Эльфы — древняя раса нашей планеты — Храм Истины. Виды эльфов - эльфы - магические расы - справочник по магии - мир магии

В многочисленных сказках говорится об удивительных эльфах, которые отличаются хрупким телосложением, невысоким ростом, длинными ушами заостренной формы. Главным отличием эльфов являются магические способности. Существовали ли эльфы на самом деле? Кто они?

В летописях старинного монастыря рассказывается, что в XV столетии в горном районе Шотландии люди нашли человека, который умирал от ран. Человек говорил на неизвестном языке. Он был слабым и худым. После того, как медики смогли его вылечить, человек удивил ловкостью в стрельбе из лука, а также фехтовании. Незнакомец не допускал ошибок! Вскоре он смог выучить язык. Именно тогда он сказал, что принадлежит к народу Эльфов, который живет очень далеко. Важно отметить то, что у парня были заостренные уши, как у настоящих Эльфов. Тем не менее, люди, которые жили в средневековье, были уверенны в том, что это признак принадлежности к тем, кто служат дьяволу.

Также можно изучить семейную хронику Норвегии, в которой рассказывается история, как в XVI столетии, молодая девушка стала женой высокого и красивого парня, который был представителем эльфов. Юноша показывал удивительные способности в стрельбе из лука. Парня подвергли к преследованию из зависти. Мужчина смог стать отцом двух красивых дочерей, у которых также были заостренные уши.

Важно отметить то, что представители различных народов на протяжении столетий описывают эльфов почти одинаково. Если все записи составлялись правильно, то благодаря ним можно узнать, какими на самом деле были эльфы.

Чаще всего люди встречались с эльфами с двенадцатого по шестнадцатый век. На основе изученной информации, были выдвинуты две версии. Согласно первой гипотезе, эльфы – это человеческие существа с дополнительными генами. Благодаря особенным генам у них получается развивать паранормальные способности. Согласно второй гипотезе, эльфы – это существа, которые могут приходить из параллельного мира в наш.

Приблизительно с VII-VI тыс до н.э. человеческая память сохранила, одновременно с великанами, эльфов - белых и черных.

В скандинавской «Старшей Эдде» отмечается, что боги сначала создали цвергов -- гномов, а потом уже и эльфов: Сошлись на судьбище, по лавкам сели, совет держали все вышние боги: кому-то должно карликов сделать из крови Бримира из кости Блаина; был Мотсогнир сделан и назван первым в народе цвергов.

А вот родословная Ловара предков - потомков Двалина, чей род явился из камня земного, пришел из трясины на песчаную землю…

Позже «Младшая Эдда» добавила подробности о стране эльфов - Альвхейме: «Там обитают существа, называемые светлыми альвами. А темные живут в земле, у них иной облик и совсем иная природа. Светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, а темные - чернее смолы. «Первые принадлежат дню, вторые - ночи; первые - по воздуху, вторые - подземному миру.

В отличие от черных эльфов, белые могли менять свой рост и облик по собственному желанию, становиться видимыми или невидимыми - стоило лишь снять или надеть колпак с серебряным бубенчиком.

В сказках эльфов чаще всего изображают легкомысленными существами, которые обожают музыку, пение, танцы, шумные пирушки и празднества, охотно присоединяются к любому шествию или хороводу. Они будто бы никогда не причиняют людям зла, а на обиды отвечают лишь беззлобными проделками. Не любят они лишь громкого шума: колокольного звона, грома, пронзительного свиста.

Против такой упрощенной трактовки эльфийского народа решительно возражал профессор Оксфордского университета Джон Толкиен, автор известной трилогии «Властелин колец». В своей работе «О волшебных историях» ученый писал: «…Порхающие по цветам малыши - следствие нашей «рационализации»: мы объяснили чары Эльфийской Земли несложными хитростями, а невидимость - крошечными размерами хрупких существ, которые могут скрываться в цветке первоцвета или за стебельком травы. …Эльфы, фэерис - относительно новое слово. Оно впервые появилось в 1450 году в стихотворении поэта Гауэра:

Расчесаны были его кудри. На них лежал Обруч с драгоценными камнями Или зеленый лист,

Который только что упал с ветки:

И все в нем казалось свежим.

А он высматривал плоть.

Как ястреб смотрит на птицу. Которую желал бы схватить.

Он так держал себя,

Словно он был из Фэери.

…Описание прекрасного юноши дает лучшее представление об обитателях Эльфийской Земли,… и ибо народы Фэери не всегда принимают (к нашей досаде) свое истинное обличье; они являются нам такими гордыми и прекрасными, какими мы сами очень хотели бы быть… Эльфы не менее реальны, чем мы, а мы, в свою очередь, не более реальны, чем эльфы. Но наши пути редко пересекаются, наши судьбы давно разделились».

В соответствии с собственным пониманием природы эльфов Толкиен описал их появление на свет в эпопее «Сильмариллион»:

«…В тот самый час пробудились Дети Земли, Перворожденные, …очнулись они ото сна: и пока они - еще в молчании - жили у Куйвиэнэн, глаза их видели звезды, и звездный свет стал им милее всего… Долго жили они в первом своем доме под звездами и в удивлении бродили по Земле: и начали они говорить и давать имена всему, что видели. Себя они называли Квэнди - «те, что говорят», ибо не встречали еще других существ, обладающих даром речи или пения. И случилось, что Оромэ, охотясь, заехал на восток и, взглянув на эльфов, исполнился изумления, словно они были созданиями странными, дивными и непредвиденными… Изначально Старшие Дети были сильнее и выше, чем стали теперь: но не более прекрасны…»

Эльфы не только известны по скандинавским эпосам и произведениям Толкиена. Кельты называли их сидами, поляки и венды - лудками и лудшами (людишками). Русские различали «чудь белоглазую» - искусных подземных ковалей и добровольных помощников: Мальчика-с-пальчик, Мужичка-с-ноготок. Римляне во времена Нерона верили, что эльфы (их называли инкубонами) в обмен на свой потерянный колпак с готовностью открывают местонахождение кладов. Шотландцы и ирландцы догадывались о присутствии этих существ по столбу пыли на дороге и почтительно кланялись ему, приветствуя невидимую толпу эльфов, шествующих в свое новое жилище. В более поздние времена баварский дух Экеркен скакал по проселочным дорогам в виде дубового корня, переворачивал телеги и останавливал на скаку экипажи. В проделках этого духа несложно узнать шалости эльфов.

Так что же, эльфы - всего лишь плод народной фантазии?

