Не признают нуждающимся в улучшении жилищных условий. Какие категории граждан нуждаются в жилых помещениях? Необходимые условия, которые должны быть выполнены для получения статуса нуждающихся в жилье

Социальная политика органов власти на территории Российской Федерации направлена на то, чтобы все без исключения граждане чувствовали себя обеспеченными и защищенными со стороны государства. Одним из ключевых направлений соцполитики считается предоставление гражданам, признанным малоимущими или нуждающимися, жилья при заключении договора соцнайма. Данный вопрос урегулирован ЖК Российской Федерации, а именно, 7 главой выделенного источника права.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования

Гарантии обеспечения достойных условий для жизни стали доступными для каждой семьи на территории Российской Федерации. Подобная возможность обуславливается содержанием муниципального и государственного недвижимого имущества в Жилищном фонде, которым в дальнейшем наделяются физлица на условиях социального найма.

Согласно современному законодательству, только некоторые категории физлиц Российской Федерации могут претендовать на выдел недвижимости при соблюдении условий, зафиксированных в НПА. К таковым категориям относятся физлица, а в частности:

  • семьи, признанные малоимущими;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые наделяются правом постановки на учет Жилищного фонда согласно договорам, заключенным на мировом уровне;
  • участники боевых действий, ветераны ВОВ, а также военнослужащие, которые получили инвалидность при несении своего профессионального долга;
  • инвалиды I и II групп, в частности, нетрудоспособные лица, участвовавшие в ликвидации последствий взрыва на ЧАЭС;
  • работники государственных органов (Прокуратуры Российской Федерации, судебных инстанций).

Главное из условий выдела жилья по договору социального найма и проставление на учет Жилищного фонда нуждающихся граждан - официальное объявление их малоимущими.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (или улучшении условий проживания) регламентированы ст. 51 ЖК РФ. Кроме того, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения могут быть также дополнительно установлены ФЗ или региональными законами Российской Федерации. Это связано с тем, что Жилищный кодекс не дает исчерпывающего ответа на вопрос, какие граждане нуждаются в улучшении условий проживания, а какие нет. Обусловливается это тем, что в различных субъектах государства существенным образом разнятся доходы, минимальный прожиточный минимум и другие экономические показатели.

На сегодняшний день первоочередной когортой граждан, нуждающихся в улучшении условий для проживания, считаются физлица, не имеющие права на владение жильем по договору, подразумевающему социальный найм, или на правах собственности. Кроме того, признаются таковыми и все члены семьи, которая считается нуждающейся.

К данной категории можно отнести малоимущие семьи, которые арендуют жилые помещения у частных собственников или юрлиц. Так же используют для проживания имущество государственного или муниципального характера на условиях коммерческого найма или же договора поднайма.

Предоставление такой нуждающейся семье в улучшении условий проживания собственности происходит после постановки всех субъектов на жилищный учет и заключения с органами государственного или муниципального уровня договора социального найма. При этом собственность для проживания нуждающейся семьи может быть предоставлена как бесплатно, так и за небольшую плату.

Кроме того, нуждающиеся семьи в улучшении условий проживания по договорам социального найма имеют право в дальнейшем осуществить процедуру приватизации собственности государственного или муниципального характера, если будет соблюден законодательный порядок ее использования. Для этого потребуются документы, подтверждающие перечисленные выше основания. Кроме того, необходимо предоставление информации жилищного учета о том, когда была проведена постановка семьи в общую очередь граждан, признанных малоимущими. Постановка на жилищный учет Жилищного фонда при наличии подобного основания происходит в соответствии со ст. 51 п.1 ЖК Российской федерации.

Граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы

Другая категория граждан, которая также может претендовать на получение государственного или муниципального жилья на территории Российской Федерации, признается нуждающейся в улучшении условий проживания на основании того, что они обеспечены жилплощадью, размеры которой составляют менее указанной в жилищном законодательстве Российской Федерации нормы.

