Е шварц дракон краткое содержание. Убить дракона… в себе


Здесь после окончания просмотра можно будет обсудить фильм "Убить дракона"

Круг вопросов для обсуждения (кроме любых личностных мнений):

1. Актуальность фильма

2. Крылатые выражения (несколько) с Вашими замечаниями и размышлениями

3. Смысл финального фрагмента

4. Логика введения эпилога

5. Соотнесение с текстом источником. Интересно порассуждать о разнице в заглавии

Фильмография

Режиссёр-постановщик: Марк Захаров
Авторы сценария: Григорий Горин, Марк Захаров
Главный оператор: Владимир Нахабцев
Главный художник: Олег Шейнцис
Композитор: Геннадий Гладков
Режиссёр: Александр Хайт
Звукооператор: Евгений Фёдоров
Стихи: Юлий Ким
Монтажёр: Валентина Кулагина

Александр Абдулов — Ланцелот
Олег Янковский — Дракон
Евгений Леонов — Бургомистр
Вячеслав Тихонов — Шарлемань, архивариус
Александра Захарова — Эльза, дочь архивариуса
Виктор Раков — Генрих, сын бургомистра
Александр Збруев — Фридрихсен, местный учёный
Ольга Сошникова — жена Фридрихсена
Анна Фроловцева — экономка
Семён Фарада — дирижёр
Андрей Толубеев — шляпник
Александр Филиппенко — кузнец
Ольга Волкова — жена кузнеца
Вячеслав Полунин — воздухоплаватель
Борис Чунаев — рыбак
Франк Мут — молодой рыбак
Игорь Фокин — тюремщик
Джамбул Худайбергенов — начальник охраны
Вячеслав Войнаровский — гость

Рубрики:

Метки:

