Основные права потребителей в сфере жкх. Как осуществляется защита прав потребителей в сфере ЖКХ и что можно предпринять в случае их нарушения? Защита прав потребителей по жкх

Устанавливает права граждан (потребителей) на получение безопасных для жизни и окружающей среды услуг надлежащего качества. Также потребители имеют право получать информацию о них и об исполнителе.

Говорит о том, что исполнитель обязан оказывать услуги, уровень качества которых соответствует договору. Если в договоре нет конкретных условий, исполнитель работ обязан оказать услуги, соответствующие обычным требованиям к ним и пригодным для целей использования этих работ.

Кто получает услуги?

На сегодняшний день потребителями ЖК-услуг могут являться собственники жилых и непригодных для жилья помещений и арендаторы по договору найма. Каждый из этих людей имеет право на получение коммунальных услуг надлежащего качества и, в случае их нарушения, может потребовать компенсацию за недобросовестное выполнение работ исполнителями.

Какие нарушения чаще всего встречаются?

Большая часть споров возникает между жильцами и управляющей компанией (УК). Именно с ней потребители заключают договор на оказание коммунальных услуг, а УК принимает платежи и обязуется обеспечивать обслуживание дома. Наиболее распространенными претензиями жильцов являются:

Как происходит защита от нарушений?

Закон «О защите прав потребителей» определяет механизмы, которые позволят эффективно охранять интересы граждан в сфере ЖКХ. Выделяют:

  1. Внесудебный порядок защиты прав.
  2. Защита прав в судебном порядке.

Написание жалобы

Важно! При выявлении нарушения прав в получении услуг подается жалоба с требованиями пересчитать стоимость услуг, снизить ее или вообще отменить до момента устранения проблемы.

УК, видя правовую безграмотность при составлении жалобы, часто надеются на то, что граждане не будут до конца отстаивать свои права. Поэтому отказывают им в выполнении требований. Иногда для устранения претензий в добровольном порядке достаточно грамотно составить жалобу.

Жалоба составляется в двух экземплярах: первый передается в УК, предоставляющую обслуживание жилья, а второй подписывают у сотрудника данной компании и оставляют у себя. Определенного формата написания претензий нет . Однако определен порядок формирования таких обращений:

Примечание. Претензии составляются со ссылками на закон о правах и нормативно-правовые акты. Это может сыграть важную роль в устранении проблем без необходимости обращения в суд или другие инстанции.

Сбор документальных доказательств

Если УК в своем ответе не удовлетворила требования заявителя или вовсе оставила жалобу без рассмотрения, пострадавшему потребителю с такой же жалобой следует обратиться в Роспотребнадзор. К заявлению необходимо приложить ответ коммунальной службы или (если его нет) второй экземпляр жалобы в УК. Также можно обратиться в Управление Государственной жилищной инспекции РФ.

В случае отсутствия решений проблемы, со всеми ответами из этих инстанций следует обращаться в высшие инстанции.

Обращение в инстанцию

Отсутствие решений проблемы дает право обратиться в такие инстанции, как:

  • прокуратура;
  • Управление по соц. защите населения;
  • органы самоуправления;

На заметку. Обращение в суд считается более действенным, поскольку решение суда придется выполнить, а следят за этим судебные приставы.

Для обращения необходимо грамотно составить заявление или иск, предоставить все документы, необходимые при рассмотрении жалобы. Заявление должно быть зарегистрировано в соответствующей инстанции.

Ответ и сроки его ожидания

Срок ожидания ответа от УК прописывается в договоре управления и жилищным законодательством. Если в договоре не прописан срок дачи ответов на поступающие от жильцов жалобы, стоит руководствоваться Постановлением №354 , где сказано, что в течении 3 рабочих дней со дня обращения заявителя проблема должна быть устранена, либо дан письменный ответ об удовлетворении ил отказе в жалобе.

Полезное видео

Из видео узнаете о правах потребителей на качественное предоставление коммунальных услуг, куда обращаться с претензиями:

Заключение

Потребители коммунальных услуг имеют право на получение качественного обслуживания. В случае нарушений со стороны управленческой компании, жильцы имеют право жаловаться и получить надлежащее выполнение работ, за которые они платят. К тому же, они могут требовать перерасчетов и моральных компенсаций. Для удовлетворения своих требований, потребителям необходимо грамотно составить заявление и идти до конца в решении своего вопроса.

