Подъем рукавных линий на высоту различными способами. Упражнения c пожарными рукавами, стволами и разветвлениями Работа с пожарными стволами

При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий. При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, по возможности прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, но не по проезжей части, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества;

рукава, проложенные через дороги, необходимо защищать рукавными мостиками;

нельзя допускать перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги;

прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами), при этом следует выставлять посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении;

в лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на чердак или крышу необходимо располагать ее между оконными проемами;

РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ СТВОЛАМИ

Пожарные стволы

Пожарные стволы предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также для перекрытия потока при прекращении их подачи в очаг пожара.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров -ручные и лафетные.

Работа с ручными стволами.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у насадка или за рукоятку.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный отставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню. Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой - у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит так же, как и при работе со стволом из положения стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у насадка кистью левой руки, вниз - опустить ствол у насадка кистью левой руки; вправо или влево - отвести кисть левой руки вправо или влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика.

Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок.

При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

Работа с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу. Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным. Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°.

Правила охраны труда при работе с пожарными стволами

работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;

для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;

запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе на высоте;

запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;

запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды

РАБОТА С ЛЕСТНИЦАМИ РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ

Работа с лестницей-палкой

7.1.1. Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на стационарные пожарные лестницы, в окно первого этажа здания или внутрь помещения В сложенном виде может использоваться для пробивания деревянных перегородок или отбивания штукатурки.

7.1.2. Снятие лестницы-палки с автомобиля, переноска и установка ее в исходное положение производятся по команде: "Лестницу-палку (указать место)- ставь!". По этой команде пожарный, находящийся в одном метре от заднего колеса автомобиля, поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля (если ступеньки откидные, то необходимо предварительно их открепить).

Открепляет лестницу-палку и вынимает с места укладки. Опускает лестницу с крыши и ставит ее одним башмаком на землю, а другим прислоняет к задней (боковой) части кузова. После этого пожарный спускается с автомобиля, кладет лестницу на правое плечо, удерживая ее кистью правой руки сверху, и переносит ее к месту установки.

7.1.3. Лестница переносится так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении.

7.1.4. Устанавливается лестница-палка следующим образом. За четыре-пять шагов до места установки пожарный поднимает ее вверх - вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к стене так, чтобы нижние башмаки находились примерно в одном метре от стены. Если тетивы

раздвигаются туго, то лестницу необходимо поднять на 40-50 сантиметров от земли и ударом башмаков о землю произвести их раздвигание.

7.1.5. Подъем по лестнице-палке начинается с постановки левой ноги на первую ступеньку и хвата правой рукой сверху за четвертую ступеньку. Далее правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука -на шестую и т. д. (Рис. 16). Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

7.1.6. По команде: "Лестницу-палку убрать!" пожарный отводит верхние концы ее от стены до вертикального положения, сдвигает тетивы, приподнимает лестницу от земли, поворачивается кругом и, пройдя вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо для переноски. Для укладки на автомобиль пожарный поднимает передний конец лестницы и прислоняет его к задней части автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, подтягивает к себе лестницу -палку и укладывает ее в специально приспособленное место После этого закрепляет ее и спускается на землю.

7.1.7 . При использовании лестницы-палки должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

использовать лестницу только по назначению;

не допускается использование лестницы, не прошедшей своевременно испытания;

лестница на пожарном автомобиле должна быть плотно уложена и надежно закреплена;

при снятии с автомобиля не допускать ее ударов о землю;

прежде чем производить подъем по лестнице-палке, пожарный обязан убедиться в правильности ее установки и устойчивости;

запрещается подъем, спуск и работа на неустойчиво установленной лестнице;

запрещается подъем (спуск) по лестнице-палке более одного человека;

после работы (занятия) на лестнице ее необходимо очистить от грязи и влаги

Для получения и подачи воздушно-механической пены применяются приборы типа ГПС, СВП, УКТП «Пурга». Воздушно-пенные стволы могут быть лафетными типа ПЛСК-П или ПЛСК-С. Для подачи в поток воды, идущей по пожарным рукавам, пенообразователя с целью получения раствора требуемой концентрации, используются стационарные и переносные пеносмесители различных типов (таблица 1.3).

Рабочий напор перед пеносмесителем должен быть МПа, а максимальный напор за пеносмесителемМПа. Расход раствора пенообразователя в воде 6;12;18 л/с для ПС-1,ПС-2 и ПС-3 при концентрации пенообразователя 6%.

Для обеспечения нормальной работы пеносмесителя предельное положение уровня пенообразователя в ёмкости должно быть не ниже 0,3 м и не выше 2 м оси пеносмесителя.

Таблица 1.3.

Основные параметры пеносмесителей

Параметры

Напор перед пеносмесителем, МПа

Расход воды через пеносмеситель, л/с

Количество эжектируемого пенообразователя, л/с

Максимально допустимый подпор раствора за пеносмесителем, МПа

Генераторы пены средней кратности (ГПС) имеют кратность пены – 80; давление перед распылителем МПа; - расход раствора пенообразователя в воде: ГПС-200 – 2 л/с; ГПС – 600 – 6 л/с; ГПС – 2000 – 20 л/с (при давлении 0,6 МПа), длина струим.

