Судебная защита прав и свобод российских граждан. Судебная защита прав и свобод граждан в рф

Судебная защита прав человека

Справедливое судебное разбирательство

Право на эффективное средство правовой защиты

В связи со вступлением в феврале 1996 года в Совет Европы в рамках выполнения взятых на себя обязательств Россия должна привести свое законодательство в соответствие с общепризнанными нормами в области прав человека. Однако, несмотря на меры, принятые по укреплению системы законодательной и судебной защиты прав граждан, значительное число вопросов, относящихся к проблемам защиты прав и свобод человека, остаются нерешенными. Предстоит устранить пробелы в отечественном законодательстве, выявленные в последние годы российскими и европейскими экспертами, его несоответствия европейским нормам по правам человека, а также нарушения этих норм в правоприменительной практике.

Говоря о власти, при определенных обстоятельствах, президент может привести к его заседаниям, где они председательствуют, сидящие на голове стола, потому что президент и правительство, в такой ситуации, осуществляют исполнительную власть. Напротив, президент может заседать на столе и на заседаниях Высшего совета магистратуры, но это потому, что он представляет государство, а магистраты осуществляют правосудие во имя закона, который не может существовать без государства. Наконец, президент не может председательствовать на заседаниях парламента.

Многие подобные нарушения обусловлены несовершенством отечественной системы судебной защиты. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию (2001 г.) Президент Российской Федерации отметил, что реформа судебной системы "сегодня нам крайне необходима"*(1) . К задачам судебно-правовой реформы в РФ относятся укрепление гарантий защиты прав российских граждан, усиление ответственности органов государственной власти и должностных лиц в области соблюдения прав человека, а также повышение доверия населения к институтам правосудия.

Может проконсультироваться с Правительством по срочным вопросам и особому значению. Расторжение парламента является инструментом, который президент может использовать в одной ситуации - той, в которой должно быть призвано правительство. Если парламент даже не согласится после двух предложений о формировании правительства, Президент может распустить Парламент. Существуют также правила: в течение одного года парламент может быть распущен один раз. Парламент не может быть распущен за последние шесть месяцев срока полномочий Президента Румынии, а также в период мобилизации, войны, осады или чрезвычайной ситуации.

В настоящей статье мы рассмотрим проблемы, связанные с устранением нарушений европейских правовых норм в РФ, прежде всего - некоторых норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), касающихся судебной защиты прав человека.

В условиях рыночных отношений соблюдение в нашей стране общепризнанных норм по правам человека во многом зависит от деятельности государства, направленной на гуманизацию социально-экономической жизни общества и повышение жизненного уровня населения. Это должно учитываться в рамках проведения экономических и социальных преобразований.

Всякий раз, когда он считает, что это так, президент Румынии направляет в парламент сообщения о главных политических проблемах страны. Это своего рода «попросить друга». Он имеет этот атрибут как представитель государства, который требует мнения людей. Хотя у президента нет полной исполнительной роли, как и правительство, он несет полную ответственность за международные отношения Румынии, будучи главой дипломатии. Он является главной фигурой Румынии в мире, он заключает международные договоры, которые он посылает на утверждение в парламент.

Проходившие в течение последнего десятилетия экономические реформы сопровождались значительным снижением жизненного уровня населения, спадом производства, недостаточным финансированием программ в области здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры, нехваткой средств на содержание судебных и правоохранительных органов, учреждений пенитенциарной системы, сокращением расходов на другие социальные программы. Все это в целом отрицательно сказалось на соблюдении фактически всех прав человека в России и в значительной степени поставило под вопрос выполнение правовых обязательств перед Советом Европы, которые наша страна приняла на себя в соответствии с заключенными договорами.

Президент также отвечает за все дипломатические миссии - например, аккредитует послов. Высший совет обороны страны. Президент дважды президент. Как только он является избранным президентом государства, тогда он является президентом Высшего совета обороны страны.

Если он атакует врага, президент не напрасно. Это как компьютерная стратегическая игра, когда вы тот, кто контролирует войска: рассказывайте им, куда идти, что делать и как управлять ресурсами. Это то, что президент делает в случае войны хорошо. Эти меры, которые президент принимает для отказа от агрессии, должны быть представлены как можно скорее парламенту.