Выполнение обязательство по договору обслуживания многоквартирного дома подчиняется общему Гражданскому законодательству, а также нормам по защите прав потребителей. В этом вопросе важно понимать, какие области регулируются этим федеральным законом и как правильно поступать в случаях нарушения УК установленных обязанностей.

Какие вопросы регулирует ЗОПП в сфере ЖКХ?

Помимо статьи 161 Жилищного Кодекса РФ, права потребителей услуг в сфере ЖКХ регулируются и дополнительными нормативными актами, важнейшим из которых является ФЗ № 2300-I от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» c последними изменениями и дополнениями от 1 мая 2017 года.

Обратите внимание! Оба правовых акта не являются отдельными документами, существующими независимо. Напротив, их статьи и положения дополняют и уточняют изложенное в обоих правовых регламентах.

Документы они затрагивают вопросы:

  • основные права потребителя коммунальных услуг;
  • общие правила управления многоквартирным домом;
  • соответствие многоквартирных домов нормам технической безопасности и эксплуатационным параметрам;
  • получение потребителями отчетов от управляющих организациях по жилому объекту и проведенной работе за текущий и предыдущие периоды;
  • получение качественных ресурсов и услуг, как от УК, так и поставщиков, в том объеме, который необходим потребителю;
  • сроки предоставления услуг и ресурсов для потребителей;
  • правила и порядок исполнения коллективных договоров;
  • права потребителей на обращение в суд в случае неисполнения или некачественного исполнения УК обязанностей, которые на нее были возложены заключенным договором.

Кто является потребителем услуг?

Потребителем услуг в сфере жилищного законодательства является собственник жилья. Кроме того, по нормам гражданского права потребителем может являться лицо, которое арендует жилую площадь согласно официальному договору аренды. Это означает, что как собственник, так и официальный арендатор квартиры имеют право на получение информации о деятельности УК, планах работ, а также на подачу жалоб в надзорные инстанции, если со стороны компании присутствуют нарушения по предоставлению услуг или обеспечению необходимыми ресурсами жилого объекта.

Какие нарушения прав потребителя чаще всего встречаются?

Современная практика работы в сфере защиты прав потребителей и деятельности управляющих компаний выделяет несколько наиболее актуальных нарушений со стороны обслуживающих фирм:

  • отсутствие в общем доступе жильцов информации о деятельности компании, ее финансовых отчетностей и игнорирование письменных запросов жильцов;
  • задержка предоставления необходимых ресурсов: свет, газ, вода, налаживание водоотведения;
  • отсутствие проведения работ по плановому ремонту - здесь затрагивается вопрос как текущих косметических, так и капитальных ремонтов;
  • необоснованные растраты финансовых средств компании, сформированных из платежей жильцов;
  • установление необоснованно завышенных тарифов на предоставляемые услуги и поставляемые ресурсы;
  • отключение должников от ресурсов жилого дома: свет, газ или вода.

Пошаговая инструкция, как происходит защита нарушенных прав

Любая защита прав потребителей обязано проходить две стадии: досудебная и судебная. Если вопрос или конфликт удается разрешить на досудебной стадии, то исковое заявление в суд уже нет необходимости подавать.

Следует знать! Если потребитель изначально не попытается разрешить спорную ситуацию с УК в досудебном порядке, суд может отказать в принятии иска. Досудебная стадия является обязательной для всех потребителей.

Написание жалобы

Под предварительной стадией (досудебной) понимается подача письменной жалобы в УК или Роспотребнадзор. Человек может сам решать, куда будет подана письменная претензия на нарушение закона со стороны компании. В любом случае, на рассмотрение жалобы отводится строго установленный срок, при нарушении которого можно смело идти в суд.

Первичное письменное обращение составляется на имя руководителя компании (директора или генерального директора в зависимости от формы юридического лица). Далее, указываются полные данные лица, которое обращается: ФИО, почтовый адрес и контактные номера телефонов. После этого излагается суть жалобы. Она должна быть составлена, кратко и лаконично, но с указанием основных моментов: некачественные услуги, отсутствие проведения ремонта в доме, неустранение дефектов в общедомовом оборудовании, установление завышенного тарифа и т. д.

Помимо сути вопроса, в жалобе необходимо указать и требования к директору, например: снизить установленный тариф на воду; в кротчайшие сроки провести плановый ремонт подъезда; установить на территории двора оградительные бортики для пешеходной зоны; наладить подачу чистой воды и т. д.