Стволы воздушно – пенные (СВП) предназначены для получения воздушно – механической пены низкой кратности из пресной воды. Рабочее давление перед стволом должно быть не менее МПа, при этом кратность пены будет равна семи, а длина струи

Пример. От ёмкости автоцистерны подано два генератора ГПС-600. Магистральная линия диаметром 77мм. состоит из четырёх рукавов , на её конце - разветвление, а от разветвления проложены две рукавные линии диаметром 66 мм к генераторам ГПС-600. Давление на ГПС-600 – 0,6 МПа, высота подъёма генератора 10 м. Определить требуемый напор на насосе пожарной автоцистерны.

Решение. Определим требуемый напор на насосе пожарной автоцистерны для данной схемы подачи стволов по формуле:

Пример. От ёмкости автоцистерны проложена рукавная линия диаметром 66мм на пять рукавов и к ней присоединён ствол СВП-4. Определить требуемый напор на насосе автоцистерны, если требуемый напор на стволе 0,6 МПа.

Решение. Определяем требуемый напор на насосе автоцистерны при данной схеме подачи ствола:

    1. 1.5. Параметры тактических возможностей пожарных автомобилей по подаче огнетушащих веществ

Большинство основных пожарных автомобилей, задействуемых в тушении пожаров – автоцистерны, меньше используются автомобили пенного и порошкового тушения, аэродромной службы, газоводяного тушения, насосно-рукавные и т.п. АЦ могут работать с установкой на водоисточник и без установки, отсюда будут изменяться их временные параметры работы, являющиеся одним из показателей тактико–технических возможностей пожарных подразделений. Большое значение имеют временные параметры работы различных типов стволов при разных схемах насосно – рукавных систем.

Время работы стволов от водяного бака автоцистерны и других пожарных автомобилей определяется по формуле:

(1.30)

где количество однотипных рукавов в линии, шт.;

объём воды в одном рукаве, л;

количество поданных водяных стволов, шт.;

При подаче воды из водоёма пожарными автомобилями время работы стволов определяется следующим образом:

где коэффициент, учитывающий остаток воды в водоёме, который невозможно забрать из него, равный 0,8 для железобетонных водоёмов и- для земляных;объём водоёма, л.

Пример . Определить время работы одного ствола РС-50 от водобака автоцистерны АЦ-2,5/40, если рукавная линия состоит из четырёх рукавов диаметром 51мм.

Решение. Определяем время работы ствола РС-50 от водобака автоцистерны:

Пример . Определить время работы одного ствола РС-70 со свёрнутым насадком от насосно-рукавного автомобиля, установленного на железобетонный водоём, ёмкостью если рукавная линия состоит из пяти рукавов диаметром 66мм.

Решение. Определяем время работы ствола РС-70 при заборе воды из водоёма по формуле:

Время работы генераторов пены средней кратности определяется по выражению:

(1.32)

где: объём раствора пенообразователя в воде, получаемый из вывозимого на пожарном автомобиле пенного концентрата и воды, л;

количество генераторов пены средней кратности (ГПС), шт.;

расход ГПС по раствору, л/с.

Пример. Ёмкость водобака автоцистерны АЦ – 2,5/40 заполнена 6% раствором пенообразователя в воде и от неё проложена линия из четырёх рукавов диаметром 66 мм, к которой присоединён один генератор ГПС-600. Определить время работы данного ствола.

Решение. Определяем время работы ГПС-600 по формуле:

Тушение пожаров огнетушащими порошковыми составами регламентируется временем порошковой атаки (). Подача огнетушащего порошкового состава осуществляется ручными и лафетными стволами от пожарных автомобилей порошкового тушения.

Стационарные лафетные стволы, установленные на пожарных автомобилях порошкового тушения, имеют расходы: 20; 40; 50; 60 и 80 кг/с, а ручные порошковые стволы - 2,2; 4; 5;12 кг/с.

Время работы лафетного ствола от ёмкости с огнетушащим порошковым составом определяется по формуле:

(1.33)

где объём огнетушащего порошкового состава в ёмкости пожарного автомобиля порошкового тушения, кг.

Пример. Определить время работы стационарного лафетного ствола пожарного автомобиля порошкового тушения АП-3(130) 148А, если расход порошка из лафетного ствола составляет 40 кг/с.

Решение.

Пример. Определить время работы стационарного лафетного ствола пожарного автомобиля порошкового тушения АП-4000-50, если расход порошка через лафетный ствол 50 кг/с.

Решение. Определяем время работы стационарного лафетного ствола по формуле:

Тушение пожаров газовыми огнетушащими составами от передвижной пожарной техники рекомендуется в помещениях, объёмом не более 3000 м 3 ввиду больших расходов и потерь огнетушащего вещества.

Наиболее широкое применение в практике тушения пожаров нашла углекислота (двуокись углерода). Она хранится в жидком виде в баллонах под давлением. Огнетушащая концентрация – не менее 30% по объёму Из одного литра жидкой углекислоты образуется 500 литров газа. Пожарные автомобили газового тушения вывозят от 2500 до 4000 кг углекислоты в баллонах под давлением. Она может подаваться на тушение пожаров ручными стволами с расходом 2; 5, 16 кг/с и лафетным стволом – 30 кг/с. Время заполнения объёма помещения для тушения пожара зависит от его категории пожарной опасности и составляет.

Время работы стволов от пожарного автомобиля газового тушения определяется по формуле:

(1.34)

где коэффициент, учитывающий остаток огнетушащего вещества в системе, равный

объём углекислоты вывозимой на пожарном автомобиле, кг;

количество поданных стволов, шт.;

расход углекислоты через ствол, кг/с.