Судебная защита прав человека

Среди обязательств, которые брала на себя Россия, вступая в Совет Европы, - соблюдение ряда норм, которые составляют систему европейской судебной защиты прав человека. В первую очередь это касается ст.6, 7 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколов N 4 (ст.1) и N 7 (ст.2-4), которые признают за каждым человеком, где бы он ни находился, право на защиту законом, а в случае предъявления уголовного обвинения - право на справедливое судебное разбирательство в соответствии с национальным законодательством и европейским правом. Речь идет о праве человека на восстановление нарушенных прав в судебном порядке и, соответственно, признании суда как органа, обеспечивающего такое восстановление.

В случае мобилизации или войны парламент будет продолжать работать на протяжении всех этих государств, а если не заседать, он созывается законом в течение 24 часов после их заявления. Украшения, титулы, классы, встречи, помилования. Помимо этих великих атрибутов, о которых мы говорили до сих пор, у президента Румынии все еще есть несколько тузов в рукаве.

Награждение орденов и титулов чести, присуждающих степени маршала, генерала и адмирала, назначается на государственные должности, дает индивидуальное помилование. Институт, целью которого является защита прав и свобод отдельных лиц в их отношениях с государственными органами.

Многие положения и нормы европейского права были учтены в ходе обновления российского процессуального законодательства. В него были включены нормы, согласно которым государство гарантирует судебную, процессуальную защиту прав и свобод граждан и оказывает им необходимую правовую помощь. Норма европейского права, признающая, что право на судебную защиту является гарантией всех других прав и свобод и не подлежит каким-либо ограничениям, конкретизируется в Конституции РФ, федеральных конституционных законах "О Конституционном Суде Российской Федерации" и "О судебной системе Российской Федерации", федеральных законах "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах РФ и ряде других законодательных актов.

Несмотря на свое имя, он не человек, а целое учреждение. Это учреждение, возглавляемое дамой или джентльменом, назначенным на пятилетний срок, защищает ваши права, когда вы вступаете в конфликт с государственными органами. Например, вам может не понравиться законопроект, который обсуждается в парламенте, поскольку он требует, чтобы все ученики носили униформу в школе. Вы отвратителен, немного расследуете закон, и вам кажется, что это может нарушить ваше конституционное право на свободу выражения, потому что оно не позволяет вам носить яркую одежду.

Ряд несоответствий европейскому праву был устранен с вступлением в силу в марте 2001 года Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод". Закон более подробно раскрывает отдельные понятия, связанные с процессуальным производством, а также вводит нормы, более полно обеспечивающие права лиц, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера; нормы, регулирующие порядок переписки осужденного с защитником, а также предоставления обвиняемому (подозреваемому) защитника по делам, связанным с производством по применению принудительных мер медицинского характера, и ряд других норм*(2) .

Затем пришло время призвать Народного защитника использовать свое самое сильное оружие - представление этого закона в Конституционный суд. Если Народный адвокат считает, что вы правы, он попросит Конституционный суд отклонить такой закон. Конституционный суд может принять решение о том, что закон о униформе является неконституционным, поскольку он нарушает свободу выражения, а это означает, что законопроект должен быть пересмотрен парламентом. Если вместо парламента ваша школа вынуждает вас носить униформу, вы можете подать петицию Народному адвокату, чтобы проверить с помощью увеличительного стекла, не нарушает ли это школьное правило ваши конституционные права и свободы.

В российскую правоприменительную практику вошли такие общепризнанные принципы судебной, процессуальной защиты прав и свобод, как право на справедливое судебное разбирательство, презумпция невиновности, наказание исключительно на основании закона, право на эффективное средство правовой защиты, право на компенсацию в случае судебной ошибки и другие.

Помимо этих обязанностей, Омбудсмен обязан ежегодно или даже чаще обращаться в Парламент, чтобы выносить рекомендации по законодательству. Народный адвокат назначается сроком на пять лет для защиты прав и свобод отдельных лиц. Делегаты народных адвокатов специализируются в сферах деятельности.

Народный адвокат и его заместители не могут выполнять какую-либо другую государственную или частную функцию, кроме функций преподавания высшего образования. Организация и функционирование Народного адвокатского учреждения устанавливаются органическим законом.

