Кодификация протокольных норм в международных правовых актах. Понятие кодификации международного права

Кодификация международного права как вид правотворческой деятельности государств ориентирована на договорное оформление отдельных отраслей международного права.

Установочно понятие "кодификация" по своему смысловому содержанию происходит от двух латинских слов - "codex" и "fació", что вместе означает "создание сводного закона в форме кодекса".

В историческом плане первым ученым, кто предложил привести свод норм международного права к единому кодексу, был Дж. Бентам (J- Bentam). Именно ему, Дж. Бентаму, принадлежит авторство самого термина "кодификация". Его академический труд под названием "Принципы международного прав", где представлены основополагающие теоретические постулаты по выработке кодекса (code) норм международного права, прошел научную редакцию в период с 1786 по 1789 г. Однако этот труд Дж. Бентама увидел свет только после кончины самого автора.

Выступая в качестве особого вида правотворческой деятельности государств в рамках их взаимодействия на мировой арене, кодификация международного права в постановочном плане выполняет сразу несколько задач. Во-первых, происходит пересмотр международно-правовых норм, показавших свою устарелость и непригодность. Во-вторых, проводятся мероприятия по выработке новых международно-правовых норм с принятием во внимание реальных потребностей развития международных отношений. В-третьих, созданные в результате кодификационной работы новые международно-правовые нормы фиксируются в едином упорядоченном режиме в рамках общего многостороннего договора.

Перевод процесса кодификации международного права в форму институционно-обустроенного феномена проявляет себя через создание упорядоченной системы подготовки текстов конвенционных актов - от представления первоначальных предложений по тематике предстоящей работы до созыва специальной конференции для заключения конвенции. Постановочно выведенная как цель - содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации - Комиссия международного права в рамках ее общих полномочий по выбору темы для кодификации принимает предложения, исходящие от Генеральной Ассамблеи ООН, по рассмотрению конкретной тематики для предстоящей работы в формате приоритета. Конечный продукт работы комиссии - проект конвенционного акта - представляет собой завершающий этап в институционном обустройстве позитива деятельности мирового сообщества под названием "прогрессивное развитие международного права и его кодификация". В ситуации, когда созыв (по решению Генеральной Ассамблеи ООН с подачи Комиссии международного права) международной конференции для заключения конвенции представляется логическим элементом институционно-правового формата работы по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, опубликование доклада комиссии, принятие доклада к сведению или одобрение доклада в специальной резолюции Генеральной Ассамблеи - все это образует целостный по форме позитив действия мирового сообщества в рамках процесса прогрессивного развития международного права и его кодификации.

Установление сущностного содержания понятия "кодификация международного права", как оно проявилось в науке и практике современного международного права, предметно проводилось с учетом временных показателей принятия 21 ноября 1947 г. Положения о Комиссии международного права. Дело в следующем. Содержащееся в ст. 15 Положения терминологическое обозначение понятий "прогрессивное развитие международного права" и "кодификация международного права" прямо ориентирует всех ученых, осуществляющих свои исследования по соответствующей проблематике, использовать в своих концептуальных определениях эти понятия. И уже конкретно. Определение термина "кодификация международного права", как оно представлено в ст. 15 Положения, обозначает существо понятия как более точное формулирование и систематизацию норм международного права в тех областях, уже проводится широкая государственная политика, имеются прецеденты, доктрины.

В развитие обозначенных задач по точному формулированию и систематизации международно-правовых норм с перспективой всестороннего регулирования конкретной области международных отношений кодификация международного права призвана содействовать процессу совершенствования мирового правопорядка.

Как и любой вид правотворческой деятельности, кодификация международного права включает в себя два этапа, а именно: 1) согласование воли государств по поводу текста предполагаемого общего многостороннего договора; 2) выражение государствами своего согласия на обязательность данного международно-правового акта. Институциональным органом по кодификации международного права, в общем порядке признанным мировым сообществом, выступает Комиссия международного права ООН. Комиссия излагает свои проекты в форме статей и далее рекомендует данный проект государств - членов ООН для заключения соответствующей конвенции (ст. 20 и 23 Статута Комиссии).