На мой взгляд, интереснее сравнивать три явления: пьесу Шварца, фильм Захарова и современную действительность. Как уже отметил Дмитрий Владимирович, оба произведения крайне актуальны сейчас в идеологическом плане, а всё потому, что проблемы затрагиваются философские и общечеловеческие, характерные, как показывает история, для многих эпох.
Известно, что Шварц в пьесе 1943 года изобличал фашизм, а на его фоне – диктатуру в принципе. Неслучайно Дракон появляется в облике «пожилого, но крепкого, моложавого, белобрысого человека с солдатской выправкой; волосы ёжиком», а сцена битвы подана в том же виде, в каком советским гражданам сообщалось о событиях на фронте: никто ничего не видит, но все слышат некое «коммюнике», и все вынуждены ему верить, потому что ничего другого не остаётся. Но здесь Шварц вводит образ Мальчика, видящего всё в реальном свете, поскольку «устами младенца глаголет истина». Как же окружающие реагируют на правду? Очень предсказуемо: действительность коверкают до политически безопасной для горожан, а сомнения Мальчика оставляют неразрешенными, не комментируя эти странные «толкования». В фильме М. Захарова также есть детали, указывающие на символику фашизма. Дракон, например, появляется сначала в характерной каске (образ немецкого фашизма), затем в виде элегантного улыбчивого денди (итальянский фашизм) и, наконец, в костюме самурая (японская фашистская «ассоциация помощи трону»). Таким образом, Дракон здесь – собирательный образ, а не конкретный исторический персонаж, что выводит идеи из фильма в общечеловеческий контекст.
Показательна в этом отношении фраза «Единственный способ избавиться от дракона – это иметь своего собственного»: чтобы победить фашизм, необходимо иметь собственного диктатора, и таких диктаторов в СССР было немало. Вот почему в пьесе Шварца мы видим в образе Бургомистра черты Сталина: до революции был рядовым членом партии, со временем, когда умер «вождь революции», начал постепенно убирать соперников и в конце концов стал полновластным диктатором (о детальном сходстве со сталинским режимом Вика упомянула в своём рассуждении). Но в фильме образ Бургомистра намного сложнее, быть может, потому что был сделан уже в 1988 году. Здесь мы находим черты и Сталина, и Брежнева, любившего целоваться с «важными людьми», и Горбачева, отменившего сухой закон. Может, есть там и другие указания, на которые я не обратила внимание. Таким образом, в фильме исторические границы гораздо более расширены, а детали, указывающие на различные эпохи, гораздо ярче. Насколько узнаваем был «президент свободного города», показывавший пример уборщице, выбиравший нового руководителя («он хуже всех слышит») и объявлявший о мнении выбранного «руководителя» только тогда, когда его уводят. Разве не то же самое наблюдаем мы сейчас во время предвыборных кампаний? Показная забота о благе народа, мнимые гласность и свобода выбора и конечно, иллюзия работы по улучшению жизни общества (по прибытии Ланцелота Бургомистр выставляет свадьбу как подготовленную для героя-победителя) – всё это есть черты и современного политического устройства в том числе.
В образе Ланцелота же, по моему мнению, реализуется мыслящая и действующая часть общества, борющаяся с тоталитаризмом. Если у Шварца в пьесе звучит вера в то, что прогрессивно настроенные умы победят «дракона» в каждом человеке, то создатели фильма – Г. Горин и М.Захаров – проводят совершенно другую мысль, для изображения которой даже изменяют финал. Ланцелот здесь выкрикивает в порыве: «Ну поймите же, он здесь (показывает на голову); я сейчас заставлю каждого это понять и убить дракона… в себе! Вы понимаете?! В себе!», то есть создатели фильма считают, что никто не поможет человеку уничтожить в себе раба, кроме него самого. Горожане поэтому встают перед Ланцелотом на колени и отказываются подниматься, видя в нём нового «вождя», демонстрируя стадность. Одна только Эльза демонстрирует свою индивидуальность (видна с момента её отказа от убийства) и уходит от героя, в повелительном тоне которого действительно просматриваются черты диктатора. Здесь по-настоящему свободной оказывается только она, предпочитающая жизни с новым «повелителем»личную свободу.
Именно финал коренным образом отличает фильм от пьесы. В том далёком 43-м ещё не знали, что будет победа, за которой последуют новые репрессии, смена диктаторов и будет продолжаться «крой» человеческих душ вплоть до сегодняшнего дня. Кроме того, жанр пьесы – сказка, вот почему финал столь оптимистичен: Ланцелот и его соратники мечтают «в каждом убить дракона», а последнее изречение Ланцелота – «И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!» Не правда ли, эта фраза чересчур жизнерадостна для такой сказки? На протяжении же всего фильма звучали такие высказывания: «Я начал завидовать рабам. Они всё знают заранее. У них твёрдые убеждения. Наверное потому что у них нет выбора»; «»Хотите им нового счастья, а они старым дорожат»; «Никто не умеет молиться, потому что не знают, кому». Кроме того, очень ярко показана анархия и безыдейность, отсутствие границ и морали после обретения «свободы». С высоты прошедших лет смотрели на тоталитаризм Горин и Захаров, поэтому в фильме есть ещё одна финальная сцена в заснеженном поле. Казалось бы побеждённое диктаторство теперь протягивает свои щупальца в будущее, подчиняя себе детские души постепенно, сначала через игру в воздушного змея. И Ланцелот уходит в белую даль рядом с «Драконом», в окружении детей, и мы понимаем, что уходят они вместе, и будут вместе строить новый город с новыми людьми, в души и умы которых Ланцелот привнесёт свои идеи, и где Дракон установит такой привычный и удобный порядок с системой полного подчинения.
Лицоева Настя

