Как развивать речь 7 летнего ребенка. Как развить у ребенка правильную и грамотную речь

Нервно-психическое развитие детей в 6-7 лет уже настолько высоко, что позволяет малышу быть не только ребенком для своих родителей, но и их другом. В этом возрасте с дошколятами и младшими школьниками очень интересно общаться – они уже достаточно знают и умеют, бывают порой не по-детски рассудительны, строят достаточно сложные предложения. Как же развивать у ребенка 6-7 лет мышление, память и речь, чтобы с вашим малышом было интересно не только вам самим, но и другим людям?

Особенности нервно-психического развития ребенка 6-7 лет

Особенности психического развития детей 6-7 лет заключаются в том, что этот период является переходным в жизни ребенка. 6 лет - это старший дошкольный возраст, а 7 лет - уже младший школьный. Переход к очередному этапу развития сопровождается появлением новых психических качеств, освоением новых видов деятельности, которые очень разнообразны. Это и рисование, и лепка и танцы, и спортивные занятия. Каждый вид деятельности оказывает своей воздействие на нервно-психическое развитие ребенка 6-7 лет.

Родители должны методом проб выявить его склонности и развивать их. Но это не значит, что все другие виды деятельности не заслуживают внимания. Психическое развитие ребенка 6-7 лет должно быть гармоничным.

Накопленный к 6 годам жизненный опыт позволяет дошкольнику быть более самостоятельным. Он стал рассудительнее и относится ко всему по-взрослому. Не требует ежеминутного внимания, способен сопереживать и стремится искренне утешать. С ним стало легче общаться, поскольку ребенок обладает достаточным словарным запасом, умеет выразить свои чувства, мысли и желания и хорошо понимает то, что от него хотят. Для гармоничного психического развития детей 6-7 лет необходимо особое внимание уделять формированию речи, мышления и памяти малыша.

Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет

В ходе развитие речи у детей 6-7 лет нужно стараться делать ее более выразительной, расширять речевые возможности ребенка. Задача родителей - научить его пользоваться многообразием синонимов, правильно произносить слова и звуки, уметь передавать увиденное или услышанное логично и понятно. В достижении поставленной цели необходимо придерживаться некоторых правил.

Первое правило, очень важное при развитии связной речи детей 6-7 лет, – это следить за своей речью. Чем правильнее и разнообразнее она будет, тем лучше для ребенка, ведь он стремится подражать вам. Кроме того, он пассивно запоминает многие слова и понятия на подсознательном уровне.

Второе правило развития речи ребенка 6-7 лет – говорить с ребенком неторопливо, не используя слишком много новых и непонятных слов.

Третье правило - расширять активный словарный запас с помощью игр с применением слов. Предложите закончить предложение: «Мама на обед сварила…» Посоревнуйтесь, кто знает больше ласковых слов: «Ты мое солнышко! А ты моя рыбка!» Хорошее упражнение для развитие речи у детей 6-7 лет – поиграть в противоположности. Пусть ребенок подберет слова, противоположные по смыслу: «день-ночь», «добрый-злой» и т. д. Всем знакома игра: «Вы поедете на бал…», в которой нельзя говорить «да» и «нет», надевать черное и белое. Ребенку предлагаются условия, когда он должен найти способ дать положительный или отрицательный ответ с помощью других слов.

С ребенком нужно больше читать и заучивать небольшие стишки, разные потешки, дразнилки и скороговорки. Попробуйте разучить вместе скороговорку и посоревнуйтесь, кто быстрее и правильнее ее перескажет. Можно прочитать короткий рассказ и обсудить его: кто из героев глупый, кто умный, кто злодей, а кто молодец. Если ребенку не хватает слов, подсказывайте немного. Очень интересно самим придумывать сказки. Попробуйте переложить старую сказку на новый лад. Конечно, ребенку будет сложно. Помогите ему, задавая наводящие вопросы:

  • Где это происходило?
  • Почему герой так поступил?
  • Как ты думаешь, это хороший поступок?
  • Кто тебе нравится в этой сказке?
  • Если бы герой пошел другой дорогой, что могло бы произойти?

Общаясь с ребенком, учитывайте особенности развития речи детей 6-7 лет – пусть на помощь придут воображение и фантазия. Помечтайте вместе: «Если бы мы могли летать! Если бы у меня была волшебная палочка!» А можно поиграть в театр. Пусть ребенок вообразит себя, например, белочкой. Задавайте ему разные вопросы. Он должен и показать, и рассказать, используя разные интонации (белочка грустит, радуется, устала, прячется). Недостаток знаний вы должны восполнить сами. В игровой форме можно расширить и речевые возможности ребенка, и его кругозор. Очень занимательно придумать и разыграть сказку наоборот. Например, про злую Красную Шапочку и доброго Серого Волка. Можно придумать новое окончание к известной сказке: Колобка не съела лиса, а мышка не разбила яичко.

Побуждайте ребенка к творчеству, давая ему неожиданные задания. Например, Золушка потеряла не туфельку, а брошь, как же принц смог ее найти? Игры со сказками могут быть многообразны и бесконечно интересны.

В развитии речи у детей 6-7 лет немаловажно научить ребенка пересказывать кратко, образно. Для этого можно сочинять короткие истории о самых обычных вещах, таких, как старый ботинок, забытая игрушка, солнечный зайчик, чашка с блюдцем. Все это удобно делать во время прогулки, или после чаепития, или убирая игрушки.

