Ледовый буер. Под парусом - по льду

Все о зимнем болиде, способном обогнать ветер

Буер: коньки
под парусом

Все о зимнем болиде,
способном обогнать ветер

Продолжаем рассказывать о необычных занятиях зимнего сезона и способах достичь невероятных скоростей и сопутствующих им ощущений без использования двигателя. Сегодня на очереди буер – легкая парусная лодка на коньках для скольжения по льду. Заинтересовать этот болид может сразу по нескольким причинам. Во-первых, как выяснилось, буер – древнейший вид зимнего транспорта в мире. Во-вторых, эта ледовая яхта способна обогнать не только своих водных собратьев, но и сам ветер. Как? Об этом вы узнаете ниже.


В какой-то момент северные рыбаки адаптировали свои суда к ледяным полям, снабдив их коньками

Установить дату рождения первого буера невозможно, просто в какой-то момент северные рыбаки убедились в том, что зима – явление постоянное, и адаптировали свои суда к ледяным полям, снабдив их коньками. Ранее словом буер (нидерландское «boeier») обозначали суда с косыми парусами для грузовых (реже - пассажирских) прибрежных перевозок.


Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с катаниями на льду, 1609. Фото: commons.wikimedia.org

Царские гонки

В Россию буер попал из стран Северной Европы, в частности, Нидерландов. Первые отечественные ледовые суда начали строиться еще при Петре I. По одной весьма правдоподобной легенде, сам царь рассекал на ледовой яхте прямо перед Зимним дворцом, и даже у его дочери Елизаветы Петровны был собственный буер. К девятнадцатому веку в Северной столице местные яхт-клубы проводили регаты численностью до сотни буеров.


Конструкция

Современные гоночные буеры представляют собой крестообразную конструкцию с одной мачтой и тремя коньками: два по бокам и один рулевой

Одни из первых буеров были не чем иным, как обыкновенными парусниками, установленными на специальные полозья. Позже конструкцию значительно упростили, сделав более низкой и легкой, что позволило увеличить аэродинамические качества и повысить скорость болида. Современные гоночные буеры представляют собой крестообразную конструкцию с одной мачтой и тремя коньками: два по бокам и один рулевой – спереди или сзади. Корпус болидов делают как из дерева, так и из пластика или карбона. Конструкция парусов может быть как мягкой, так и жесткой, при этом меняется и форма и площадь паруса.

Управление

Как ни крути, а буер - это парусник, и вне зависимости от поверхности, по которой он мчится, будь то вода, лед или земля, принцип управления и конструкция паруса и рулевого управления схожи. Пилот осуществляет управление при помощи поворота переднего конька и натяжения или ослабления паруса. Самое интересное, что тормозов как таковых у буера нет, а замедление хода и полная остановка осуществляется также при помощи паруса.


Быстрее ветра

Звание самого быстрого парусного судна ледовая яхта получила не случайно. В отличие от колесных и водных яхт, буер способен развивать скорость, в пять раз превышающую скорость ветра! Дело в том, что при движении на парус буера воздействует не только истинный ветер (тот, который мы ощущаем в неподвижном положении), а сумма истинного и курсового ветра (который образуется при движении судна). К этой двойной силе, именуемой вымпельным ветром, остается только добавить крошечное сопротивление стальных коньков о лед, чем не могут похвастаться парусники, идущие по воде.

Гонки на льду

Достигая скоростей, превышающих отметку в 100 км/ч, было бы странным не превратить катание под парусом по льду в соревнования. Чаще всего центрами подготовки и проведения кольцевых гонок становятся яхт-клубы, расположенные на крупных закрытых водоемах, или затянутые льдом морские заливы, как, например, у берегов Санкт-Петербурга и Владивостока. Традиционными местами проведения чемпионатов мира становятся ледяные поля у берегов Балтики. Есть вероятность, что плацдармом для мировых соревнований в 2016 году выступят льды могучего Байкала.