Сбор документальных доказательств

Помимо текста жалобы, направление письменного обращения должно быть дополнено документальными доказательствами того, что УК нарушает права потребителя. Для этого используют любые документы, фото- и видеоматериалы, которые фиксируют сам факт нарушений. К примеру, если говорить о завышенных тарифах, можно приложить к жалобе квитанции - свою и людей из других районов города, которые обслуживают иные УК. Главное, чтобы из квитанций была видна существенная разница из установленных тарифов.

В ситуации с подачей воды плохого качества хорошими доказательствами будут фото и видео, на которых видно, что вода из крана идет грязная или ржавая. Собирая доказательства важно обращать внимание на то, что видно из этих материалов. Они должны отражать как само нарушение закона, так и его суть.

Обращение в инстанцию

В ситуации когда УК не ответила на письменную жалобу, самое время обращаться в надзорную инстанцию. Юристы рекомендуют второе обращение направлять сразу в несколько органов: региональное отделение Роспотребнадзора и жилищную инспекцию города или региона. Жилищная инспекция осуществляет надзор в сфере ЖКХ по управлению многоквартирными домами и качеством предоставляемых услуг. В свою очередь, Роспотребнадзор занимается исключительно вопросами защиты прав потребителей.

Обращение в инстанцию оформляется исключительно в письменном виде и с указанием конкретного лица, от именно которого составлена жалоба. Анонимные претензии сотрудники рассматривать не будут. Текст обращения в надзорные органы может быть идентичен первоначальной жалобе. Его потребуется дополнить информацией о том, что заявитель первоначально обратился к руководству УК, но никакого ответа на свою жалобу не получил.

Ответ и сроки его ожидания

ФЗ «О Защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель имеет право получить ответ на претензию в течение 10 дней. Гражданско-процессуальный кодекс устанавливает сроки для ответа в период до 30 дней.

Обратите внимание! Следует учитывать и период почтовой пересылки ответа на претензию. Организации на официальные обращения обязаны также отвечать официальным путем, т. е. либо отправлять ответ почтой, либо выдавать на руки заявителю под роспись.

Выполнение работ и предоставление услуг со стороны управляющей компании - это те же работы и услуги, что указанны в ФЗ «О защите прав потребителей». Правильный порядок действий со стороны жильца многоквартирного дома обеспечивает не только налаживание порядка обслуживания, но и позволяет компенсировать понесенные убытки, наступившие вследствие нарушения закона со стороны компании.

В этом видео подробно расскажут обо всем, что связано с Защитой прав потребителя в сфере ЖКХ:


Все собственники жилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договорам социального найма, являются - потребителями услуг ЖКХ.

Основным нормативным документом, регулирующим отношения потребителей и услугодателей в сфере услуг жкх является закон "О защите прав потребителей". Кроме того указанные отношения регулируются Гражданским и Жилищным кодексами, а также некоторыми постановлениями Правительства РФ.

Отношения, возникающие между потребителями и услугодателями в сфере ЖКХ основаны на заключении, в первую очередь, следующих договоров:

а) договоров найма, в части исполнения услугодателями работ (услуг) по обеспечению надлежащего содержания дома и предоставлению гражданам коммунальных услуг и ремонтных работ;

б) договоров подряда и договоров на техническое обслуживание помещений, оформленных в собственность;

в) договоров на электроснабжение с энергоснабжающей организацией;

г) иных договоров.

Важно:

Изучая условия всех договоров, потребителям необходимо руководствоваться статьей 16 Закона о ЗПП, устанавливающей, что условия договора, ущемляющие права потребителя в сравнении с нормами закона или правового акта в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Нанимателям жилья и собственникам приватизированных квартир:

Когда неоднократные обращения по поводу состояния санитарно-технического или инженерного оборудования квартиры, подвала, крыши, чердака или подъезда в доме не дают результата, потребителям услуг в сфере ЖКХ следует обращаться в суд.

В соответствии с частью 3 п. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан производить капитальный ремонт жилых помещений, предоставленных гражданам по договору социального найма (нанимателям). (Наймодатель - это собственник квартиры, с которым заключен договор социального найма; как правило, наймодателем является - орган государственной власти или орган местного самоуправления). Жильцы, как наниматели жилья (не путать нанимателя с собственником жилья), должны оплачивать за содержание и за ремонт жилья, за исключением капитального ремонта*.

