Краткое содержание челкаш 1 глава. Анализ рассказа «Челкаш» (М

­Краткое содержание Челкаш

Действие рассказа начинается в порту южного города. На улице душно и жарко, а небо потемнело от пыли. Здесь раздается «звон якорных цепей», грохот подвозящих грузы вагонов и стук дерева. Во всем этом шуме почти не слышны слабые голоса «смешных и жалких» людей, работающих тут. Оборванные, все в пыли, согнутые под тяжестью лежащих на их спинах грузов, сотрудники порта кажутся абсолютно ничтожными по сравнению с окружающими их грудами товаров, железными вагонами и всем тем, что они создали.

К полудню, бросив работу, грузчики усаживаются отдохнуть и пообедать. Тут на горизонте появляется хорошо известный всем Гришка Челкаш . Это «старый травленый волк», «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор».

Одежда Челкаша грязна и оборвана, а на ногах его нет даже ботинок. Этот худой и сутулый мужчина хитрой походкой, напоминающей хищные повадки степного ястреба, расхаживает среди грузчиков и кидает на всех острые взгляды.

Челкаш ищет своего подельника - рыжего Мишку. От таможенного сторожа Семеныча босяк узнает, что тому придавило ногу чугунным штыком и мужчину отвезли в больницу.

Семеныч выпроваживает Челкаша к портовым воротам, но герой не спешит уходить. Присев неподалеку, он начинает размышлять о крупном деле, которое должно принести ему большой заработок. Только в этом деле требуется «немного труда и много ловкости». Конечно, ловкости то у него - бывалого вора хватит, но без подельника никак не обойтись.

И тут Челкаш замечает в нескольких шагах от себя широкоплечего коренастого парня, рядом с которым лежит коса, да котомка с вещами. Разговорившись с молодым человеком и представившись рыбаком, вор узнает, что того зовут «Гаврилом» и держит он свой путь с Кубани, где пытался заработать наемным косцом. Но в тот год на Кубань пришло много голодающих людей, поэтому заплатили Гавриле очень мало.

Челкашу нравится этот «сосунок», который «доверчиво и добродушно» смотрит на него своими большими голубыми глазами. Вор решает сделать из парня подельника и зазывает Гаврилу якобы на рыбную ловлю, обещая хороший заработок. Молодой человек, не чувствуя подвоха, соглашается.

Между Челкашом и Гаврилой очень мало общего, и чем больше времени герои проводят вместе, тем сильнее заметны становятся эти различия. Поэтому вор постепенно начинает презирать своего случайного подельника, а затем даже ненавидеть. Сначала Челкаша заставляет отвернуться от парня то, что Гаврила хочет быть свободным человеком, но размышляет о свободе со всем пафосом, свойственным молодости, абсолютно не зная ей цену.

Для Гаврилы свобода заключается в том, чтобы не идти «в зятья», да «в батраки» к зажиточному тестю. Челкаш же, считая парня «хуже и ниже себя», злится, что тот «смеет» любить то же, что любит он, и таким образом словно бы становится похож на вольного босяка.

Гаврила, несмотря на недоброжелательный настрой вора, признает в Челкаше «хозяина» и готов следовать за ним хоть на край света. Но пока босяк отводит его лишь в ближайший трактир, где молодой человек напивается и засыпает, мыча словно теленок.

Глядя на него, босяк чувствует на своих плечах ответственность за жизнь этого молодого человека, с которой он теперь волен сделать все что угодно. Челкашу становится даже немного жаль «малого», но «малый был нужен».

Ночью подельники выходят в море на шлюпке. Протрезвевший Гаврила чувствует себя в окружении водной стихии крайне неспокойно: она давит на него, заставляя сгибаться от страха. Челкаш же, наоборот, любит эту бескрайнюю «темную широту». Сидя на корме, он спокойно смотрит вперед, «разрезая» рулем воду.

