От чего зависит темперамент нашего характера? Темперамент человека: типы и свойства.

Темперамент характеризует тело человека с точки зрения особенностей протекания и интенсивности нервных процессов, обмена веществ, а также типа телосложения. То есть, вполне возможно, опираясь лишь на внешние признаки, определить, к какому типу темперамента он относится, и какое поведение ему характерно.

Типы темперамента

В настоящее время под типом темперамента подразумевается определённая совокупность психологических свойств, которые закономерно связаны между собой - они являются общими у одной группы людей.

На сегодняшний день психологи выделяют четыре типа темперамента, которые вполне подробно описывают поведенческие пристрастия человека, и характеризуются они следующими основными свойствами:

  • Сензитивность – выявляет наименьшую силу внешних воздействий, необходимых для возникновения психической реакции и скорость этой реакции;
  • Реактивность — степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы;
  • Активность – то, с какой степенью человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели;
  • Соотношение реактивности и активность — то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств;
  • Темп реакции — скорость протекания различных психических реакций и процессов

После выполнения характеристики можно определить к какому из четырёх типов темперамента относится индивид.

Меланхолик

Кто же такие меланхолики? Это очень тонкие и чувствительные натуры, зачастую у таких людей имеются творческие способности. Их внутренний мир очень сложен и невероятно разнообразен, поэтому зачастую они предпочитают одиночество компании друзей и знакомых, что говорит об их социальной пассивности.

Меланхолики очень скромные и стеснительные, самооценка у таких людей, скорее, заниженная и не соответствует реальности, а всё из-за их чрезмерного увлечения самоанализом. Чтобы достичь успехов и справляться с трудностями, меланхоликам нужно постоянно само утверждаться и поднимать свою самооценку. Зависят от перепадов настроения, поэтому поддержка близких людей очень важна.

Вы не найдёте лучшего друга, чем меланхолик. Он преданный и надёжный друг, знает цену своему слову. Если же не удаётся сдержать данное обещание, то искренне переживает, даже в случае, когда обстоятельства ему неподвластны.

Из известных людей меланхоликами были Николай Гумилев, Сергей Есенин, Элвис Пресли, Николай Первый.

Меланхолики легко утомляются, им просто необходимы перерывы в работе, малейшие затруднения и внешние раздражители способны отвлечь их внимание. В целом, это люди, не подходящие на руководящие должности, они проявляют себя гораздо лучше, находясь в подчинении.

Флегматик

Кому можно не занимать спокойствия, так это флегматикам. Их эмоциональный фон невозмутим, как водная гладь в безветренную погоду. Их очень трудно вывести из привычного душевного равновесия, но если это получилось, то остановить разбушевавшегося флегматика не так просто. Однако зачастую чрезмерное спокойствие лишает их возможности выражать бурные эмоции, такие, как радость или какие-либо другие эмоциональные потрясения.

Флегматики рассудительны, внимательны, последовательны и не любят торопить событий, предпочитают выполнять работу в определённой последовательности. Они не способны сосредоточить своё внимание сразу на нескольких делах, считая более рациональным выполнить одно задание, но хорошо.

Из-за своей любви ко всему постоянному и стабильному, флегматики не обладают слишком широким кругом друзей, ограничиваясь лишь самыми близкими, надёжными и проверенными друзьями. Но вполне способны уживаться с окружающими их людьми, ввиду своей миролюбивости и уравновешенности, поэтому к новым людям, хоть и с трудом, но вполне способны приспособиться. Такие свойства флегматиков могут способствовать быстрому продвижению по карьерной лестнице.

Из известных людей флегматиками были: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

Сангвиник

Сангвиники очень активные и энергичные люди, обладающие лёгким, игристым нравом. Это легковозбудимые личности, способные невероятно быстро загореться идеей, но столь стремительно сангвиники способны и потерять какой-либо интерес. Способность приспосабливаться к обстоятельствам обуславливается гибкостью их нервной системы, это зачастую помогает избежать различных затруднительных ситуаций.