Также в отдельных случаях, наймодатель обязан проводить капитальный ремонт в приватизированном жилье. Отстаивать свои права собственнику следует, если его квартира приватизирована, но при этом бывший наймодатель на момент приватизации этой квартиры либо ранее не производил капитальный ремонт (который был необходим) в жилых помещениях многоквартирного дома. Обязанность по проведению капитального ремонта, не исполненная бывшим наймодателем на момент приватизации гражданином квартиры, остается за наймодателем до исполнения им этого обязательства.

Все последующие капитальные ремонты производятся уже собственниками помещений, в том числе собственниками приватизированного жилья.

Вот один из примеров, когда потребитель воспользовался своим правом и обратился в суд:

Собственник квартиры в многоквартирном доме подал иск в суд на орган местного самоуправления (администрацию), в котором просил суд обязать бывшего наймодателя жилого помещения - орган местного самоуправления оплатить замену в своей квартире чугунных радиаторов и стояков отопительной системы, пришедших в негодность по сроку эксплуатации.

До обращения в суд, собственник подавал претензию о замене радиаторов и стояков отопительной системы. Но на претензию был дан ответ, в котором говорилось, что - квартиросъемщики приватизированных квартир сами несут затраты по замене сантехники и другого оборудования.

Однако, согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», при приватизации гражданами жилых помещений, которые нуждаются в проведении капитального ремонта, «обязанность производить капитальный ремонт дома сохраняется за бывшим наймодателем» (органом государственной власти или органом местного самоуправления). Так как гражданин приватизировал квартиру, прожив в ней до приватизации 30 лет, и за все это время жилищно-эксплуатационная организация не производила капитального ремонта с заменой инженерного и сантехнического оборудования, то за собственником квартиры сохранилось право на замену чугунных радиаторов и стояков отопительной системы, непригодных к эксплуатации, за счет бывшего наймодателя.

*Капитальный ремонт - замена или восстановление отдельных частей или конструкций или инженерно-технического оборудования зданий, в связи с физическим износом и разрушением.

Важно:

с принятием федерального закона N 271-ФЗ от 25.12.12г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капремонт ремонт общего имущества своего многоквартирного дома.

_____________________________________________________________________________________

Что делать, если Управляющая компания отказывается выполнять ремонт общедомового имущества или требует с вас деньги за такой ремонт?

УК должна производить ремонт общедомового имущества бесплатно, при этом неважно муниципальное ли это жилье, или приватизированное – для собственников, как и для нанимателей эти законодательные нормы имеют одинаковую силу.

УК обязана в согласованные сроки произвести в квартире ремонт оборудования, относящегося к общедомовому: например, - это стояки горячего и холодного водоснабжения и ответвления от них, стояки отопления и ответвления от них, стояки водоотведения, газопровод с отводами и др. (в Ст. 36 Жилищного кодекса и в Пост. Правительства №491 от 13.08.06 - в редакции от 26.03.14г. определено какое имущество в многоквартирном доме в квартире собственника является общедомовым, а какое является частной собственностью гражданина.) Если УК требует дополнительную плату за эти услуги, либо отказывается оказывать услуги вообще, то эти действия будут являться прямым нарушением Закона «О защите прав потребителей». В этом случае, собственник имеет право составить письменную претензию и вручить её нарушителю, а также подать жалобу в Государственную Жилищную Инспекцию, ну а в дальнейшем обратиться с иском в суд на УК, если вопрос так и не буден разрешен досудебно.

Прочтите также:

____________________

С 1 сентября 2012г. начали действовать обновленные №354 (в редакции Пост. Пр. РФ от 27.08.2012 N 857), в соответствии с которыми изменился порядок начислений за коммунальные услуги.

Главным отличием новых Правил стало разделение коммунальных платежей за жилые помещения и места общего пользования. Так, с января 2013 года квитанции на оплату будут содержать графу "общедомовые нужды" (куда внесут оплату за воду для уборки в подъездах, полива придомовой территории, оплату за электроэнергию для освещения подъезда и подвала, работы лифта, оплату за отопление на лестничных клетках, а также расходы на технические потери воды и тепла).

