Игровая конвейерная фотосъёмка детей. Детский утренник: секреты профессиональной фотосъемки

Меня зовут Павел Богданов, и мой основной вид деятельности — фотография в детских садах. Я работаю там, где родители не бывают: на детских занятиях, физкультуре, прогулке… Самостоятельно провожу детям игры, придумываю весёлые фото-задания, а в итоге получаются живые снимки, которые хочется разглядывать. Самое главное в моём подходе к фотографии — контакт с детьми, тёплые и дружеские отношения, весёлая игра. Из снимков создаются фотокниги выпускников , вот такие:

Такие фотокниги я делаю для детских садов

При этом развороты лишены фотошопных фотографий, избыточных мультяшных украшательств и прочего. Вместо этого каждая страница основана на снимках. И мне не приходится самостоятельно искать клиентов, потому что они находятся сами, в основном благодаря сарафанному радио.

Подробнее о фотокнигах я рассказал на отдельном сайте: Фотокниги выпускников детского сада .

Пришёл к детсадовской фотографии я не сразу: она саду раньше ассоциировалась у меня с суровыми дядьками-бомбилами, которые прочно связаны негласной договорённостью с заведующими, платят им откаты, а заведующие в обмен устраивают «добровольно-принудительные» продажи фотографий родителям. Просто родителя ставят перед фактом, что такого-то числа будет фотосъёмка, после чего фотограф делает по 1-5 фотографий каждого ребёнка в красивом платьице, вырезает его из фона, подставляет в невероятно красивую (по мнению фотографа) рамочку, распечатывает и отдаёт в детский сад. А далее педагоги предлагают родителям купить фотографии.

При этом цена за снимок обычно необоснованно высока, но родители всё равно фотографии покупают, зная, что в противном случае отпечатанные фото их детей окажутся на помойке, а этого никому не хочется. Практика показывает, что продажи фотографий при таком подходе достигают 80%. При этом, фотоматериал на выходе имеет достаточно посредственное качество, если не сказать хуже.

Красные, жёлтые, нерезкие лица, сомнительные ракурсы, отсутствие эмоций на лице ребёнка или просто напряжённая гримаса: «Отвалите от меня!» — вот всё то, что классический детсадовский бомбила делает в детских садах.

Именно по вышеназванным причинам я никогда и не помышлял попробовать работать в детских садах. Фотографировал репортажи на детских утренниках, снимал концерты, дни рождения в кафе и ресторанах, но в детские сады — ни ногой.

Всё переменилось, когда я случайно наткнулся на Youtube на видеоуроки по детской фотографии крутейшего детского фотографа и психолога с многолетним стажем Игоря Губарева . Первое видео, которое я отчётливо помню, было это:

Отлично помню, как мене поразило, удивило, даже шокировало то, как легко, непринуждённо и весело Игорь фотографирует детей, как он входит к ним в доверие и преодолевает скромность, излишнюю буйность, неконтактность детей. Стало очень интересно.

Поэтому я нашёл все видео Игоря, которые можно было обнаружить в сети. Большинство из них были размещены не на канале Игоря. Надо полагать, во многих случаях не с согласия Игоря. Что лишь способствовало моему рвению. Просмотрев всё что мог за одну неделю, я загорелся мыслью: хочу так же фотографировать детей! Хочу делать фотографии весело и играючи, хочу заниматься этим постоянно.

Тогда же я записался на мастер-класс Игоря в Санкт-Петербурге, и тогда же начал эксперименты с игровой фотографией. Первым ребёнком, которого мне довелось фотографировать, был Вася. Васе в тот день исполнилось три года, его постоянно поздравляли и отвлекали. Тем не менее, получилось установить какой-то контакт и сделать несколько фотографий.

Я и дальше продолжал искать детей, экспериментировать и фотографировать, напрашивался в качестве фотографа на детские мероприятия, играл с детьми друзей. Появились первые съёмки в детских садах, и вот тогда я окончательно понял, что это моё!

