Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться. Эмоции


Человек оставляет себя в человеке. В этом не только бессмертие рода человеческого, но и счастье каждой личности. Смысл твоей жизни в конечном счете заключается в том, чтобы повторить себя в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь после смерти остаться в сердце живущего, воспитай Человека. Оставить себя в Человеке - это значит не только в буквальном смысле родить сына. Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы, юноша и девушка, сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как граждане и тем счастливее ваша личная жизнь. Единство гражданского и личного сливается и запечатлевается в вашем ребенке, потому что он - ваше личное счастье и в то же время надежда народа; слово Отечество - самое прекрасное в нашем языке слово не только потому, что оно отражает величественную гражданскую, всенародную сущность, но и потому, что оно уходит своими корнями в глубоко личное.
Каждому поколению юношей и девушек я рассказываю быль «Две матери», которая глубоко потрясла меня как воспитателя. Она учит, что патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца. Любовь - тончайшие корни верности. Одна из тончайших вещей во всей системе воспитания - это утверждение в юной душе чувства верности великому и непоколебимому - Отечеству, чувства непримиримости к измене, вероломству, лицемерию. Верность высоким идеалам и принципам коммунистической нравственности - это, образно говоря, острие той бритвы, имя которой - совесть. Только тогда, когда мы сумели утвердить верность великому, возвышенному, непоколебимому, мы можем говорить о чистой и чуткой совести, о способности человека к самовоспитанию. Верность в великом и непреходящем - отношении к Отечеству, к моральным ценностям народа - имеет своими тончайшими и вечно неиссякающими источниками любовь к людям, с которыми человек с первых шагов своей жизни связан кровно и духовно. Важно воспитать человека, верного другому человеку, заслуживающему любви, самоотверженной заботы, самопожертвования. Быть готовым отдать свою жизнь во имя счастья дорогого для меня человека - с этого начинается гражданская приверженность и самоотверженность. Через духовную жизнь отроческого и юношеского коллективов красной нитью должна проходить мысль и забота: у каждого из нас будут дети; не так трудно любить, ласкать их, пробудить у них мысль о том, что он, сын мой, дорог мне... но неизмеримо труднее утвердить в его душе чувство ответственности передо мной за каждый свой шаг, чувство верности и приверженности мне как живому воплощению того, что уже прожито, пройдено, запечатлено в памяти. Каждому поколению юношей и девушек, идущих в самостоятельную жизнь, я напоминаю о том, что они отвечают перед обществом, перед народом за то, какие у них будут дети.
Отец и мать, вырастившие верного сына Отечества, создают себе живой и нетленный памятник. Если же сын ваш станет изменником Родины, народа - и такое бывает, и такие суровые слова надо говорить будущим матерям и отцам, - вы достойны презрения и великого забвения. Измена, предательство - самое страшное, самое гнусное преступление. Помните, будущие матери и отцы, что презренное семя измены и предательства - эгоизм, себялюбие. Верность великому и священному начинается с того, что почувствовал ваш сын, прикасаясь к отцовскому хлебу, какие мысли взволновали его душу, когда он увидел мать, отца, пришедших с работы уставшими и нуждающимися в заботе и покое, как забилось в груди вашего сына сердце в те мгновенья, когда он понял, что его нерадивость или беззаботность - отцовское горе.
Перед выпускным вечером мы вместе с юношами и девушками, которые через несколько дней получат аттестат, едем в лес. Там среди цветущей природы происходит одна из самых задушевных наших бесед. Я мысленно называют эту беседу одним из последних наставлений будущим отцам и матерям. Для нее я подбираю слова, которые прикоснулись бы к сокровенным уголкам гражданской совести.
«Помните, - говорю я юношам и девушкам, - что высшая честь человека - дать обществу настоящего гражданина; если вы сумеете датьу вы получите большое отцовское и материнское счастье. А в этом счастье, в сущности, и заключается смысл вашей жизни. Вдумывайтесь, юноши и девушки, в эти мои слова: как страшной беды, опасайтесь того, чтобы сознание ваше отгоняло неприятные мысли. Все нежелательное, неприятное, трудное надо впитывать, жадно впитывать своим сознанием. Изгнав из своей души нежелательное, неприятное один раз, вы привыкнете делать это всегда; вы станете никудышными отцами и матерями и поэтому никчемными гражданами, и счастье ваше будет призрачным. Запомните, юные граждане, что сердце, которое только потребляет счастье, впитывая его, как сухая земля ненасытно впитывает капли влаги, и не излучает ни одной искры радости для других людей, - такое сердце становится себялюбивым, эгоистичным, ему чужды высокие порывы и стремления. Как орел в своем стремительном полете опасается врезаться в острую скалу, так и вы, будущие отцы и матери, опасайтесь скупости своих сыновей на отдачу счастья другим людям. Тот, кто не знает счастья творения счастья для других людей, не может постигнуть, что такое Родина, не испытывает чувства личной причастности, приверженности к святыням народа.
Каждый человек ответствен. Каждый человек должен. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь... Но самая высокая и благородная, самая трудная и неумолимая ответственность - это ответственность отца за сына. Высшим судьей в этом долге и в этой ответственности является народ, Отечество и собственная наша совесть. Каждый из вас, юноши и девушки, будет хлеборобом или врачом, слесарем или инженером, каменщиком или учителем... Но каждому из вас быть также отцом и матерью. Отцовство и материнство, труд наших забот и нашей любви, наш мысленный взор в прошлое и в будущее - всё это создает народ. Народ прекрасен и могуч до тех пор, пока строго и требовательно, непримиримо к злу материнство и отцовство.
Юное сердце бьется учащенно и дыхание замирает в груди, когда юноша встречается глазами с взглядом девушки, каждое ваше прикосновение друг к другу порождает трудно постижимую волну чувств, надежд, мечтаний. Вы живете мечтой о счастье; старшие поколения передают вам бесценное богатство, имя которому - Родина, социалистический строй, свободный труд. Но это богатство становится счастьем лишь тогда, когда оно наполняется трепетным биением человеческих сердец. Всё дается и передается вам старшими поколениями, но творить человека никто за вас не будет. Это ваш труд. Мир как бы вновь рождается с рождением каждого человека. За то, каким станет ваш мир, отвечаете вы.
Вы не раз вслушивались и вдумывались в наши отцовские и материнские поучения о любви. Сколько бы ни поучали сына и дочь мать и отец, как любить и как творить человека, этих поучений будет недостаточно, какими бы правильными они ни были. Ни в одной сфере нравственности нет столько недоучек, как в любви, в строительстве того очага, где сливается личное и гражданское, - семьи. Мы хотим, чтобы из нашего гнезда не вылетел ни один недоучка. Как страшной болезни, опасайтесь видеть в любви только смутное «влечение сердца», что-то стихийное и непостижимое, властвующее над вами. Мудрость человека заключается в том, что он властелин своего сердца. Любовь - это огромный, поистине человеческий труд. Ваша нравственная чистота измеряется, кроме всего прочего, также и тем, как вы умеете любить. Любовь - это, образно говоря, тончайший инструмент творения человека, и только так и надо относиться к любви.

