храм это что такое храм: определение — история.нэс. Смотреть что такое "Храм" в других словарях

собират. термин для обозначения зданий, в к-рых происходит отправление религ. культа. В каждой конкр. религии X. имеет особое наименование: в Христианстве - собор, костел, кирха; в ис-ламе - мечеть; в иудаизме - синагога; в буддизме нет единого термина и каждая страна имеет свой: тэра в Японии, вихара в Шри-Ланке, хурэ в Монголии, дацан в Бурятии и т. д. Здание X. как место общения людей с богом в любой религии полисемантично. Напр., в христианстве и буддизме X. -это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света. Каждая его деталь (архитектурная, живописная и др.) строго регламентирована каноном данной религии. Несмотря на жесткость канона, храмовое зодчество любой страны имеет нац. специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мир. культуры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ

культовое здание, предназначенное для выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (христианской церкви, мусульманской мечети, буддийского храма и др.) исторически видоизменялась, приобретала яркое национальное содержание. Часто храмы выполняли не только религиозные, но и некоторые общественные функции: в них проходили собрания, церемонии, хранили собрания книг и т.д.

В символике архитектурных частей и декоративного убранства храма раскрываются основные черты соответствующей религии.

Архитектура основных типов христианских храмов складывалась постепенно. В раннем христианстве местами молений часто были катакомбы, подземелья (из-за преследований христиан в Римской империи); комнаты в жилых домах. Лишь после прекращения в Римской империи гонений христиан (IV в.) стали строиться специальные помещения для молитвенных собраний - базилики.

Архитектура православного храма унаследовала византийские традиции, вобравшие в себя, в свою очередь, греческое, римское и малоазийское архитектурное наследие. Заимствованный из Византии, появившийся на Руси в Х веке и получивший широкое распространение в русской православной церкви крестово-купольный тип храма несет в себе целую систему символов, отражающих религиозные взгляды и отношения. Прежде всего храм издавна рассматривался как образ мира (космогонический образ).

Храм делится на три пространственные зоны: алтарь, собственно храм и притвор, которые символизируют трехчастную структуру мира, Вселенную в христианской понимании. Так алтарь символизирует место пребывания Бога, непостижимое для человека.

Средняя часть храма, отделенная алтарной преградой, рассматривается как символ бытия небесного - сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире.

Наконец, притвор символизирует окружающий человека земной мир, подчиненный законам времени и пространства.

Храм, как модель мира, строго сориентирован по сторонам горизонта. К востоку, т.е. к свету, к светлому раю, обращена главная часть храма - алтарь, а его западная часть соответственно отождествляется со страной мрака, холода и смерти.

В христианстве, особенно в его православной ветви, часто встречается уподобление храма кораблю (Ноеву ковчегу), несущему верующих на восток, к спасению. Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием крестово-купольного храма: купола - паруса, апсида - нос корабля, колокольня - мачта и т.д.

В православном храме заложена также и антропологическая символика. Еще в Византии трехчленное деление внутреннего пространства храма уподобляли тройственному составу человека: дух (алтарь); душа (центральное помещение); тело (притвор).

Интересно, что "очеловечивание" храма нашло яркое отражение в русских названиях частей храма: купол называется главою; поставлена глава на барабан - шею; основание храма - подошва; окна - очи; защитные от дождя выступы над окнами - бровки и т.д.

Важное место в архитектуре храма занимает числовая символика. Так, символично число куполов: один купол символизирует единство Бога; два соответствуют естеству Иисуса (богочеловек); три символизируют Святую Троицу; четыре - четыре Евангелия, пять - четырех евангелистов и Христа; семь - семь таинств церкви; девять - число ангельских чинов; двенадцать - апостолов и т.д.

Символическое значение имеют любые архитектурные детали храма, а также все предметы, находящиеся в нем.