Главные идеи, которые остались у меня в голове:

  1. Не нужно навязываться. Нужно фотографировать так, чтобы родители сами привели вас в детский сад.
  2. Надо учиться работать с детьми с позиции аниматора, психолога и педагога, а не фотографа.
  3. Дети должны забыть, что их фотографируют!
  4. Нужно всегда оставаться человеком.

Опираясь на эти простые принципы, я сумел найти первые заказы на съёмку в детских садах, отсняв буквально за первые два месяца работы восемь детсадовских групп. Быстро получилось создать первое .

На этой стадии оказалось, что работать с группами детей всегда веселее, проще и продуктивнее, чем с одним ребёнком. Оказалось также, что Игорь прав на 100%: родители не должны присутствовать на фотосессии!

Поначалу было очень тяжело : приходилось учиться множеству психологических приёмов, вести работу над ошибками, тщательно планировать каждую новую съёмку, анализируя все предыдущие. Но уже с первой самостоятельной съёмки я понял главное: мне безумно нравится! Уходя из детского сада после шести часов работы, я чувствовал себя вымотанным, выжатым, но очень счастливым и довольным. С каждой новой съёмкой результат становился лучше, усталость меньше, а радости процесс доставлял больше и больше. Скоро я начал делать фотокниги выпускников , и создал для них отдельный сайт.

Каждый раз, возвращаясь на метро домой, я анализировал прошедшие часы работы, прокручивая в голове сильные и слабые стороны прошедшей съёмки, и делал в голове пометки:

  • Здесь перегрел детей, нужно было немного остудить
  • В тот момент нужно было привлечь их внимание играми на внимательность
  • Пристройка должна быть короче
  • Портреты нужно делать намного быстрее
  • Родителей нужно инструктировать, чтобы по возможности приводили своих детей раньше обычного
  • Свободный зал физкультуры надо согласовывать заранее

Моментов этих было чрезвычайно много, но я очень быстро корректировал свои ошибки.


Таким образом, за 2 месяца мне удалось более-менее выработать алгоритм съёмки и приёмы взаимодействия с детьми, выяснить типы фотографий, которые пользуются наибольшим «спросом». Первые съёмки я делал одним прокатным объективом Nikkor 24-70, но за два месяца у меня получилось скопить на собственный 24-70 и 80-200 2.8. Вернее, я изначально немного залез в долги, но за один месяц их отдал. Тем временем, сезон закончился, и у меня уже роились идеи на следующий год. Я занялся отдельным сайтом по фотоальбомам fotoigra.com , начал писать статьи по детской фотографии, стал делать некоммерческие игровые съёмки с детьми 6-7 лет. Сделал группу в контакте .

Благодаря статьям о детской фотографии, мой сайт выстрелил в поиске по некоторым ключевым запросам, и ко мне стали приходить заказы на репортажную съёмку, которые очень существенно помогли в конце мая и июне. Благодаря другу и фотографу Роману Барабонову, получил ещё несколько заказов на репортажную и концертную съёмку. В общем, понеслось. Но я отвлёкся от фотографии в детских садах.

Если вы хотите получить красочные снимки с торжественных мероприятий с участием вашего ребенка, профессиональный фотограф для детского сада проведет тематическую фотосессию или репортажную фотосъемку. Закажите на сайте YouDo фотосессию детей или групповое фото в детском саду - цена услуг наших исполнителей невысока и доступна каждому.

Сколько стоит фотосъемка детей в Москве?

Съемка в детском саду требует от фотографа определенных навыков и опыта, а также скорости реакции, ведь выпускной из детского сада повторить невозможно. Каждый зарегистрированный на Юду фотограф для детских садов цену устанавливает самостоятельно. Примерные расценки на услуги фотографа детского садика можно посмотреть в прайс-листах в профилях исполнителей, затем выбрать наиболее подходящего фотомастера и заказать у него фотосессию.