Возникает вопрос, как будут рассчитывать платежи за "места общего пользования"? Если общую площадь дома (эта площадь определяется в результате суммирования площадей всех квартир в доме, всех лестничных пролетов, подвалов и т.д.) поделить на общую площадь квартиры (к примеру: 5000 кв.м. / 50 кв.м = 100), то квартира составит 1/100 доли от общей площади дома. Таким образом, собственник квартиры несет расходы в размере 1/100 от общей суммы, расходуемой на все нужды дома.

А расходы на общедомовые нужды подсчитывают на основании показаний приборов учета в доме (общедомовые счетчики на воду, электричество). Из общих показаний вычитают показания счетчиков, установленных в квартирах, оставшаяся сумма как раз приходится на общие нужды многоквартирного дома (потому жильцам намного выгоднее устанавливать счетчики и требовать от своей управляющей компании установки приборов учета в доме, если этого еще не произошло). В случаях, когда счетчики не установлены, оплата распределяется исходя из действующих нормативов потребления.

Жильцы могут проверять правильность начислений (например, выбрав своих представителей, которые вместе с управляющей компанией будут снимать показания с общедомовых счетчиков).

Обоснованность начислений проверяется путем сопоставления указанных сумм в платежных документах с размерами тарифов (тарифы устанавливаются в субъектах РФ). Управляющие компании, ТСЖ обязаны доводить до жителей информацию о том, с какими организациями заключаются договора на обслуживание, а также о всех произведенных тратах, в связи с управлением многоквартирным домом (в соответствии с Пост. Пр-ва РФ от 23.09.2010г. №731). На увеличение расходов могут повлиять непредвиденные траты, например, в связи с утечками в стояках труб и т.д.

А для перерасчета неверно начисленных платежей, гражданин вправе обратиться с претензией к исполнителю, а если последний откажется произвести перерасчет, вправе подать исковое заявление в суд.

___________________

01.10.2013г. внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Постановление Правительства РФ №824 от 19.09.2013г. )

______________________________________________________________________________________

В августе 2013 г. вынесен на обсуждение Проект ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ (жилищный кодекс) и отдельные законодательные акты РФ", где предусмотрено усиление ответственности оказывающих услуги организаций "за нарушение правил предоставления коммунальных услуг", а также ответственности потребителей за неоплату коммунальных услуг.

Другим важным планируемым изменением будет узаконение возможности ограничивать права собственников жилых помещений проводить сделки с этими жилыми помещениями при неисполнении требований погасить задолженность по внесению своевременной платы за жилье и по оплате коммунальных услуг.

Так, предполагается увеличить размер неустойки за несвоевременную оплату жилья и коммунальных услуг (частью 14 статьи 155 ЖК РФ такая неустойка уже предусмотрена, но планируется, что её размер может вырасти). В свою очередь, в соответствии с Проектом федерального закона, ресурсоснабжающие организации должны будут платить неустойку за нарушение правил предоставления коммунальных услуг и неправильный расчет платы за услуги.

Как было упомянуто, разработчики закона предлагают ограничивать права граждан распоряжаться своим жильем в случае непогашения задолженности по квартплате и коммунальным платежам. При этом задолженность должна будет подтверждаться взыскателем судебным актом. По инициативе взыскателя, если долг будет превышать расчетную стоимость услуг за 6 месяцев, права собственника на жилое помещение будут ограничивать. Ограничение (обременение) прав на жилье будет регистрироваться в законном порядке (в Едином госреестре прав на недвиж-ое имущество и сделок с ним), а сниматься только после ликвидации задолженности.

В соответствии с Проектом ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов» (от 28.09.2013г), неустойка за неуплату коммунальных услуг может возрасти в два раза и составить 1/170 ставки рефинансирования Центробанка РФ от суммы, не уплаченной в срок. Такая величина будет взыскиваться за каждый день просрочки. Пока неустойка равна 1/300 ставки рефинансирования.

Также законопроектом предусмотрено введение неустойки в области электроэнергетики. Планируется, что она тоже будет составлять 1/170 ставки рефинансирования. Такая неустойка будет взыскиваться за неоплату, либо несвоевременну оплату потребителем услуг электроэнергии.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

В работе ЖКХ граждан, главным образом, не устраивают высокие тарифы на коммунальные услуги и низкое качество обслуживания.

