Духовно-рыцарские ордены. Рыцарские ордены

Орден иоаннитов (госпитальеров)

Христианские паломники приходили в Святую землю истощенными путешествием; многие заболевали и оставались без призрения. Тотчас после того, как Иерусалим был взят крестоносцами (1099), несколько французских рыцарей соединились, чтобы основать странноприимный дом, в котором могли бы находить приют паломники. Они образовали духовную конгрегацию, члены которой обязывались посвящать себя уходу за бедными и больными, жить хлебом и водой и носить простое платье, «как бедные, их господа». Эти рыцари жили милостыней, которую рассылаемые ими люди собирали во всех христианских странах и которую они потом складывали в комнате для больных. Их госпиталь назывался «Странноприимным домом иерусалимского госпиталя» или госпиталем св. Иоанна. Позже он изменил свой характер. Кроме рыцарей, здесь были и послушники, то есть слуги, ходившие за больными. В больнице находило приют до 2 тысяч больных, и ежедневно раздавалась милостыня; рассказывают даже, что мусульманский султан Саладин переоделся нищим, чтобы ознакомиться с благотворительной деятельностью госпитальеров. Этот духовно-рыцарский орден сохранил свое название госпитальеров святого Иоанна (или иоаннитов) и свою печать, на которой был изображен простертый на ложе больной с крестом в головах и светильником в ногах. Но рыцари, вступавшие в орден иоаннитов, образовали военное сообщество, задачей которого была борьба с неверными.

В число госпитальеров допускались уже только рыцари благородного происхождения или побочные сыновья князей; каждый новый член должен был приносить с собой полное вооружение или вносить в арсенал ордена 2 тысячи турских су. Во всех государствах Сирии князья предоставили госпитальерам право строить замки вне городов и укрепленные дома – в городах. Главные поселения духовно-рыцарского ордена иоаннитов находились в областях Антиохии и Триполи, вокруг Тивериадского озера и на египетской границе. Его Маркабский замок, построенный в 1186 г., занимал всю площадь плоскогорья, круто спускавшегося в долину, имел церковь и деревню, в нем находился гарнизон в тысячу человек и припасы на 5 лет; здесь нашел убежище епископ Валении. Во всех странах Европы госпитальеры приобрели владения; в XIII в. они имели, по преданию, 19 тысяч обителей. В каждой из них жило несколько рыцарей с командором; многие деревни, носящие имя святого Иоанна (Saint-Jean), – древние госпитальерские командорства.

Вход во дворец великих магистров ордена Иоаннитов на острове Родос

Орден тамплиеров (храмовников)

Прежде чем этот духовно-рыцарский орден изменил свой характер, несколько рыцарей, которым наскучил уход за больными, захотели найти занятие, более соответствовавшее бы их вкусам. В 1123 г. восемь французских рыцарей составили братство, члены которого обязались сопровождать паломников по дороге в Иерусалим, чтобы защищать их против неверных; великим магистром ордена они избрали Гуго de Payens. Король Балдуин предоставил им часть своего дворца, так называемый Temple (буквально – «Храм»), построенный на месте древнего Соломонова храма ; они приняли название Бедных братьев Иерусалимского храма, или тамплиеров (букв. – «храмовников»). Знаменитый святой того времени, Бернард Клервоский , покровительствовал им и принимал участие в составлении их устава, который частью воспроизводил цистерцианский устав. Устав духовно-рыцарского ордена тамплиеров был утвержден на соборе в Труа (1128). Орден состоял из членов троякого рода; монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия были обязательны для всех. Рыцарями были у тамплиеров люди благородного происхождения; они одни могли быть начальниками монастырей и занимать должности в ордене. Служителями были богатые горожане, которые отдали свое имущество ордену и занимали место либо оруженосцев, либо управителей; они руководили финансовыми делами ордена тамплиеров; береговой командор, который наблюдал за посадкой на корабли и за высадкой богомольцев, был служителем. Священники исполняли духовные обязанности в ордене. Папы, которые покровительствовали тамплиерам, позволили им иметь собственные капеллы и кладбища и выбирать себе священников для отправления божественной службы в их монастырях. Они постановили, что все духовные лица, находящиеся на службе ордена, должны подчиняться не своему епископу, а великому магистру тамплиеров (булла 1162 г.). Таким образом, духовно-рыцарский орден тамплиеров сделался в недрах Римской церкви независимой церковью, подчиненной одному только папе. Светские князья, особенно французские, из уважения к этим рыцарям, которые посвящали себя беспрерывной крестовой войне, делали им крупные подарки. Позже орден владел 10 тысячами обителей в Европе, флотом, банками и такой богатой казной, что мог предложить за остров Кипр 100 тысяч золотых.

Вооружение и эмблема духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Как госпитальеры, так и тамплиеры были французскими орденами. Когда немцы начали являться в Святую землю в большем количестве, они также почувствовали необходимость иметь странноприимный дом, в котором говорили бы на их языке. В Иерусалиме существовало убежище для немецких паломников, но оно зависело от ордена госпитальеров. Во время осады крестоносцами Сен-Жан д"Акры (1189) несколько немцев собрали своих больных на одном судне, пришедшем в негодность. Немецкие князья дали им средства для основания больницы, которая и была организована в 1197 г. по образцу больницы св. Иоанна. Членами нового ордена были немецкие рыцари, которые обязывались одновременно и ходить за больными, и воевать с неверными. Они приняли наименование Братьев немецкого дома, а позже их стали чаще называть рыцарями Тевтонского ордена. Во время пребывания в Палестине императора Фридриха II они приобрели поместья и построили себе близ Сен-Жан д"Акры Монфортский замок (1229), который оставался центром ордена до 1271 г.

