Классные часы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Классный час "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков" классный час (5 класс) на тему

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Конспект классного часа

«Профилактика правонарушений среди школьников»

Выполнила:

кл. руководитель 6 А класса

Ворожейкина Ю.И.

Дата: 17.10.2016

Место проведения: каб. №402

Цели и задачи классного часа:

    воспитание правовой культуры школьников;

    ознакомление учащихся с правами и обязанностями несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений, а также с понятием «ответственность несовершеннолетних».

Алгоритм работы-

Знакомство с обществоведческими понятиями:

Беседы о видах и признаках правонарушений;

Определение отличий преступления от проступков;

Рассмотрение и обсуждение ситуаций нарушения прав подростками.

Личностные универсальные учебные действия-

Ценностные ориентиры, основанные на идеях уважительного отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

Осознание своей ответственности за совершенные поступки.

Оборудование:

Презентация

Плакаты издательства «Учитель» «Профилактика правонарушений среди школьников».

Организационные моменты:

Предварительная подготовка с учащимися сценок из жизни подростков, ведущих, создание плакатов.

- (по возможности пригласить инспектора по делам несовершеннолетних)

Ход мероприятия:

На доске вывешены плакаты « Профилактика правонарушений среди школьников»

Учитель: сегодня мы с вами совершим путешествие в мир законодательства. Попытаемся разобраться в том - чем отличается правонарушение от проступка и преступления. Какая ответственность наступает за разные поступки и с какого возраста. А помогут нам разобраться во всем многообразии законов наши специалисты, они готовились, изучали гражданский и уголовный кодекс и сейчас поделятся с нами приобретенными знаниями.

Ученик- 1- Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.

Ученик-2 - Правонарушение- это противоправное общественно опасное деяние, которое причиняет вред личности, обществу или государству и за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

Ученик-3 – Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет, а за некоторые виды преступлений с 14. За любые административные или уголовные преступления подростка поставят на учет в полиции.

Ученик-4 - А сейчас разберемся - в чем же отличие правонарушения от проступка и преступления? (плакат 1)

Проступок- это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Правонарушение- это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и подростков с 16 лет.

Преступление- это серьезное нарушение закона взрослыми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Учитель - сейчас я зачитаю вам несколько ситуаций из жизни подростков, а мы попробуем определить к каким нарушениям относятся действия подростков.

Ситуация -1- Пятиклассник Дима прогуливает школу, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы: как проступок, правонарушение или преступление?

( Проступок, так как Дима нарушил не закон, а устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. За совершение проступка и невыполнение устава школы ученик может получить дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей. )

Ситуация 2 - Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день пошли на дискотеку, прихватив с собой алкогольный напиток, которым ребята стали «угощаться» по пути на дискотеку. Как можно расценить их поведение?

( это правонарушение, так как они употребляли алкоголь в общественном месте, согласно ст.20.22.КоАП РФ нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной или спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на родителей или лиц из заменяющих в размере от 1500 до 2000 рублей )

Ситуация 3- Девятиклассники поджидали учеников младших классов за углом школы, отбирали у детей деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия старшеклассников?

( Эти ребята совершили преступление, их действия противозаконны. Они совершили вымогательство- преступление, предусмотренное ст.163 Уголовного кодекса Российской Федерации.)

Сейчас мы пригласим наших знатоков, и они расскажут нам и видах правонарушений (плакат 2)

Ученик-1- Преступление – совершенное виновное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. В результате совершенного преступления наступает уголовная ответственность.

Уголовная ответственность - это наказание за состав преступления, предусмотренный действующим уголовным законом. Уголовное наказание назначается только по приговору суда. Действующий УК РФ (ст.44) предусматривает следующие виды наказаний: ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы.

При назначении наказания судом учитывается характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а так же влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условие жизни его семьи.

Ученик-2- Проступки:

- Гражданский - противоправное поведение, нарушающее права физических и юридических лиц (например, нарушение договора).

- Административный - виновное противоправное поведение, нарушающее общественный порядок в области исполнительно- распорядительной деятельности государства (например, нарушение правил дорожного движения).

- Дисциплинарный – виновное противоправное поведение, нарушающее трудовую, учебную, воинскую дисциплину (например, прогул.)

Ученик-3- Какая – же ответственность наступает при совершении данных проступков:

- Гражданская ответственность - это юридическая ответственность за правонарушение в сфере имущественных отношений.

Видами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков; компенсация морального вреда и т.д.

