Какая ответственность за скрытие с места дтп. Что грозит за покидание места ДТП

Обязательна ответственность за оставление места ДТП, и наказание за это в любом случае грозит нарушителю. Никто из автомобилистов не застрахован от неприятностей в виде столкновения или наезда на дороге. Но не все знают, как себя при этом вести. Охватывает паника и волнение тех, кто попал в малоприятную ситуацию впервые или незадолго после того, как получили водительское удостоверение, в силу отсутствия опыта. Нередки случаи, когда зачинщик аварии просто сбегает с места событий во избежание расплаты. Что делать и куда бежать виновному или пострадавшему?

В автошколах будущих автомобилистов учат теории, касаемо правил дорожного движения. В том числе разбирается и вопрос о дорожно-транспортном происшествии. Но в любой школе существуют ученики, не относящиеся добросовестно к урокам, поэтому необходимо вспомнить или просветить людей о понятии ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие –событие, произошедшее на дороге с участием транспортного средства в процессе его движения, в результате чего имеются повреждения одного или нескольких автомобилей или иных материальных объектов, в том числе, когда имеются пострадавшие или погибшие люди.

Самые распространенные виды автокатастрофы, встречающиеся на дороге – это столкновение или наезд.

Второй вариант делится на группы:

Участниками дорожно-транспортного происшествия будут не только виновный и пострадавший, но и все те, кто принимал участие в инциденте. Пассажир в машине зачинщика ситуации при получении травм является пострадавшим, а пешеход, проходивший мимо, может стать ценным свидетелем.

Оформляется автокатастрофа при помощи вызова работников полиции. Для этого необходима хотя бы одна из сторон столкновения, желательно свидетель. Сейчас достаточно часто можно встретить небольшие инциденты, которые решаются автомобилистами или прочими участниками самостоятельно, не прибегая к помощи работников ГИБДД.

Поведение автомобилиста при дорожно-транспортном происшествии прописано в законе «О правилах дорожного движения».

ПДД содержит пункты последовательных действий:


Нередки случаи на дорогах, когда авария несет негативные последствия в виде пострадавших в физическом плане или вовсе погибших.

Если автокатастрофа повлекла за собой подобные случаи, то существует следующий план действий:

Несоблюдение пунктов может негативно отразиться на результате. КоАП РФ предусматривает меры наказания при совершенииавтомобилистомзлодеяния в связи с дорожно-транспортным происшествием. Составляется протокол, который повлечет административный штраф.

В состоянии стресса или желания избежать ответственности или по другим причинам, виновникинцидента покидает место столкновения, надеясь, что его деяния не будут обнаружены. Если автомобилист скрылся с места ДТП, статья административного кодекса ему обеспечена.

За такое поведение, согласно ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, водитель:

  • отстранение от управления автомобилем на срок от одного до полуторалет;
  • получает административный арест до 15 суток;
  • в некоторых случаях получаетадминистративный штраф до 30 тыс. рублей.

В Государственной думе уже рассматривается предложение об ужесточении карательных мер за подобное правонарушение в виде создания уголовной статьи за уезд с места события.Многие граждане жалуются на то, что соответствие нарушения и ответственности за него не логичны.

В большей части подобных случаев горе-водители уезжают, а потом начинают выпивать спиртосодержащие напитки, желая успокоить нервы или заглушить вину. В таких случаях недобросовестная сторона катастрофы получит не только наказание за скрытие с места событий, но и за нарушение все той же статьи, но уже части 2.7. Этот подпункт подразумевает не употреблять алкогольные и психотропные вещества до того момента, как сотрудники ГИБДД решат провести экспертизу на предмет опьянения или пока они не вынесут постановление об освобождении от данной процедуры.

На самом деле, последняя рассмотренная часть статьи может спасти человека, который уехал с места автокатастрофы. Пострадавшая сторона может заявить о неадекватном поведении пьяного виновника аварии. А при обнаружении служащими полиции покинувшего участника места ДТП в состоянии опьянения (даже если он начал выпивать спустя некоторое время после инцидента), будут все основания поверить словам потерпевших, а это понесет ужесточение расплаты в виде добавления ч.3 ст.12.27 КоАП РФ.

Если зачинщик автокатастрофы сбил человека и уехал, бросив ситуацию на произвол судьбы, то здесь административные наказания уже не так страшны. Уезд с места ДТП, статья 125 Уголовного кодекса Российской Федерации, нанесет более тяжелый отпечаток на биографию человека. Преступление, повлекшее смерть потерпевшего, является тяжким.

Расплату за свой страх или черствость водитель понесет следующую:

  1. Штраф до 80 тыс. рублей.
  2. Обязательные работы длительностью до полугода.
  3. Исправительные или принудительные работы длительностью до 1 года.
  4. Арест до 3 месяцев.
  5. Лишение свободы до 1 года.

Вид наказания будет зависеть от степени тяжести нанесения вреда здоровью человека. Лучше не рисковать жизнью человека и своей биографией, а полностью признать вину и помочь пострадавшему. Сбить человека и покинуть место – тяжелое преступление, которое Уголовный кодекс не пропустит мимо себя.