История создания фильма
Основой сценария ленты, написанного Григорием Гориным и Марком Захаровым, стала пьеса известного советского драматурга Евгения Шварца "Дракон".
Над созданием пьесы Шварц трудился с 1942 по 1944 год, находясь в эвакуации в Сталинабаде. У этого сочинения Шварца была поначалу не очень успешная судьба. Впервые "Дракон" был показан в Ленинградском театре Комедии еще в годы войны. После московской премьеры спектакля, поставленного Николаем Акимовым, спектакль был снят, а пьеса была запрещена.
Долгих 18 лет ни в одном советском театре не ставилась эта пьеса. Лишь во время хрущевской «оттепели», в 1962 году, когда Евгения Шварца уже не было в живых, Акимов вновь поставил "Дракона" в своем театре.
Примерно в то же время Марк Захаров поставил "Дракона" в Студенческом театре МГУ. Это была первая постановка пьесы в Москве, и ее жизнь на сцене также была короткой. Как вспоминал сам Марк Анатольевич:
«"Дракон" шел не очень долго: до посещения Никитой Сергеевичем Хрущевым выставки абстракционистов. Потом изменился климат во всех сферах, и спектакль пришлось снять».
Через четверть века Захаров вновь вернулся к "Дракону", но на этот раз в планах режиссера было создать киноверсию пьесы. Как и при создании большинства своих экранных работ, Захаров к съемкам в картине привлек актеров руководимого им Театра имени Ленинского комсомола – Александра Абдулова, Олега Янковского, Евгения Леонова, Александра Збруева, Александру Захарову и других. Не обошлось, конечно же, и без «рекрутов» со стороны. В новом для себя амплуа выступил Вячеслав Тихонов, создавший на экране образ интеллигента, чья воля полностью подавлена деспотичной властью. В небольших, но ярких ролях в фильме появились Ольга Волкова, Семен Фарада, Александр Филиппенко, Вячеслав Полунин.
По мнению же известного киноведа Кирилла Разлогова, наиболее запоминающимся персонажем картины стал Дракон в исполнении Олега Ивановича Янковского, который сыграл не одну, а три роли – по числу воплощений его героя:
«Победителем этого своеобразного актерского «конкурса», безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после "Поцелуя" Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия - все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства».
Вышедший в самый разгар горбачевской «перестройки», фильм "Убить дракона" стал своеобразным документом эпохи и одним из ее символов. Главная мысль картины – «убить дракона в себе» почти дословно рифмовалась с лозунгом новой политической концепции – «начни перестройку с себя».
Фильм Убить дракона стал обладателем премии "Ника" за 1989 год в двух категориях: «За лучшую музыку к фильму» (Геннадий Гладков) и «За лучшую работу художника по костюмам» (Наталья Монева). Олег Янковский, исполнивший в картине роль Дракона, на кинофестивале "Созвездие" был отмечен призом «За выдающийся вклад в профессию».
Как и лента "Тот самый Мюнхгаузен", фильм "Убить дракона" был создан в сотрудничестве с германскими кинематографистами. Многие натурные эпизоды были сняты на старинных улочках немецких городов, которые стали великолепными декорациями для съемок картины.

Когда снимали кадры для самого начала картины «Убить дракона», исполнитель главной роли Александр Абдулов со свойственным ему максимализмом отказался от помощи каскадеров. Режиссер Марк Захаров знал, что спорить с ним не имеет смысла. У актера были свои представления о профессии, которые он никогда не нарушал. Если была хоть малейшая возможность выполнить трюк самому, он так и поступал. И это его подняли краном за ноги на высоту 45 метров.

Поскольку картина была советско-германская, на съемках присутствовал немецкий продюсер. Марк Захаров спросил его, сколько бы тот заплатил за такой трюк немецкому актеру. Тот ответил без колебаний — тридцать тысяч марок. А Абдулову по разнарядке полагались только суточные. Потом актер с режиссером все обсуждали эту невероятную для советских людей сумму 30 ТЫСЯЧ! и фантазировали, как бы ее можно было потратить!

Когда начались съемки, предполагалось, что у картины будет совсем другое название «Странствующий рыцарь». Странствующий рыцарь - это Ланцелот, потомок того самого легендарного Ланцелота, который совершил всем памятный подвиг, убил дракона! Но теперь все КАЖЕТСЯ похожим на то древнее предание, и все-таки ВСЕ по-другому. Когда Лонцелот разговаривает с рыбаками он удивленно замечает, что рыбаков, в принципе, Дракон устраивает. И они совсем не готовы к тому, что Дракона нужно убить.

«Дракон» - это сказочная пьеса драматурга Шварца, вершина его творчества. Евгений Шварц написал ее в 1943 году, когда могло показаться, что она про фашизм, который хочет завладеть миром. Под этим идеологическим прикрытием тогда же, в годы войны "Дракон" был показан в Ленинградском театре Комедии. После московской премьеры спектакля, поставленного Николаем Акимовым, «Дракон» был снят, а пьеса была запрещена. Ведь советские цензоры не ели свой хлеб даром. За виртуозным эзоповым языком Шварца они безошибочно увидели критику советской власти, однопартийной системы, тоталитарного государства.

Цитата ИЗ ФИЛЬМА:

— Ради кого идете на смерть? Ходите подарить им свободу? А что они с ней будут делать? Зачем она им, не думали? Фридрихсен, тебе нужна свобода?

— Мне? Ну зачем?

— А может вам, сударыня?

— Зачем мне свобода? Я замужем!