Пример. Определить время работы двух ручных стволов с расходом 3 кг\с каждый или одного лафетного ствола с расходом 30 кг/с, от автомобиля газового тушения АГТ-0,25(3303)ПМ-571, если масса вывозимой двуокиси углерода составляет 2500 кг.

Решение. Определяем время работы двух ручных стволов по формуле:

Определяем время работы одного лафетного ствола:

Локализация и ликвидация большинства видов пожаров производится путём последовательного введения расчётного количества стволов или подготовленной атаки одновременно. Способы операций локализации и ликвидации - по объёму, периметру или площади тушения.

Для рационального использования пожарных подразделений при тушении пожаров необходимо знать основные параметры тактических возможностей отделений на пожарных автомобилях различного назначения.

К основным параметрам, характеризующим тактические возможности пожарных подразделений, относятся: время работы водяных и пенных стволов; возможная площадь, периметр и объём тушения; технические возможности пожарных автомобилей по запасу вывозимых огнетушащих веществ и их подаче на тушение пожара; тактические возможности пожарных расчётов на основных автомобилях по подаче стволов и выполнению других видов работ на пожаре.

Площадь, периметр или объём тушения пожара зависят от количества и технических характеристик стволов, которые может подать отделение на пожарном автомобиле для локализации и ликвидации пожара, а также от вида горючей нагрузки и т.п.

Расчёт сил и средств проводится до пожара - при разработке оперативно–служебных документов, при решении пожарно-тактических задач, на месте пожара или после его ликвидации.

Среди показателей, необходимых для расчёта, особое значение имеет расчёт площади тушения, площади пожара, принцип расстановки сил и средств, участвующих в тушении пожара, направления подачи стволов и т.д.

В зависимости от того, как введены и расставлены силы и средства, тушение в данный момент может осуществляться с охватом всей площади пожара, только части её или путём заполнения объёма огнетушащими веществами. При этом расстановку сил и средств выполняют по всему периметру площади пожара или по фронту его локализации.

Если в данный момент сосредоточенные силы и средства обеспечивают тушение пожара по всей площади, охваченной горением, то расчёт их производят по площади пожара, которая численно равняется площади тушения.

Если в данный момент обработка всей площади пожара огнетушащими веществами невозможна, то силы и средства сосредотачивают по периметру или фронту локализации для поэтапного тушения. Расчёт в этом случае осуществляют по площади тушения на первом этапе, считая от внешних границ площади пожара.

Площадь тушения это часть площади пожара, которая используется при расчёте требуемого количества сил и средств на локализацию пожара. Площадь тушения водой зависит от глубины обработки горящего участкаимеющимися приборами подачи огнетушащих веществ. Установлено, что по условиям тушения пожаров эффективно используется примерно третья часть длины струи, поэтому в расчётах глубину обработки горящей площади принимают: для ручных стволов 5 м, а для лафетных – 10 м. Следовательно, площадь тушения будет численно совпадать с площадью пожара при её ширине (для прямоугольной форме), диаметре (для круговой формы) и радиусе (для угловой формы развития), не превышающих 10 м при подаче ручных стволов, введённых по периметру навстречу друг другу, и 20 м – при тушении лафетными стволами. В остальных случаях площадь тушения принимают равной разности общей площади пожара и площади, которая в данный момент водяными струями не протушивается.

В жилых и административных зданиях с помещениями небольших размеров расчёт сил и средств целесообразно проводить по площади пожара, так как средства тушения можно вводить по нескольким направлениям: изнутри – со стороны лестничных клеток и снаружи – через оконные проёмы. Однако и в этих случаях не исключено поэтапное тушение, особенно при пожарах в зданиях с коридорной системой планировки.

При расстановке сил и средств по длине внешней границы горящей площади необходимо учитывать также периметр тушения, который при любой форме развития меньше фактического периметра.

Периметр тушения (Р т) – это длина внешней границы площади пожара в данный момент, по которой осуществляется подача огнетушащих веществ и обеспечивается непосредственная обработка поверхности горения, за вычетом отрезков со стороны соседних участков, по длине равных глубине тушения стволом . При круговой форме площади пожара периметр тушения сокращается за счёт изменения длины окружности от внешней границы в глубину.

Площадь тушения пожара (максимально возможная), в зависимости от количества и технической характеристики стволов:

где количество стволов поданных на тушение отделением на пожарном автомобиле, шт;

требуемая интенсивность подачи огнетушащего вещества на тушение определённого вида объекта или горючей нагрузки, л/м 2 ∙с.

Площадь тушения при круговой форме развития пожара определяется по выражению:

где R – расстояние (радиус), пройденное фронтом пламени на определённый момент времени, м;

глубина тушения ручными или лафетными стволами, м, тогда:

Площадь тушения при прямоугольной форме развития пожара определяется по формуле:

При локализации пожара с одной или двух сторон его распространения:

где n – количество направлений распространения пламени;

а – ширина фронта пламени, м;

При локализации пожара с четырёх сторон его распространения:

где а, в – стороны площади прямоугольника, где происходит горение, м.

Периметр тушения пожара можно определить по формуле:

При круговой форме развития пожара:

при прямоугольной форме развития пожара:

Пример. Определить площадь тушения пожара ручными стволами, развивающегося по круговой форме с радиусом 12 м.

Решение.