При мысли об уезде с места ЧП необходимо помнить о том, что регистрационные номера транспортного средства запомнить не так сложно, а по ним служащие полиции найдут виновника в короткие сроки. Да и свидетелей произошедшего несложно отыскать, а уж кто-то из них точно видел в каком направлении отправилась машина после неприятной ситуации на дороге. Тем более, в современном мире практически везде висят камеры наблюдения, записи на них будут вещественным доказательством против зачинщика аварии и уйти от ответственности будет трудно.

Одним из видов наказания гражданина, оставившего место ЧП на дороге, является лишение прав управления. Срок, на время которого виновник останется без документа, небольшой –один-полтора года.

На какой именно период произойдет лишение, решает суд, основываясь на следующихфакторах:

  • причина оставления места инцидента;
  • наличие административных правонарушений до момента недоразумения.

Избежать наказания практически невозможно. Важно знать, что суду не получится объяснить факт оставления места события для транспортировки пострадавшего, если до отъезда в медпункт не зафиксировано столкновение хотя бы самостоятельно.

Бывают моменты, когда водитель становится пешеходом, но при этом несогласен с решением суда. Тогда ему дается определенный промежуток времени на обжалование приговора, выиграть такой судебный процесс достаточно сложно, но реально.

Срок давности такого правонарушения составляет три месяца. Если в течение этого времени виновник не будет найден, то дело прекращается. Когда скрывшаяся сторона будет обнаружена, то наказание останется таким же, как если бы она оставалась на месте недоразумения, несмотря на давность произошедшего.

Обязанность остаться на месте инцидента зафиксирована в законодательстве РФ, поэтому при игнорировании данного пункта человек подвергается наказанию. Лишение прав за покидание места аварии судом может происходить и в одностороннем порядке, если виновный не явился на заседание по разбирательству.

Согласно Российскому законодательству, автомобилист при дорожно-транспортном происшествии не обязан лично дожидаться приезда стражей полиции. Ведь время ожидания может затянуться, особенно в сезон гололеда, когда неприятные моменты случаются на каждом углу. Поэтому водители могут оставить транспортные средства, зафиксировав местоположение всех предметов аварии в виде фотографий, но при этом находиться в зоне видимости места инцидента (кафе, магазин, квартира). По приезде сотрудников ДПС автомобилисты обязаны подойти, чтобы описание столкновения не происходило со слов одной стороны.


Также оставление места автокатастрофы может не повлечь за собой наказания в случае ожидания служащих полиции более трех часов с момента первого звонка. Если по каким-либо причинам стражи порядка не появились, то можно повторно позвонить 102, сообщить, что сотрудники полиции не приехали по истечении трех часов и вы покидаете место аварии. При таком положении дел вина не предусматривается, так как, как гласит ст. 27.5 КоАП РФ, время задержания не может превышать более трех часов.

При обоюдном согласии сторон решения проблемы без вызова сотрудников ГИБДД необходимо составить расписку о том, что претензии участники не имеют.Если одна из сторон передала деньги другой в пользу ремонта транспортного средства, то это в письменном документе тоже необходимо отразить, как и то, какой транспортный ущерб был причинен во время несчастного случая. Это подстрахует каждую сторону от возможности остаться виноватым, ведь существуют недобросовестные лица, которые спустя полчаса могут вернуться на место инцидента, вызвать сотрудников полиции и сообщить им о том, что после автокатастрофы второй участник скрылся.

Если претензий обе стороны не имеют, но выплаты за нанесенный ущерб транспортным средствам желают оставить страховой компании, то следует соблюсти некоторые условия при составлении европротокола:

  1. Количество участников столкновения не превышает двух.
  2. Отсутствуют пострадавшие или погибшие люди.
  3. Обе стороны аварии имеют страховой полис ОСАГО.
  4. Обоюдное согласие в обстоятельствах столкновения или наезда.

Подробнее можно ознакомиться с правилами составления европротокола в Законе об ОСАГО.

Ответственность за оставление места ДТП на парковке остается такой же, как и на дорогах. Неумышленный уезд с места событий (например, водитель не заметил, что зацепил другой автомобиль) смягчающим обстоятельством являться не будет. Поэтому выезжать с парковки, парковаться нужно предельно внимательно. Водителям без стажа рекомендуется выбирать парковочный карман как можно больше, чтобы не допустить повреждений автомобилей.


Главным моментом, на который необходимо обратить внимание при дорожно-транспортном происшествии, является правильное оформление документов. Во-первых, в случае судебных разбирательств не придется доказывать тот или иной факт, не прописанный в протоколе. Во-вторых, неверное составление документов может повлечь за собой разбирательства со страховой компанией. Она, безусловно, произведет все выплаты в пользу пострадавшей стороны, но потом может взыскать оплаченную сумму с виновника аварии.

