Игра составь предложение по схеме. Игра «Составь предложение из слов

Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.

Например:

Ярко, лето, светить, солнце. -Летом ярко светит солнце.

Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. - На поляне мы нашли душистую землянику.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова. Например:

одуванчик - диванчик - стаканчик... кочка - бочка - строчка...

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова - названия полевых цветов.

Ход игры. Дети встают круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Например:

Сол-ныш-ко - три, тра-ва - два, ра-ду-га - три, реч-ка - два, дож-дик - два...

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [г]: радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;

Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки: мак, гром, радуга. Дети должны составить из цветных кружков звуковые схемы этих слов.

Игра «Найди все слова в цепочке»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов, профилактика дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти слова в цепочке и раскрасить буквы в соответствии со звуковым анализом слова: гласный звук - красный кружок, мягкий согласный - зелёный, твёрдый согласный - синий.

Игра «Нарисуй-ка»

Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь, учить планированию рассказа - описания по картинке.

Ход игры. Детям предлагается нарисовать летнюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить рассказ по

своей картине. Дети вместе с воспитателем обговаривают детали рисунка: о чём надо рассказать сначала, о чём - потом. Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.



Игра «Объясни пословицу»

Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать и объяснить пословицы и поговорки.

Что летом родится, зимой пригодится. Клади по ягодке, наберёшь кузовок. Одна пчела много мёду не наносит. Готовь летом сани, зимой - телегу.

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»

Отчего так много света? Отчего вдруг так тепло? Оттого, что это - лето На всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день Всё длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

Ночь от ночи,

Всё короче и короче...

И. Мазнин

Тексты для пересказа

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего! Смеётся мама:

Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку? Кто пошёл на речку с мамой? Почему Вася потянулся к воде? Удалось ли Васе поймать рыбку? Что сказала мама?

В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.

После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.



С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.

И. Соколов-Микитов

Вопросы:

Что появилось в лесу в начале лета?

О чём рассказывают ребята? Куда они ходят за земляникой? Как они её собирают?

Что появляется в лесу после тёплых дождей? О каких деревьях говорится в рассказе?


Литература

Быстрова Г. А., Сизова Э.А., Шуйская Т. А. Логопедия в диалогах. - СПб., 2004.

Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. - СПб., 1999.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. - М., 2003.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб.; 2001.

Солнышко в окошке: Пособие для родителей по развитию речи ребенка дошкольного возраста. - М., 1997.

Тимонен Е. И., Туюлайнен Е. Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий. - СПб, 2004.

Толстой Л. Н. Книга для детей. - М., 1977.

1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1998.

Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. -М., 1995.

Светлана Курицына
Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель : Развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи :

Обогащение словарного запаса детей,

Обучение подбору однородных членов предложения (подлежащих, сказуемых, определений и т . д.) Например : снег- пушистый, искрящийся, мягкий, сверкающий…

Учить подбирать объект к названию действия. Например : кататься- коньки, лыжи, санки, ледянки…

Учить составлять простые предложения по модели : «Кто? Что делает?»

Учить расширять объём предложения за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, определений , дополнений и т. п. Например : Таня катается. Таня и Вова катаются; Таня взяла санки. Таня взяла санки и ледянку.

Учить составлять предложения с предлогами «на» , «в» , «под» , «от» , «с/со» , «потому что» , «чтобы» , «из-за» , «из-под» , «над» , «между» .

Закреплять навыки построения различных типов предложения :

Описание игры :

игра состоит из четырёх этапов :

1). Обогащение словарного запаса по теме (подготовительный этап)

2). Совершенствование грамматического строя речи (подготовительный этап)

3). Знакомство с условными обозначениями (ознакомительно-подготовительный этап,

4). Составление предложений (основной этап) :

По предложенным картинкам

(«На картинки посмотри, предложение сочини ,

С пропущенными картинками

(«Предложение почини , пропавшие слова верни!» ,

С заданным началом

(,

Без опорных картинок по заданию и самостоятельно,

С элементами фантазии

(«Предложение сочини , фантазёрством удиви!» , «Весёлые фантазёры» ).

Для игры предусмотрено два игровых поля .

Первое, для словарной работы 7х7.

Второе, для грамматической работы 4х9.

Плакат с условными обозначениями.

Полоса с десятью кармашками, для составления предложений .

Опорные картинки-карточки (точно такие, как на плакате с условными обозначениями) .

Картинки с изображениями по теме «Зимние забавы» (снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки) .

1). Итак, первый подготовительный этап – словарная работа, обогащение словарного запаса.

Игровое поле представляет собой таблицу из 49 клеток, т. е. 7х7. На первый прямоугольник таблицы будет выставляться предъявляемое изображение (одно из девяти : снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки).

