Федеральный служащий кто. Понятие и классификация госслужащих

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации», государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном этим зако­ном, обязанности по государственной должности государственной службы (категории «Б» и «В») за денежное вознаграждение, выплачи­ваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Через государственных служащих реализуются полномочия госу­дарственных органов во всех сферах жизни общества.

Однако состав государственных служащих неоднороден, их функ­циональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэ­тому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям (см. схему 10).

1. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть разделены на феде­ральных служащих и служащих субъектов Федерации.

Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государствен­ных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального Собрания РФ и т. д.

В субъектах Федерации сосредоточена основная часть государст­венных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся де­централизацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осу­ществляющие полномочия по предметам ведения органов государст­венной власти этих субъектов.

2. Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при не­обходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства лич­ности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

3. В соответствии с принципом разделения властей различаются госу­дарственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Схема 10. Классификация государственных служащих

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполне­ния этих ответственных функций, например, палаты Федерального Со­брания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руко­водители аппарата и секретариата, их помощники и советники, началь­ники управлений и отделов и др.) подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, эко­номики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечи­вать нормальную работу парламента.


Органы исполнительной власти осуществляют организационно-уп­равленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных слу­жащих. Управление требует прежде всего способностей к комплекс­ному, системному и прогностическому видению общественных яв­лений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем ру­ководителям, самостоятельно принимающим управленческие реше­ния, и другим государственным служащим, участвующим в подго­товке таких решений. Главным критерием пригодности для занятия той или иной должности категорий «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется по­средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функ­ция - возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции). Обеспечение исполнения пол­номочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые воз­ложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»* на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению ус­тановленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Вер­ховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрис­дикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.


* СЗ РФ. 1997, №30. Ст. 3590

Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О судебном департамен­те при Верховном Суде Российской Федерации* установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и об­ластных судов, судов городов федерального значения, судов автоном­ной области и автономных округов, районных судов, военных и спе­циализированных судов. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»** определил требования к про­фессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров раз­личного уровня, а также меры правовой и социальной защиты проку­роров и следователей, являющихся государственными служащими.


* СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 223.

** СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999 № 7 Ст. 878.

Исходя из текущей и перспективной потребности в государствен­ных служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необхо­димого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом, со­гласно Указу Президента от 3 сентября 1997 г.*, обязательную профес­сиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие государственные должности федеральной государствен­ной службы (не ниже заместителя начальника отдела), в течение пер­вого года работы в этих должностях, а затем - обязательное повыше­ние квалификации (не реже одного раза в три года). Обязательная про­фессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Еже­годно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, за­мещающих государственные должности государственной службы субъектов Федерации.


* СЗ РФ. 1997 .№36. Ст. 4131.

4. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических испол­нителей - с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем - утратило свое значение. Теперь характер государствен­но-служебных отношений и объем государственно-властных полномо­чий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей категорий «А», «Б» и «В». Поскольку деятельность государственных служащих по обеспече­нию и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственно-слу­жебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения - это отношения слу­жебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возни­кают, изменяются и прекращаются у каждого государственного служа­щего на основе законодательства в связи с замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполни­тельной, судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность (а следовательно, и увольнять граждани­на РФ с государственной службы). Внутриорганизационными являют­ся также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками - с момента замещения государственной долж­ности - по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как прави­ло, определяются должностными инструкциями.

Внешними считаются государственно-служебные отношения, ко­торые на основе законодательства складываются между государствен­ным служащим и не подчиненными ему гражданами, государствен­ными и негосударственными организациями в связи с осуществлени­ем им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возни­кают с момента замещения им государственной должности. Но в ка­честве представителя государства (органа исполнительной власти) может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделен государственно-властными полномо­чиями в сфере исполнительной власти, - должностное лицо (пред­ставитель власти). К должностным лицам (представителям власти) можно отнести работников государственных органов, чьи властные полномочия публичного характера выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия (полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных им по службе. К числу таких государственных служащих, которых назы­вают представителями власти, относятся: прокуроры, следователи, со­трудники милиции, налоговой полиции, судебные исполнители, го­сударственные инспектора различных контрольно-надзорных орга­нов, представители государства в акционерных обществах. Согласно федеральному закону от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»*, должностными лицами являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены установленные этим законом специальные звания (от пра­порщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы РФ).