Герман фон Зальца - гроссмейстер Тевтонского ордена, перенесший в начале XIII века его местопребывание из Палестины в Прибалтику

Общие черты духовно-рыцарских орденов

Все эти три духовно-рыцарских ордена были религиозными братствами и принимали обычные три обета бедности, целомудрия и послушания. Каждый орден был организован по образцу клюнийского или цистерцианского. Генеральный капитул (то есть собрание должностных лиц и глав обителей, входивших в состав ордена) управлял всем орденом. Отдельные монастыри были как бы угодьями, которые управлялись за счет ордена. Но эти монахи были вместе с тем и рыцарями: их миссией была война. Они были все без исключения благородного происхождения, а их вождями часто бывали крупные сеньоры . Глава духовно-рыцарского ордена назывался не аббатом, а великим магистром, глава монастыря не приором, а командором. Их одежда была наполовину монашеская, наполовину – военная: они носили рыцарские доспехи и сверху плащ. У госпитальеров плащ был черного цвета, крест – белого; у тамплиеров – плащ белого, крест красного цвета; у рыцарей Тевтонского ордена плащ белого, крест черного цвета. Каждый орден со своей казной, своими поместьями, крепостями и воинами представлял собой как бы маленькое государство.

Духовно-рыцарские ордена

Как мы уже говорили, еще до начала Крестовых походов на дорогах Европы и Востока, ведущих в Иерусалим, можно было увидеть приюты для паломников. В середине ХI в. один из жителей итальянского города Амальфи основал в самом конце пути – в Иерусалиме – еще один приют: госпиталь для заболевших паломников, и назвал его в честь Святителя Иоанна Милостивого, александрийского патриарха, жившего в VII столетии. Именно этому госпиталю и суждено было породить феномен, ставший едва ли не визитной карточкой европейского Средневековья, – рыцарские ордена. Самый древний из них, известный нам по неофициальному прозвищу «госпитальеры», в документах так и именовался: «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского».

Служившим в госпитале монахам не всегда удавалось вести праведную жизнь кротких братьев. Периодически возникавшая потребность защиты больных и имущества госпиталя нередко принуждала монахов браться за оружие. По некоторым данным, они даже ударили в тыл защитникам Иерусалима во время его осады крестоносцами в 1099 г. После взятия Иерусалима число таких приютов возросло, объявивший себя монашеским орденом персонал этих заведений, формируемый почти исключительно из принявших постриг рыцарей-крестоносцев, приобретал все большую воинственность.

При Раймоне дю Пюи, первом Великом магистре, орден становится рыцарским. В 1113 г. папа римский Пасхалий II утвердил устав ордена, обязывавший монахов воевать за Гроб Господень. Госпитальеров, или иоаннитов, как их часто называли по имени госпиталя, отличал красный плащ с белым крестом, который мы сейчас называем «мальтийским». Дело в том, что после вытеснения европейцев из Палестины иоанниты в 1309 г. осели на острове Родос, а с 1522 г. перебрались на Мальту, где прекрасно существуют и по сей день.

Похожая история произошла и с другим рыцарским орденом – «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», более известным под названием «тамплиеры».

В начале XII в. небогатый французский дворянин Гуго де Пейн в компании восьми своих родственников, так же, как и он, отправившихся в крестовый поход, учредил орден для защиты паломников, который они назвали «Бедные рыцари». Французские крестоносцы были так бедны, что им даже приходилось путешествовать вдвоем на одной лошади (и этот образ стал одним из символов тамплиеров). Скорее всего, об этой религиозной инициативе никто и никогда бы не услышал, но Гуго де Пейн и еще один из «отцов-основателей» ордена, Годфруа де Сент-Омер, оказались великолепными организаторами. Популярность «Бедных рыцарей» все время росла, орден пополнялся все новыми и новыми членами, и в 1128 г. на соборе в Труа был признан официально. Его устав поручили написать знаменитому религиозному деятелю того времени, святому Бернарду Клервоскому, основателю монашеского ордена бернардинцев. Отличием тамплиеров был белый плащ с красным крестом.

Вот что писал о создании ордена тамплиеров архиепископ Тирский Вильгельм, бывший канцлером Иерусалимского королевства и крупным средневековым историком:

«Несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений, и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Балдуин II, его приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений – одни пожизненно, другие во временное пользование, – благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха “защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности”» .

Позже, в конце XII в., возник и третий – Тевтонский – орден. Он появился в 1190–1191 гг. и, как видно из названия, пополнялся почти исключительно выходцами из немецких земель. Тевтонский орден вырос из госпитального братства Святой Девы Марии во время Третьего крестового похода, его членов отличали белые плащи с черным крестом.

Принципы, по которым жили ордена, соединили несовместимые, казалось бы, роли – монаха и рыцаря, смирение первых удивительным образом сочеталось с воинственностью вторых. Однако, как ни удивительно, этот странный гибрид не только выжил, но и оказался одним из самых удачных социальных изобретений того времени. Ордена быстро увеличивались количественно, а их влияние и на завоеванных территориях, и в христианском мире как таковом росло взрывообразно.