Если при составлении описания дорожного ЧП один из участников несогласен с мнением сотрудника ГИБДД, водитель должен подписать бумагу, но перед этим внести запись о своем несогласии. Документы автоматически перейдут в судебное разбирательство, на котором обязаны присутствовать выезжавшие на вызов по факту аварии сотрудники полиции. При этом раскладе и хорошем адвокате есть возможность сохранить статус невиновного и не потерять права управления автомобилем.

Практикуется оформление автокатастрофы не работниками ГИБДД, а аварийным комиссариатом.

Перед тем как обратиться за помощью к этой службе, нужно знать следующее:

  1. Услуга, оказываемая ими, является платной.
  2. При составлении документов аварийным комиссариатом, в случае несогласия, не представляется возможным обратиться в суд для дальнейшего разбирательства.
  3. Некоторые страховые компании отказывают в своих услугах при виде документов, составленных аварийным комиссариатом.

Информация, которая остается у аварийного комиссара, все равно передается в полицию, но лишь для того, чтобы зафиксировать факт столкновения для статистики. Дорожный патруль обязан написать объяснительную записку по факту аварии.

При обучении вождению необходимо очень хорошо знать правила дорожного движения. Несоблюдение этих правил как минимум влечет за собой административные протоколы с наличием штрафов (которые, надо заметить, с каждым годом становятся все выше и выше). А как максимум, нарушение ПДД приводит к прерыванию чьей-то жизни, возможно и не одной.

Важно не только соблюдать правила при вождении автомобиля, но и иметь гражданскую ответственность за свои ошибки перед пострадавшей стороной.

Прежде, чем мы рассмотрим виды ответственности за оставление места ДТП, следует определиться что такое дорожно-транспортное происшествие и какие основные признаки оно в себя включает. Ведь, инцидентов на дороге может быть огромное множество, но не все они могут быть признаны ДТП.

Итак, понятие дорожно-транспортного происшествия подразумевает собой ситуации на дорожном полотне, включающие такие признаки:

  • обстоятельства произошли в процессе движения: наезд на пешехода, наезд на неподвижный объект, наезд на движущийся объект;
  • участие в обстоятельствах транспортного средства;
  • в результате обстоятельств возник ущерб материальный или физический вред жизни и здоровью человека.

Следует заметить, что легкое столкновение автомобилей, при котором образовалась небольшая потертость и не было повреждено лакокрасочное покрытие или нет никаких других повреждений, то это не является дорожно-транспортным происшествием.

В этом случае не нужно вызывать ГИБДД и выполнять целую серию действий для регистрации и сбора документов на страховую. В этом случае, вас не могут наказать за то, что водитель уехал с места аварии, лишив водительских прав. Однако, здесь очень тонкая грань ответственности, и очень часто водители пренебрегают такой ситуацией и продолжают движение. За что могут понести серьезное наказание.

Ответственность за оставление места аварии

Статья 12.27, п.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за то, что водитель уехал с места дорожно-транспортного происшествия в виде следующих видов наказания:

Денежный штраф за такое нарушение не предусматривается. При этом, особенно следует подчеркнуть, что меру наказания определяет суд и в большинстве случаев, это таки лишение прав.

Также, есть определенные категории лик, в отношении которых административный арест не может применяться:

  • беременные женщины и женщины, имеющие детей до 14 лет;
  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • военнослужащие: призывники срочной и контрактной службы;
  • сотрудники органов внутренних дел, пожарные и таможенники.

Существует лишь несколько обстоятельств, при которых ответственность водителя не предусмотрена. Свод правил дорожного движения допускает ситуации, которые разрешают уехать с места ДТП:

  1. Европротокол.
    Если в аварии не было пострадавших, ущерб транспорту нанесен небольшой, а водители не имеют расхождений в версиях произошедшего, то можно совместно оформить Европротокол и разъехаться. Конечно, если у водителей будут разные мнение, касательно виновника аварии, то без инспектора ГИБДД не обойтись, в противном случае кого-то будет ждать наказание за то, что тот уехал с места аварии.
  2. Если в аварии пострадали люди и им требуется экстренная помощь врача, но при этом нет других вариантов, например, отправить раненого на попутном автомобиле в лечебное заведение или же вызвать скорую помощь.
    В этом случае допускается оставление места дорожно-транспортного происшествия, однако, после доставки пострадавшего в ближайший пункт первой помощи следует вернуться назад. До отъезда следует сделать следующие шаги:
    • зафиксировать положение машины;
    • следы и осколки;
    • взять контактную информацию у очевидцев дорожно-транспортного происшествия.
  3. Если ваше транспортное средство мешает движению других участников, а именно, если другие ТС не могут проехать.
    Схема действий водителя такая же – сначала фиксируется при свидетелях положение машины, фиксируются все следы, и лишь затем машина может быть перемещена в более безопасное место.

В этих случаях, вам не будет грозить ответственность за то, что уехал с места дорожного инцидента, так как все документы у вас будут оформлены заблаговременно.

Оставление места дорожно-транспортного происшествия грозит водителю еще одной неприятной ситуацией. Не важно, виновник он или пострадавшая сторона – он грубо нарушает правила дорожного движения, поэтому страховая компания в 100% случаев, откажется компенсировать ущерб.

