История возникновения таджикского народа. Население таджикистанаязык, религия, национальный состав жителей таджикистана

- (перс. tadschik покоренные). Потомки древних персов, мидян и бактриан, составляющие коренное население средней Азии арийского происхождения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАДЖИКИ перс. tadschik.… … Словарь иностранных слов русского языка

ТАДЖИКИ Современная энциклопедия

ТАДЖИКИ - народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38,2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8,28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие в основном мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

ТАДЖИКИ - ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, муж. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТАДЖИКИ - ТАДЖИКИ, ов, ед. ик, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Таджикистана. | жен. таджичка, и. | прил. таджикский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТАДЖИКИ - (самоназвание тоджик), народ. В Российской Федерации 38,2 тыс. человек. Основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Иране. Язык таджикский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие в … Русская история

Таджики - (самоназвание тоджик) народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан 4000 тыс. чел., Таджикистан 3172 тыс. чел., Узбекистан 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран 65 тыс. чел., Российская Федерация 38 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

таджики Этнопсихологический словарь

ТАДЖИКИ - представители коренной нации республики Таджикистан. Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

таджики - ов; мн. Нация, основное население Таджикистана; представители этой нации. ◁ Таджик, а; м. Таджичка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Таджикский, ая, ое. Т. язык. Т ая культура. * * * таджики народ, основное население Таджикистана (3172 тыс.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Таджики. Ч. 1 , А.П. Шишов. Этнографическое и антропологическое исследование. Часть 1. Этнография. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года (издательство`Ташкент, издание А. Л.… Купить за 1941 грн (только Украина)
  • Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга 1 , Б. Г. Гафуров. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1989 года (издательство "Ирфон"…

История Таджикистана
Таджикистан древний и современный

История таджикского народа тесно связана с историей других народов Центральной Азии: узбеков, киргизов, туркменов. Их предки - бактрийцы, согдийцы, саки, массагеты - занимали территорию Центральной Азии, а также Хорасана (часть современного Ирана) и район Гиндукуша (Афганистан). Древнейшими рабовладельческими государствами здесь были Бактрия и Согдиана, лежавшие на берегах верхней Амударьи. В VI-IV вв. до н. э. они входили в Ахеменидскую империю, созданную персами. Бактрийцы и согдийцы были оседлыми земледельцами, они занимались также ремеслом и торговлей. Основной формой хозяйства у них служила родовая сельская община с большими патриархальными семьями, существовали и рабовладельческие отношения. Ахеменидская держава в 330 г. до н. э. распалась под натиском греко-македонских войск.

Бактрийцы, согдийцы и другие народы Центральной Азии, несмотря на героическое сопротивление армиям Александра Македонского, были покорены. Примерно 200 лет спустя население. земледельческих районов Бактрии и Согдианы вместе с массагетскими кочевыми племенами свергли греко-македонское владычество. В Бактрии образовалось государство Тохаристан, которое впоследствии вместе с Согдианой и другими областями Средней Азии вошло в состав огромного Кушанского царства. Через Тохаристан протягивались "шелковые пути". Шелк закупали на рынках бассейна реки Тарима и везли в страны греко-римского Запада. В обратном направлении из Рима и Византии в Китай шли стеклянные изделия (хрусталь, тонкое разноцветное стекло), из Центральной Азии - предметы украшения, драгоценные камни, из Индии - бумажные и шерстяные ткани, пряности. В V в. Бактрия, Согдиана и другие области Средней Азии находились под властью эфталитов (их называли также белыми гуннами), а в VI в.- кочевых тюркоязычных племен. Согдийцы оказали большое влияние на отсталых кочевников, которые, оседая, смешивались с местным населением.

В VI-VII вв. в Тохаристане и Согдиане было много рабов. Однако уже шел процесс становления феодальных общественных отношений. Результатом его явился подъем хозяйства и культуры. На рудниках добывали железо, медь, серебро, золото, лазурит, рубин, строили оросительные каналы, а в безводных местах устраивали кяризное орошение. Росло значение феодальных городов, в них развивались ремесла и торговля. Основным языком становился согдийский.

С развитием феодальных отношений возникло множество самостоятельных и полусамостоятельных княжеств. Они были очень слабы и не смогли противостоять арабам, которые в VII-VIII вв. вторглись в Центральную Азию.