Дело в том, что основной проблемой крестоносцев всегда была несогласованность действий и отсутствие единого командования. Поэтому рыцарские ордена с их строгой иерархией и безукоризненной дисциплиной быстро стали самыми боеспособными воинскими частями того времени, принимавшими деятельное участие почти во всех битвах эпохи Крестовых походов. По сути, именно они составляли постоянную армию крестоносцев, ряды которой пополнялись за счет прибывающих из Европы рыцарей. Именно им обычно поручали охрану крепостей, содержание и расширение которых являлось слишком тяжелым финансовым бременем как для сеньоров, так и для монархии. С точки зрения поддержания постоянной боевой готовности ордена были важным военным козырем. Но с политической точки зрения увеличение численности их членов являлось катастрофой для новообразованных латинских государств, поскольку ордена представляли собой независимую военную партию, интересы которой не всегда совпадали с интересами королевств и герцогств.

Деятельность орденов, неподотчетных местным властям, контролировалась непосредственно папой. Во главе орденов стояли Великие магистры. Вся система строилась на принципах жесткой иерархии и строгой дисциплины. Уставы орденов были чрезвычайно суровы. Рыцари приносили монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания. По уставу тевтонцев, например, написанному на основе уставов госпитальеров и храмовников, братья должны были молиться не менее пяти часов в день, поститься 120 дней в году, рыцарские развлечения (турниры, охота) запрещались. Строгие наказания следовали за нарушения правил поведения (за нанесение удара мирянину, несоблюдение поста, разглашение тайн ордена и тому подобное).

Духовно-рыцарские ордена имели свои крепости, земли, располагали огромными богатствами, что делало их значительной политической силой. Дело в том, что ордена занимались не только войной, но и вели активную экономическую политику.

Тамплиерам, к примеру, специальным указом папы было разрешено заниматься финансовыми операциями, и вскоре банковская деятельность стала одним из основных занятий в ордене. Именно тамплиеры изобрели чеки, и больше не было нужды везти с собой в опасное путешествие вожделенное для всех золото. Достаточно было внести нужную сумму в ближайшем прецептории храмовников, взять взамен тот самый чек – небольшой кусок пергамента с отпечатком пальца, а потом, добравшись до нужного места, получить там свои деньги за очень небольшим вычетом. Благодаря тому, что сеть командорств покрывала почти всю Европу и Ближний Восток (в XIII в. их насчитывалось более пяти тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями), желающих воспользоваться этими услугами было предостаточно.

Стоит ли удивляться, что со временем тамплиеры стали крупнейшими кредиторами Европы? По мнению многих историков, именно богатства ордена и непомерные долги французской короны (и не только ее) стали основной причиной разгрома и роспуска ордена Храма в начале XIV в.

Из книги Осень Средневековья автора Хейзинга Йохан

Из книги Грюнвальд. 15 июля 1410 года автора Тарас Анатолий Ефимович

1. Духовно-рыцарские ордены В последней трети XI века турки-сельджуки захватили многие владения Восточной Римской империи (Византии), в том числе «святую землю» - Палестину и «священный город» - Иерусалим.Несмотря на конфликт, произошедший в 1054 году между легатом папы

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Глава I. Книга Иоанна Плано Карпини, католического архиепископа в Черногории: «История монголов, именуемых нами татарами» (т. е. впервые отождествляемых с ними авторами), как первая попытка подменять потерявших популярность на Востоке Европы рыцарские ордена IV крестового

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Вступление Военно-монашеские ордены, рыцарские ордены, ордена за заслуги В 1120 г. в Иерусалиме в условиях, которые еще известны плохо, был основан первый средневековый военно-монашеский орден - орден Храма (тамплиеров). Его первые адепты называли себя pauperes commilitones Christi

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов автора Норман А В

Глава 8 Военные (рыцарские) ордена Крестовые походы имели как военный, так и религиозный характер, а в Святой земле эти стороны средневековой жизни нашли свое логическое воплощение в создании братств рыцарей-монахов великих военных орденов.Место, которое считали

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Духовно-рыцарские ордены В 1118 или 1119 г. девять рыцарей-крестоносцев из Бургундии во главе с Гуго де Пэном приняли монашеский обет по уставу цистерцианцев (ветви монашеского ордена бенедиктинцев). Однако к трем привычным монашеским обетам - бедности, целомудрия и

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Часть III Духовно-рыцарские ордена XII-XIII века. К концу XII века вся Европа была покрыта замками. Эту эпоху смело можно было назвать эпохой рыцарства, средневекового военного дворянства, самого привилегированного социального слоя в Европе в середине века. Рыцари стали

Из книги Грюнвальдская битва. 15 июля 1410 года. 600 лет славы автора Андреев Александр Радьевич

Духовно-рыцарские ордена: иоанниты, тамплиеры,

Из книги История рыцарства автора Мишо Жозеф-Франсуа

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Глава 5 Орден госпитальеров и другие духовно-рыцарские ордены в Палестине Среди различных духовно-рыцарских орденов, возникших в Палестине после его завоевания крестоносцами, особо выделяются два: госпитальеров и храмовников (тамплиеров). История их взаимоотношений

Из книги Монашество в средние века автора Карсавин Лев Платонович

Из книги Сокровища и реликвии Британской короны автора

Рыцарские ордена Он взял палочку и, слегка ударив Винни-Пуха по плечу, сказал: - Встань, сэр Винни-Пух де Медведь, вернейший из моих рыцарей! Понятно, Пух встал, а потом опять сел и сказал: «Спасибо», как полагается говорить, когда тебя посвятили в Рыцари. Александр Милн.

