Дисциплина - это определенные требования к поведена людей, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам
Дисциплина - понятие, связанное прежде всего с деятельнотью, с поведением. В нем отражаются, во-первых, определенные требования общества к индивидам и коллективам и, во-вторых, социальная оценка человеческого поведения с точки зрения его соответствия интересам общества, его правомерности, а также внутренней культуры.
Дисциплина выступает необходимым средством против дезорганизации в ее различных формах и степенях.
Выделяют следующие виды дисциплины:
1) государственная - это вид дисциплины, связанный с выполнением требований, предъявляемых к государственным служащим;
2) трудовая - это форма общественной связи людей в процессе труда с обязательным подчинением его участников определенному распорядку;
3) воинская - соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, уставами, приказами;
4) договорная - соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных договорах;
5) финансовая - соблюдение субъектами бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний;
6) технологическая - соблюдение субъектами в процессе производства предписаний соответствующих технологий и т.п.
Законность более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе - соблюдение всех социальных норм, включая правовые, нравственные и т.д.; если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины - порядок общественный.
Еще по теме 4. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с законностью, правопорядком и общественным порядком:
- § 3* Истоки и развитие категории предпринимательская деятельность
- § 1. Публичное и частное в предмете конституционного права
- 1.1. Общая характеристика преступлений в сфере бюджетных отношений
- 4. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с законностью, правопорядком и общественным порядком
- § 2. Образовательные дискриминационно-охранительные отношения в период правления Александра III
- § 2. Административный штраф как мера административного наказания
- § 2. Отказ в признании и приведении в исполнение арбитражного решения по причинам, связанным с проблемами арбитрабельности и публичного порядка
Дисциплина - этогруппа требований, предъявляемых к поведению людей и отвечающих сложившимся в обществе социальным нормам.
Можно выделить следующие виды дисциплины: 1) государственная (этот вид связан с выполнением требований, предъявляемых к государственным служащим); 2) воинская (соблюдение военнослужащим правил, установленных законами, уставами, приказами); 3) трудовая (возникающая в процессе производства материальных благ и охватываемая Труд. Код.); 4) финансовая (соблюдение субъектами бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний); 5) технологическая (соблюдение субъектами в процессе производства предписаний соответствующих технологий); 6) договорная (соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хоз-ых договорах).
Законность - это политико-правовой режим деятельности государства, гражданского общества и личности, в котором органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане единообразно понимают и применяют действующие в обществе законы и другие правовые акты, а также неукоснительно исполняют их без всяких исключений.
Правопорядок - это правовое явление правомерного поведения, т. е. совокупный итоговый результат действия механизма правового регулирования, состоящего из двух компонентов - механизма правотворчества и механизма реализации норм права, основанных на Конституции и законах. Правопорядок составная часть общественного порядка.
Общественный порядок представляет собой упорядоченное и организованное состояние всей системы общественных отношений, основанный не только на нормах права, но и на реализации норм морали, обычаев и традиций. Таким образом, мы можем констатировать, что законность – это часть правопорядка, а правопорядок – часть дисциплины, которая является составной частью общественного порядка. Результат действия законности – правопорядок. Результат деятельности дисциплины - общественный порядок.
45. Понятие и основные принципы законности. Гарантии законности.
Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (гос-вом, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гр-нами – всеми без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма законности – соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место немало нарушений законности.
Принципы законности – это основные идеи, начала, выражающие содержание законности. Можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности. Верховенство закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Под единством (всеобщностью) законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деят-сти всех субъектов общественных отношений. Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деят-сти (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Реальность законности – это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деят-сти и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые гос-вом, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка. К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы полит.системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юрид.законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. К юридическим гарантиям относится деят-сть гос-венных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы гос-венной власти. Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юрид.права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание гос-венных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.
22. Понятие, основные черты и виды правоотношений. Структура правоотношений . Правоотношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юрид.правами и обязанностями, охраняемыми гос-вом. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.
Можно выделить следующие признаки правоотношений: 1) идеологический характер, т.к. их возникновение, изменение и прекращение проходит через сознание людей, прежде всего такую его сферу, как правосознание 2) волевой характер, т.к. правоотношение всегда является результатом волеизъявления его сторон или одной из сторон; 3) двусторонний характер, т.е. это всегда связь между его участниками через их субъективные права и юрид.обязанности; 4) взаимосвязанный, корреспондирующий характер отношений сторон, т.к. эти отношения выражаются во взаимных правах и обязанностях; 5) наличие правосубъектности как отличительной черты сторон в правоотношении; 6) регулирующая роль, заключающаяся в том, что правоотношения определяют конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в общественную практику, формируя или определяя общественную волю.