Пришельцы насильственно внедряли свою религию - ислам и арабский язык, вводили обременительные налоги и подати, заставляли выполнять тяжелые работы. Население Согдианы и Тохаристана вело неустанную борьбу за свое освобождение. Из-за непрерывных восстаний арабам стало трудно удерживать Центральную Азию в повиновении с помощью только своих наместников, поэтому они все больше прибегали к услугам местных феодалов. Их участие в управлении при умелом использовании недовольства народа иноземцами подготовило почву для освобождения Центральной Азии от арабского владычества. Так в конце IX в. (874 г.) сложилось фактически независимое от Багдадского халифата феодальное таджикское государство Саманидов.

В период своего наивысшего расцвета оно простиралось от пустынь Средней Азии до Персидского залива и от границ Индии до района Багдада. При Саманидах завершился процесс образования таджикского народа, его язык стал господствующим.

Государство Саманидов более 100 лет жило мирной жизнью, что способствовало расцвету в нем городов, ремесла, развитию земледелия и торговли, горного дела. Это была подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидско-таджикской поэзии Рудаки, создатель бессмертной поэмы "Шахнаме" Фирдоуси и всемирно известный ученый-энциклопедист Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна). Но постепенно классовая борьба, феодальные распри и частые набеги кочевников расшатали и ослабили саманидское государство, которое в 999 г. пало под ударами тюркоязычных племен. На его развалинах основали свое могущество династии Караханидов (на севере) и Газневидов (на юге). В тот период широкое распространение получило земельное пожалование видным военачальникам, так называемая икта. Вместо прежних потомственных землевладельцев (дехкан) большое значение приобрела новая общественная группа - землевладельцы-иктадоры, которые усилили эксплуатацию крестьян. Это было время быстрого роста городов. Особенно большое значение приобрел Ходжент. В нем развивались ремесла, налаживалась торговля с ближними и отдаленными странами: Индией, Ираном, Русью.

В середине XII в. в Центральной Азии образовалось государство Сельджуков. Сельджуки - кочевые тюркоязычные племена - в поисках мест для зимовок выступили против Газневидов и, разгромив их войска, установили свое господство.

В начале XIII в. (1219-1221 гг.) Центральную Азию завоевали монголы, под предводительством Чингис-хана. Незадолго до смерти он разделил захваченные земли между своими сыновьями. Основные культурные области Средней Азии вошли в улус (удел) его второго сына Чагатая. Правитель сохранил все ранее существовавшие подати и повинности, включая земельную ренту, и ввел новые. Народ сопротивлялся. Особенно крупное восстание вспыхнуло в 1238 г. в Бухаре, которое возглавил ремесленник Махмуд Тараби. Направленное против монголов и феодально-эксплуататорской верхушки, оно, как и все другие, было подавлено с большой жестокостью.

Следующее столетие ознаменовалось борьбой чагатайских ханов, стоявших за прочные связи с оседлыми культурными центрами, с монгольской военно-кочевой знатью, отстаивавшей кочевой быт. Приход к власти в 1370 г. Тимура временно прекратил феодальные распри. Осуществив несколько завоевательных походов, Тимур создал огромную державу со столицей в Самарканде. Большая часть территории современного Таджикистана входила в состав этой империи.

В мощной державе Тимура процветали города, были восстановлены заброшенные в период монгольского завоевания земледельческие оазисы Центральной Азии, развивалась астрономия, математика, история, литература, искусство.

Внутридинастическая борьба и набеги кочевников расшатали и эту империю. Вождь кочевых племен Мухаммад Шейбани-хан. используя вражду между потомками Тимура, в 1500-1507 гг. завоевал Центральную Азию. При нем государство состояло из уделов, самые большие - Ташкент, Самарканд, Бухара, Балх, во главе которых стояли члены шейбанидской династии и крупные феодалы. И только во второй половине XVI в. страна была объединена. С 1557 по 1598 г. Центральной Азией правил шейбанид Абдулла-хан. Своей столицей он сделал Бухару, образовав Бухарское ханство. В 1598 г. Абдуллу-хана убили, и власть перешла к династии аштарханидов. Им удалось удержать за собой большую часть Цнтральной Азии и области Балх. Однако в XVII в. феодальные междоусобицы снова обострились. В эту эпоху образовалось Хивинское ханство. Из-за непрерывных войн и непомерных налогов хозяйство ханств пришло в упадок. Как и в прошлые столетия, правители раздавали своим приближенным и феодалам земли вместе с крестьянами, которые становились их крепостными.