Душа компании – это, определённо, про людей, относящихся к типу сангвиник. Из-за природной тяги к общению и всеобщему вниманию у них хорошо развита речь, очень любят выступать на публике, что делает их прекрасными ораторами и организаторами. Сангвинику свойственны такие качества, как доброта, дружелюбность, чуткость, он может быть даже трудоголиком.

Но кроме положительных качеств есть и те, что могут изрядно портить репутацию такого человека, например, беззаботность, поверхностность, безответственность. Они могут запросто пообещать золотые горы, но так и не сдержать данного слова.

Однако именно сангвиники меньше всего подвержены депрессиям. Наслаждаться прелестями жизни у них получается гораздо лучше, чем у других типов людей, а значит, они более счастливые. Ведь благодаря их невероятной способности легко заводить новые знакомства, у сангвиников огромное количество друзей и приятелей, так что скучать и грустить им точно некогда!

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

Холерик

По своей натуре холерики легко возбудимые и очень темпераментные люди. Чем-то даже напоминают пылких испанцев, для которых выражения бурных эмоций стоит далеко не на последнем месте. Холерики невероятно импульсивные люди, для которых вспыльчивость, необузданность и агрессивность – самые характерные черты.

Холериков можно выделить из всех типов, как обладателей самой высокой самооценки. Они лидеры, по своей натуре, привыкшие находиться в центре всеобщего внимания. Показать кому-либо свою слабость для холериков просто недопустимо, это может очень сильно задеть их самолюбие и гордость.

Холерики способны легко находить общий язык с окружающими, но большим количеством друзей не могут похвастаться. В общении предпочитают занимать доминирующую позицию лидера, при любой возможности они готовы к соперничеству, потому как видят соперников во всех, кто их окружает.

В любви люди такого темперамента снова будут стремиться к доминированию. Холерики привязываются и ценят тех, кого они любят, однако демонстрировать частые вспышки гнева и ревности им это совершенно не мешает. В порыве гнева и раздражения они способны прерывать отношения огромное количество раз, а после того, как выпустят пар, всё снова приходит в норму.

Споров с холериками лучше стараться избегать, дабы поберечь собственные нервы, потому как не будет им покоя до тех пор, пока вы не сдадитесь и не капитулируете. Зато, как только холерик понимает, что одержал победу, сразу же успокаивается.

Важными персонами были холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

Послесловие

Ко всему вышеизложенному необходимо добавить следующее: абсолютно идентичных описаниям представителей типов темпераментов в жизни можно встретить не так и часто. В большинстве своём люди сочетают в себе сразу несколько типов, то есть они являются представителями смежных или смешанных типов. Так что не стоит расстраиваться, если вы не смогли примерить на себя полное описание какого-либо темперамента. К тому же, человек вполне способен воспитать в себе необходимые качества, для этого требуются лишь терпение и не дюжая сила воли.

Примером самовоспитания может послужить Антон Павлович Чехов, который предстает перед нами в образе совершенно спокойного и уравновешенного человека. Однако из его переписки с женой можно выяснить кое-что интересное, например, Антон Павлович сделал признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что”.

Формирование характера. Характер и темперамент.

1.Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер».

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более детально мы на них остановимся чуть позднее.

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.


Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Формирование характера. Психология

Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

2.Темперамент и характер.

Темперамент - это особенность личности, которая определяет темп психологических реакций (скорость, сила, интенсивность)Эта особенность является врождённой.

Человек рождается с определёнными свойствами темперамента, они не поддаются переделки, возможна их маскировка, а так же возможно изменение отдельных свойств темперамента в подростковом возрасте, либо в стрессовой ситуации.

Первые признаки темперамента можно заметить в дошкольном возрасте. Окончательное формирование происходит в подростковом возрасте.

Характер – прижизненно сформированные индивидуальные особенности личности, которые проявляются в типичных формах регулирования на типичные ситуации.

Главной отличительной особенностью темперамента от характера явл.то, что он определяет содержание психологической личности человека.