Когда Гаврила в середине поездки вдруг осознает, что впереди их ждет вовсе не рыбная ловля, деваться молодому человеку уже некуда. Опасаясь того, что Челкаш убьет его и выкинет за борт, парень покорно следует всем указанием своего «хозяина»: молча гребет и принимает тюки с награбленными вещами, которые босяк спускает ему со стены мола.

После подельникам требуется провести лодку через таможенные кордоны. Едва заслышав это слово («кордоны»), Гаврила сразу впадает в состояние паники. Молодому человеку хочется кричать во весь голос и звать на помощь, но Челкаш не дает парню сделать этого.

Кордоны успешно пройдены, и Челкаш пребывает в веселом расположении духа, ведь он успел «полтысячи тяпнуть» всего за одну ночь! Гаврила теперь уже также начинает мечтать о своем богатом счастливом будущем. Вскоре подельники прибывают к низкому судну, где какие-то нерусские бородатые люди забирают у них товар и укладывают вора с парнем спать, обещая к утру «припасти» денег.

Утром Челкаш просыпается первым и, покинув спящего Гаврилу на два часа, возвращается одетый в хорошие, пусть и слегка потертые, но крепкие сапоги, кожаные штаны и куртку. Парень спросонья даже не может узнать похорошевшего «хозяина».

Настроение Гаврилы очень изменилось с прошедшего вечера. Чувство страха полностью покинуло молодого человека. Теперь парень больше не боится загубить свою душу, как раньше. Он готов ехать на новое дело с Челкашом, если только оно принесет значительную прибыль.

Сев в лодку, герои отправляются к берегу. По дороге босяк показывает Гавриле свою прибыль. При виде денег все в глазах молодого человека принимает «яркие, радужные оттенки». Тогда Челкаш отдает ему часть своей прибыли. Парень, «жадно сощурив глаза», прячет мятые бумажки за пазуху.

Жадность настолько овладевает Гаврилой, что герой становится уже просто не в силах противостоять ей. Сойдя на берег, он кидается в ноги Челкашу и начинает умолять того отдать ему деньги. Слушая его, босяк думает, что он сам, несмотря на свой воровской образ жизни, никогда бы не пал так низко.

Челкаш отдает Гавриле свои деньги. Молодой человек на радостях признается, что еще в море хотел ударить босяка веслом и сбросить за борт, чтобы эти деньги отнять. Услышав это, вор, разозлившись, легко «укладывает» парня на землю.

Отобрав у Гаврилы мятые бумажки, Челкаш, зло посмеиваясь, повернувшись к своему бывшему подельнику спиной, уходит прочь. Но молодой человек успевает схватить большой камень и бросить его прямо в голову обидчика. Босяк хватается за рану, теряет сознание и падает в песок.

Сначала Гаврила, испугавшись, что убил Челкаша, бросается прочь. Но потом он возвращается, раболепно целует руки своего «хозяина» и просит у него прощения.
Очнувшись, Челкаш все-таки отдает парню деньги. Затем босяк поднимается и, держась за голову, уходит прочь.

Вскоре начинается дождь, а на море поднимаются волны. Брызги воды смывают с песка следы Гаврилы и красное пятно, образовавшееся в том месте, где лежал Челкаш. На пустынном берегу не остается больше ничего, что хоть как-то напоминало бы о «маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми».

«Челкаш» является Гришка Челкаш, старый травленый волк, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор и контрабандист в одном из южных черноморских портов. Босой, в старых вытертых плисовых штанах, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшим его подвижные, угловатые, сухие кости, обтянутые коричневой кожей, длинный, костлявый, немного сутулый, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и прицеливающеюся походкой, такой же плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной, зоркой, как полет злой, нервной птицы, которую он напоминал.