В следующее столетие (XVIII в.) ханства Центральной Азии оставались отсталыми и политически раздробленными. Это объяснялось главным образом слабым развитием товарного производства и отсутствием национального рынка.

В то время на территории современного Таджикистана существовали Кулябское, Гиссарское, Каратегинское, Дарвазское, Ваханское, Шугнанское княжества. Области, населенные таджиками, входили в состав различных ханств и государств. Большинство таджиков Средней Азии проживало в Бухарском и Кокандском ханствах, меньшая часть - в самостоятельных таджикских княжествах.

Во второй половине XIX в. районы Центральной Азии были завоеваны Россией, и на ее территории образовалось Туркестанское генерал-губернаторство. В него вошли северные районы Таджикистана и Памир, а центральные и южные районы (так называемая Восточная Бухара) оказались во владении вассала русского царя - бухарского эмира. С того времени развитие этих областей Таджикистана шло различными путями. На территории, отошедшей к России, постепенно складывались товарно-денежные отношения, строились хлопкоочистительные и маслобойные заводы, налаживалась добыча нефти и угля, формировался местный пролетариат.

В конце XIX в. царское правительство провело некоторые аграрные реформы. Оседлое население получило орошаемые земли. Значительное количество земель было изъято в пользу казны. Новое аграрное устройство не могло ликвидировать феодальные отношения, а лишь создало условия для возникновения капиталистического землевладения. Появился и стал расти новый класс - кулачество, в руках которого сосредоточивались лучшие угодья. Земли крупных землевладельцев передавались в аренду издольщикам-чайрикерам, их труд был намного дешевле, чем наемный. Значительное распространение получили также сельскохозяйственные рабочие-поденщики - мардикоры. Рост налогов, многочисленные повинности, беззаконие вызывали в бекствах, на которые делился эмират, частые волнения. Особенно известным было крупное восстание в 1885 г. в Бальджуанском бекстве, которым руководил кузнец Восе. В 1900 г. бунтовали крестьяне Келифского бекства, в 1901 г.- Денауского, в 1902 г.- Курган-Тюбинского. Все эти выступления дехканских масс жестоко подавлялись.

Первая мировая война особенно обострила противоречия и расслоения в обществе. Летом 1916 г. в Центральной Азии вспыхнуло самое массовое за всю ее историю восстание. Оно началось на севере Таджикистана (Ходжент, Костакоз, Ура-Тюбе, Пенджикент), а затем охватило весь Туркестан, Киргизию, Казахстан, части Астраханской губернии и Урала. Восстание, в основном крестьянское, возникло стихийно. Причина его - мобилизация царским правительством местного населения на тыловые работы. Царскими, а в Бухаре эмирскими войсками восстание было подавлено.

Народы Центральной Азии участвовали в перевороте, который произошёл в Российской империи в 1917 году. В городах Туркестана, в том числе в Ходженте, Ура-Тюбе, Самарканде и Новой Бухаре (Каган), возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. По их требованию 31 марта 1917 г. было упразднено Туркестанское генерал-губернаторство. Власть захватила буржуазия, образовавшая комитет Временного правительства. Бухарский эмир неограниченно правил своими владениями. Поэтому Февральская революция мало, что изменила в жизни Туркестана. В результате борьбы за власть между различными слоями населения в ноябре 1917 г. Советы победили в Ташкенте, а вскоре и на большей части Туркестана, в том числе в северных районах Таджикистана и на Памире. В апреле 1918 г. V съезд Советов Туркестанского края провозгласил образование Туркестанской АССР, которая вошла в состав РСФСР.

Бухарский эмир и поддерживавшие его феодалы, мусульманское духовенство и местная буржуазия отнеслись к перевороту враждебно, ища союзников в борьбе с Советами. Эмир связывался с Колчаком, русскими белым движением и английскими представителями бизнеса, которые искали рынки сбыта и сырья на этой территории, действовавшими заодно с афганским правительством. Но начать войну эмиру не удалось.