По результатам содействия упорядоченности международно-правовых отношений установлено значение процесса кодификации в параметрах содействия установлению и развитию норм общего международного права. Критерием всего процесса кодификации международного права выступает выработка таких международно-правовых актов, которым присущи универсальность и всеобщность. В обозначенных параметрах суверенного равенства все государства - члены мирового сообщества имеют право на участие в кодификационных конвенциях. В Венской декларации об универсальности, которая была принята па Дипломатической конференции полномочных представителей но праву международных договоров (Вена, 1968-1969 гг.), предметно заявлено: многосторонние договоры, касающиеся кодификации и прогрессивного развития международного права или объекта и цели в режиме общего интереса для международного сообщества в целом, должны быть открыты для всеобщего участия.

Конкретность и четкость общепризнанных критериев участия в кодифицированных конвенциях однозначно устанавливают следующее. Все государства - члены мирового сообщества через свое участие в процессе кодификации международного права призваны содействовать упрочению современного международного правопорядка.

Прогрессивное развитие международного права и его кодификация в режиме целостного взаимодействия и единства всего процесса предметно ориентированы на выработку международных конвенций, призванных регулятивно воздействовать на новые области международных отношений, которые до этого не были урегулированы на основе права. Распространение действия международного права в параметрах целостного охвата всех областей и направлений развития международных отношений оказывает позитивное влияние на процесс упрочнения международного правопорядка. Поступательное развитие человеческой цивилизации сопряжено с возникновением новых областей сотрудничества государств в рамках регулятивного воздействия права. В этом плане меры, предпринимаемые мировым сообществом по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, объективно вписываются в насущные потребности человеческой цивилизации и оказывают качественно позитивное влияние на современный правопорядок в плане обеспечения его юридической целостности и институционной завершенности.

Кодификация международного права как вид правотворческой деятельности государств ориентирована на договорное оформле­ние отдельных отраслей международного права.

Установочно понятие «кодификация» по своему смысловому содержанию происходит от двух латинских слов «codex» и «facio», что вместе означает «создание сводного закона в форме кодекса».

В историческом плане первым ученым, кто предложил при­вести свод норм международного права к единому кодексу, был Дж. Бентам (J. Bentam). Именно ему принадлежит авторство са­мого термина «кодификация». Его академический труд под назва­нием «Принципы международного права», где представлены осно­вополагающие теоретические постулаты по выработке кодекса (code) норм международного права, прошел научную редакцию с 1786 по 1789 г., однако был издан уже после кончины автора.

Выступая в качестве особого вида правотворческой деятельно­сти государств в рамках их взаимодействия на мировой арене, кодификация международного права в постановочном плане вы­полняет сразу несколько задач. Во-первых, происходит пересмотр международно-правовых норм, показавших свою устарелость и непригодность. Во-вторых, проводятся мероприятия по выработке

новых международно-правовых норм с принятием во внимание реальных потребностей развития международных отношений. В-третьих, созданные в результате кодификационной работы новые международно-правовые нормы фиксируются в едином упорядоченном режиме в рамках общего многостороннего дого­вора.

Перевод процесса кодификации международного права в фор­му институционно-обустроенного феномена проявляет себя через создание упорядоченной системы подготовки текстов конвенци­онных актов: от представления первоначальных предложений по тематике предстоящей работы до созыва специальной конферен­ции для заключения конвенции. Руководствуясь постановочно выведенной целью - содействовать прогрессивному развитию ме­ждународного права и его кодификации, Комиссия международ­ного права в рамках ее общих полномочий по выбору темы для кодификации принимает предложения, исходящие от Генераль­ной Ассамблеи ООН, по рассмотрению конкретной тематики для предстоящей работы в формате приоритета. Конечный продукт ее работы - проект конвенционного акта - представляет собой за­вершающий этап в институционном обустройстве позитива дея­тельности мирового сообщества под названием «прогрессивное развитие международного права и его кодификация». В ситуации, когда созыв (по решению Генеральной Ассамблеи ООН с подачи Комиссии международного права) международной конференции для заключения конвенции представляется логическим элементом институционно-правового формата работы по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, опубликова­ние доклада комиссии, его принятие к сведению или его одобре­ние в специальной резолюции Генеральной Ассамблеи - все это образует целостный по форме позитив действия мирового сооб­щества в рамках процесса прогрессивного развития международ­ного права и его кодификации.

Установление сущностного содержания понятия «кодифика­ция международного права», его проявления в науке и практике современного международного права, предметно проводилось с учетом временных показателей принятия 21 ноября 1947 г.