Нередко, сталкиваясь с нарушениями, которые допускают работники ЖКХ, жильцы не знают, как, и главное, куда пожаловаться на нарушителя. На сегодняшний день обратиться с заявлением на нерадивых коммунальщиков можно, в том числе, и через сайт "РосЖКХ" . В соответствии со ст. 5 Постановления Правительства Рф "О государственной жилищной инспекции", сотрудниками Госжилинспекции проводятся выездные проверки по поступившим заявлениям граждан и коммунальщикам выдаются предписания на проведение мер по устранению нарушений, на проведение перерасчета. Прописываются сроки исполнения предписаний.

Для начала необходимо определиться с тем, что такое жилищно-коммунальные услуги. В первую очередь, это действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды (согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия"). Жилищно-коммунальные услуги и условия их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей, окружающей природной среды.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данный документ регулирует взаимоотношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Обращаю внимание именно на изменившийся термин. Он более соответствует терминологии Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).

Итак, согласно этим новым Правилам коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Таким образом, были конкретизированы услуги и коммуникации, с помощью которых они оказываются. Этот перечень также соответствует п. 4. ст. 154 ЖК РФ, в которой установлен состав коммунальных услуг, за который необходимо производить оплату.

Но жилые дома отличаются по степени благоустройства, например, в ряде объектов недвижимости, входящих в жилой сектор, не предусмотрена система централизованного отопления или горячего водоснабжения.

Поэтому в каждом конкретном случае должен быть определен состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг, исходя из уровня благоустройства дома, наличия внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

Холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

Горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

Водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

Электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

Газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;

Отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, исходя из характеристик помещения (например, является оно жилым, угловым и т.д.), а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Какими же должны быть коммунальные услуги, каким требованиям отвечать?

При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:

1) бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;

2) бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;

3) бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

При предоставлении коммунальных услуг допускаются перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей. Но это возможно только при условии, что потребители были предварительно уведомлены (в письменной форме). Кроме того, продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В качестве примера можно привести положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, в соответствии с которыми рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней (п. 5.1.5).

И, конечно, исполнители оставляют за собой право на перерыв в предоставлении коммунальных услуг в случае возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Для контроля характеристик и свойств жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых исполнителями, следует использовать следующие методы:

Визуальный контроль (осмотр зданий и сооружений, применяемого оборудования, помещений для хранения материалов и пр.);

Аналитический (анализ документации - содержание договоров, актов проверки на прочность и герметичность коммуникаций, актов сдачи-приемки ремонтных работ, журналов диспетчерских служб и других документов);

Социологический (опрос или интервьюирование потребителей и др.);

Инструментальный контроль (проверка коммуникаций, режимов работы санитарных приборов и оборудования, показателей температурного и влажностного режима, анализ проб отбора воды и пр.).

Сторонами, участвующими в процессе оказания коммунальных услуг, являются:

Потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Исходя из этого давайте определимся, в чем состоят их права и обязанности, какими нормативными актами регулируются их правоотношения.

Итак, потребитель имеет право:

1) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу;

2) получать от исполнителя:

Сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя);

Акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;

Информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты;

3) быть полностью или частично освобожденным от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного жительства или за период непредоставления коммунальных услуг;

4) требовать:

Уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором;

От исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда;

Предъявления уполномоченным представителем исполнителя документов, подтверждающих их полномочия;

5) осуществлять иные права, предусмотренные ЖК РФ и законодательством РФ.

Как уже говорилось ранее, второй стороной при оказании коммунальных услуг является исполнитель.

Его права (исполнителя) состоят в следующем:

1) требовать:

Внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);

Допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время;

Полного возмещения убытков, возникших по вине потребителя и (или) членов его семьи, в случае невыполнения потребителем обязанности допускать в занимаемое им жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб);

2) в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб;

3) приостанавливать или ограничивать подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа;

4) осуществлять иные права, предусмотренные ЖК РФ, иными федеральными законами и договором.

При этом и на потребителя, и на исполнителя Правилами предоставления коммунальных услуг возложены серьезные обязанности.

Потребитель обязан:

1) при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению;

2) при пожарах, авариях на внутридомовых инженерных системах, а также при иных нарушениях, возникающих при использовании коммунальных ресурсов, немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу;

3) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;

4) обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;

5) допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время;

6) в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;

7) информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений;

8) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за коммунальные услуги потребитель уплачивает исполнителю пени в размере, установленном ЖК РФ, что не освобождает потребителя от внесения платы за коммунальные услуги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, иными федеральными законами и договором.