* СЗ РФ 1997. № 30. Ст. 3586

5. В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопреде­ленный срок (например, на должность категории «В»), на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установленным испы­тательным сроком (при поступлении на государственную службу).

6. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образова­ния и профессиональной подготовке, государственные служащие под­разделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).

7. Критерием для подразделения государственных служащих явля­ются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждо­му государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалифи­кационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соот­ветствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соответст­венно тем группам, на которые подразделяются государственные долж­ности государственной службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории «Б» или «В», зависимость разряда от замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответст­вие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим уста­новленным требованиям, возникает право на присвоение ему квали­фикационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренно­го для этой должности.

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации» (п. 3 ст. 7), лицам, замещающим должности категорий «Б» и «В», могут быть присвоены следующие квалифика­ционные разряды:

действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные должнос­ти государственной службы;

государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - лицам, замеща­ющим главные (4-й группы) должности;

советник РФ 1,2 и 3-го класса - лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;

советник государственной службы 1,2 и 3-го класса - лицам, заме­щающим старшие (2-й группы) должности;

референт государственной службы 1,2 и 3-го класса - лицам, заме­щающим младшие (1-й группы) государственные должности государ­ственной службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с за­коном вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, дипломатические ранги.

Официальный партнёр раздела

Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации

Ведущий вуз в сфере подготовки экономистов, финансистов, юристов по финансовому праву.

Хочешь стать экономистом?

Читайте о выборе профессии, специальностях, условиях поступления, процессе обучения и многом другом в разделе Экономика и финансы

Для друзей!

Справка

Уже в первых городах-государствах, возникших в 4-3 тысячелетии до нашей эры, существовало распределение труда между их жителями. Наделённые властью люди пользовались в древнем обществе большим авторитетом, от их действий во многом зависело и настоящее, и будущее государства. Задача этих деятелей заключалась не только в управлении, но и в обеспечении интересов членов общества, создании благоприятных условий для них. В Древней Руси они именовались чиновниками (слово «чинъ» понималось как должность, правило, порядок, собрание). Государственных служащих называют чиновниками до сих пор.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Государственного служащего являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Государственные служащие .

Вся статистика

Описание деятельности

Работники государственной службы имеют огромное влияние на состояние и развитие общества, потому что у них есть полномочия влиять на все сферы деятельности. Как представители органов власти, они занимаются финансовым и социальным обеспечением, вопросами здравоохранения и образования и т.д. Однако независимо от сферы, в которой трудятся государственные служащие, главным их ориентиром является закон. Представители данной профессии управляют общественными процессами, распределяют ресурсы, которые принадлежат государству. Они ведут документальные дела, осуществляют приём граждан. Кроме того, им нередко доводится присутствовать на различных совещаниях, заседаниях, конференциях.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Государственного служащего нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Государственного служащего , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Два и более (два высших, дополнительное профобразование, аспирантура, докторантура)

Для того чтобы работать Государственным служащим , недостаточно окончить вуз и получить диплом о высшем профессиональном образовании. Будущему Государственному служащему нужно дополнительно получить диплом о послевузовском профессиональном образовании, т.е. закончить аспирантуру, докторантуру или интернатуру.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Выполняя свои трудовые обязанности, государственный служащий должен руководствоваться всеми требованиями законодательства и своего должностного регламента. При осуществлении рабочих задач он обязан соблюдать права и законные интересы граждан. Чиновник следит за состоянием бюджета, его доходами и расходами, положением граждан как в своей стране, так и в регионе. Он самостоятельно или на собраниях с коллегами обсуждает общественные проблемы, ищет способы их решения. В число неотъемлемых задач госслужащего входит также бумажная работа: составление письменных обращений к гражданам, ведение различной документации.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Государственного служащего относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Государственные служащие отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Государственные служащие работают в различных министерствах, администрациях, комитетах. Их заработная плата отличается стабильностью. Однако уровень дохода напрямую зависит от должности, занимаемой специалистом, срока службы и ведомства, в котором он трудится. Чиновникам следует постоянно работать над повышением своей профессиональной квалификации, периодически проходить аттестационные мероприятия.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Государственные служащие имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Государственного служащего не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Основные права гражданского служащего

1. Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональное развитие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 , от 29.07.2017 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В отчетности по труду предприятий и организаций отдельных отраслей сферы материального производства (промышленности, строительства, транспорта, в совхозах и некоторых других производственных отраслях) численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие. Из группы служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 с 1 января 1996 года введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.

