Форма извещения соседей о согласовании границ. Согласование границ земельного участка с соседями: законодательные особенности проведения межевания

Межевание границ земельных участков необходимо для точного определения территории, принадлежащей тому или иному владельцу. К примеру, это может понадобиться для разрешения споров с соседями. Без точного определения границ и документального подтверждения этой процедуры невозможны какие-либо финансовые операции с земельным участком.

Основные причины процедуры

Граждане могут заказать согласование границ земельного участка по таким причинам:

  • Соседи самовольно расширяют свой участок, захватывая часть чужой территории. Довольно часто это происходит, когда собственники длительное время отсутствуют. Недобросовестные соседи могут просто переставить забор на несколько метров. Без точного определения границ разбирательство может быть долгим и очень хлопотным.
  • Ранее согласование границ участка с соседями было проведено только в устной форме, без документального подтверждения. Такие договоренности не имеют никакой юридической силы. Необходим только соответствующий акт, составленный специалистами.
  • При первичном формировании надела были допущены неточности. Неправильное составление технической документации - вина технического сотрудника, но исправлением ошибок должен впоследствии заниматься собственник участка.
  • Необходимость официальной регистрации надела. Документ о праве на собственность не может быть выдан без предварительного проведения геодезических исследований.
  • Необходимость объединить несколько земельных участков в один, или разделить один надел.
  • Участок был приобретен без точного описания размеров и координат надела.

Таким образом, согласование границ открывает доступ к различным операциям с землей, а также защищает собственников от притязаний со стороны соседей.

Порядок оповещения

При определении границ должны присутствовать все заинтересованные лица (физические и юридические). Их необходимо оповестить не позднее, чем за 30 дней до проведения межевания. Владелец надела может сделать это самостоятельно или поручить работу землеустроительной компании, проводящей межевание. Соответствующий пункт должен быть включен в договор о предоставлении услуг.

  • Владельцы всех спорных участков. Вместо них может присутствовать представитель с нотариально заверенной доверенностью.
  • Представители органов местного самоуправления. Акт межевания подписывают уполномоченные сотрудники администрации.
  • Владельцы всех участков, которые граничат с землей заявителя (на правах аренды, бессрочного пользования, собственности, пожизненного наследуемого владения). Акт межевания будет иметь юридическую силу в том случае, если его подтвердили все соседи. Исключение - неявка оповещенного соседа. Такое действие расценивается как согласие с результатами процедуры. В акте делается соответствующая отметка. Правила межевания предусматривают, что в таком случае к инициатору процедуры не может быть никаких претензий.
  • Сотрудники землеустроительной компании, с которой был подписан договор на предоставление услуг. Обычно на объект выезжают несколько инженеров с оборудованием.

Для информирования используются все доступные способы:

  1. Вручение бумаги лично. Обязательно присутствие свидетелей.
  2. Отправка по почте заказным письмом с описью вложения.
  3. Оповещение с помощью средств массовой информации. Используется в тех случаях, если местонахождение адресата неизвестно.

Особенности извещения

В извещении, рассылаемом заинтересованным лицам, обязательно должна быть указана следующая информация:

  • Сведения об инициаторе проведения процедуры, номер телефона, почтовый адрес.
  • Данные об инженере, проводящем согласование, его номер телефона, почтовый адрес и e-mail.
  • Место, дата, время собрания заинтересованных лиц для проведения согласования.
  • Сведения о проекте межевого плана и порядок ознакомления с ним.
  • Почтовый адрес и сроки вручения (направления) уведомлений заинтересованным лицам.

Процедура согласования

Порядок межевания границ земельного участка:

  1. Заявитель и все заинтересованные лица собираются в заранее обусловленное время. Кадастровый инженер из землеустроительной компании объясняет присутствующим свои полномочия и зачитывает повестку.
  2. Проверяются документы всех присутствующих для подтверждения личности. Это является обязанностью инженера. Он не имеет права составлять акт межевания при отсутствии кого-либо из заинтересованных лиц. Все должны предъявить документы для удостоверения личности.
  3. Инженер демонстрирует присутствующим чертеж и объясняет все его элементы. Также он может разъяснить порядок проведения линий на местности.
  4. Вынос поворотных точек на территории, проведение разграничительных линий. Если у кого-то из присутствующих есть претензии или вопросы, специалист должен разъяснить спорные моменты.
  5. Составление акта. Информацию вписывают на обратной стороне чертежа. Внизу ставят подписи все присутствующие участники. Протесты оформляются письменно и прикрепляются к акту.
  6. Установка межевых вех в поворотных точках. Собственнику земельного участка или кому-либо еще запрещается перемещать эти вехи самостоятельно. За нарушение этого правила предусмотрен штраф.

В некоторых случаях по действующему законодательству согласование границ земельного участка не обязательно. С одной стороны, хорошо, что не надо тратить время, силы и нервы на эту неприятную процедуру. С другой стороны, бывает, что отсутствие согласования границ, даже когда оно не обязательно, имеет свои негативные последствия при разбирательстве споров.

Рассмотрим случаи, когда нужно и когда не нужно согласование границ.