Пожалуй, лучше всего на это сомнение ответил Толкиен: «Все сказанное истинно даже тогда, когда мы называем фэерис порождением нашей фантазии; в этом случае перед нами еще один способ постижения человеком Истины Мира». Действительно, Истина Мира, о которой пишет английский ученый, мифолог и создатель нового направления в литературе «сказочный фантастики», в многообразии форм разума на Земле. Мы должны научиться понимать инакомыслящих, инакочувствующих и инаковыглядящих братьев по этой жизни. В этом, пожалуй, главной урок нашего бытия.

Несмотря на то, что многие произведения Толкиена воспринимаются исключительно как сказки, именно он в своих книгах цикла «Властелин колец» смог донести до нашей цивилизации величие этих созданий. Сегодня никто не может с уверенностью утверждать жили ли эльфы среди людей или являлись гостями с других миров. Однако, следует помнить о том, что все мифические существа, описанные в легендах той или иной народности нередко встречались и в прочих странах, даже если мы говорим о противоположной части планеты Земля.

Многие сетуют, что экранизация книг оставляет желать лучшего, так как в этот момент сценаристы опускают много подробностей и фактов, представленных автором. Однако, история эльфийского народа, как смелых, интеллигентных и утонченных существ лучшим образом продемонстрирована в трилогии фильмов «Властелин колец».

Леголас, который отважно дрался за своих людей. Король эльфов, который в нужный час принял решение не оставаться в стороне и бороться со злом. Хрупкая темноволосая принцесса, которая ради любви к Арагорну была готова пожертвовать собой. Все эти персонажи пропитаны доблестью, честью, верностью, ведь именно такими Толкиен и видел данный удивительный народ.

В литературе жанра фэнтези встречаются очень много разных рас Эльфов, выделим основные из них.

1. Высшие (Светлые, Небесные)
2. Серые (Сумеречные)
3. Лесные (Зеленые, Древесные)
4. Крылатые (Авариель)
5. Лунные (Ночные, Серебряные, Калдореи – дети звезд)
6. Морские (водные, синие)
7. Солнечные (Золотые)
8. Дикие (Бурые, Снежные)
9. Кровавые эльфы
10. Полуэльфы
11. Темные эльфы (Дроу, Черные)
12. Трущобные, грибные, овражные и болотные Эльфы

1.Высшие эльфы (Cala’Quessir/High Elves) или Светлые (Light)

«Они были в начале, бессмертные, любимые богами. Свет, который льется из их глаз, а золотистые волосы ниспадают на божественно белую кожу, подчеркивают то, что они созданны как чистый свет. Им чужда суета повседневного людского мира, они, как и любой бессмертный, смотрят поверх всего этого. Рассуждения о смыслах жизни и прочие высокие думы часто берут их разум, обеспечивая их меланхоличным характером, навеянным моноголетним прибыванием на земле.»

Мир: "Властелин Колец"

Изначальные Эльфы, от которых произошли все остальные. Остальные виды эльфов образовывались от отделившихся племен, принявших тот или иной образ жизни. Откуда они появились, теперь уже никто точно сказать не сможет.

Кто-то поговаривает, что они пришельцы из других галактик, кто-то, что они спустились с небес на огромном сверкающем замке, кто-то, что они дети магии… Ныне они самая гордая и высокомерная раса из всех.

На все остальные расы, в том числе и на многие эльфийские, смотрят сверху вниз, часто бывают надменны, брезгуя общением почти со всеми существами, кроме себе подобных. Они живут в скрытых от чужих глаз горных долинах, либо в священных магических лесах и редко общаются с внешним миром

Высшие эльфы служат делу добра, но вмешаются в ход истории лишь тогда, когда "низшим" расам будет угрожать великое зло.Они не признают кровосмешения, полуэльфы для них мутанты, недостойные их общества. Иногда используют гоблинов, полуэльфов и других существ в качестве рабов. Настоящая эльфийская аристократия.

У высших эльфов особый склад ума, что позволяет им становиться могущественнейшими волшебниками и искусными мастерами. Почти любая вещь созданная их руками будет содержать сильнейшую магию. Высшие Эльфы более высокие, чем другие эльфы, их волосы обычно варьируются от блонда до золотых или цвета меда и глаза зеленого или карего цвета. В одежде предпочитают светлые тона. Во время боя носят сверкающие кольчуги и высокие крылатые шлемы.

2.Серые Эльфы (Mith’Quessir/Gray Elves)или Сумеречные (Dawn)…

Серые эльфы более общительны и более терпимы к остальным расам из-за чего и отделились от своих непримиримых высших братьев. Они нейтральны к мирским проблемам и в случае возникновения конфликта они, скорее всего, воздержатся от каких-либо конфронтаций.

Иногда им присуще даже некоторое безразличие. Тем не менее, добро ближе им, чем зло. Ни черные, ни белые – серые. Серые схожи внешне с высшими, однако, темные волосы и глаза у них не такая уж редкость. В одежде предпочитают пастельные цвета.


3.Лесные Эльфы (Taur’Quessir/Forest Elves)или Зеленые (Green), Древесные(Wood)….

В давние времена эта раса возникла от смешения людей и высших эльфов, с последующим перекрещиванием полукровков. Близкие к высшим эльфам, но не такие надменные Гринписовцы, любители леса и прочих цветочков.

Основная черта- умеренная строгость, мещающаяся с неким юношеским задором. Они славятся своим метким глазом и любовью к охоте и вы не исключениеЛесных эльфов можно назвать "классическими" или "хрестоматийными".

Внешний вид сходен с другими эльфами: светлые волосы, заостренные кончики ушей, однако у всех цвет глаз зеленый. В одежде предпочитают зеленый цвет, который хорошо маскирует их в лесу среди зеленой листвы.

Лесные эльфы поныне остаются непревзойденными лучниками и мастерами лесной маскировки. Каждый путник знает, что если он вошел в эльфийский лес и рчдом с ним воткнулась стрела, это предупреждение, и сделай он еще хоть шаг вперед, следующая стрела будет пущена в него.

Однако Лесные Эльфы могут и не открывать своего присутствия и уж будьте уверены если они сами этого не захотят вы их не увидите. Лесные Эльфы живут в скрытых в густой листве поселениях. Они предпочитают простую гармоничную с природой жизнь. Их музыка – шелест ветра в листьях, вой волков и крики птиц.

4.Авариэль (Avariel) или Крылатые (Winged)…

Самая загадочная и редкая раса из всех - Крылатые Эльфы Авариэль. Нет, у них не стрекозиные крылья, а самые настоящие крылья из плоти и перьев. Из-за этого их часто принимали за ангелов.

Авариэль живут в недоступных людям горах. Любят свободу и простор, вследствие чего страдают клаустрофобией. Если Авариэля поместить в неволю на долгое время, то вскоре его крылья атрофируются. Не любят огня. По той же причине не изготавливают железного оружия, а магически выращивают его из крепчайшего горного стекла.