Из книги Сокровища британской монархии. Скипетры, мечи и перстни в жизни английского двора автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Рыцарские ордена Он взял палочку и, слегка ударив Винни-Пуха по плечу, сказал: – Встань, сэр Винни-Пух де Медведь, вернейший из моих рыцарей! Понятно, Пух встал, а потом опять сел и сказал: «Спасибо», как полагается говорить, когда тебя посвятили в Рыцари. Александр Милн.

Из книги Сравнительное богословие. Книга 4 автора Коллектив авторов

С 1100 по 1300 г. в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов. Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: орден тамплиеров, орден госпитальеров и Тевтонский орден.

Тамплиеры. Официально этот орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма. Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (от франц. temple – «храм»). Самих же рыцарей называли храмовниками. Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. Девять лет эти девять рыцарей хранили молчание, о них не упоминает ни один хронист того времени. Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили о себе. А в 1128 г. церковный собор в Труа (Шампань) официально признал орден.

На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом.

Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т.д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисциплина была жесткой: «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему». Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провозглашен де Пейнс) и Папе римскому.

С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе. Вопреки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену свое состояние. Крупные владения орден получил в подарок от французского и английского королей, знатных сеньоров. В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. – и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. К тому же храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их.

Тамплиеры к XII в. стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки.

Рыцари Храма поощряли развитие науки, и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках.

Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых – это была одна из обязанностей ордена.

В XI в. тамплиерам как «храбрейшим и опытнейшим в ратном деле людям» была дарована крепость Газа в Святой земле. Но заносчивость принесла немало вреда «воинам Христовым» и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине. В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жан-д’Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра, но и славу ордена как непобедимого воинства. Тамплиеры перебрались из Палестины сначала на Кипр, а затем окончательно в Европу. Огромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло правительства Европы считаться с тамплиерами и часто прибегать к их помощи в качестве третейских судей.

В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход против еретиков – катаров и альбигойцев, тамплиеры, опора Католической Церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне.

В своей гордыне тамплиеры возомнили себя всемогущими. В 1252 г. английский король Генрих III, возмущенный их поведением, пригрозил храмовникам конфискацией земельных владений. На что Великий магистр ответил: «Пока Вы творите справедливость, Вы будете править. Если же Вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королем». И это была не простая угроза. Орден мог это сделать! Рыцарями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказалась менее священна, чем клятва верности ордену.

В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться, и очень активно, в государственные дела Европы. Филиппу совсем не хотелось оказаться на месте Генриха Английского. К тому же королю было необходимо решить свои финансовые проблемы: он задолжал тамплиерам огромные деньги, а отдавать их совсем не хотелось.

Филипп пошел на хитрость. Он попросил принять его в орден. Но Великий магистр Жан де Мале вежливо, но твердо отказал ему, поняв, что король хочет в будущем занять его место. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками – госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но магистр опять отказался.

Потом в 1307 г. Филипп Красивый приказал арестовать всех тамплиеров на территории королевства. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу и колдовстве. (Этому дали повод таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующие сохранение тайны его деяний.)

Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всем, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого магистра де Мале и приора Нормандии сожгли на медленном огне. Перед смертью Великий магистр проклял короля и Папу римского: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдет и года, как я призову вас на суд Божий!». Проклятие сбылось. Папа умер через две недели, а король – осенью. Скорее всего, их отравили храмовники, искусные в изготовлении ядов.

Хотя Филиппу Красивому не удалось организовать преследование тамплиеров по всей Европе, былое могущество храмовников было подорвано. Остатки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров – белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом.

Госпитальеры. Официальное название – «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского» (от лат. gospitalis – «гость»; первоначально слово «госпиталь» означало «странноприимный дом»). В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. Оно крепло, увеличивалось, начало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена.

Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал белый восьмиконечный крест. Первоначально он находился на левом плече черной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашен Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было символизировать отказ рыцарей от богатства.

Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек. Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды. Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становятся война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе.

В конце XII в., когда христиан выбили из Палестины, иоанниты обосновались на Кипре. Но это положение мало устраивало рыцарей. И в 1307 г. Великий магистр Фалькон де Вилларет повел иоаннитов на штурм острова Родос. Местное население, боясь потерять свою независимость, яростно сопротивлялось. Однако через два года рыцари окончательно укрепились на острове и создали там сильные оборонительные сооружения. Теперь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Константинополь – Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок. Рыцари ожидали нападения на остров. Оно не замедлило последовать. В 1480 г. турки атаковали остров Родос. Рыцари выстояли и отбили нападение. Иоанниты просто «мозолили султану глаза» своим присутствием у самых его берегов, мешая хозяйничать на Средиземном море. Наконец терпение турок истощилось. В 1522 г. султан Сулейман Великолепный поклялся изгнать христиан их своих владений. Остров Родос осадила 200-тысячная армия на 700 кораблях. Иоанниты держались три месяца, прежде чем Великий магистр Вилье де Лилль Адан сдал свою шпагу султану. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эвакуацией.