По общему правилу в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Что касается смежных земельных участков в приведенной норме можно выделить два момента. Во-первых, речь идет об уточнении местоположение границ таких участков и, во-вторых, это должны быть земельные участки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Понятие уточнения местоположения границ земельного участка содержится в ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).

Требования к описанию местоположения границ земельных участков следующие.

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требованиями к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (утверждены приказом Минэкономразвития России от 01 марта 2016 г. № 90) установлено, что характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части. Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность.

Таким образом, если в отношении смежных земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует описание местоположения границ или оно не соответствует установленным требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, то фактически одновременно с уточнением местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы, происходит и уточнение местоположения границ таких смежных земельных участков. Значит в этом случае местоположение границ подлежит обязательному согласованию с правообладателями смежных земельных участков.

Если же в Едином государственном реестре недвижимости уже содержится описание местоположения границ смежных земельных участков, оно соответствует установленным требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка и не происходит внесение изменений в эти сведения, то согласование местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков не требуется. В этом случае земельный участок, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, просто «привязывается» к уже установленным границам смежных земельных участков.

Второй момент. Статьей 6 ЗК РФ установлено, что объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

ЗК РФ наряду с земельными участками говорит о «земле», «землях», которые не имеют таких индивидуализирующих характеристик, как земельные участки. По сути это собирательные понятия.

Вместе с тем ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О кадастровой деятельности» предусматривает, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ смежных земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

Как видим, закон обязывает согласовать местоположение границ земельного участка, которые одновременно являются границами других земельных участков, но не земель вообще.

Таким образом, если земельный участок не граничит с другими земельными участками, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости, то по закону согласование местоположения границ такого земельного участка не обязательно. Например, земельный участок граничит со свободными землями или даже с улицей, которая не учтена в качестве земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.

Ранее по данному вопросу Минэкономразвития России в п. 1 приложения к письму от 14 декабря 2012 г. № 27701-ПК/Д23и «Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений» разъясняло, что «…если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы с органом местного самоуправления в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится». Аналогичные разъяснения имелись и в других письмах министерства.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

В случае образования нового земельного участка, уточнения границ уже существующего участка или регистрации права собственности на давно используемый земельный участок (например, по «дачной амнистии») необходимой процедурой является согласование границ такого участка с правообладателями смежных земельных участков. Результат данной процедуры отображается в акте согласования границ.

1. Для чего нужен акт согласования границ земельного участка?

Такой документ, как акт согласования границ земельного участка (в случае наличия учтенных в государственном кадастре недвижимости (ГКН) смежных земельных участков) является обязательной частью межевого плана.

Межевой план - фактически единственный документ, который нужен для постановки земельного участка на кадастровый учет, для учета части земельного участка или внесения в ГКН сведений об изменении уникальных характеристик земельного участка.

В свою очередь, постановка земельного участка на кадастровый учет нужна для последующей регистрации права собственности (или иного вещного права) на такой земельный участок. Согласно закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1.2 ст. 20), «не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Кроме того, даже если участок учтен, государственная регистрация прав на него может быть приостановлена. Это может произойти в случае, если в ГКН в отношении такого земельного участка «отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка». При этом существуют некоторые исключения, когда регистрация разрешена и при неуточненных границах:

1) если право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке;

2) если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;

3) если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;

4) если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (исключение действует до 1 января 2018 г.);

5) если право возникает в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (исключение действует до 1 января 2018 г.);

6) в иных установленных федеральным законом случаях (исключение действует до 1 января 2018 г.).

Проведение согласования границ смежных земельных участков может быть и самоцелью, когда данная процедура кадастровыми инженерами проводится для разрешения споров между соседями. Если участники спора не придут к соглашению

между собой, разрешение вопроса возможно только в судебном порядке.

При этом кадастровый инженер только фиксирует притязания сторон и не имеет возможности самостоятельно устанавливать границы. Если границы согласованы, кадастровый инженер может обозначить в натуре межевые знаки и подготовить документы для внесения изменений о границах и характерных точках земельных участков в ГКН (для юридического закрепления данных границ).

Таким образом, согласование границ земельного участка и составление акта согласования необходимо:

1) при образовании новых земельных участков для регистрации на них права собственности и иных вещных прав;

2) в случае возникновения межевых споров для уточнения границ земельных участков;

3) в случае регистрации права собственности на земельные участки, которые предоставлены гражданам, но права на которые не зарегистрированы должным образом, в том числе в случае регистрации права собственности на земельные участки по «дачной амнистии».

2. Когда согласование границ земельного участка обязательно?

В соответствии со статьей 39 закона «О государственном кадастре недвижимости» , местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ были уточнены границы земельного участка или смежных земельных участков, сведения о которых внесены в ГКН. При этом согласовывать месторасположение границ необходимо со следующими категориями правообладателей смежных земельных участков (заинтересованными лицами):

1) собственники (исключение составляют случаи, когда смежные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также предоставлены частным предприятиям на праве постоянного (бессрочного) пользования);

2) лица, которые владеют участками на праве пожизненного наследуемого владения;

3) лица, которым участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования (кроме государственных и муниципальных учреждений, органов госвласти, органов местного самоуправления, казенных предприятий);

4) арендаторы, которые заключили договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок от 5 лет.