По­ложения о комиссии международного права. Дело в следующем. Содержащееся в статье 15 Положения терминологическое обозна­чение понятий «прогрессивное развитие международного права» и «кодификация международного права» прямо ориентирует ученых, осуществляющих свои исследования по соответствующей проблематике, использовать в своих концептуальных определени­ях эти понятия. И уже конкретно: определение термина «кодифи­кация международного права», как оно дано в статье 15 Положе­ния, обозначает существо понятия как более точная формулиров­ка и систематизация норм международного права в тех областях, где уже проводится широкая государственная политика, имеются прецеденты доктрины.

В развитие обозначенных задач по точному формулированию и систематизации международно-правовых норм с перспективой всестороннего регулирования конкретной области международных отношений кодификация международного права призвана содей­ствовать процессу совершенствования мирового правопорядка.

Как и любой вид правотворческой деятельности, кодифика­ция международного права включает в себя два этапа, а именно: 1) согласование воли государств по поводу текста предполагае­мого общего многостороннего договора; 2) выражение государст­вами своего согласия на обязательность данного международно­правового акта. Институциональным органом по кодификации международного права, в общем порядке признанным мировым сообществом, выступает Комиссия международного права ООН. Комиссия излагает свои проекты в форме статей и далее реко­мендует данный проект государств - членов ООН для заключе­ния соответствующей конвенции (ст. 20 и 23 Статута Комиссии).

По результатам содействия упорядоченности международ­но-правовых отношений установлено значение процесса кодифи­кации в параметрах содействия установлению и развитию норм общего международного права. Критерием всего процесса коди­фикации международного права выступает выработка таких меж­дународно-правовых актов, которым присущи универсальность и всеобщность. В обозначенных параметрах суверенного равенства все государства - члены мирового сообщества имеют право на участие в кодификационных конвенциях. В Венской декларации об универсальности, которая была принята на Дипломатической конференции полномочных представителей по праву международ­ных договоров (Вена, 1968-1969 гг.), предметно заявлено: много­сторонние договоры, касающиеся кодификации и прогрессивного развития международного права или объекта и цели в режиме об­щего интереса для международного сообщества в целом, должны быть открыты для всеобщего участия.

Конкретность и четкость общепризнанных критериев участия в кодифицированных конвенциях однозначно устанавливают сле­дующее. Все государства - члены мирового сообщества призваны через свое участие в процессе кодификации международного пра­ва содействовать упрочению современного международного пра­вопорядка.

Прогрессивное развитие международного права и его кодифи­кация в режиме целостного взаимодействия и единства всего про­цесса предметно ориентированы на выработку международных конвенций, призванных регулятивно воздействовать на новые области международных отношений, которые до этого не были урегулированы на основе права. Распространение действия меж­дународного права в параметрах целостного охвата всех областей и направлений развития международных отношений оказывает позитивное влияние на процесс упрочнения международного пра­вопорядка. Поступательное развитие человеческой цивилизации сопряжено с возникновением новых областей сотрудничества го­сударств в рамках регулятивного воздействия права. В этом плане меры, предпринимаемые мировым сообществом по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, объективно вписываются в насущные потребности человеческой цивилизации и оказывают качественно позитивное влияние на современный правопорядок в плане обеспечения его юридической целостности и институционной завершенности.

С другой стороны, международный договор может быть правовым обычаем; это бывает тогда, когда государства не дали согласия на юридическую обязательность договора, конвенции, но молчаливо соблюдают нормы, закрепленные в этих источниках. Например, СССР ратифицировал Венскую конвенцию о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. только в 1986 г., однако он все время соблюдал положения Конвенции. Закон СССР «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР» 1978 г. был принят в соответствии с положениями Венской конвенции.

Общие принципы права. О них говорится в п. «с» ст. 38 Статута Международного суда ООН. Международный суд применяет «общие принципы прав, признанные цивилизованными нациями». В науке международного права до сих пор идет дискуссия, что относится к общим принципам права; это:

  1. принципы естественного права и справедливости, и они представляют особый источник права;
  2. основные принципы международного права.

Более правильная точка зрения, что общие принципы права - это принципы, присущие всем правовым системам мира («правовым семьям »); они как бы отражают совпадающее правосознание народов (наций) и могут применяться в процессе реализации норм международного права . Например, к этим принципам относятся законность , равенство, справедливость, добросовестность. К таким общим принципам относятся и юридические постулаты, или максимы, правила юридической логики и юридической техники , в том числе пришедшие к нам из римского классического права (как правило, они пишутся на латинском языке). Можно назвать некоторые из них: «специальный закон отменяет общий»; «последующий закон отменяет предыдущий»; «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет»; «никто не может быть судьей в собственном деле»; «бремя доказательств возлагается на другую сторону, предъявившую иск» и др.

