Гражданский кодекс статья 225. Теория всего

Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. - сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.

Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ - крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения - нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…» <1>.

18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

________
<1> См.: Медведев Д.А. Гражданский кодекс России - его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к статье 225

1. Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. "О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество", в котором было установлено, что "всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности" (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР Январь 1925 - май 1926 г. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Отечественной войны. Позднее она потеряла свое значение и на практике не применялась. Она была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности, положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 143 ГК 1964 г.), которое предусматривало административно-правовой порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного судом бесхозяйным по заявлению финансового органа, ГК установил основным способом приобретения права собственности на бесхозяйное движимое имущество приобретательную давность (см. ст. 234 ГК и коммент. к ней). Однако ГК предусмотрел специальные правила для приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался, либо собственник неизвестен, либо утратил на них право (ст. ст. 226 - 233). К таким отношениям не применяются правила, установленные в комментируемой статье.

3. В п. 3 определены особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта, по-видимому, заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к Ст. 225 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит чрезвычайно важные для гражданского оборота положения о правовом режиме бесхозяйных вещей. Эти положения позволяют установить основания правомерного завладения такими вещами и возникновения права собственности на них. Возможность присвоения бесхозяйных вещей позволяет, во-первых, вновь вовлечь их в оборот, а во-вторых, возложить бремя содержания вещи на нового собственника и обеспечить привлечение его к ответственности за вред, причиненный такой вещью третьим лицам.

2. Предусматриваются три случая, в которых вещь является бесхозяйной:

1) вещь не имеет собственника;

2) собственник вещи неизвестен;

3) собственник вещи отказался от нее.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Принципы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним практически исключают существование недвижимости, собственник которой неизвестен, или недвижимости, не имеющей собственника. К такой недвижимости могут относиться объекты, права на которые возникли до введения в действие Закона о регистрации и не зарегистрированы в соответствии с этим Законом.

Объекты, собственники-граждане которых скончались, не могут считаться бесхозяйными даже в тех случаях, когда никто из наследников по закону или по завещанию не принял наследства, поскольку в соответствии со ст. ст. 1151 и 1152 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, что означает возникновение права собственности у публичного субъекта в силу закона.

3. Комментируемая статья устанавливает различные правила присвоения бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

По общему правилу право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено по давности владения (ст. 234 ГК), за исключением случаев, когда оно может возникнуть ранее по иным основаниям — в силу правил о возникновении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. ст. 227 и 228 ГК), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231 ГК) и кладе (ст. 233 ГК). Перечисленные случаи дают возможность стать собственником движимой бесхозяйной вещи значительно быстрее, чем через пять лет (см. комментарий к ст. 234 ГК), например немедленно по поступлении вещи во владение в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Бесхозяйные недвижимые вещи также могут поступить в собственность на основании приобретательной давности, однако для публичных субъектов (муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) комментируемая статья делает исключение. В ней закрепляется правило об «оккупации» — переходе права собственности на бесхозяйную недвижимость к публичному собственнику, на территории которого находится эта вещь. Это основание возникновения права собственности является первоначальным. В отличие от правил о переходе права собственности на выморочное имущество (ст. 1151 ГК) комментируемые положения не предусматривают переход к публичному собственнику обязанностей прежнего собственника.

В порядке «оккупации» движимые вещи могут перейти в муниципальную собственность также и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 228 и п. 1 ст. 231 ГК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

4. Правила о переходе бесхозяйной недвижимой вещи к публичному собственнику, содержащиеся в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, одинаковы. Различаются лишь субъекты, в пользу которых установлено положение о переходе права собственности. Пункт 4 ст. 225 ГК РФ является специальным правилом, в соответствии с которым бесхозяйная недвижимость, находящаяся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переходит не в собственность муниципального образования, а в собственность названных субъектов Российской Федерации.

Для возникновения права собственности муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга необходимо последовательное совершение следующих действий:

1) постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных (муниципальных) органов.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба — в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы — в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости и снятия ее с такого учета определяется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580;

2) обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;

3) судебное решение о признании права муниципальной или государственной собственности;

4) государственная регистрация возникновения права муниципальной или государственной собственности.

В гражданском кодексе бесхозяйное имущество рассматривается как вещь, которую может использовать любой человек или юридическое лицо. При этом подобные действия не вызывают нареканий со стороны владельцев. Рассмотрим подробнее вопрос о том, что такое бесхозяйное имущество и как им можно распоряжаться.

Что считать ничьим: буква закона

В статье 255 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится определение бесхозной вещи. Так называются объекты, не имеющие законных владельцев. В этом качестве также могут выступать вещи, чьи хозяева не были установлены или отказались от своей собственности. В нормах российского законодательства предусматривается порядок, в соответствии с которым эти объекты необходимо принимать на учет. Предполагается прохождение следующих этапов: прием бумаг, необходимых для оформления недвижимого бесхозяйного имущества, прохождение юридической экспертизы, внесение записи в ЕГРП. Только после этого на объекты могут претендовать новые хозяева.