Постановка на учет в данном случае может быть произведена только тех граждан, которые обладают имуществом для проживания на основании договора социального найма, а также членов их семьи. Иные лица, не подходящие под данную статью, принимаются на учет жилищного фонда без учета нормы квадратуры на каждого субъекта.

Чтобы поставить на жилищный учет семьи, признанные малоимущими, специальная комиссия осуществляет расчет обеспеченности на каждого члена. При этом предоставление информации жилищного учета идет по всем объектам недвижимого имущества, которые используются для проживания гражданами на основе социального найма в Российской Федерации.

Показательным образцом того, что семьи нуждаются в улучшении условий для проживания, является пример из юридической практики. Семья, складывающаяся из 5 человек, по договору социального найма проживала в квартире государственного характера, площадь которой равнялась 35 кв. метрам. Один из представителей семьи также являлся нанимателем муниципального жилья, площадь которого составляла 25 м. Законодательный порядок в данном случае обязывает учитывать жилплощадь обоих объектов недвижимости. Иными словами, на 5 членов семьи приходится 60 метров площади. Учетная норма в рамках данного муниципального образования равняется 13 кв. метрам.

Путем простых подсчетов можно прийти к выводу, что на каждого члена семьи приходится по 12 метров, что не дотягивает до нормы. Иными словами, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий за счет собственности государственного типа. В такой ситуации они ставятся на учет жилищного фонда.

Если учетная норма жилплощади соблюдается, и на то есть подтверждающие документы, то происходит снятие с жилищного учета субъекта правоотношений.

Не соответствие жилого помещения установленным требованиям

В улучшении условий нуждаются и те граждане, признанные малоимущими, которые проживают в квартире, не отвечающей нормативным требованиям. Законодательный порядок устанавливает, что любая квартира государственного или муниципального уровня должна отвечать требованиям, которые гарантируют комфортное проживание субъектов. Этот перечень закрепляется ст. 15 ЖК РФ. Жилое помещение будет признано таковым, если:

оно отвечает требованиям благоустройства (на территории жилплощади должен быть водопровод, электрические и газовые коммуникации, система центрального или индивидуального отопления и др.);

в квартире совместного проживания обеспечивается весь объем санитарно-технических требований (в данном случае речь идет о звуконепроницаемости стен и окон, светопроницаемости, проветриваемости и естественной вентиляции воздуха, противопожарной безопасности);

техническое состояние объекта не создает риска для здоровья и жизни членов семьи, признанных малоимущими.

Если жилплощадь (государственного или муниципального уровня) объявлена не соответствующей требованиям, то граждане, признанные малоимущими, считаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Но для этого необходимы документы, которые подтверждают наличие нарушений. Получить подобные документы (заключения) можно в специализированных органах санитарно-эпидемиологической службе, в органах здравоохранения или пожарной инспекции. Далее необходимо осуществить предоставление информации жилищного учета о признании имущества непригодным для жизни.

Невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний
Важной детерминантой выдела жилья по договору социального найма выступает невозможность совместного проживания в доме с другими лицами. Детерминируют подобную процедуру документы, подтверждающие наличие у других жителей тяжелых форм определенных заболеваний в хронической форме.

Список подобных заболеваний утверждается Постановлением Правительства РФ под № 3781. Невозможность совместного проживания в квартире будет признана правомочной, если у одного из жильцов дома обнаружены опасные заболевания и на то существуют подтверждающие документы, а именно:

  • активная форма туберкулеза;
  • гангрена нижних или верхних конечностей;
  • злокачественные опухоли, которые сопровождаются различного рода выделениями;
  • эпилепсия, припадки которой происходят с частой периодичностью;
  • другие тяжелые заболевания.