При распределении работников по категориям персонала в статистической отчетности по труду следует руководствоваться Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Госстандартом СССР 27.08.86 N 016.

ОКПДТР состоит из двух разделов:

классификатора профессий рабочих;

классификатора должностей служащих, который содержит должности руководителей, специалистов и служащих.

33. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В ОКПДТР профессии рабочих перечислены в разделе 1.

К рабочим, в частности, относятся лица, занятые:

33.1. управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок, если труд этих работников оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;

33.2. изготовлением материальных ценностей вручную, а также при помощи простейших механизмов, приспособлений, инструментов;

33.3. строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажом и ремонтом оборудования, ремонтом транспортных средств;

33.4. перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;

33.5. на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладовых и других хранилищах;

33.6. уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и непроизводственных помещений;

33.7. проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геологосъемочными, поисковыми и другими видами геолого-разведочных работ, если их труд оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;

33.8. машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие растениеводства и животноводства;

33.9. почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи;

33.10. операторы вычислительных и электронно-вычислительных машин;

33.11. дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.

34. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.

К руководителям, в частности, относятся:

директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях;

главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор;

инспекторы государственные.

35. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты.

36. Другие работники, относящиеся к служащим, — это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности, агенты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, кассиры, коллекторы, коменданты, контролеры (не относимые к рабочим), копировщики технической документации, секретари — машинистки, смотрители, статистики, стенографистки, табельщики, учетчики, чертежники.

Принципы и функции госслужбы

В Законе РФ «Об основах государственной службы Российс­кой Федерации» определены 12 принципов госслужбы:

· верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служа­щими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

· приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязан­ность госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

· единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

· разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

· равный доступ граждан к государственной службе в соответ­ствии со способностями и профессиональной подготовкой;

· обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и ру­ководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

· единство основных требований, предъявляемых к государ­ственной службе;

· профессионализм и компетентность государственных слу­жащих;

· гласность в осуществлении госслужбы;

· ответственность госслужащих за подготавливаемые и при­нимаемые решения, неисполнение, либо ненадлежащее ис­полнение своих должностных обязанностей;

· внепартийность госслужбы; отделение религиозных объеди­нений от государства;

· стабильность кадров госслужащих в государственных органах.

Функции государственной службы

Государственная служба предназначена, прежде всего, для государственного управления, поэтому в рамках государственной службы как профессиональной деятельности государственное уп­равление представлено в качестве ее основной функции. Государ­ственная служба:

1. организует прогнозирование процессов, сбор информации, подготовку проектов решений, их разъяснение, ко­ординацию действий, контроль.

2. организация работников аппарата на выполнение управленческих за­дач, т.е.

отбор кадров, распределение обязанностей между служащими, а также их учеба и др.

3. обеспечение ответственности, исполнительной дисциплины и эффективности государственной службы.

4. реализация интересов, прав и свобод граждан

5. производство государственных услуг

6. соблюдение Конституции РФ, реализация законов государ­ства

7. разработка проектов законов и нормативных актов.

Функции государственной службы как отношения государства и служащего отражают задачи по защите государственных служа­щих, созданию благоприятных правовых и социальных условий для их работы.

Однако правовые нормы, регулирующие эти три отношения, затрагивают лишь основные процедуры и операции деятельности государственного служащего. Деятельность и поведение государ­ственного служащего определяется этическими принципами и нормами.

Предыдущая41424344454647484950515253545556Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Государственные служащиев России — правовой статус

Госслужащий — понятие

Понятие «государственный служащий» закреплено в соответствующем Федеральном законе РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службы».

Гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в зависимости от организации, в которой проходит службу государственный служащий, в России выделяют два вида госслужащих:

  • федеральные государственные служащие — к ним относятся сотрудники, осуществляющие свою деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
  • государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации - сотрудники, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и соответственно, получающие денежное довольствие за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Интересным является тот факт, что, например в Европе нет разницы между госслужащими и бюджетниками (врачами, учителями и прочими.). Там все госслужащие, также как и бюджетники, получают зарплату из бюджета и имеют одинаковые льготы.

В России же, законодательно данные категории трудящихся разделены и заработная плата порой у учителя в разы ниже заработной платы рядового госслужащего. Помимо этого госслужащим предусмотрены льготы по пенсиям (для выхода на нее достаточно стажа в 25 лет), дополнительное медобеспечение, дополнительный отпуск.

Ограничения при прохождении госслужбы

Прохождение госслужбы связано с определенными ограничениями.

Например, госслужащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Они должны сообщать сведения о своих доходах и расходах, а с 2017 г. еще и сведения об аккаунтах на форумах и социальных сетях в Интернете.

Численность госслужащих в России

Согласно официальной статистике Росстата по состоянию на 2 полугодие 2016 г. в государственных органах Российской Федерации на региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ) замещали должности государственной гражданской службы 675,5 тыс. человек, на должностях муниципальной службы были заняты 309,2 тыс. человек.

Справочно. Согласно официальной статистике Росстата в 2015 г.

в государственных органах Российской Федерации на региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации) замещали должности государственной гражданской службы 712,2 тыс. человек. На должностях муниципальной службы было занято 314,5 тыс. человек.

Количество занятых в финансовых, налоговых, правоохранительных органах, судах и прокуратуре составило 458 тыс. человек.

А в общей сложности количество госслужащих, сотрудников и работников различных структур и ведомств (включая полицейских), получающих зарплату из бюджета страны или субъекта превысило 1 400 тыс. человек.

По данным исследования РБК, проведенным в 2014 г., текущий уровень госслужащих является не самым большим в истории нашей страны. Так, для сравнения, наибольшего уровня численность управленцев в СССР без учета партийного аппарата достигала в 1985 году и составила 2,03 млн человек.

Однако при сопоставлении данных цифр следует учитывать, что население и территория Советского Союза была значительно больше территории нынешней России. Например, в 1985 г. число жителей составляла 276,3 млн. человек, против нынешних 146,2 млн. человек (по состоянию на 2015 г.).

То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек, при нынешнем показателе — 102 чиновника на 10 тыс. населения. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).

Зарплата госслужащих в России

Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b98f2

Одной из гарантий для госслужащих является финансовое обеспечение.

В соответствии с законодательством под оплатой труда понимается денежное содержание, являющееся основным средством материального обеспечения госслужащего и стимулирования его профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Структура зарплаты госслужащего. Денежное содержание гражданского служащего состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

По официальным данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в I полугодии 2016 года составила 39,1 тыс. рублей (что на 7,7% больше чем за I полугодие 2015 года), муниципальных служащих - 37,1 тыс. рублей (увеличение составило 1,9% к I полугодию 2015 года).

Справочно. Зарплата чиновникам не повышалась с 2013 г. По данным Росстата среднемесячная зарплата гражданских служащих в 2014 г. составила 37,7 тыс. рублей, муниципальных служащих - 35,0 тыс. рублей. Среднемесячная заработная плата гражданских служащих в федеральных государственных органах на порядок выше и по итогам 2014 г. составила 109,1 тыс. рублей.

Как известно, зарплата госслужащих в России превысила среднемесячную заработную плату в целом по стране.

Проблема превышения доходов чиновников над зарплатой общей численности населения была исследована аналитиками РБК. Так, в 2013 г. зарплата чиновников достигла 39,1 тыс. руб., что было на 31% больше среднего заработка россиян (29,8 тыс. руб.). Для сравнения: оклад госслужащих в РСФСР в 1985 г. был на 12% ниже средней зарплаты в стране, среднемесячная зарплата чиновников всех уровней в США в 2013 г. составила порядка 4 000 долларов США, что на 3 % ниже средней зарплаты.