Судебные решения и доктрины. Это вспомогательные средства, один из путей для принятия решения судом.

Судебные решения, прежде всего акты международных судов, приближаются к прецедентному праву. Что касается доктрины, то еще в прошлом международное право называли доктринальным правом, или правом ученых (например, это труды Г. Гроция).

Как правило, Международный суд ООН в своих решениях не ссылается на доктрину. Она используется в мнениях судей и выступлениях представителей сторон. Таким образом, по ст. 38 Статута Международного суда ООН судебные решения и доктрина не являются источниками права, они могут быть основой для создания впоследствии норм обычного права и международного договора, если к такому соглашению придут государства.

Следует сказать несколько слов о ч. 2 ст. 38 Статута Международного суда ООН. Суд может решать дело на основе равенства и справедливости (ex aequo et bono). Речь идет о возникших фактах, отношения в связи с которыми не урегулированы нормами международного права или являются спорными. С согласия государств дело может быть передано на рассмотрение Международного суда ООН. Это особые случаи. Я. Броунли пишет: «Это право разрешать дело ex aequo et bono подразумевает достижение компромисса, примирения в порядке дружественного урегулирования».

Приводится такой пример применения принципа справедливости.

В 1969 г. Международный суд ООН вынес решение о континентальном шельфе Северного моря. Суду пришлось прибегнуть к формулированию принципа справедливости в вопросе о делимитации прилежащих зон континентального шельфа. Дело в том, что прибрежные государства, выступающие в качестве сторон в споре по поводу дна Северного моря, не были связаны никакими нормами обычного или договорного права.

Односторонние акты государств. К таким актам относятся заявления, ноты, признания, протесты, отказ от претензий, обещания и др.

По этим актам государство берет на себя определенные обязательства.

Но вопрос в том, являются ли эти обязательства юридическими и можно ли отнести их к источникам международного права. Например, государство заявляет о постоянном нейтралитете, о неприменении первым ядерного оружия , о признании какого-либо нового образования. Поскольку такие акты встречаются часто, то КМП ООН в 1996 г. предложила Генеральной Ассамблее ООН включить право, касающееся односторонних актов государств, в качестве темы, подходящей для кодификации и прогрессивного развития международного права.

Согласно разрабатываемому проекту конвенции это такие акты, которые представляют собой заявление, выражающее волю и согласие государства, и посредством которого это государство стремится создать обязательства или другие правовые последствия по международному праву. КМП ООН при разработке критериев классификации актов государств использовала три общепризнанные категории: акты, посредством которых государство принимает на себя обязательства (обещание и признание); акты, посредством которых государство отказывается от какого-либо права (отказ); акты, посредством которых государство подтверждает какое-либо право или притязание (протест).

Односторонние акты государств обсуждались в Международном суде ООН.

Такие конференции созываются специально для обсуждения и принятия источника международного права в письменной форме.

Международные конференции созываются также для обсуждения вопросов политических, экономических, безопасности, для решения тех или иных глобальных проблем. Как правило, на таких конференциях принимаются акты, имеющие рекомендательное значение, или нормы политических договоренностей. Например, к ним относятся нормы Парижской хартии для новой Европы 1990 г. Такие документы в отличие от источников международного права (договоры , конвенции) не регистрируются в ООН и не ратифицируются, они лишь подписываются участниками конференции (совещания).

Особо стоит вопрос о природе Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. Некоторые юристы считают, что Заключительный акт СБСЕ является источником международного права, содержит в себе принципы международного права и государства были наделены правами по осуществлению контроля за соблюдением принятых политических и правовых обязательств . В отличие от других международных договоров Акт не подлежит ратификации.

Что касается актов международных организаций, то их природа также неоднозначна. Такие акты называются специальными, а правотворчество международных организаций - нетрадиционным. Особенно часто обсуждается вопрос о роли и значении резолюций, деклараций Генеральной Ассамблеи ООН. Существуют разные подходы; например, если за резолюцию проголосовали все государства или 2/3 государств, то она - источник международного права. Более правильная позиция состоит в том, что резолюция является источником международного права, если она толкует и кодифицирует нормы Устава ООН. К ним, например, относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. Эти акты имеют общепризнанную обязательную силу. Остальные резолюции являются рекомендациями, морально-политическими нормами, и они оказывают влияние в последующем на создание и реализацию норм международного права . Резолюции могут быть нормотворческими, когда они касаются поправок к Уставу ООН. Например, согласно ст. 108 Устава ООН и ст. 69 Статута Международного суда ООН резолюции Генеральной Ассамблеи служат юридической формой принятия поправок к Уставу и к Статуту. Эти поправки ратифицируются государствами - членами ООН. Таких поправок было уже несколько (например, поправки об увеличении числа членов Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета).