Сколько времени машина будет в розыске?


Не забывайте порядок действий!

Если водитель уехал с места аварии, без разницы, умышленно это было сделано или нет, то вероятнее всего, вы окажетесь в серьезных неприятностях. В90% вашу причастность к данному инциденту смогут доказать, а вот ваши доводы никого не убедят и свою невиновность вы доказать не сможете. Вы можете лишиться прав и потратить вполне приличную сумму денег на ремонт чужой машины, даже если виновником аварии вы не являетесь.

Скрывшись, вашу машину подадут в розыск и могут остановить на ближайшем посту ДПС. Ориентировка на автомобиль будет разослана на все посты, а также её будут фиксировать камеры дорожного наблюдения. Так что, используя авто, рано или поздно вас остановят и ответственность придется нести.

Однако, срок давности по такому нарушению составляет 3 месяца. Этим пользуются водители: чтобы не наказали за оставление места аварии, они уезжают и оставляют авто на охраняемых стоянках или в подземных паркингах. Сами же они могут скрываться от работников полиции, которые могут наведаться с розыскными мероприятиями по месту регистрации водителя.

Что грозит за неумышленное оставление места ДТП?

Ситуации, когда оставление места дорожно-транспортного происшествия происходит неумышленно, всегда поражают своей нелепостью, однако это факт. Ситуации могут быть разными, но как правило это происходит в ночное время на плохо освещенных улицах, а также при неблагоприятных погодных условиях. Часто в таких обстоятельствах автомобиль может легонько столкнуться с другим и, ничего не почувствовав, поехать дальше.

Обычно такие обстоятельства могут происходить с легковыми автомобилями и крупными дальномерами. Так, к примеру легковой автомобиль задел огромную фуру, водитель не заметил и поехал далее.

При этом, тот, кто совершил наезд, нарушив правила, остается на месте ДТП, вызывает ГИБДД и водителя фуры, в последствии, ждут неприятности. В этих случаях, водители не умышленно становятся нарушителями и им грозит лишение прав.

Причины, по которым водитель может без умысла оставить место происшествия являются:

  • плохая освещенность территории (темные дворы, улицы);
  • снег, дождь, гроза;
  • громкая музыка в салоне авто;
  • незначительное соприкосновение, которое было незаметно для одного из водителей.

Водитель, который уехал с места аварии, должен будет доказать свою невиновность, изложив мотивы и доводы. Дела такого характера рассматриваются в судебном порядке. Метод наказания определяется также судебными органами.

Ответственность за такое нарушение по КоАП РФ аналогична, как и за оставление места аварии умышленно. Связано это с тем, что в законодательстве нет понятия «неумышленное оставление». Однако, в судебной практике были случаи, когда водителю удавалось доказать свои мотивы, что он не заметил аварии, что столкновения не почувствовал, и тогда человек мог оплатить штраф или вообще отделаться устным предупреждением. Давайте рассмотрим эти ситуации.

Незначительное ДТП

Одним из способов избежать жесткого наказания в виде лишения водительских прав, является доказательство того, что происшествие было незначительным, автомобилю нанесен мелкий вред (небольшая царапина лакокрасочного покрытия, потертость или мелкая вмятина), а пострадавших людей в аварии не было.

Такие случаи часто происходят в подземных паркингах и неосвещенных дворах: выезжал и легонько задел чужое авто, даже не почувствовав этого. А владелец поврежденной машины сумел добиться получения информации с камер наблюдения двора или паркинга и обратился в ГИБДД. С одной стороны, человек прав, факт ДТП налицо. С другой стороны, иногда с соседями можно договориться и другим способом.

Но так или иначе, водитель, который не заметил столкновения и уехал, обязан будет явиться в ГИБДД, дать свои объяснения. После этого, он будет обязан предоставить свой автомобиль на экспертизу и явиться на судебное заседание.

Если в ходе слушания дела, ему удастся доказать, что повреждения произошли неумышленно, если он не заметил столкновения, то ему удастся сохранить право управлять автомобилем. В противном случае – увы.

Существенно может помочь в суде привлечение толковых адвокатов. Конечно, их услуги стоят немало, но если учесть, что вам придется потратить определенную сумму денег на восстановление машины и при этом стать пешеходом – то они того стоят. Кроме того, у многих автолюбителей наличие водительских прав является определяющим фактором их профессии, и их лишение будет равносильно лишению права на работу.

Чистосердечное раскаяние

Еще одно обстоятельство, которое может помочь смягчить наказание за оставление места ДТП. Юристы пишут, что были случаи, когда водитель заметил столкновение, вышел из авто, увидел повреждения и после этого уехал.

Если такое происходит на подземном паркинге или на дворовой стоянке, а камеры фиксируют такое положение дел, то избежать лишения прав, скорее всего не удастся. Однако, при чистосердечном признании, можно попробовать убедить суд уменьшить срок лишения, например, с 18 месяцев до 12 месяцев.

Что делать, если вас несправедливо обвиняют в ДТП?