Оформление заявления

Документ с прошением о признании недвижимого имущества бесхозяйным подается представителем местных органов власти сельского, городского поселения или округа, муниципального образования. В их компетенции - объекты, которые находятся в границах данного административно-территориального образования. Исполнительные государственные структуры в городах федерального значения оформляют такие заявления в отношении недвижимого имущества, расположенного в их пределах. Документы о признании недвижимого имущества бесхозяйным заполняются по утвержденным формам. Если объект расположен более чем в двух округах, то бланк оформляют в любом местном органе власти. При этом название других муниципальных образований также указывается.

Документы, которые подтверждают статус объекта

Первый шаг стандартен во всех случаях. Заинтересованные лица предоставляют бумаги, которые удостоверяют статус объекта недвижимости как бесхозяйного имущества. Прежде всего, это документы, служащие подтверждением того, что объект недвижимости не состоит в реестре федерального, государственного и муниципального значения. Кроме этого, необходима справка, удостоверяющая отсутствие регистрации местными органами права собственности на объект недвижимости. Бесхозяйным имущество может стать также в результате отказа от него собственника. Этот факт подтверждается документально. Признание имущества бесхозяйным возможно после письменного отказа от права владения недвижимостью.

В кой срок можно признать право собственности на бесхозные объекты?

После того как объект недвижимого имущества поставлен на учет как бесхозяйный, он может вернуться к собственнику или перейти по приобретательной давности к другим лицам в течение одного года. Это предусмотрено законом. Только когда истечет данный период времени, суд по иску сможет признать бесхозяйную недвижимость муниципальной собственностью.

Правила подачи заявления

Документ о постановке на учет бесхозяйного имущества должен быть направлен в уполномоченные органы лично, с помощью почтового отправления или в электронном виде. Весь пакет в бумажном варианте предоставляется в двух экземплярах, кроме тех случаев, которые определены в законе. Один из них при этом является оригиналом и возвращается заинтересованным лицам после прохождения всей процедуры. Электронный документ должен быть подписан с помощью цифровой подписи. Заявление вместе со всеми сопутствующими бумагами регистрируется и получает входящий номер. Заинтересованное лицо уведомляют об этом распиской. Решение о постановке на налоговый учет должно быть принято не позднее 18 календарных дней с того момента, как документы приняты к производству. Когда субъект отказывается от владения какими-либо объектами, подтверждая тем самым их статус бесхозяйного имущества, об этом вносится запись. Кроме того, ему сообщают о том в письменном виде.

Приостановление процесса

Возможно ли вообще это сделать? Впрочем, застопорить процедуру на определенном этапе вполне реально. Законодательством предусмотрены случаи, когда процесс постановки на учет может прекратиться. К таким ситуациям относится, например, установление факта о том, что недвижимость не бесхозяйна. Это может быть выяснено в процессе изучения поданных документов. При обращении заинтересованным лицом не было предоставлено заявление законного владельца о том, что он отказывается от недвижимости, или бумаги составлены таким образом, что из их содержания не следует, что хозяин открестился от права собственности и распоряжения. Также в ЕГРП может присутствовать запись о том, что права на данный объект обременены или ограничены. При этом заинтересованное лицо не могло не знать об этой ситуации. Производство в отношении документов допустимо прекратить в том случае, если в орган, рассматривающий обращение, поступили документы об аресте владельца или официальном запрете ему на совершение сделок с данной недвижимостью. Процедура приостанавливается не больше, чем на месяц.

Пояснения

Если в ЕГРП присутствует запись о том, что недвижимость находится под обременением или права в отношении нее ограничены на момент подачи заявления, то процедура приостанавливается. Об этом извещаются территориальные органы власти. До них доносят и информацию об аресте или запрете на осуществление сделок. Помимо этого, орган, который приостановил процесс, извещает заинтересованное лицо о том, что бесхозяйное имущество на данный момент не подлежит регистрации. Субъект, в свою очередь, может предоставить документы, которые послужат основанием для продолжения процедуры регистрации.

Отказ от прав на имущество

Ничейные объекты не подлежат регистрации, если:

  • Законным владельцем предоставляется документ, который свидетельствует о том, что он вновь является собственником имущества и имеет право распоряжения и пользования.
  • Хозяин предоставит документы, указывающие на то, что действия, в результате которых был зарегистрирован отказ от имущества, им не совершались. Эти бумаги также могут содержать сведения о том, что владелец не выражал волеизъявления о прекращении права на распоряжение, пользование и владение имуществом.
  • Во время установленного срока законным хозяином не было направлено никаких необходимых документов. Другое основание - от организации связи была получена информация о том, что вручить извещение невозможно, так как получатель не проживает по данному адресу. При этом местные органы власти также не предоставляют документы от владельца о его отказе от прав на объект недвижимости. В этом случае учет бесхозяйного имущества в таком статусе невозможен.
  • По окончании сроков, установленных в обращении о приостановлении процесса, орган, направивший данное ходатайство, не сообщит о том, что причины, которые являлись основанием для этого, устранены.
  • Не все владельцы письменно оформили отказ от прав на данное имущество.
  • Орган, выполняющий государственную регистрацию, устанавливает реальное положение дел относительно объекта.