Определяем площадь тушения пожара по формуле:

Пример . Определить площадь тушения пожара лафетными стволами при прямоугольной форме его развития, при тушении по всему периметру, если ширина фронта пламени 18 м, а длина 30 м.

Решение.

    Определяем площадь тушения пожара по формуле:

Возможная площадь тушения пожара, в зависимости от ёмкости водобака автоцистерны или другого автомобиля, вывозящего воду к месту пожара и подающего её для прекращения горения, определяется по формуле:

где: удельный расход воды необходимый для ликвидации горения определённой пожарной нагрузки или объекта (л/м 2), который определяется по справочным данным или по формуле:

где нормативное (необходимое) время подачи воды на тушение пожара, мин.

Так, для жилых и административных зданий I и II степени огнестойкости удельный расход воды равен л/м 2 а для лесоскладов около 900 л/м 2 .

Пример. От ёмкости водобака пожарной автоцистерны АЦ-2,5/40 подан ствол РС-50 на четыре рукава рабочей линии диаметром 51мм, для тушения пожара в административном здании второй степени огнестойкости. Определить возможную площадь тушения пожара.

Решение. Определяем возможную площадь тушения пожара в административном здании отделением на автоцистерне АЦ-2,5/40 по формуле:

Тушение пожаров легковоспламеняющихся, горючих жидкостей, а также ликвидация горения в объёмах помещений производится воздушно-механической пеной низкой или средней кратности и реже - высокократной пеной.

Раствор пенообразователя в воде чаще всего бывает 3; 4 или 6%. а его объём зависит от вывозимого на пожарных автомобилях запаса воды и пенообразователя.

Доля воды, приходящая на один литр пенообразователя в растворе, определяется по формуле:

где соответственно, концентрация воды и пенообразователя в растворе.

Доля пенообразователя, приходящаяся на один литр воды в растворе, определяется по формуле:

Численные значения этих параметров приведены в таблице1.4.

Таблица. 1.4.

Значения параметра и

Величина параметра

Количество пенообразователя, необходимое для получения раствора, при определённой ёмкости водобака, определяется по формуле:

(1.46)

Сравнивая полученное значение требуемого количества пенообразователя для получения раствора с имеющимся на пожарном автомобиле запасом, делаем вывод о его достаточности для полного использования вывозимой воды для пенообразователя.

Количество раствора пенообразователя в воде, которое можно получить при полном израсходовании вывозимой воды из водобака и достаточном количестве пенообразователя определяется по формуле:

где концентрация воды в растворе, %.

Если пенообразователя недостаточно для полного израсходования воды из водобака, тогда количество раствора будет определяться по формуле:

где объём бака для пенообразователя на пожарном автомобиле, л.

доля воды в растворе приходящаяся на один литр пенообразователя в зависимости от его концентрации.

Количество воздушно – механической пены определяется по формуле:

где кратность пены, получаемая при прохождении раствора через пенный ствол. Она указана в ГОСТе или ТУ на все типы стволов.

Количество воздушно – механической пены, которое можно получить от пенобака насосно-рукавного автомобиля, с установкой его на водоисточник, определяется по формуле:

где объём пены, полученный из определенного количества пенообразователя, м 3 .

коэффициент, учитывающий долю фактической кратности пены, получаемой на стволе, в сравнении с теоретической.

Возможная площадь тушения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей пеной будет определяться по формуле:

(1.52)

где расчётное (нормативное) время тушения (мин.), равное 10 мин (для проливов) и 15 мин (для резервуаров с ЛВЖ-ГЖ).

Площадь тушения ЛВЖ и ГЖ можно определить по формуле, которая учитывает реальное время подачи пены в очаг пожара, а также её фактическую кратность:

где расход пенного ствола по раствору, л/с;

требуемая интенсивность подачи раствора на тушение, л/м 2 ∙с;

коэффициент, учитывающий долю реального времени подачи раствора через стволы, по сравнению с нормативным временем; определяется по формуле:

где фактическое время работы пенных стволов, мин.;

нормативное (расчётное) время тушения стволами, равное 10 (15) мин.

коэффициент, учитывающий долю фактической кратности пены, получаемой на стволе, по сравнению с теоретической, который определяется по формуле:

где кратность пены, фактически получаемая на генераторе (стволе), согласно ГОСТа или ТУ, для ГПС-600);

теоретическая кратность пены, получаемая на ГПС-600, равная 100.

Пример. Определить требуемое количество пенообразователя с концентрацией 4% в растворе, чтобы израсходовать всю воду из ёмкости водобака автоцистерны 2400 л.

Решение. Определяем требуемое количество пенообразователя по формуле:

Пример . О пределить количество 6% раствора пенообразователя в воде, которое можно получить от автоцистерны с ёмкостью водобака 2500 л.

Решение. Определяем количество раствора, которое можно получить от автоцистерны по формуле:

Пример. Определить количество трёхпроцентного раствора пенообразователя в воде, которое можно получить из вывозимого на автоцистерне 150 л пенообразователя, если воды в водобаке машины больше, чем требуется для полного израсходования пенообразователя.

Решение. Определяем количество трехпроцентного раствора пенообразователя в воде, которое можно получить из вывозимого на автоцистерне пенообразователя по формуле:

Пример. Определить количество воздушно – механической пены средней кратности (К п =80), которое можно получить от автоцистерны с ёмкостью водобака 2600 л и бака для пенообразователя 250 л с пенообразователем ПО-3АИ.

Решение.