(За проступок совершенный несовершеннолетним несут материальную ответственность его родители или опекуны.)

Ситуация 1- Мальчик поссорился со своим товарищем по парте и в гневе разорвал ему учебник и тетрадь (за подобное деяние наступает гражданско-правовая ответственность )

Ученик-4- Административная ответственность – это предусмотренное административным законодательством административное взыскание за нарушение в сфере государственного управления.

За совершение административных правонарушений могут применять следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; исправительные работы, административный арест.

Юридическая ответственность за административные правонарушения устанавливается соответствующими компетентными государственными органами и должностными лицами (судами, административными комиссиями, органами внутренних дел, таможни, санитарного надзора и т.д.)

Ситуация 2- Петя опаздывал на тренировку и решил сэкономить время, проехав одну остановку, денег у него с собой не было, и он не оплатил проезд (это административное правонарушение, влечет за собой наложение штрафа.).

Ученик-5- Дисциплинарная ответственность - это дисциплинарное взыскание за нарушение в сфере служебных отношений.

Видами дисциплинарных взысканий являются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение.

Дисциплинарная ответственность налагается администрацией предприятия и учреждения либо руководителем соответствующего государственного органа.

Ситуация-3- Подружки опоздали на урок и решили его прогулять, отсидевшись в школьной столовой (это дисциплинарное нарушение)

Учитель - мы с вами разобрались, чем отличаются правонарушения от проступка и преступления. Сейчас наши знатоки расскажут нам о признаках правонарушений и познакомят нас с видами наказания несовершеннолетних. (Плакат 3 и 4)

Ученик -6-Признаки правонарушений-

- Активное поведение - выражающееся в действии или бездействии (например: кража, отказ в даче показаний, неоказание помощи).

- Противоправное поведение- то есть нарушение норм права. (Например: школьник без спроса взял из открытой сумки одноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно.)

- Виновное поведение - такое поведение, в котором есть вина правонарушителя. (Например: ученик совершил кражу компьютера из кабинета физики средней школы)

Виды вреда:

Вред, причиненный жизни (убийство).

Вред, причиненный здоровью (телесное повреждение).

Вред, причиненный имуществу граждан и юридических лиц.

Вред, причиненный основам правопорядка и госбезопасности.

(плакат 4 виды наказания несовершеннолетних)

Меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним:

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Часть вторая статьи 90 УК РФ предусматривает следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия:

Предупреждение;

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

Возложение обязанности загладить причиненный вред;

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Ученик-7- Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет, согласно Уголовному кодексу РФ:

Совершенное убийство;

Умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

Разбой, грабеж, кража, вымогательство;

Угон и приведение в негодность транспорта;

Вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

Умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

Хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

Терроризм, захват заложников.

Учитель - Сейчас я предложу вам несколько ситуаций для обсуждения, и мы вместе разберем их (учащимся предлагается высказать свое мнение о проступках и осудить их)

Ситуация 1- Мальчики играли во дворе в мяч и разбили окно на первом этаже. Какое правонарушение совершили ребята (гражданско- правовое правонарушение).

Ситуация 2 - подростков без сопровождения взрослых задержали на улице в 23 часа 40 минут (административная ответственность. Наложение штрафных санкций на родителей.)

Ситуация 3-Учащийся 7 класса перед уроком физкультуры находился в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а мальчик задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. (Уголовная ответственность наступает с 14 лет)

Ситуация 4- на перемене

Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!

Не дам, он новый, только вчера купили.

Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.(выбрасывает телефон)

(Порча чужого имущества, статья 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей либо обязательными работами, либо исправительными работами, либо принудительными работами, либо арестом, либо лишением свободы.)

Ученик 8

За какие правонарушения подростка могут доставить в полицию?

Нарушение правил дорожного движения;

Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах и появление в пьяном виде;

Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.);

Незаконная продажа;

Злостное неповиновение.

Ученик-9- Права несовершеннолетних при задержании.

1. Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия?

Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

2. но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете выю

В таком случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. при этом вы должны знать, что вас могут пригласить в качестве свидетеля; такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний- вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

3. чем «очевидец» отличается от «свидетеля»?

Очевидец- не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел, или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель- это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

4. если вас привели в отделение полиции

Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям. Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения, если там уже находятся взрослые!

Допрос несовершеннолетнего должен проходит при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать.