Еще одной ситуацией, когда водителя обвиняют в том, что он уехал с места дорожно-транспортного происшествия, может быть банальное мошенничество. Ситуация может быть следующей: злоумышленники тщательно осмотрели ваше авто и в зависимости от царапин, могут нанести своему автомобилю подобные повреждения.

Они переписывают номер, а после прикрепляют к вашей машине записку о том, что вы нанесли ущерб и скрылись с места аварии. Очень часто, мошенники вымогают в качестве компенсации значительно большую сумму денег, нежели оно того стоит, но у бедняги, обычно не остается никаких вариантов – либо платить, либо лишиться ВУ.

Если такая ситуация произошла, но вы на 100% уверены, что ничего не совершали, у вас есть два пути:

  • ждать вызова из ГИБДД и законными способами доказывать свою невиновность;
  • не ждать повесток, переставлять автомобиль в другое место и в течение 3 месяцев, пока машина в розыске, ходить пешком.

Второй способ не совсем законный, но в борьбе с мошенниками часто помогает, при этом, вы сможете обезопасить себя и не лишиться прав в результате таких «подстав».

Если же вы решите пойти по первому пути и оправдать себя, вам необходимо будет предоставить для суда все доказательства, которые только возможно найти:

  • отчет о независимой экспертизе, которая может подтвердить характер повреждений вашего авто и дать вывод о том, каким образом они были получены, и даже сколько времени прошло с их образования;
  • документы, подтверждающие факт, что во время совершения ДТП, в котором вас обвиняют, вы находились в другом месте;
  • если есть возможность раздобыть записи с камер наблюдения, то предоставить их суду.

Если выяснится, что обвинения против вас были сфабрикованы, мошенники могут получить большой штраф за дачу ложных показаний в суде, либо привлечены к другому административному наказанию.

Как бы там ни было, дорожно-транспортное происшествие – это серьезный стресс для всех его участников. Мы желаем никогда не попадать в аварии!

Неосторожность и самоуверенность водителя транспортного средства на дороге в редких случаях остается безнаказанной. Когда произошло по вине водителя, он будет нести ответственность согласно нормам действующего законодательства. Испугавшись ответственности или находясь в шоковом состоянии, человек может покинуть место происшествия, но в таком случае будет отвечать еще и за скрытие с места ДТП.

Чем же грозит оставление места ДТП нерадивому автолюбителю? Как понять, в каких случаях покинуть место аварии можно, а когда за подобные действия последует наказание? Об этом и пойдет речь в следующем материале.

Покинуть место дтп нельзя!

Дорожно-транспортным происшествием законодательство называет событие, случившиеся в ходе движения транспортного средства с его участием, вследствие которого причинен физический людей, произошла смерть одного из участников происшествия или был нанесен материальный ущерб в виде повреждения транспортных средств, перевозимых ими грузов, разрушения зданий.

Можно выделить несколько разновидностей ДТП:

  • Столкновение – это происшествие, при котором столкнулись несколько транспортных средств. Столкновение может произойти между двумя автомобилями, которые находятся в движении, с внезапно остановившимся транспортным средством (на перекрестке, светофоре, перед пешеходным переходом) или с подвижным составом на железнодорожном пути. По траектории движения транспортных средств относительно друг друга выделяют несколько видов столкновений: попутное, встречное и боковое.
  • Наезд на пешехода – это ситуация столкновения транспортного средства с физическим лицом – участником дорожного движения. Может быть в виде наезда движущегося транспортного средства на пешехода или же когда человек сам натолкнулся на находящийся в движении автомобиль.
  • Наезд на препятствие – столкновение автомобиля с неподвижным предметом (забором, зданием, деревом и т.д).
  • Наезд на велосипедиста – столкновение движущегося транспортного средства с велосипедом.
  • Наезд на животное – столкновение транспортного средства и животного, в результате которого был причинен материальный ущерб владельцу животного.
  • Опрокидывание – переворачивание транспортного средства на крышу в процессе движения.
  • Наезд на не движущееся и др.

Законные действия водителя после совершения ДТП

Если есть пострадавшие, нужно в первую очередь помочь им!

Авария является основанием для немедленного прекращения движения всеми транспортными средствами, к ней причастными. Предметы, имеющее к ней отношение, забирать, переносить или перемещать запрещено. Если в результате произошедшего имеются пострадавшие, водитель обязан немедленно вызвать скорую медицинскую помощь и оказывать необходимую доврачебную помощь до приезда .

О случившимся следует сообщить в правоохранительные органы и ждать их приезда на месте происшествия. Не помешает записать данные свидетелей аварии. Виновнику категорически запрещено покидать место происшествия, исключение могут составить только экстренные ситуации.

Прием алкоголя, наркотических или психотропных средств после происшествия запрещен. Это может повлиять на достоверность результатов освидетельствования и установления всех обстоятельств аварии.

Что грозит водителю, оставившему место аварии?

Оставление места ДТП образует состав отдельного правонарушения. Согласно нормам действующего законодательства такое действие карается лишение права управлять автотранспортом на протяжении до 1,5 лет или на 15 суток.

