Местоимение кто что чей примеры. Местоимения третьего лица в русском языке: правила, примеры

В русском языке особенное значение играют местоимения, без них невероятно сложно обходиться в речи и необходимо больше усилий, чтобы построить какое-либо предложение без их участия. Они позволяют избежать тавтологии и могут заменить слово, указать на отношение между предметами и явлениями и охарактеризовать множество частей речи: существительное, прилагательное, числительное и даже наречие!

По значению местоимения делятся на следующие разряды: личные, возвратные, притяжательные, относительные, вопросительные, указательные, определительные, неопределённые и отрицательные . По грамматическим признакам данная часть речи русского языка делится на три группы: обобщённо-предметные, обобщённо-качественные и обобщённо-количественные.

Все личные местоимения

Их функцией является указание на предмет или же лицо. В эту группу входят следующие слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они .

Первые четыре личных местоимения характеризуют лиц, участвующих в диалоге.

  • Но я другому отдана; я буду век ему верна. (А. Пушкин)
  • Вы помните, вы всё, конечно, помните… (С. Есенин)
  • Чем больше мы друг другу говорим, тем меньше мы друг друга понимаем. (Э.Ремарк)
  • На заре ты её не буди… (А. Фет)

​Интересно отметить, что в русском языке существуют и устаревшие личные формы местоимений, вышедшие из нашего обихода. Например, оне , использовавшееся для обозначения группы лиц, которая состоит исключительно из объектов, относящихся к женскому роду.

Последние четыре слова из группы характеризуют лиц, не участвующих в диалоге.

  • На заре она сладко так спит… (А. Фет)
  • Он молчал невпопад и не в такт подпевал, он всегда говорил про другое… (В. Высоцкий)

Они выполняют роль дополнения или же подлежащего. Изменяются местоимения по падежам, числам и лицам. Местоимения, относящиеся к третьему лицу также могут изменяться по родам.

Возвратные

Возвратным является лишь одно местоимение - себя (и остальные его формы).

  1. Родительные падеж - у себя;
  2. Дательный падеж - к себе;
  3. Винительный падеж - в себя;
  4. Творительный падеж - перед собой (собою);
  5. Предложный падеж - при себе.

Оно указывает на объект, явление или лицо, которое является действующим в диалоге.

  • Я часто думаю о себе , как о важном и умном человеке.
  • Несмотря на её скромное поведение, она нередко любовалась собой , часами крутясь перед зеркалом.

Возвратные местоимения играют роль дополнения.

Притяжательные

Притяжательными изменяемыми являются местоимения наш, ваш, твой, свой, мой . Их функция - указывать на принадлежность предмета какому-либо лицу.

  • Учитель сказал, что моё сочинение было самым лучшим!
  • Каждому в семье необходимо выполнять свои обязанности по дому, чтобы везде был порядок.
  • Мне страшно, потому что твоя собака рычит на меня.
  • Ваше новое платье очень идёт Вам к лицу.
  • Это было нашей первой наградой, полученной за отличное выполнение работы.

Изменение притяжательных местоимений схоже с тем, как изменяются прилагательные. То есть по родам, числам и падежам. В предложении они выступают в качестве определений, всегда согласованных.

Неизменяемыми притяжательными являются местоимения её, его, их . Это изменённые личные местоимения, употребляемые в форме родительного падежа и третьего лица.

  • Её платиновые волосы приковывали восторженные взгляды прохожих.
  • Его голос был твёрд и строг.
  • Их работа была выполнена великолепно!

Относительные

Они отвечают на вопросы какой? чей? кто? что? который? сколько? каков? Нередко употребляются для того, чтобы связать несколько простых предложений в составе сложного.

  • Было шумно, поэтому для меня оказалось сложным понять, кто произнёс эти слова.
  • Посмотри,сколько коров пасётся на лугу!
  • Заблудший, я не знал пути домой, но возвращаться в тёмный лес, из которого только что вышел, не собирался.
  • Маму выписали из больницы, и я смог увидеть своего маленького брата. Он был совсем не таким, каким я себе его представлял.
  • Мне не хотелось подслушивать, но любопытство взяло верх, и я стал прислушиваться, о чём говорят эти двое.

Вопросительные

Они чаще всего употребляются в вопросительных предложениях русского языка. У местоимений кто/что нет ни рода, ни числа, ни лица. Местоимения какой, чей, который, каков изменяются по родам и числам. Все они, кроме слова каков , изменяются по падежам.