Придумывайте вместе небылицы и перепутаницы. Чем сложнее задания, тем интереснее будет результат.

Помните, что выполняя упражнения для развития речи у детей 6-7 лет, вы стимулируете развитие у ребенка мышления и воображения.

Как развивать мышление у ребенка 6-7 лет

Мышление – сложный процесс, направленный на решение какой-либо увлекательный для ребенка задачи. Чем интереснее задание, тем дольше и продуктивнее ребенок будет заниматься. В процессе того как развить мышление у ребенка 6-7 лет, немаловажно все время усложнять условия задачи, чтобы ему не стало скучно. Однообразие и простота - враг мыслительного процесса. Ведь преодоление трудностей, решение сложного вопроса повышают самооценку ребенка, он растет в собственных глазах.

Стремитесь, чтобы ребенок искал в простых предметах то, что скрыто от глаз. Если вы спросите «Что это?», то получите простой ответ. Но это уровень раннего возраста. Для развития мышления ребенка 6-7 лет вопросы должны быть развернутыми: «Для чего нужен этот предмет? На что он похож? Где его можно встретить?» Чтобы на них ответить, ребенок должен произвести анализ, сопоставить свои знания и опыт, включить воображение, т. е. произвести сложную умственную работу.

Учитывая особенности психического развития ребенка 6-7 лет, не забывайте, что успешность мыслительного процесса напрямую зависит и от кругозора малыша, и от степени развития речи, и от его памяти.

Как развить память у ребенка 6-7 лет

От рождения все дети обладают различными способностями к запоминанию. Но развить память можно у любого ребенка. Это поможет ему в будущем тратить минимум времени на усвоение школьной программы.

Развитие памяти у ребенка 6-7 лет происходит очень активно. Поэтому очень важно не упустить это время. Родители должны позаботиться не только о том, чтобы ребенок запомнил ту или иную информацию, но и умел пользоваться этими знаниями. А самое главное - необходимо постоянно закреплять полученные умения и навыки.

Память бывает зрительная, слуховая, обонятельная и тактильная (на ощупь). В этом возрасте преобладает зрительная память. Необходимо развить у ребенка и все остальные виды памяти. Как развивать у ребенка 6-7 лет тактильную память? Её можно тренировать с помощью следующей игры. В коробку положите предметы, разные по форме и из разного материала: карандаш, яблоко, клубок ниток, чайную ложку, кубик, спичечный коробок и т. д. Пусть ребенок на ощупь угадает, что именно лежит в коробке. Другая игра для развития памяти у ребенка 6-7 лет связана с воображением. Малыш должен сказать, каковы на ощупь радость, облако, неприятность. Чтобы помочь ему подобрать подходящие сравнения, необходимо составить список приятных и неприятных ощущений. Например, наждачная бумага, грубая ткань, кактус, холодный металл - это неприятные на ощупь материалы. Проговорите ощущения ребенка при прикосновении к ним. Вата, шелковая ткань, кусочек поролона, мех вызывают приятные ощущения, а значит, могут ассоциироваться с положительными эмоциями.
Трогайте предметы с закрытыми глазами и говорите, на что это похоже по ощущениям.

Обонятельная память очень яркая. Не секрет, что мы часто запоминаем события именно в связи с определенными запахами. Многие взрослые скажут, что для них Новый год ассоциируется с елкой и мандаринами. Мы помним человека по запаху его любимых духов или туалетной воды. Как развивать память у ребенка 6-7 лет с помощью простых игр? Предложите ребенку с закрытыми глазами нюхать разложенные на блюде фрукты, не трогая их при этом руками. Он должен назвать, что именно лежит перед ним. Конечно, предварительно вам следует познакомить его с разными фруктами, назвать их и дать понюхать. Можно фрукты заменить духами. Ребенок должен угадать, где чьи духи. Это, помимо обонятельной памяти, развивает также и наблюдательность.

Зрительная память является доминирующей, поэтому и нуждается в усиленной тренировке. Нарисуйте изломанную линию, например по клеточкам - 2 вверх, 3 в сторону, 3 вниз и т. д. Ребенок смотрит на нее в течение 1 минуты, затем пытается воспроизвести. Для развития памяти детей 6-7 лет используйте картинки, где есть небольшие отличия, предложив ребенку найти эти отличия. Со временем можно перейти на окружающую обстановку. Ребенок осматривает комнату, а затем с закрытыми глазами отвечает, где что лежит или стоит. Потом измените что-нибудь в обстановке и пусть он определит, что именно изменилось. Если ребенок уже умеет считать, можно разложить на столе различные предметы и попросить назвать, сколько и какие предметы он видит.

Неотделима от зрительной памяти слуховая. Этот вид памяти тренируется заучиванием стихов, которые вы читаете ребенку. Стихи должны быть интересные, простые, забавные. Учите ребенка пересказывать рассказы и сказки. Лучше всего это делать в лицах. Можно использовать при этом игрушки, тогда у вас получится настольный кукольный театр. Для психического развитие ребенка 6-7 лет нет необходимости сидеть и специально заниматься. Все это легко делать в повседневной жизни, на прогулке. Например, увидев на ком-либо белую шапочку, спросите, у кого ребенок видел подобную. Наблюдая за облаками, хорошо играть в игру «На что это похоже?». Вы готовите обед или ужин, предложите ребенку угадать по запаху, какое именно блюдо.