Так, например, обычно своды крестово-купольного храма опираются на четыре массивных столба, символизирующих четыре Евангелия. Основной частью алтаря является престол - возвышение, символизирующее гроб Господень или престол Святой Троицы и т.д. Следует отметить, что символическая трактовка архитектурных форм и убранства храма остается неизменной во всем периоде существования православных храмов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вы идёте не спеша… Именно идёте, любуясь сказочной красотой своего края. Множество звуков, порой забытых ранее, чаруют ваш слух. Мысли становятся спокойнее, движения - плавнее. Теплом и покоем заполняется душа, хочется петь. Дорога, по которой вы идёте, прыгает, извивается, то, поднимаясь вверх, то, стремглав падая вниз, обнажая новые горизонты с блёстками стремительных ручьёв и речушек, озерцов, прудов, разрытые карьеры, старинные погосты и церкви.

Неожиданно, что-то заставляет вздрогнуть, затем прислушаться. Что это? Тихий удар колокола, бархатное звучание разливается в пространство… Затем тишина…. Она становится звенящей… Удары повторяются с интервалами, известными только звонарю. Колокольный звон переходит в многоголосье, на все лады зазывая люд на богослужение.

Так куда же ведёт эта дорога? Она ведёт в Храм. И не возможно пройти мимо, или обойти. Ноги сами ускоряют шаг, сердце вот-вот вырвется из груди. Тревога, смятение, волнение сменяются желанием быть ТАМ, откуда разливаются эти божественные звуки.

Церковь видна не сразу. Её прячут холмы. Промелькнула речка Молодильня. Интересно, как холодна в ней вода? И много ли в ней ключей? Сразу вспоминаются герои сказок "Конёк-горбунок"... Последний взлёт на пригорок. Наконец, поворот, и Свято-Никольский храм, величественный и светлый, вырисовывается во всей своей красе. На душе - лёгкая тревога: как примет обитель нового человека? Вот они, ворота, и…

Храм встречает прихожан теплом, добром, исходящим отовсюду, мудрыми напутствиями и божественным озарением. Многие, именно здесь, заново обрели отеческую православную веру, познали истинного Бога, воцерковились… Под сводами Храма даже маленькие дети, сложив ручки, нежно шепчут не до конца понятные слова молитвы и становятся на коленки. Они верят всерьёз, глубоко… и полностью во власти Божьей. Они учат нас чистоте мыслей и смирению. Это место, где не болит душа, и хочется плакать не от горя, а от счастья, ибо ты жив, здоров, коль скоро смог оказаться здесь и сейчас; это прибежище, где люди приобретают уверенность и хоть на некоторое время становятся чище в помыслах и поступках своих.

Правда, сделать первый шаг к исцелению бывает далеко не просто, снять тягостное бремя грехов и ошибок со своих плеч и получить благословение бренной душе. Для каждого прихожанина - это свой путь.

За стенами Храма может бушевать метель, лить унылый дождь, падать пушистый снег, или гореть несказанно ярким жёлтым цветом поле одуванчиков, отчего небо становится синее, а солнечный свет проникает повсюду, внутри же - всегда покой, мир.

История храма во имя Святителя и чудотворца Николая в подмосковном селе Мансурове, может быть типична, но для его прихожан, для всех любящих этот храм, прикипевших к нему сердцем и душой, - она особенная, единственная и неповторимая…

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас на сайте х рама Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

села Мансурово Истринского района Московской области!

Общение с Богом или высшими силами должно происходить в особом месте. Этой благой цели и служит храм. капище и мечеть? Об этом расскажем ниже в статье.

Православные христианские храмы

В христианстве, и в частности в православии, храм называют церковью. Подобные культовые сооружения возводятся по определенным правилам. Как известно, православие пришло на Русь из Византии, преемницы Великой Римской империи. Первые русские храмы древние зодчие строили, взяв за образец византийские и Основными отличительными особенностями православных храмов являлись тогда и являются сейчас следующие композиционные решения:

  1. Пространство любой церкви разделено на три основные части - собственно храм, алтарь и притвор.
  2. Любая церковь симметрична относительно оси.
  3. В своей центральной части православный храм имеет кубическую форму.
  4. Венчают церковь полукруглые луковичные купола.
  5. В интерьере и экстерьере широко используются арки.
  6. Стены часто украшены нишами.
  7. Узкие длинные окна.
  8. Скромный строгий экстерьер и богатый пышный интерьер.