————————————————

В среде интеллигенции это произведение считалось культовым. Делались даже попытки его поставить. Одна из них, наиболее успешная, была осуществлена начинающим режиссером Марком Захоровым в 1962-м в студенческом театре МГУ. На одну из генеральных репетиций приехали Олег Ефремов, Валентин Плучек и другие звезды постановочного дела. Они не только посмотрели, но и надавили на принимающую комиссию своим авторитетом. Под их нажимом спектакль Захарова был принят, но просуществовал недолго. Как только разразился скандал по поводу знаменитой выставки абстракционистов в московском Манеже, опасную пьесу тут же закрыли. Раз и навсегда. Поэтому, когда Захаров написал председателю Гостелерадио Леониду Кравченко заявку на постановку «Дракона» все ждали решения с оптимизмом: ведь в стране начались новые времена, все запрещенное начали снимать с полок, печатать, публиковать, ставить. Почему бы не поставить и «Дракона». А уже если кто-то возьмется за это - то конечно, режиссер воплотивший до этого «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца Марк Захаров.

Цитата ИЗ ФИЛЬМА:

Во первых он начал большое строительство, а во вторых - запретил цыган

———————————————

Захаров счастлив. Его заветная мечта осуществится. Он уже решил для себя, что Ланцелота сыграет только Александр Абдулов - звезда его театра имени Ленинского Комсомола. А Бургомистра - исключительно Евгений Леонов.

По поводу дракона тоже не было особых сомнений. Безусловно - это Олег Янковский. Марк Захаров пишет даже специальное письмо с просьбой в качестве исключения утвердить этих актеров на свои роли без проб, учитывая их большой опыт работы в кино и что они уже снимались в фильмах Марка Захарова.

На роль отца Эльзы он приглашает актера не из театра, которым руководит, а «со стороны». Вначале ведутся переговоры с Алексеем Петренко, потом уже вроде бы окончательно утверждается Олег Борисов, но в конце концов роль достается Вячеславу Тихонову.

На роль возлюбленной Ланцелота Эльзы утверждается дочь режиссера Александра Захарова.

Несмотря на все старания Николай Караченцов уже не подходит по возрасту на роль лучшего ученика дракона Генриха и здесь мы видим одно из первых появлений на экранах будущей звезды Ленкома Виктора Ракова.

А еще в картине Захаров снимает лицедея Вячеслава Полунина. Он играет очень трудный и нужный фильму образ горожанина, который убил в себе поэзию полета и превратился в человека с тачкой.

Текст песен пишет Юлий Ким, музыку Геннадий Гладков. «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Формулу любви» - Марк Анатольевич делал именно с ними. И в конечном итоге собирается любимая зрителями по предыдущим телевизионным проектам талантливая захаровская команда. Вот только появилась идея, что неплохо бы эту картину сделать не телевизионной, а выпустить ее в широкий прокат на большие экраны.

Для Марка Захарова - это незнакомый опыт. Но проектом заинтересовались немецкие продюсеры и готовы финансово поддержать будущую картину, в том числе и качественной кинопленкой. У Марка Захарова со времен «Обыкновенного чуда» остались прекрасные отношения с кинематографистами Германии. Как и в «Обыкновенном чуде», многие сцены «Дракона» снимались на натуре в средневековых замках. Особенно облюбовали кинематографисты замок в городе Мальборк в Германии. Многие натурные съемки были сняты на старинных улочках немецких городов, которые стали великолепными декорациями. Снимали также в польских городах - Гданьске и Вроцлаве.

Внимание к сценарию возрастает и появляются серьезные замечания со стороны комиссии Мосфильма. Захарову рекомендуют выровнять ритмику обеих частей, более выразительно прописать образы положительных и отрицательных героев, определиться с жанром своего произведения, отказаться от публицистических реплик на злобу дня, переработать финал. И еще: картину просят удешевить. Новые времена - трудные. Бюджет студии сокращается. Режиссеру рекомендуют подумать об отказе от сложных трюков и дорогостоящих сцен.

ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА:

Смелые люди, но всего боятся.

—————————————————

Но тонкое чутье подсказывает Захарову: трудности заключаются не в рекомендациях худсоветов, которых за свою жизнь он наслушался предостаточно. Нет, сложности будущего фильма заключались в другом: в бурных переменах, происходивших в обществе. Он понимает, что зрителю сегодня может уже и не понадобится шварцевский Дракон со всеми его зашифрованными образами, тонкими намеками и юмором с потайными смыслами.