Учитель - Сегодня вы узнали много нужной и полезной информации. Я надеюсь, что вам не придется сталкиваться с правонарушениями и преступлениями. Но теперь вы знаете как себя надо и не надо вести, для того чтобы избежать неприятностей. Пока вам не исполнилось 16 лет, ответственность за вас несут родители, но и вы должны знать, что вам грозит, вроде бы за «шутку» с друзьями.

Сейчас я раздам вам памятки и небольшой тест. (см. приложение)

(после заполнения теста)

Памятка школьнику

« Как не допустить правонарушения»

1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

2. Организуй свободное время отдыха (посещай кружки, секции, занимайся любимым делом).

3. Не общайся с сомнительными компаниями.

4. Если что-то произошло, обязательно расскажи об этом взрослым.

5. Помни, что за все твои поступки всегда наступает ответственность.

ТЕСТ

« ВЫЯВЛЕНИЕ ПРВОНАРУШЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ».

1. твой пол:

Мужской;

Женский;

2.в каком классе учишься?

3. с каким чувством ты идешь обычно в школу?

а) с удовольствием, с хорошим настроением;

б) равнодушно, без настроения;

в) с плохим настроением.

4. случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать тебя, издеваться над тобой?

а) да, сверстники в школе;

б) да, сверстники на улице;

в) да, старшие ребята в школе;

г) да, старшие ребята на улице;

д) да, другие люди;

е) нет, такого не случалось.

5. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтобы тебя били? Если да, то с кем?

а) со сверстниками в школе;

б) со сверстниками на улице;

г)со старшими ребятами в школе;

г) со старшими ребятами на улице;

д) с другими людьми;

е) такого не случалось.

6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома?

а) да, случалось;

б) нет, такого не случалось.

7. Если случалось, как ты поступил в этом случае?

а) рассказывал родителям;

б) рассказывал старшему брату (сестре);

в) рассказывал другу, подруге;

г) рассказывал учителю;

д) пытался защитить себя, дрался;

е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали;

ж) такого не случалось.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательного учреждения, авт.- составитель Е.Ю.Ляпина,/- Волгоград: Учитель, 2008г.

2. Социальная педагогика: курс лекций: учебные пособия для высш.учебн. заведений, под общ.ред. М.А.Галагузовой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

3. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)/О.В.Хухлаева.- 2-изд. Испр. И доп.- М.; Генезис, 2008.

4. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковцев.-М.: ВАКО, 2005.

5.Тематические плакаты «Профилактика правонарушений среди школьников»/ изд «Учитель» 2014 г.

ИНТЕРЕТ –РЕСУРСЫ:

http // nsportal . ru / shkola / obshestvoznanie / library /2013/09/03/ pravonarusheniya - i - yuridicheskaya - otvetstvennost

http // nsportal . ru / shkola / sotsialnaja - pedagogika / library /2011/10/25/ pravonarusheniya - sredi - podrostkov

Цель проведения: снижение рисков возникновения правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

  • снижение рисков возникновения безнадзорности и беспризорности;
  • повышение информированности участников образовательного процесса об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений;
  • развитие правовой осознанности у участников образовательного процесса.

Время проведения: 30–40 минут.

Возраст обучающихся: 15–18 лет.

Ход классного часа:

Педагог: Добрый день! Наше мероприятие мне бы хотелось начать словами Л. Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим действиям соблазнов, есть соблазн словами: "Все так делают"».

В современном мире нас всех окружает множество соблазнов, поэтому вы всегда должны уметь выбрать правильный путь! Подросток может свернуть на преступную стезю по разным причинам: от банального отсутствия денег, воспитания, условий и т. д. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжёлым последствиям.

Сегодняшний классный час – это знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. И мы попробуем разобраться, где именно в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несём ответственность.

Притча

Давным-давно, две тысячи лет назад на планете Земля появились люди.

Одновременно с людьми появились главные вопросы : Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя» . Они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и решили объединиться и создать новое государство – «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей? Почему стали счастливы её жители? Чувствуют ли они себя в безопасности?

– Жители стали жить по законам.

– Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок и несправедливость!

В конце концов, людям удалось решить ГЛАВНЫЕ вопросы, возник закон, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

– Есть ли у нас в городе закон?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живём. Где прописаны эти законы?

Законы прописаны в Конституции – основном законе государства.

Кроме Конституции, существуют «Конвенция о правах ребёнка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие (таблички с правами поместить на доске).

Права и свободы человека

Каждый имеет право на жизнь.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Каждый имеет право на охрану здоровья.