Участие в боевых действиях

В годы войны буеры использовались для проведения разведывательных операций

В годы Финской и Великой Отечественной войны быстрые и малозаметные буеры с экипажем в несколько человек использовались для проведения разведывательных операций на Финском Заливе и Ладожском озере. Также на ледовые яхты оказали неоценимую помощь при обслуживании Дороги жизни, ведущей к блокадному Ленинграду.


Рекорды скорости

При ураганном ветре в 116 км/ч пилот разогнал свой буер «Debutante» до скорости 230 км/ч

Как и история возникновения первого буера, рекорд скорости на ледовой яхте остается покрытым плотной завесой тайны, слухов и споров. По одной из версий, самым быстрым человеком, выехавшим на лед под парусом, считается американец Джон Бакстэф, установившем свой рекорд в 1938 году на озере Виннебаго, штат Висконсин. При ураганном ветре в 116 км/ч пилот разогнал свой буер «Debutante» до скорости 230 км/ч. Современные проверенные рекорды на льду пока не превысили отметку 140 км/ч, однако никто из пилотов не сомневается в повышении этой планки.


Ну а всем, кто всерьез загорелся идеей погони за ветром по льду, напомним, что почти все буеристы – тепло одетые яхтсмены, не пожелавшие уходить с водоема. Поэтому вне зависимости от сезона ищите ближайший яхт-клуб и постигайте азы управления парусом.

А еще он говорил, что каждый представитель этого независимого от олимпийской суеты и крайне экстремального вида спорта должен хотя бы раз в жизни погонять на льду Священного озера. Наверное, с целью исполнить завет предшественника пять лет назад сюда приехал командор европейского флота DN Йорг Бонн. С его подачи был учрежден Кубок Байкала по буерному спорту, он же предложил провести в наших краях главный старт буерного сезона - чемпионат мира.

Поначалу задумка была встречена на ура, но и без того сложный в экономическом плане (для жителей Европы) проект окончательно развалился два года назад, когда против России были введены санкции. Многие известные буеристы попросту не пожелали ехать в далекую Сибирь. В итоге сражения за мировую корону провели в Швеции. Впрочем, о своем байкальском крестнике Йорг Бонн не забыл - около 30 европейских гонщиков вместе с российскими коллегами в минувшие выходные открыли на льду Курминского залива буерную неделю - первенство России, открытый чемпионат страны, Кубок Азии, ну и, конечно же, Кубок Байкала...

Если человек хоть раз побывал в этих местах, ему захочется возвращаться сюда вновь и вновь, - признался немецкий командор. - И чемпионат мира мы все равно проведем на байкальском льду. Пока все осложняет логистика. Привезти в это удаленное от цивилизации место 200 спортсменов весьма обременительно и затратно. Даже при условии, что буеристы - ребята привычные к спартанским условиям и привыкшие за все платить из собственного кармана.

По самым скромным подсчетам, поездка на Байкальскую неделю обошлась гостям из Европы в 4-5 тысяч евро. И это притом что ледовые болиды спортсмены привыкли возить к месту соревнований, что называется, в складчину - заказывают контейнер и загружают в него несколько десятков буеров.

Многие участники - люди весьма известные в мире буерного спорта, - рассказывает Феликс Баландин, один из организаторов Байкальской недели. - Некоторые из них входят в так называемый Золотой флот - есть среди них призеры европейских и мировых чемпионатов. Всего в этом году в наших турнирах примет участие более 60 спортсменов из 12 стран. География впечатляет - от Великобритании до Владивостока.

Меж тем после первых заездов Йорг Бонн оценил качество льда «на четверочку», заметив, что к идеальному покрытию участники опоздали примерно на неделю.

Действительно, со спортивной точки зрения, условия не самые лучшие, - соглашается петербуржец Олег Васильев. - Буер рассчитан на жесткий, темный лед. Только по нему можно быстро ехать. Весеннее солнце очень быстро разрушает покрытие - так что скорости уже не те...