Чаще всего стоимость услуг фотографа в Москве зависит от следующих факторов:

  • тип фотосъемки (тематическая, постановочная, семейная, съемка на улице, общее фото)
  • количество фотографий
  • время, проведенное фотографом в детском саду - цена рассчитывается за час работы
  • предоставление дополнительных фотоуслуг (стоимость указана в прайс-листе)

Фотооператорами, зарегистрированными на Юду, профессионально выполняется фотосессия в детском саду - цена услуг при этом оговаривается заранее. Общее фото детей будет стоить дешевле, чем фотосъемка каждого ребенка отдельно.

Почему заказать фотоуслуги в Москве выгодно на Юду?

Наши исполнители организуют тематическую фотосъемку в оригинальных костюмах, фотосессию для выпускного альбома, репортажную съемку на улице (запечатлеют, например, как дети кидают снежки или ловят бабочек). Профессиональный фотограф реализует задумки воспитателей группы и все ваши пожелания. Если вам понравился фотограф для детского сада, нанятый через Юду, вы можете обменяться контактами и продолжить пользоваться его услугами в дальнейшем.

Для тех, кто только начинает свой путь фотографа и не может определиться с направлением работы, а также для тех, кого интересует тема фотосъемки в детском саду, мы собрали несколько рекомендаций о том, как нужно или не нужно делать, чтобы стать востребованным детским фотографом. Важно здесь слово именно «востребованным», а не «навязанным», как зачастую бывает в детских садах. Все же сталкивались с ситуациями, когда воспитатели просто предупредили, что завтра будет фотограф, оденьте ребенка в красивую одежду и впоследствии вам придется купить 3-5 снимков или целую фотокнигу, заказать которую предложат по зачастую завышенной цене.

Так вот, самые простые и понятные правила для того, чтобы стать лучшим фотографом для детских фотосессий в саду:

    никогда не навязывайтесь! Главная цель хорошего фотографа (впрочем, в любой сфере, независимо от направления работы, которое вы выбрали) – стать востребованным. Идеальный вариант – когда родители видят ваши работы и сами просят прийти в детсад, чтобы вы отсняли их деток. Еще есть вариант раскрутки себя, вам никто не запрещает размещать свои портфолио на сайтах, где часто сидят мамочки и не только;

    забудьте о том, что ваша профессия фотограф. Естественно, вы должны сделать красивые фото, но для этого вам нужно стать аниматором, детским психологом и воспитателем в первую очередь, а уже потом фотографом. Тогда дети смогут показать вам свое красивое лицо, а не улыбку неумело наигранную со старой игрушкой в руках. Проживите эти несколько часов в роли их лучшего друга;

    сделайте все возможное, чтобы дети вообще не заметили процесс съемки, то есть вели себя так, как будто их никто не фотографирует. Для этого просто придерживайтесь предыдущего правила;

    всегда оставайтесь собой! Дети очень чувствуют лицемерие, поэтому не стоит лживо улыбаться и идти на подобные съемки, если вы не любите детей, если не умеете находить с ними общий язык и не планируете тратить время на налаживание отношений.

Можете быть уверенны на все сто процентов, что если вы помимо искусства фотографии сумеете освоить искусство общения с детками, то сможете стать отличным детским фотографом, которого с открытыми объятьями будут ждать родители в любом детском саду. После такой съемки заказать фотокнигу захотят более 80% родителей, можете не сомневаться. И этот процесс, при условии, что вы действительно правильно выбрали направление работы, будет приносить огромное удовольствие и вам.