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:

 От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;

 Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;

 В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;

 Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера - благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Итак, в буквальном переводе с греческого, напоминаем, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент.является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Темперамент и особенности его влияния на профессиональную деятельность

Темперамент и особенности его влияния на профессиональную деятельность

  • Введение
    • 1. Понятие и типы темперамента
    • 2. Темперамент и особенности профессиональной деятельности
    • Заключение
    • Список литературы
Введение Природа позаботилась о том, чтобы все люди, проживающие на земле, были отличны друг от друга. Эти отличия проявляются практически во всём, в том числе в личностных характеристиках человека.В личности человека переплетаются и интегрируются природные и социальные основы индивидуальности, формируя тип реагирования или определенное взаимодействие конституционально-заданных и ситуативно-обусловленных факторов. Конституционально-заданными являются свойства нервной системы или темперамент.Темперамент - есть свойства нервной деятельности, характеризующие динамику и соразмерность нервных процессов (возбуждение и торможение). К данным свойствам, проявляющимся на физиологическом уровне, относятся:сила (или способность длительно выдерживать интенсивные состояния);лабильность (или скорость возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения);3) уравновешенность (или реагирование нервной системы на возбудительные и тормозные процессы).Определяя внутренние и внешние реакции, темперамент влияет на темп и ритм деятельности, поведения, на протекание психических процессов: от него зависит скорость их возникновения, устойчивость, интенсивность.Темперамент определяет динамику психической жизни через психические свойства: реактивность, активность, чувствительность, или сенситивность, эмоциональность, пластичность и ригидность, направленность вовне или на себя.Кроме того, при разных условиях жизни, обучения и воспитания при наличии определенного типа темперамента формируются разные психологические черты. Ученые издавна заметили, что представители различных типов темперамента выбирают преимущественно те профессии, которые наиболее соответствуют их природным наклонностям. Склонность к определенной профессии имеет полуосознанный характер и отражает стремление человека получить удовлетворение в определенном виде деятельности.Таким образом, вышеизложенное определяет актуальность данной темы.Целью данной работы является характеристика темперамента и его особенностей в профессиональной деятельности.Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы. Общий объем работы ____ страниц.1. Понятие и типы темперамента Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Настолько тесно, что многие психологи предлагают по этим особенностям определять и сам темперамент.Темперамент (от латинского temperamentum - надлежащее соотношение частей) - совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида; его двигательные проявления; его эмоциональность.Общая психическая активность индивида характеризует "динамические" особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности до предельной энергичности, стремительности действий. Двигательный, или моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике). Третий компонент темперамента - эмоциональность, характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты эмоциональности - впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, импульсивность - быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий, эмоциональная лабильность - скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим.В истории учения о темперамента можно выделить три основные системы взглядов на факторы, обусловливающие его проявления в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма, например в учении Гиппократа - с соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетическое преобладание этих жидкостей в организме и дало названия основным типам темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Более подробно они описаны в таблице 1.Таблица 1 - Типы темперамента

Описание

сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

Сангвиник

также сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

Флегматик

сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

Меланхолик

слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сенситивность.

Имеются и другие классификации типов темперамента. Попытка разработать морфологическую теорию темперамента принадлежит немецкому психопатологу Э. Кречмеру, который определял темперамент через основные конституциональные типы телосложения. Например, астеническому типу конституции, отличающемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлинённым лицом, слабой мускулатурой, соответствует шизоидный темперамент, которому свойственны особенности, располагающиеся в основном вдоль "психоэстетической" шкалы, - от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, "деревянного" равнодушия; шизоидам присущи замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.

Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, коренастой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает циклоидный темперамент, индивидуальные особенности которого располагаются вдоль "диатетической" шкалы, то есть от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов; циклоидам свойственны соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закруглённость движений. Однако, Кречмер преувеличивал роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности.

В концепции американского психолога У. Шелдона выделяется три основных типа соматической конституции (соматотипа): эндоморфный; мезоморфный; эктоморфный.

Для эндоморфного типа характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, заторможённостью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком этих теорий является то, что они принимают в качестве первопричины проявлений темперамента в поведении такие системы организма, которые не обладают необходимыми для этого свойствами.

Теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центров нервной системы в динамических особенностях поведения впервые дал И.П. Павлов, выделивший три основных свойства нервной системы: силу; уравновешенность; подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре комбинации в виде четырёх типов высшей нервной деятельности.

Проявления их в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный - темперамент холерика; слабый - темперамент меланхолика. При оценке этой типологии надо иметь в виду, что она была построена применительно к высшей нервной деятельности животных и непосредственно к человеку неприложима без существенных оговорок.

Но многие психологи (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин и др.) отмечают, что на современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, ещё не представляется возможным. Как показывают исследования, сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента на много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, видимо, гораздо больше, чем предполагалось Павловым.

Но необходимо иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, "чистые" темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Нельзя говорить и о "хороших" и "плохих" темпераментах, речь идет лишь о существовании разных способов поведения и деятельности.

2. Темперамент и особенности профессиональной деятельности Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека. Но необходимо понимать, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, то есть конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей.Врождённые особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влияние характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, лётчика, боксёра - необязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате обучения, тренировки. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врождёнными свойствами нервной системы.Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Специальные методики помогают выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств, плохо поддаётся тренировке, они ограничены свойствами темперамента. В целях профессионального отбора разработаны тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точности оценки времени, скорость двигательной реакции и другое применительно к различным специальностям. Но важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, то есть, выбор каждым человеком такой трудовой деятельности, которая соответствовала не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, прошедшие профессиональную специализацию с учётом их психофизиологических характеристик испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.Знание особенностей проявлений различных темпераментов важно не только при выборе профессии, но и при комплектовании производственных коллективов, создании команды единомышленников, понимания проблем и конфликтов в коллективе.Например, у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного дела на другое, но его безудержность в поведении, то есть неуравновешенность нервной системы, уменьшает уживчивость (иначе говоря, совместимость) с другими людьми. Достоинство - в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, иногда подводящих к экстремали: врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на "острие иглы"), летчик-истребитель (явная опасность для жизни).У сангвиника также сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переключается в деятельности и общении, но недостаточно чувствителен ко всем внешним изменениям. У него особая подвижность (реактивность), которая может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частичного перехода от одного ритма жизни к другому. Обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Такой тип пригоден к организаторской деятельности: кадровик, или же по-современному, управленец персоналом, политик, менеджер по туризму, где действия работников не всегда строго регламентированы.Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Он чрезвычайно тяжело переключается на другую работу, его трудно выбить из "наезженной колеи".Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Люди с таким типом характера пригодны для конвейерных работ, характеризуемые исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря. Меланхолик с точки зрения силы - работоспособности нервной системы - самый "невыигрышный" тип темперамента, но зато он легко переключается с одного дела на другое; в отличие от "сильных типов", обладает чувствительностью ко всему, что происходит вокруг него.Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приёмов.Для отнесения сотрудника к определенному типу темперамента следует убедиться (в частности, на основе наблюдения за внешними особенностями поведения) в выраженности у него таких черт как:активность - о ней судят по тому, с какой степенью энергичности работник стремится к новому, пытается воздействовать на окружающее и изменить его, преодолеть препятствие;эмоциональность - о ней судят по чуткости к эмоциональным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим;особенности моторики - они выступают в быстроте, резкости, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.Приведем наиболее общие характеристики различных типов темперамента, которые можно успешно использовать при визуальной психодиагностике.