1. Определяем количество раствора, которое можно получить от автоцистерны по формуле:

2. Определяем количество воздушно – механической пены кратностью 80, которое можно получить от автоцистерны по формуле:

Пример. Определить количество воздушно – механической пены средней кратности (К п =80), которое можно получить из 200 л пенообразователя ПО-3АИ.

Решение. Определяем возможное количество воздушно – механической пены по формуле:

Пример . Определить возможную площадь горящей ЛВЖ и объём помещения, который может потушить отделение на насосно-рукавном автомобиле, установленном на водоисточник, если объём бака для пенообразователя 300 л, а его концентрация в растворе 6%.

Решение. 1. Определяем возможную площадь тушения ЛВЖ насосно-рукавным автомобилем по формуле:

2. Определяем теоретически возможный объём помещения, который можно потушить воздушно – механической пеной средней кратности от АНР (К п =100):

где коэффициент разрушения пены, равный

Пример. Определить возможную площадь тушения горючей жидкости отделением на автоцистерне АЦ-2,5/40 генератором ГПС-600 с рабочей линией на четыре рукава. Ёмкость водобака 2500 л, бака для пенообразователя (ПО-6НП)-170 л. Фактическая кратность получаемой пены – 80.

Решение. 1. Определяем требуемое количество воды для получения раствора из 170 л пенообразователя по формуле:

Следовательно, воды на АЦ недостаточно для полного израсходования пенообразователя. Дальнейшие расчёты ведутся, исходя из вывозимого запаса воды.

2. Определяем реальное время расходования воды на пенообразование через ГПС-600:

3. Определяем коэффициент, учитывающий долю реального времени работы ствола по сравнению с нормативным временем по формуле:

4. Определяем коэффициент, учитывающий долю фактической кратности пены, получаемой из генератора, с теоретически возможной по формуле:

5. Определяем возможную площадь тушения ГЖ отделением на АЦ 2,5-40 по формуле:

Тушение пожаров в объёмах некоторых помещений (вычислительных центрах, музеях и т.п. помещениях) производится инертными газами. Наиболее часто мобильная пожарная техника в виде автомобилей газового тушения имеет запас баллонов с углекислым газом, который является огнетушащим веществом. Огнетушащая концентрация углекислого газа в объеме горящего помещения должна быть не менее 30%. Для подачи углекислого газа в объём помещения прокладываются рукавные линии, заканчивающиеся рукавными стволами с расходом 2 кг/с или стволами–пробойниками с расходом 5 и 16 кг/с.

Количество углекислого газа, необходимое для тушения пожара в объёме помещения, определяется по формуле:

где объём горящего помещения, который необходимо заполнить углекислым газом, м 3 ;

огнетушащая концентрация углекислого газа для тушения пожаров в объёме, равная 30%.

Количество баллонов необходимое для тушения в объёме помещения определяется по формуле:

где количество углекислого газа в одном баллоне, равное 12,5м 3 .

3. Определяем количество жидкой углекислоты, необходимой для тушения пожара, по формуле:

где: удельный расход жидкой углекислоты, равныйкг/м 3 .

4. Определяем требуемый тип автомобиля газового тушения по его технической характеристике.

5. Определяем суммарный расход стволов для обеспечения подачи в объём помещения требуемого количества углекислоты по формуле:

Пример. Определить количество баллонов с углекислым газом для тушения пожара в объёме помещения 500 м 3 и тип автомобиля газового тушения, обеспечивающий потребность в них, для ликвидации пожара.

Решение. 1. Определяем количество углекислого газа необходимое для тушения пожара по формуле:

2. Определяем требуемое количество баллонов для тушения пожара по формуле:

3. Определяем количество жидкой углекислоты, необходимой для тушения пожара по формуле:

4. Определяем тип автомобиля газового тушения необходимый для обеспечения подачи требуемого количества углекислого газа (углекислоты).

Для тушения пожара необходим и достаточен автомобиль газового тушения АГТ-0,6(3307) ПМ-547, вывозящий 600 кг углекислоты в сжиженном виде.

5. Определяем требуемый суммарный расход стволов для подачи необходимого количества углекислоты в объём помещения по формуле:

Следовательно, для тушения пожара необходимо подать 2 ствола, - один с расходом 5 кг/с и второй – 2 кг/с или двух стволов с расходом 3 кг/с каждый.

Пример. Определить объём горящего помещения, который можно потушить автомобилем газового тушения АГТ-3000 (43101), если масса вывозимой двуокиси углерода 2880 кг. Рассчитать требуемое количество стволов для тушения пожара; возможное время работы лафетного ствола с расходом 30 кг/с.

Решение. 1. Определяем время работы лафетного ствола АГТ по формуле:

2. Определяем объём помещения, который можно потушить вывозимым запасом углекислоты по формуле:

3. Определяем требуемое количество ручных стволов с расходом 16 кг/с для тушения в данном объёме помещения по формуле:

Такое количество стволов отделение АГТ подать не может по его тактическим характеристикам.

4. Определяем возможный объём тушения лафетным стволом по формуле:

Огнетушащие порошковые составы чаще всего применяются для тушения пожаров: ЛВЖ-ГЖ; некоторых видов металлов (магний, литий и т.п.), а также при ликвидации факельного горения газов. Огнетушащие порошковые составы подаются как на горящую поверхность, так и в объём или струю горящего газа (нефти). Расчётное время подготовленной порошковой атаки составляет 30 с, однако при определённой обстановке на пожаре это время может быть увеличено до 60 с.