Каждый имеет право на образование.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение основного общего образования.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование.

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Ответственность за совершение правонарушений, в том числе за нарушения Устава школы, совершение общественно опасных действий (драка), прогул уроков, нецензурные выражения, нахождение на улице без родителей после 22:00, грубость по отношению к сверстникам и взрослым, унижение маленьких и слабых, ложь без причины, выяснение отношений с помощью силы, порчу школьного имущества и многое другое. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения – не надо бы было нести ответственность».

Рассмотрим понятие «нарушение» . Вам даны три понятия: «проступок», «правонарушение», «преступление».

Этим понятиям нужно найти определения.

Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Примерная ситуация:

Семиклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия семиклассников: как проступок, правонарушение или преступление? (Это преступление.)

Итог

У всех людей на земле есть понимание, что такое добро и зло, и никакая полиция не заставит человека быть добрым. Они смогут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым они не в силах. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – не человек.

Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: «Злой плачет от зависти, добрый – от радости».

Ребята, мне бы очень хотелось верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.

Обзор материала

Обзор материала

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Человек и закон

Правовое воспитание – неотъемлемая часть современного воспитания. Каждый человек должен знать законы и в своей повседневной жизни постоянно руководствоваться ими. Особенно важное значение имеет правовое воспитание несовершеннолетних. У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий.

Подросток готовится вступить в самостоятельную жизнь. В этот период активизируется его ценностно-ориентационная деятельность. Устанавливая ответственность за различные преступления, закон предупреждает, что какого рода действия противоречат интересам общества, и потому находятся под запретом. Это необходимо знать подросткам, которые не всегда задумываются о возможных последствиях своего поведения. Знакомство с нормами уголовного права может помочь подростку правильно повести себя в сложной конфликтной ситуации и не совершить ошибочного шага.

Социально-правовую активность надо воспитывать в человеке с детства. И эта задача стоит перед родителями и учителями. Высокая правовая культура, самодисциплина помогут сегодняшнему подростку завтра стать полноправным членом нашего общества.

Цели проведения:

Профилактика правонарушений несовершеннолетних;

Пропаганда правовых знаний;

Формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

Формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

Формирование у обучающихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

Развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Задачи:

Информировать несовершеннолетних о правах, государственных законах и ответственности за их нарушение;

Способствовать успешной социализации несовершеннолетних через принятие ими норм и правил общественной жизни;

Способствовать осознанию жизненных целей и выбору эффективных путей их

достижения во имя благополучного будущего;

Развивать навыки личностного контроля над ситуацией.

Подготовительная работа:

Провести анкетирование учащихся (см. приложение П.1)

Подготовить карточки для работы с понятиями для «Словаря гражданина» (с перепутанными позициями);

Подготовить карточки с изображением позитивного и негативного поведения человека;

Подготовить карточки с положительными и негативными причинами правонарушений;

Создать презентацию «Правонарушения среди подростков»;

Пригласить людей компетентных в области регулирования правовых норм (представителей детской комнаты милиции, комиссии по делам несовершеннолетних); - подготовить памятки;

Подготовить в виде плакатов высказывания выдающихся людей и пословицы (на выбор): «Не жалко – человеческое достоинство», «Торгуя честью, не разбогатеешь» Л. Вовенарг

«Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом» Ф.М. Достоевский

«Букву закона следовало бы включить в алфавит» Е. Лец

« Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества» С. Джонсон

«Полагаться на законы и к тому же понимать их положения - только так можно добиться согласия» Сюнь-цзы

«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» Демокрит

«Благо народа - высший закон»

«Закон повелевает то, что следует делать, и запрещает противное этому»

« Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели» Цицерон Марк Туллий

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают» Л.Н. Толстой

« Законы изобретены для блага граждан» Цицерон

«С людьми живи в мире, а с пороками – сражайся» (Латинская пословица)

«Не только тот вор, кто крадет, а и тот, кто лестницу подает» (Русская пословица)

План классного часа:

I. Вступительное слово, представление гостей

Выявление причин правонарушений: «Мозговой штурм».

III. Анализ анкетирования учащихся.

IV. Информационный блок:

1. Показ презентации «Правонарушения среди подростков»;

2. Ответы представителей правопорядка на вопросы обучающихся.

3. Материалы статистики о правонарушениях в школе, округе, городе.

V. Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций. Невыдуманные истории.

VI. Заключительное слово.

Ход классного часа.