Усилена судебная защита фактически всех категорий населения, в то же время некоторые из них, например, военнослужащие, беженцы и вынужденные переселенцы, лица, находящиеся под стражей в местах временного заключения, нуждаются в усилении правовой защиты.

В 90-х гг. сформировалось отвечающее европейским требованиям законодательство, регулирующее отношения в армии и гарантирующее правовую и судебную защиту прав военнослужащих. Так, в Уголовном кодексе РФ (1996 г.) предусмотрена уголовная ответственность за "нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием" (ст.335), за оскорбление военнослужащего (ст.336) и другие нарушения его прав*(3) . Однако в этой области не выполняются такие обязательства, как ":сократить и, в конечном счете, исключить случаи жестокого обращения, а также гибели людей в Вооруженных Силах, не задействованных в вооруженных конфликтах"*(4) . В армии нередки случаи нарушения прав военнослужащих, встречаются случаи жестокого обращения, гибнут молодые люди, проходящие действительную службу и не находящиеся в "горячих точках".

Государственные органы обязаны оказывать Народному адвокату необходимую поддержку при исполнении своих обязанностей. Народный адвокат представляет отчеты в две палаты парламента ежегодно или по их просьбе. Отчеты могут содержать рекомендации по законодательству или мерам иного характера для защиты прав и свобод граждан.

Что вам нужно знать о ваших правах

У нас много прав и только две большие обязанности: защищать нашу страну и вносить свой вклад в государственные расходы. Перед двумя обязанностями каждый из нас обязан соблюдать законы страны, которые вытекают из концепции верховенства права, описанной выше. Вы, конечно, слышали о фразе «права человека». Они изложены во Всеобщей декларации прав человека. По этой причине мы отделяем конституционные права от «прав человека». Например, Народный адвокат защищает только конституционные права, а не универсальные права, которые по той или иной причине не найдены в Конституции.

С учетом данных обстоятельств в последние годы предприняты практические шаги по гуманизации отношений в российских Вооруженных Силах, правовому обеспечению жизнедеятельности армии и социальных гарантий военнослужащих. В воинских подразделениях введены должности юристов, которые призваны оказать квалифицированную правовую помощь военнослужащим. Усилился общественный контроль за прохождением службы личного состава.

В отсутствие государства люди - всего лишь куча людей. Этим людям никто не может гарантировать свою жизнь, собственность или свободу. Но государство гарантирует это на основе прав и свобод, закрепленных в Конституции. Другими словами, для каждого права государство предоставляет вам средства для защиты себя или осуществления этого права. Свобода - это более особые права, которые государство не должно давать вам ничего особенного, а просто гарантирует их.

Мы все граждане, и мы одинаково довольны законом. Никто не над законом, независимо от того, какую работу они занимаются, длина волос, цвет их кожи, то, как они предпочитают жить своей жизнью, и любые другие факторы, о которых вы можете думать. Когда закон делается, это только на будущее.

Реформируется система военных судов, работа которых в соответствии с Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" (1999 г.) должна быть направлена на защиту прав и свобод военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе, и других граждан, прав и законных интересов воинских частей, предприятий, учреждений и организаций, на укрепление в целом законности и правопорядка (ст.4 и 7)*(5) . Военные суды, являясь федеральными судами общей юрисдикции и осуществляя судебную власть в Вооруженных Силах и других формированиях, где в соответствии с Федеральным законом предусмотрена военная служба, стали рассматривать частные жалобы на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц. Активизировалась деятельность военной прокуратуры по выявлению нарушений прав человека в Вооруженных Силах.

Возможно, вы слышали о фразе «Я гражданин Европы, и у меня есть права». Это также означает, что вы можете голосовать на выборах в Европейский парламент или быть избранными в европейских учреждениях. Существует также Европейская конвенция о правах человека, обычаи Всеобщей декларации прав человека на уровне государств-членов Совета Европы. В отличие от этого, существует также Хартия основных прав европейских граждан в государствах-членах Европейского Союза.

Когда вы чувствуете себя обиженным, вы можете обращаться к правосудию, которое решит ваше дело в разумные сроки через справедливое судебное разбирательство. Вам нравится защита румынского государства, когда вы находитесь за пределами Румынии, независимо от того, учитесь ли вы, работаете или отдыхаете.