Олег Васильев - один из сильнейших буеристов России. Гоняет уже более 30 лет - начинал еще шестиклассником. Около 10 раз становился чемпионом России, завоевывал медали на чемпионатах мира и Европы. На нынешней Байкальской неделе стал победителем стартовой гонки.

Буерный спорт - это своего рода болезнь, - признается он, - причем неизлечимая. Мы же не за звания и регалии гоняем, да и больших призовых нам никто не платит. Все свои поездки мы оплачиваем сами. Буера тоже не одну тысячу евро стоят. В уставе международной ассоциации даже есть пункт, что спортсмен должен быть состоятельным человеком. И тем не менее я не слышал, чтобы кто-то в трезвом уме и добром здравии ушел из нашего вида спорта. В Санкт-Петербурге есть легендарный гонщик Борис Саныч Хабаров - ему 82 года, и он участвует в соревнованиях наравне с молодыми. Причем гоняет абсолютно адекватно, на приличных скоростях...

Кубок Сибири по зимним видам парусного спорта проходит на льду Обского моря, где частый штормовой ветер создает для этого идеальные условия. Спортсмены со всей России соревнуются в гонках на кайтах и зимних серфах, а также в исполнении акробатических трюков.

Этот Кубок Сибири уже восьмой по счету. В этом году статус соревнований повысился. Впервые состязания проходят как первый этап Кубка России по зимним видам парусного спорта.

В ледовых боях под парусом принимают участие 103 спортсмена из 27 городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Кемерова, Сургута и других.

Больше всего участников заявилось в сноукайтинге на лыжах - 54 человека, в два раза меньше тех, кто управляет кайтом, катаясь на сноуборде.

Сама дисциплина называется курс-рейс. Гонщики проходят по специально выставленной дистанции около 10 километров.

Спортсмены разгоняются до скорости 40-60 километров в час. Рекорд, установленный в дисциплине одним из иностранных экстремалов, составляет 109 километров в час.

В курс-рейсе, чтобы определить победителя, для объективности проводят несколько гонок. В планах организаторов Кубка Сибири оргнизовать за три дня 15 стартов, но уже при пяти соревнования считаются состоявшимися.

«Например, вчера одного из лидеров на одной дистанции завалили, в другой у него порвался кайт, но так как гонок несколько, он еще может побороться за победу», - объяснил организатор Кубка Дмитрий Мурашев.

Возраст райдеров - от 15 до 57 лет. Юниоры, мужчины и девушки стартуют одновременно. После общего финиша их результаты распределяют по отдельным зачетам.

Впервые в зимних дисциплинах участвуют виндсерферы. По словам спортсменов, разница только в том, что под ногами - вода или снег.

Парус крепят к специальной доске, поставленной на лыжи. На снегу экстремалы развивают скорость до 50 километров в час.

Судьи разметили трассу на расстоянии примерно километра от берега, там было проще поймать северо-западный ветер, который дул в пятницу. В снежном поле -10 градусов ощущались как все -30.

«Когда ветер дует от берега, купол невозможно поднять, сегодня в центре - хороший ветер», - поделился спортсмен-юниор Иван Тургаев.

Кайт с планками весит от 15 килограммов. Основная характеристика воздушного змея - это площадь купола, от которой зависит тяга. Чем больше купол, тем выше будет скорость.

Во время Кубка в акватории Обского моря организовываетя бесплатное обучение. В школах в обычное время обучение с прокатом стоит от 1,5 тысячи в час.

Снаряжение для новичков стоит от 40 тысяч рублей и выше.

Сибирские условия называют идеальными для сноукайтинга, потому что здесь есть ветер и большая акватория, которая рано замерзает. «Страшно лететь по торосам, однажды налетел, лыжа отстегнулась, пришлось ехать», - вспомнил один из случаев Тургаве.