На игровое поле по обогащению словарного запаса ведущий (логопед или воспитатель) выставляет картинку с изображением. Далее ведущий предлагает называть слова - признаки, которые можно отнести к выставленному изображению. Для детей это задание формулируется так :

Назовите по очереди все слова, которые опишут нам, КАКОЙ предмет изображён .

Например : лыжи. КАКИЕ? – быстрые, длинные, деревянные…

Дети по очереди называют слова-признаки и выкладывают на игровое поле свою карточку. Если игрок затрудняется подобрать признак, то по указанию ведущего, либо ход переходит к другому игроку, либо ведущий помогает игроку подобрать признак предмета , задавая наводящие вопросы. Всё зависит от особенностей детей-игроков и от преследуемых воспитателем-логопедом целей. Когда названы все признаки, изображённого объекта, ведущий выдаёт следующее задание.

Назовите по очереди, что может ДЕЛАТЬ то, что изображено на картинке или, что можно делать с тем, что изображено на картинке.

Дети, называя слова-действия по очереди, выкладывают свои карточки на игровое поле. Например : снег. Что делает? – падает, ложится, укрывает…Ведущий, при затруднении игроков, либо помогает подобрать слова-действия наводящими вопросами, либо предоставляет право хода следующему игроку, в зависимости от особенностей игроков, преследуемых целей. После того, как все слова-действия названы, ведущий выдаёт следующее задание.

Назовите по очереди слова, которые относятся к данному изображению, и про которые можно сказать КТО? или ЧТО? Например : ель – иголки, лапы, ствол, шишки…Ведущий регулирует словарную работу детей в соответствии с двумя предыдущими этапами .

После того, как подобраны слова-названия признаков, слова-названия действий, слова-названия предметов , подсчитываем карточки каждого участника. У кого карточек больше, тот победил на этом этапе. Можно выделить 1,2 и 3 место.

В игре подобраны следующие изображения :

Сосулька,

Дед Мороз,

и приведены слова-признаки, слова-действия и слова-предметы . Когда дети только начинают осваивать игру, то игровое поле будет заполнено порой меньше, чем наполовину. Впоследствии возможна даже такая ситуация, что не хватит клеток на игровом поле в процессе игры (при такой ситуации игрок продолжает игру с первой клетки игрового поля) . В этом случае следует обратить внимание детей на то, как хорошо они поработали, заложили в свою головку много новых слов.

2). После этапа «обогащение словарного запаса» переходим к этапу «совершенствование грамматического строя речи» .

На игровое поле по грамматическому строю, игроки по очереди выкладывают свои карточки, проговаривая изменённое слово, предъявленное ведущим .

Игровое поле по совершенствованию грамматического строя речи состоит из четырёх столбцов :

-«Назови ласково» - образование существительных суффиксальным способом, уменьшительно-ласкательные суффиксы,

-«Один - много» - образование множественного числа имён существительных,

- «Один, два, три, четыре, пять» - согласование числительных,

- «Есть - нет» - образование родительного падежа имён существительных.

Строк в таблице по совершенствованию грамматического строя девять, по числу рассматриваемых в игре слов (см. выше) . Сверху игрового поля свободный квадратик для карточки с изображением предмета , название которого игроки будут изменять.

Игроки по очереди изменяют, предложенные ведущим слова , выкладывая свои карточки на игровом поле при правильном ответе. Если игрок допускает ошибку, то ведущий может передать право хода следующему игроку или помочь исправить ошибку. По окончании игры подсчитываются карточки игроков, и подводятся итоги.

В игровых упражнениях дети обучаются :

Образованию форм родительного падежа множественного числа;

Преобразованию единственного числа имен существительных во множественное число;

предложно -падежному управлению;

Согласованию прилагательных с существительными;

Согласованию имен существительных с числительными;

Образование уменьшительной формы имен существительных;

Образованию прилагательных от существительных;

Образованию однокоренных слов (Какие слова можно образовать от слова «снег» (снежный, снеговик, снежок, «зима» (зимний, зимовать, зимовье, позёмка) ;

3). На следующем этапе знакомим игроков с условными обозначениями, которые будут нами использованы при составлении предложений . Это можно организовать тоже в виде игры.

Предложить детям поиграть в разведчиков и зашифровать слово. Каждый на листочке пытается изобразить условным значком то слово, которое называет ведущий. Затем сравниваем то, что нарисовал ребёнок, с изображениями на плакате и договариваемся об условных обозначениях в игре, которые будем использовать при конструировании предложения .

Только после того, как проведена вся подготовительная работа по обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и выбора условных обозначений для слов переходим к составлению предложений . А подготовительная работа может быть продолжительной, длиться не один и не два дня, а порой недели в рамках лексической темы.

Всегда плакат с условными обозначениями у детей перед глазами. Например, на доске. На доске также расположены кармашки для вкладывания картинок при конструировании предложения .