Следует понимать о том, что невозможность совместного проживания в квартире не зависит от учетной нормы, типа имущества (коммунальная или отдельная). В данном случае важны лишь обстоятельства, которые являются препятствием для совместного пребывания граждан.
В подобной ситуации невозможность совместного проживания в квартире гарантирует субъектам предоставление новой жилплощади по договору социального найма. Для этого в уполномоченный орган необходимо подать документы для постановки на учет.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

признание нуждающимся в жилом помещении социального найма

Проживаю в жилом помещении по временному договору социального найма (на период работы) с 2012 года, здесь же и зарегистрирован. В прошлом году суд постановил считать договор не действительным, а так же о моем принудительном выселении. Своего жилья в собственности не имею. Есть ли у меня право встать на учет? Спасибо за ответ.

Виталий 09.04.2019 23:09

Добрый день! Согласно ст. 51 ЖК РФ г ражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещенийтребованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.Переченьсоответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Коленская Светлана Александровна 10.04.2019 12:21

Задать дополнительный вопрос

Ознакомьтесь с данной статьей.

Королев Илья Владимирович 11.04.2019 14:28

Задать дополнительный вопрос

Граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности

Имеет ли право дочь 33 лет на постановку на жилищный учет Жилищного фонда как малоимущая, в соответствии со ст. 51 п.1 ЖК Российской федерации? Жилья она в собственности не имеет, иной собственности, облагаемой налогом не имеет, никогда не работала, на работу не брали, считает себя неспособной работать, в центре занятости на учёте не состояла, живет на часть средств матери-пенсионерки (пенсия 14000 руб. =пенсия 6900 + соц. доплата Москвы). Проживает в комнате 8 метров со старшей сестрой, в приватизированной квартире, собственником которой является мать.

Елена 04.10.2017 21:54

Здравствуйте Елена! Если она не отказывалась от приватизации в пользу матери, то имеет т.к. официально не имеет своего жилья. При отказе от постановки на учет, как нуждающегося, можете обжаловать его в судебном порядке. При необходимости можем оказать судебную защиту, для этого можете обратиться на консультацию к нашим специалистам.

Федорова Любовь Петровна 09.10.2017 15:19

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Пользование жильем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социспользования
  • Выселение из жилья, предоставленного по договору найма социального использования
  • Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
  • Наймодатель по договорам найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Порядок предоставления иного жилья в связи с необходимостью освободить нанимаемое
  • Условия, при которых обмен жильем между нанимателями по договорам социального найма не допускается
  • Учет законных интересов граждан при предоставлении жилья по договорам соцнайма
  • Предоставление жилья по договорам найма жилых помещений социального использования
  • Права и обязанности сторон договора найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Срок договора найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Учет наймодателем заявлений о предоставлении жилья по договорам найма жилищного фонда социального использования
  • Выселение нанимателя и членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилья
  • Право нанимателя на заключение договора найма жилья жилищного фонда социального использования на новый срок
  • Предоставление другого благоустроенного жилья по договору соцнайма в связи с выселением
  • Наниматель по договору найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Выселение гражданина из помещения с предоставлением другого жилья по соглашению о найме социального типа
  • Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору соцнайма
  • Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам найма социального использования
  • Выселение нанимателя и его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилья по договору соцнайма
  • Предмет договора найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Сохранение договора найма жилья жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилье или изменении наймодателя

Правоотношения, возникающие в жилищной сфере, регламентирует Жилищный кодекс , а также нормативные акты, принятые в соответствии с ним. Действующий в настоящее время ЖК пришел на смену Кодексу от 1983 г. Многие его статьи претерпели существенные изменения.

Одной из таких откорректированных норм является статья, устанавливающая основания для признания отдельных категорий лиц нуждающимися в жилом помещении. В ранее действовавшем Жилищном кодексе их предусматривала ст. 29. В современном Кодексе основания закреплены Рассмотрим ее особенности.