В августе 1918 г. образовывается Бухарская коммунистическая партия. Она разрабатывает программу свержения власти эмира. Объединенные силы красных бухарских отрядов и части Красной Армии под командованием М. Фрунзе 30 августа 1920 г. осадили Бухару. На следующий день эмир бежал из города в Душанбе. Штурм Бухары закончился 2 сентября победой Советов.

6 октября 1920 г. Первый Всебухарский курултай (съезд) народных депутатов провозгласил создание Бухарской Народной Советской Республики (БНСР). Она называлась не социалистической, а народной потому, что в ней еще не созрели политические и экономические условия для установления социалистических отношений. Правительство БНСР заявило о равенстве всех национальностей и отменило налоги, конфисковало земли эмира, феодалов и чиновников, объявило промышленные предприятия собственностью народа. Но положение Советской власти оставалось непрочным, пока в восточной части республики действовали контрреволюционные силы. Эмир, бежавший в кишлак Душанбе, пользуясь поддержкой баев, духовенства, собрал многочисленную армию и начал военные операции. Республика обратилась за помощью к правительству РСФСР. Из частей Туркестанского фронта был сформирован Гиссарский экспедиционный отряд, в который вошли и бойцы Бухарской республики. Отряд разгромил войска эмира и в феврале - марте 1921 г. занял Душанбе, Куляб, Гарм, а бывший правитель с остатками войск бежал в Афганистан. На территории Центрального и Южного Таджикистана была установлена Советская власть. Части Красной Армии, закончив свои боевые операции, ушли из Восточной Бухары.

В 1922 г. ЦК РКП (б) принял постановление о мерах по борьбе с басмачеством и укреплению Советской власти в БНСР. Специально сформированная бухарская группа войск разгромила банды Энвера. Одновременно с борьбой против басмачей крепла в Восточной Бухаре Советская власть. Дехкане были освобождены от налогов, хозяйствам, пострадавшим от войны, предоставлялись кредиты, семена, сельскохозяйственные орудия. Повсюду открывались школы, различные курсы, больницы.

В 1924 г. чрезвычайное положение в Восточной Бухаре было отменено, а народная республика преобразована в социалистическую. Проведенное в том же году национально-территориальное размежевание привело к образованию среднеазиатских республик, в том числе и Таджикской АССР в составе Узбекской ССР. Важнейшее политическое и хозяйственное значение для молодой республики имели декларации о раскрепощении женщин и о всеобщем обучении.

В 1929 г. банды Фузайла Максума (бывший каратегинский бек) совершили набег на Гарм, а через два года объявилась банда Ибрагим-бека, грабившая и убивавшая людей. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.

Посевная площадь к 1941 г. выросла по сравнению с 1913 г. более чем в 1,5 раза. Таджикистан стал основной базой тонковолокнистого хлопка. Развивалась в крае и промышленность, сначала по переработке сельскохозяйственного сырья, а затем стали возникать машиностроение, производство строительных материалов и другие отрасли. В республике вырос рабочий класс, сформировалась национальная интеллигенция, возникли первые высшие учебные заведения Таджикистана. Но мирный труд советских людей прервало нападение фашистской Германии. Мужчины ушли на фронт. Около 50 тыс. бойцов-таджиков за мужество и отвагу в боях удостоены орденов и медалей, а 40 воинам присвоено звание Героя Советского Союза. Всемерную помощь фронту оказывали оставшиеся в тылу труженики. Жители республики собрали 120 млн. рублей на строительство танковой колонны "Колхозник Таджикистана" и авиаэскадрильи "Советский Таджикистан". Республика обеспечивала фронт и тыл хлопком, хлебом, мясом, фруктами, овощами. И при этом еще продолжала строить крупные предприятия - текстильный комбинат, прядильную фабрику, цементный завод, маслозаводы, сооружать Нижне-Варзобскую ГЭС.

После окончания Великой Отечественной войны экономика Таджикистана поднялась на новую ступень. Продолжало увеличиваться производство хлопка-сырца. Таджикистан в составе СССР занимал первое место по урожайности хлопка и третье по валовому сбору.

В республике стали давать продукцию сотни новых фабрик и заводов. Промышленность освоила выпуск запасных частей к автомашинам, электрического кабеля, ковров, ткацких станков, светотехнического оборудования, трансформаторов и холодильников. На реках поднялись плотины новых электростанций.