Составление предложений (основной этап) :

По предложенным картинкам

(«На картинки посмотри, предложение сочини ).

Ведущий сам вкладывает в кармашки картинки, предъявляя участникам игры задание составить предложение . Кто хорошо справляется с заданием, получает карточки, которые были разыграны в самом начале игры. Для объективного подведения итогов игры.

С пропущенными картинками

(«Предложение почини , пропавшие слова верни!» ).

Ведущий вкладывает в кармашки картинки, таким образом, чтобы можно было составить предложение , причём оставляет пустым сначала один кармашек, затем два и т. д., с тем, чтобы игроки восстановили предложение . За правильное и быстрое выполнение задания выдаются карточки. Ведущий может направлять, помогать игрокам наводящими вопросами или передавать ход другому игроку.

С заданным началом

(«Кто придумает конец, тот и будет молодец!» ).

Ведущий вкладывает в кармашки картинки, позволяющие начать составлять предложение , а продолжает предложение игрок-ребёнок , который за быстрое и правильное составление предложения зарабатывает карточки. Дети по очереди предлагают свои варианты предложений .

Без опорных картинок по заданию и самостоятельно

(«Предложение сочини , в карман картинку положи!» ).

Ведущий предлагает игрокам самостоятельно составить предложение , например

Из двух слов,

Из трёх слов…

С заданным словом,

С заданными словами,

По заданной теме и т. д.

Дети-игроки зарабатывают карточки, при подсчёте которых в конце игры подводится итог, и выделяются игроки-победители.

С элементами фантазии

(«Предложение сочини , фантазёрством удиви!» , «Весёлые фантазёры» ). Это этап самого высокого уровня сложности, где дети проявляют фантазию, активно пользуются воображением. За выполнение этого задания предлагаем выдавать по 2 карточки.

Например : Дети катались с на шоколадных лыжах.

Шёл пушистый снег из сладкой ваты, который дети сразу же съедали.

Первые два этапа подготовительные, третий – ознакомительно-подготовительный, четвёртый - основной.

В конце работы на каждом этапе ведущий с игроками подводят итоги работы, обсуждают, что удалось хорошо, над, чем ещё предстоит поработать , выделяют лидеров.

Главная особенность игры, что можно при составлении предложений оставлять некоторые кармашки пустыми, если нет условного обозначения этого слова на плакате, лишь проговаривать отсутствующее на модели слово, тем самым давая возможность ребёнку самостоятельно, творчески подходить к выполнению задания.

Необходимо учить детей согласовывать слова в предложениях (задания типа «Составь предложение с заданным словом » , «Расширь предложение » ).

При выполнении этих заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка образовывать слова разных форм, выделять вспомогательные слова, правильно согласовывать слова в сложных грамматических конструкциях, умение составлять простые и сложные предложения .

При выполнении всех игровых заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка самостоятельно, последовательно, обстоятельно составлять , конструировать предложения ; создавать интересный сюжет в предложении с наличием однородных членов предложения , соблюдать логическую последовательность.

«Составь предложение»

Дидактическая игра

Пояснительная записка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Независимо от возраста детей необходимо обращать внимание на комплексное формирование разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического строя. Игровые упражнения и дидактические игры с грамматическим содержанием, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений.

Игра «Составь предложение» поможет детям овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Данная дидактическая игра может быть использована как часть речевого занятия с детьми старшего дошкольного возраста, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.

Цель игры

формирование грамматического строя речи старших дошкольников.

Задачи

  • дифференцировать понятия «предложение» и «слово»,
  • развивать умение образовывать предложения из слов,
  • закреплять умение определять количество слов в предложении, их последовательность,
  • упражнять в согласовании прилагательного с существительным, существительного и числительного, глагола с существительным,
  • обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром,
  • воспитывать желание говорить правильно.

Описание игры

В основе игры «Составь предложение» - обклеенные старые кубики, на гранях которых наклеены картинки.

  1. Кубики с изображениями картинок-предметов по различным темам (игрушки, домашние животные, дикие животные, птицы, овощи и т.д.)
  2. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит).
  3. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями точек-кружочков от 1 до 6.
  4. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями цифр.
  5. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями геометрических фигур.
  6. Кубик с разноцветными гранями.

Правила игры

  • в игре принимают участие разное количество детей;
  • с детьми игру проводит взрослый - ведущий, после объяснения правил, дети могут играть самостоятельно;
  • количество игровых заданий можно регулировать в зависимости от возраста и восприятия детей;
  • продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но не превышать 20 - 30 минут.

Варианты игры

В-1. Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», заодно уточняем у ребенка, бывает ли такое.