Используйте любые возможности легко и ненавязчиво развить память ребенка. Ведь память - это основная составляющая учебы в школе. Но не стоит излишне перегружать ребенка, иначе он попросту перестанет воспринимать информацию.

Развивающие игры и упражнения для детей 6-7 лет

Далее вы узнаете о лучших развивающих играх и упражнениях для детей 6-7 лет, которые помогут развить память и мышление ребенка.

Полезна игра с палочками или спичками. Например, предложите перенести поочередно из кучки (20 штук) на край стола все спички и палочки и сложить их ровными рядами. Можно усложнять задание - спичку брать только двумя пальцами, сначала большим и указательным, потом большим и средним и т. д. Потом предложите построить разные фигуры (квадрат, треугольник, домик и т. д.), используя опять же разные пальцы.

Усложните эту развивающую игру для детей 6-7 лет, завязав ребенку глаза. Также устройте соревнование, кто быстрее оденет куклу одной рукой. Или сначала сомнет лист бумаги, а потом расправит - опять же с помощью одной руки.

Есть еще одна веселая игра - «Крупные виражи». Нарисуйте две волнистые линии параллельно друг другу на небольшом расстоянии. Предложите ребенку проехать по этой дорожке, не выезжая за пределы и не останавливаясь. В качестве автомобиля используйте карандаш. Постепенно сужайте дорожку и делайте ее более извилистой.

Существуют специальные дошкольные прописи. Они также направлены на развитие руки. В основном прописи содержат точечные контуры линий, цифр, фигур, которые ребенок должен обводить. Дошкольные прописи призваны лишь подготовить руку, чтобы она обрела твердость и уверенность. Если ребенку по какой-либо причине не нравятся прописи (иногда бывает и так), не заставляйте его, иначе вы рискуете попросту отбить желание учиться.

В 6-7 лет дети обычно уже умеют считать, но просто перечислять цифры недостаточно. Научите ребенка пользоваться ими в жизни. Сделайте математику веселой и занимательной. Попробуйте прочитать и разучить стишки о цифрах, как образно они звучат.

Помимо счета, осваивайте с ребенком понятия о различных геометрических фигурах. Выполняя такое развивающее упражнение с детьми 6-7 лет, сначала покажите ребенку треугольник, круг, квадрат, а потом поищите вместе эти фигуры вокруг. Например, круг - это солнце, тарелка, колесо машины, а треугольник - крыша домика, кусочек пирога и т. д. Когда геометрические фигуры будут разучены, усложните задачу. Нарисуйте квадрат, а внутри множество разных фигур и попросите ребенка найти эти фигуры и сосчитать.

Немаловажно развивать глазомер. Для этого можно выполнять следующее развивающее упражнение для детей 6-7 лет: попробуйте измерить разные предметы с помощью карандаша или спичечного коробка либо размеры комнаты в шагах. А потом сравните предметы, что больше, что меньше, и на сколько. Сравните на глаз, какая стопка открыток толще, а потом пересчитайте количество, чтобы проверить. Математика замечательно развивает мышление: логику, смекалку, формирует интеллектуальную активность.

И все-таки в этом возрасте главной в деятельности ребенка остается игра. С помощью развивающих игр дети 6-7 лет познают мир и тонкости человеческих взаимоотношений. Он переносит в нее то, что видит в повседневной жизни. В игре дети учатся контролировать свои эмоции и сотрудничать друг с другом. Если ребенок хочет быть всегда только героем, то другие дети перестанут с ним играть, и он вынужден будет принять правило, что каждый по очереди играет второстепенную роль. Так постигается истина, что с желаниями других следует считаться, иначе окажешься вне коллектива, вне игры. В 6-7 лет для развития мышления ребенка наибольшей популярностью пользуются ролевые игры.

По сравнению с 4-5 годами, сюжеты игр более разнообразные, с множество деталей, обязательными атрибутами (белый халат, шприц у доктора, оружие у полицейского, весы, гирьки, деньги у продавца и т. д.). Появляется понятие «понарошку». Это позволяет расширить границы игры и возможности играющих. Можно понарошку перелететь в безопасное место, понарошку исчезнуть, чтобы не поймали, а потом неожиданно появиться. Игра еще хороша тем, что в ней ребенок может, приняв определенную роль, быть лучше, сильнее, поскольку этого требуют правила игры. Все играющие строго следят, чтобы правила соблюдались. Для развития мышления детей 6-7 лет очень важно, чтобы в игре был партнер. В большинстве случаев он хотел бы, чтобы это был сверстник или кто-то близкий по возрасту. Ребенок в среде своих сверстников самоутверждается, учится взаимодействовать, каждый играющий привносит в игру что-то свое, обогащая ее и делая более интересной. Играя с взрослым, ребенок всегда чувствует себя подчиненным, а ему хочется быть в разных ролях. Поэтому старайтесь, чтобы у него были партнеры для игр. Помимо ролевых, должны быть игры развивающие и спортивные.

Развивающие игры готовят ребенка к школе, формируют усидчивость, спортивные способствуют нормальному росту и развитию, укреплению здоровья, выработке таких качеств, как целеустремленность, воля и твердость характера.

Статья прочитана 5 088 раз(a).

Светлана Викторовна Молчанова
Развитие речи детей 5–6 лет

Развитие речи ребенка 5-6 лет

Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей , замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность.

Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка и др. Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова с противоположным значением (длинный - короткий, твердый - мягкий, тяжелый -- легкий, пушистый - гладкий, слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребенок может изложить историю создания предмета (гусиное перо - перьевая ручка - шариковая ручка)

Кроме предметного окружения, ребенок осваивает социальный мир : расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.

Характеристика речи старшего дошкольника

Что знает и использует в речи ребенок 5-6 лет ? Ребенок знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей , иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности : игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.

Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи : словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи , интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь , пользуется в ходе общения развернутыми фразами , точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был . Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении : возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений

На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы . Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением - антонимы (друг - враг, высокий - низкий, хорошо - плохо, говорить - молчать) ; слова, близкие по смыслу, - синонимы (ходить - идти, шагать; грустный - печальный, безрадостный) .Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами : наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями : вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других . Это звуки : [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р]. Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.

В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ : определять место звука в слове (начало, середина, конец, последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам .

Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка , его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых .

Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Публикации по теме:

Картотека игр для развитие речи детей 2–3 лет Игры на развитие речи для детей 2-3 лет. Игра «Дерево». Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги. Описание: педагог.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 6–7 лет» Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический.

Консультация для родителей на тему «Развитие речи у детей 3-4 лет» Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 2–3 лет» В нашем современном мире приоритет отдан гаджетам и компьютерным технологиям. Общение заменили на телефонные разговоры и социальные сети.

Консультация для родителей «Развитие речи у детей 2–3 лет» Консультация для родителей: “Развитие речи у детей 2-3 лет” Среди родителей распространено мнение, что если ребенок заговорил, то развивать.

Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем вашему вниманию из опыта своей логопедической работы несколько упражнений из «Тетради домашних заданий для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи». Эффективность заданий, представленных в нашей тетради подтверждена долголетней практикой. Упражнения доступные, занимательные, дисциплинируют, приучают ребенка к самостоятельному их выполнению. Ведь родителям важно оказывать помощь ребенку своевременно для закрепления результатов проделанной работы педагогами.

Работа с родителями является наиважнейшим звеном в коррекционной работе.

Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств детей играют такие негативные факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность. По утверждению М. Ф. Фомичёвой И. В. Рождественской Н. С. Жуковой и др. авторов, родители, зачастую, не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка, в то время как … «навык правильной речи, как и добрые навыки, приобретаются в семье». Систематическое, умелое воспитание речи не только обеспечивает освоение, но и предупреждает, в большинстве случаев, возникновение речевых недостатков, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством учителя-логопеда.

В работе с родителями стоят несколько задач: формировать у них готовность к эффективной педагогической работе с детьми – корректировать сенсомоторные и речевые процессы ребёнка, развивать тонкую моторику, помогать осваивать правильное произношение звуков родной речи, работать над лексико-грамматическим строем речи и связной речью, также подготовить ребенка к обучению грамоте, чтению и письму. Эти задачи реализуются в ходе разных мероприятий.

Знакомясь с семьёй, необходимо объяснить значимость выполнения практических домашних заданий. Сначала родители приглашаются на беседы, консультации и обучаются приёмам работы по индивидуальным заданиям. Обращается внимание на поведение родителей при выполнении домашних заданий, особенности их речи, методы проведения в домашних условиях.

Родители нацеливаются на продолжительную работу с ребёнком, которая может проходить не только за столом, но и по дороге домой, на прогулке, в различных домашних ситуациях.

Тетрадь домашних заданий

Уважаемые родители!

Перед Вами тетрадь для домашних заданий с ребёнком логопедической группы.

Занимаясь с ребёнком, Вы способствуете:

Развитию его внимания, памяти, мышления;

Развитию у ребенка зрительного и слухового внимания;

Развитию у него умения ориентироваться в пространстве;

Подготовке руки ребенка к письму;

Пополнению и расширению словарного запаса у ребенка;

Формированию связной речи у него, обучению ребенка грамоте, чтению, письму;

Развитию у ребенка умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Выпускник детского сада должен иметь представление о себе и об окружающем мире; способен решать интеллектуальные и личностные задачи; управлять своим поведением; соблюдать правила общения и поведения в обществе; быть эмоционально отзывчивым, любознательным, активным, и готовым к учебной деятельности на основе полученных умений и знаний.

Каждое задание лучше выполнять в 2-3 приёма продолжительностью не более 15 – 20 минут в предложенной последовательности.

Ребёнок должен слышать только правильную речь в семье. Прививайте правильные речевые навыки, подчёркивайте успехи, хвалите, когда он это заслужил – это поможет укрепить уверенность Вашего ребёнка в собственных силах.

Желаем успехов!

домашних заданий

для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи.

Тема: «Грибы и ягоды»

1 Выучи считалку.

Я несу кузовок,

В кузовке лежит грибок,

И черника,

Голубика,

И брусника,

Костяника,

И орех лесной –

Убегай, не стой!

2 Игра «Объясни словечко».

Пример. Подосиновик - растёт под осиной

Боровик ___

Сыроежка___ Подберёзовик___

Подберёзовик___

Мухомор ___

Маслёнок___

Волнушка ___

Лисичка ___

3 Чего больше в лесу? Ягод или брусники?

4 Какие грибы спрятались на картинке? Рассмотри, назови грибы, сосчитай.