У иоаннитов почти не было земель в Европе. И вот защитники христианства прибыли к берегам Европы, которую они столь долго обороняли. Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне рыцари-госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтийцы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом. В 60-х гг. XVI в. Великий магистр Жан де ла Валлетт, имея в своем распоряжении 600 рыцарей и 7 тыс. солдат, отразил нападение 35-тысячной армии отборных янычар. Осада длилась четыре месяца: рыцари потеряли 240 кавалеров и 5 тыс. солдат, однако отбились.

В 1798 г. Бонапарт, отправляясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России, императора которой, Павла I, они провозгласили в знак благодарности Великим магистром. В 1800 г. остров Мальта был захвачен англичанами, которые не собирались возвращать его мальтийским рыцарям.

После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры. Наконец, в 1871 г. Великим магистром был провозглашен Жан-Батист Чесчиа-Санта-Кроче.

Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное происхождение. Впоследствии существовали две категории вступающих в орден – рыцари по праву рождения (cavalieri di giustizzia) и по призванию (cavalieri di grazzia). В последнюю категорию попадают люди, которые не должны представлять доказательств благородного происхождения. Им достаточно было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками. Также в орден принимались монархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины.

Великие магистры выбирались только из рыцарей благородного происхождения. Великий магистр был почти что суверенным государем острова Мальта. Символами его власти являлись корона, «кинжал веры» — меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иерусалимского двора» и «блюстителя рати Христовой». Сам же орден назывался «Державным орденом Святого Иоанна Иерусалимского».

Рыцари имели определенные обязанности перед орденом – они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магистра, проводили в общей сложности пять лет в конвенте (общежитии, точнее – казарме рыцарей) на острове Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет – эта обязанность называлась «караван».

К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духовно-благотворительную корпорацию, коей остается и поныне. Резиденция мальтийских рыцарей сейчас находится в Риме.

Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из высших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России. При Павле I он назывался Крестом Святого Иоанна Иерусалимского.

Тевтонцы (Тевтонский, или Немецкий, орден. «Орден дома святой Марии Тевтонской»). В XII в. в Иерусалиме существовал госпиталь («странноприимный дом») немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена. Первоначально тевтонцы занимали подчиненное положение по отношению к ордену госпитальеров. Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашен Великим магистром. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов.

Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных «языков» (национальностей), Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей.

Символами ордена были белый плащ и простой черный крест.

Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Палестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены. Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамплиеры во Франции и Англии. Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» — огнем и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив сражаться за Гроб Господень другим. Земли, которые завоевывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена. В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили страны Прибалтики, в начале XIII в. основав Ригу. Так образовалось государство Тевтонского ордена. Далее, в 1243 г. рыцари покорили пруссов и отобрали у Польского государства северные земли.

Существовал еще один немецкий орден – Ливонский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и укрепляя влияние. В 1240 г. союзники ордена – шведы потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича на Неве. А в 1242 г. та же участь постигла и тевтонцев – погибли около 500 рыцарей, а 50 были взяты в плен. План присоединения русской территории к землям Тевтонского ордена потерпел полный крах. Тевтонские Великие магистры постоянно опасались объединения Руси и любыми способами пытались помешать этому. Однако на их пути стал мощный и опасный враг – Польско-Литовское государство. В 1409 г. между ним и Тевтонским орденом вспыхнула война. Объединенные силы в 1410 г. в битве при Грюнвальде разбили тевтонских рыцарей. Но на этом несчастья ордена не закончились. Великий магистр ордена, как и у мальтийцев, являлся суверенным государем. В 1511 г. им стал Альберт Гогенцоллерн, который, будучи «добрым католиком», не поддержал Реформацию, борющуюся против Католической Церкви. А в 1525 г. он провозгласил себя светским государем Пруссии и Бранденбурга и лишил орден как владений, так и привилегий. После такого удара тевтонцы уже не оправились, и орден продолжал влачить жалкое существование.

В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию. Они использовали и символику тевтонцев. Вспомните, железный крест (черный крест на белом фоне) – важная награда «Третьего рейха». Однако самих членов ордена преследовали, видимо, как не оправдавших доверия.

Тевтонский орден формально существует в Германии и по сей день.

Cписок литературы:

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

8-04-2017, 13:38 |


Монашеские и рыцарские ордена Западной Европы это, пожалуй, самая привлекательная тема Средневековья. Наверное, по популярности она стоит в одном ряду с . Тема рыцарских орденов привлекательна своим мистическим смыслом, которым его окружили многие современники. Рыцарские и монашеские ордена стали потом прототипом для создания разных тайных организаций в Европе.

Самым известным орденом является орден тамплиеров. Его настолько уже мистифицировали, приписали ему множество проклятий и убийств. Не все так однозначно. Это тема не совсем чисто историческая. Она скорее похожа на тему больше философскую, которая требует глубокого осмысления. Осмысление нужно для того, чтобы понять, что же все-таки такое средневековый орден, присущ ли ему мистицизм, и разгаданы ли все тайны этих организаций.

Возникновение рыцарских орденов


Традиционно временем возникновения орденов рыцарей приписывают периоду - это примерно начало XII века. Если помните в Клермоне в 1096 г. папа Урбан II созвал собор, провозгласил идею совершить крестовый поход. Необходимо было отбить захваченные мусульманами святые земли в Иерусалиме, в которой располагались главные святыни христиан. Участникам похода должны были простить все грехи.