Сноукайтинг - самая молодая из дисциплин катания при помощи парашюта-кайта, этот вид в 70-х годах в Альпах. Первыми его начали осваивать сноубордисты, которые разработали технику акробатических прыжков и скольжения под куполом.

«С горы ты все время едешь вниз, а здесь - четыре стороны света и вверх», - высказал мнение о преимуществах езды с кайтом перед горными лыжами райдер Черемисов.

А желание пощекотать нервы не пропадает даже зимой, то такое увлечение для вас.

Парусный спорт – три века на льду

Буер, проще говоря, - это ледовая яхта. Вместо киля – рама на коньках. Всё, что нужно – ветер, лёд и желание научиться управлять этим парусом.

Прообраз буера появился ещё в 17-м веке в странах Северной Европы. Родиной считаются Нидерланды. Тогда буеры использовали преимущественно в хозяйственных и торговых целях в зимний период. Но уже в 20-м веке они получили широкое распространение по всему миру в качестве гоночного средства.

Это интересно! Первое официальное место для занятий на буере находится в США. Это река Гудзон. Первые же правила, касаемые буерного спорта, были выработаны в 1853 году.

В 1937 году произошла «революция» в сфере буерной инженерии. Благодаря проекту, который воплотила в жизнь газета Detroit News, был создан прототип дешёвой и управляемой ледовой яхты DN. На то время лёгкий разборный буер стоил всего-навсего 25 долларов, сегодня цена его выросла почти в 1000 раз.

Управление ледовой лодкой имеет свои особенности. В частности, под так называемым «буерным эффектом» обычно имеют ввиду взаимозависимость тяги паруса и скорости. На льду скорость яхты может превышать скорость ветра в 3-4 раза. Чтобы научиться управлять буером, нужен немалый опыт и месяцы, если не годы, упорных тренировок. Интересная статистика говорит: зачастую в соревнования молодые спортсмены проигрывают своим более опытным коллегам.

История буера в России: царское начало

Цари тоже бывают экстремалами! Доподлинно известно, что царь Пётр I зимой регулярно перед Зимним дворцом рассекал на буере. Занятное увлечение передалось и дочери, Елизавете Петровне, которая также показывала фигуры высшего пилотажа на зимней лодке.

Настоящий гоночный буер был построен в 1876 году на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге, а первые буерные соревнования прошли на Неве в 1882 году. Затем, местом для ежегодных регат стал Финский залив. Инициировало гонки Петергофское спортивное общество.

Это интересно! Во время Второй мировой войны буеры буквально спасли жизни жителей блокадного Ленинграда. На ледовых лодках поставляли провизию в город и эвакуировали людей.

Россия входит в десятку стран-лидеров по буерному спорту. Существующая Российская ассоциация любителей буерного спорта с недавних пор является частью международной. Первые соревнования, в которых участвовали 16 гоночных DN-буеров, прошли в Таллиннском заливе в 1967 году. А советский буер С-12, у которого вместо паруса было жёсткое аэродинамическое крыло, был самым скоростным буером в мире.

Ледовые гонки

Одна из самых больших ледовых яхт («Icicle») была построена для Джона Рузвельта в США в 1869 году. Длиною 21 м, она имела площадь парусности 99 квадратных метров. Её конкурентом был только один буер – «Ёлка» (1880 год участия в соревнованиях на Финском заливе). Его длина - 15 м, а площадь – 190 квадратных метров! Кстати, в то время в США самым популярным развлечением были соревнования между буером и паровозом. Так вот, буер дяди Франклина Рузвельта обогнал Chicago Express.

Это интересно! Абсолютный рекорд скорости на буере не могут побить уже почти 100 лет!

Американец Джон Бакстаф в 1938 году использовал ураганный ветер, чтобы на классическом буере класса А «Мэри Б» разогнаться до 264 км/час! Сегодня максимальная скорость составляет порядка 160 км/час. Это объясняется тем, что современные ледовые лодки более лёгкие, а «Мэри Б» больше не выпускаются.