5 Игра «Четвертый лишний». Что лишнее? Почему?

Клюква, болото, брусника, черника. ___

Малина, корзина, крыжовник, смородина. ___

6 Игра «Какой сок? Какое варенье? »

Пример. Из клубники - клубничный сок, клубничное варенье.

Из малины - ___

Из черники - ___

Из рябины - ___

Из клюквы - ___

Из ежевики - ___

Из смородины - ___

7 Раскрась Карлсона и две одинаковые банки с варением. *Какое варенье ты любишь? **Расскажи, как приготовить варенье.

Буква К и звуки К, КЬ.

1 Заштрихуй букву К по образцу. 2 Найди и раскрась букву К.

Каким цветом раскрасишь? Почему?

3 Раскрась картинки, в названии которых есть звук К.

4 Напечатай буквы Кк по образцу.

5 Прочитай зашифрованное слово по первым звукам слов, называющих нарисованные предметы.

Тема: «Зимующие птицы»

1 Выучи загадку, нарисуй отгадку.

Я по дереву стучу, Червячка найти хочу. Хоть и скрылся под корой, Всё равно он будет мой.

2 Посчитай от 1 до 10.

Один голубь, два голубя, ___

Одна ворона, две ___

Один воробей, два ___

3 Найди сходства и различия у вороны и синицы.

4 Игра «Почему так называется? » Объясни значения сложных слов:

Пример. Длиннохвостая – у птицы длинный хвост.

Сероглазая ___

Красногрудая ___

Черноглазая ___

Пёстроголовая ___

Трудолюбивая ___

Перелётная ___

Быстрокрылая ___

Теплолюбивая ___ Насекомоядная ___

Быстроногая ___

Остроклювая ___

5 Игра «Для чего? »

Расскажи, для чего птице клюв? ___

Для чего птице крылья? ___

Для чего птице перья? ___

Для чего птице хвост? ___

Для чего птице коготки? ___

Для чего птице глаза? ___

6 Игра «Что могут птицы? » Назови слова-действия.

Птицы могут летать, ___

Словарь: летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых.

7 Найди и раскрась сороку, воробья, синицу.

* Назови всех зимующих птиц нашего края.

**Какие птицы прилетают к нам зимой? Почему?

*Задание соответствует программному содержанию

** Задание повышенной сложности

Буква М и звуки М, МЬ

1 Раскрась большую букву синим, 2 Поставь в букве точки

а маленькую - зелёным цветом.

М - это согласный звук.

3 Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звуков М или Мь.

4 Сделай фигуры одинаковыми.

5 Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

6 Напиши по образцу.

Тема: «Праздник ёлки. Зимние забавы»

1. Выучи стихи С. Я. Маршака

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз.

Ёлка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат её иголки,

На ветвях огни зажглись,

Как по лесенке, по ёлке,

Огоньки взбегают ввысь.

2. Игра «Один - много».

Мальчик катается на коньках. Мальчики ___

Мальчик катается на лыжах. Мальчики ___

Девочка катается на санках. Девочки ___

Девочка катается с горки. Девочки ___

3. Нарисуй, пожалуйста, те подарки, которые ты хочешь найти под ёлкой в новогоднюю ночь.

4. Подбери слова-признаки.

Ёлка (какая) ___

Праздник (какой) ___

Ёлочные игрушки (какие) ___

Дед Мороз (какой) ___

Снегурочка (какая) ___

Подарки (какие) ___

5. Дорисуй и раскрась вторую картинку.

* Дома ты наряжаешь ёлку? Чем украшают ёлку?

** Какую ёлку лучше украсить дома к празднику живую или

искусственную? Почему?

*Задание соответствует программному содержанию

** Задание повышенной сложности

Звук и буква О

1 Раскрась красным цветом 2 Заштрихуй. 3 Найди и раскрась

обе буквы и запомни. букву О.

О - это гласный звук.

4 Соедини с буквой О только те предметы, названия которых начинаются со звука О.

5 Допиши букву О.

6 Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

7 Напиши по образцу.

Литература.

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб. : Детсво-Пресс, 2000.

2. Васильева Л. А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет. СПб. : Каро, 2008.

3. Епифанова О. В. Развитие речи. Окружающий мир. Волгоград: Учитель, 2007

4. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб. : Речь 2007.

5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПб. : Литера, 2001.

6. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М. : ГНОМ и Д, 2003.

7. Лопухина И. С. Логопедия: упражнения для развития речи. СПб. : Детство-Пресс, 1997.

8. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. М. : Мозайка-Синтез, 2004.

9. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет. М. : ГНОМ и Д, 2005.

10. Якимович О. А. Тетрадь дошколника6-7 лет. Логопедические игры и упражнения: домашние задания. Волгоград: Учитель, 2011.

www.maam.ru

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Дети седьмого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых.

По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда - формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, то ребенок постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся.

Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его - и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чем думает, почему он решил вам довериться.

От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций.

У детей с речевыми нарушениями имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.

Однако в этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения.

Прочитайте ребёнку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:

Кто сломал в лесу малину? - - Кто таскал наш мёд из улья? -

Тонко заяц пропищал. Дружно пчёлы прожужжали.

Ушки зайца шевелились, Что же бедным пчёлам думать -

Он от страха весь дрожал. Съеден мёд, а кем - не знают.

Кто болото взбаламутил? - Громко квакнула лягушка.