5.Лунные Эльфы (Ithil’Quessir/Moon Elves) или Ночные (Night), Серебряные (Silver)….

Загадочные Ночные эльфы (Night Elves) или Кал`дореи (Kal"dorei - Дети Звёзд) - синекожие кросавцы являются одной из старейших рас.

Они-хранители лесов, друиды, вековечные народы, оберегающие нерушимость мира. Лунные Эльфы избрали для уединения леса как и многие их собратья, но свету дня они предпочитают свет луны.

Представители этой расы близки к ночи и поклоняются луне, делая её серповидное лезвие самым главным своим знаком. Они поклоняются ей (а точнее богине, которая олицетворяет луну) и черпают от нее свою магическую силу.

В полнолуние Лунные эльфы становятся особенно могущественны. Не любят яркого солнца, которое причиняет боль их глазам. В ночи человек - слепец, а Эльф - боец.
Лунные эльфы самые общительные среди своих собратьев и легко идут на контакт с другими расами (из-за чего и отделились от высших Эльфов).

Ночных эльфов отличают относительное благородство, стремление к справедливости, любят красоту, пение птиц и шелест листьев. Частенько, опять же из-за любопытства и жажды приключений, присоединяются к отрядам авантюристов и приключенцев. У лунных эльфов обычно бледная кожа и серые или серебряные волосы.

Их телосложение довольно атлетическое, они имеют длинные заостренные уши, чувствительность которых намного превосходит человеческий слух. Уши ночных эльфов длинные и изгибаются. Кроме того, Ночные Эльфы имеют способность видеть в темноте.

Основные цвета в одежде: Синий, Зеленый, Черный, Серебряный и.т.п.Их основная черта-преданность своему народу. Любые отступившие с ночного пути Колдореи, известные истории, были изгнаны своим народом и терпели тяжкие испытания. Ездовое животное Ночных Эльфов - Ночная пантера.

6.Морские Эльфы (Ear’Quessir/Sea Elves) или Водные (Aquatic), Синие (Blue)…Морские эльфы избрали для жизни недоступные для людей воды морей и океанов. Морские Эльфы редко показываются людям на глаза, а если и показываются, то в образе дельфинов, пресноводные же стараются не показываться вовсе. Сказки про русалок, это все о них.

Они способны дышать обычным воздухом, но не могут находиться вне воды дольше двух суток. Они не носят одежды так как им чуждо чувство стыда и одеваются только когда выходят на поверхность, и лишь для того чтобы не слишком выделятся среди остального мира.

Они обладают способностью к мимикрии, и в воде могут быть невидимыми для обычного зрения. Для ориентирования под водой используют как зрение (инфракрасное, как и у всех эльфов) так и эхолокацию. У морских эльфов синеватая кожа, зеленоватые волосы больше похожие на водоросли. У некоторых видов на шее имеются жабры.


7.Солнечные Эльфы (Anor’Quessir/Sun Elves) или Золотые (Gold)…

Эльфы покинувшие мир из избравшие для уединения пустынные оазисы или другие наполненные солнечным светом места. Поклоняются солнцу и черпают из него магическую Силу.

Возможно, на Земле, солнечными эльфами были некоторые племена Северо-Американских Индейцев. У солнечных эльфов смуглая кожа и темные волосы. Предпочитают одежду светлых тонов.

8.Дикие Эльфы (Mer’Quessir/Wild Elves) или Бурые (Brown), Снежные (Snow)…

Называются дикими не только потому что живут в непроходимых джунглях (Бурые) или глухой заснеженной местности (Снежные), вдали от цивилизации, но и потому, что ведут общинно-племенной образ жизни. Дикие эльфы живут родами и управляются старейшинами. У них нет нужды в твердой власти и подчинении ей. Возможно, одно из первобытных племен ныне живущих джунглях Амазонки потомки диких эльфов.

9.Кровавые Эльфы (Синдореи) или Эльфы крови

Кровавые Эльфы физически идентичны Высшим Эльфам. Все Кровавые эльфы, независимо от класса, статуса или происхождения, увлекаются магией, и все имеют некоторую потребность в ней. Чтобы кормить их голод, Кровавые эльфы узнали навык перекачивания в себя энергию демонов. Хотя они ненавидят демонов, которые разрушили их родину, они видят демонов как ресурс для их силы и магии, они одержимы в их выслеживании.

В отличие от Высших Эльфов, Кровавые эльфы уступили их волшебной склонности до такой степени, что даже лунный колодец теперь не может насытить их голод.

В отличие от их братьев, ночных эльфов, кожа кровавых эльфов имеет розовый либо бледный цвет, похожий на цвет кожи людей. Уши кровавых эльфов короче, чем у других и идут вверх.

Одежда кровавых эльфов имеет много красных тонов, символизируя их название. Они питаются магией, в основном - из демонических источников. Поэтому их глаза светятся зелёным огнём демонов.

Цвет волос варьируется от чёрного до красных и светлых оттенков. Для того чтобы быстро перемещаться по миру, раса Кровавых эльфов используют волшебных животных Хаукстрайдеров (Hawkstrider), внешне напоминающих разноцветных страусов.

10.Полуэльфы

Полуэльфы переняли любопытство и амбиции от своего человеческого родителя и очищенные чувства и любовь к природе от своих эльфийских предков, и все же они являются чуждыми этим двум культурам. Для людей полуэльфы выглядят как эльфы, для эльфов же они выглядят, как люди (в действительности, эльфы называют их "полу-людьми").

Больше всего полуэльфов можно найти в "человеческих" странах, но некоторые остаются изгоями на протяжении всей своей жизни. Большинство полуэльфов любопытны, изобретательны и амбициозны, наряду со своими врожденными чувствами - любовью к природе и артистизмом. Полуэльфы хаотичны из-за своего эльфийского наследия, но, подобно людям, они не имеют тенденций ни к добру, ни к злу.

Подобно эльфам, они ценят свою персональную свободу и творческое выражение, не демонстрируя при этом стремление к лидерству или служению. Полуэльфы живущие среди эльфов, поклоняются эльфийским божествам, преимущественно Кореллону Лоретиану - Богу эльфов.

Полуэльфы живущие среди людей, часто поклоняются Эхлонне - Богине лесистых местностей Многим из них присуща жизнь авантюриста. Полуэльфы путешествуют в довольно странных компаниях. Подобно эльфам они пускаются в путь в поисках приключений и впечатлений.