По сюжету рассказа Горького, Челкашу предстояла ночью очень выгодная контрабандная кража, как вдруг товарищ его, Мишка, сломал себе ногу, а одному Челкашу трудно было справиться с делом, и он бесцеремонно завербовал себе первого встречного на улице, деревенского парня Гаврилу, пробиравшегося домой с летних заработков. Парень был широкоплеч, коренаст, рус, с загорелым, обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими доверчиво-добродушно. Отец у него умер, осталась на руках мать-старуха; земля была вся истощена, и решился он идти в зятья в хороший дом, надеясь, что тесть выделит дочку. Но тесть не захотел выделить земли дочери; приходилось Гавриле годы быть у него батраком. Надумал он пойти на Кубань рублей двести сработать там и встать на ноги при помощи их; но и это не выгорело. Цены за покос на Кубани были сбиты вследствие избытка пришлых рабочих, и пришлось Гавриле возвращаться домой почти с пустыми руками.

Вот его-то, случайно встретив на улице, нанял Челкаш себе в помощники. Они поехали на лодке с целью кражи тюков с шелком. Гаврила греб, а Челкаш сидел на руле. Путешествие было полно опасностей на каждом шагу. Гаврила умолял, чтобы Челкаш высадил его на берег. Челкаш издевался над его трусостью, но в то же время простые мужицкие речи Гаврилы о деревенской жизни привели сердце его в крайнее умиление. Горький описывает, как перед Челкашом воскресли картинки далекого прошлого, он вспоминал себя ребенком, вспомнил отца, мать, видел себя женихом и видел жену – черноглазую Анфису, и пр., и пр. Челкаш чувствовал себя овеянным ласковой струей примиряющего воздуха родной страны, донесшегося до его слуха, и ласковые слова матери, и солидные речи исконного мужика-отца, и много забытых звуков, и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими... И он чувствовал себя сбитым, упавшим, жалким и одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах.

Эти чувства так умилили Челкаша, что когда дело их увенчалось успехом, – Челкаш выкрал несколько тюков шелку и в ту же ночь продал их за пятьсот сорок рублей, – он отдал все их Гавриле, когда тот при прощании с ним на берегу моря бросился ему в ноги и просил его осчастливить, уделивши ему хоть двести рублей из вырученных денег. Каково же было и удивление, и негодование Челкаша, когда Гаврила тут же сознался ему, что при возвращении он боролся с мыслью убить Челкаша ударом весла, ограбить и выкинуть за борт лодки. – Кто, мол, его хватится? И найдут – не станут допытываться: как, да кто убил, да и не такой человек, чтобы из-за него шум подымать; не нужный он на земле!.. Кому за него встать!

Тогда между ними завязалась смертельная борьба. Челкаш бросился на Гаврилу и отнял у него деньги. Гаврила же кинул вслед ему камень, сильно ранил его в голову и оглушил до беспамятства, но сам, по своему крестьянскому добродушию, ужаснулся своему поступку, и, когда Челкаш очнулся, начал валяться у него в ногах, прося прощения. Челкаш обозвал его гнусом, заметив, что и блудить-то он не умеет и, с усилием подняв его голову за волосы, сунул ему деньги в лицо. «Бери, бери, – сказал он при этом. – Недаром работал, чай, бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Еще спасибо скажут, как узнают. На, бери; никто ничего не узнает о твоем деле, а награды оно стоит. Ну, вот!»

Челкаш пошел, пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой подергивая свой бурый ус. Гаврила же снял свой мокрый от дождя картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш.

Раб «общественной тенденции» своего творчества, Горький всячески старался изобразить в «Челкаше» моральное превосходство городского люмпена-босяка над крестьянином. Несмотря на явно неправдоподобное великодушие уголовника Челкаша, несмотря на то, что трудовой деревенский житель Гаврила показан здесь предателем, полуидиотом, почти недочеловеком, левая русская интеллигенция встретила рассказ Горького бурей восторженных рукоплесканий. Его дух целиком соответствовал «пролетарским» идеям марксистов , вошедшим в моду у русских левых вместо «крестьянского» народничества как раз в середине – второй половине 1890-х годов.