При этом установлено, что потребителю запрещается выполнение ряда действий.

Так, он не может использовать бытовые машины (приборы, оборудование) с паспортной мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки, определяемые в технических характеристиках внутридомовых инженерных систем, указанных в техническом паспорте жилого помещения, ведение которого осуществляется в соответствии с порядком государственного учета жилищных фондов.

Кроме того, нельзя производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя.

Некоторые действия запрещено делать потребителю самовольно:

Присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения;

Увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, указанных в техническом паспорте жилого помещения;

Нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.

Теперь обратимся к вопросу рассмотрения обязанностей исполнителя. Специфика данной отрасли полностью отражена в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам. На основании указанного документа исполнитель должен предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу. Отношения между гражданами-потребителями и организациями-исполнителями строятся на основании заключаемых между ними договоров. При этом исполнители обязаны для удовлетворения потребностей в коммунальных услугах, со своей стороны, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Для того чтобы не нарушать своих обязанностей по доставке коммунальных ресурсов потребителю, они должны самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять полученные заявки потребителей.

В отношении обязанностей, касающихся расчета стоимости коммунальных услуг, а также их качества, обязанности исполнителя состоят в следующем:

При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал;

Производить в случае, предусмотренном законодательством РФ, уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность;

Вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения;

В течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;

При поступлении жалобы (заявления, требования, претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в жилых или нежилых помещениях, а также на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы, в случае обнаружения утечки газа - обеспечить безопасность потребителя и ликвидацию обнаруженной утечки;

Информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг;

Информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;

По требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг;

Производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства РФ, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней).

В том случае, если у исполнителя возникает необходимость проведения плановых работ внутри жилого помещения, он обязан не позднее, чем за 3 дня до этого согласовать с потребителем время доступа в это помещение. В качестве варианта допускается возможность направления ему соответствующего письменного уведомления. Данный документ должен содержать следующую информацию:

Предполагаемые дата и время проведения работ;

Номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней с момента получения уведомления;

Вид работ, который будет проводиться;

Сроки проведения работ;

Должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.

Следующая обязанность исполнителя соответствует требованиям Закона "О защите прав потребителей". Согласно ст. 9 исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Он размещает указанную информацию на вывеске. Если в качестве исполнителя выступает индивидуальный предприниматель, он должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Правила представления коммунальных услуг гражданам расширили данный перечень и обязали исполнителя предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе:

Наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа. Эти данные указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов;

Адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб - порядок извещения такой же, как и в первом случае;

Размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы - они размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов;

Порядок и форма оплаты коммунальных услуг - указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей;

Параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг - указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей;

Сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд - указываются в договоре;

Наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Теперь после того, как стали понятны права и обязанности потребителя коммунальных услуг и исполнителя, можно соотнести их с теми правами и обязанностями, которые предусмотрены законодательством о защите прав потребителей. В соответствии с приведенными Правилами можно сделать вывод о том, что права и обязанности потребителя и исполнителя соответствуют положениям Закона "О защите прав потребителей" и основаны на них.

Они приведены в настоящей статье с целью установить, за нарушение каких норм и положений может наступить ответственность, предусмотренная законодательством РФ о защите прав потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей (применительно к сфере оказания коммунальных услуг)

Если исходить из общих положений, оно регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) - с другой стороны.

Одним из признаков отнесения гражданина под понятие "потребитель" является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.

То есть цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые).

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в частности, из возмездных гражданско-правовых договоров на оказание услуг, энергоснабжения, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

Если отношения граждан с организациями строятся на основании членства (например, жилищно-строительный кооператив), то они не регулируются законодательством о защите прав потребителей. Но, внимание! Данное положение не применяется, если, например, жилищно-строительный кооператив, в котором на основе членства состоит потребитель коммунальных услуг, предоставляет гражданам эти услуги за плату.

Таким образом, Закон "О защите прав потребителей" действует в отношении коммунальных услуг, оказываемых потребителям соответствующими службами или организациями, даже если гражданин состоит в них на основе членства.

Вопросы защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере стали особенно актуальными в связи с ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения. Вместе с тем уровень и качество коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие институциональные преобразования в различных секторах экономики. Состояние сферы жилищно-коммунального обслуживания вызывает множество нареканий со стороны потребителей.