Госслужащий – гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях федеральной или региональной госслужбы и получающий содержание за счёт средств соответствующего бюджета.

Признаки госслужащего:

1. гражданин,

2. осуществляет деятельность на профессиональной основе,

3. государственная служба делится на 3 вида,

5. в ФЗ “О системе госслужбы РФ” впервые было определено, что нанимателем госслужащего является государство (РФ, либо субъект РФ).

Состав госслужащих неодинаков, функциональное назначение также неодинаково, поэтому выделяют несколько групп госслужащих по различным критериям.

Классификация госслужащих:

I . по принципу разделения властей:

1. госслужащие органов законодательной власти;

2. госслужащие органов исполнительной власти;

3. госслужащие органов судебной власти.

II. по масштабу деятельности:

1. федеральные госслужащие – регулируется федеральным законодательством;

2. госслужащие субъектов РФ – регулируется как федеральным законодательством, так и региональным.

III. по функциональному предназначению:

1. государственные гражданские служащие

2. военнослужащие;

3. служащие правоохранительных органов.

IV. по объёму должностных полномочий:

1. госслужащие, которые являются должностными лицами;

2. госслужащие, которые не являются должностными лицами.

V. в зависимости от срока службы

1. госслужащие, которые поступают на определённый срок (в частности, руководители, помощники (советники) – те лица, которые поступают на госслужбу на срок исполнения обязанностей руководителя).

2. госслужащие, которые поступают на неопределённый срок (могут быть руководители, а также обязательно специалисты).

Понятие должностного лица содержится в УК РФ, в КоАП’е, понятие должностного лица наше законодательство определяет именно к субъекту ответственности либо уголовной, либо административной.

Понятие должностного лица применительно к АП примечание к ст.2.4. КоАП РФ, появилось это понятие в 2002 году, когда Кодекс вступил в силу.

К должностным лицам относятся лица постоянно, временно, либо в силу специального полномочия, выполняющие административно-хозяйственные, либо оперативно-управленческие функции в органах государственной власти и управления, вооружённых силах РФ.

Данное лицо должно определять деятельность органа, в котором он работает.

Вместе с тем, наше законодательство понимает должностное лицо несколько шире. Вместе с тем, наше законодательство понимает понятие должностного лица именно как субъекта к ответственности. Таким образом, к должностным лицам относятся лица хозяйственных субъектов.

Кроме того, с точки зрения ответственности, если иное не определено кодексом, к должностным лицам относятся и индивидуальные предприниматели.

Чего только не услышишь о людях государевых. Говорят, госслужащий – это коррупционер, лишний элемент, крохобор и так далее. На самом деле все совсем не так. И разбираться с тем, кто он такой, следует с основ работы государства. Дело в том, что управленческий механизм любой страны громоздок и обширен. Но без него государство становится недееспособным. Оно просто развалится в течение очень короткого времени. А основой его успешного функционирования является госслужащий – это факт, доказанный временем и историей. Давайте разбираться более предметно.

Определение

Госслужащий – это человек, занимающийся реализацией политики страны во всех областях, определенных законодательно. Следует понимать, что власть регулирует абсолютно все сферы жизни общества в той или иной степени. Государство заботится о гражданах, их безопасности, создает условия для культурного развития, роста экономического благосостояния. Каждый из этих вопросов объемен и многомерен. Возьмем, к примеру, сферу культуры. Необходимо организовать работу с детьми и молодежью, выявлять и поддерживать таланты, помогать людям искусства творить и продвигать свои произведения, поддерживать индустрию и предприятия. Так во всех сферах. И решение вопросов, во множестве возникающих в обществе, ложится на людей, принявших на себя обязанности государственных служащих. Ежедневно в стране принимаются тысячи управленческих решений. За ними стоят такие же граждане, как и мы с вами. Госслужащий – это тот человек, который решает проблемы сограждан, опираясь на законодательство, отслеживает и корректирует их выполнение. Это огромный и тяжелый труд.