В какой срок могут быть применены санкции?

3 месяца дает законодательство сотрудникам правоохранительных органов для привлечения сбежавшего с места аварии водителя к ответственности. Этот строк отсчитывается со дня происшествия и если по его истечению правонарушитель не найдется, то дело будет закрыто в связи с окончанием срока .

Когда оставление места аварии является вынужденной мерой?

Освобождение проезжей части должно быть осуществлено до приезда сотрудников ГИБДД, если участвующие в ДТП автомобили перекрыли дорогу и препятствуют движению других транспортных средств. До перемещения автомобиля водитель должен зафиксировать его расположение во время аварии, а также следы и предметы, причастные к происшествию. С этой целью составляется схема происшествия.

Обязательным условием является присутствие свидетелей, которые своими подписями должны удостоверить соответствие схемы ДТП реальным событиям. На схеме отмечается взаимное расположение автомобилей-участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к местности, а также указываются техничные характеристики трассы (ширина, количество полос), тормозной путь и другие параметры.

Покинув место аварии в связи с крайней необходимостью, водитель также не будет считаться правонарушителем. Крайней необходимостью в таком случае будет потребность срочного оказания медицинской помощи пострадавшему.

Водитель может доставить пострадавшего в лечебное учреждение на своем автомобиле или остановив попутное транспортное средство. После этого он обязан как можно быстрее вернуться на место происшествия.

Если ДТП произошло на парковке

Неосторожность как причина ДТП

Ситуации, когда виновник ДТП о факте случившегося даже не подозревает и соответственно покинул место происшествия без малейшего зазрения совести, встречаются довольно часто. Например, выезжая с парковки, водитель не заметил как задел зеркалом чужой или зацепил проходящего рядом пешехода и уехал.
Фактически состав правонарушения существует: ущерб причинен и оставление места происшествия произошло.

Но как быть с умыслом? Доказать отсутствие умысла в такой ситуации водителю будет крайне сложно, лучше воспользоваться услугами грамотного специалиста в этой сфере. Часто встречаются случаи, когда после совершения ДТП на парковке водители договариваются без участия сотрудников и мирно разъезжаются. Такая ситуация может повлечь неприятные последствия, если вдруг один из водителей решить обратится в ГИБДД.

Доказать то, что все вопросы были решены и место ДТП никто не покидал, будет практически невозможно.
Единственным вариантом будет составление объяснительной записки каждым из . В документе следует указать, что ситуация с ДТП показалась и претензий никто ни к кому не имеет. О том, что водители договорились, а факт происшествия все-таки был, писать не стоит.

Если место ДТП оставил пострадавший

Бывают случаи, когда, не заметив повреждений автомобиля, пострадавший покидает место происшествия. А виновник ДТП при этом или умолчал о причиненных им повреждениях или тоже не придал им значения. После того как потерпевший обнаружит ущерб, даже если он уехал с места аварии, не дождавшись сотрудников ГИБДД, он имеет право обратиться в соответствующие органы. В отличии от виновника, потерпевший не может быть привлечен к ответственности за оставление места ДТП.

Как составить европротокол?

Превышение скорости как причина ДТП

Самостоятельное составление на месте аварии европротокола без привлечения сотрудников ГИБДД возможно при наличии таких условий:

  1. Если ДТП произошло с участием двух автомобилей;
  2. Отсутствуют пострадавшие;
  3. , причиненный аварией, оценивается водителями в суму не более 25 тыс. рублей.

Такой метод урегулирования возможен, если оба участника аварии имеют полис ОСАГО. Оформлению европротокола предшествует составление схемы места происшествия. Составляется она в двух экземплярах, подписывается каждым из участников аварии. Также следует удостовериться, что в результате аварии у ее участников отсутствует физический ущерб, а материальный ущерб оценивается сторонами одинаковой суммой.

Оформление европротокола исключает возможность привлечения участников аварии к ответственности. Поэтому, составив европротокол, водители имеют право покинуть место происшествия, оставшись безнаказанными.

В каких случаях можно избежать ответственности?

Водитель может и не заметить, что стал причиной ДТП

Если водитель не заметил совершенного им ДТП и покинул место происшествия, он может избежать санкций. В такой ситуации следует доказать, что водитель на самом деле не заметил, как совершил аварию, и уехал с места ДТП неумышленно. Ведь к ответственности можно привлечь только в случае умышленных действий человека. Например, когда водитель знал о случившийся аварии и осознанно уехал с места происшествия.

Если водитель действовал в ситуации крайней необходимости, он также может избежать ответственности. Единственным условием является то, что предотвращенный вред должен быть больше причиненного ущерба. Так, например если водитель, доставляя тяжелобольного человека в , попадает в аварию и уезжает с места происшествия, то считается, что он действует в ситуации крайней необходимости. Ведь ущерб, нанесенный водителем вследствие ДТП, намного менее значим, чем польза от ликвидации угрозы жизни больного.

