трамповых перевозок является чартер. В большинстве случаев договор чартера заключается с помощью посредника или фрахтового брокера и содержит ряд обязательных условий, относящихся к судну, грузу, фрахту.

Фрахт - это плата перевозчику за доставку груза в порт назначения. В чартерных перевозках грузов иностранных фрахтователей ставка фрахта определяется в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка. Калькуляция фрахта исчисляется в зависимости от веса, меры или стоимости груза.В национальной и мировой практике разработаны стандартные и частные проформы чартеров, проформы чартеров по видам грузов.

Рейсовый чартер - это договор морской перевозки груза с условием предоставления под груз всего судна или его определенных помещений. Стадии исполнения рейсового чартера - рейс судна в порт погрузки, прием груза, рейс судна в порт разгрузки, выдача груза.Стандартные формы рейсовых чартеров содержат 45 и более пунктов (участники перевозки, груз, судно). Основные разновидности договора чартера -договор тайм-чартера (судовладелец обязуется предоставить фрахтователю за вознаграждение на определенный срок судно для определенных договором целей) и договор димайз-чартера (наделение фрахтователя правом владения судном и контроля над ним).

Чартер - сложный договор. Ответственность и режим чартера устанавливаются в комплексе многосторонних и двусторонних соглашений о коносаменте. Коллизионное регулирование договора чартера основано на выявлении права, наиболее свойственного договору. Основные коллизионные привязки: закон флага, личный закон и закон места нахождения собственника судна, закон места заключения договора, закон языка и места исполнения договора, закон валюты фрахта, личный закон и закон места нахождения сторон договора, закон порта отправления и порта назначения груза. ,

Договор морской перевозки грузов является договором присоединения. Главная коллизионная привязка - закон места совершения соглашения.



Фрахтование судов (charteringofvessels) - это процесс заключения договора фрахтования. Основные виды фрахтования судов:

Договор аренды
Договор аренды транспортных средств
Договор фрахтования
Фрахтование на условиях рейсового чартера Фрахтование судов на время
Фрахтование на один рейс. TimeCharter
Фрахтование на несколько последовательных рейсов Berboutcharter
Фрахтование на круговой рейс DemiseCharter
Фрахтование по генеральному контракту DailyCharter

Схема фрахтования судов. Рис.2

Timecharter - переменные расходы несет фрахтователь, постоянные судовладелец.

Demisecharter - все расходы на фрахтователе.

Bare-boardcharter - сдача судна в аренду без экипажа. Применяется в сделках на длительный срок с последующим выкупом судна фрахтователем.

Dailycharter - все портовые сборы несет фрахтователь, остальные судовладелец (в линейном судоходстве).

1. Фрахтование на условиях рейсового чартера (voyadge-charter):

Фрахтование на один рейс (singlevoyadge) - судовладелец предоставляет в распоряжение фрахтователя судно для перевозки грузов из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения;

Фрахтование на последовательные рейсы (consecutivevoyadges) - разновидность фрахтования на условиях рейсового чартера, применяемая при перевозках больших количеств однородного груза в одних и тех же направлениях одним и тем же судном;

Фрахтование на круговой рейс-судно используется для перевозки грузов на данном направлении последовательно в обе стороны;

Фрахтование по генеральному контракту (generalcontract) - судовладелец обязуется в течение определенного времени перевезти обусловленное количество груза.,

2. Фрахтование на условиях тайм-чартера (time-charter). Тайм-чартер - это договор фрахтования судна на время, по которому судовладелец, оставаясь владельцем судна и сохраняя контроль над экипажем, предоставляет его на определенный срок в распоряжение фрахтователя для перевозки любых грузов, за исключением опасных и тех, перевозка которых не допускается по условиям чартера. В тайм-чартере обычно предусматривается определенный район плавания судна.