1. Определяем требуемое количество порошка для тушения пожара на определённой площади по формуле:

где: нормативное время подачи огнетушащего порошкового состава, равное 60 с;

требуемая интенсивность подачи огнетушащего порошкового состава, кг/м 2 ∙с;

требуемый удельный расход огнетушащего порошкового состава, кг/м 2 .

2. Определяем требуемый расход подачи порошкового состава на тушение по формуле:

3. Определяем количество стволов, необходимое для подачи требуемого расхода огнетушащего порошкового состава по формуле:

где: количество порошка на одном АП, кг.

4. Определяем требуемое количество автомобилей порошкового тушения (АП) для ликвидации пожара по формуле:

Пример . Определить требуемое количество стволов, огнетушащего порошкового состава и автомобилей порошкового тушения АП 2000-60 для ликвидации пожара разлившейся горючей жидкости на площади 100 м 2 .

Решение. .1. Определяем требуемое количество огнетушащего порошка для тушения пожара:

2. Определяем требуемый расход порошка на тушение:

3. Определяем количество лафетных стволов, необходимое для обеспечения требуемого расхода огнетушащего порошка:

4. Определяем требуемое количество автомобилей порошкового тушения для ликвидации пожара:

Пример. Определить требуемое количество воды и отделений на автоцистернах для тушения торфяного пожара на площади 1000 м 2 , если ёмкость водобака автоцистерны , глубина прогара торфа=0,5м, удельный расход воды на тушение -=0,33 м 3 /м 3 , а в одну смену каждая АЦ может доставить и слить воду на тушение 8 раз.

Решение. 1. Определяем требуемое количество воды для тушения пожара на площади 1000 м 2:

2. Определяем требуемое количество отделений на АЦ для тушения данной площади пожара.

Наматывание рукавов на заднюю катушку производится расчетом из трех пожарных. Пожарный № 1 закрепляет соединительную головку рукава на оси катушки и укладывает рукав слева направо и справа налево ровными рядами. Пожарные № 2 и № 3 вращают диски катушки до полной намотки рукавов на катушку. После этого пожарный № 1 закрепляет свободный конец последнего рукава, продевая соединительную головку рукава под последний виток.

В боевой работе и на учебных занятиях могут быть различные виды прокладки рукавных линий. Горизонтальная рукавная линия прокладывается по земле или по полу; вертикальная поднимается снаружи или внутри здания (сооружения) снизу вверх или опускается сверху вниз.

Ползучая рукавная линия прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям, а смешанная - одновременно по горизонтальным, вертикальным и наклонным плоскостям.

Рукавные линии различают магистральные и рабочие. Магистральная линия предназначается для подачи воды от насоса или внутреннего пожарного крана к стволу; для подачи воды от насоса до разветвления или до пеногенератора; для соединения насосов, работающих в перекачку; для подачи воды в лафетный ствол. Рабочая рукавная линия предназначается для подачи воды от разветвления к стволу или пеногенератору.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке - 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке - 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

При определении длины рукавной линии необходимо учитывать запас рукава для маневрирования стволом. Этот запас должен быть не менее одного рукава.

Разветвления предназначены для подачи воды из магистральной рукавной линии в рабочие линии. Они бывают двухходовые, трехходовые, четырехходовые и "гребенки".

Напорные пожарные рукава соединяются между собой в рукавную линию при помощи соединительных головок. Соединительные головки бывают следующих типов: "Рот", Богданова и винтовые.

Замена резиновых прокладок в соединительных головках "Рот" производится по команде "Прокладки заменить!". По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой - вынимает прокладку, затем берет новую и, сжав ее пальцами, вставляет в кольцевой паз соединительной головки.

При замене прокладок в соединительных головках типа Богданова резиновую прокладку накладывают на кольцевой паз и утапливают ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Для соединения рукавов между собой подается команда "Рукава соединить!". По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов, устанавливает их друг против друга так, чтобы при сжатии преодолеть сопротивление резиновых прокладок, и

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ВОРОНЕЖСКОЕ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Цикл практического обучения

С.А. Ильин

С.И. Минаков

Учебно-методическое пособие

по пожарно-строевой подготовке

В О Р О Н Е Ж –2003

Ильин С.А., Минаков С.И. Учебно-методическое пособие.

Воронеж: ВПТУ МЧС России, 2003 г. – 22 стр.

Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Рабочей программой по учебной дисциплине "Пожарно-строевая подготовка".

Цель учебно-методического пособия – оказать помощь курсантам в углублении и расширении знаний, полученных на занятиях, а также при самостоятельном изучении материала в случае пропуска занятий.

Предназначено для курсантов ВПТУ МЧС России.

(С) Ильин С.А., Минаков С.И.