I. Вступительное слово.

Классный руководитель. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Человек и закон». Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова: «Незнание законов не освобождает от ответственности» (на доске).

Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 155 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

«Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям).

Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.

Стремление к примитивному времяпровождению;

Зависть;

Преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей;

Жадность;

Резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;

Неуверенность в завтрашнем дне;

Стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции;

Низкий материальный уровень жизни населения;

Низкий уровень правовой культуры граждан;

Алкоголизм и наркомания;

Ответственное отношение к учебе, знаниям;

Обладание богатым внутренним миром;

Общение и искусством, природой;

Доброта.

Делается вывод:

Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так? Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.

Бездуховность – одна из причин, которая приводит людей к правонарушениям.

Как же формируется бездуховность?

Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.

Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.

Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.

Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.

У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и, что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.

Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? Где кончается мальчишеская проделка и начинается преступление? С какого возраста несовершеннолетние несут уголовную ответственность? Что такое вина? Какие обстоятельства смягчают или отягчают ответственность виновного? Как по закону наказываются подростки, совершившие преступления? На многие из этих вопросов мы попытаемся ответить сегодня.

II. Составление «Словаря гражданина».

Для начала я хочу предложить вам составить «Словарь гражданина». Для этого у вас на столе лежат карточки с терминами и определениями, вам нужно напротив карточки с термином положить карточку с соответствующим на ваш взгляд определением. (Учащиеся разбиваются на группы. Ребята работают в течение пяти минут, затем каждая группа опрашивается по двум определении.)

Молодцы. У каждого из вас получился «Словарь гражданина».

Закон- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу,

запрещенное законом и влекущее наказание.

Правонарушитель - лицо, совершившее правонарушение.

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Проступки - обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

Преступление (уголовное преступление) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Как показывает само наименование «преступление»… такое деяние должно заключать в себе переход, преступление за какой-то предел, отклонение или разрушение чего-либо.

Право - совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.

Субъективное право - возможность конкретного лица по своему выбору совершить определённые действия либо воздержаться от их совершения.

Уголовное право - это юридические нормы, законы, предназначенные для борьбы с преступлениями.

Наказание - применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение.

Суд - орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства.

Судья - лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; лицо, наделённое судебной властью.

Адвокат - лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде.

Духовность - высшая деятельность души, устремленность к моральному совершенству, преображению души.

Нравственность- термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле

Мораль (термин введён Цицероном; общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Классный руководитель: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководитель поправляет и дополняет примеры):

плохо учатся, а потом бросают школу; совершают кражи; курят и выпивают;

устраивают драки; наносят вред здоровью окружающим; лгут даже без причины;

грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; играют в карты;

занимаются вымогательством; посылают ложные сообщения об актах терроризма;

стараются выяснить отношения только с помощью силы;

разрисовывают стены; портят школьное имущество и многое другое.

III. Анализ анкетирования учащихся. Вы отвечали на вопросы анкеты «Закон и ответственность». Сейчас я хочу вам представить анализ анкетирования (анализ анкетирования для лучшего восприятия можно вывести на экран).

С каким настроением ты идёшь обычно в школу?

а) с хорошим настроением-44%

б) без особого удовольствия-37%

в) с плохим настроением-19% опрошенных.

Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем?

а) со сверстниками в школе-17%

б) со сверстниками на улице-22%

в) со старшими ребятами в школе-0%

г) со старшими ребятами на улице-25%

д) с другими людьми-0%

е) такого не случалось-52%.

Случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

а) да, сверстники в школе-34%

б) да, сверстники на улице-41%

в) да, старшие ребята в школе-18%

г) да, старшие ребята на улице-12%

д) да, другие люди-15%

е) нет, такого не случалось-0%.

Случалось ли, чтобы пытался оскорблять, унижать, издеваться над?

а) да, над сверстниками в школе-11%

б) да, над сверстниками на улице-15%

в) да, над старшими ребятами в школе-0%

г) да, над старшими ребятами на улице-10%

д) да, над другими людьми-0%

е) нет, такого не случалось-59%.

Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовал принести что-либо из дома?

а) да, случалось -27%

б) нет, такого не случалось-73%.

Если случались такие ситуации, как ты поступал в этом случае?

а) рассказывал родителя-64%

б) рассказывал старшему брату (сестре)-26%

в) рассказывал другу, подруге-44%

г) рассказывал учителю-10%

д) пытался защитить себя сам, дрался--51%

е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали-20%.