Из воды болотной мутной. Чуть видна её макушка.

Кто тут чем-то недоволен? Грозный рык в лесу раздался.

Я поел малинки вволю! На полянке я топтался!

Предложите ребёнку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу в стихотворение, используя разные интонации:

Проснулся утром Вадик Когда они поели,

И поспешил узнать, То Вадик стал играть.

На маму хитро глядя: Сказал, закончив дело:

Пойдём с тобой гулять? - Пойдём с тобой гулять!

Ну что ж, не будем ждать. Уж коли обещала

Пойдём с тобой гулять!

(дидактические игры по развитию речи)

"Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений)

Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

"Кому угощение?" (употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно?

Кому мясо? Кому фрукты?

"Назови три слова" (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что (кто) может скакать? И т. д.

"Кто кем хочет стать?" (употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками) . Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

"Зоопарк" (развитие связной речи) .

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ.

Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

"Режим дня"

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

"Кто кем был или что чем было"

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем) .

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом) , лошадь (жеребёнком) , лягушка (головастиком) , бабочка (гусеницей) , ботинки (кожей) , рубашка (тканью) , рыба (икринкой) , шкаф (доской) , хлеб (мукой) , велосипед (железом) , свитер (шерстью) и т.д.?

"Назови как можно больше предметов"

(активизация словаря, развитие внимания) .

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

"Подбери рифму" (развивает фонематический слух) .

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве... (сверчок) .

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны.

Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению.

Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников – это развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

После шести лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

  • в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;
  • сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;
  • предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;
  • предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;
  • написать письмо своему любимому герою или автору сказки;
  • сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему) ;
  • придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;
  • рассказать историю от лица любого героя или предмета;
  • описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

УЧИМСЯ, ИГРАЯ.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. В них сконцентрирован и обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа.

Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев.

Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни.

С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

Крепкую дружбу водой - (не разольёшь) .

Один в поле - (не воин) .

Глупые ссорятся, а умные – (договариваются) .

Под лежачий камень – (вода не течет) .

Семь раз отмерь – (один отрежь) .

Что посеешь – (то и пожнешь) .

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи:учить понимать образные слова в пословицах, фразеологизмах.

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи:учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Материал nsportal.ru

В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия. Знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, дошкольнику легче это усвоить при помощи схем, моделей, мнемотаблиц и приемов мнемотехники.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Слова«мнемотехника» и «мнемоника»обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого«mnemonikon» – искусство запоминания.Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) .

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и КвинтилианаМнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

На основании анализа научной литературы мы выделили следующие

подходы в работе с технологией мнемотехника:

Системный–технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

Личностный–с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

Деятельностный-развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

Диалогический- процесс обучения происходит в форме диалога;

Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

Информационный-ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Аксиологический–образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект- субъектное взаимодействие с детьми.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующиепринципы:

1. Принцип развивающегообразования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования .

В дидактике выделенытри вида моделей:

1.Предметная модельв виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.

2.Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно) .

3.Графические модели– обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы) . Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать рядутребований:

Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

Должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;

Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

Нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники включается во все виды учебно-игровой деятельности, а также режимные моменты.

Технология проектавключает в себя разработку перспективного плана, конспектов специально-организованной деятельности работы педагога, логопеда с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.

Актуальность данного проектаопределяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии речи и мышления ребенка.

Проблема:заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Новизна проектазаключается в том, чтосовместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

  1. Принцип интеграции:интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.

2. Комплексно-тематический принцип:объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Метод организации работы с детьми отличается:

Интегративностью;

Подробней nsportal.ru

Игры по развитию речи 6-7 лет

0 Комментариев

Игры, направленные на развитие речи у детей 6-7 лет

Совсем скоро ваш сын или дочь пойдут в школу. Этот важный этап, к которому вы так долго готовились, не станет для ребёнка сложным и неинтересным. Ведь он уже умеет делать умозаключения, сочинять сказки, выделять в словах разные звуки.

Речь богата прилагательными, глаголами, ребёнок без труда образовывает новые слова при помощи суффиксов, грамматически верно выстраивает свои высказывания. Отлично! Ведь у нас еще целый год впереди, чтобы доставить своему чаду радость от совместных игр.

«Сундучок» Приготовьте коробку и фишки. Коробка – сундучок, а фишки – это разные слова, которые вы будете складывать в сундучок. Предложите ребёнку складывать слова, которые заканчиваются на «ёк», «чка». Или слова должны начинаться на звук «м», слог «по» и т.д.

Разнообразьте задания в зависимости от уровня развития ребёнка.

«Кто кем был?» Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом

Материал detky.info

Развитие речи в 6-7 лет

Аннотация: Данная статья в большей степени актуальна для родителей. В предложенном материале кратко отображены нормативы общего развития речи детей 6-7 лет.

Развитие речи в 6-7 лет:

В норме к пяти - шести годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка.

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или фразы, насыщенные сочетаниями звуков, которые ребенок еще не диффиринцирует (С – Ш) : «Шла Саша по шоссе».