Построенные сразу после крещения христианские храмы на Руси отличались поистине огромными размерами. В качестве примера можно привести Собор Св. Софии и в Киеве первый русский храм. Это та же церковь, но более богатая и монументальная. Такой храм обычно считался главным в каком-либо районе. Позднее русские зодчие начали возводить церкви гораздо меньших размеров.

Какие бывают храмы мусульманские?

Мусульманские храмы называются мечетями. Возводятся они также по определенным канонам. Типовая мечеть имеет следующие элементы:

  1. Колонны, предназначенные для укрепления внешних стен. Называют их гульдаста.
  2. Глубокие (айваны).
  3. Большие и малые купола.
  4. Внутренний дворик.

Как и в православных храмах, в мечетях часто используются арки. Еще одним характерным для них архитектурным элементом являются массивные резные двери, которые часто украшаются металлическими заклепками в форме звезд. Поскольку изображение живых существ запрещено исламскими канонами, вместо икон внутри мусульманского храма на стенах используются отрывки из Корана. Также повсеместно применяется такой декор, как орнамент.

Мечеть - это на самом деле очень красивый храм. Что такое еще один обязательный элемент мусульманского культового сооружения. Представляет он собой башню, с которой муэдзин призывает верующих к молитве. В каждой мечети таких сооружений несколько.

Языческие капища

Как выглядел Что такое капище? Вопросы это на самом деле не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Сведений о таких постройках на Руси практически не сохранилось. Дело в том, что летописцами у нас в стране были в основном христианские монахи. Вряд ли бы они стали расхваливать красоту языческих храмов. Однако, судя по обнаруженным под Киевом остаткам древнего сооружения, рядом с которым нашли многочисленные кости животных, языческий храм представлял собой в разрезе эллипс с прямоугольными пристройками, ориентированными по сторонам света.

Судя по сохранившимся записям иностранных путешественников, стены языческих капищ были рублеными. Снаружи они украшались резными раскрашенными изображениями богов и богинь, а также животных и людей. Центром языческого храма был жертвенник. Располагался он в передней части помещения. Потолка над ним не было. В задней части стояли изображения богов. Причем не только добрых, но и тех, которых боялись. Окон в капище не предусматривалось. Поэтому внутри всегда царил полумрак. Кровля языческого храма выполнялась из гонта. Присутствовала и вторая крыша, на высоте примерно в треть стен. Служила она, скорее всего, для защиты от дождя пришедших в храм простых людей. Дело в том, что доступ внутрь языческого капища имели только жрецы.

Итак, мы рассмотрели, каково значение слова храм в язычестве. Это место проведения тайных обрядов и жертвоприношений. Ни одной такой постройки до наших дней не сохранилось. Можно, конечно, думать, что у славян до христианства храмов не было вообще, и ритуалы свои они проводили прямо под открытым небом. Однако свидетельства иностранных путешественников все же говорят об обратном.

Храмы-памятники

Теперь рассмотрим, С течением времени капища у нас в стране заменили православные храмы, об устройстве которых говорилось выше. По сути, каждая древняя церковь является памятником архитектуры. Однако собственно памятником можно назвать и современный недавно построенный храм. Но только в том случае, если возведен он в честь какого-нибудь значимого события. Памятниками считаются также церкви, построенные в память о павших воинах или каких-нибудь святых.

Храмы-памятники в России

В России существует немало таких храмов. К примеру, это Храм Всех Святых на Кулишках в Москве, возведенный в память Куликовской битвы. Самый первый монастырь, построенный когда-то в столице - Свято-Даниловский - также является памятником. Возведен он был в честь святого Даниила Столпника.

Итак, каково значение слова храм? Храм - это место общения человека с богом или божественными силами, здание, построенное с особой любовью и в соответствии с канонами той или иной религии.

ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ. Храм – определенным образом устроенное и освященное здание, в котором совершается богослужение. Храм в христианстве называют также церковью, потому что в нем собираются для молитвы верные Христу, которые и составляют церковь – установленное самим Богом сообщество людей, объединенных верой, иерархией (священноначалием) и таинствами.