Опытные буеристы говорят: таких ощущений не даёт никакой другой спорт, ведь нужно уметь справляться не только с управлением буера, но и всплеском адреналина в крови. Правда, такие на льду сегодня доступны не очень широкому кругу людей. Дороговизна буера становится основным препятствием для интересующихся, но не для настоящих любителей острых ощущений.

Профессиональный гоночный буер можно приобрести за 25 тысяч долларов, любительский обойдётся в несколько раз дешевле. Можно сделать буер на заказ под индивидуальные параметры роста и веса гонщика. А чтобы попробовать себя в этом спорте, больших затрат не нужно. Буер можно взять напрокат. Порядка 500-1000 рублей в час – и вы временный обладатель ледовой яхты. Буер – это хороший вид здорового зимнего отдыха.

Байкал – идеальное место для буерного спорта. Здесь в начале апреля пройдут три регаты: кубок Байкала, кубок Азии, открытый Чемпионат России в классе DN. Буерный сезон в России обычно открывается на льду Сенежского озера. Чемпионаты мира по буерному спорту проводятся раз в два года.

Так что, когда на фоне зимнего блестящего льда вы увидите плавно скользящий белый парус, не удивляйтесь, это не мираж. Это буер мчится навстречу ветру!

Какую предельную скорость можно развить под парусом? «Почти 50 узлов», - скажете вы. И ошибетесь. Мировой рекорд среди буеров - 188 км/ч

Одни говорят, что первыми буера начали делать рыбаки северных озер и морей. Зимой они прикрепляли полозья под дно своих парусных лодок и ездили на них по льду и снегу. Другие заявляют, что буер придумали все же голландцы в XVIII веке, ссылаясь на то, что само название происходит от голландского слова boeier. Именно так в Нидерландах называют платформу, установленную на коньках или колесах, которая может ездить по льду или по суше за счет надуваемых ветром парусов. Так или иначе, но история буера покрыта туманом времени. Причем как древняя, так и относительно современная. Например, среди энтузиастов буера до сих пор ведутся споры насчет того, какую предельную скорость может развить буер на льду.

Управление буером требует от пилота невероятной собранности: надо следить и за ветром, и за опорной поверхностью, и все это - на «автомобильной» скорости!

Дело в том, что в Книге рекордов Гиннесса есть категория «самая высокая скорость на льду». Согласно сборнику рекордов в 1938 году на озере Виннебаго (американский штат Висконсин) пилот Джон Бакстэф разогнал свой буер Debutante до невероятной скорости - 143 мили в час (230 км/ч)! Неправдоподобным в этой истории кажется то, что рекорд был установлен при ветре скоростью 116 км/ч. «При таком ветре человек едва ли сможет устоять на льду, - размышляет Боб Дилл, создатель рекордного буера Iron Duck. - Управлять же парусной машиной в таких условиях едва ли возможно». Так что современники пока далеки от преодоления мифического рекорда и пытаются побить достоверно установленное достижение - это 135 км/ч на льду и 187 км/ч на нескользкой поверхности.

Цены на гоночные буера класса DN могут достигать $20 000. Однако обычно машины раз в пять дешевле. Многие из участников буерных регат собирают свои гоночные болиды самостоятельно. Из дерева делают корпус аппарата и мачту, покупают или изготавливают сами парус и коньки. Вообще к слишком дорогим яхтам буеристы относятся настороженно: большинству нравится, что этот спорт не коммерциализирован и доступен практически каждому