ЖК РФ: основания признания нуждающимся в жилом помещении

Лицами, нуждающимися в жилплощадях, предоставляемых по договорам соцнайма, считаются граждане, не являющиеся нанимателями помещений по договорам соцнайма, соглашений о найме объектов жилфонда социального использования, родственниками (близкими) субъекта, заключившего один из указанных договоров. Кроме того, ими признаются лица:

  • Являющиеся нанимателями по приведенным выше соглашениям или членами семьи лица, заключившего один из них, если на одного человека приходится площадь, меньше учетной нормы.
  • Живущие в помещении, не соответствующем установленным требованиям.
  • Являющиеся нанимателями (их родственниками) по указанным выше договорам, собственниками помещений, живущими в квартире, занятой двумя и более семьями, если в составе семьи присутствует человек, страдающий заболеванием в тяжелой, хронической форме, при котором проживание с ним на одной жилплощади невозможно, а иного объекта для проживания у лиц нет. Перечень соответствующих патологий устанавливается исполнительной структурой власти уполномоченной правительством.

Как устанавливается во 2-й части нормы, если гражданин располагает несколькими помещениями на праве собственности или в соответствии с договором соцнайма или найма объектов жилфонда социального назначения, оценка уровня обеспеченности осуществляется в соответствии с общей площадью всех этих помещений.

Ст. 51 ЖК РФ с комментариями

Положения рассматриваемой нормы применяются при оценке уровня обеспеченности как малоимущих, так и иных категорий граждан, указанных в федеральных законах.

Следует отметить, что в сравнении с ранее действовавшей нормой, определявшей основания для признания граждан нуждающимися в жилплощадях, перечень ст. 51 ЖК РФ несколько сокращен. В частности, в нем отсутствует случай проживания двух и более семей в смежных неизолированных комнатах при отсутствии между ними родственных отношений. Вместе с тем основания, закрепленные в действующей ст. 51 ЖК РФ , обладают универсальным характером. По мнению экспертов, они охватывают и случаи, предусмотренные в ранее действовавшем Кодексе.

Служебные помещения

Согласно 13-й статье Вводного закона, лица, занимающие служебное жилье, а также комнаты в общежитиях, предоставленные им до введения в действие современного Кодекса, состоят или вправе состоять, согласно п. 1 ст. 51 ЖК РФ , на учете как нуждающиеся в жилплощадях. Соответственно, их выселение без предоставления других помещений не допускается, если соответствующее правило было закреплено ранее действовавшим законом.

Учетная норма

О ней говорится в п. 2 ст. 51 ЖК РФ . Правила определения общей площади помещения раскрываются в 5-м пункте 15-й статьи Кодекса. Термин "учетная норма" определен в ст. 50. Под ней понимают минимальный размер площади, в соответствии с которым определяется общая площадь объекта, предоставляемого по договору соцнайма.

Норму предоставления устанавливает уполномоченный орган территориальной власти. Величина зависит от уровня обеспеченности жильем, достигнутого в соответствующем муниципалитете, а также иных существенных факторов.

Учетная норма - минимальный размер жилплощади, в соответствии с которым определяется степень обеспеченности для постановки на учет лиц в качестве нуждающихся.

Федеральные законы, президентские указы, нормативные акты регионального уровня, регламентирующие правила предоставления жилплощадей гражданам, могут предусматривать иные учетные нормы. Однако величина не может быть больше нормы предоставления.

Соответствие требованиям

Требования к жилплощадям присутствуют в разд. II положения, закрепляющего правила признания объекта непригодным для проживания, аварийным и, следовательно, подлежащем сносу/реконструкции. Это положение утверждено правительственным постановлением № 47 от 2006 г.

Соответственно, в целях применения положений ст. 51 ЖК РФ , значение будет иметь факт несоответствия помещения установленным нормам. Факт нахождения объекта в собственности или в пользовании по договору соцнайма во внимание не принимается. Несоответствие помещения требованиям, установленным в положении, должно быть подтверждено документально.

Проживание с лицами, страдающими опасными патологиями

В целях реализации положения, закрепленного п. 4 ст. 51 ЖК РФ , был утвержден Перечень форм заболеваний, наличие которых у граждан делает совместное проживание с ними невозможным.