Виды государственной службы

Работа по принятию властных решений идет в различных сферах. Принято выделять два вида госслужбы: гражданскую и милитаризованную. К первой относятся работники органов федерального и местного уровней. Ко вторым – военные, полицейские и представители специальных органов. Все эти люди осуществляют функции государства в той или иной сфере. У них есть собственные права и обязанности, регламентируемые действующим законодательством. Причем нормативно-правовое регулирование деятельности каждой из категорий осуществляется отдельно. Кроме того, каждый субъект РФ принимает собственный закон о госслужащих. В документе прописываются права и обязанности, цели и задачи людей, уполномоченных на реализацию властных полномочий. Они довольно объемны. Мы не будем касаться всех, выделим лишь основные. Для этого следует вспомнить основные функции государства. Именно их реализуют служащие на практике в своей повседневной деятельности.

Основные функции государства

Наверное, человеку, наблюдающему за жизнью страны со стороны, довольно трудно разобраться в тонкостях управленческого механизма. Как говорил герой одного известного фильма: «Для этого двадцать лет учиться нужно». Мы коротко выделим функции государства, как их описывает специализированная литература. К ним относятся:

  • охранительная;
  • регулятивная;
  • организационная;
  • экономическая;
  • законотворческая;
  • контрольная.

Каждый элемент связан со всеми остальными. Вместе они создают устойчиво функционирующий механизм государства. Цель его - создание благоприятных условий для граждан и общества. А винтиками этого механизма являются госслужащие. Потому требования к этим людям особые.

Кто может быть госслужащим

Просто так попасть на работу во властные структуры невозможно. Необходимо ознакомиться с требованиями и ограничениями, установленными для госслужбы. Они описываются в законодательстве. На госслужбу принимают граждан страны. Исключением являются только вооруженные силы, куда могут устраиваться иностранцы по контракту. Возраст госслужащего тоже законодательно ограничен (с 18 до 65 лет). Человек добровольно принимает на себя ряд обязанностей и ограничений. Первые связаны с выполнением функций государства. Вторые – с запретом получать иные доходы, кроме тех, что ему выплачивает наниматель. Всем гражданам описываемой категории платится зарплата из бюджета. Они не могут заниматься предпринимательством, представлять корпорации и фирмы, быть избранными в представительские органы. Исключение: доходы от преподавания и творчества.

Принципы

Знаете, народ все больше интересует зарплата госслужащих. Эти люди действительно имеют доход чуть выше, чем в общем по региону. Это, конечно, зависит от должности. Но огульно критиковать такое положение дел нельзя. Зарплата госслужащих компенсирует им ограничения, связанные с выполнением профессионального долга. А они, если внимательно разобраться, велики. Принципы госслужбы таковы:

  • верховенство закона;
  • приоритетность прав человека и гражданина;
  • профессионализм и гласность;
  • внепартийность;
  • обязательность для исполнения решений вышестоящих органов.

Это неполный перечень. Но и он наглядно демонстрирует, насколько ограничены в своих действиях люди, выполняющие функции государства. Они обязаны и в быту, и на службе, и на отдыхе помнить, какова их ответственность перед обществом.

Пенсионное содержание

Этот вопрос тоже обсуждается в обществе. Граждане жалуются, что пенсии госслужащим назначаются в большем объеме, чем у других. Но во-первых, это законодательно обосновано. Люди работали на государство, потому заслужили содержание. Они не могли реализовывать предпринимательские инициативы, тем самым повышая уровень своей жизни, помогая семье. Потому пенсии госслужащим рассчитываются по специальному закону. Тем более что в работе этих людей много рисков. Они связаны с огромной ответственностью, лежащей на их плечах. Неправильно принятое решение приводит к ответственности, которая может быть уголовной. Кроме того, наниматель время от времени проводит сокращение госслужащих. Люди теряют работу, оказываясь на улице. Это тоже риск.

Права госслужащих

Перечень того, что позволено данной профессиональной категории, широк. Это связано с выполнением должностных обязанностей. Госслужащие имеют право на получение информации, документов, материалов, которые необходимы для принятия решений. Им нельзя отказать в посещении предприятий и организаций, находящихся в сфере влияния (по должностной инструкции). Госслужащие могут претендовать на повышение по службе, повышать профессиональный уровень, защищаться в случаях, когда их пытаются опорочить. Имеются и специальные права, такие как требовать расследования, если к ним применены незаконно меры воздействия, знакомиться с материалами личного дела и некоторые другие. В целом вся деятельность этих людей направлена на реализацию обязательств перед гражданами, принятых на себя государством.