В сентябре 1991 года с распадом Советского Союза на карте Центральной Азии появилось новое государство - независимая демократическая республика Таджикистан, провозглашающая идеалы мира, добра, гуманизма и справедливости, открытое для диалога со всеми странами и народами.

Религия в Таджикистане занимает особое место в общественной жизни. В первую очередь стоит сказать, что эта страна единственная из всех постсоветских, где официально зарегистрирована исламская партия, однако за это народу Таджикистана пришлось заплатить очень высокую цену.

Древнейшая история

История религии в Таджикистане уходит в далекую древность, связанную с удивительным периодом завоеваний Александра Македонского, который принес в эти далекие от Европы земли греческую цивилизацию и, соответственно, греческую религию, которая причудливо соединилась с местными культами.

Древнейшие культы, существовавшие на территории нынешнего Таджикистана, были связаны с присвоением различных качеств природным явлениям, стихиям и небесным телам, таким как Луна, звезды, и в первую очередь - Солнце. Впоследствии эти примитивные верования в сильно переработанном виде послужили благоприятным субстратом для распространения в регионе зороастризма.

Распространение зороастризма

Учитывая то факт, что является ближайшим родственником иранского языка фарси, не удивительно, что в этой стране получила широкое распространение религия зороастризма. Что это такое? Зороастризм - это одна из когда-либо существовавших в мире. Считается, что в роли ее основателя выступил пророк Спитама Заратустра, чей образ впоследствии получил широчайшее распространение.

В первую очередь стоит сказать, что зороастризм - это религия этического выбора, требующая от человека не только внешнего благочестия, но и благих помыслов, чистосердечных поступков. Некоторые исследователи, обнаруживая в зороастризме как дуалистические, так и монотеистические черты, относят его к религиям переходного типа, послужившим своеобразной ступенью на пути к появлению и широкому распространению монотеистических религий. Самой важной книгой этой религии является Авеста.

Религия в Таджикистане

История современной таджикской цивилизации начинается во времена Сасанидской империи, правители которой вместе с большинством населения исповедовали зороастризм. Империя возникла в lll веке и включала территории, на которых помимо зороастризма было распространено также и христианство. Однако христианство в Таджикистане было представлено главным образом еретическими течениями, представители которых старались как можно дальше отойти от общепризнанных центров христианства с их диктатом и догматизмом.

Манихейство в Центральной Азии

Религия в Таджикистане всегда имела большое значение, но в древний период, особенно во времена Сасанидской империи, для данной территории была характерна высокая степень веротерпимости. Именно эта веротерпимость и стала одной из причин для возникновения манихейства - довольно причудливой религии, соединившей в своей догматической основе элементы буддизма, зороастризма, а также различных христианских сектантских представлений.

Именно из засушливых земель Центральной Азии манихейство начало свое триумфальное шествие на запад, пока не достигло Рима. Однако судьба последователей учения оказалась печальной - везде их подвергали гонениям и чрезвычайному давлению. Впоследствии манихейство получило крайне широкое распространение на евразийском континенте, но так и не смогло избавиться от клейма мировой секты.

Иудейская община

Поскольку история страны насчитывает не одно столетие, то не удивительно, что на ее территории представлены самые разные религии. Одной из таких религий Таджикистана стал иудаизм, хотя число его приверженцев никогда не было большим. Немногочисленность иудеев на этих землях была связана с тем, что раввины никогда не проявляли склонности к прозелитизму и вербовке новых сторонников, ограничиваясь представлениями об исключительности народа Израиля.

Иудейская община в Таджикистане существовала и при зороастризме, и после распространения ислама, существует она там и сегодня, хотя и в совсем незначительном размере, так как большинство евреев переехало в Израиль сразу после ликвидации Советского Союза. Сегодня подавляющее большинство жителей Таджикистана исповедуют ислам, в стране существует политическая партия, выражающая настроение религиозных граждан.

14 октября 1924 года вторая сессия ЦИК СССР после раздела Туркестанской АССР и Бухарской ССР утвердила постановление о национально-территориальном размежевании Средней Азии и образовании Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской АССР в составе Узбекской ССР, Казахской АССР, Кара-Киргизской и Кара-Калпакской автономных областей в составе РСФСР. А 16 октября 1929 года Таджикская АССР была преобразована в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику, добровольно вошедшую в состав СССР.