В ходе движения родились рыцарские ордена, которые сохраняли у себя монашеский устав. Само слово «орден» - буквально означает повиноваться. Так в Раннем Средневековье появились полу монахи и одновременно полу воины. Причем это было не очень характерно для того периода. Одновременно участники ордена могли проливать кровь и молиться, при этом они защищали паломников () на пути в Иерусалим.

Если вдаваться в подробности глубже, то у монашеских орденов была своя гуманная предыстория. Ордена складываются, постепенно начиная еще с VII в. в тот период существовал госпиталь для паломников. Это место где паломники могли отдохнуть, подлечиться. Располагался он в Иерусалиме. Там верующие могли сделать передышку, перед тем как отправиться домой. Госпиталь существовал на пожертвования христианских стран и богатых паломников. После междоусобиц в Арабском халифате госпиталь был закрыт, но 1023 г. по указу Египетского халифа его открыли вновь.

Каким же образом простой госпиталь стал иметь отношение к монашеским орденам? Дело в том, что оказание медицинской помощи было связано с деятельностью монастырей. Монахи были обязаны оказывать приют и помощь странникам и паломникам. Так госпиталь имени святого Иоанна Крестителя в Иерусалиме стал в скором времени монашеским. Монахом тех назвали ионитами, либо госпитальерами.

Превращение монашеского ордена в рыцарский


Для того чтобы монашескому ордену стать военным или рыцарским надо было сделать лишь один шаг. Военный в то время были необходимы для охраны паломников на караванных путях на пути в Иерусалим. Изначально эти военные набирались даже из числа местных арабов-мусульман. Особого значения это в принципе не имело. Они были просто людьми, которые сопровождали караваны с паломниками.

В 1096 г. все изменилось, в 1099 г. первых прошел удачно, взяли Иерусалим. В город въехали паломники (крестоносцы) и их охранники военные. Начинается устройство Иерусалимского королевства. Постепенно часть рыцарей, из числа крестоносцев, поступило на службу в госпиталь Иоанна в Иерусалиме.

1099-1113 гг. Это период скрытого развития госпиталя. Тогда не было еще понятно, что же это за организация. Либо это госпиталь с небольшой военной охраной, либо это все-таки рыцарская военная организация. Далее деятельность этого госпиталя пересекается с деятельностью другой рыцарской организацией. Она станет наряду с госпитальерами самой известным рыцарским монашеским орденом. И ее деятельность будет привлекать внимание историков и других ученых.

Возникновение нового рыцарского монашеского ордена

Гуго де Пейен с другими рыцарями и слугами организовали отряд, который должен был охранять паломников, которые следовали в Иерусалим по сухому пути. Прибыв в Иерусалим рыцари обратились к королю с просьбой назначить их официально охранниками паломников и дать помещение для размещения ордена. Так они пообещали защищать христианскую веру и приносить доход в местную казну.

В помещение рыцарям дали бывшие конюшни, которые находились в ранее существовавшем иудейском храме. Позднее свое название они получили от французского языка - тамплиеры. Так появляется следующий рыцарский монашеский орден, который пока не имеет официального статуса. В нем нет еще никаких правил, отсутствует устав. Изначально это просто организация людей, которые решили посвятить себя такой деятельности - то есть вести войну с неверными и охранять Иерусалимское королевство.

Постепенно появляется и еще один новый орден. Там же в Иерусалиме, при храме Гроба Господня, то есть в центре христианской веры. Это охрана Святого Гроба. Сейчас их называют рыцарями Гробы Господня и нередко их путают с орденом Тамплиеров. Прежде всего, у них похожи на первый взгляд эмблемы. В отличие от остальных орденов - эти рыцари не имеют руководителя (магистра). А подчиняются они напрямую королю Иерусалима. Являясь частью личной армии короля, рыцари Гроба Господня получали от него разные привилегии.

Рыцари Гроба Господня получали оплату от Иерусалимского короля. Однако их почет в обществе был несколько меньше, нежели у госпитальеров и тамплиеров. Эти два ордена жили за счет пожертвований от паломников, купцов. Тамплиеры также пользовались уважением и получали пожертвования от церковных общин и других людей, кто не участвовал в походе непосредственно. Однако эти люди хотели получить благословение Папы и чтобы им отпустили их грехи.

Оформление статуса рыцарских орденов


Только через 20 лет после начала деятельности этих орденов монах и очень почитаемы человек, святой Бернард пишет трактат или устав рыцарского монашеского ордена. В нем он четко определил, что рыцарь-монах это совершенно новая, элитная и престижная, святая и грозная социальная страта. Наличие такого статуса у человека резко возвышал его в обществе.

Член ордена - он монах, именно поэтому

  1. Должен быть сдержан;
  2. Соблюдать все посты;
  3. Ежедневно молиться;
  4. Он не имеет права прикасаться к женщинам;
  5. Не может обладать собственным имуществом.

В обмен на такое послушание он получает хорошее питание, одежду, оружие. Они воевали и хи считали военной элитой того времени. Именно для таких рыцарей впоследствии появилось понятие в современном представлении пенсионное обеспечение. Раненый или увеченный воин все равно продолжался оставаться членом ордена, получал пищу и другие блага. Еще важен был аспект духовный - представитель ордена мог рассчитывать на спасение души. Даже если он совершал какие-то проступки, то война с мусульманами все искупала.