Он обращается к своему проверенному соавтору Григорию Горину, чтобы совместно с ним решить, как преподнести Дракона зрителям во взбудораженной стране. В какой-то степени они становятся заложниками этого бурного времени. Ведь все уже начали говорить буквально. Никому больше не нужны пародии. Никто не собирается читать между строк. Зачем? Все что приходит на ум можно выкрикнуть на площади, напечатать в газете, прочитать в Огоньке. Драконов, которые правят столетиями, кажется, больше никогда не будет. Образы, показанные в фильме воспринимаются как ретро. Зачем вообще нужно вспоминать былых генсеков, увешанных орденами?

Им тогда показалось, что мало кто услышал идею, о которой в голос кричал мудрый Шварц, и из-за которой за постановку «Убить дракона» взялись Захаров, Горин и вся их команда.

Сначала в фильме жители города не готовы к тому, что Дракона вообще нужно убивать. Это делает иноземец, который не ценит местных традиций. Жители Драконии умудряются придумать для себя, как оправдать любой поступок и любую жестокость своего тоталитарного хозяина. Они готовы не видеть, не слышать, не думать, не обсуждать.

ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА:

Это не народ, это хуже народа. Это лучшие люди города.

——————————————

Критика была в восторге от работы Олега Янковского. Иностранная пресса писал о нем: Невероятно! Он играет одними глазами!

Его трехголовый дракон - это и образ трех страшнейших диктатур двадцатого века. Это и триединство армии, тайной полиции и бюрократии. Он и циничный злодей и тонкий психолог.

Дракон - это и ловкий мудрец, который лучше Ланцелота понимает, что жители Драконии просто не готовы существовать без жесткого подчинения. И правда: город в котором никогда ничего не случалось, без дракона начинает переживать свои самые худшие времена.

Ланцелот, который хотел освободить, принес только вред. Рабская психология не уходит из душ горожан вместе с драконом. Ведь дракон поселился в каждом из них. Лишиться дракона - это все равно что лишиться смысла жизни.

ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА:

Единственный способ избавиться от дракона - это иметь своего собственного

——————————————-

Вот почему бургомистр очень быстро переписывает миф про победу над драконом под себя и занимает его вакансию. Если использовать старую схему, то руководить этими людьми можно очень легко. Достаточно только один абсурд поменять на другой. И красавица невеста уже с ним собирается под венец.

Ланцелот в растерянности. Все происходит не так, как должно происходить в сказке! В сказке добро побеждает зло - и все! А здесь на смену зла приходит новое зло, и неизвестно какое из них хуже! Более того, от этого что-то неправильное начинает происходить в душе самого Ланцелота. Он тоже в чем-то делается Драконом.

Трудно представить, сколько Захаров с Гориным переписали финалов для фильма «Убить Дракона»! Подобно времени за окном, он писали жесткое и в чем-то реалистичное произведение. Ну не получалось здесь никакого хэппи-энда! Не получалось безграничной солнечной любви! Не получалось сказки! Даже улыбнуться для Лонцелота - теперь большое усилие. Эльза немного помогает этому, но как можно улыбаться в городе, в котором дракон проник в душу каждого человека.

Пророчество оказалось пророческим. Через четверть века остановившись, чтобы отдышаться, можно наконец-то посмотреть на себя в захаровское зеркало и пусть с опозданием расслышать все предупреждения, которые двадцать пять лет назад могли, как казалось, относится к кому угодно, но только не к себе.

В 1962 году Марк Захаров фактически начинает свой путь в режиссуру с «Дракона». В 1988 году он выпускает «Убить дракона» на большие экраны и после этого порывает с кинематографом. Он сам себя чувствует Ланцелотом, у которого опускаются руки и разочарование отравляет душу. Но бывают случаи, когда фильмы со временем не стареют. И тогда им обязательно нужно дать новый шанс, чтобы посмотреть их новыми глазами.