К ним относят:

  • туберкулез (активные формы с выделением микобактерий);
  • злокачественные образования, сопровождающиеся выделениями;
  • затяжные и хронические психические патологии с часто обостряющимися либо стойкими проявлениями;
  • эпилепсию с частыми припадками;
  • гангрену конечностей, гангрену/некроз/абсцесс легких;
  • гангренозную пиодермию;
  • кишечный/уретральный свищ;
  • множественные кожные поражения с обильным отделяемым.

Указанный перечень является закрытым. При тяжелых формах иных хронических заболеваний положения 4 пункта ст. 51 ЖК РФ применению не подлежат.

2 часть 51-й статьи

В ч. 2 устанавливается, что если лицу/членам семьи принадлежит несколько помещений на праве собственности или по договору соцнайма/найма объекта жилфонда социального назначения, при оценке степени обеспеченности их площади суммируются.

По мнению экспертов, идею, заложенную во второй части ст. 51, можно признать правильной. Однако ряд пробелов не позволяет дать однозначно положительную оценку положениям.

Дело в том, что в норме не раскрываются подробности, касающиеся членов семьи. В частности, не совсем ясно, кого из лиц можно считать таковыми. Относятся ли к членам семьи только родственники, проживающие совместно с гражданином, или любые лица, состоящие с ним в близком родстве.

Представляется, что оценку обеспеченности в каждом конкретном случае будут давать чиновники на местном уровне по собственному усмотрению с учетом нормативных предписаний. Юристы, однако, предлагают применять закон по аналогии, которая разрешена в силу ст. 7 ЖК, и руководствоваться ч.1 69 статьи ЖК.

Договор соцнайма

О нем говорится в 60-й статье ЖК. Согласно норме, по договору соцнайма один участник - собственник объекта, относящегося к государственному/муниципальному жилфонду или лицо, управомоченное им, принимает обязанность предоставить другому лицу - нанимателю (гражданину) во владение и пользование помещения для проживания на условиях, определенных ЖК.

Данное соглашение заключается без установления периода его действия.

Изменение условий и оснований, предоставляющих право получить жилплощадь по договору соцнайма, не считается основанием для его расторжения.

Обязанности и права наймодателя

Они закреплены в 65-й статье ЖК. Согласно норме, наймодатель вправе требовать от нанимателя своевременного внесения оплаты за коммунальные услуги и жилплощадь. При этом лицо обязано:

  • предоставить нанимателю помещение, свободное от других лиц;
  • участвовать в ремонте и надлежащем содержании в котором располагается переданное второй стороне помещение;
  • проводить капремонт;
  • обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг, необходимых для удовлетворения его бытовых нужд, надлежащего качества.

Этот перечень является открытым. Прочие обязанности устанавливаются иными нормами ЖК, а также договором соцнайма.

Радикальное изменение направления социальной политики, произошедшее в начале 90-х годов прошлого века, похоронило надежды большей части взрослого населения России на возможность получения бесплатного жилья. Отныне такой привилегией пользуется очень ограниченный круг лиц резко отличающихся по своему социальному статусу и материальному положению. Среди них и депутаты, имеющие право на получение квартир в Столице, и самые незащищенные категории граждан – дети-сироты, многодетные семьи и лица, проходящие службу в вооруженных силах. Все остальные категории – даже дети, чьи родители включили их в число собственников приватизированных квартир, навсегда лишены надежды на возможность получения бесплатного социального жилья в порядке очередности. Если они по тем или иным причинам не перейдут в разряд лиц, упомянутых в ст. 51 ЖК РФ.

О чем говорит закон о признании нуждающихся?

Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, тесно увязано с его социальным статусом либо состоянием здоровья. В Жилищный кодекс РФ включены четыре категории:

  • Лица, полностью лишенные места проживания . К ним относят граждан, которые не являются нанимателями жилья, не имеют в собственности жилой недвижимости и не являются членами семей нанимателей или собственников квартиры;
  • Ко второй категории, ранее самой распространенной и в порядке очередности обеспечивавшейся бесплатным жильем, является категории граждан-нанимателей жилья на условиях социального найма , обеспеченность которых жилой площадью не отвечает установленным нормам. Разумеется, речь идет не об избытке, а о недостатке положенных по закону квадратных метров на каждого жильца. Действующая до сих пор норма обеспеченности (учетная норма) не изменялась долгие годы. Она, по прежнему, составляет 12 м 2 . В эту площадь включаются все подсобные и хозяйственные помещения: кухни, санузлы, кладовки, балконы/лоджии. Иными словами, если площадь жилого помещения на каждого члена семьи хотя бы на полметра превышает эту норму, рассчитывать ему на улучшение жилищных условий не следует;
  • К третьей категории относятся граждане, проживающие в помещениях, не отвечающих требованиям, предъявляемым к жилью : аварийное, ветхое жилье, или помещения, предназначенные для проживания, но не снабженные минимальным набором коммунальных услуг. Не имеющие таких характерных признаков жилого помещения, как: изолированность от помещения общественного использования, расположенные ниже уровня земли и прочие;
  • Четвертая группа – лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний проживание с которыми других людей представляет опасность или создает невыносимые неудобства. Так же к этой группе отнесены граждане, члены семьи или совместно проживающих нескольких семей, в которых имеется такой больной.

Исходя из этих, весьма ограниченных критериев признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, государство снимает груз ответственности за обеспечение жилой площадью подавляющего большинства населения. В основном молодых, только начинающих самостоятельную жизнь людей, обрекая их влачить существование на съемных квартирах или выплачивать долговременную ипотеку в угоду обогащения банкиров.

Военнослужащие – отдельная категория претендентов на получение жилья

Абзац 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" постановляет, что отдельной категорией граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий бесплатно, за счет государственных средств являются лица проходящие или проходившие военную службу если их выслуга составляет не менее 20 лет, либо 10 и более лет, уволенных из рядов ВС по старости, инвалидности или в результате организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением. Если бывший или действующий военнослужащий отвечает этим критериям, то в отношении его и членов его семьи действуют положения ст. 51 Жилищного кодекса.

Алгоритм действий для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий

Неудовлетворенность своими жилищными условиями не является основанием для постановки на учет и получения жилплощади сообразно своим желаниям Для этого необходимо соблюсти ряд бюрократических действий и пройти многолетний этап ожидания своей очереди на улучшении условий проживания.

Получение статуса. Кто имеет право?

Статус приобретается на основании соответствия одному или нескольким критериям, изложенным с ст.51 ЖК. Гражданин одновременно может быть малоимущим – совокупный доход всех членов семьи не дотягивает до минимального прожиточного минимума, и при этом на каждого из членов семьи может приходиться менее 12 м 2 жилплощади. Либо, проживающий во вполне благополучных условиях со своей семьей человек может заболеть, и его болезнь сделает невозможным совместное проживание с ним других членов семьи. Это редкие случаи. Перечень заболеваний, при которых заболевший имеет право на получение изолированного жилья изложен ниже. Следует учесть, что указанные документы вступили в силу только с 01.-1.2018 года:

Приказ Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь";

Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Постановка на учет нуждающихся граждан

Постановка на учет в качестве нуждающегося зависит от критерия, по которым гражданин претендует на улучшение жилищных условий. Дело в том, что в отношении различных категорий граждан реализуются различные государственные программы и количество жилья по ним строится разное.

Начинать необходимо с написания заявления в местный орган муниципальной власти по месту постоянного жительства/регистрации. Именно это заявление послужит основанием для начала работы комиссии, которая обязана выехать по указанному заявителем адресу и провести обследование его жилищных условий.

получен
гонорар 25%

Общаться в чате

Сергеева Наталья

Юрист, г. Волгоград

Бесплатная оценка вашей ситуации

    5924 ответа

    3013 отзывов

Здравствуйте, Даниил.