«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.

Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.

В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».

Жанр и направление

Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:

  1. Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
  2. Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».

Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).

Композиция

Рассказ состоит из вступления и 3 глав.

  1. Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
  2. Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
  3. Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.

Конфликт

Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.

  • Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
  • Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
  • Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.

Главные герои и их характеристика

Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.

Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.

Темы

  • Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
  • Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями <…> бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
  • Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»
  • Проблемы

    • Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
    • Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.

    Смысл

    Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.

    Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

    Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ «Челкаш» был написан Максимом Горьким в 1894 году. В основу данного рассказа положен настоящий случай, произошедший однажды. Человек, который рассказал автору этот случай был лежал в больнице города Николаева с писателем. Вор и бродяга по имени Гриша Челкаш, который порвал со своей средой проникается однажды симпатией к одному крестьянскому парню, который ищет средства на личное хозяйство.

«Челкаш» краткое содержание по главам

Глава 1

В порту царит суета и неразбериха. Люди в этом шуме кажутся ничтожными. Созданное ими поработило и обезличило их». Вереница грузчиков, несущая тысячи пудов зерна ради того, чтобы заработать на несколько фунтов хлеба, были смешны и жалки. Шум подавлял, а пыль раздражала ноздри. По удару гонга начался обед.

Грузчики расселись кругом, разложив свою нехитрую еду. Сейчас же среди них появился Гришка Челкаш, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».

Челкаш ищет Мишку, с которым он вместе ворует. Один из сторожей сообщает ему, что Мишке отдавило ногу и его увезли в больницу. В бешеной сутолоке порта Челкаш чувствует себя уверенно. Он собирается «на дело», жалеет, что Мишка не сможет ему помочь. Челкаш встречает молодого парня, знакомится с ним, разговаривает по душам, входит к нему в доверие, представляется рыбаком (который, однако, ловит не рыбу).

Парень, имя которого Гаврила, рассказывает, что ему нужны деньги, со своим хозяйством он не справляется, девушек с приданым за него не выдают, заработать он не может. Челкаш предлагает парню заработать, Гаврила соглашается. Челкаш приглашает Гаврилу пообедать, причем берет еду в долг, и Гаврила сразу преисполняется уважения к Челкашу, «который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием».

За обедом Челкаш опаивает Гаврилу, и парень оказывается полностью в его власти. Челкаш «завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его… И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно - нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен».

Глава 2

Ночью Челкаш и Гаврила на лодке отправляются «на работу». Следует описание моря и неба (психологический пейзаж: «Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс» - об рблаках). ЧеЛкаш не сообщает Гавриле истинной цели их путешествия, хотя Гаврила, сидящий на веслах, уже догадывается, что они вышли в море вовсе не затем, чтобы ловить рыбу. Гаврила пугается и просит Челкаша отпустить его. Челкаша же только забавляет страх парня.

Челкаш отбирает у Гаврилы паспорт, чтобы тот не удрал. Они пристают к стене, Челкаш исчезает и возвращается с чем-то «кубическим и тяжелым». Гаврила поворачивает обратно, мечтая об одном: «скорей кончить эту проклятую Работу, сойти на землю и бежать от этого человека, пока он в самом Деле не убил или не завел его в тюрьму». Гаврила гребет очень осторожно, и им удается проскочить мимо охраны. Однако по воде шарит луч прожектора, Гаврила перепуган до полусмерти, но им снова удается скрыться.

Гаврила уже отказывается от вознаграждения, Челкаш начинает «искушать» парня: ведь по возвращении в родную деревню того ожидает прежняя унылая, беспросветная жизнь, сообщает, что за одну сегодняшнюю ночь он заработал полтысячи. Челкаш говорит, что если бы Гаврила работал с ним, то был бы первым богатеем на деревне. Челкаш даже расчувствовался и заговорил о крестьянской жизни. Он вспоминает свое детство, свою деревню, родителей, жену, вспоминает, как служил в гвардии и как отец гордился им перед всей деревней. Размышления отвлекают Челкаша, и лодка едва не проезжает мимо греческого судна, на котором Челкаш должен отдать товар.