Структура правоотношения имеет четыре необходимых элемента: субъект, объект, право и обязанность. 1) Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юрид.прав и обязанностей. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это признаваемое гос-вом право быть носителем юрид.прав и юрид.обязанностей. Дееспособность – это возможность лица своими действиями самостоятельно реализовывать свои права и исполнять обязанности. 2) Объект правоотношения – это фактическое поведение его участников. 3) Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая гос-вом возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. 4) Юридическая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая гос-вом необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, гос-ва в целом).
Виды правоотношений. По отраслевой принадлежности выделяются: конституционные, или гос-венно-правовые, гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, административные и другие правоотношения. При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права и регулируют общественные отношения непосредственно, как бы накладываются на них путем предоставления субъектам прав и обязанностей. Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий характер, т.е. предусматривают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов. Соответственно основным юрид.функциям права выделяются регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения являются результатом осуществления регулятивных юрид.норм, закрепляющих опред.порядок отношений, создающих в обществе правопорядок, т.е. тот результат, ради которого принимаются юрид.нормы. Охранительные правоотношения возникают как реакция гос-ва и общества на неправомерное поведение субъектов права. Они служат защите существующего в обществе нормального порядка отношений и наказанию правонарушителя. Регулятивные правоотношения бывают двух видов: активные и пассивные. Первый вид выражает динамическую функцию права и складывается на основании обязывающих норм. Второй вид выражает статическую функцию права и складывается на основе запрещающих и некоторых управомочивающих норм права. В юрид.литературе также существует деление правоотношений на абсолютные и относительные. В основу этой классификации положен способ индивидуализации субъектов правоотношения. В относительных правоотношениях точно определены обе стороны: и лица управомоченные, и лица обязанные. В абсолютных правоотношениях точно определяется лишь одна сторона – носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица – всякий и каждый. Считается, что к таким правоотношениям относятся отношения собственности, авторские и изобретательские отношения. Различают также общие и конкретные правоотношения. Общие правоотношения возникают на основе конституционных норм, определяющих права, свободы и обязанности личности, уголовно-правовых и административно-правовых запретов. Если права, свободы и обязанности реализуются, а запреты нарушаются, то возникают конкретные правоотношения, которые могут быть как регулятивными , так и охранительными .
Дисциплина связана с деятельностью (поведением) личности. В ней отражаются:1) требования общества к индивидам и коллективам;
2) социальная оценка поведения человека с точки зрения его соответствия интересам общества, законности, правовой культуре.
" О функциях и принципах правопорядка см.: Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т. 2. Теория права. М.: Зерцало, 1998. С. 547-553.
Раздел IV. Теория прям
Виды дисциплины:
Государственная - выполнение государственными служащими требований, предъявляемых государством;
Трудовая - обязательное соблюдение участниками трудового процесса установленного распорядка;
Воинская - соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, воинскими уставами, приказами;
Договорная - соблюдение субъектами права договорных обязательств;
Финансовая - соблюдение субъектами права бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний;
Технологическая - соблюдение технологических предписаний в процессе производственной деятельности и др.
Государственная дисциплина - режим господства закона во взаимоотношениях органов государства, должностных лиц, других уполномоченных субъектов, основывающийся на требованиях к каждому субъекту исполнять свои обязанности, не превышать свои полномочия, не посягать на права, не ущемлять интересы других субъектов, проявлять инициативу и ответственность в порученном деле.
Государственная дисциплина, законность и правопорядок тесно связаны между собой, так как государственная дисциплина невозможна без соблюдения и исполнения законов и сознательного позитивного отношения государственных служащих к установленному правопорядку.
Однако между законностью и дисциплиной имеются различия по содержанию и месту в системе правового регулирования.
1. С точки зрения права законность есть основа дисциплины, но дисциплина - не только правовое, но и социальное явление. Она не исчерпывается законностью. Если законность означает точное и неукоснительное соблюдение закона, то дисциплина предполагает ещё и активность, инициативу в работе.
2. Понятие дисциплины шире понятия законности в плане нормативного обеспечения. Государственная дисциплина обеспечивается как правовыми нормами, так и другими социальными нормами, особенно нормами морали. В основе государственной дисциплины лежит исполнительская дисциплина, добросовестное отношение должностных лиц к исполнению возложенных на них обязанностей.
