Обязательный аудит. Как и кем осуществляется аудит в сфере закупок? Какие организации осуществляют аудит в сфере закупок

Законом предусмотрено больше способов оценки эффективности осуществления госзакупок, чемЗаконом о госзакупках. Помимо контроля в сфере закупок, Закон содержит еще и правила проведения мониторинга закупок и аудита в сфере госзакупок. Мониторинг будет осуществляться на постоянной основе в целях оценки эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а аудит будет проводиться для оценки результатов закупок и достижения целей закупок (подробнее см. Обоснование закупок). Правила осуществления контроля в сфере закупок, содержащиеся в Законе , существенно отличаются от правил, установленных Законом о госзакупках.

а) Мониторинг закупок

В соответствии с Законом мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков (ч. 1 ст. 97 Закона).

В ходе осуществления мониторинга будет оцениваться степень достижения целей осуществления закупок, а также обоснованность закупок.

Мониторинг закупок будет обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией (ч. 10 ст. 97 Закона).

Ежегодно результаты мониторинга будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который будет представляться в Правительство РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, а также размещаться в единой информационной системе.

Нормы о мониторинге в сфере закупок вступят в силу с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона).

б) Аудит в сфере закупок

Аудит, согласно Закону , будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (при наличии) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку достижения целей осуществления закупок (ст. 98 Закона).

Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным (ч. 3 ст. 98 Закона).

Кроме того, органы аудита в сфере закупок будут обобщать результаты своей деятельности и устанавливать причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовить предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизировать информацию о реализации указанных предложений и размещать в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах (ч. 4 ст. 98 Закона).

в) Государственный контроль в сфере закупок

Законом будут существенно изменены правила осуществления государственного контроля в сфере госзакупок (по сравнению с правилами, установленными в ст. 17 Закона о госзакупках):

Полномочия по осуществлению контроля будут разделены между тремя разновидностями органов госвласти и местного самоуправления;

Будет подробно определено, как должны разрешаться противоречия между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов.

Разграничение полномочий контролирующих органов

Сейчас контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это ФАС России), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ч. 2 и 3 ст. 17 Закона о госзакупках). Вопросы контроля за расходованием бюджетных средств не входят в сферу действия Закона о госзакупках.

Закон существенно расширит систему контролирующих органов в сфере госзакупок, включив в нее органы, осуществляющие кассовое обслуживание, и органы внутреннего финансового контроля. Теперь контроль в сфере закупок в пределах своих полномочий будут осуществлять следующие органы:

Федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

Счетная палата России, а также органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами.

Полномочия указанных органов по проведению контроля разграничены в самом Законе . Первая группа перечисленных выше органов будет осуществлять все виды контроля, не обозначенные в качестве исключений в ч. 5 , 8 и 10 ст. 99 Закона. Отметим, что порядок осуществления такого контроля детально урегулирован в ст. 99 Закона и в целом совпадает с порядком, установленным в ст. 17 Закона о госзакупках.

Казначейство России и иные органы, указанные в ч. 5 ст. 99 Закона, будут проверять, соответствует ли информация о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в различных документах на всех стадиях осуществления закупок, начиная с плана закупок (см. Планирование) и заканчивая реестром контрактов. Порядок осуществления такого контроля должно будет утвердить Правительство РФ.

Счетная палата России и иные органы, перечисленные в ч. 8 ст. 99 Закона, будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, а также установления достоверности учета расходов на осуществление таких закупок. Контроль они будут осуществлять в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и документов, подтверждающих обоснованность закупок;

2) нормирования в сфере закупок при планировании закупок;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Порядок осуществления такого контроля установит Правительство РФ в соответствии с требованиями, определенными в ч. 11 ст. 99 Закона.

Разрешение противоречий между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов

В Законе определено, как решаются вопросы в случае противоречия между решениями, вынесенными контрольными органами различных уровней (федерального, регионального и местного). Общее правило таково: при проведении внеплановой проверки закупки должно применяться решение органа более высокого уровня (ч. 17 и 18 ст. 99 Закона). В случае выявления противоречий между решениями, вынесенными в отношении одной и той же закупки органами различных уровней, применяется решение органа более высокого уровня, вынесенное по результатам внеплановой проверки (ч. 19 и 20 ст. 99 Закона).

г) Обжалование действий, нарушающих права и интересы участников закупок

Почти не изменились правила обжалования в контрольных органах действий заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

С семи до десяти дней увеличивается срок, в течение которого может быть подана соответствующая жалоба (п. 3 ст. 105 Закона).