Иногда участник ДТП, чтобы избежать ответственности, пытается выдать любую ситуацию за крайнюю необходимость. Например, опоздание на самолет, поезд, работу, запланированную встречу. Такие причины к ситуациям крайней необходимости не относятся и в судебном порядке таковыми признаны не будут.

Покинуть безнаказанно место ДТП, зная о причиненном ущербе, не получится также тогда, когда сложившуюся ситуацию видели свидетели. Они смогут подтвердить, например, что виновник заметил повреждения и даже вышел с машины, чтобы их осмотреть, после чего просто уехал.

Дисциплинированному водителю следует помнить, что если второй участник дорожно-транспортного происшествия, которому был нанесен материальный ущерб, уехал с места происшествия, то все же следует вызвать правоохранительные органы и дождаться их приезда. Ведь уехавший водитель позже, заметив повреждения своего автомобиля, может обратиться в полицию, чтобы найти виновника.

А если оставшийся на месте виновник аварии не вызвал правоохранительные органы сам, то будет считаться что он совершил . Забрать заявление пострадавший в таком деле уже не сможет и закрыть дело в связи с примирением сторон не получиться. Виновник аварии может рассчитывать на смягчение наказания за оставление места ДТП, если возместит ущерб потерпевшему.

Мнение юриста-эксперта:

В статье изложено много информации на ситуацию об оставлении места ДТП. Один из моментов, описанных в статье – не заметил ДТП. Хотелось бы обратить внимание на эту возможность избежать наказания. Не заметил – это несколько не тот путь. Водитель обязан все видеть, слышать и реагировать на создавшуюся дорожную ситуацию. Он обязан также обеспечить безопасность и не создавать проблем другим участникам дорожного движения.

А вот если представить ситуацию в другом ракурсе. Водитель не имел возможности обнаружить факт ДТП в силу таких-то обстоятельств. И эти обстоятельства должны быть весомыми. Они должны убедить судью в том, что вы действительно не виновны, так как действительно не были надлежащим образом информированы о том, что стали участником ДТП.

Как правильно покинуть место ДТП? Разъяснит видеоматериал:

Каждый год в нашей стране происходит около 200 000 ДТП. К сожалению, примерно в 10% случаев виновник аварии, сбив человека или просто зацепив на небольшой скорости другой автомобиль, старается быстро уехать, дабы избежать ответственности. Кроме того, 5% скрывшихся, при сообщении о страховом случае, сообщают неправдивую информацию о причинах повреждения авто. Что же будет, если водитель скрылся с места ДТП? Наказание за такое деяние зависит от множества факторов, однако чаще всего административной ответственности не избежать.

Проблемный вопрос

Основная масса людей, задев чужое авто, скрывается с места происшествия. А если этого еще и никто не видел, тогда соблазн уехать очень возрастает. ГИБДД тоже не сильно заинтересована в поиске виновника, так как это практически невозможно.

Как отмечают юристы, гаишники будут активно искать водителя только в том случае, если пострадали люди или авария привела к смерти гражданина (граждан). Когда же вашу машину просто слегка помяли, шансы найти виновника почти равны нулю.

Рамки ответственности

Если водитель скрылся с места ДТП, ему грозит Однако понесет нарушитель наказание только, естественно, при условии установления его личности. Потерпевший все же может получить компенсацию за ущерб жизни и здоровью по полису ОСАГО и без привлечения виновника к суду.

ДТП - это происшествие, возникшее в процессе дорожного движения транспортного средства и с его участием, при котором ранены или убиты люди, повреждены автомобили, сооружения, грузы или есть другой материальный ущерб.

Часто случается и так, что водитель, став виновником аварии, нарушает требования Правил дорожного движения, в которых указано, что в таком случае необходимо остановиться и никуда не сдвигаться с места происшествия. Если же такие требования водитель не выполнит, тогда ему в лучшем случае грозит а в худшем - арест до 15 суток. Когда человек скрылся с места ДТП, наказание всегда будет жестче, чем в том случае, если бы он остался до приезда сотрудников ГИБДД.

Судебная практика

Довольно часто инспектор неверно квалифицирует совершенное водителем преступление и в связи с этим привлекает его к ответственности за более тяжкое правонарушение, нежели он совершил. Какие же это могут быть ситуации и как обжаловать его действия? Он, к примеру, может указать в протоколе, что водитель скрылся с места ДТП, но на самом деле далеко не во всех случаях его действия можно так квалифицировать.

Однако ошибку инспектора можно доказать и, таким образом, выиграть дело. Можно попробовать снизить размер штрафа или же даже добиться полного освобождения от ответственности. Бывает и так, что водители страдают не от инспектора, а от мошеннических действий других водителей, которые беспричинно обвиняют их в нанесении ущерба.

Алгоритм действий при ДТП

Как же себя вести себя случае аварии?