Есть акты, которые регулируют внутреннюю деятельность международных организаций (регламенты, порядок голосования, избрание на должности, взносы в бюджет и т.д.). Эти акты образуют так называемое внутреннее право международных организаций.

Кодификация норм международного права

В процессе нормообразования и создания источников международного права накапливается большой массив норм права . В связи с этим появляется необходимость в кодификации таких норм. Кодификация как один из видов систематизации международно-правовых актов преследует цель обеспечить ясное и четкое изложение действующих норм международного права . Кодификация исключает различное и неодинаковое толкование норм международного права и содействует единообразному и последовательному их применению.

Кодификация - это международная деятельность и правотворческий процесс1, она может быть официальной и неофициальной, общей и частичной. «Сущность кодификации международного права состоит в усовершенствовании действующих международных норм, означающем приведение их в определенную систему на основе единых принципов». За последние годы государства кодифицировали отдельные отрасли международного права путем принятия общего многостороннего договора или кодификационного акта.

Особую роль в кодификации международного права играет Комиссия международного права как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН , учрежденный на ее второй сессии. Согласно п. 1 «а» ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации в целях прогрессивного развития международного права и его кодификации. Как записано в Положении КМП ООН от 21 ноября 1947 г., «Комиссия состоит из 34 членов, являющихся лицами с признанным авторитетом в области международного права».

Члены КМП избираются Генеральной Ассамблеей на пятилетний срок и выступают в личном качестве. В ст. 15 Положения о КМП под прогрессивным развитием понимаются вопросы, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств. Под кодификацией международного права понимается более точное формулирование и систематизация норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины. КМП занимается подготовкой проектов многосторонних конвенций. С этой целью КМП производит отбор тем для прогрессивного развития и кодификации права. Критерии отбора тем в КМП:

  • тема должна отражать потребности государств;
  • тема должна быть достаточно созревшей с точки зрения практики государств;
  • тема должна быть конкретной и реализуемой.

Кроме того, КМП считает, что необходимо не только ограничиваться нетрадиционными темами, но также рассматривать те темы, которые отражают новые изменения в области международного права и насущные интересы международного сообщества. На 60-й сессии в 2008 г. КМП постановила работать над следующими проектами тем: оговорки к международным договорам ; ответственность международных организаций; защита людей в случае бедствий; общие природные ресурсы; последствия вооруженных конфликтов для международных договоров; высылка иностранцев ; иммунитет должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции; обязательство выдавать или осуществлять судебное преследование (aut dedere aut iudicare).

Окончательно разработанный проект конвенции КМП представляет Генеральной Ассамблее ООН, которая принимает решение о созыве конференции государств для обсуждения и принятия текста конвенции.

Система международного права

За последние годы в научной литературе и в практике международных организаций появились термин и понятие нормы «твердого права» (англ. hard law) и нормы «мягкого права» (англ. soft law).

Нормы «твердого права» содержатся в международных договорах, в которых четко и ясно устанавливаются права и обязанности сторон.

Нормы «мягкого права» не порождают четких прав и обязанностей, они дают лишь общую установку, например, такие нормы содержатся в политических договорах («добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры») и в резолюциях международных организаций, конференций, в коммюнике, в совместных заявлениях.

В научной и учебной литературе все чаще пишут о нормах международного процессуального права. Многие процессуальные нормы содержатся в международном судопроизводстве , например в Статуте Международного уголовного суда (ч. 5, 6, 8).

Принципы международного права. Принципы международного права являются основой международного правопорядка . Это обобщенные, основополагающие и общепризнанные юридические нормы. Они обладают высшей юридической силой. Обязательства, вытекающие из основных принципов, носят универсальный и всеобщий характер (erga omnes), и все государства должны быть заинтересованы в защите принципов. Состояние международного правопорядка зависит от того, как соблюдаются и признаются принципы государствами. Нарушение одного принципа влечет нарушение всей системы международного права.

Государства постоянно стремятся кодифицировать и конкретизировать принципы международного права. В Уставе ООН закреплены семь принципов международного права: неприменение силы или угрозы силой; мирное разрешение споров; невмешательство во внутренние дела; сотрудничество; равноправие и самоопределение народов; суверенное равенство государств; добросовестное соблюдение обязательств по международному праву. Но Устав ООН называет эти принципы, а конкретное их содержание дано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г.