Наверное, все родители прекрасно знают, на какой поток поставлен процесс фотосъёмки их детей в школах и детских садах? Приходит фотограф и за несколько часов фотографирует всех детей. На одного ребёнка у него есть не более минуты. Согласитесь, за это время трудно успеть подружиться с ребёнком и раскрыть его эмоционально. Но этого времени вполне достаточно, чтобы напугать малыша или нанести более серьёзную психологическую травму. Так как получить настоящие живые эмоции при такой поточной съёмке редко получается, фотографы переносят акцент на яркие декорации, костюмы (в том числе и виртуальные), чудо-эффекты фотошопа и художественные коллажи:)

Преимущества такого конвейерного подхода - скорость съёмки и простота обработки фотографий. Огромный плюс - лёгкость продаж, а порой и втюхивания фото родителям. Фото всего лишь должны соответствовать первоначально предъявленному образцу. К тому же есть такая категория родителей, которым такие фотографии нравятся, а значит их потребности удовлетворяются.
Но, как показывает опыт общения с людьми в различных городах и странах, многих родителей (включая меня) начинает тошнить от откровенного забамбливания постановочными фотографиями. Общаюсь я и с фотографами, которые работают в жанре фотоконвейера. Многие из них делают это дело без особого удовольствия. Они хотят снимать репортажи, делать живую фотографию. Казалось бы, всё удачно складывается, потому что родители хотят покупать фото и видеоистории о жизни своих детей в детских садах и школах. Сегодня спрос на живую, эмоциональную, непостановочную фотографию огромен!

Почему же всё в целом остаётся на уровне каменного века?

- Во первых, любая система инертна , она вытесняет изменения. Система конвейерной фотобомбёжки детских садов существует давно, механизм смазан 20% откатами и защищён стереотипами администрации. Зачем что-то придумывать, если всё и так нормально работает? А лучшее - враг хорошему!

- Во вторых, проводить фоторепортажи и игровые фотосессии сложнее и дороже для фотографа. Если для конвейерных съёмок с импульсным светом подойдёт любой любительский фотоаппарат, то для фоторепортажа требуется более мощное фотооборудование, а если быть точнее, то топовые камеры, оптика, и свет. Профессиональный набор в 10(!) раз дороже, чем любительский.

- В третьих, обработка репортажных фотографий дело крайне трудоёмкое, а значит дорогое . В случае конвейерной съёмки достаточно продумать установки для первой фотографии, а потом тупо перенести эти настройки на все фото сессии. Каждая фотография, снятая в условиях фоторепортажа, требует индивидуального подхода к обработке.

- Есть и другие мелкие сложности. Например: НЕ все родители готовы пока покупать сюжетные фотографии с участием нескольких играющих детей в кадре. При этом они с радостью приобретают портреты и групповые фотографии.

Но хватит о проблемах, пора переходить к решениям. Расскажу как я вижу ситуацию.
Я считаю, что надо совместить преимущества конвейерной съёмки с прелестью игровых и репортажных фотосессий.

Во-первых, фотографировать всех детей отдельно взятого детского сада или школы в один день нельзя с точки зрения психологической безопасности и невозможности раскрыть детей эмоционально. А эмоции - главное в фотографии! Я предпочитаю работать с одной группой детей до дневного сна или с классом в течении учебного дня. Но даже за такое большое время качественно, интенсивно, и, что немаловажно, равномерно сфотографировать всех детей очень тяжело. А если без конвейерного подхода с его преимуществами не обойтись, значит, надо придумать ИГРОВОЙ КОНВЕЕР . Причем, не один, а много и самые разные, потому что все мы знаем, что для детей лучший отдых - это переключение видов деятельности . А если процесс детям интересен, но при этом неутомителен, то достигается наилучшее управление поведением участников съёмки, а значит высокая безопасность при проведении фотосессии. Такой режим благоприятен и для фотографа, который меньше устаёт и менее подвержен эмоциональному выгоранию.

Главная идея - это выстраивать процесс таким образом, чтобы не бегать за детьми, а сделать так, чтобы они сами возникали перед тобой в нужное время, в нужном месте, в котором заранее выставлен свет, решены проблемы с задним и передними планами. Оптимально, если дети проходят какие-то испытания по очереди, или сюжет развивается по кругу, или все дети занимаются одной деятельностью.