В связи с проведением антитеррористической операции на Северном Кавказе во второй половине 1999-2001 гг. приобрел остроту вопрос о судебном расследовании всех фактов нарушения прав человека в зоне боевых действий и привлечении к судебной ответственности виновных. В ходе антитеррористической операции, фактически переросшей в полномасштабную войну, сильно пострадало население Чеченской Республики: более 200 тысяч вынужденных переселенцев из этой республики временно оказались в Ингушетии.

Государство не гарантирует всех прав для всех людей, поскольку некоторые права гарантируются только для румынских граждан. Свобода - это более особые права. Разница в правах заключается в том, что государству не нужно создавать специальную инфраструктуру для вас, чтобы пользоваться этими гарантированными свободами.

Свобода совести означает, что вы можете думать, что хотите, можете иметь любое мнение, и вы можете верить в любую религию. Свобода выражения означает, что вы можете публично, свободно и без цензуры говорить об этих мыслях и мнениях, если вы не затрагиваете достоинство, честь, личную жизнь и право на свой собственный образ других.

При проведении операции на Северном Кавказе нарушалось верховенство закона, допускались ограничения прав человека, для введения которых не было правовых оснований, поскольку операция такого масштаба не может регулироваться законодательством о борьбе с организованной преступностью, а чрезвычайное положение в районе боевых действий не вводилось.

Право на информацию означает, что государственные органы должны предоставлять вам - самостоятельно или по запросу - любую информацию, представляющую общественный интерес. Как связаны эти три? Эти три свободы приходят «упакованными»; тесно связаны и более ценны при объединении. Это как есть корнер из мороженого, состоящий из трех разных чашек. Каждая чашка вкусна, но когда ароматы смешаны, у вас супер вкус, непревзойденный. Когда вы готовите из мороженого, вы едите немного каждого аромата. Первые две чашки в роге - это свобода сознания и свободный доступ к информации.

Парламентская Ассамблея Совета Европы 27 января 2000 года приняла резолюцию по конфликту в Чечне. В резолюции осуждалось, "как полностью неприемлемое, нынешнее ведение военной операции в Чечне и ее трагические последствия для большей части населения республики. В результате такого неизбирательного и непропорционального применения силы самым серьезным образом нарушаются такие основополагающие права невиновных некомбатантов в Чечне, как право на жизнь, право на свободу и безопасность"*(6) . Парламентская Ассамблея заявила, что Россия нарушила ряд важнейших обязательств по Конвенции о защите прав человека и международному гуманитарному праву, а также другие обязательства, взятые при вступлении в Совет Европы.

Над ними стоит свобода слова, опираясь на них. Тот факт, что свобода выражения мнений основывается на свободе совести и свободном доступе к информации, требует от государства предоставления вам инфраструктуры, с помощью которой у вас есть доступ к правильной информации. Передавая эту информацию через фильтр своих мыслей или убеждений, вы формируете мнения или рождаете творения на основе правильной, достоверной информации.

Истина - это кислород для государства и людей. Государство всегда должно полагаться на правду, чтобы гарантировать ваши свободы. Бедняк нуждается в истине для осуществления своего суверенитета и поддержки государства. Ваши мнения или творения либо содержат часть истины, что вы прошли через свои силы, либо отражают часть истины, когда вы ее воспринимаете. Свобода выражения, посредством которой вы можете показать миру свою истину, помогает государству открыть новую грань абсолютной истины. Абсолютная истина не может быть полностью известна или практикуется либо государством, его властями или институтами, либо любым гражданином или группой граждан.

В рекомендациях Парламентской Ассамблеи Совета Европы для России от 6 апреля 2000 года и в материалах о положении в Чечне июньского и сентябрьского заседаний ПАСЕ за 2001 г. также указывалось на продолжающееся массовое нарушение прав человека в ходе военного конфликта в Чеченской Республике*(7) . Представители Совета Европы, посетившие Чечню, неоднократно обращали внимание на необходимость судебного расследования всех фактов нарушения прав человека, убийств и исчезновения людей.