Стандартные типы тайм-чартера:

Судовладелец предоставляет фрахтователю судно, полностью укомплектованное командой, и несет все расходы на содержание экипажа, поддержание судна в пригодном для эксплуатации состоянии, на его страхование;

Фрахтователь несет все расходы на приобретение топлива, воды, оплату налогов, портовых сборов, услуг лоцманов и буксиров, производство погрузо-разгрузочных и других работ, связанных с перевозкой грузов;

Фрахтователь оплачивает арендную плату за все время нахождения судна в тайм-чартере, за исключением времени простоя, вызванного аварией или поломкой судна.,

Наряду с тайм-чартером среди видов фрахтования судов на время существует фрахтование судов в бербоут-чартер. Бербоут-чартер (bareboatcharter) - вид договора фрахтования, в соответствии с которым судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. Фрахтователь становится временным владельцем судна.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В таком договоре (заключенном в письменной форме) должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера.

Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния. В случае если судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный тайм-чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных судовладельцу убытков. В случае просрочки фрахтователем уплаты фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки.

В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм- чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.

Фрахтователь в пределах предоставленных тайм-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна на время с третьими лицами на весь срок действия тайм-чартера или на часть такого срока. Такой договор носит название субтайм-чартер, и его заключение не освобождает фрахтователя от исполнения им тайм-чартера, заключенного с судовладельцем.

Для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, судовладелец обязан:

  • – укомплектовать судно экипажем;
  • – снарядить надлежащим имуществом и оборудованием;
  • – в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна.

Фрахтователь обязан:

  • – пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером;
  • – оплачивать стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы;
  • – передать часть доходов, полученных за услуги по спасанию, судовладельцу;
  • – возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им (с учетом нормального износа судна) по окончании срока действия тайм-чартера.

При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером.

Фрахтователь не несет ответственности за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя.

В случае если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы.

Вознаграждение, причитающееся судну за услуги по спасанию, оказанные до окончания действия тайм-чартера, распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем за вычетом расходов на спасание и причитающейся экипажу судна доли вознаграждения.

При условиях фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, капитан судна и другие члены экипажа подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Для капитана и других членов экипажа распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, являются обязательными.

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В КТМ РФ допускается заключение договора фрахтования по бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия бербоут- чартера. В этом случае судно переходит в собственность фрахтователя, если последний исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта по согласованной ставке.

В бербоут-чартере (заключенном только в письменной форме) должны быть указаны наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут- чартера.

Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя.

Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером. Он освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния. В случае просрочки фрахтователем уплаты фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки.

В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм- чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, – по день получения последнего известия о судне.

В пределах предоставленных бербоут-чартером прав фрахтователь имеет право заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть такого срока. Такой договор носит название суббербоут-чартер. Его заключение не освобождает фрахтователя от исполнения бербоут-чартера, заключенного им с судовладельцем.

Для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером:

  • а) судовладелец обязан:
    • – привести судно в мореходное состояние;
    • – принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) к плаванию;
  • б) фрахтователь обязан:
    • – в течение срока действия бербоут-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии (устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца);
    • – нести все связанные с эксплуатацией судна расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна;
    • – нести убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна (если не докажет, что убытки причинены не по его вине);
    • – возмещать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы;
    • – возвратить судно судовладельцу по окончании срока действия бербоут- чартера в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна;
    • – уплачивать судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами (фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя).

В случае просрочки уплаты фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя, взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки.

В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного бербоут-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, – по день получения последнего известия о судне.

Фрахтователь вправе:

  • – осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут- чартера;
  • – укомплектовать экипаж судна по своему усмотрению, в том числе и лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна (в этом случае должны соблюдаться правила, установленные в ст. 56 КТМ РФ, а именно: если судно несет Государственный флаг РФ, то лица, не имеющие гражданства, и иностранные граждане, входящие в состав экипажа, не могут занимать должности капитана, старшего помощника, старшего механика и радиоспециалиста).

Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан и другие члены экипажа судна подчиняются фрахтователю во всех отношениях.

Фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.

По бербоут-чартеру с условием выкупа судна судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки уплаты фрахта свыше 14 календарных дней, если такая просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя причиненные просрочкой убытки.

Судовладелец несет ответственность за любые недостатки выкупленного фрахтователем судна, в том числе за скрытые недостатки, если фрахтователь докажет, что такие недостатки возникли до передачи ему судна или по возникшим до его передачи причинам.

  • В гл. X Кодекса торгового мореплавания 1968 г. допускалось заключение договора фрахтования судна только на время (тайм-чартер).
Loading...Loading...