сангвиник

флегматик

меланхолик

Громкая, резкая, неравномерная

Громкая, живая, плавная

Монотонная, медленная

Тихая, с придыханием

Общительность

равномерная

невысокая

Низкая (замкнутость)

Поведение

Страстное, увлекающееся

Энергичное (деловое) или болтливое

Поведение неутомимого труженика

Неравномерное, реактивное (как ответ на актив-ность других)

Настроение

неустойчивое с преобладанием бодрого

устойчивое, жизнерадостное

устойчивое, без больших радос-тей и печалей

неустойчивое с обладанием пессимизма

Отношение к критике

возбужденное

спокойное

безразличное

обидчивое

Самооценка

Значительная пе-реоценка своих способностей

Некоторая пере-оценка своих способностей

Более реальная оценке своих способностей

Чаще недооценка своих способностей

Терпение

умеренное

очень большое

очень слабое

В действительной жизни редко встречаются люди с ярко выраженным, "чистым" темпераментом. В основном преобладают люди, наделенные различными сочетаниями свойств темперамента, так называемым сложным темпераментом. Сочетания темпераментов могут быть как природными, то есть врожденными, так и приобретенными, когда под воздействием тех или иных жизненных обстоятельств основной темперамент осложняется другим, его дополняющим.

Совместимость различных людей в профессиональной деятельности имеет важное значение. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых группах) серьезно сказывается на атмосфере в коллективе. Еще пагубнее последствия могут быть при несовместимости формального и неформального лидеров или непосредственно связанных должностными обязанностями руководителей (например, мастер - начальник цеха).

В совместимости сотрудников темперамент играет важнейшую роль. Например, если управленческий коллектив, состоящий наполовину из холериков, на четверть из флегматиков и на четверть из меланхоликов, должен быстро принимать решения и действовать, то в его функционировании неизбежно будут возникать частые напряженные моменты. Наилучшая совместимость между людьми на производстве (в отделах, бюро, бригадах, звеньях, то есть в малых группах) достигается, как и в брачно-семейных отношениях, при оптимальном сочетании людей с противоположными типами темпераментов. Эффективным можно считать такое сосуществование, которое удовлетворяет его участников и сохраняет их отношения. Несовместимость же порождает неприязнь, антипатию, конфликты, что отрицательно сказывается на совместной деятельности.

Работа в коллективе имеет свои специфические особенности. Даже молчаливое присутствие других людей изменяет психологическое состояние ее членов. Еще В.М. Бехтерев выделил типы "социально-возбудимых" и "социально-тормозных" людей: у первых - показатели в присутствии других улучшаются, у вторых - ухудшаются.

При формировании разнообразных навыков в процессе обучения персонала следует знать, что первая фаза их выработки лучше протекает индивидуально, а при овладении и закреплении действий их синтез лучше осуществляется в условиях "соприсутствия".

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

В целом, формирование коллективов должно зависеть от специфики поставленных перед ними задач. Так, в группы, связанные с интенсивными процессами производства, следует, в основном, включать сангвиников и флегматиков, а там, где преобладают монотонные процессы, лучше зарекомендуют себя меланхолики. Холериков целесообразно назначать на работы, требующие быстрого исполнения и подвижности. Формирование же бригад, звеньев, участков на производстве, а также бюро, секторов, групп в управленческих подразделениях следует осуществлять на основе подбора представителей различных темпераментов и разных способностей, но с преобладанием в них тех, чьи типологические особенности в большей степени соответствуют основным задачам профессиональной деятельности группы.

Однако есть профессии, предъявляющие к определённым свойствам темперамента очень высокие требования (например, требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций). Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с темпераментом, пригодным для данной профессии.

Заключение Таким образом, темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию. В современной психологической литературе выделяют следующие типы темпераментов: холерический, флегматический, меланхолический, сангвинический.Каждая профессия предъявляет свои требования к работнику. Несоответствие психофизиологических способностей организма во многих случаях определяет неуспешность и даже невозможность овладения ею. Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.Роль индивидуально-психологических особенностей личности в труде заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, педагогическими воздействиями. От них зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ускорение темпа работы, дисциплина и т.п.). Можно использовать несколько путей, чтобы приспособить особенности личности к требованиям профессионального отбора, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами индивидуально-психологических особенностей личности.Таким образом, индивидуально-психологические особенности личности, в т. ч. темперамент, накладывают отпечаток на способы поведения и общения, поэтому очень важно их учитывать, определяя вид профессиональной деятельности.Список литературы

1. Батаршев, А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. - М.: Сфера, 2002. - 96 с.

2. Дружилов, С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - 242 с.