Желание заботиться, защищать и отдавать всего себя - это не любовь как таковая и не чувства, это скорее следствие любви.

Давайте разберемся в том, какие чувства ты можешь испытывать к любимому человеку.

Тоска . Это очень сложное душевное состояние. Тоска - когда ты день на пролет, думаешь, о нем и не можешь уснуть, пока не пожелает тебе приятных снов. Тоска - это когда вы поссорились, а тебе хочется выть от того. Что его жутко не хватает.

Испытывая чувство тоски, ты можешь также чувствовать безразличие к окружающему тебя миру, одиночество, горесть и грусть,

Радость . Очень прекрасное чувство, которое можно испытывать к любимому человеку.

Ты радуешься каждой мелочи, которая происходит в вашей судьбе. Утром ты проснулась и первое, что увидела, это то, как он сладко улыбается во сне. Неужели это не повод для радости?

Беспокойство . Когда тебе не все равно, что происходит с ним. Ты волнуешься за его здоровье и душевное состояние. Ведь ты его любишь и желаешь ему только всего самого наилучшего.

Доверие . Фундамент прочных и надежных отношений для каждой пары. Доверие - очень хрупкое чувство, которое можно потерять за одну секунду. И заслужить его тоже бывает порой очень сложно. Но, любящие сердца способны справиться с любой трудностью.

Ревность - причина распада любящих пар. Но, это чувство в разных количествах присуще каждому человеку. Бороться с ней необходимо, когда эмоции и чувство ревности буквально мешают вам жить полной грудью. А совсем небольшая капелька ревности способна только сделать отношения более пикантными.