В 6 – 7 лет дети должны:

  • Правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук, или с данным звуком. Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.
  • Произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист) , определять количество слогов в слове.
  • Произносить длинные и сложные предложения (В саду за высоким забором растут яблони, а в кустах шиповник) .
  • Употреблять в речи предлоги простые (в, на, из) , и сложные (из-за, из-под, около, возле) .
  • Правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) (Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.)
  • Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро) , образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный) , образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел) .
  • Понимать обращенную к ним речь в полном объеме.
  • Понимать сложные двусмысленные тексты.
  • Активный словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицируют предметы.
  • Дети 6-7 лет самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки.
  • Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А».
  • Понимать логико-грамматические конструкции (Петю ударил Ваня. Кто драчун?) .

К 7 годам при условии систематической работы все эти показатели соответствуют речи детей.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет)

Правильное формирование личности ребенка - это задача не только родителей. Активное участие в ее решении должны принимать и воспитатели.

Введение новых норм обучения

В 2013/14 году все дошкольные учреждения перешли на работу по новым стандартам (ФГОС) . Причиной подобного шага стал Приказ Минобразования и науки РФ (№ 1155, 2013 год) о необходимости внесения корректировок в работу ДО в области познавательно-речевого развития детей.

Каково предназначение ФГОС в детском саду?

Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.

Задачи дошкольного образования

Речевое развитие дошкольников по ФГОС задачи ставит следующие: формирование не только правильного разговора, но и мышления малыша. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.

Задачи дошкольного воспитания (ФГОС)

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (цели и задачи вкратце рассмотрены выше) ведется в нескольких направлениях:

  • обогащение познавательной сферы дошкольников нужной информацией с помощью занятий, наблюдений, экспериментальной деятельности;
  • наполнение эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными людьми;
  • систематизация сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве материального мира;
  • воспитание бережного отношения к природе, закрепление положительных эмоций;
  • создание условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
  • поддержка формирования познавательных процессов у малышей.

Работа воспитателя по ФГОС

Основная задача любого воспитателя - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка.

Полноценная реализация данной цели - формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) предполагает владение устным русским языком, ориентирование в ходе общения на собеседника, умение отбирать разные формы и воспринимать содержание беседы.

Направления развития дошкольника по ФГОС

По новым стандартам детские сады обязаны предоставлять дошкольникам следующие направления развития:

  • познавательное;

Об особенностях познавательного развития

ФГОС предполагает деление познавательно-речевого развития на две отдельные области.

Под познавательным развитием подразумевается формирование любознательности, развитие интереса, активности в обучении у дошкольников. В качестве задачи ставится формирование сознания дошкольника, развитие первоначальных представлений об иных людях, о себе, о разных объектах вокруг, отношениях, свойствах предметов (цвете, форме, ритме, звучании, материале, части, количестве, целом, времени, покое, пространстве, движении, следствиях, причинах) .

Познавательное развитие дошкольников по ФГОС помогает формировать у малышей любовь к своей Отчизне. Занятия формируют представление о культурных ценностях народа, традициях, а также о национальных праздниках, помогают совершенствовать представление о планете Земля, природных процессах, явлениях, многообразии народов и стран.

Специфика речевого развития дошкольников

Речевое развитие дошкольников по ФГОС в 1 младшей группе ставит задачу овладения речью как необходимым средством для культуры и общения. Также занятия помогают малышам обогащать словарный запас, формировать фонетический слух.

Какие моменты должны быть учтены воспитателями, планирующими речевое развитие дошкольников?

По ФГОС ДО в дошкольный период с помощью познавательной культуры идет формирование у ребенка первичных представлений об окружающем мире. По мере роста образ мира у малышей меняется.

Не стоит забывать о том, что путь познания и развития у маленького человека существенно отличается от представлений взрослых, которые способны воспринимать окружающие явления и предметы собственным интеллектом, в то время как дети знакомятся с разными явлениями с помощью эмоций. Взрослые люди предпочитают обрабатывать информацию, не уделяя должного внимания человеческим отношениям. Дошкольники не могут качественно и быстро обрабатывать большой поток знаний, поэтому для них отношения между людьми играют очень большую роль.

Особенности развития трехлетнего малыша

Для трехлетнего ребенка в качестве основы мировосприятия выступает детальное содержание реальности. Мир детей этого возраста - конкретные отдельные объекты, предметы, явления. Познание мира выполняется по принципу: что я вижу, тем пользуюсь, это познаю.

Ребенок смотрит на предметы с различных сторон. Ему интересны внешние (Кто? Что?) , внутренние (Зачем?

Как?) характеристики предмета. В таком возрасте он не способен самостоятельно постигать разные скрытые параметры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС в первой младшей группе направлено на помощь в процессе познания новых вещей, явлений, поиск взаимосвязи между отдельными природными процессами.

Особенности развития малыша второй младшей группы

Малыши второй младшей группы способны устанавливать зависимости и первые связи между явлениями и предметами, соотносить внутренние и внешние характеристики вещей, анализировать значение отдельных из них для жизнедеятельности человека. Полноценное речевое развитие дошкольников по ФГОС во второй младшей группе позволяет малышам этой группы общаться между собой, учиться разговаривать со взрослыми.

Особенности развития четырехлетнего малыша

В четырехлетнем возрасте формирование личности претерпевает существенные изменения, вызванные физиологическими процессами, происходящими в коре головного мозга, модификациями психических реакций, а также повышенной степенью овладения речью. Происходит накопление полноценного запаса сведений о явлениях, которые случаются вокруг ребенка.

Очень важно речевое развитие дошкольников. По ФГОС, средняя группа - это тот период, когда активизируется восприятие информации на словесном уровне. Дети начинают усваивать, понимать разные интересные сведения об окружающем мире.