Из каких условий должна (площадь квартиры брата и/или отца) определятся моя нуждаемость в жилье?

Cогласно Жилищному Кодексу РФ, основанием для признания граждан, нуждающимися в жилье, являются договора социального найма жилых помещений. Нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются:

1) Граждане, которые сами не являются нанимателями жилых помещений или находятся на момент подачи заявления членами семьи законного нанимателя жилья по договорам социального займа, но не обеспечены нормативной площадью проживания, рассчитанной на одного члена семьи нанимателя.

2) Граждане, которые имеют на момент подачи заявлений аварийное жилье, не отвечающее нормам и требованиям, установленным законодательством РФ к жилым помещениям.

3) Граждане, которые сами являются нанимателями жилья или членами семьи нанимателя и проживают на одной жилой площади с больными людьми, страдающими от хронических заболеваний, когда совместное проживание на одной площади невозможно по санитарным нормам. Перечень таких болезней установлен исполнительными уполномоченными от Правительства РФ.

Так как Вы живете в квартире брата, который является собственником, то по сути у Вас даже и 9 кв.м. нет.

Будут ли мои действия признанными заведомым ухудшением жилищных условий если я женюсь и пропишусь с женой к матери в коммуналку

Это Ваше право, сняться с регистрационного учета в квартире брата и зарегистрировать по месту жительства супруги. Брат также может выписать Вас через суд, так как это его собственность. Если коммунальная квартира муниципальная, то в этом случае уже будет учитываться количество квадратных метров на человека. Если будет менее установленной нормы, то будете считаться нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Сергеева Наталья

юрист, г. Волгоград

Общаться в чате

1 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Сергеева Наталья

юрист, г. Волгоград

Общаться в чате

1 0

Здравствуйте.

Прилагают Вам выдержку из судебной практики по аналогичному делу.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статей 51 Жилищного кодекса РФ. Установленный названной нормой закона перечень оснований для признания граждан нуждающимися в целях предоставления им жилых помещений по договору социального найма является исчерпывающим.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Таким образом , ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Сняться регистрационного учета Вы имеете право на основании права самостоятельно определить место жительства.

Существует возможность отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося на основании данного факта, однако судебная практика в Вашу пользу.

С уважением,

Шелковая Наталья Николаевна

Здравствуйте Даниил!

Согласно статья 49 Жилищного кодекса РФ

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения , исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 «О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» учетная норма жилья составляет 9 кв.м.

Согласно Закону Санкт-Петербурга «О СОДЕЙСТВИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН» от 7 июля 2004 года

1. Граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий в следующих случаях:

1) если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга „Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге“;

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11. Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ).

Вы не относитесь к члену семьи брата, согласно Жилищного кодекса РФ.

Поэтому Вы вообще не имеете никакого жилья и можете претендовать на постановку в очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Снятие с регистрационного учета и постановка на рег. учет по другому адресу - это Ваше право, а в случае, если Вы проживаете по тому или иному адресу более 90 дней - обязанность.

В соответствии с пунктом 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Таким образом, не будут признаны намеренным ухудшением жилищных условий.

С уважением,

Ярослав Цветков

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Ижевск

Общаться в чате

0 0

Здравствуйте.

Из каких условий должна (площадь квартиры брата и/или отца) определятся моя нуждаемость в жилье?

При постановке на учёт Вы будете указывать членов своей семьи, которые так же будут претендовать на дополнительную жил. площадь. Если укажете брата и отца в качестве членов семьи, то будет учитываться суммарная площадь всех помещений. Если нет, то только площадь приходящаяся на Вас в квартире брата.

Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Будут ли мои действия признанными заведомым ухудшением жилищных условий если я женюсь и пропишусь с женой к матери в коммуналку

Если Вы сниметесь с регистрации в квартире брата и пропишетесь к матери вместе с женой, администрация однозначно расценить это как намеренное ухудшение условий и будет права.