Аудит закупок — особый вид внешнего государственного контроля. Впервые данное понятие было введено Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Аудит в сфере закупок осуществляется 44-ФЗ как самостоятельно, так и в рамках комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности заказчиков.

Целями такого контроля являются:

  • проверка обоснованности и эффективности расходов по контрактам при проведении тендеров;
  • определение причин выявленных нарушений;
  • систематизация полученной информации;
  • подготовка рекомендаций по совершенствованию контрактной системы.

Аудиторы проводят проверку, анализ и оценку результатов закупок, уровня обеспечения государственных нужд и эффективности использования бюджетных средств. В ходе мониторинга изучаются все этапы закупочного цикла, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением контракта. Оценивается деятельность заказчиков, контрактных управляющих, закупочных комиссий, служб внутреннего контроля.

Эта процедура проводится в отношении государственных органов, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений.

Кто проводит аудит

Аудит в сфере закупок осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы субъектов РФ;
  • контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Счетная палата — постоянно действующий орган внешнего финансового контроля. Его деятельность регулируется Законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ, а также регламентом Счетной палаты.

Региональные и муниципальные контролеры образуются из представителей государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов. Общие принципы их работы определяются Законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ, а также соответствующими регламентами.

Счетная палата РФ работает в тесном взаимодействии с муниципальными и региональными контролерами.

Сроки проведения плановых проверок определяются ежегодными графиками. Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что контролеры обязаны уведомить организацию о плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, внеплановой — не позднее чем за 24 часа.

В ходе мониторинга аудиторы используют данные из открытых источников, а также запрашивают материалы у должностных лиц проверяемой организации. За непредоставление запрашиваемых сведений либо предоставление заведомо ложной информации законодательством установлена административная и уголовная ответственность.

Заказчику нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие правомерность своих действий в ходе закупочной деятельности:

  • документы-обоснования потребности в определенных товарах, работах, услугах;
  • порядок формирования НМЦК;
  • положение о нормировании;
  • оригиналы контрактов;
  • отчетные документы по оплаченным контрактам и другое.

Особое внимание контролеры обращают на тендеры, проводимые неконкурентными способами.

Результаты проверок

В результате проведенных контрольных мероприятий аудиторы составляют акт.

Руководитель проверяемой организации вправе приложить к акту свои возражения и пояснения.

В случае выявления нарушений аудиторы выдают предписание об их устранении и передают информацию в контрольные или правоохранительные органы: ФАС, Казначейство, Прокуратуру и др. Кроме того, информация о результатах мониторинга направляется в соответствующие региональные или муниципальные органы власти. Отчеты о проведенных проверках публикуются на сайте ЕИС.

Аудит в сфере закупок осуществляется с целью проведения анализа и оценки результата планирования и подписания госконтрактов. В ходе аудита выясняется, были ли достигнуты поставленные заказчиком цели. Что представляет собой аудит в сфере закупок?

Аудит закупок проводится для того, чтобы оценить обоснованность всех действий на этапах планирования и проведения госзакупок, а также для проверки их эффективности и выполнимости. Оценивается реализация условий заключенных в результате конкурса госконтрактов по цене, количеству, качеству, объемам и срокам выполнения.

Примерный перечень направлений аудита госзакупок составляет проверка:

  • формирования контрактной службы и комиссии по осуществлению госзакупок;
  • наличия утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг;
  • правильности формирования плана закупок, плана-графика, их размещения в ЕИС;
  • наличия обоснования закупки, начальной цены госконтракта, достоверности источников используемой информации;
  • выбора способа проведения процедуры, размера аванса и его обоснованность;
  • наличие в оформленных госконтрактах обязательных (существенных) условий, критериев оценки заявки;
  • установления законных преимуществ (субъекты малого предпринимательства, организации инвалидов и т.д.);
  • установления обеспечения заявок;
  • обоснованности допуска/недопуска к участию;
  • правильности оформления протоколов;
  • обоснованность госконтракта с единственным поставщиком.

Кто проводит аудит закупок по 44-ФЗ

Проведение аудита в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, а также региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, осуществляющими контрольно-ревизионные функции (ч. 1 ст. 98 закона № 44-ФЗ): контрольно-счетными палатами краев, областей, округов, городов Федерального значения; Счетными палатами муниципалитетов.