Следовательно, объединяя эти три свободы, государство облегчает вклад каждого человека в благосостояние всего народа. Хотя у него был доступ к точной информации и свободе совести, Джордано Бруно был сожжен, чего не было бы, если бы он имел свободу слова. Основываясь на той же правильной информации, Йоханнес Кеплер или Исаак Ньютон, которым гарантирована свобода сознания, пользовались полной свободой слова и могли продвигать свою правду, а Бруно - в астрономии и физике небесных тел.

Хотя сегодня все граждане равны даже на бумаге, вещи не всегда были такими. Основополагающее право - то, по которому люди выбирают своих представителей - постепенно становится доступным для всех. В некоторых странах они не могли голосовать за неграмотных, бедных, людей другого цвета или этнической принадлежности, женщин и т.д. эти социальные категории боролись со временем, чтобы получить право голоса.

Руководство страны предприняло определенные шаги по созданию реально действующего механизма решения проблем, касающихся прав человека в Чечне. В настоящий момент действует Бюро специального представителя Президента РФ по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике В. Каламанова: организованы приемы граждан в большинстве районов Чечни, регистрируются жалобы на нарушения прав человека, составлен список лиц, пропавших без вести. В работе Бюро участвуют представители Совета Европы.

В республике начато восстановление судебной системы. По выявленным фактам преступлений против мирного населения Чечни и нарушений прав человека со стороны федеральных властей, и прежде всего силовых структур, возбуждено 293 уголовных дела. Из них в пяти случаях виновные были осуждены, по 14 уголовным делам проходил судебный процесс и по 64 - велось расследование (по сведениям Прокуратуры Российской Федерации на конец апреля 2001 года). Эти факты были оглашены в докладе российской делегации на Парламентской Ассамблее Совета Европы в апреле 2001 года*(8) .

На случай введения чрезвычайного положения в России или на отдельной ее части в соответствии с требованиями действующих международных норм принят и вступил в силу Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" (июнь 2001 года), где определены обстоятельства применения Вооруженных Сил на территории страны. В Законе также закреплен порядок осуществления правосудия и деятельности органов прокуратуры на территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Если российское федеральное законодательство, регулирующее вопросы правовой защиты граждан, в целом отвечает европейским нормам о пределах использования ограничений в отношении прав, то этого нельзя сказать о региональном законодательстве, которое содержит значительное число несоответствий и противоречий, а иногда и прямых нарушений стандартов Совета Европы.

Как свидетельствует практика, массовые факты грубого нарушения прав человека допускают в своей деятельности не только государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица, но и руководители предприятий, хозяйственных организаций различных уровней и форм собственности. Это подтверждают эксперты Совета Европы, а также представители неправительственных правозащитных организаций. На это указывают и многочисленные обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека в Страсбурге*(9) .

Важная роль в устранении нарушений прав граждан принадлежит Прокуратуре Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, другим судебным органам, которые должны реагировать на все выявленные факты правонарушений, особенно в тех случаях, когда они носят массовый характер.

На большей части территории России не обеспечивается конституционное право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства, то есть не выполняется положение ст.2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека*(10) . Значительное число нарушений права выбора места жительства приходится на Москву, Санкт-Петербург и ряд других крупных городов, где на основе постановлений местных властей введена регистрация приезжих.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1998 года признал ряд пунктов Правил регистрации граждан Российской Федерации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года, не соответствующими Конституции (ч.1 ст.27 и ч.3 ст.55)*(11) . Данное постановление отменило временную регистрацию "на не принадлежащей жилплощади". Пункт 10 Правил устанавливал шестимесячный предельный срок такой регистрации, который можно было продлить только в исключительных случаях. В настоящее время гражданин сам решает, на какой срок он желает зарегистрироваться, а соответствующие органы обязаны провести регистрацию.

Устранены и другие нарушения, заложенные в п.12 и 21 Правил, предусматривавшие основания для отказа в регистрации: обязанность проверки предоставляемых гражданином документов, их надлежащего оформления, обоснованность выдачи ордера и др. Согласно решению Конституционного Суда*(12) нормативные акты, принятые во исполнение правительственного постановления, должны быть отменены в установленном порядке. Это касается и правил регистрации в Москве и ряде других крупных городов.