Обязанности

Люди государевы, что бы они ни делали, в первую очередь заботятся о сохранении целостности государства, исполнении его законов. Это их основная обязанность. Кроме того, они работают с населением, соблюдают права и законные интересы всех граждан. Если человек обратился в государственный орган, ему должны дать полноценный, всеобъемлющий ответ на вопрос. Служащим надлежит поддерживать уровень квалификации, развиваться, изучать новые законы и иные материалы. Они обязаны подчиняться приказам, независимо от собственного мнения по их поводу. Единственным исключением является незаконность распоряжения. В этом случае следует поставить в известность начальство. Знаете, у этих людей нагрузка такова, что приходится постоянно работать, чтобы соответствовать положению. Потому сокращение госслужащих неизменно, как шутят в Сети, приводит к их увеличению. Обязанностей и требований много, людей, им соответствующих, поди поищи. Это только со стороны кажется, что госслужба – сплошной мед с сахаром. На самом деле деньги там зарабатывают, а не получают. Несогласным предлагается самим попробовать пожить в таких жестких рамках. Удачи!

Это особое должностное лицо, взявшее на себя обязанность проходить госслужбу. Этот субъект осуществляет свою профессиональную деятельность на основании акта о назначении и контракта. Денежное содержание лицо получает за счет средств регионального или федерального бюджета.

Ограничения

Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения. На госслужбу не могут приниматься субъекты:

  • Признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в соответствии с судебным решением, вступившим в действие.
  • Осужденные к отбыванию наказания, исключающего возможность выполнять должностные обязанности гражданского служащего , по вступившему в силу приговору, имеющие неснятую/непогашенную судимость.
  • Выразившие отказ от прохождения процедуры обязательного оформления допуска к информации, составляющей тайну, охраняемую законом, если должность, на которую претендует кандидат, предполагает использование таких сведений.
  • Имеющие заболевания, препятствующие принятию на госслужбу. Наличие соответствующих патологий должно подтверждаться медзаключением, оформленным компетентным медучреждением.
  • Состоящие в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности предполагает непосредственную подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
  • Вышедшие из гражданства РФ или получившие гражданство иного государства.
  • Являющиеся поданными другой страны, если иное не закреплено международным соглашением РФ.
  • Представившие либо заведомо недостоверные сведения при поступлении на госслужбу.
  • Не представившие данные или представившие ложные сведения о доходах, обязательствах и имуществе.
  • Признанные не прошедшими службу в ВС РФ по призыву без уважительных причин. Этот факт должен подтверждаться заключением, оформленным призывной комиссией. Данное требование не распространяется на лиц, прошедших службу по контракту.

Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.

Работодатель

Наниматель гражданских служащих - это Российская Федерация или конкретный субъект РФ. Полномочия работодателя реализуются его представителем. В качестве него выступает руководитель госоргана, гражданин, занимающий государственную должность или представитель одного из указанных лиц.

Особенности статуса

Это лицо, состоящее в должности гражданской службы. Соответственно, им не может являться гражданин, выступающий сотрудником госпредприятия, даже если он реализует управленческие, властно-распорядительные полномочия. Это связано с тем, что указанное лицо не занимает должность гражданской службы, а денежное вознаграждение ему выплачивается из средств предприятия.

Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.

Классификация

Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:

  • Категории должностей.
  • Группы.
  • Виды госорганов.
  • Характер и объем полномочий.

Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.

Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.

Особенности должностей

  • Руководителей.
  • Советников (помощников).
  • Специалистов.
  • Обеспечивающих специалистов.

Должности служащих разделены на следующие группы:

  • Высшие.
  • Главные.
  • Ведущие.
  • Старшие.
  • Младшие.

Классные чины присваиваются в пределах соответствующих групп:

  • Высшая - действительный госсоветник 1, 2, 3 кл.
  • Главная - госсоветник 1, 2, 3 кл.
  • Ведущая - советник 1, 2, 3 кл.
  • Старшая - референт 1, 2, 3 кл.
  • Младшая - секретарь.