Действующие лица:

Дракон
Ланцелот
Шарлемань, архивариус
Эльза, его дочь
Бургомистр
Генрих, его сын
Кот
Осел
1-й ткач
2-й ткач
Шапочных дел мастер

Музыкальных дел мастер

Кузнец
3 подруги Эльзы
Часовой
Садовник
2-е горожан и 2 горожанки
Мальчик
Разносчик
Тюремщик
Лакеи, стража

Действие первое

В уютный домик архивариуса Шарлеманл заходит Ланцелот. Хозяев нет, и он расспрашивает о них Кота. Кот рассказывает гостю, что четыреста лет назад их город захватил Дракон, который считается непобедимым, хотя последние двести лет никто не пытался с ним воевать. Каждый год он выбирает для себя девушку, которую впоследствии некто никогда не видит. На этот раз Дракон выбрал Эльзу» Появляются Шарлемань с дочерью. Они улыбаются. На завтра, когда Дракон заберет Эльзу, архивариус наметил самоубийство. Он вспоминает, как добр был Дракон к горожанам: однажды, во время эпидемии холеры вскипятил озеро, чтобы люди пили кипяченую воду, а также избавил город от цыган, потому что они «бродяги по природе, по крови. Они - враги любой государственной системы... Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей...» Дракон исправно объедает горожан, которые платят ему огромную дань, но горожане довольны: пока Дракон с ними «ни один другой дракон не осмелится их тронуть». На возражение Ланцелота о том, что все остальные драконы давно перебиты, Шарлемань отвечает: «А вдруг нет? Уверяю вас, единственный способ избавиться от драконов - это иметь своего собственного». Ланцелот объявляет, что намерен сразиться с Драконом и спасти Эльзу и горожан. Все принимаются отговаривать его. Появляется Дракон в человеческом облике. Он по желанию меняет головы, т. к. их у него три. Дракон пытается запугать Ланцелота, а затем объявляет, что принимает бой и убьет рыцаря немедленно. Ho Шарлемань напоминает Дракону, что по собственноручно подписанному им триста восемьдесят девять лет назад документу, всякий, вызвавший Дракона на бой, находится в неприкосновенности до дня боя, назначенного самим вызвавшим, а весь город обязан помогать ему, и никто впоследствии не будет наказан. Дракон соглашается и улетает. Эльза продолжает отговаривать Ланцелота от поединка. Она уверяет, что ей не страшно умирать молодой, что весь город будет два дня скорбеть о ней (есть булочки под названием «бедная девушка»), что ее жених не в обиде (Дракон назначил его своим личным секретарем). Ланцелот повторяет, что единственный выход - убить Дракона. Появляется Бургомистр. Он болен всеми психическими болезнями сразу. Бургомистр заявляет, что лучшие люди города (которые жмутся по стенам) пришли уговорить его отказаться от поединка. Ланцелот понимает, что эти «людишки прибежали сюда на цыпочках, чтобы не разбудить настоящих людей». Входит Лакей. Это Генрих. По поручению Дракона он передает бывшей невесте отравленный нож, чтобы та убила Ланцелота до поединка - иначе Дракон перебьет всех ее подруг. Эльза берет нож.

Действие второе

Бургомистр беседует с Генрихом. Тот отмечает, что ночью Дракон сильно нервничал перед предстоящим поединком. Генрих прямо спрашивает отца, может ли Ланцелот победить Дракона. Бургомистр отвечает во вполне верноподданическом духе, уточняет у сына, хорошо ли Генрих запомнил лестные эпитеты, данные в ответе Бургомистром Дракону: он знает, что Генрих тайно допрашивает его по приказу Дракона. При появлении Ланцелота Бургомистр приглашает его на заседание городского самоуправления, чтобы там подобрать рыцарю подходящее оружие. Генрих вновь убеждает Эльзу убить Ланцелота, говоря, что тогда Дракон обещал отпустить девушку и выдать ее за Генриха. Эльза отвечает, что не верит ему. А когда Генрих уходит, шепчет, что не убьет ни Ланцелота, ни себя. Она хочет быть счастливой, а не умирать во цвете лет. Ланцелоту выделяют тазик цирюльника вместо шлема, медный поднос вместо щита и выдают справку о том, что копье находится в ремонте. Дракон сам уговаривает Ланцелота не сражаться за людей с такими низкими и подлыми душами: «безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему, бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души». По приказу Дракона Ланцелот прощается с Эльзой. Они целуются и объясняются в любви. Эльза бросает нож прочь. Она верит в то, что Ланцелот победит Дракона.

Кот сводит Ланцелота с Настоящими горожанами. Ткачи приносят рыцарю ковер-самолет, Шапочных дел мастер - шапку-невидимку, Кузнец - меч, а Музыкальных дел мастер - музыкальный инструмент, который сам играет. Все они признаются, что много поколений людей.ждало прихода Ланцелота и готовилось к нему.