Например, выпало две картинки – на одном кубике собака, на другом - летит. Составили предложение - «Собака летит». Такое бывает или нет? Собака летит по воздуху - такое бывает или не бывает? Собака летит по лесу - такое бывает или не бывает? Когда можно сказать, что собака летит? (если она быстро бежит). А как по-другому можно сказать - собака что делает: летит как стрела, быстро летит, мчится, летит как пуля». Так мы можем познакомить ребенка с прямым и переносным смыслом слова. Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-2. Соединяем в игре два кубика – предмет и количество (кубик, на гранях которого точки-кружочки от 1 до 6). Бросаем два кубика – с предметом и с точками: «Что это? Сколько?». Учим малыша согласовывать числительное и существительное: две матреш ки , но шесть матреш ек . Один мя ч , два мяч а , пять мяч ей . Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

Можно также сделать кубик с цифрами и предложить ребенку заменить кубик с точками на кубик с цифрами.

В-3. Соединяем в игре два кубика – предмет и геометрическая фигура. Бросаем два кубика – с предметом и геометрическими фигурами: «Что это? Какой? Какая?». (КруглЫЕ часы, круглАЯ луна, круглЫЙ стол, круглОЕ блюдце). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-4. Соединяем в игре два кубика – предмет и цвет. Бросаем два кубика – с предметом и цветами: «Что это? Какой? Какая?». (краснЫЙ мяч, краснАЯ матрешка, краснОЕ яблоко, краснЫЕ помидоры, краснЫЙ нос). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-5. Соединяем в игре два кубика – фигура и цвет. Бросаем два кубика – с фигурой и цветами: «Какая это фигура? Какой? Какая?» (красный треугольник, синий круг, зеленый квадрат).

В-6. Соединяем в игре два кубика – фигура и количество. Бросаем два кубика – с фигурой и точками (цифрами): «Какая это фигура? Сколько?» (два треугольника, один круг, четыре квадрата).

В-7. Знакомим с интонацией в игре. Если «не бывает» - знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно).

Сочетаем три признака и три кубика

В-8. Предмет + количество + форма

В-9. Предмет + цвет + форма

В-10. Форма + цвет + количество


Ермакова Анна Уразовна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад п.Пробуждение, посёлок Пробуждение, Саратовская область

Аннотация:

Содержание работы по формированию грамматических навыков в подготовительной к школе группе является работа над словосочетанием, предложением и связной речью. Наблюдение за речью детей седьмого года жизни, её анализ показывает, что они допускают ошибки в выражении грамматических отношений, касающихся нарушений норм «координации» подлежащего и сказуемого: «Бегает мишка и зайка» (вместо «бегают» «Шел Петя и Миша(вместо «шли»Постоянное исправление воспитателем речевых ошибок помогает детям правильно усвоить грамматические нормы. Известно, что основной синтаксической единицей является предложение. Ребёнку, способному грамматически правильно составлять различные типы предложений, проще перейти к связной монологической речи.

Главное внимание нужно уделить работе по формированию умений выражать в устной монологической речи различные синтаксические отношения: причинные, причинно- следственные, целевые, уступительные, меры и степени, образа действия, по обогащению речи детей следующими грамматическими формами: прилагательными, причастиями, деепричастиями. Для формирования грамматического строя речи целесообразно использовать следующие дидактические игры: «Придумай предложение и составь рассказ», «Дополни предложение»,

Дидактическая игра «Дополни предложение»

Цель: Упражнять детей в составлении сложноподчинённых предложений с придаточными дополнительными, причинными, целевыми.

Ход игры.

Воспитатель начало говорит предложения, а дети дополняют его придаточным, образуя сложноподчинённое предложение.

Педагог заранее отбирает грамматический материал, например:

« Мы поливаем цветы на клумбе, потому что…(для их роста нужна влага)»;

«Дети выбежали во двор в тёплой одежде, потому что…(на улице зима)»;

«Деревья и кусты покрылись инеем, потому что… (стало холодно)»;

«На деревьях» не осталось ни одного листочка, потому что…(наступила поздняя осень)»; Мы пришли на участок с лопатами, для того чтобы…», Коля взял игрушку, для того чтобы…» и т.д.

Дидактическая игра «Придумай предложение и составь рассказ»

Цель игры: Формировать у детей грамматические навыки, обогащать их речь грамматическими формами, образованными путём склонения прилагательных и причастий.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена зелёная сосна, и предлагает составить предложение по данным словосочетаниям.

Воспитатель Дети

1.Молодая сосна 1.На опушке леса росла молодая сосна.

2.У высокой молодой 2.У высокой молодой сосны красивые длинные иголки
сосны.

3. К зелёной сосне 3.Ребята подошли к зелёной сосне

4. Зеленеющей сосной. 4.Они любовались зеленеющей сосной.

5. О зеленеющей сосне 5.Воспитатель рассказал стихотворение о зеленеющей сосне

Loading...Loading...