3. Камышев, Э.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.Н. Камышев, Л.И. Иванкина, И.А. Дубинина и др. - 2-е изд., стер. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 79 с.

4. Немов, Р.С. Психология. Учебник для вузов. В 3-х т. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006. - 639 с.

5. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 175 с.

6. Психология: Учебник для технических вузов / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998. - 705 с.

8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1996. - 736 с.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее. Сегодня мы поговорим о том, как определить, какими темпераментными особенностями обладает ваш ребенок, и как эти самые особенности могут отразиться на его обучении.

О темпераменте

Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека.

О темпераменте говорили еще древние ученые. Наибольший вклад в развитие учения об этой характеристике внес древнегреческий медик Гиппократ. Он выделял четыре типа темперамента, каждый из которых, по его мнению, был обусловлен преобладанием в организме человека определенной жидкости:

  • Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим»
  • Сангвиник: преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента веселым и очень подвижным
  • Меланхолик: преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере
  • Флегматик: преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека спокойным и медлительным

Холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

Сегодня психофизиологи также выделяют четыре типа темперамента, которые имеют аналогичные названия, но, разумеется, никакой речи о преобладании определенной жидкости в организме не идет.

Наиболее ярко темпераментные особенности проявляются у маленьких детей. Но чем старше становится человек, тем более сглаженным становится его темперамент. Это объясняется адаптацией к окружающей среде и различными компенсаторными механизмами. Однако предрасположенность действовать определенным образом в большинстве ситуаций сохраняется, и на основе этого можно сделать вывод, черт какого темперамента в человеке больше. Эта предрасположенность может быть как полезной, так и мешающей в процессе обучения. Поэтому очень важно учитывать темпераментные особенности вашего ребенка при организации его учебной деятельности.

Холерик

Люди, обладающие данным типом темперамента очень энергичные и подвижные, страстные и увлеченные. Они способны полностью отдаваться любимому делу, тратя на него все свои силы и энергию. Действия холериков можно охарактеризовать как резкие, порывистые и чересчур энергичные. Такой человек очень эмоционален, способен испытывать совершенно различные по знаку эмоции, которые отличаются большой силой, склонен к резким, иногда немотивированным переменам настроения. Такие люди могут быть слишком агрессивны по отношению к другим, «вспыхивают» из-за любой мелочи. Неудачи холерики переживают очень эмоционально и «тяжело», негативно реагируют на критику.

Особенности обучения

У детей-холериков в школе могут возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:

  • Увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету
  • Не загружать его однообразной и монотонной деятельностью, а давать различные задания
  • Научить адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям
  • Поговорить с учителем и попросить его излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбивать работу на блоки и давать время на отдых, если нужно выполнить слишком много
  • Не проявлять бурных положительных/отрицательных эмоций в общении со школьником, так как холерики легко «заражаются» ими
  • Переключить внимание ребенка на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву»

Известные холерики: Суворов А.В. и Пушкин А.С. и

Сангвиник

Люди-сангвиники очень энергичны, подвижны, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, они находятся в приподнятом настроении и склонны реагировать смехом на различные жизненные ситуации. Их движения очень живы и стремительны, речь быстра, а мимика очень подвижна и разнообразна. Для человека с таким типом темперамента очень важны новые впечатления, и он будет стремиться постоянно получать их любым доступным способом. Такие люди очень общительны, легко вступают в контакт с другими. В некоторых случаях данный темперамент приводит к поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на каком-то предмете, чересчур поспешным действиям. Сангвиники легко переживают неудачи, на критику реагируют спокойно и с юмором.