11.Темные Эльфы (Mori’Quessir/Dark Elves) или Дроу (Drow), Черные (Black)…

Даже в древние времена, когда эльфийские народы жили в единстве, среди них находились те, кто желал силы и власти. Они практиковали черную магию и запретные ритуалы, дабы сделать себя сильнее и выше остальных. Со временем они стали атаковать остальные эльфийские народы, за что и были изгнаны под землю и в густые чащобы темных лесов, где и обитают по сей день. С тех пор они озлоблены на весь мир.

У Дроу царит матриархат. Женщины имеют главенствующее положение. Женщины это чаще всего жрицы Ллот, мужчины не допускаются к жречеству и являются либо воинами, либо магами. В городах все дроу разделены на дома, во главе каждого дома стоит женщина-дроу, называемая Матерью.

Девять самых влиятельных Матерей составляют Совет домов. Часто союзниками дроу являются могущественные существа обладающие либо ментальными силами, либо мощнейшей магией.

Пленных существ дроу используют в качестве рабов, а во время войн, в качестве "пушечного мяса." Однако, и среди Дроу находятся отступники, которые встают на светлую сторону. На таких ренегатов Дроу объявляют охоту. Дроу экипированы оружием и доспехами из адмантина, который считается крепчайшим из материалов, после мифрила, конечно. К сожалению эти орудия убийств и защита превращаются в пыль при попаданию на них солнечного света.

У темных эльфов темная, либо иссиня-черная кожа и белые либо черные волосы. Самая яркая отличительная черта Дроу, это красная радужка глаз. Предпочитают темную одежду.

  • Назад
Эльфы, если можно так выразиться, - это персонификация стихий. Они не имеют никакого отношения ни к духам в виде животных, ни к бесам и сущностям, не родственны им также тролли и не к ним происходит обращение в рамках малого или большого ритуала, в котором задействован вызов стихий. И в то же время эльфы могут помочь в решении многих проблем. Для безопасности работы с этими существами, олицетворяющими саму природу, необходимо соблюдать правила.
Простейший способ призвать эльфа для решения проблем - воспользоваться одной или несколькими соответствующими рунами из так называемого элфийского списка рун. Следует ответственно подходить к выбору рун, ведь, на первый взгляд, знаки со схожими значениями могут различаться по сути. Не все эльфы, к примеру, будут способствовать исцелению от рака, даже если основное их назначение - целительное. Точно также не все символы подходят для вызова эльфов из разряда «земляных», если необходимо прорастить семена или спасти погибающий комнатный цветок.
Работу с эльфами лучше проводить в составе малого или большого ритуала. Боги, которые благоволят эльфам - Фрейя и Фрейр, а также Один. Выбранные руны чертятся на листе бумаги или кусочке кожи. Лучше, если вместо привычных чернил из авторучки будет использоваться пепел лекарственных и магических трав и цветов. В момент начертания и активации символов озвучивают свое намерение и просят эльфов о помощи в определенном деле. При вызове огненных эльфов символы можно начертить ножом либо сжечь, для водных эльфов знак омывают водой либо помещают в чашу с водой, взывая к эльфам воздуха, на символы дуют и так далее. Главное, по крайней мере, не сжигать став с символами водных эльфов и наоборот.
Эльфам обязательно необходимо приносить дары в день совершения магической работы. Несут их под дерево, если речь идет об эльфах земли. Водных приносят к морю или источнику, воздушных - на высокое место, например, пригорок. Для огненных рядом с местом с дарами можно пожечь небольшой костерок. У эльфов всегда должен быть хотя бы минимальный выбор из даров. Например, ягоды и грибы, молоко и мед и так далее. Эти существа предпочитают природные дары, от принесения алкоголя и конфет лучше отказаться.
Эльфийская работа тонкая и часто затрагивает недоступные пониманию либо действию человека сферы. Эльфов можно призывать на защиту и для лечения, для решения дел амурных и для привлечения богатства. После окончания работы става его разрывают и либо сжигают, либо закапывают, либо отпускают по воде. Обращение к богам в момент призыва эльфов поможет минимизировать возможные ошибки. В целом, за работу с эльфами не стоит браться начинающим.
Некоторые достаточно известные работы в сети уже содержат в своем составе не только руны, но и призыв эльфов. Важно помнить, что эльфы - это живущие в гармонии с природой существа, которые не терпят к себе оскорбительного отношения либо обращения в повелительном наклонении. Они не любят обманывать, но с ними следует быть предельно точными в формулировании своих намерений.

Ну что, очень хочется, да? Сил нет, как хочется иногда взмахнуть волшебной палочкой или сказать специальные слова (если уж обычными не получается) - и чтоб горы сдвинулись, раны залечились или хотя бы начальник не ругался.

Да тут еще этот жанр фэнтези подоспел. Ох, эта фэнтези, чтоб ее... Мало нам новомодных веяний с экстрасенсами и с глазами, так ведь еще народ ну совсем помешался на этих мирах, где колдуны на каждом шагу, да не только колдуны, еще эльфы всякие, и еще куча всякого странного народу. Да этот профессор оксфордский со своим Средиземьем. И в результате на каждом углу Гэндальфы, Галадриэли, Сауроны... Кто еще? И такие все специалисты по магии, что просто держись. Хорошо еще, если просто рассуждают. А то ведь и вправду руками махать начинают, петь чего-то...

Честно говоря, именно махание руками меня волнует меньше всего. Тут издалека видно, что человек дурью мается. А вот рассуждения иногда приводят к таким выводам, что просто остаешься в недоумении: пардон, а человек читать-то умеет?

И больше всего достается несчастному Средиземью. Особенно извращенная форма издевательства - ну да, понятно, Хоббитские Игрища. Нет, я их нежно люблю, но, пообщавшись с народом и побывав на ХИ-94, припомнила бессмертное творение Стругацких, опыты профессора Выбегалло и умклайдет, при неправильном употреблении которого возникали всякие дурнопахнущие орлы. Ох, нет на нас Януса Полуэктовича Невструева с его фундаментальным трудом "Уравнения Математической Магии"... Глядишь, и постыдились бы говорить о том, в чем, простите, ни бельмеса.

Стоп! Какая магия? Какие уравнения? О чем тут говорить? Если ты, уважаемая Эйлиан, в реальную магию не веришь, так что же ты, в сущности, защищаешь? О чем тут говорить, о сказочках?

Ну, если бы говорить было не о чем, то, наверное, не было бы проблем с отыгрыванием магии на тех же ХИ-94. Это был просто шедевр маразма.

Но я бы сказала, что это только симптом. Симптом того, что мы чего-то не понимаем. Стоит задуматься: чего же мы не понимаем? Хотя бы ради развлечения на сон грядущий. И сразу станет ясно: магия - очень серьезная вещь. Стоит только допустить ее существование.