Проиллюстрирую на примере фотосъёмки детей на занятия:

- На музыкальном занятии дети могут взять музыкальные инструменты и двигаться с ними по кругу вокруг фотографа. Фотограф не крутится, хаотично ловя момент, а фотографирует всех детей по мере их прохождения через место, которое заранее оптимально освещено, а также имеется прекрасный задний план. Есть игры, в ходе которых дети меняют музыкальные инструменты, что повышает вариативность съёмки. При этом все фото данного сюжета сняты с одинаковым освещением, а значит их обработка займёт минимум времени. Все дети будут сфотографированы, никто никого не будет перекрывать.

- На физкультуре очень зрелищна полоса препятствий. Но если вы построите её по всему залу и будете бегать за тридцатью детьми, и снимать в разных условиях освещения, то и результат съёмки будет нестабильным, с большим количеством технического брака. Удачные фотографии потребуют персонального подхода к обработке каждого файла. Вместо таких мучений, я выставляю только одно препятствие и все дети проходят его по очереди. При этом им также весело, как и в первом случае, но у сейчас меня есть стабильное освещение сцены и время на выбор самых удачных ракурсов. В результате я имею минимум смазанных и неудачных снимков, все фото легко обрабатываются, так как стабильны по цветам и яркости, да и изначально сняты с правильной экспозицией.

При этом НЕ надо забывать об игровых и соревновательных моментах: "Дети, кто, вылезая из туннеля, быстрее поймает меня глазками?! Кто самый весёлый? Всех грустных этот туннель превратит в сушеных, сморщенных огурцов!" Ну и так далее. После туннеля можно походить по "кочкам", попрыгать в высоту, проползти по лавке, "поплавать" в сухом бассейне с шариками, позабрасывать мяч в баскетбольное кольцо... Сюжетов, которые можно использовать в игровой конвейерной съёмке бесконечное множество. Достаточно оглянуться по сторонам в том месте, где проходит съёмка. На улице можно успешно задействовать элементы детской площадки, растительность, малые архитектурные формы. В совершенно пустой комнате можно работать только с эмоциями, например, поиграть в "Испорченный телефон".

В результате съёмка проходит организованно, весело и с большим количеством фотографий на выходе. Реально получить 1200-1500 уже обработанных фотографий при съёмке 25-30 детей на протяжении пяти часов.

Началась она тоже с игрового конвейера. За 2 часа я сделал по 15 портретов каждого ребёнка в процессе игры и общения с ними. Потом я прошел с ними несколько занятий и немного поиграл. Возможно просмотр этой серии покажется Вам утомительным, но все эти фото сортировались по каждому ребёнку и в результате, каждый родитель получил диск с хорошим набором фотографий своего ребёнка, а также с групповыми и сюжетными фотографиями его друзей.

А вот парочка видеоиллюстраций по фотосъёмке детей на физкультурных занятиях:

Такой подход к съёмке также отвечает и на очень популярный вопрос: "Как фотографируя двадцать пять детей, отснять их равномерно, никого не забыв?" В случае игрового конвейера эта задача решается буквально на автопилоте.

О том, как организовать фотосъемку в детском саду, меня просили написать статью очень давно. А я все обещал и откладывал. Потому что для написания хорошей статьи требуется какой-то особый настрой, внутренний толчок. А вот его как раз и не было.

Но сегодня я выполню обещанное и расскажу о том, как договориться о съемке в детском саду, в какие часы лучше фотографировать, что захватить с собой для работы, ну и постараюсь осветить некоторые мелкие технические вопросы.

В этой статье я не буду затрагивать описание фотокамер, освещения, а также тонкости настройки аппаратуры. Все это темы для последующих статей.

Сегодня разберем лишь саму организацию и проведение фотосъемки детей для переноса их фотографий на кружку, тарелку, пазлы или футболку.

Как договориться о съемке

Надеюсь, мои советы по технике проведения фотосъемки в детском саду будут вам полезны!

Не бойтесь трудностей, все у вас получится!

Loading...Loading...