3. Каков порядок согласования месторасположения границ земельного участка?

Процедура согласования границ земельного участка с правообладателями смежных участков организовывается кадастровыми инженерами, нанятыми для выполнения кадастровых работ, в том числе для проведения межевания и составления межевого плана.

По выбору заказчика работ согласование может проводиться как с установлением границ земельного участка на местности, так и без него. При этом заинтересованные лица могут потребовать вынесения совместной границы земельных участков на местности. В некоторых случаях установление границ на местности все же не разрешается (на лесных землях, землях особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных землях, предназначенных для природопользования коренными народами Севера, Дальнего Востока, Сибири).

Законодательством предусмотрено две формы проведения согласования границ земельного участка:

1) посредством проведения собрания заинтересованных лиц;

2) в индивидуальном порядке.

Если индивидуальный порядок согласования в законе не регламентирован, то по отношению к организации общего собрания правообладателей смежных земельных участков существуют четкие правила:

1) Общее собрание должно проводиться в населенном пункте, в котором размещен участок, или в ближайшем к нему населенном пункте. Иное место может быть определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами;

2) Для приглашения заинтересованных лиц на собрание им вручается под расписку, высылается почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также направляется на электронную почту извещение. Контактные данные заинтересованных лиц берутся из сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Извещение должно быть вручено или доставлено за 30 дней до собрания. При этом у заинтересованных лиц должно быть не менее 15 дней для подачи возражений. В случае если заинтересованные лица отказываются получать извещения, они считаются надлежащим образом извещенными.

3) В случаях, если смежные земельные участки являются лесными участками, если в ГКН отсутствуют сведения об адресе хотя бы одного из правообладателей смежных участков или почтовое отправление возвратилось с пометкой о невозможности вручения, а также если смежным земельным участком является территория общего пользования садоводческого, дачного или огороднического некоммерческого объединения граждан или собственниками смежного участка являются 5 и более лиц, то допускается, что извещение о проведении собрания по поводу согласования границ земельного участка может быть опубликовано в порядке, определенном для опубликования муниципальных правовых актов;

4) В извещении должны обязательно содержаться следующие сведения:

Сведения о заказчике кадастровых работ, в т.ч. почтовый адрес и номер телефона;

Сведения о кадастровом инженере, в т.ч. его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер телефона;

Кадастровый номер и адрес земельного участка, кадастровые номера и адреса смежных земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

Порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

Место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

Сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

Кадастровый инженер во время проведения согласования местоположения границ:

1) проверяет полномочия заинтересованных лиц или их представителей (проверяет документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей, а также документы, подтверждающие права на соответствующие земельные участки);

2) обеспечивает возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с проектом межевого плана и дает необходимые разъяснения;

3) указывает заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования границ с их установлением на местности).

Результат согласования границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ, либо в письменной форме не представили свои возражения, в акт согласования вносится соответствующая запись. При этом акт считается согласованным. В таком случае к межевому плану обязательно прилагаются документы, подтверждающие, что заинтересованное лицо было должным образом извещено о проведении собрания.

Если местоположение границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно согласования, в акт согласования вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке, в том числе в судебном порядке.

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» установил, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

По смыслу закона местоположение границ земельных участков, сведения о которых (об участках) содержатся в государственном кадастре недвижимости, должно быть согласовано независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на эти земельные участки либо сведений о координатах их границ или иного описания местоположения границ, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка. Результат согласования местоположения границ оформляется актом согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением следующего случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным, о чем в акт согласования вносится соответствующая запись.

Законом предусмотрено, что необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА О СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ земельного участка.

Далее в законе сказано, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если при уточнении границ нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными В ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА.

Формулировка «земельный спор о согласовании местоположения границ земельного участка», которая используется в законе, не дает возможности сделать точный вывод о том, какие конкретно исковые требования могут быть заявлены в суд в случае возникновения спора.

На практике это приводит к тому, что истцы заявляют самые разные требования, например, о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка, о признании незаконными и снятии возражений в согласовании границ земельного участка, об обязании согласовать границы участка и т.п.

Между тем действующее законодательство не предусматривает возможность согласования смежным землепользователем границ земельного участка путем принятия судебного акта об обязании согласовать местоположение границ. Согласование местоположения границ земельного участка предполагает совершение его в добровольном порядке и является правом, а не обязанностью.

В практике судов все более четко прослеживается тенденция определения предусмотренного законом надлежащего способа защиты права. А избрание неверного способа защиты своего права является основанием для отказа в иске.

Представляется, что в случае отказа смежного землепользователя от согласования местоположения границ земельного участка правильным будет обращение в суд с иском ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. Данный вывод подтверждается руководящими разъяснениями высших судебных инстанций.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Далее в постановлении сказано, что решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

При рассмотрении указанного иска суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Необходимо также учитывать положения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» о том, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Loading...Loading...