(С) ВПТУ МЧС России, 2003

Введение ……………………………………..……………………..……………… 1. Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями ………………………………..…………………………….……. 2. Установка пожарных автомобилей на водоисточник ………….…………… 3. Боевое развертывание от основных пожарных автомобилей ……………... 4. Работа с лестницей – палкой………………………………………………….. 5. Подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни……….. 6. Снятие выдвижной лестницы с автомобиля, переноска, установка и подъем по ней на 3-й этаж учебной башни ……………………………………….. 7. Подвеска штурмовых лестниц цепью и подъем по ним ……………………. 8. Комбинированный подъем со штурмовой лестницей по выдвижной 3-х коленной лестнице в окно 4-го этажа учебной башни ……………………... 9. Подъем на крышу и этажи многоэтажных зданий по автолестнице и с помощью коленчатого автоподъемника …………………………………….. 10. Сматывание спасательной веревки в клубок………………………………… 11. Закpепление спасательной веревки за конструкцию четырьмя способами. 12. Вязка двойной спасательной петли и одевание её на пострадавшего……... 13. Спасание людей из этажей здания……………………………………………. 14. Самоспасание из верхних этажей или с крыши здания…………………….. Литература ………………………………………………………….……………... 4 5 7 9 15 15 17 20 20 20 21 22 23 23 24 25

Введение

Пожарно-строевая подготовка (ПСП) - дисциплина изучает приемы и способы работы с пожарно-техническим вооружением (ПТВ), организацию проведения занятий с личным составом (инструкторско-методическая подготовка).

Пожарно-строевая подготовка является составной частью специальной подготовки пожарных. Она способствует повышению боеготовности личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России. Основными документами, определяющими организацию и порядок обучения личного состава приемам работы с приборами пожарно-техническим вооружением, являются Наставление по ПСП и Программа ПСП, которая состоит из программ начального и последующего периодов обучения пожарных.

Целью изучения дисциплины "Пожарно-строевая подготовка" является формирование и совершенствование навыков работы с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и специальным оборудованием, практических навыков обучаемых в организации и проведении занятий по пожарно-строевой подготовке, повышении уровня психологической устойчивости, обобщение и практическое применение передовых форм и методов подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России.

В процессе изучения курса "Пожарно-строевая подготовка" одновременно решаются задачи воспитания организованности, дисциплины, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, формирования строевой выправки.

В процессе обучения и воспитания курсантов применяются формы, методы и приемы обучения, выработанные российской педагогической наукой, теорией и практикой физического воспитания.

В результате изучения данной дисциплины выпускники должны:

Иметь представление:

Об основных требований руководящих документов по пожарно-строевой подготовке;

Об организации и проведении занятий с личным составом в роли начальника караула;

Значение и место пожарно-строевой подготовки в системе боевой подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России;

Уставы, программы, наставления и другие документы, регламентирующие пожарно-строевую подготовку в подразделениях ГПС МЧС России;

Структуру, содержание форм и методов организации проведения занятий по пожарно-строевой подготовке;

Методы формирования, совершенствования, контроля и оценки знаний, умений и навыков;

Правила охраны труда в Государственной противопожарной службе.

Технически правильно выполнять приемы и действия, применять сигналы управления;

Методически правильно организовывать и проводить в дежурном карауле, части, отряде, теоретические, практические и другие виды занятий по пожарно-строевой подготовке;

Применять в практике обучения методы формирования, совершенствования, контроля и оценки знаний, умений, навыков;

Проверять, анализировать и оценивать качество проведения занятий;

Планировать и определять содержание планируемых документов, отрабатываемых и обязательных нормативов по пожарно-строевой подготовке;

Организовывать и проводить соревнования по пожарно-строевой подготовке;

Оказывать помощь и страховку, предупреждать и исправлять ошибки при обучении и выполнении упражнений по пожарно-строевой подготовке.

Основной метод изучения курса - практические занятия, которые носят, как правило, характер комплексной отработки индивидуальных и групповых упражнений. Тематика таких занятий определяется циклом "Практическое обучение". В период учебы курсанты обязаны не реже одного раза в год сдавать зачет по знанию правил по охране труда.

Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями.

Замена прокладок, соединение и разъединение соединительных рукавных головок, прокладка рукавной линии из скаток, с рукавной катушки. Уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмеркой, наматывание рукавов на рукавную катушку.

Рукава соединяются между собой в рукавную линию при помощи соединительных головок.

Замена соединительных головок производится по команде «Прокладки заменить!» По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой - вынимает прокладку, затем берет новую, накладывает на кольцевой паз соединительной головки и утапливает ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Для соединения рукавов между собой подается команда «Рукава соединить!» По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов, устанавливает их друг против друга так, чтобы при сжатии преодолеть сопротивление резиновых прокладок, и поворачивает клыки навстречу друг другу до полного их соединения. Если усилий рук недостаточно для преодоления сопротивления прокладок, тогда головки прижимаются коленями и совместными усилиями рук и ног производится их соединение.

По команде «Рукава разъединить!» усилием рук повернуть и отсоединить соединительные головки.

Ручная прокладка рукавов производится по команде "Рукавную линию из скаток проложить". Пожарный берет две скатки, укладывает одну на землю, другую берет правой рукой за рукав у соединительных головок, а левой рукой с противоположной стороны скатки, с одновременным отклонением корпуса заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад левой ногой вперед, а правой рукой удерживает рукав. Перед окончанием раскатки рукава делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю или присоединяет ее к выкидному патрубку насоса.

Удерживая в правой руке вторую соединительную головку, он берет вторую скатку, раскатывает ее, соединяет головки между собой и прокладывает рукавную линию дальше в заданном направлении.

Прокладка рукавной линии с задней рукавной катушки от АНР (АЦ) к месту пожара производится двумя номерами расчета пожарных и водителем. По команде на боевое развертывание расчет подбегают к катушке. Пожарный № 2 освобождает крепление чехла и снимает его с катушки. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки, затем оба освобождают крепление катушки (каждый со своей стороны) и, придерживая руками за ее дуги, опускают катушку на землю. Двигаясь с катушкой, они прокладывают линию к указанной позиции. Водитель в момент снятия катушки освобождает соединительную головку у верхнего рукава и присоединяет ее к патрубку насоса.