Как ты думаешь, какие правонарушения из перечисленных распространены в нашей школе?

а) кражи-29%

б) мошенничество-18%

в) хулиганство-39%

г) распитие спиртных напитков-25%

д) драки-52%

е) порча имущества-31%

ж) другое, допиши сам

Какие преступления, на твой взгляд, могут совершить твои знакомые?

а) угон транспортного средства-7%

б) грабёж-0%

в) избиение-14%

г) воровство-12%

д) распространение наркотиков-0%

е) такого не может случиться-70%.

Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений?

а) компания- 35% б) семейная ситуация-40%

в) особенности характер-23%

г) непредвиденная ситуация-19%

ж) другое, допиши сам

Какие меры предупреждения необходимо на ваш взгляд использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?

а) обсуждение статей законов в семье-17%

б) разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них -64%

в) издание специальной литературы, которая в интересной форме объясняет законы общества-32%

д) тренинги, игры, семинары по правовой тематике-34%

Классный руководитель: Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Давайте мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

IV. Информационный блок:

Существует четыре вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Классный руководитель: Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (Идёт показ слайдов презентации, разъяснения и комментарии дает специалист, приглашенный на классный час.)

«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ

«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;

«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;

«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;

Хулиганство

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа молодых людей. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно. Задержанные не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, почему составлен протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель (специалист) обращается к статье и делает вывод.)

«Хулиганство (ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

Арестом на срок до 2-х лет;

До 5 лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

Тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения

говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

Мошенничество

Ребята, гуляя во дворе, остановили незнакомого велосипедиста и попросили прокатиться вдоль дома. Мальчику велосипед не вернули. Родители потерпевшего написали заявление в милицию.

«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:

ограничением свободы;

арестом;

лишением свободы».

«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 162 УК РФ). Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».

Классный руководитель: Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением. Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь. У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка; посещение театра, выставки; дружная семья дома, в саду, парке; человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, прогулка в лесу, занятие спортом) и ситуаций с поведением пьяного человека. Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит?

В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться. Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать «нет» и уйти). Обсуждаем возможные варианты отказов, записываем их на доске. Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка. О вреде и последствиях пьянства и алкоголизма знают все. Пьющие люди вредят и самим себе, и семье, и государству. Составляем памятки. (П.№2,3.)

№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? (Идёт обсуждение ситуаций.)

Задание 2. Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки(1) и преступления(2).

9. Разбил мячом окно (Г).

10. Нецензурно выражался в общественном месте (А).

VI. Заключительное слово.

Классный руководитель: Проходит время, и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Вы должны понять, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе причин для возникновения преступности. Напряженная обстановка в обществе может быть высокой, отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но всё-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам человек. И если он пошёл на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои поступки отвечает сам человек! Так что же вы выбираете? Закон и порядок или хаос и анархию? Раз вы выбираете закон и порядок, то не должны забывать, что выбранный вами путь законопослушных граждан потребует от вас самих неукоснительного соблюдения и выполнения всех моральных норм и законов общества.

Приложения

Приложения:

Скачать материал

Автор-составитель: Шамова Наталья Владимировна, учитель социально-бытовой ориентировки ГБОУ учреждение Республики Марий Эл "Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида" с. Казанское.

Материал содержит сценарий классного часа «Закон на нашей Земле». Мероприятие проводится в средних классах школы. Классный час проводится с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитания правового сознания учащихся.

Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)

Цель классного часа:

Упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

Развивать представления о последствиях противоправных деяний;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека - это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшний классный час - это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции - основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Задание 1

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно - опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)

За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание 2

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2 . Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3

Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества

Терроризм

Захват заложника

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм

Хищение либо вымогательство наркотических веществ

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Задание 4

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)

Ложный звонок

Ситуация 1 : В класс вбегает ученик:

Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья - ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ситуация 2 : К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья - ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик

В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере

расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

Не дам, он новый, только вчера купили.

Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья - ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 4 : В классе идет спор двух учащихся:

Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться - и тебе не жить.

Судья - ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:

А ты дылда!!!

А ты сама Гадина!!!

Судья - ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 - 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6 : В класс вбегают мальчишки:

А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

Клево, вот люди порадуются!

Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья - ученик зачитывает: Статья 214 УК - вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;

➣ обязательные работы;

➣ исправительные работы;

➣ лишение свободы на определенный срок.

4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы - Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Loading...Loading...