Буерный эффект

Обывателей зачастую удивляет это правило. Но яхтсмены хорошо знают, что парусное судно на некоторых курсах может идти быстрее ветра. Это связано с двумя моментами. Во-первых, парус обычно работает как крыло: только благодаря этому парусная машина может идти быстрее ветра. А во-вторых, при движении на парус действует не истинный ветер, а так называемый вымпельный, который представляет собой сумму истинного ветра и курсового (он образуется благодаря тому, что буер движется). На некоторых направлениях (галфвинд, бейдевинд) вымпельный ветер может быть ощутимо сильнее истинного, в соответствие с этим растет и скорость судна. Именно в буерном спорте этот эффект «набегания на ветер» особенно ощутим. С ростом скорости парусной машины растет вымпельный ветер, и аппарат дополнительно ускоряется. На воде сопротивление движению судна значительно выше, поэтому по воде яхта едва ли может идти вдвое быстрее истинного ветра. В то же время на суше скорость буера может быть в три - пять раз выше скорости истинного ветра!

Такая особенность делает катание на буере невероятно адреналиновым занятием: в гонках на сухопутных яхтах принимают участие только по-настоящему смелые люди. Для победы требуются преданность делу и невероятное упорство - говорят, что в этом виде спорта особенно много значит опыт. Поэтому в буерных регатах молодые спортсмены частенько проигрывают ветеранам.

Буера в войсках

Впрочем, буера - не просто забава для отважных. В истории их использовали как для транспортировки людей, так и в военных целях. Военные давно присматривались к буерам, одно время в Советской армии их хотели применять для разведки и связи, однако большинство офицеров к этой идее относились скептически: «Как можно в разведке использовать машины, зависящие от ветра?» Однако, когда во время войны с Финляндией зимой 1939−1940 годов в СССР был сформирован буерный разведотряд, результат оказался впечатляющим.

Буер с белым парусом был практически незаметен с воздуха. Кроме того, в сравнении с моторной техникой он был относительно бесшумным. Поэтому для задачи быстро и скрытно подойти к противнику, выбросить диверсантов и укрыться буер подходил идеально. Самыми яркими эпизодами той зимы были моменты, когда буера наталкивались на финские аэросанные дозоры. В ту зиму дул хороший ветер, и бронированные аэросани, вооруженные пулеметами, были не в силах догнать русских буеристов.

Советские буера применяли и в годы блокады Ленинграда. Сперва ледовые яхты использовали для обнаружения наблюдательных пунктов противника, а позже особый буерный отряд работал на Ладоге, на «Дороге жизни». Сперва буера, пущенные перед основной техникой, прокладывали маршрут, а потом по нему вывозили из Ленинграда больных женщин и детей.

Гонки на льду

Тем не менее гонки - все-таки главная стихия этого транспортного средства. Говорят, что гоняться на этих парусных машинах стали сразу же, как только их изобрели. Впрочем, официально подобные соревнования проводились только со второй половины XIX века. Сначала их начали регулярно организовывать в США, потом и в России - в петербургском Речном яхт-клубе. Впрочем, энтузиасты стали строить спортивные буера раньше. Например, американцы создали свой первый скоростной буер в 1790 году. В России первый «гражданский» буер сделали в 1819 году в Санкт-Петербурге, на Адмиралтейской верфи. Впрочем, есть сведения, что с буерами в России познакомились еще раньше - при Петре I. Говорят, что император любил погонять на буере на ледовой площадке перед Зимним дворцом.

Первый же по-настоящему гоночный буер в России построили в 1876 году, а уже спустя десятилетие в Петербурге можно было насчитать более десяти сухопутных яхт. Поэтому в 1880-е годы на Финском заливе начали проводиться первые буерные регаты. В них, в частности, участвовал самый большой в стране буер «Елка» длиной 15 м, с площадью парусов 190 м². По размерам с этим судном мог конкурировать только американский аппарат Icicle, построенный в 1869 году для Джона Рузвельта (дяди Франклина Рузвельта), - он имел длину 21 м и площадь парусности 99 м². А прославился этот аппарат тем, что в 1871 году, к радости его владельца, обогнал паровоз Chicago Express на перегоне между двумя городками. В то время в Америке схватки между буерами и паровозами были на пике популярности. Примечательной особенностью было то, что в спортивном снаряде помещались пять-шесть человек. Позже на смену гигантам пришли одноместные и двухместные аппараты, и в итоге в большом спорте остались главным образом модели для одиночек.