Объектами, подпадающими под аудит Счетной палаты РФ, являются: Органы госвласти, уполномоченные органы и учреждения; ГК «Росатом»; ГКУ и внебюджетные фонды, действующие от имени Российской Федерации; Автономные и бюджетные учреждения; Государственные унитарные предприятия; Другие юридические лица, участвующие в инвестиционном капитальном строительстве за счет федерального бюджета. При проведении аудита должны учитываться все этапы деятельности госзаказчика: планирование проведения госзакупок, непосредственное осуществление закупок (оценка и сопоставление заявок, выявление победителя), оформление и выполнение госконтракта (соблюдение сроков подписания, наличие необходимых согласований контрольных органов и т.п.).

Разберем, что такое аудит в сфере закупок, чем он отличается от контроля, кто может осуществлять аудит, что входит в аудит, а что нет.

Какие цели преследует аудит

Главной целью аудита считается достижение целей в 44-ФЗ и правильность проведения тендеров. Помимо этого, проверяют обоснованность плана закупок и плана-графика закупок (с 1 октября только плана-графика). А также насколько эффективно прошли тендеры, исполнены ли контракты, и насколько эффективно исполнены. Проверяются все возможные документы и информация, которую заказчик должен размещать в ЕИС.

Аудит проходит постоянно, от плана-графика, от тендера к тендеру, от контракта к контракту. По результату аудита, каждому заказчику выставляют баллы по эффективности.

Кто может осуществлять аудит

Не так много органов могут его проводить. В список входят:

  • счетная палата региона;
  • контрольно-счетные органы региона (УФК);
  • законодательные органы гос. власти регионов.

Каждый из этих органов вправе проверять только определенных заказчиков. Счетная палата может проверять гос. учреждения (например, министерства), казенные учреждения, корпорации и т.д. А УФК может проверять как муниципальные учреждения, так и государственные.

Какую задачу преследует аудит

Главная задачей для аудита – это правильное расходование денежных бюджетных средств. И если какой-то из органов, которые его осуществляют, заподозрят заказчика в нарушениях или каких-либо недостатках – ему могут выдать акт, в котором будет определено время на исправление ситуации. Также этот акт будет размещен в ЕИСе.

Чтобы выявить ошибки в закупках и своевременно принять меры для устранения нарушений, проводите внутренний аудит закупок. Читайте, как организовать аудит внутри организации, какую информацию проверить и как оформить результаты работы.

Методика аудита

Так как аудит в сфере закупок – это достаточно новое направление, специально для проверяющих органов разработали аудиторскую методику, на которую они основываются при проверках. Когда органы проверяют на аудит, в первую очередь смотрят на документацию о контрактной службе или контрактном управляющем и комиссиях заказчика, также на регламенты работы контрактной службы и взаимодействии с другими управлениями заказчика.

В дополнение смотрят на документацию о требованиях к товарам, работам и услугам и нормировании в сфере закупок. На основе этих документов проверяют правильность обоснования тендеров и предоставления коммерческих предложений. Также обращают внимание на правильность составления планов-графиков , обоснования тендеров и выбора способа определения тендера. На этапе проведения тендеров просматривают правильность допуска или недопуска участников тендера. А также правильность заключения контракта с единственным поставщиком.

Как проходит аудит

Сначала органы аудита собирают общедоступную информацию по определенному заказчику из ЕИС и других систем, где могут выявить хоть какую-то информацию в сфере закупок.

На основе собранной информации органы аудита составляют список несостыковок, нарушений и недостатков. С этим списком они выезжают к заказчику на проверку и проводят более углубленный аудит по списку, составленному ранее. И по итогу двухэтапной проверки, органы аудита делают полный отчет, который прописывают в акте. В этом акте органы аудита дают рекомендации по исправлению недостатков и нарушений.

Хоть контроль в сфере закупок – это не цель аудита в сфере закупок, если все-таки органы аудита обнаружат нарушения, то они обязаны будут передать материалы дела в прокуратуру для дальнейшего разбирательства.

Какой может быть аудит

Так как сами по себе аудиторские проверки – понятие не новое, аудит проводится по всей финансово-хозяйственной деятельности заказчика. И с аудитом могут прийти как в части бухгалтерской деятельности, так и в других направлениях. Например, могут проверять деятельность заказчика по госпрограммам или инвестиционным мероприятиям.

Так или иначе, при аудите дело может дойти и до закупок. Ведь закупки - основополагающая часть всей деятельности каждого заказчика.

Важно: По результатам аудита руководитель заказчика имеет право не соглашаться с результатами акта и может написать официальное письмо с пояснениями, в каких моментах он не согласен с органом аудита и самое главное обосновать свое мнение. Дополнительно результаты аудита заказчик может опротестовывать в суде.

Loading...Loading...