В последние годы были приняты федеральные законы и указы Президента России по укреплению вертикали государственной власти и созданию единого правового пространства в стране, обязывающие субъекты Российской Федерации привести свои правовые акты, в том числе и в области защиты прав человека, в соответствие с федеральным законодательством и общепризнанными международными и европейскими нормами.

В европейской практике судебной защиты прав человека широкое применение получил институт административных судов, деятельность которых направлена на то, чтобы усилить ответственность должностных лиц перед гражданами и гарантировать независимость судебной власти от исполнительной. В России также предприняты шаги по созданию аналогичного института судебной власти. В ноябре 2000 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О федеральных административных судах в Российской Федерации", внесенный Верховным Судом Российской Федерации. В компетенцию этих судов войдет рассмотрение дел об оспаривании решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Судебная защита - один из важнейших государствен­ных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осу­ществляемый в форме правосудия и гарантированный госу­дарством.

Правосудие - это деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и граждан­ских дел и применения согласно нормам закона мер государ­ственного принуждения к правонарушителям либо оправда­ния невиновных.

Только наличие в правовой системе государства института судебной защиты прав и свобод человека, основанного на принципе «всякое нарушенное право подлежит судебной за­щите», является необходимым условием признания такой системы подлинно демократической.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину России, иностранному гражда­нину и лицу без гражданства в соответствии с положением статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливаю­щей право каждого человека «на эффективное восстановле­ние в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Консти­туцией или законом».

Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается:

В установлении системы судов в России1;

В четком определении компетенции судов по защите прав и свобод граждан и других лиц;

В установлении гарантий самостоятельности, независи­мости судов;

В определении видов судопроизводства (конституцион­ного, гражданского, арбитражного, административного, уго­ловного) и его принципов: равенство всех перед законом и су­дом; недопустимость действия обратной силы закона, ус­танавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина; презумпция невиновности; освобождение обви­няемого от бремени доказательства своей вины; истолкова­ние сомнений в пользу обвиняемого и др.;

В обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных реше­ний и т. д.

В судебном порядке могут быть обжалованы решения и действия любых лиц в случаях нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.

Конституция РФ закрепляет право каждого на рассмот­рение его дела только тем судом и судьей, которым оно по за­кону подсудно. Тем самым обеспечивается реальный доступ лица к правосудию. А это, в свою очередь, является одной из предпосылок реализации другого конституционного права - на судебную защиту.

Гарантией права на судебную защиту выступает право на получение каждым квалифицированной юридической помощи.

Организации, оказывающие квалифицированную юриди­ческую помощь: суд; прокуратура; адвокатура; нотариат; час­тные детективные службы; общественные объединения по­требителей, федеральные и территориальные антимонополь­ные органы и др.; юридические службы в учреждениях, организациях, на предприятиях.

Наиболее широкие и многообразные возможности в оказа­нии квалифицированной юридической помощи имеет адвока­тура (позднелат. advokatura - добровольная самоуправляю­щаяся организация адвокатов, от нем. Advokat, лат. advo-catus - призывать на помощь).

Адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной ос-

1 См. тему «Законодательная, исполнительная и судебная влас­ти в Российской Федерации ».

нове лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод, инте­ресов, а также обеспечения доступа к правосудию..

Адвокат является независимым советником по правовым проблемам, осуществляющим юридическую помощь путем:

Дачи консультаций и справок по правовым вопросам;

Составления жалоб, заявлений, ходатайств и других до­кументов;

Представления интересов доверителя в конституцион­ном, гражданском, административном судопроизводстве, тре­тейском суде и иных органах;

Участия в качестве представителя или защитника в уго­ловном судопроизводстве и по делам об административных правонарушениях и т. п.

В соответствии с Конституцией РФ при исчерпании вну­тригосударственных способов защиты своих прав каждый мо­жет, следуя международным договорам Российской Федера­ции, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека1.

Образец задания

I A1. [ Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения об адвакатуре?

А. Адвокатура оказывает юридическую помощь гражданам и организациям в судебном разбирательстве. Б. Адвокатура оказывает юридическую помощь гражданам и организациям, когда они вступают в какие-либо правоотно­шения.

1) верно только А 3) верны оба суждения

Loading...Loading...