Стругацкие вон допустили. И у них целый НИИ получился. И оказалось, что понедельник начинается в субботу, а для управления умклайдетом требуется недюжинное образование. "Сермяжный" же подход демонстрирует профессор Выбегалло, и это не смешно - страшно...

Так что же мы к магии мира Толкиена подходим а-ля Выбегалло?

Ведь у Толкиена мир пронизан магией насквозь.

Вообще-то можно, конечно, оставаться на позиции хоббита Сэма, который пришел в Лориэн. Просто насладиться тем дивным ароматом, который придает магия этому замечательному миру, а потом заняться своим садом или диссертацией. Но если уж мы беремся этот мир осознавать, анализировать или тем паче моделировать - будь то статья, квэнта или игра - стоит вникнуть в то, что такое в мире Толкиена магия вообще, и откуда она и зачем.

А что такое вообще "Мир Толкиена"?

Вот отсюда и начнем. Мир Толкие 1000 на является Вторичным Миром. Такой мир представляет собой полноправную реальность, т.е. систему закономерностей, связывающую факты и управляющую всеми процессами внутри нее. От привычной нам реальности (первичной) такой мир отличается только отсутствием физического плана. (Если кому эта фраза покажется слишком заумной, перечитайте ее все-таки еще раз, а то придется вам читать "Дерево и Лист" или "Заметки клуба "Мнение", что еще хуже.)

Ну хорошо, а где тут магия?

А что такое магия вообще?

Ну, наконец-то вопрос задан. Ну не смешно, а? Говорим о магии, моделируем магию, а что такое магия, понять забыли. Неудивительно, что у нас на ХИ в Мории лабиринт строят, а Галадриэль заклинания по бумажке читает. Примем за отправную точку такое определение: магия есть некое воздействие на окружающий мир, не укладывающееся в рамки физических понятий. Правда, в свое время молния в них тоже не укладывалась. Уточним определение, значительно сузив его: магия есть прямое воздействие информации на окружающий мир.

Ну да. Сказал волшебные слова, определенным образом взмахнул рукой... И сдвинулась гора.

В нашем мире такого не бывает. Говорят, что вера горами движет, но, как правило, для сдвига горы находятся вполне физические причины. А в мире Толкиена это вполне возможно. Почему?

Начнем от сотворения мира. Что было вначале? Вначале был Илуватар. И мир Средиземья был одухотворен с самого начала. Это известно точно. И это очень важно. В сущности, Илуватар - не личность, не Бог в представлении наивного христианства, и не греческий Зевс. Это не только и не столько Творец, сколько само Творчество. И Творчество в Эа превыше всего.

Илуватар создает Айнур. Айнур - мысли Илуватара, его инструменты при сотворении Эа, т.е. в каком-то смысле часть Илуватара, но та часть, которая заведомо меньше целого.

Звучит музыка Айнур. Эта Музыка и есть Эа, хотя Айнур, ее со-творители, об этом до времени не ведают. Потом Илуватар говорит: "Узрите свою Музыку!" и велит своему творению быть.

Но что такое музыка?

Определенным образом структурированная информация.

Таким образом, Эа по сути является информационной системой, созданной Первотворцом и его со-творителями. Обведите в рамочку. Информация заложена в структуре Эа и его законов куда глубже, чем материя. Потому, естественно, что те, кто властен над этой информацией, способны менять материальную структуру мира. А это и есть магия. Таким образом, магия как средство воздействия н;ѓир изначально заложена в глубочайшей структуре Эа.

Итак, Творчество превыше всего. Плод творчества - Эа - обретает Бытие. Оно изначально одухотворено, внутренне едино и целиком отражается в своей мельчайшей части. Эа - произведение искусства.

Часть Айнур нисходит в Бытие, чтобы в уже очерченных рамках продолжить творение, каждый по-своему. Но Айнур остаются, тем не менее, чем-то иным по отношению к внутренней структуре Бытия, как художник - к холсту, на котором рисует картину, даже если среди изображенных там людей присутствует он сам.

Итак, магия - это то воздействие на мир, которое оказывают Айнур: они обладают знанием изначальной информационной структуры Арды, причем они сами творили ее, а потом видели ее целиком со стороны. И потому они способны продолжить Музыку, продолжить творение. Их слова - все равно, что кисть художника, перекраивающая изображение по его воле. Потому что они не из Арды. Они со-творители, их магия - продолжение конструирования мира, постороннее воздействие.

А выглядят они при этом как традиционные волшебники: протянул руку, сказал "волшебные слова", и река потекла вспять или на пустом месте загорелся огонь.

Собственно, так и действовал Гэндальф. В принципе, ничего такого сложного в его "заклинаниях" нет. Обычные фразы на Синдарине, в которых он излагае 1000 т, что ему надо. Ибо он - Майя, и Бытие изменяется от его слов, как картина под кистью художника.

А эльфы - не маги!!!

И когда я слышу о Финроде или Финголфине "Маг", я вздрагиваю просто. Бедные эльфы! Ну как язык поворачивается ставить рядом слова "эльф" и "Маг"! Да еще какие-то уровни вводить...

Но это аргумент эльфийского плана, а по-человечески так: Как персонаж картины может картину переделывать?

Эльфы - не маги. И даже не "магические существа".

Они куда естественнее, чем пришедшие впоследствии люди. Они телом и душой являются частью структуры Бытия. Им дано лучше, чем людям, понимать эту структуру, но они не способны даже мысленно выйти за ее пределы и посмотреть на нее "со стороны". Не говоря уж о том, чтобы напрямую переделывать ее.

Их воздействие, которое Толкиен называет чарами куда тоньше и слабее. И красивее. Они воздействуют изнутри, примерно так, как обретшие собственную волю персонажи у хороших писателей влияют на сюжет. Лучше, чем Толкиен, тут не скажешь, но и я попробую объяснить, что я имею в виду. Кстати: помните - люди эльфов боялись и не понимали? При том, что эльфы всегда были Добрым Народом. Люди не могли понять, что же такое эльфы творят, вроде бы ничего, руками не машут, страшных слов не говорят, а что-то в мире меняется. Их творчество - Искусство, или Чары, связано оно с Вторичным Миром. Вторичным по отношению к тому, который является обиталищем их физических тел.

Толкиен говорит, что эльфы способны создать Вторичные Миры, в которые могут зримо войти и создатель и зритель. Как это ни тяжко, при попытке осознать, что такое Искусство, приходится исходить именно отсюда. Эти Вторичные Миры во всем, что создают эльфы - будь то песня, или кольцо, или столь мерзкая вещь, как меч... Они сплетают Вторичные Миры с Первичным (для них), и тонкое понимание внутренней структуры Первичного Мира является необходимым требованием для того, чтобы они могли его с чем-то сплетать.