Такие рыцарские организации представляли собой микрогосударство. Они подчинялись магистру, подчинялись дисциплине. Это сделало из важной частью военной структуры. Для них не существовало срока службы в году, как это было, например, у простых рыцарей. Они должны быть всегда готовы по первому же призыву вступить в бой.

Устройство и быт рыцарских монашеских орденов


Тамплиеры и другие ордена всегда были наготове. Даже когда не велись военные действия, рыцарь должен был заниматься ежедневно военной подготовкой:

  1. Тренировки;
  2. Обучение;
  3. забота о своем коне;
  4. уход за своим оружием;

Все это главные занятие члена ордена. Если брать рыцаря госпитальера, то он еще и служит в госпитале, то есть получает медицинские навыки. При этом неважно какому роду принадлежит рыцарь и какое у него звание, заниматься он этим должен.

Можно предположить, что таким образом военная элита становилась все более дисциплинированной и смеренной. Каждый в ордене должен понимать, что он служит более высокой цели и должен ей подчиняться. Главная цель она важнее каких-либо унижений и несчастий, она превыше всего.

Рыцарские монашеские ордена становятся со временем новым ополчением, новой элитой военной иерархии. И многие последующие победы связаны как раз таки с действиями орденов. Любые успехи повышали статус орденов, возвышали их среди остальных военных подразделений. Делались попытки основать новые ордена, их было основано несколько десятков потом. Самые крупные ордена изучены историками, некоторые из них сохранились и до наших дней в той или иной форме, в основном как благотворительные организации.

Вступая в ряды ордена, рыцарь отказывался от своего имущества, от всех материальных благ. Он передавал его своим родственникам. Очень часто рыцари жертвовали свои богатства в пользу ордена. Со временем многие рыцарские организации таким образом разбогатели, в основном за счет участков земли. Это были феодальные участки, которые населяли крепостные крестьяне. Они выполняли все феодальные повинности, а доход шел в пользу ордена .

Расцвет духовных орденов

При всех богатствах, которые получали ордена в качестве пожертвований они не останавливались на достигнутом. Имея общее управление своей собственностью, они рационализировали свои хозяйства и делали их более продуктивными. Так их богатство еще более приумножалось. Можно предположить, что духовные ордена стали в Европе первыми капиталистическими организациями.

Со временем хозяйство таких орденов стало играть даже большую роль, чем их военное составляющее. Они продолжали так же охранять паломников и религиозные объекты. При этом делали это небольшими отрядами. Членом ордена мог стать только знатный человек. Обычно это были младшие сыновья феодалов, которые уже не могли претендовать на получение в наследство земельного надела.

Таким образом, рыцарские организации возникли с начала . Со временем они превратились в мощную военную организацию, которая имела свой устав и была очень дисциплинированной. Во времена своего расцвета они имели обширную хозяйственную деятельность, с которой получали доход в пользу ордена.

Рыцарские ордена видео

Вокруг рыцарей,которых одни называют неус-

трашимыми воинами,защитниками слабых,

галантными кавалерами,а другие-неустойчи-

выми в бою,дикими насильниками,алчными грабителями,вертелась в сущности история

европейского Средневековья,потому что они в те времена были реальной силой,которая тво-

рила историю.Рыцарь - это прежде всего про-фессиональный воин.Но не просто воин. Ры-

царь ”,” Рейтер ”,”Шевалье” …на всех языках

значит “всадник” .Снаряжение Рыцаря было весьма дорогим:ещё в конце Хстолетия,когда

расчёт вёлся на скот,комплект вооружения

вместе с конём стоил 45 коров или 15 кобы -лиц.Аэто величина стада или даже табуна целой деревни!

Но мало взять в руки оружие – им надо уметь

отлично пользоваться.Для этого надо беспрес-

танные тренировкм с самого юного возраста.

Следовательно,тяжёловооружонный всадник должен быть богатым человеком, располагающим временем.

-1-

В XI - XII вв.термин «рыцарь» получил более

широкое значение и обозначал человека благо-

родного происхождения,принадлежащего к военному сословию.

За клятву верности сеньору рыцарь получал

землю с работающими на него крестьянами,

право на суд над ними,право сбора и присвое- ния налогов.

Как же происходил настоящий бой?Два зако-

ванных в железо всадника,закрытых щитами,выставив вперед длинные копья,сши-

бались с налета,и от страшного таранного удара,усиленного тяжестью доспехов и весом

лошади в сочетании со скоростью движения,

один из них с треснувшим щитом и распоро-

той кольчугой или просто оглушенный выле-

тал из седла.Если же доспехи выдерживали,

а копья ломались,начиналась «рубка» на мечах

Удары были редкими,но страшными.Об их силе говорят останки воинов,погибших в сра-

жениях Средневековья,-разрубленные черепа,

перерубленные берцовые кости.Вот ради та-

кого боя и жили рыцари.

Рыцарская честь понималась весьма своеоб-

Разно.Устав тамплиеров разрешал рыцарю

нападать на противника спереди и сзади,спра-

-2-

ва и слева,везде,где можно нанести удар.Но ес-

ли противник заставлял отступить хотя бы

несколько рыцарей,их соратники,заметив это,

как правило,ударялись в паническое бегство,

которое не в силах был остановить ни один

полководец.

Никакой дисциплины у рыцарей не было и быть не могло.Ибо рыцарь-индивидуальный боец,привелигированный воин с болезненно острым чувством собственного достоинства.