Особенности обучения

Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит:

  • Заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее
  • Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности
  • Адекватные похвала и критика
  • Обеспечение ребенка-сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве между выполнением домашнего задания сделать физкультминутку)
  • Разбиение большого задания на ряд маленьких (необходимо для более полного сосредоточения на каждой части и более успешного выполнения)
  • Проверка выполненного домашнего задания родителями, так как сангвиники могут часто допускать ошибки из-за невнимательности и спешки
  • Совместное выполнение домашних, просмотр обучающих телепередач, чтение интересной книги и прочее

Известные сангвиники: Наполеон и Лермонтов М.Ю. и

Меланхолик

Людей с меланхоличным темпераментом можно охарактеризовать как спокойных, медлительных и сдержанных. Они глубоко переживают происходящие события, но очень редко показывают это. По их речи и мимике часто невозможно понять, что же именно они испытывают в данный момент. Движения меланхоликов лишены порывистости, отличаются некоторой замедленностью. Как правило, эмоции меланхоликов носят отрицательный характер. Человек с таким темпераментом с опаской относится ко всему новому. В некоторых случаях люди-меланхолики могут казаться замкнутыми и отчужденными, у них также может сформироваться боязнь всего нового и необычного (иногда даже боязнь новых людей). Неудачи они переживают довольно тяжело, но не всегда показывают это. Критика, особенно необоснованная и высказанная в грубой форме, может глубоко ранить меланхолика, привести к эмоциональному срыву.

Особенности обучения

Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит:

  • Формирование уверенности в себе и собственных силах
  • Создание доброжелательной атмосферы
  • Разговор с учителем и просьба излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбиение работы на блоки, возможность взять паузу и передохнуть, если нужно выполнить слишком много
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания

Известные меланхолики: Гоголь Н. В. и Достоевский Ф. М. и 2

Флегматик

Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие люди не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Человек с данным типом темперамента привержен постоянству во всем, поэтому ему очень нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды, он будет длительное время включаться в новую ситуацию. Иногда у таких людей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает, что не так уж далеко от истины.

Особенности обучения

Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее:

  • Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания
  • Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности
  • Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми
  • Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить
  • Своевременная подготовка к урокам и заданиям: заранее просмотрите с ребенком материал, который он будет проходить на следующем уроке, подготовьте с ним ответы на возможные вопросы и задания
  • Заинтересованность в деятельности
  • Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее)

Известные флегматики: Кутузов М.И. и Крылов И.А. и

Темперамент – это природная особенность человека, которая сильно влияет на его поведение и успехи. Однако не бывает плохих или хороших темпераментов – у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Чтобы ребенок с любыми особенностями обучался успешно, необходимо просто обратить внимание на эти самые особенности и создать для него наиболее оптимальные условия деятельности.