Но Вторичный Мир - полноправная реальность со своими законами, и, сплетая Вторичные Миры с Первичным, они привносят в Первичный Мир эти законы, и, таким образом, через свое Искусство опосредованно влияют на Первичный Мир, изменяя его. Именно это тонкое и прекрасное влияние и ушло из Средиземья, когда потеряли силу Кольца и из серебристой Гавани уплыл корабль... В нашем мире его нет. Но это по нему мы тоскуем, когда тоскуем об эльфах. Это его пытаемся осознать, когда говорим про "эльфийскую магию". А оно такое тонкое, что стоит что-то недопонять - рвется и исчезает...

Как видите, Чары имею мало чего общего с воздействием Айнур. Но вот парадокс: каждый отдельный эльф - не маг, но они все-таки изменяют мир при помощи информации, значит о Магии Эльфов в каком-то смысле можно все-таки говорить... (и сам Толкиен порой использует слово "магия" для обозначения воздействия Вторичного Мира.) Но эльфы внутри своей магии, она едина и скорее сама властна над ними, чем они - над нею.

А что такое магия людей? Не знаю. Люди - нечто среднее между эльфами и Айнур: их тело принадлежит Арде, а дух - нет. Но духи людей не были Со-творителями Арды, и это главное, чем они от Айнур отличаются. Им доступен "метафизический" взгляд на мир, т.е. они могут мысленно выйти за его рамки, зато глубокого внутреннего понимания мира им не дано. Они познают его гораздо более ментально, чем эльфы, которым о многом говорить-то не надо. (Кстати, здесь должны лежать глубокие различия в структуре языка.) Людям присущ аналитический подход, им труднее увидеть за деталями целое. Но главное - они "снаружи".

Таким образом, Чары им не подвластны, а магия... Они могут выучить какие-то "волшебные слова", но вряд ли способны понять тот язык, из которого эти слова приходят.

Итак, магия в мире Толкиена (и магия, и чары) является сложной структурой, вплетенной в структуру мира. Ее законы - часть 1000 закономерностей этого мира. Неудивительно, что пренебрежение ими ведет к исчезновению "духа Толкиена", потому что мы, пренебрегая этими законами, по сути, разрушаем реальность Средиземья. Опять же, будь то статья, квэнта, игра или треп...

Ну хорошо. Все это общие слова. А конкретно? Ты, Эйлиан, говоришь о законах. Так приведи эти законы, чтобы мы могли воспользоваться ими!

Если уж зашла речь о Финроде, разберу еще кое-что. Единственный известный мне пример заклинания, использованного эльфом: заклинательная песнь Финрода, когда он придавал себе и своим спутникам облик орков. Но ведь это же песнь! Я не думаю, чтобы он знал наизусть ее слова. И не стали же они на самом деле орками. Скорее это было что-то вроде сложнонаведенной галлюцинации или отвода глаз: "Все видят то-то..." - вполне "вторичный", т.е. эльфийский мотив.

И последнее. Не разбивал Фелагунд цепи заклинаниями! Если бы он мог -

"что ж ты, милый, раньше-то этого не сделал?" Как можно разбить цепи с помощью Вторичного Мира?

Часть третья. Слезьте с умклайдета!

Повторю основную мысль: Магия и Чары у Толкиена - это не детали антуража, а важнейшие мотивы внутренней структуры Вторичного Мира Средиземья. Причем одни из самых тонких и трудно моделируемых. И относиться к ним надо бережно, а то "дух Толкиена" улетит, и никакой спирит его обратно не вызовет.

Чтобы на Играх дух этот самый чувствовал себя поуютнее, предлагаю попытаться все-таки использовать умклайдет по назначению.

Первое. Четко разграничить Магию и Чары. Ни в коем случае не моделировать возможности эльфов и возможности Майяр одинаковым образом, как это было на ХИ-94. Не именовать эльфов Магами, Волшебниками и Колдунами. Они - эльфы, а это совсем другое.

Второе. Магию вполне можно моделировать традиционными заклинаниями, заучиваемыми наизусть. Но пользоваться такой магией может только Майя, а если эльф попробует ее применить - не сработает.

Третье. Заученные наизусть заклинания - вещь, хорошая для Амбера (и то не очень), а в Толкиене они как-то не смотрятся. Лучше разработать правила, по которым составляются эти заклинания, что-то типа упрощенной Каббалы (идея старая и принадлежит не мне).

Четвертое. Моделирование Чар (Искусства) - вещь для нас, Людей, очень сложная и тонкая. В любом случае придется ограничиться частичным моделированием. Если в Игру введены правила, по которым составляются заклинания, эти правила должны быть различны для эльфов и Майяр.

Пятое. Следует подумать, на что могут оказывать воздействие Маги, и на что - эльфы. Ни один эльф с помощью Искусства заставить потечь реку вспять. А Маги, Майяр - почему бы и нет?

Шестое. Способности в плане Чар следует изначально дать ВСЕМ эльфам. А дальше - если сумеет отыграть. Чары следует моделировать таким образом, чтобы их надо было отыгрывать. КАК? Осмелюсь напомнить - ключевое слово у Толкиена - творчество. Пожалуйста - заклинательная песнь. Сымпровизировал, спел - сработало. Не умеешь экспромты выдавать? Или петь стесняешься? Старый способ отвода глаз: "Вы видите то-то..." А далее - сумеет противник по игре разгадать, что там за "глюком" - значит, сумеет, нет - значит, нет. Повторяю, такое надо дать ВСЕМ эльфам. Люди будут их бояться? А люди эльфов и боялись! Сложно? Знаете, это как раз то, где надо мозги напрягать в альтернативу рубиловке. В словесках это все хорошо получается. Вообще не можешь? Какой же ты тогда эльф?

Седьмое. Если эльф сумел отыграть какой-то момент, не предусмотренный правилами, но все присутствующие согласились: да, Чары! - считать это игровым моментом.

В результате откроется бездна возможностей для эмоционального восприятия Игры. Народ станет больше думать и меньше маньячить.

А пока мы дружно сидим на умклайдете, и в результате летают по Играм орлы весьма странного вида и запаха... простите, духа. Ну уж никак не духа Толкиена.

Леонид Кораблёв

МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ О ТОМ, КАК ДОЛЖНО ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ ПУТИ ОБЩЕНИЯ С НЫНЕ СОКРЫТЫМ СВЕТЛЫМ НАРОДОМ, ТО ЕСТЬ С ИСТИННЫМИ ЭЛЬФАМИ.