На самом деле список чувств испытываемых к любимому человеку огромен. Перечислить его в одной статье будет очень сложно. Тем более что у каждого человека существует своя особенная способность чувствовать. У каждого из нас свой лимит чувств и эмоций.

Когда любишь ты можешь одновременночувствовать: любовь и ненависть, радость и злость, эйфорию и тоску, грусть и разочарование, благодарность, легкость, доверие, или наоборот, Ревность и страх потерять любимого, умиротворение или подозрительность.

Как видите, список разнообразен, при том, что представлены не все чувства. Многие люди могут прожить всю жизнь и, например, никогда не испытать чувства ревности или разочарования в любимом человеке.

Можно утверждать, что существуют чувства испытываемые к любимому человеку о которых мы еще ничего не знаем, так как никому не приходилось его переживать.

Описать чувства тоже очень сложно. Использовать море слов, чтобы выразить то или иное чувство глупо. Лучше всего вы расскажете о своих чувствах, просто назвав его именно в тот момент, когда вы его ощущаете.

С возрастом, Человеку все сложнее описать свои чувства. Тогда как маленькие дети - просто профессионалы в этом, они не используют громких фраз, а просто искренне говорят о своих чувствах.

Чувства - в них заложена безграничная энергия. Испытывая чувство любви, человек способен на самые невероятные поступки. Хрупкая женщина, испытывающая чувство ревности, способна одним ударом обездвижить огромного мужчину.

Смело можно утверждать и то, что чувства не подвластны разуму. Они настолько сильны, что человек теряет способность думать и размышлять. Он полностью во власти чувств. Человек, Способный чувствовать, также способен меняться под влиянием чувств и эмоций.

«Капитанская дочка» - исторический роман, написанный в форме мемуаров. В нем автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории восстания Пугачева? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, или, если и занимались, то показывали однобоко. Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева.

Он сам едет в Оренбургскую губернию, расспрашивает оставшихся в живых очевидцев и участников бунта, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Его трактат «История пугачевского бунта» воспринимался современниками как научный труд.

Если «История пугачевского бунта» - историческое сочинение, то «Капитанская дочка» написана совсем в другом жанре. Это историческая повесть. Главный принцип, которому Пушкин следует, создавая свое произведение, - это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде «Капитанской дочки» можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом.

Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. С другой стороны, Гринев - офицер, призванный присягой усмирять бунт. И мы видим, что он действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой, Гринев отвечает твердым отказом, так как присягал государыне-императрице.
В качестве мемуариста Пушкин намеренно выбрал дворянина. Дворянин по своему социальному происхождению, Гринев отвергает восстание «как бессмысленный и беспощадный бунт», кровопролитие.

Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, - говорит Гринев,- данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты...»

Образ Гринева показан «в двух измерениях»: Гринев - юноша, недоросль и Гринев - старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но и оценивает юношу. Иронично рассказывает Гринев о своем детстве; говоря о бегстве из осажденного Оренбурга, появляется интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет показать взгляд героя на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка.
Значительное место в романе занимает и антипод Гринева, его враг-друг Емельян Пугачев. Их первая встреча происходит в главе «Вожатый», в следующий раз Пугачев - уже предводитель мятежников. Несмотря на жестокость расправы в Белогорскои крепости образ Пугачева не вызывает у нас отвращения. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши из рук Швабрина. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать».

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном герое этого чудесного произведения, на образе самого автора, который присутствует в романе незримо, как бы все время наблюдая за событиями и поступками своих героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о восстании заложены в него автором. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: «Не приведи Бог видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный!» Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев будет себя вести так, как нужно автору.

Сам факт выбора рассказчика - большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность романа «Капитанская дочка». Пушкин сумел донести до нас много интересных деталей из истории восстания Пугачева.

Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них - добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводили диспут на тему «Что такое честь», один мой одноклассник прямо так и высказался: «Честь в наше время - привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути». С этим учеником, чувствовала я, соглашались многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев, один из любимых мною пушкинских героев, не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь - основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому - все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», о котором я собираюсь рассказать. Вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.
Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался - нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай - это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести - полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия «честь и благородство» вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден.

А ведь Швабрин - образованный человек, он не был «недорослем», каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность - две разные вещи. Более того - огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.

Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других - приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай спас его от смерти. И причиной этому - тоже благородство Петра, проявившего в отношении «вожатого», который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым. Руководитель народного восстания предлагает Гриневу пойти к нему в услужение, но Петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать Пугачева, все же отклоняет его предложение.


Страница: [ 1 ]

Благородство как качество личности – склонность к естественным добрым проявлениям внутренней сущности человека, не обусловленным какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.

Когда сомневаешься, как поступить, чтоб избежать бесчестия, поступай по совести, она всегда безошибочно укажет тебе благородный и порядочный путь.

Бог даёт человеку испытания только для того, чтобы узнать уровень его благородства. Бог создаёт только те ситуации, которые способны возвысить человека, воодушевить его на проявление самых лучших своих качеств личности.

Человек, оказавшийся в трудной ситуации, прежде всего, должен подумать, какой вид благородства ему нужно проявить, чтобы достойно выйти из затруднительного положения.

Как Бог защищает человека? Он создаёт те обстоятельства, при которых человек может проявить благородные качества личности и прочно укрепиться в них.

Благородство не в крови, а в проявленных добродетельных качествах личности. Порой, спускаешься по социальной лестнице и встречаешь всё больше и больше искренних и благородных чувств у обыкновенных простых людей. Благородство к ним пришло не из книжек, а из жизни, научившей их любить и уважать людей.

Пёс Шарик из популярного мультфильма «Трое из Простоквашино» говорит своему другу коту: «Если у меня будет ошейник с медалями, я совсем другой собакой стану. Во мне столько благородства появится и смелости, что на двух английских лордов хватит. - Благородство и смелость не от медалей появляются, - ворчливо ответил Матроскин, - а наоборот, медали от них идут. Это только у народных артистов смелость от медалей возникает».

Благородство делает большим самого маленького человека.

По своему составу благородство делится на два других слова – «благо» и «род» и кажется очевидным, что человек, наделенный этим качеством личности, несёт в жизнь благо своего рода.

Оказывается, всё не так просто. Благий – имя Божие. Согласно ведической культуре слово «благо» — «бхага» — означает Бог. Стало быть, благородство означает – «рожденный от Бога».

Шарлотта Бронте тонко уловила этот нюанс благородства: «… когда мужчина благороден, - он венец творения, он истинный сын Бога. Он вылеплен по образу и подобию своего создателя, несёт в душе его божественную искру и возвышается над всем человечеством! Да, великому, доброму, прекрасному мужчине принадлежит первенство в мироздании!»

Для современного понимания благородства происхождение значения не имеет. Благородство – это не купленный титул, это внутреннее наполнение личности достоинствами, внутренней культурой. Благородству не нужно покупать поддельные родословные, люди «запять вёрст» улавливают исходящую от него энергию доброй силы.

Мальчик спросил маму: — Как же ты, закончившая университет с красным дипломом, могла выйти за беспризорника, за воспитанника Макаренко? А она сказала: — Когда твой отец шёл по другой стороне улицы, я на этой стороне чувствовала: идёт благородный мужчина.

Благородный человек ведёт себя благородно, думает благородно и говорит благородно. Неблагородство ведёт себя культурно, но в мыслях у него ад. Благородный человек и мыслит благородно. Он не думает о плохом. Благородство – это соответствие благородного внешнего благородному внутреннему.

Благородный человек не делает различия между поведением на людях и когда он в одиночестве. То есть и в девственном лесу и на необитаемом острове он не будет распевать матершинные песни, вести себя по–скотски, как попало. Благородство – это умение контролировать своё тело, мысли и действия.

Человека определяют его дела. Благородству так и хочется сказать: «Ваши поступки кричат так громко, что я не слышу, что вы говорите». Петрарка, итальянский поэт и родоначальник гуманистической культуры Возрождения, говорил, что «истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами».

Демокрит видел «благородство людей в хорошем направлении их характера».И действительно, благородство идет не извне, а изнутри личности, человек поступает благородно, потому что это его естество, ему это свойственно, какая-то внутренняя пружина заставляет его реагировать на ситуации жизни именно так, а не иначе. Как преступникам свойственно проявлять порочные качества личности, так и благородство «труба зовет» на утверждение добра и справедливости.

Человек, пропитанный корыстолюбием и эгоизмом, так же далёк от благородства, как скромность далека от бесстыдства. У благородного человека вкус счастья в служении другим людям и полное отсутствие концепции счастья – тянуть всё на себя, жить только ради себя, а на интересы и нужды других людей наплевать.