Если в процессе проверки документов выяснится, что объект, подлежащий регистрации, не может быть поставлен на учет бесхозяйного недвижимого имущества, так как владелец у него все-таки есть, то в продолжении производства дела будет отказано. В течение пяти дней после принятия решения уполномоченный орган должен направить уведомление с указанием его причины.

Снятие с регистрации

Впрочем, порой ничейные объекты находят своего владельца, и такие случаи нередки. Бесхозяйное имущество может быть снято с регистрации в случаях, которые предусмотрены законом:

  • если субъект, ранее выразивший отказ от прав собственности, вновь принимает во владение имущество;
  • в случае регистрации права собственности на данный объект;
  • если объект передан лицу по праву приобретательной давности;
  • если государственное право собственности было зарегистрировано лицом, о котором ранее не было известно.

Объект считается снятым с учета в соответствии со статьей 225 с того момента, как внесены сведения в ЕГРП.

Как вернуть право собственности на бесхозяйное имущество?

В российском законодательстве предусмотрены некоторые гарантии для законных хозяев. Например, независимо от даты регистрации объекта в качестве бесхозяйного, собственник может обратиться с заявлением на передачу объекта ему вновь во владение. Это допустимо, если владелец ранее выразил отказ от прав собственности, но его юридические возможности относительно данного имущества не прекратились на законных основаниях. Это положение разъясняется в п. 3 статьи 225 ГК РФ. В таком случае объект будет снят с учета с того момента, как будет внесена запись в ЕГРП.

Признание прав на бесхозяйное имущество

Ничейными объектами может пользоваться лицо, которое не является законным владельцем. Такое же право есть у финансового органа в том случае, если недвижимость была изъята уполномоченными организациями в рамках установленной компетенции. Для того чтобы юридически правильно оформить документы о признании права собственности на бесхозяйное имущество, необходимо обратиться в суд, предоставив необходимые документы, включая и бумаги, которые подтверждают факт признания объектов ничейными. То есть нужно предоставить выписку из ЕГРП, содержащую соответственную запись. В случае, если в суд обратились до истечения 12 месяцев с того момента, как имущество приняли на учет, то субъект получит отказ в принятии иска к производству.

В заявлении, подаваемом в судебные органы, следует указать название объекта, описать основные характеристики, представить доказательные факты, свидетельствующие об отказе владельца от прав собственности, подтвердить то, что субъект владеет бесхозяйной вещью. Обязательно необходимо указывать дату регистрации в ЕГРП и орган, осуществлявший регистрацию. Помимо этого, нужно представить доказательства того, что законный собственник отсутствует.

Разбирательство дела

Процесс рассмотрения дела осуществляется с привлечением всех лиц, которые заинтересованы в данном вопросе. При подготовке к заседанию суд выяснит круг субъектов, которые могут свидетельствовать о принадлежности имущества, направит запросы в соответствующие органы. После установления факта отказа законного владельца, будет принято одно из решений: последует признание имущества бесхозяйным с предоставлением права владения заинтересованному лицу, которое вступило во владение либо объект передают в собственность территориального образования. Об этом вносится запись в ЕГРП.

Право собственности зарегистрировано: что дальше

После завершения процедуры уполномоченным органом в течение пяти дней направляется извещение в исполнительные органы власти. Все действия осуществляются в порядке, который установлен для уведомления собственника о внесении записи об обременении или ограничении, которое введено не по заявлению последнего. При регистрации права муниципальной или государственной собственности на ранее бесхозяйное недвижимое имущество извещение направляется в адрес субъекта, который отказался от права собственности. В уведомление вносят реквизиты решения суда, соответственно которому проходил весь процесс.

Все действия проводятся по правилам, установленным для извещения владельца о проведенной процедуре государственной регистрации права собственности муниципалитета или субъекта РФ на землю, от законных прав собственности, на которую отказался предыдущий владелец.

Полный текст ст. 225 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 225 ГК РФ.

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к статье 225 ГК РФ

1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует, либо неизвестен, либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.

2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.

Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект приказа "Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.

Муниципальным образованием может быть приобретено право муниципальной собственности на такую вещь при условии, что со дня постановки такой вещи на учет пройдет не менее одного года. Признание права муниципальной собственности осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом. В случае если суд откажет в признании права муниципальной собственности на такую вещь, например, если объявится собственник такой вещи, или если бесхозяйная недвижимая вещь была принята на учет с нарушением порядка принятия на учет таких вещей, то такая вещь может быть вновь приобретена оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Аналогичный порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Если такие вещи находятся на территориях данных городов, то в Россреестр обращаются уполномоченные государственные органы этих городов. Полагаем, что данные перечень городов федерального значения необходимо дополнить таким городом федерального значения, как Севастополь.

3. Применимое законодательство:
- ГПК РФ;
- проект приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (см. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/b52aab804cb7d2948585af12ac4184fa/pp.doc?MOD=AJPERES&CACHEID=b52aab804cb7d2948585af12ac4184fa).

4. Судебная практика:
- определение Свердловского областного суда от 22.05.2013 по делу N 33-5661/2013.

Консультации и комментарии юристов по ст 225 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 225 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Loading...Loading...