Начинается бой, Площадь заполнена народом. Соседи не желают узнать Шарлеманя (с тех пор, как он «подружился с чуяшм»). Горожане удивляются, почему Ланцелот не сдается и спустя десять минут, после начала боя - ведь всем известно, что Дракон непобедим. Генрих периодически обнародует коммюнике с поля битвы, в которых превозносит Дракона и утверждает (несмотря на падающие на площадь одна за другой драконьи отрубленные головы), что все идет согласно разработанной Драконом диспозиции. Только Мальчик реагирует непосредственно и спрашивает, почему Ланцелот побеждает. Чем слабее становится Дракон, тем свободнее ведут себя люди: «признают» Шарлеманя, сокрушаются о том, «сколько времени... потеряли, бегая лизать лапу этому одноголовому чудовищу», начинают продавать игрушки-карикатуры на Дракона. Наконец тело Дракона падает на площадь. Бургомистр радуется, потому что сознает, что власть неожиданно легко сама собой свалилась ему в руки. Упавшие головы Дракона подзывают горожан, умоляя дать глоток воды. Никто не реагирует. Рядом лишь смертельно раненый Ланцелот, про которого тоже как-то забыли. Перед смертью Ланцелот обращается к людям: «He бойтесь. Это можно - не обижать вдов и сирот. Жалеть друг друга тоже можно - и вы будете счастливы».

Действие третье

Спустя год Генрих репетирует с горожанами сцену прославления Победителя Дракона - которым признан Бургомистр, ныне считающийся Президентом вольного города. Президент намерен жениться на Эльзе. Тюремщик докладывает, что, несмотря на огромное число арестов и переполненные камеры, в городе по-прежнему пишут на заборах букву «Л» (что означает «Ланцелот»), а также фразы «Президент - скотина», «Его сын - мошенник») и проч. Шарлемань отказывается привести дочь и поверить в то, что Бургомистр убил Дракона. Из разговора Бургомистра с Генрихом следует, что отец и сын по-прежнему следят друг за другом, перекупая доносчиков. Бургомистр поручает Генриху выведать у Эльзы, где находится Ланцелот. А сам прячется, чтобы подслушивать. Генрих, уверяя Эльзу, что они совершенно одни, вспоминает, как они дружили в детстве, и просит откровенно рассказать все, что она знает об исчезновении Ланцелота. Эльзе необходимо поговорить об этом хотя бы с кем-нибудь, и она рассказывает, что Кот и Осел везли умирающего Ланцелота в горы подальше от людей. Кот вернулся и подтвердил, что Ланцелота больше нет. Бургомистр вылезает из-за занавески. Эльза в ужасе. Приходят гости на свадьбу. Бургомистр во всем копирует поведение Дракона. Генрих представляет собравшимся новую версию гибели Дракона- «Год назад самоуверенный проходимец вызвал на бой проклятого дракона. Специальная комиссия, созданная городским самоуправлением, установила следующее: покойный наглец только раздразнил покойное чудовище, неопасно ранив его. Тогда бывший наш бургомистр, а ныне президент вольного города, героически бросился на дракона и убил его, уже окончательно, совершив различные чудеса храбрости. Чертополох гнусного рабства был с корнем вырван из почвы нашей общественной нивы. Благодарный город постановил следующее: если мы проклятому чудовищу отдавали лучших наших девушек, то неужели мы окажем в этом простом и естественном праве нашему дорогому избавителю». Во время обряда бракосочетания, который совершает Генрих, ставший теперь бургомистром, Эльза отвечает «нет». Входит Ланцелот в шапке-невидимке, затем обнаруживает себя. Эльза бросается к нему. Бургомистр соглашается без боя отдать Эльзу. Генрих готов выдать отца и начинает доносить на него. Ланцелот укоряет жителей за то, что не смогли без него отстоять свою свободу, пошли в тюрьму, позволили себя унижать. Эльза говорит Ланцелоту, что по-прежнему ждет и любит его, как и Шарлемань. Объявляется свадьба Эльзы и Ланцелота. Он остается в городе, чтобы «убить дракона» в каждом из жителей, которых он, несмотря ни на что, любит и готов посвятить свою жизнь их освобождению.

Loading...Loading...