Почтовая марка СССР 1957 года

Республика отныне провозглашалась домом для всех таджиков, ее официальным языком объявлялся северный диалект таджикско-персидского языка, отныне называвшийся таджикским (zabon-i tojik), на котором создавалась литература советского стиля. В 1930-е годы таджикский, наряду с другими языками региона, был сначала переведен с арабской письменности на латиницу, а затем - на кириллицу.

«Арабы»

По наиболее распространенной и практически общепринятой версии, слово «таджик» возводится к среднеперсидскому tāzīk («араб», новоперсидское tāzi) или другому родственному иранскому слову (например, согдийскому). Когда в VIII веке мусульманские армии вторглись в Мавераннахр, в их составе помимо арабов было большое количество ираноязычных представителей, недавно принявших ислам. В ходе завоевания этого региона мусульмане часто вступали в конфликты с тюрками-карлуками. Поэтому тюркское население Средней Азии приняли вариант иранского слова täžik для обозначения их противников-мусульман. Тюрки-караханиды использовали этот термин для обозначения ираноязычных мусульман, проживавших в регионе Амударьи и в Хорасане.


Мавераннахр, или Трансоксания, Хорасан и Хорезм на карте

Персидские авторы более позднего периода (во времена Газневидов и Сельджуков) использовали это слово для обозначения всех персоязычных жителей Ирана, находившегося многие столетия под властью тюркских династий. Как сообщает, например, историк Бейхаки слово «таджик» было принято в качестве этнонима (названия нации или народа) - по его словам, при дворе употреблялось выражение «мы, таджики» (mā tāzikān). Разделение на тюрков и таджиков с этого времени стало в некоторой степени выражением конфликта между кочевниками и оседлыми, военной властью и гражданской бюрократией.

Бюрократы


На флаге Таджикистана используются те же цвета, что и на флаге Ирана, но в другом порядке

В литературе эпох Ильханидов и Тимуридов (это также характерно и для Сефевидского периода) этот термин обычно использовался для обозначения всего персоязычного населения. Название «таджик» служило для того, чтобы отличить персидских подданных (государственных функционеров, купцов, ремесленников или крестьян) от правящей тюркской или монгольской верхушки. Так, в сочинении придворного историка Ильханидов Рашид ад-дина встречаются выражения bitikčiān-e tāzik («персидские секретари») raʿiyat-e tāzik («персидские крестьяне»). Это слово также с XIII века довольно часто встречается в литературе - у Саʻди или Шаха Нематуллаха Вали. К середине Сефевидского периода термин tājīk стал частью клишированной формулы, описывавшей противостояние между «людьми пера» (бюрократией) и «людьми меча» (военной верхушкой). Надо заметить, что данное противостояние было несколько надуманным - в истории встречались примеры, когда представители бюрократических классов делали успешную военную карьеру.

От профессии к народу

В Средней Азии и Афганистане примерно с 1400-х годов это слово зафиксировано в качестве названия всех персоязычных жителей этих регионов. Руй Гонсалес де Клавихо, посланник кастильского короля Энрике III к Тимуру, пишет, что люди, проживающие на этой территории, называются tangiquis (похоже, кастильский эмиссар именно так воспринял слово tājīk) и говорят на персидском языке, который несколько отличается от персидского, который используется «в Персии». Замечания Гонсалеса де Клавихо подтверждается сочинениями узбекских авторов XVII века. Интересно, что уже в начале ХХ века слово tājīk зафиксировано для обозначения нестандартных персидских говоров в провинции Фарс для того, чтобы отличить их от городского персоязычного населения и кочевых луров.


Ханский дворец в Коканде, Узбекистан

Когда в 1868 году российские войска завоевали Самарканд и Бухару, персоязычное население этих городов использовали термин tājīk в качестве самоназвания. Такая же ситуация зафиксирована в Кокандском ханстве и Ферганской долине. И лишь советское правительство в 1924 году при создании Таджикской автономной республики официально утвердило слово «таджик» в качестве национальности всех людей, проживающих на этой территории.

Loading...Loading...