Пункт 6 ст. 2 Устава закрепил: «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности». Заключительный акт СБСЕ 1975 г. включил еще три принципа международного права: нерушимость границ; территориальная целостность государств; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

Поскольку принципы являются основой международного права, то нарушение одного принципа влечет подрыв устоев всей системы международного права и правопорядка. Все государства, независимо от времени их возникновения, членства или нечленства в ООН, обязаны соблюдать императивы принципов международного права.

Принципы права - комплекс обобщенных норм, составляющих ядро современного международного права и фундамент современного международного правопорядка. Принципы - это требование, несущее в себе должное, и это идеал, определяющий цели, ориентиры через законность , справедливость, добросовестное соблюдение международных обязательств. Как видим, принципы - это правила поведения особого рода и высшего порядка.

Все принципы международного права взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это подчеркнула Декларация о принципах международного права 1970 г.: «При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов».

Качеством принципов международного права является их императивность (jus cogens). Статья 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. дает понятие императивной нормы (jus cogens): «Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Статья 53 не назвала конкретно нормы jus cogens. КМП ООН в 2001 г. в Комментарии к Проектам статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния привела в качестве примера следующие нормы jus cogens: запрещение агрессии, рабства и работорговли, геноцида, расовой дискриминации и апартеида, пыток; основные нормы международного гуманитарного права, применимые в вооруженном конфликте ; право на самоопределение.

Помимо общих, основных принципов в международном праве существуют межотраслевые принципы (договоры должны соблюдаться, ответственность и др.) и отраслевые принципы (свобода судоходства в морском праве, исследование и использование космического пространства в мирных целях в космическом праве и т.д.).

Во многих международных документах, правовых актах и в национальном законодательстве государств часто ссылаются на принципы международного права.

Развитие системы международного права идет в соответствии с требованиями практики международно-правового регулирования. Диверсификация международных отношений и становление международного порядка оказывают непосредственное воздействие на систему международного права. Система международного права стабильна, динамична и постоянно развивается. Естественно, в этой системе возникают противоречия, но все же она остается единой и целостной.

В связи с развитием системы международного права, появлением в ней новых отраслей и институтов на универсальном и региональном уровне в последнее время стали обсуждать проблему фрагментации (разрыв частей) международного права. Речь идет о том, что в отраслях международного права, в практике международных судебных учреждений возникли такие нормы и решения, которые противоречат нормам других отраслей международного права или не совпадают с прежними решениями международных судебных учреждений (например, нормы о правах человека). И следовательно, фрагментация угрожает системе международного права. На эту проблему обратила внимание КМП ООН; Г. Хафнер, член Комиссии, посвятил ей специальный доклад. Он выделил следующие причины, способствующие усилению фрагментации системы международного права: отсутствие централизованных институтов, которые обеспечивали бы однородность и соответствие правовых норм; параллельное регулирование на универсальном или региональном уровне одного и того же вопроса; конкуренция норм. По мнению Р.А. Колодкина, члена КМП ООН, фрагментации системы международного права не существует, а ее угрозы тем более.

По каким бы путям ни шли международно-правовое регулирование и создаваемые нормы международного права, главное, чтобы это регулирование соответствовало принципам международного права, нормам jus cogens как верным «стражам» системы международного права. Да и сама кодификация международного права доказывает, что система развивается и устраняются причины для ее фрагментации.

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

1) установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;

2) изменением или пересмотром устаревших норм;

3) разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

4) закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и Институт международного права.

Несмотря на распространенную практику придания в исключительных случаях обязательной юридической силы актам конференций и совещаний, равно как и резолюциям международных организаций, в теории существует явное нежелание считать вышеуказанные акты источниками международного права.

В целом теоретики международного права считают перечень источников (международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и, в качестве вспомогательных источников, судебные решения (прецеденты), а также доктринальные учения наиболее видных специалистов в области международного права), перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, приблизительным и неисчерпывающим, но вполне пригодным для изучения и использования в международной практике.

Предыдущая

Среди универсальных норм особое место занимают императивные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:

1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и . Они пронизывают содержание всех существующих норм.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием "локальные нормы" охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

Кодификация международного права

Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права .

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права , решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности .

Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры , как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны , Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права ... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами . Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. — "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).

Loading...Loading...