Ф. Ницше писал: «Человек ведет себя непроизвольно благородно, когда он научился ничего не желать от людей и всегда давать им». Благородство желает всем людям счастья, оно не ставит доводы здравого смысла выше голоса совести.

Благородный человек, обладая твердой волей, убеждённостью в истинности своих жизненных принципов, обостренным чувством чести и достоинства, готов протянуть руку помощи любому, кто в ней нуждается, быть снисходительным к поступкам, состояниям и ситуациям, в которых оказался другой человек. Имея чистое сознание, душевную чистоту, он в каждом своем поступке проявляет высокую нравственность и честность, умение и готовность отвечать за свои слова, дела и решения.

Великий мыслитель Конфуций говорил: «Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

Обычно люди обладают сознанием мухи, отыскивая и концентрируя своё внимание на недостатках личности. Это они называют «трезвым взглядом» на людей. Благородство, не будучи идеализированной и оторванной от земли, фокусирует своё внимание на достоинствах личности, опирается на них в дальнейшем общении и всеми силами способствует их развитию. Как пчела летит, не отвлекаясь на разглядывание навозных куч, прямо к источникам меда, так и благородство игнорирует раскопки чужих испражнений и полоскание у всех на виду чужого грязного белья. Для него реально больно и противоестественно поступить несправедливо по отношению к людям, обидеть, а, тем более, унизить их.

Однажды на приеме у герцога Гастона Орлеанского пропали его любимые золотые часы с боем. Кто-то из присутствующих предложил: «Надобно закрыть двери и всех обыскать!» Герцог ответил: «Наоборот, господа, все свободны. Скоро часы начнут бить и выдадут того, кто их присвоил: ему будет неловко…» Благородный человек свободен от низменных чувств, побуждений и поступков, не кичится ничем, ему нечего стыдиться и нечего скрывать.

Благородный человек не помнит старого зла – говорит китайская пословица. Плиний младший – государственный деятель Древнеримской империи писал: «Тот истинно благороден, кто легко прощает заблуждения людей, и в то же время так боится сделать что-нибудь дурное, как будто он никогда никого не прощал».

Уважая людей, благородство всегда готово сделать первым шаг к ним навстречу со словами: «Прости» и «Прощаю». Иногда эти слова меняют судьбу. Для таких слов нужна большая внутренняя сила, терпимость, милость, доброта и снисходительность. Благородный человек в какой-то мере философ, он воспринимает любые невзгоды своей жизни, как вызов судьбы, как очередной урок или экзамен, который нужно сдать с честью и достоинством. Какая бы беда не свалилась на его плечи, он всегда берет ответственность на себя за всё происходящее в своей жизни, ему и в голову не придет перекладывать вину на кого-то другого, жаловаться на жизнь, козни недоброжелателей, сглаз, наследственность или плохую карму.

Благородство высоко чтит своих наставников и учителей. Благородный Александр Македонский, когда его спросили, как он относится к своему учителю, ответил: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что дает ей цену». Такие замечательные, мудрые слова мог сказать воистину великий человек.

Как любящая жена наполняет приготовленное блюдо энергией любви, благородство, что бы оно ни делало, пропитывает свой труд благородными чувствами.

Великий Гёте писал: «Дух благородный зла избег, сподобился спасенья; Кто жил, трудясь, стремясь весь век, — достоин искупленья».

Во дворе к пожилому врачу постоянно подходил сосед и просил денег на поправку здоровья «после вчерашнего». Тот всегда отказывал, но однажды не выдержал и спросил: - Почему ты не работаешь и сам не зарабатываешь, а вечно у всех просишь? На это сосед ответил, что не может найти работу. Тогда врач предложил: - Хорошо! Давай так: я каждое утро буду давать тебе столько, сколько сам зарабатываю за час своей работы, а ты за это должен будешь каждый день убирать мусор возле нашего подъезда и поддерживать чистоту. Убрал мусор, чисто - получаешь деньги.

Сосед возмутился: - А разве я тебе мусорщик, что ли? Не буду! Пожилой человек, видимо, был готов к этому ответу, поэтому ответил: - Не будешь, не надо, но и денег у меня впредь не проси. Мусорщик мир делает чище, работа его благородная. Ты правильно говоришь - благородным быть не можешь. Ты - попрошайка.

Петр Ковалев 2013 год

Loading...Loading...