Чем объяснить, что один человек более подвижный, другой - инертный, у одного выше работоспособность - особенно в экстремальных случаях, а у другого в таких условиях возникает страх и неуверенность?Зависит это от динамических особенностей психики. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики называется темпераментом человека.Еще со времен Гиппократа ученые по темпераменту разделили людей на четыре типа: холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов, так как эти природные характеристики человека проявлялись в мышлении, в эмоциональной сфере и, главное, в поведении. От того, как долго личность способна быть в активном состоянии, как быстро она может переключаться с одного дела на другое, легко ли переходит из бодрствования ко сну и наоборот, выделяют тот или иной тип ее нервной системы. В научных публикациях они имеют соответствующие названия «сила - слабость нервной системы», «подвижность - инертность», «уравновешенность- неуравновешенность».В середине XX столетия интерес ученых и практиков к типам темперамента пробудился с новой силой, что позволило уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Так, учеными школы Б. М. Теплова - В. Д. Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека как ее работоспособность имеет не только положительный, но и отрицательный моменты. Поэтому у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более чутко улавливать изменения в окружающей действительности.Это еще раз свидетельствует о мудрости природы, где все уравновешивается. Поэтому нельзя говорить о «плохих и хороших» темпераментах; можно вести речь лишь о существовании разных способов поведения и деятельности.Наукой установлено, что в основе каждого из четырех типов темперамента лежат особые сочетания свойств нервной системы: у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного на другое, но его безудержность в поведении, то есть неуравновешенность нервной системы, уменьшает уживчивость (иначе говоря совместимость) с другими людьми; у сангвиника также сильная нервная система, а значит и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми и ко всему этому обладает уравновешенностью в поведении, что, казалось бы, делает его идеальным типом человека. Но в отличие от холерика и флегматика он недостаточно чувствителен ко всем внешним изменениям обстоятельств, к другим людям; у флегматика, как у холерика и сангвиника, сильная, работоспособная нервная система, но он чрезвычайно тяжело включается в другую работу, его трудно сбить с намеченного пути; меланхолик с точки зрения силы - работоспособности нервной системы - самый «невыигрышный» тип темперамента, но зато он легко переключается с одного дела на другое; в отличие от всех «сильных типов» обладает повышенной чувствительностью ко всему, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми.А теперь о темпераменте и свойствах нервной системы человека подробнее.В основе темперамента лежат различные типы высшей нервной деятельности. Их выделил И. П. Павлов. Он открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: силу процессов, их уравновешенность и подвижность. Различные сочетания этих свойств дают определенный тип нервной системы.Проведенное затем И. П. Павловым соотнесение выявленных типов нервной системы с известной классификацией темпераментов Гиппократа показало следующее: сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвинический темперамент (от латинского «сангвис» - кровь); сильный, уравновешенный, инертный - флегматический темперамент (от греческого «флегма» - слизь); сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения- холерический темперамент (от греческого «холе» - красно-желтая желчь); слабый тип - меланхолический темперамент (от греческого «мелас холе» - черная желчь).Таким образом темперамент - это тип нервной системы, проявляющийся в деятельности, поведении человека. Тип нервной системы- врожденное ее свойство, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни. Для отнесения человека к определенному темпераменту следует убедиться в той или иной выраженности у него прежде всего таких черт, как активность, эмоциональность, определить особенности его моторики.Рассмотрим более подробно описания различных типов темпераментов.Сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, однако побуждения его неустойчивы, внимание нестабильно. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, за короткое время входит в коллектив, хорошо адаптируется, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем он склонен «скользить по поверхности», обходить трудности, торопиться с принятием решений. Его необходимо включать в активную деятельность - как в производственную, так и в общественную, ставить перед ним все новые задачи, обращая при этом особое внимание на контроль за качеством работы.Флегматик спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, устойчив в стремлениях и настроениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив, основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.Холерик характеризуется быстротой действий и решений, быстрой сменой настроения, эмоциональной вспыльчивостью, повышенной раздражительностью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Зачастую неуживчив, не умеет себя сдерживать. Однако проявляет инициативу, обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.Меланхолик быстро утомляем, не уверен в сеое, тревожен, но это тонко чувствующий, осторожный, осмотрительный человек. Характеризуется, как правило, замкнутостью, необщительностью, замедленной реакцией. Склонен к сильным переживаниям понезначительному поводу, застенчив. В условиях интенсивных производственных процессов его трудоспособность снижается.Формирование различных навыков производственной деятельности также имеет свою специфику в зависимости от типа нервной системы. Так, у сангвиников двигательные навыки образуются весьма быстро, хотя вначале наблюдается хаотическая деятельность методом проб и ошибок. Сформированные навыки отличаются прочностью и помехоустойчивостью. У холериков движения резкие, напряженные, порывистые, не всегда, особенно на первых порах, согласованные. Двигательные навыки образуются труднее, чем у сангвиников. Посторонние помехи существенно влияют на их деятельность, иногда расстраивая ее полностью.Однако после тренировки они приближаются к уровню сангвиников. Движения флегматиков замедленные, но высококоординированные. Благодаря их точности и согласованности, а в ряде случаев и проявлению большей настойчивости они в значительной мере компенсируют свою инертность, показывая высокую продуктивность труда. Для меланхоликов характерны скованные, неуверенные, хаотичные движения. Навыки у них вырабатываются с трудом и легко тормозятся. После упражнений они могут достигать удовлетворительного уровня, но только в привычной обстановке. Поэтому работа диспетчера, оператора пульта управления и т. п., полная неожиданностей и осложнений, им противопоказана. Описанные особенности в значительной степени проявляются не только в двигательных, но и в других видах деятельности.

Loading...Loading...