  • Необходимо немедленно остановиться, включить световую сигнализацию, поставить знак аварийной остановки и не перемещать вещи, которые имеют отношение к происшествию.
  • Если есть пострадавшие, необходимо оказать и срочно вызвать «скорую помощь», а в самых крайних случаях их необходимо довезти до больницы на своем авто (поймать попутку), а потом вернуться на место аварии.
  • При необходимости нужно освободить проезжую часть.
  • Записать адреса и фамилии очевидцев, зафиксировать следы и предметы, которые относятся к происшествию.
  • Позвонить в полицию и дождаться сотрудников правоохранительных органов.

Намного хуже, когда виновник скрылся с места ДТП. Уезжают после аварии, конечно же, по разным причинам: испуг, уверенность, что никто не видел этого и т. д. Однако в таком случае водитель лишает себя надежды на объективное и полное исследование всех подробностей аварии и возможности собрать доказательства на месте происшествия. Также есть риск, что случайные свидетели опишут ситуацию не так, как было на самом деле, исказят события. Но если водитель потом одумается и признается в своей вине, вероятность того, что он останется безнаказанным, очень мизерная.

Смягчение ответственности

Остаться на месте происшествия необходимо по двум причинам. Водитель своевременно окажет помощь потерпевшему (потерпевшим) и оперативно вызовет «скорую помощь». Доставка пострадавшего в больницу в дальнейшем будет иметь важное значение при установлении степени вины водителя. А вот если гражданин скрылся с места ДТП, наказание его ждет самое суровое.

В то же время не будет считаться скрытием с места аварии ситуация, когда ее виновник самостоятельно не может оказать помощь и оставляет место ДТП, чтобы вызвать полицию и медицинскую помощь. Большое значение при квалификации деяния имеет тяжесть телесных повреждений, которые получил потерпевший.

Уголовная ответственность

Привлечь виновника аварии к уголовной ответственности можно только в случае нанесения здоровью потерпевшего вреда средней тяжести, или тяжкого вреда, или его гибели. Если же все эти негативные последствия произошли именно в результате того, что водитель оставил место происшествия, то виновника могут приговорить к заключению до трех лет и лишить полномочий заниматься определенной деятельностью.

То есть уголовная ответственность возможна при таком стечении обстоятельств:

  • наличие вины;
  • причинение гражданину (гражданам) повреждения средней тяжести, тяжкого вреда или смерти.

Если человек скрылся с места ДТП, наказание за это будет зависеть от тяжести наступивших последствий. Когда действия водителя не подпадают под статью РФ, он будет нести административную ответственность. В таком случае вас могут лишить прав на срок от 1 до 1,5 года или арестовать на 15 суток.

Даже если виноваты в ДТП другие лица, а проезжающий мимо водитель это заметил, мог сообщить в полицию и оказать помощь, но этого не сделал, его тоже имеют право привлечь к ответственности в порядке административного производства.

На месте происшествия необходимо также остаться для содействия сотрудникам полиции при расследовании данного случая. Все ваши объяснения, действия по нахождению свидетелей, очевидцев, комментарии, участие при осмотре места аварии и при составлении процессуальных документов могут потом сыграть только в вашу пользу. Но если же нарушитель скрылся с места ДТП, то это все только лишь усложняет.

Как доказать свою невиновность?

При попадании в дорожно-транспортное происшествие, даже если все факты свидетельствуют о вашей причастности к случившемуся, дело в некоторых случаях можно выиграть. Для этого стоит попробовать доказать допущенные процессуальные нарушения при составлении бумаг.

Для чего это делается? Допущенные в документах нарушения могут повлечь исключение документов ИДПС из состава доказательств по вашему делу. К составлению подобных бумаг установлены довольно строгие правила. Если человек скрылся с места ДТП, ответственность можно смягчить при существенных ошибках и неточностях при оформлении протокола. При их выявлении документы ИДПС можно попробовать признать недопустимыми доказательствами и таким образом «развалить» дело.

В то же время необходимо опросить свидетелей, инспектора, понятых, обнаружить противоречия в их показаниях и указать на нарушение закона.

Обжалование проставления

Как мы уже упоминали, при данном нарушении не назначают штраф. Скрылся с места ДТП - будь готов лишиться прав или отсидеть 15 суток. Штраф до 1000 рублей положен только в том случае, если были установлены нарушения ПДД в связи с дорожным происшествием, но при этом водитель не уезжал после содеянного. Однако если вас лишили прав, можно обжаловать проставление суда.

Важные замечания

Следует отметить, что водителям запрещено пить спиртное (принимать наркотики и т. д.) после совершения ДТП. Если он проигнорирует такие требования, то ему, опять же, грозит наказание. На основании КоАП РФ вас могут обязать заплатить штраф до 30 000 рублей и лишить прав от 1,5 до 2 лет. Поэтому важно не только не уезжать с места происшествия, но и не употреблять спиртное, это только в ваших интересах.

Итоги

Если водитель скрылся с места ДТП, последствия могут быть самыми разными, но самый неблагоприятный исход - уголовная ответственность. При незначительном повреждении припаркованного авто вас, возможно, вряд ли найдут и назначат наказание, а вот если есть человеческие жертвы, тогда остаться незамеченным будет крайне сложно.

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Loading...Loading...