Большой вклад в это дело внес конкурс, объявленный газетой Detroit News. Журналисты этого издания в 1937 году предложили читателям разработать спортивный буер. Обязательным требованием к аппарату была его способность умещаться в разобранном виде на верхнем багажнике легкового автомобиля. Это в будущем и предопределило широкую международную популярность проекта победителя конкурса - буера типа DN. Его конструкция оказалась крайне удачной и хорошо зарекомендовала себя на практике.

Аппарат класса DN имеет деревянный корпус с кокпитом, в котором лежит пилот. На льду он стоит на трех стальных коньках - один спереди, подпружиненный, и два сзади, закрепленные по краям перекладины-рессоры. «Двигателем» тележки служит треугольный парус площадью около 6 м², закрепленный на мачте с гиком. Управление парусной машиной осуществляется поворотом переднего конька и паруса, причем это нужно делать почти одновременно и попутно внимательно следить за дорожным покрытием и обстановкой. Чтобы довести навыки управления до автоматизма, требуются многие часы тренировок. Любопытно, что тормозов на буере нет - остановка выполняется разворотом паруса прямо против ветра. Максимальная скорость при хорошем ветре, гладком покрытии и легком пилоте может превышать 100 км/ч.

Летучие буера

Среди нынешних кандидатов в рекордсмены по побитию рекордов скорости имя Ричарда Дженкинса неразрывно ассоциируется с буерами. Этот англичанин с конца прошлого века мечтает побить мировые рекорды скорости для буеров на земле и на льду и неуклонно движется к заветной цели. Все началось с того, что двадцатилетний студент оказался в мастерской своего приятеля, где строили скоростной колесный буер. Парень сразу увлекся постройкой этого аппарата. Потом он создал еще один колесный буер, на котором однажды разогнался до 193 км/ч - то есть на 5 км/ч быстрее нынешнего рекорда скорости. Последний был установлен в Неваде в мае 1999 года Бобом Шумахером, который на буере Iron Duck («Железная утка») разогнался до 187,7 км/ч. Поскольку у Дженкинса не было свидетелей, его рекорд, разумеется, не засчитали. Но Ричард не оставил попыток: сперва он пытался побить рекорд на аппарате Windjet Mk IV, но сила ветра позволила разогнаться только до 150 км/ч, а не так давно с другим английским энтузиастом Дейлом Винсом он построил еще более впечатляющий «сухопутный корабль» Greenbird («Зеленая птица»). Но, к сожалению для конструктора, в Западной Австралии, куда он привез машину для покорения рекорда, ветер не приобрел должной скорости и Ричарду снова пришлось вернуться на родину ни с чем.

Поскольку пилотирование буера схоже с управлением яхтой, среди буеристов много яхтсменов. Так они умудряются даже в нашей холодной стране ходить под парусом круглый год

Но Ричард не унывает: впереди зима, а значит, можно покорить рекорд скорости на льду, который составляет всего-то 135 км/ч. Впрочем, это дело не кажется англичанину таким уж легким. Во-первых, хороший лед встретить намного проще в Америке - туда Ричард и полетит в начале следующего года со своим буером. А во-вторых, для покорения этого рекорда сильного ветра недостаточно, важно, чтобы лед на озере пребывал в определенном редком для него состоянии. И наконец, ездить по льду - опаснее всего!

Но один момент действительно радует Дженкинса. Раньше он думал, что ему придется побить мифический рекорд Джона Бакстэфа (230 км/ч!), а теперь стало понятно, что и покорение рубежа в 135 км/ч уже будет достижением. Впрочем, Ричард не исключает, что когда-нибудь ледовый рекорд может и вправду стать выше «земного»: сопротивление скольжению на льду меньше сопротивления качению…

Loading...Loading...