Основание императором Константином (4 в.) православной византийской державы со столицей в Константинополе позволило христианам после долгого периода гонений открыто строить свои церкви. Прообразом православного храма стал ветхозаветный Иерусалимский храм, построенный Соломоном и считавшийся обиталищем Божества (см . ХРАМ) .

Самым знаменитым христианским храмом является София Константинопольская (6 в.) – первая купольная базилика, превосходящая своими размерами все купольные сооружения античности. В ней были тонко продуманы и использованы особенности восприятия купольной архитектуры, находясь в которой человек созерцал очертания сводов и арок, что в конечном счете способствовало созданию у него молитвенного настроения, необходимого для восприятия богослужения. Круглый в плане купол, поднимающийся над зданием, стал своеобразным символом преодоления мертвой материи, ее одухотворения, а сама форма круга воспринималась как символ вечности, покоя и постоянства, которые суть важнейшие качества Бога. См . ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА; СВЯТАЯ СОФИЯ. На основе найденных в Софии архитектурных решений в Византии к 9 в. оформился т.н. крестово-купольный тип храма. В нем купол оставался главным смысловым и композиционным центром, обеспечивающим слитность пространства и центричность всей композиции. К подкупольному объему примыкали крестообразно расположенные цилиндрические или крестовые своды. В плане храм представлял собой прямоугольник или квадрат. В его внутреннем пространстве, как и во внешнем объеме, ясно прочитывался крест, главный символ христианской религии.

Новая архитектура, с ее тонкой дифференциацией сводов и пространств, создала идеальные условия для символического осмысления. Храм воспринимался как микрокосм, объединяющий две сферы – земную и небесную. Его архитектура – отпечаток невидимой телесным зрением красоты. Упорядоченность его форм – отражение гармонии небесного мира. С горним миром ассоциировались прежде всего купол и своды. В соответствии с этими представлениями в куполе помещали изображение самого Христа Пантократора (Вседержителя). Паруса, расположенные по углам подкупольного квадрата и служащие для перехода от квадратного основания к круглому куполу, несли на себе образы евангелистов и символизировали проповедь Евангелия по всем четырем сторонам света. В алтарной апсиде (полукруглом выступе на восточной стороне храма) помещали образ Богоматери, чьи молитвы соединяют мир дольний (зона стен) и мир горний (зона сводов). Здесь же в алтаре изображали причащение апостолов и причисленных к лику святых священников.

Архитектурная концепция крестово-купольного храма и схема его декорации были восприняты как канон, на основе которого создавались многочисленные варианты решений. В Древней Руси утвердился т.н. закомарный храм крестово-купольного византийского типа. Как правило, он завершался торжественным пятиглавием. С течением времени данный тип претерпел существенные изменения и был преобразован к 15 в. в кубический одноглавый храм со ступенчато-повышенными сводами. Новшеством 16 в. стало появление бесстолпных храмов, увенчанных не куполом, а шатром. Замечательное обилие типов дал 17 в. Это храмы с сомкнутыми сводами и утвержденными на них декоративными луковичными главками, а также центрические постройки, представляющие собой «восьмерик» (восьмигранник), поставленный на «четверик» (куб). Неотъемлемой частью храмового ансамбля становится колокольня, отдельно стоящая или возведенная над притвором в западной части здания. Храмовая архитектура 19 в. следует канонам классицизма. Как правило, это центрические купольные постройки, восходящие к типу палладианской виллы. В 20 в. культивируется возрождение древних византийских образцов, стилизованных в соответствии со вкусами новой эпохи.

Несмотря на различие типов, устройство внутреннего пространства православного храма следует единому правилу. Храм делится на три части – алтарь, собственно храм и притвор (нартекс), подобно тому, как Иерусалимский храм делился на Святое Святых, святилище и открытый двор. Алтарь располагается в апсиде. Уровень пола алтаря, как правило, выше уровня пола в самом храме. В центре алтаря находится престол, имеющий вид каменной прямоугольной призмы. Престол – «место невидимого присутствия самого Бога», на котором совершается бескровное жертвоприношение. Над престолом возводится род балдахина (киворий) на четырех тонких опорах. В дополнительных боковых пастофориях-абсидах располагается жертвенник (слева), где приготовляются литургические жертвенные дары, и диаконник (справа), выполняющий роль сосудохранительницы.