Данный возраст предполагает формирование избирательных интересов у дошкольников, а потому необходима специальная программа развития.

Особенности развития пятилетнего малыша

В данном возрасте ребенок уже имеет накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, важно своевременно его пополнять. Постоянное речевое развитие дошкольников по ФГОС в этом возрасте дает возможность переходить к элементарному первичному знакомству с такими понятиями, как «символ», «время», «знак». Они будут очень важными при дальнейшей подготовке к школе.

Такие понятия воспитатель вводит, осуществляя речевое развитие дошкольников по ФГОС. Задачи его - заинтересовать малыша.

Например, для формирования определенных символов дети работают с глобусом, знаками дорожного движения, месяцами, климатическими зонами, значками групп. Серьезной темой считается в этом возрасте «Время».

Пока ребенок не имеет представления о том, что означает данный термин. Он слабо ориентируется, какой сегодня день, а также когда произошло то или иное событие. Важно ему правильно и доходчиво объяснять, что такое завтра, сегодня и вчера.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС направлено на составление рассказов о времени, календаре. Воспитатель, знакомя малышей этими понятиями, создает в группе настоящий «уголок прошлого».

В результате у дошкольников углубляются и расширяются представления о неживой, живой природе, взаимосвязи между ними. Важно, чтобы воспитатели помогали своим подопечным, направляли их в сложном процессе познания, вместе устанавливали причинно-следственные связи, способствовали положительному отношению к окружающему миру.

Важный момент, влияющий на формирование познавательных особенностей ребенка, - присутствие мотивации. Развитие у дошкольника способности изучать напрямую зависит способности быстро усваивать получаемую информацию.

В этом и состоит речевое развитие дошкольников по ФГОС. Программа «От рождения до школы» - залог успешного формирования малыша. Речь ребенка в дошкольном возрасте развивается очень быстро - для шестилетнего нормальным считается «банк» из 4000 слов.

Способы создания развивающей среды для дошкольников

Для обеспечения формирования личности дошкольников важно во всех возрастных группах создавать развивающую предметно-пространственную среду.

В ФГОС ДО есть четкие требования, которые способствуют усилению интереса у дошкольников. Согласно стандартам, развивающая предметно-пространственная среда должна быть полифункциональной, трансформируемой, насыщенной, доступной, вариативной, а также безопасной. По насыщенности она в полной мере соответствует возрастным особенностям детей, а также содержанию образовательной программы.

Одним из главных условий в процессе создания развивающей пространственно-предметной среды считается полное соответствие материала возрасту малышей. Оно является важным и трудновыполнимым. ФГОС ДО предполагают индивидуальный подход к каждому ребенку, который в полной мере способен обеспечить только самый опытный воспитатель со значительным стажем работы с маленькими детьми.

Важно осознавать, что в каждой последующей группе ребенок должен развивать навыки, полученные ранее, именно на этом базируются современные образовательные программы для дошкольников.

Подводим итоги

Дети в возрасте 3-5 лет, находящиеся на стадии перехода от игровой деятельности, должны от среды получать шансы развития основных навыков. Закономерности развития памяти, мышления, речи, внимания предполагают создание среды предметной деятельности (игровых ситуаций) , а также условий развития и воспитания личности.

В младшей группе у дошкольников должны быть разнообразные виды деятельности, присутствовать связь между игрой и обучением. Воспитатели младших групп обязаны применять в своей работе игровые, групповые, предметные занятия.

Средняя группа предполагает плавный переход от игровой деятельности к академическим занятиям.

В старшей группе большое значение имеет сюжетно-ролевая игра, к которой предъявляются особые требования. Воспитатель обязан сформировать предметно-развивающую среду, мотивировать дошкольников на познавательную деятельность.

В подготовительной группе используют обучающие методики, соответствующие ФГОС, помогающие готовить детей к школе. От уровня подготовки дошкольников будет зависеть успешность при дальнейшем обучении.

  • Подписаться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Материал с сайта fb.ru

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

По мнению Л.С. Волковой, в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения .

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активное осуществляется его психическое развитие.

Развитие речи детей основывается на овладении ими в процессе собственной речевой практики всеми сторонами языка и состоит из нескольких этапов, для каждого из которых характерны свои возрастные периоды.

У детей 6-7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, качественные прилагательные, наречия.

У ребенка седьмого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был… В этом возрасте ребенок уже способен раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также грамматическими закономерностями языка. Его речь становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной.

Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания.

Как утверждает О.С.Ушакова, призносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности .

В возрасте 6-7 лет совершенствуется звукопроизношение, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Дети этого возраста обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может помешать пониманию самим ребенком речи других.

Таким образом, от речевого развития ребенка зависит не только умственное развитие, но и психическое. Взрослым необходимо обращать внимание на развитие речи на каждом возрастном этапе, но в возрасте 6-7лет речь должна являться предметом особой заботы.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был.

В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий.

Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства.

Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами "потому что", "если", "когда" и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде. Поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Подробности развития речи ребенка в 7 лет

У ребенка увеличивается и обогащается словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок - 85%. Это объясняется тем, что ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений.

Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире. Его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное.

Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи. А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки. При этом рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.

В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. Говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом. Умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения. И пользуется интонационными средствами выразительности.

Loading...Loading...