Не будет ухудшением если например брат Вас в судебном порядке снимет с регистрации и Вы будете вынуждены зарегистрироваться у матери.

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Статья 20. Место жительства гражданина
1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 25%

Даниил, здравствуйте!

Ознакомьтесь с действующим и сейчас НПА по Вашему вопросу:

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 августа 1933 года
О ЖИЛИЩНЫХ ПРАВАХ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ВЦИК, СНК РСФСРот 01.11.1934 - СУ РСФСР, 1934, N 40, ст. 249; от 24.06.1938 - СУ РСФСР, 1938, N 12, ст. 163)
(с изм., внесенными Постановлениями ВЦИК, СНК РСФСРот 20.09.1933, от 20.11.1933, от 01.04.1935)

В целях закрепления за научными работниками жилищных льгот, предоставленных им разновременно издававшимися постановлениями, дальнейшего улучшения их жилищных условий и в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР 27 марта 1933 г. (СЗ, N 23, ст. 128) ВЦИК и СНК постановляют:

1. Утратил силу. - Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 24.06.1938.

2. Научные работники имеют право на дополнительную отдельную комнату для занятия сверх занимаемой ими по общей норме площади, а при отсутствии отдельной комнаты - на дополнительную площадь размером не менее 20 кв. метров.

Это право распространяется и на научных работников, живущих без семьи, с тем лишь ограничением, что право на дополнительную отдельную комнату наступает тогда, когда основная площадь не достигает 28 кв. метров.

3 - 5. Утратили силу. - Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 24.06.1938.

6. Вся занимаемая научными работниками площадь, как основная, так и дополнительная, оплачивается ими в одинарном размере, кроме случаев, когда дополнительная комната используется научным работником для частной практики.

7 - 12. Утратили силу. - Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 24.06.1938.

13. Действие настоящего Постановления распространяется на научных работников, являющихся членами секций научных работников, и на аспирантов при высших учебных заведениях и научно - исследовательских учреждениях.

В Российской Федерации нуждающихся в улучшении жилусловий остаётся по-прежнему много.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  • не имеет необходимых квадратных метров по норме;
  • имеет жильё, не отвечающее современным требованиям комфорта.

Поэтому в стране реализуются целевые социальные программы по обеспечению нуждающихся и малоимущих жильём.

Они приняты в дополнение к нормам Жилищного Кодекса, в котором регламентируются вопросы предоставления социального жилья.

Кто относится?

При этом тех, кто не получил жильё вовремя службы или нуждается в улучшении условий, не имеют права уволить без его согласия.

  • военнослужащие, вышедшие в запас по возрасту, отслужившие более десяти лет;
  • члены семей погибших военнослужащих;
  • уволенные из МВД, МЧС и других специализированных подразделений;
  • другие военнослужащие, которым по закону положено обеспечение жильём за счёт государственного бюджета.

Порядок оформления

Постановка на учёт нуждающихся в улучшении качества жилья производится в определённом порядке, который необходимо соблюдать, чтобы не получить отказа.

Ведётся такой учёт в органах местного самоуправления.

Перечень документов

В первую очередь понадобится пакет документов:

  • лицевой финансовый счёт (выписка) по квартире, которую занимает семья;
  • личные паспорта всех проживающих в квартире, в подлиннике и копиях;
  • свидетельство о бракосочетании в подлиннике и ксерокопия;
  • подлинники и копия свидетельств о рождении детей;
  • правоустанавливающие бумаги на владение или наём жилья;
  • подлинник и выписка из домовой книги;
  • техпаспорт на квартиру;
  • подтверждение наличия или неимения транспорта (Справка с ценой из ГИБДД);
  • документы из БТИ и типе дома, стоимости, площади, о праве собственности на всех проживающих;
  • документы о недвижимости, находящейся в собственности у семьи с указанием кадастровой стоимости;
  • справки о получаемых поступлениях всех проживающих в виде различных доходов.

Образец заявления

Loading...Loading...