Религии бывают "примитивные" и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм. Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, или архаические - в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но, как правило, не на уровне учения, а на уровне практики. К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется.
Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста "зачем нужна религия?"
Функции религии
Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь - организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил. Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться. В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.
В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)
Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии :
- Утешительная
- Коммуникативная
- Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
- Регулятивная
- Мировоззренческая
Виды религий
Согласно основной классификации религий различают:
- мировые религии
- национальные (религия отдельного народа)
- архаические (умершие религии)
Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего).
Мировых религий всего три:
- Буддизм (самая древняя из мировых религий)
- Христианство
- Ислам (самая поздняя)
Отдельно выделяются авраамические религии . К ним относят иудаизм, христианство и ислам. Эти религии объединяет представление о том, что библейский Авраам стал первым человеком, уверовавшим в Бога. Для всех трёх перечисленных религий Авраам является родоначальником.
Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель - сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету.
Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий - сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара - бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.
Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос - это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).
Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир - это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других.
Главная книга христианства - Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии - иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:
- Свобода человека (человек всегда имеет выбор, все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо),
- Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Страшный суд, после которого мир переродится, и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).
- Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)
Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере
"Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная. И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно. Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это - чудо, счастье... А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота. И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова. Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить. Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: “А я тебя не прошу слушать, - просто посиди”. И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. - то есть все то, что в 14-15 лет мальчику не свойственно. Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил. Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка. И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было. Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял - не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность. Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, - правда, и значит, правда и все остальное... И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь".
65. Общая характеристика основных правовых систем современности.
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.
Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:
Собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках
Правовая идеология – активная сторона правосознания
Судебная (юридическая) практика
Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.
Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).
В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи.
1) романо-германскую (семью континентального права);
2) англосаксонскую (семью общего права);
3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);
4) традиционную (семью обычного права).
К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.
Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:
единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.
Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.
К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
Данная семья характеризуется следующими признаками :
основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;
на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;
главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
нет кодифицированных отраслей права;
отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
отсутствует деление права на частное и публичное;
нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Признаками данной правовой семьи являются следующие:
доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;
судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;
судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;
архаичность многих ее обычаев и традиций.
Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак - все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.
Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового сознания, правовой культуры. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в обществе (норм, учреждений, отношений, правосознания и др.). В каждом государстве существует своя правовая система (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить общие черты, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.
Англосаксонская правовая семья (семья общего права). Общее право действовало на территории всей Англии в виде судебных прецедентов. Именно судебный прецедент был и остается главной формой выражения и закрепления права. Прецеденты создаются только высшими судебными инстанциями. Другим важным источником права является закон (статут). Обычай признается в качестве источника права, но его роль непрерывно уменьшается. Особое место среди источников права занимает юридическая доктрина. Кодифицированные отрасли права отсутствуют, нет классического деления на право частное и право публичное. Норма права носит казуистический (индивидуальный) характер.
Романо-германская правовая семья. Романо-германское право возникло в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основным источником права является закон, который может быть конституционным и обычным. Важное место среди обычных законов занимают кодексы. Кроме законов принимается множество подзаконных актов. Признаются и другие источники права. Норма права носит обобщенный, абстрактный характер. Право делится на частное и публичное. Нормы права привязаны к конкретным отраслям и институтам права.
Мусульманская правовая система. Эта система возникла как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. Под нормой права понимается правило, основанное не на логических выводах, а на религиозных догмах. Первым по значимости источником признается Коран. Второй источник – сунна, сборник преданий о жизни Мухаммеда. Третий источник – иджма, общее решение авторитетных исламских правоведов. Четвертый источник – кийяс, обычное решение по аналогии. Закон относится к числу вторичных источников права.
Система права. Система права – это внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Системно-структурный подход позволяет выделить следующие структурные элементы системы права: норма права, институт права, отрасль права.
Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на регулирование общественного отношения путем определения прав и обязанностей его участников. Это первичный структурный элемент права.
Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида, например, институт права собственности, институт залога, институт президентства и др.
Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Критерием деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – это общественные отношения, регулируемые данной отраслью права. Метод правового регулирования – это совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей (бывает императивным и диспозитивным).
Система российского права включает следующие отрасли: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, финансовое право, земельное право, семейное право, трудовое право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, уголовно-исполнительное право, экологическое право и др.
Международное право не входит ни в одну национальную систему права. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, конвенциях, соглашениях, декларациях и др. Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Источники (формы) права. Источник (форма) права – это форма выражения государственной воли, это то, в чем существует норма права.
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.
Юридический прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел.
Нормативный договор (договор с нормативным содержанием), содержащий норму права, заключается добровольно на паритетных началах, отражая общность интересов заключающих его сторон (международные договоры, коллективные договоры).
Нормативный правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства в установленном порядке и содержащий правовые нормы. Среди нормативных правовых актов различают законы и подзаконные акты. Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на урегулирование наиболее важных общественных отношений.
В качестве источников права также могут выступать принципы права, юридическая доктрина, религиозные книги.
Источники российского права. В Российской Федерации в качестве источников права признаются: нормативный правовой акт (основной источник права), нормативный договор, правовой обычай, принципы права.
В самом общем виде иерархическую систему (по юридической силе) нормативных правовых актов в Российской Федерации можно представить следующим образом.
Законы:
Конституция РФ;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы (в том числе кодексы);
законы субъектов РФ.
Подзаконные акты:
нормативные правовые акты Президента РФ;
нормативные правовые акты Правительства РФ;
нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
локальные нормативные акты.
Правовые отношения. Правоотношения – это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу субъективных прав и юридических обязанностей.
Формально-юридическими предпосылками правоотношений являются: а) норма права; б) правосубъектность; в) юридический факт.
Норма права вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо.
Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношения. Она складывается из правоспособности и дееспособности. Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности. Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – это предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Они могут быть событиями и деяниями.
Правоотношение включает в себя три элемента: субъект, объект и содержание. Субъектами права являются индивиды или организации, обладающие правосубъектностью. Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения. Юридическая обязанность – это предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения.
Вопросы для самоконтроля
- Охарактеризуйте основные правовые системы современности.
- Из каких элементов состоит система права?
4. Охарактеризуйте предпосылки возникновения правоотношения.
5. Назовите элементы правоотношения.