Глава 3

Челкаш и Гаврила ночуют на греческом корабле. Челкаш получает деньги, уговаривает Гаврилу еще раз поработать с ним. Показывает Гавриле гору бумажек, которыми с ним расплатились греки. Гаврила дрожащей рукой хватает 40 рублей, выделенных ему Челкашом. Челкаш с неудовольствием отмечает, что Гаврила жаден, но считает, что от крестьянина другого и ожидать не приходится.

Гаврила с возбуждением говорит о том, как хорошо можно жить в деревне, имея деньги. На берегу Гаврила набрасывается на Челкаша, просит отдать ему все деньги. Челкаш отдает ему ассигнации, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу». Гаврила униженно благодарит, вздрагивает, прячет деньги за пазуху.

Челкаш чувствует, «что он, вор, гуляка, оторванный ото всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя». Гаврила бормочет, что думал убить Челкаша, потому что никто не станет допытываться, куда тот пропал. Челкаш хватает парня за горло, отбирает деньги, затем с презрением поворачивается и уходит. Гаврила хватает тяжелый камень, бросает его в голову Челкашу, тот падает.

Гаврила бежит прочь, но потом возвращается и просит простить его и снять грех с души. Челкаш с презрением прогоняет его: «Гнус!.. И блудить-то не умеешь!..» Челкаш отдает Гавриле почти все деньги, кроме одной бумажки. Гаврила говорит, что возьмет, только если Челкаш простит его.

Начинается дождь, Челкаш поворачивается и уходит, оставив деньги лежащими на песке. У него подгибаются ноги, а повязка на голове все больше пропитывается кровью. Гаврила сгребает деньги, прячет их и широкими, твердыми шагами уходит в противоположную сторону.

Дождь и брызги волн смывают пятно крови и следы на песке. «И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми ».

Название: Челкаш

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 4мин 25сек

Аннотация:

События происходят в приморском городке. Гришку Челкаша, пьяницу и вора в гавани знают все. Он идет вдоль гавани, ищет своего товарища Мишку, с которым должен пойти на очередное дело. Но Мишка сломал ногу. Челкашу нужен напарник. Случайно он натыкается на деревенского парня Гаврилу, который рассказывает ему, как трудно ему приходится выживать в деревне. Челкаш предлагает Гавриле заработать. Гаврила соглашается. Они вышли в море на лодке, Гаврила сидит на веслах. Челкаш что-то украл, Гришка ждал его в лодке. За помощь Челкаш дает ему денег. Однако, у самого Челкаша осталась сумма гораздо большая, чем он дал Гавриле. Гаврила понимает, что с такими деньгами он может стать богачом. Он бросается в ноги Челкашу и умоляет его отдать ему деньги. Челкаш видит, как этот жадный человек может унижаться из-за денег. Он швыряет ему эти деньги в лицо. Однако, когда Гаврила признается, что хотел его убить из-за денег, Челкаш требует деньги обратно. Челкаш уходит, но Гаврила бросает ему вслед камень и разбивает камнем голову. Гаврила испугался и убежал. Однако, понимает, что с таким чувством вины не справится. Он возвращается к Челкашу и просит у него прощения. Челкаш предлагает ему деньги. Однако, Гаврила просит его простить, без прощения деньги не принесут ему счастья. Челкаш отдает ему деньги и говорит, что не за что просить прощения. Жизнь такого человека, как он, ни для кого не представляет ценности. Они расходятся в разные стороны.

М. Горький — Челкаш. Прослушать краткое аудио содержание онлайн.

Loading...Loading...