  • Кто приходил к нам сегодня утром? Я слышала шум.
  • Что это за свёрток лежит на столе?
  • Какой цвет тебе нравится больше: оранжевый или красный?
  • Чей пёс лаял сегодня ночью и не давал всем спать?
  • Который час?
  • Каков он на лицо?

Указательные

Местоимения этот, это, тот, такой, тогда так , являются указательными. Они призваны выделять предмет из группы ему подобных. Например:

  • Этот щенок нравится мне больше остальных.
  • Это платье выглядит потрясающе!
  • Тот человек кажется мне подозрительным.
  • Такой взгляд может свести с ума любого.
  • Тогда мы были очень счастливы и спокойны.

Важно не перепутать местоимение это с частицей. «Это твоя работа выиграла в конкурсе?» В данном предложении слово «это» не является местоимением.

Определительные

Сам, самый, весь, всякий, каждый, любой иной, другой являются примерами местоимений определительных.

Этот довольно большой раздел делится ещё на несколько. В первый входят местоимения сам и самый . Они обладают выделяющей ролью и придают индивидуальность объекту, о котором идёт речь.

  • Сам директор фирмы принялся за решение этой проблемы.
  • Самый большой подарок жизни - крепкая и любящая семья.

Слово весь охватывает всю широту характеристики лица. Например:

  • Весь огород был истоптан козами.
  • Солнце освещало всю комнату.
  • Всё собрание было на месте.

Иной, другой имеют противоположное значение тому, о чём шла речь ранее.

  • Мы нашли иной выход из сложившейся ситуации.
  • Оказалось, что до его дома ведёт другая дорога.

Всякий, каждый, любой показывают на возможность выбора из большинства.

  • Всякий может сказать, что он хороший и искренний человек.
  • Каждый знает, какая дождливая погода здесь бывает.
  • Любой может попытать удачу в этом аттракционе.

Неопределённые

Они образованы от вопросительных и относительных. Например, от местоимения что образовано неопределённое местоимение кое-что ; из местоимения который образуется неопределённое некоторый .

  • Говорят, что некто ворвался в дом нашей соседки и украл всё ценное, что в нём было.
  • Нечто страшное и пугающее произошло вчера ночью.
  • Некоторые вещи настолько секретны, что не подлежат обсуждению у всех на виду.
  • От стоящей в помещение духоты некая дама упала в обморок.
  • Несколько собак с лаем бросились догонять несчастную кошку.
  • Кое-кто говорит, что всё, сказанное Олегом в этот вечер, было ложью.
  • Бумажка, висевшая на здании недостроенной церкви, гласила о том, что всё собрание просит пожертвовать прихожан хоть сколько-нибудь денег на завершение ремонта.

Отрицательные

Они либо описывают отрицательные характеристики предметов или же лиц, или указывают на полное их отсутствие.

  • Никто из нас не ожидал подобного поворота событий.
  • Ничто не могло переубедить его.
  • Никакими силами мы не могли отговорить его от этого безрассудного поступка.
  • Он раскаялся, осознав, что некого винить в этом поступке, кроме него самого.
  • Леночке решительно нечего было делать и от скуки она праздно моталась из одного конца квартиры в другой.

Личные местоимения - я , ты , мы , вы , он , она , они , оно - указывают на лица и предметы по отношению к их участию в речи.

1 лицо

Ед. число: я - указывает на говорящего.

Мн. число: мы - указывает на группу лиц, включая говорящего.

2 лицо

Ед. число: ты - указывает на собеседника, к кому обращаются с речью.

Мн. число: вы - указывает на группу лиц вместе с собеседником.

3 лицо

Ед. число: он , она , оно - указывают на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.

Мн. число: они - указывает на группу лиц, не участвующую в речи, но о которой идёт речь.

Морфологические особенности личных местоимений

Не имеют морфологической : лишены формальных родовых показателей, но в зависимости от контекста могут приобретать значение любого рода: ты пришёлØ - ты пришла (согласование в ед. числе).

По школе (Шанский Н. М., Тихонов А. Н., Ладыженская Т. А.): личное местоимение он изменяется по родам : он Ø (м. р.) - она (ж. р.) - оно (ср. р.) .