Вопрос о повышении качества жилищно-коммунальных услуг затрагивает все слои населения, практически всех потребителей. В то же время коммунальное хозяйство (инженерные коммуникации и сети) является самым запущенным по множеству как объективных, так и субъективных причин: устаревшее оборудование, отсутствие четкой системы взаимоотношений потребителей и исполнителей услуг, отсутствие обоснованных, соотнесенных с местными условиями критериев качества услуг, близкое и часто пересекающееся положение жилищно-коммунальной сферы с зоной естественных монополий и т.д. При этом важным и позитивным моментом является тот факт, что в настоящий период времени система оказания коммунальных услуг активно реформируется и результаты данного процесса можно будет наблюдать в ближайшее время.

Оплата коммунальных услуг

В соответствии с п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Данная обязанность возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ст. 154 ЖК РФ оплата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения состоит из следующего:

1) для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, она включает в себя:

Плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

Плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

2) для собственника помещения в многоквартирном доме она включает в себя:

Плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

Плату за коммунальные услуги.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

При применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. При этом она вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

За несвоевременную или неполную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги ст. 155 ЖК РФ установлены штрафные санкции в виде пени. Ранее до введения его в действие пеня за указанные нарушения была введена Постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг". В нем было закреплено, что с 1 января 1994 г. размер пеней с сумм просроченных платежей за оплату жилья и коммунальные услуги устанавливается в размере 1% за каждый день просрочки. Но это Постановление было отменено Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которое в свою очередь также было признано утратившим силу.

В настоящее время пеня установлена в размере 1\300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты (то есть с 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым) по день фактической выплаты включительно.

Субсидии на оплату коммунальных услуг

В соответствии со ст. 159 ЖК РФ гражданам могут предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Они предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 были утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Они определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам РФ, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями, федеральными органами исполнительной власти.

Для получения субсидии граждане и члены их семей представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением определенных документов (полный перечень и требования к их оформлению приведены в Правилах предоставления субсидий). Требовать от граждан документы, не предусмотренные п. 8 и 9 указанных Правил, не допускается.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, производится возврат средств в размере превышения. На одну семью предоставляется одна субсидия сроком на 6 месяцев. Получатели субсидий вправе за счет субсидий производить оплату жилого помещения и любых видов предоставляемых им коммунальных услуг.

Предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:

1) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;

2) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности при ее наличии;

3) неисполнения получателем субсидии требований, в соответствии с которыми он обязан в течение 1 месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:

а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;

б) изменения состава семьи получателя субсидии, основания проживания (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо непредставления потребителем документов, подтверждающих возможность уменьшения размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);

г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Ответственность исполнителя

Глава 3 Закона РФ "О защите прав потребителей" регулирует взаимоотношения сторон при выполнении работ (оказании услуг). Положения данной главы также подлежат применению в отношении оказания исполнителем коммунальных услуг. Так, например, предусмотрена ответственность исполнителя и права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (ст. 29).

При этом согласно ст. 38 указанного Закона в отношении бытового и иных видов обслуживания потребителей применяются правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг), утвержденные Правительством РФ.

Глава 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам регулирует порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению. Если перерывы в предоставлении коммунальной услуги превысили установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета также снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

В случае если исполнитель после заключения договора своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения понесенных убытков и уплаты неустойки в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о защите прав потребителей и договором.

Каким же образом устанавливается факт непредставления коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества.

В данном случае потребитель обязан уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (письменно или устно, в том числе по телефону). Данное сообщение подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В случае же если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.

В случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.

Таким образом, исполнитель несет ответственность за:

Нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг;

За вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Моральный вред

Гражданину-потребителю на основании Закона "О защите прав потребителей" предоставлено право на компенсацию морального вреда со стороны предприятия, оказывающего услуги, выполняющего работы и т.д.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Статья же 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда при наличии его вины.

При этом согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Подводя итого всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что лица, являющиеся потребителями коммунальных услуг (то есть практически все граждане, являющиеся собственниками или нанимателями жилья), защищены как положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", так и указанных нормативных актов. Остается надеяться на то, что правами, предоставленными законодательством, эти лица начнут пользоваться.

Loading...Loading...