Он профессионал от рождения и в военном де-

ле равен любому из своего сословия,вплоть до

короля.В бою он зависит только сам от себя

и может выделиться,быть первым,только по-

казав свою храбрость,добротность своих дос-

пехов и резвость коня.И он показывал это все-

ми силами.

Рыцарей было мало.Например,во всей Англии

в 70-х гг. XIII в.насчитывалось 2750 рыцарей.В

боях участвовало обычно несколько десятков рыцарей,и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями,редко переваливая за тысячу.Понятно,что это мизерное количест-

во полноценных бойцов нельзя было растрачи- вать,распылять по мелочам.И тогда с конца

XI в.,во время крестовых походов,стали возни-

-3-

кать духовно-рыцарские ордена со строгими

уставами,регламентирующими боевые дейст-

вия.

ТАМПЛИЕРЫ. Официально этот орден назы-

вался «Тайное рыцарство Христово и Храма

Соломона»,но в Европе был известен как Ор-

ден рыцарей Храма.Его резиденция находилась в Иерусалиме,на месте,где,по преданиям,был

расположен храм царя Соломона.Самих же рыцарей называли храмовниками.

На печати тамплиеров были изображены два

рыцаря,скачущих на одной лошади,что долж-

но было говорить о бедности и братстве.Сим-

валом ордена стал белый плащ с красным вось-

миконечным крестом.

Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях,а особенно об охране паломников».Устав запрещал любые светские развлечения,смех,пение и т.д.Рыцари

должны были дать три обета:целомудрия,

бедности и послушания.Дисциплина была жесткой.Орден подчинялся только своему Ве-

ликому магистру и Папе римскому.

-4-

ГОСПИТАЛЬЕРЫ.Официальное название-

«Орден всадников госпиталя Святого Иоанна

Иерусалимского».Первоначально главной зада-

чей ордена был уход за больными и ранеными.

Рыцари раздавали безвозмездную помощь бед-

някам,устраивали для них три раза в неделю

бесплатные обеды.Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младен-

цев.Однако с середины XII в.главной обязанно-

стью рыцарей становится война с неверными

и охрана паломников.

Рыцари принимали три обета:бедности,це-

ломудрия и послушания.Символом ордена стал

восьмиконечный белый крест.Первоначально

он находился на левом плече черной мантии.

Позднее рыцари стали носить красное одеяние

с нашитым на груди крестом.В ордене были три категории:рыцари,капелланы и служащая

братия.Во главе ордена стоял Великий магистр.Для принятия важных решений соби-

рался генеральный капитул.

ТЕВТОНЦЫ .(«Орден Дома Святой Марии

Тевтонской»).В XII в. В Иерусалиме существо-

вал госпиталь немецкоязычных паломников.

Он и стал предшественником Тевтонского

ордена.

-5-

Рыцари ордена давали обеты целомудрия,по-

слушания и бедности.В отличие от других ор-

денов,рыцари которых были разных «языков»

(национальностей),Тевтонский орден в основ-

ном состоял из немецких рыцарей.

Символом ордена были белый плащ и прос-

той черный крест.

Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению

раненых.Орден стал заниматься «благой дея-

тельностью»-огнем и мечом нести слово Хри-

тово в восточные земли.Земли,которые завое-

вывали рыцари,становились их владением при

верховной власти ордена.

Рыцари покорили страны Прибалтики,осно-

вав город Ригу.Они покорили пруссов и отобра-

ли у Польского государства северные земли.Од-

нако план присоединения русской территории

к землям Тевтонского ордена потерпел пол-

ный крах.

В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию.Они

использовали и символику тевтонцев.Желез-

ный крест (черный крест на белом фоне) был

важной наградой «Третьего рейха».

Тевтонский орден формально существует в

Германии и по сей день.

-6-


Ученицы 3-а класса

Украинской гимназии№1

Корсюченко Евгении

КРЕСТОВЫМИ ПОХОДАМИ называют воен-

ные экспедиции,организованные западным хри-

стианским миром против мусульман.Их целью

являлось завоевание Иерусалима и Святой зем-

ли(Палестины).С 1095г. по 1291г. было пред-

принято восем крупных походов в Святую зем-

лю.Кроме того,крестовыми походами также

считаются экспедиции против язычников или

еретиков в самой Европе(например,завоевание

прибалтийских земельТевтонским орденом,

войны с маврами в Испании,войны с еретика-

ми-альбигойцами в Южной Франции,военные операции венгерских войск против еретиков в Боснии.

Крестовые походы были вызваны не только чисто религиозными устремлениями,но и тем

что с конца Хв.Европа переживала экономиче-

ское возраждение и вела с мусульманским миром борьбу на торгових путях Средиземно-

морья:контроль над Полестиной значительно

облегчил бы торговые предприятия европей-

ских купцов.В это же время в условиях срав-

нительного благополучия увеличивалось евро-

пейское население,а так как военное дело было

довольно выгодным занятием,то в Европе ско-

пилась огромная военная сила,готовая к

-7-

самым рискованным предприятиям и не нахо-

дящая применения дома.

18 ноября 1095г. во французском городе Клермоне Папой Урбаном II был созван церко-

вный собор,поддержавший идею войны с му-

сульманами за христианские святыни на Вос-

токе.Участникам похода даровалось проще-

ние всех грехов.Отправляющиеся в Святую

землю давали обет нести крест на плечах

своих до конца и действительно пришивали к своей одежде кресты,отчего и звались крестоносцами.

Loading...Loading...