За алтарной частью по оси восток – запад следует помещение храма, предназначенного для верных, собирающихся для общей, соборной молитвы. От алтаря храм отделен алтарной преградой, или иконостасом, который полностью закрывает алтарь, открытый в католическом соборе взору верующих. Повышение уровня пола перед иконостасом называется солеей. Выход клира из алтаря в храм осуществляется через т.н. царские врата , устроенные в центре иконостаса.

За храмом следует притвор (нартекс), предназначавшийся изначально для тех, кто еще не получил права входить в храм, не будучи причисленным к верным. В средневековых княжеских и царских храмах во втором ярусе над нартексом располагались хоры, где присутствовала во время богослужения княжеская или царская семья. В 17 в. притвор был преобразован в более пространное помещение, получившее название трапезной.

Нередко к церкви пристраивали дополнительные небольшие помещения – приделы, имеющие собственный алтарь. Необходимость в приделах связана с обычаем служить на одном престоле только одну литургию в течение суток. Наличие приделов в храме позволяло совершать несколько литургий.

Согласно древним церковным установлениям, чтобы построить новый храм, необходимо получить благословение от церковного иерарха (епископа). При начале строительства совершали особый ритуал: в том месте, где должен быть возведен алтарь, священник полагал крестообразно камни в знак того, что основанием храма служит незыблемый камень – Христос. Посреди этих камней возжигалась лампада, означающая наполняющим ее елеем милость Божию, а светом – просвещение от истинного света – Христа. Вновь построенный храм посвящался Христу, Богоматери, одному из христианских праздников или одному из святых.


Привет! Как прошёл ваш день?

Наверное, многие Ятоисты хотели бы себе храм Ято.

Мое творение:

Оригинал:

Для того, чтобы это сделать, вам понадобится:

1. Картон-4 листа А4 и 1 лист А3.

2. Обычная бумага

3. Ножницы

6. Кисточки

7. Карандаш

8. Линейка

9. Канцелярский нож

10. Клеёнка или газета

11. Чёрная ручка

12. Хорошее настроение

Приступим

1. Делаем сам домик. Берём картон, прочерчиваем, как на схеме(мне б кто такую схему скинул:pensive:) и аккуратно вырезаем.

2.Должно получиться вот так:

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

3. Раскрашиваем:art: !Добавляем чёрной ручкой мелкие палочки, чтобы было похоже на деревянный храм.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

4. Не забываем про милаху Юкине на обратной стороне. Совет: нарисуйте сначала лучше на отдельном листе, а потом переведите на храм.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

5. Приступаем к крыше. Все как с домиком. По схеме, картоном,аккуратно, не спеша.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

6. Раскрашиваем крышу:art:

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

7. Почти готово. Приклеиваем крышу и домик. Лучше передохните, сейчас начнётся самое тяжёлое.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Из бумаги создаём красные ворота. Берите реально хороший клей, чтобы все хорошо склеилось.

Сворачиваем бумагу в трубочки и склеиваем.

⛩⛩⛩⛩⛩⛩⛩⛩⛩⛩⛩⛩⛩

8.Ну а тут все понятно. Картонка и бумага. Пишем имя Яточки и приклеиваем.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

9. :fire: :fire: :fire: А ещё сделайте какие-нибудь затычки на ворота, я просто бумагой завернула.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

11. Раскрашиваем:smile:

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

12. Находим картонку и вырезаем нужный размер для храма Ято

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

13. Раскрашиваем картонку и приклеиваем ящик, домик и ворота.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

14. Mission completed.

☂☂☂☂☂☂☂☂☂☂☂☂☂

Если не вышло, не расстраивайтесь. Всё получится, главное-терпение🙂. Удачи:wave: 🏻

А я пошла убираться...

P.s С редактированием текста мне помогала

Loading...Loading...