Глава 24. Законность. Правопорядок
3. Дисциплина и законность имеют разные результаты действия. Результат законности - правопорядок. Результат дисциплины - общественный порядок.
Государственная дисциплина реализуется в сфере осуществления функций государства, его органов, учреждений, предприятий. Её виды: плановая, финансовая, служебная дисциплина и другие.
Трудовая дисциплина - показатель как отношения гражданина к исполнению служебных обязанностей, так и работы каждой из государственных структур. В действующем трудовом законодательстве предусмотрены общие требования дисциплины, связанной с выполнением правил внутреннего трудового распорядка: своевременно приходить на работу, придерживаться установленной продолжительности рабочего дня, использовать все рабочее время для продуктивного труда, своевременно и точно выполнять распоряжения администрации и др.
Эти нормы и требования не могут охватить все стороны производственного процесса. Поэтому в трудовом законодательстве определяется дополнительный круг обязанностей работников, связанных с соблюдением технологической дисциплины.Для повышения эффективности дисциплины важны:
Применение мер поощрения с целью развития побудительных факторов (объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к награждению орденами и медалями, званиями, материальное вознаграждение);
Наложение мер юридической ответственности (увольнение, депремирование, понижение в должности и др.).
Следует признать, что дисциплина зависит не столько от силы принуждения или воспитательного воздействия убеждением, сколько от рациональной системы хозяйствования и управления, стиля руководства, ориентированного на личность, которая реализует себя в процессе труда.
На дисциплину труда, как минимум, влияют два фактора. Первый фактор - желание, с которым выполняются приказы и распоряжения администрации. Исполнительская дисциплина обусловливается: а) подбором кадров - привлечением наиболее способных работников и заботой о повышении их квалификации; б) демократическим стилем руководства, сочетающим коллегиальность в обсуждении решения (право иметь собственное
Раздел IV. Теория прям
мнение, пока не принято решение) и единоначалие при принятии решения и ответственности за его результат. Второй фактор - восприятие правил и стандартов в работе. Правила должны быть разумными и уместными, тогда и дисциплина будет соблюдаться. Главным должен быть принцип: стремиться к совпадению интересов работников и администрации. Качество дисциплины зависит от эффективности правового воспитания, уровня правовой культуры. Дисциплина - неотъемлемая черта демократии.
Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.
Выделяют следующие виды дисциплины.
1. Государственная – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.
2. Воинская – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.
3. Трудовая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.
4. Финансовая – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.
5. Технологическая – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.
6. Договорная – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.
Нормы, которые регламентируют дисциплину:
1) правовые нормы;
2) организационные;
3) политические;
4) социальные;
5) нормы морали и т. д.
Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком:
1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;
2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;
3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.
Правопорядок – это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение, а также свободное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.
Общественный порядок – это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь его с дисциплиной и правовым порядком проявляется их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.
Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д.
Еще по теме 55. Дисциплина: понятие, виды. Государственная дисциплина:
- § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 1. Понятие и виды преступлении против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Дисциплина - это подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных), имеющим цель упорядочить определенные общественные отношения; это определенные требования к поведению субъектов, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам.
Законность есть составная часть, ядро дисциплины. Результатом дисциплины выступает общественный порядок.
Признаки дисциплины:
1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе той или иной совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.). Известно, что любая совместная деятельность предполагает определенную согласованность и организацию, что и достигается с помощью дисциплины;
2) она сопряжена с отношением подчинения одного субъекта другому, в котором содержатся определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;
3) связана с подчинением юридическим и иным социальным (нравственным, партийным и прочим) обязанностям. Самое основное в дисциплине - это выполнение обязанностей, содержащихся в различных предписаниях юридического и неюридического плана;
4) она есть выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причем о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Отсюда ее нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;
5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо ее результатом выступает общественный порядок. Находясь в противостоянии к анархии и хаосу, дисциплина призвана обеспечивать согласованные и целенаправленные совместные действия внутри тех или иных коллективов и организаций, создавать необходимые условия для нормального существования любой общности людей.
Виды дисциплины:
В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют:
На воинскую - подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах, приказах командиров);
Государственную - выполнение субъектами (один из которых государственный орган) юридических обязанностей, содержащихся в правовых правилах, установленных государством для государственных служащих;
Договорную - соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных и иных договорах;
Налоговую - подчинение обязанностям, содержащимся в соответствующих налогово-правовых актах;