Служащие, находящиеся на должностях без ограничения срока их полномочий, получают классный чин после прохождения квалификационного экзамена.

Спорные моменты

Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:

В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.

Проверка уровня знаний и квалификации

Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих .

Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.

Гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.

Участие в аттестации - не только право гражданского служащего , но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.

Исключения

Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:

  • Отработавших в соответствующей должности менее года.
  • Достигших 60 лет.
  • Беременных или находящихся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком до 3-х лет.
  • Замещающих должности категорий "руководители" и "советники" ("помощники") в соответствии со срочным контрактом.
  • Прошедших меньше года назад.

Этапы проверки

Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.

Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы.

Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.

Гарантии для госслужащих

Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:

  • Обеспечение надлежащих условий для исполнения своих обязанностей.
  • Ознакомление с документами, определяющими их полномочия, права, критерии оценки результативности деятельности гражданского служащего , условиями карьерного роста.
  • Отдых. Он обеспечивается посредством установления продолжительности рабочего дня в соответствии с законодательством, предоставлением нерабочих выходных и праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (гражданским служащим полагается основной и дополнительный отпуск).
  • Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные ФЗ № 79, иными правовыми актами, а также условиями контракта.
  • Получение материалов и сведений, необходимых для исполнения своих обязанностей.
  • Внесение предложений, направленных на совершенствование работы гражданских служащих и госоргана.
  • Защиту персональных данных.
  • Должностной рост и, соответственно, повышение зарплаты. Госслужащим расчет заработка осуществляется по особым правилам, закрепленным ФЗ № 79.
  • Ознакомление с отзывами о служебной деятельности, документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу письменных объяснений и иных сведений.
  • Повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в порядке, закрепленном законодательством.
  • Членство в профсоюзе.
  • Рассмотрение служебных споров.
  • Проведение проверки по заявлению служащего.
  • Медстрахование.
  • Защиту интересов и прав на службе, включая обжалование их нарушений.
  • Пенсионное обеспечение в порядке, установленном ФЗ № 166.
  • Защиту своих здоровья и жизни и членов семьи, а также имущества.

Обязанности

Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:

  • Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
  • Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
  • Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
  • Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
  • Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
  • Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
  • Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
  • Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
  • Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. О (2016 г.) отчитаться необходимо было до 2 мая 2017 г. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих (2016 г.) размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
  • Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
  • Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.
  • Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.

Денежное довольствие

Величина оклада, размер и правила определения надбавок устанавливаются в федеральных и региональных законодательных актах.

При утверждении фондов з/п федеральных госорганов в них помимо сумм, предназначенных для выплаты окладов, включают средства на надбавки за следующее:

  • Классный чин, квалификационный разряд, дипломатический ранг. Они выплачиваются ежемесячно в размере 4-х окладов.
  • Особые условия госслужбы. Они также выплачиваются ежемесячно, но в размере 2,5 оклада.
  • Выслугу лет. Эти надбавки предусмотрены каждый месяц и составляют 3 оклада.

В ФОТ включаются также средства на премии по итогам работы и материальную помощь. Их размеры - 3 и 2 оклада соответственно.

Повышение зарплат госслужащим

Сравнительно недавно активно обсуждался вопрос об увеличении денежного довольствия должностных лиц госорганов. Однако, по всей видимости, изменения размера содержания будут нескоро.

В течение нескольких последних лет повышения зарплаты госслужащим не производилось. Наоборот, указом Президента величина довольствия уменьшалась.

Заключение

В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-правовые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.

Необходимость существования госслужбы обуславливается существованием государства, его функциями и задачами. Как показывает мировой опыт, современное общество может нормально развиваться только при наличии эффективной системы управления. Государство должно располагать мощным, квалифицированным административным аппаратом.

Деятельность госслужащих востребована в любой стране вне зависимости от политической системы, устройства, формы правления, режима. Именно эти лица реализуют задачи, которые общество возлагает на государство. Соответственно, к госслужащим предъявляются более жесткие требования, чем к представителям других профессий. Ведь от них во многом зависит стабильность в стране, дальнейшее развитие народно-хозяйственного комплекса. Для улучшения эффективности деятельности госслужащих предусмотрены программы повышения квалификации.

Loading...Loading...