Как часто говорили и писали древние, народ эльфов с приходом царствия людей, начал постепенно, как бы, развоплощаться, бледнеть и терять видимые для глаз Смертных свои физические формы. Однако же, они не превратились еще в бесплотных духов и, таким образом, не перешли окончательно в нематериальный мир. Значит нам, людям, второму после них, эльфов, народу, можно пытаться искать пути общения с ними. Ибо они обладают идеальным знанием о природе бытия и о полной, с начала нашего мира, истории, включая знания о произошедшем задолго даже до тех времен, которые сейчас принято называть "пра-историей".

Эльфы научили людей культуре и искусству письма. Они способны проникать разумом в будущее и читать мысли Смертных (alfar skilja, т.е. "эльфы чувствуют, понимают, предвидят" ; gefinn skilnings andi / ei sizt alfum og svo nornum... "дан прозренья (глубокого понимания) дух, не меньше эльфам, а также Норнам..."). И обликом своим подобны они идеальным людям высокого роста, но, уж конечно, не "литературным" крылатым карликам.

Также, по свидетельствам мистиков Средневековья, эльфы обладают особыми книгами Знания:

"люди с даром духовиденья подтверждают, что внутри оформление их [т.е. эльфо-книг] подобно старым рукописям Иров [Ирландцев], только начертаны они златыми буквами; и все там изумительных цветов, с изящной вязью и орнаментами внутри и снаружи изукрашено."

(Йоун Гвюдмундссон Ученый "Tidfordrif", 1644)

Кроме того, считается, что эльфы выучили людей помимо всего вышеперечисленного, еще и лечению травами:

"Говорят что посредством такого общения [с шотландскими эльфами] было приобретено знание о лекарственных силах многих трав..."

(Пэтрик Грэхэм "Описательные эскизы... Пертшира", 1806)

Ровно такую же идею мы находим и у кельтских жителей Уэльса. (Смотри W. Sikes, J. Rhys)

Также, как упоминают древние, эльфы, хоть сейчас и невидимые, способны помогать, или даже могут спасти в минуту крайней опасности дружественных им людей. (См. J. Gudmundsson, R. Graves)

Страны, где сейчас возможны встречи Смертных с Эльфами следующие: наиболее глухие районы Исландии, Уэльса, Ирландии, Средней Англии, Шотландии, Фарерские Острова, Оркнейские Острова, возможно, но довольно редко, где-то в Скандинавии, Юг Германии(?), Северо-запад России: район ниже Архангельска, Карелия, Валаам, Онежское Озеро, побережье Белого Моря, [его название у викингов в древности было GAND-vik "Чародейский Залив", сравни GAND-alfr "Чародейское ("эльфийское") создание с магическим жезлом".]

...В то время по всей территории Европы включая, тем не менее, только западную часть России медлящие Ил-коринди [Эльфы] говорили на собственных диалектах общего эльфийского языка...

[Из ранних черновиков профессора Дж Толкина]

В "Новом Свете" (Америках), Востоке, Африке и Сибири эльфы не живут. О том множество свидетельств. Особенно ирландских (кельтских) о Северной Америке. (Наиболее невыносимые условия для духовного существования.)

Очевидно, что при попытках общения с эльфами, необходимо соблюдать некоторые условия, как-то: особые формы воздержания, отсутствие на себе металлических предметов (кроме серебряных). Помогают некоторые (полу-)драгоценные камни. Тут уместно вспомнить опыт исландских мистиков и их диво-камни (natturu- steinar): Diacodos и тд. Также существуют идеи о использовании при этой роцедуре различных других средств (например, четырех-листого клевера, особой мази для глаз и тд.). Возможно помогут некоторые магические "ставы": band-run(ir) "сложный знак составленный из разных рун" [буквально "связка- рун"]; galdra-stafur "знак из нескольких магических символов сведенных воедино"). [Йоун из Грюнна-вика, например, пишет, что две band-run(ы) "GAPALDUR" и "GINFAXI" вырезали с тем, чтоб входить в холмы к эльфам. См. Й. Арнасон и "Galdrabok" изданную Н. Линдквистом и С. Флауверсом.]

Тепeрь же перейдем к основному.

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ С СОКРЫТЫМ НАРОДОМ.

В Исландии: упоминаются четыре способа: сочинить хвалебный льод (ljod); употребить магический прут sproti; опробовать "bjoda alfum heimum" - формулу древних; возможно uti-setur (?!).

В Ирландии и Шотландии: упоминаются традиционные способы как попасть внутрь эльфийских холмов. (Dun-shi, Rath).

В древней Скандинавии: alfa-blot (?).

В Уэльсе: упоминают о возможности оказаться наполовину в эльфийском cylch glas или других зачарованых местах.

Либо же сравни идеи профессора Толкина о том, что эльфы сами придут к человеку в его сознание или сон. (Cм ниже.) Но, тем не менее, кажется, что это происходит крайне редко.

Подробнее.

Исландия. В соответствии с рукописями Йоуна Гвюдмундссона Ученого (17 в.), достаточно сочинить хвалебную песнь в честь эльфийского рода и произнести ее соответствующим образом в нужном месте - тогда получишь ты ответ.

"Потому, что почти все тролли и эльфы склонны к мести, - сказал Вильхьяльм, - если с ними дурно поступать или оскорблять, но не менее стараются они отплатить добром, если с ними уважительно обращаться."

(Исландская "Сага о Сигурде Молчуне", ЗМ. 6, 14 ЧЕЛ)

Форма песни должна быть либо магическая, т.е. ljod (сравни упоминания этой формы при описании чародейских искусств Одина), или же в стиле lilju-lag (старое название hrynhenda), ferskeytt visa; thulur. В такой песне должна быть восьми-слоговая поэтическая строфа вместо обычной шести-слоговой, трехразовое аллитеративное повторение. Как поведал сын(?), внук(?) Йоуна Ученого (тот сочинил три таких песни): Huldu-folks mal ("Речь о Сокрытом Народе"), Theim godu jardarinnar innbuum tilheyri thessar oskir ("Да исполнятся сии [благие] пожелания для доброго народа [эльфов]") и Ljuflings-kvaedi ("Песнь о Льювлинге").

Первые две сохранились в рукописях только фрагментарно, последняя, к несчастью, утеряна. Наиболее недавний пример употребления рифмованной формы ljod и благоприятного на нее ответа - свидетельство записанное в исландском собрании историй об эльфах и магах Й. Арнасона. (см. там "Grims-borg", или в моем переводе "Скалистый Замок Грима")

С древнейших времен наиболее известное место в Исландии, где можно, при удаче, встретить эльфов - Skagafjordur ("Выступающий Фьорд" на севере этого острова). Свидетельства об этом смотри в "Саге о Кормаке" (Kormaks saga, приблизит. 11 в.): "holl einn... er alfar bua i"; в "Саге о Гвюдмунде Арасоне Добром" (Gudmundar saga goda, 13 в.): "То была Чудн"ая Зима...два солнца [стояли] в небе одновременно, и люди видели как эльфы и другой дивный народ проезжали вместе во множестве в Скага-фьорде"; и в "Саге о Модаре" (Modarz saga, 15-16 вв.).