Характерной особенностью личных местоимений является супплетивизм основ: я - меня , мы - нас , он - его .

И. п. я ты мы
Р. п. меня тебя нас
Д. п. мне тебе нам
В. п. меня тебя нас
Т. п. мной /мною тобой /тобою нами
П. п. (обо ) мне (о ) тебе (о ) нас
И. п. вы он она они
Р. п. вас его её их
Д. п. вам ему ей им
В. п. вас его её их
Т. п. вами им ей ими
П. п. (о ) вас (о ) нём (о ) ней (о ) них

По «Грамматике - 80», местоимения я и мы морфемно нечленимы, у местоимения он в формах Р. п., Д. п. и В. п. [j] фонетически не реализуется (его ):

  • я Ø - ме н я
  • м ы Ø - нас
  • ты - те б я
  • вы - вас
  • о н Ø - [j] его
  • они - ими

Синтаксические особенности

В предложении личные местоимения чаще всего выполняют функцию подлежащего или дополнения.

  • На заре ты её не буди,
  • На заре она сладко так спит.
  • (А. А. Фет)

Помимо прямого значения, личные местоимения могут употребляться и в переносном значении:

1. Местоимение «мы» в значении «я» используется в научной и публицистической речи, как авторское «мы» .

  • Мы предлагаем внести в рукопись следующие изменения.

2. «Мы» в значении «ты» или «вы» используется для выражения сочувствия, сопереживания.

  • Ну, как мы себя чувствуем?
  • (Л. Н. Андреев)

3. «Мы» в значении «я» - императорское «я» , используется для возвеличивания и придания важности.

  • Божиею милостию, Мы, Александр Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский...
  • (Александр II. Коронация монарха, 1856 г.)

4. Очень часто используется «вы» в значении «ты» для выражения уважительного отношения к собеседнику.

5. Местоимение «он» или «она» используется в значении «ты» для выражения пренебрежительного отношения к адресату.

  • «Я и так всё знаю, она ещё правду не говорит. Вот мама!», - ворчал раздосадованный сын. (Она не говорит = ты не говоришь.)

Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Разряды местоимений

местоимений

Местоимения

Как изменяются

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. )

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их одежда

Мальчик - Я выучил.

Девочка - Я выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

Рис. 4.

Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки,вы пойдёте в школу?

Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт.

Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Русский язык в странах СНГ ().

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.

По сво­е­му зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ния в рус­ском язы­ке делят­ся на несколь­ко раз­ря­дов : лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ряд место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния они име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Разряд
Примеры Синтаксическая функ­ция
Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Я подо­шла к окну.
У меня зазво­нил теле­фон.
Возвратное себя Посмотри на себя в зер­ка­ло.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой Твое мне­ние мне извест­но.
Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительные кто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколь­ко?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голу­би?
Сколько яблок на сто­ле?
Относительные кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко Не могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательные никто, ничто, неко­го,
нече­го, ника­кой,
ничей, нисколь­ко
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенные некто, нечто, неко­то­рый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел пес­ню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительные сам, самый, каж­дый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, дру­гой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательные этот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее гла­зах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, .

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я» , «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты» , «вы» - ко вто­ро­му; «он» , «она» , «оно» - к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы , как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик..? (А.Коваленко)

У место­име­ний «он» , «она» , «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • я, ты - мы, вы;
  • он, она, оно - они.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы» , «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва. Местоимения «мы « и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты» . Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я - меня;
  • ты - тебя;
  • она - её;
  • они - их.

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п. -
  • р.п. себя
  • д.п. себе
  • в.п. себя
  • т.п. собой
  • п.п. о себе

лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их - несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его» , «её» , «их» не изме­ня­ют­ся.

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что? ), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый? ) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко? ) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми .

Кто там сту­чит­ся у ворот? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? - силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» - спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми :

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы (А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не- .

Местоимения «неко­го» , «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто» , «ника­кой» , «ничей» , «неко­го» , «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

«тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные место­име­ния - «весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый , кто молод, дай­те нам руки - в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Разряды местоимений

местоимений

Местоимения

Как изменяются

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. )

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их одежда

Мальчик - Я выучил.

Девочка - Я выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

Рис. 4.

Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки,вы пойдёте в школу?

Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт.

Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Русский язык в странах СНГ ().

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.

Loading...Loading...