Видимо произносить магическое воззвание к эльфам нужно в какoм-то соответствии с более древним описанием данным в "Саге об Эйрике Рыжем" (Eireks saga rauda), т.к. сцены и мотивы в этой саге почти что идентичны вышеупомянутому свидетельству об эльфах "Grims-borg": "Между тем исчез Торхалль Охотник...(люди) нашли Торхалля на вершине какой-то скалы. Он лежал и смотрел в небо, разинув рот и раздув ноздри, и бормотал* что-то... Немного погодя к берегу прибило кита...Тут Торхалль Охотник сказал:"...Это я получил за стихи,которые сочинил в честь..." (* "Бормотал" от исландского thylja "тихо напевать что-нибудь, монотонно и без перерывов и пауз." Сравни поэтическо-магическую форму thulur, также galdra-thulur.)

(talkn-)SPROTI: Особый жезл-прут сделанный из тонкой китовой кости обитой на конце медью. При его помощи можно попытаться попасть к эльфам в их сокрытые дома, которые кажутся непосвященным Смертным скалами и холмами. (Cравни ниже гаэльские о том же представления.) Притом необходимо знать и произнести в нужное время особую магическую формулу. Tакже надо иметь при себе подвязанными палочки с нарезанными на них руно-ставами (см. выше). Примеры и более подробную информацию о sproti ищи в трактатах Йоуна Ученого (17 в.), Йоуна Эггертссона (17 в.), в "Путеводителе по Исландии" Эггерта Олавссона (18 в.), в коллекции недавних свидетельств об эльфах Й. Арнасона.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ НЕКОТОРЫХ ПИСАНИЙ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЫШЕ АВТОРОВ.

Йоун Ученый(?):
"Полагали, что некоторые люди были настолько глубоко-сведущи, что умели расскрывать земные покровы и туда внутрь входить. Как в холмы, так и в скалы входили, разговаривали там с народом, внутри живущим, и от него дары принимали (дары эти многие видели), и там, [узнав] немало о тайном и сокрытом, мудрее становились."

["Tidfordrif" (?), 1644 З.]

Йоун Эггертссон:
"О многих говорили, что они владеют искусством расскрывать земные покровы [скалы] и внутрь входить; и общаются там с Льювлингами (эльфами, которых так называют); едят и пьют с этим народом там внутри; к тому ж мудрыми становятся, и вдобавок от них дары получают."

["Um runakonstina": "О руническом мастерстве", 17 век]

Из коллекции Йоуна Арнасона:
"Идут они так, покуда ни приближаются к одному холму. Бьорн вытаскиает затем прут с п р о т и и ударяет им по холму. После этого открывается холм, и видят они, словно дверь распахнулась в нем..."

["Holgongur Silunga-Bjarnar" eftir Olafur Sveinsson i Purkey, УФТ-ГЩ 81-82];

"Берет тогда епископ прут спроти , выходит из палатки, проводит прутом три круга вокруг палатки и отправляется затем к эльфам."

["Brynjolfur biskup...", УФТ-ГЩ 57-58];

"Они идут к наружному краю возделанного, возле хутора, поля, к одному холму там. Священник ударяет прутом спроти по холму. Расскрывается холм затем..."

["Hol-gangan" (M.G.), УФТ. 559].

Одной из вариантов магической формулы необходимой для употребления вместе со спроти, может быть фраза на реконструированном профессором Толкином языке эльфов "Синдарине", сказанная магом Гэндальфом у врат подземной страны Мориа .

Несколько осторожнее надо относится к следующим двум, не вполне сейчас понятным, способам: "bjoda alfum heimum" (т.е. приглашению эльфов в собственное свое жилище в рождественскую ночь или под Новый Год) и uti-setur в те же праздники, плюс в ночь перед летним солнцестоянием.

В первом случае (т.е. bjoda alfum heimum), в означенное время, зажигают в доме все огни, прибирают все начисто, накрывают на стол, и, обходя со светом вокруг дома и всех построек примыкающих к нему, произносят трижды следующую магическую формулу приглашения эльфов: "komi their sem koma vilja, fari theim sem fara vilja, mer og minum ad mein(a)-lausu!" или "veri their sem vera vilja, fari their sem fara vilja, mer og minum ad skada-lausu!" ("Входите смело те, которые того желают и приходите отовсюду те, кто вознамерился придти, но не причиняйте вреда ни мне, ни тому что у меня!) Затем ждут. Сия процедура может быть связана с определенной опасностью, т.к. велика вероятность прихода Темных Эльфов (Dokk-alfar), злых духов (ill-vaettir) или даже немертвых (draugar). В этом случае возможен для пригласивших смертельный исход. Однако, смотри несколько свидетельств из коллекции Й. Арнасона о том, что делают оказавшись в таком положении.

Uti-seta [множ. числ. uti-setur] - (буквально "сидеть снаружи"). Еще менее уверенности в этом случае. Обычно люди распологались в ночь под Рождество, Новый Год или перед летним солнцеворотом прямо в центре перекрестка четырех дорог где-нибудь в горах, препятствуя, таким образом, движению конных отрядов эльфов в это время. Если повезет, эльфы появятся с какой-либо из четырех дорог, и тут главное хранить молчание, чего бы они ни делали. Цена нарушению запрета на произнесение хотя бы одного слова в ответ эльфам - сумасшествие. (Хотя в некоторых случаях со способностью предвидеть будущее; cмотри некоторые свидетельства из коллекции Й. Арнасона.) Неясная сторона этого занятия в том, что в старину люди считали, что помимо эльфов, велика вероятность появления ночных демонов и духов умерших. Таким образом это сильно смахивает на некромантию (мертво-волшвение). В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОСТЕРЕГАТЬСЯ "UTI-SETA" КАК ОГНЯ. Ценою бессмертия души. Во всех древнескандинавских (ранне-христианских), дошедших до нас, законах занятия uti-setur(ами) запрещены. Но вполне возможно, что все-таки существовали разные виды uti-seta - одни для вызова эльфов, другие для манипуляций некромантов. Во всяком случае описание необходимых ритуалов на перекрестке при ожидании эльфов и вызове умерших несколько отличны.(Hапример, обычный uti-seta можно исполнять почти в любое время года ночью?) Смотри опять же коллекцию рассказов Й. Арнасона. Также сравни упоминание uti-seta в "Саге об Оркнейских ярлах" (Orkneyjnga saga, гл. 65,66).

Loading...Loading...