Прокладка магистральной рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле "гармошкой", производится расчетом - один человек на два рукава. Пожарный № 1 берет конец верхнего рукава и прокладывает этот рукав в заданном направлении. По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет соединительную головку третьего рукава, пожарный № 3 - пятого рукава и т.д. К напорному патрубку насоса рукавную линию присоединяет водитель.

Уборка рукавов в одинарную скатку выполняется одним пожарным. Одинарная скатка скатывается по всей длине от одного конца к другому. Команда «Рукав в одинарную скатку - скатать».

Уборка рукавов в двойную скатку производится двумя пожарными по команде «Рукав в двойную скатку - скатать». Рукав сгибается по длине пополам так, чтобы верхняя половина его была короче примерно на 0,7 м нижней. Скатывается рукав от места перегиба одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь вперед.

Уборка рукавов "восьмеркой" производится одним пожарным по команде «Рукав восьмеркой - убрать». Пожарный левой (правой) рукой берет конец рукава и, расставив обе руки несколько шире плеч, кладет на них рукав, затем сначала опускает левую (правую) руку вниз и подхватывает ею рукав снизу, потом правую (левую) руку, которой тоже подхватывает рукав снизу, левая рука в это время поднимается вверх. Таким образом, он продолжает наматывать рукав на руки.

Наматывание рукавов на заднюю катушку производится расчетом из 3-х пожарных. По команде "Рукава на заднюю рукавную катушку намотать" водитель закрепляет конец рукава с соединительной головкой на шпульке катушки, освобождает фиксатор шпульки и двумя руками удерживает рукав в натянутом положении; пожарные № 1 и № 2 берутся правой и левой рукой за диски шпульки, вращают её против часовой стрелки и наматывают ровными рядами шесть рукавов «А», соединенных между собой. Чтобы рукав не размотался, верхний конец его шофер закладывает под соседний виток и закрепляет фиксатор шпульки. Пожарные № 1 и № 2 надевают чехол на шпульку и подвешивают рукавную катушку на кронштейнах к автомобилю.

Складывание рукавов в "гармошку" производится двумя пожарными. Один перегибает рукав по размерам отсека кузова автомобиля и укладывает рукав в отсек, другой соединяет рукава между собой.

Уборка рукавных линий при низких температурах. По команде "Рукава в одинарные скатки - скатать" водитель снижает давление на насосе до слива воды из рукавов. Пожарные в первую очередь отсоединяют рукав, проложенный ближе к месту пожара, быстро скатывают его в одинарную скатку. Затем от места пожара к насосу отсоединяют остальные рукава, скатывают и убирают в автомобиль.

6. РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ СТВОЛАМИ

6.1. Пожарные стволы

Пожарные стволы предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также для перекрытия потока при прекращении их подачи в очаг пожара.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров - ручные и лафетные.

6.2. Работа с ручными стволами.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у насадка или за рукоятку.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный отставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню. Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой - у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит так же, как и при работе со стволом из положения стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у насадка кистью левой руки, вниз - опустить ствол у насадка кистью левой руки; вправо или влево - отвести кисть левой руки вправо или влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика.

Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок.

При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

6.3. Работа с ручными стволами с переносных,

стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

6.4. Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу, Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным, Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

6.5. Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°.

6.6. Правила охраны труда при работе с пожарными стволами:

работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;

для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;

запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе па высоте;

запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;

запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды.

7. РАБОТА С ЛЕСТНИЦАМИ РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ

7.1. Работа с лестницей-палкой

7.1.1. Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на стационарные пожарные лестницы, в окно первого этажа здания или внутрь помещения. В сложенном виде может использоваться для пробивания деревянных перегородок или отбивания штукатурки,

7.1.2. Снятие лестницы-палки с автомобиля, переноска и установка ее в исходное положение производятся по команде: ";Лестницу-палку (указать место) - ставь!"; . По этой команде пожарный, находящийся в одном метре от заднею колеса автомобиля. поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля (если ступеньки откидные, то необходимо предварительно их открепить). Открепляет лестницу-палку и вынимает с места укладки. Опускает лестницу с крыши и ставит ее одним башмаком на землю, а другим прислоняет к задней (боковой) части кузова. После этого пожарный спускается с автомобиля, кладет лестницу на правое плечо, удерживая ее кистью правой руки сверху, и переносит ее к месту установки.

7.1.3. Лестница переносится так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении.

7.1.4. Устанавливается лестница-палка следующим образом. За четыре-пять шагов до места установки пожарный поднимает ее вверх - вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к степе так? чтобы нижние башмаки находились примерно в одном метре от стены. Если тетивы раздвигаются туго, то лестницу необходимо поднять на 40-50 сантиметров от земли и ударом башмаков о землю произвести их раздвигание.

Рис. 16 Подъем по лестнице - палке

7.1.5. Подъем по лестнице-палке начинается с постановки левой ноги на первую ступеньку и хвата правой рукой сверху за четвертую ступеньку. Далее правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука на шестую и т. д. (Рис. 16). Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

7.1.6. По команде: ";Лестницу-палку убрать!"; пожарный отводит верхние концы ее от стены до вертикального положения, сдвигает тетивы, приподнимает лестницу от земли, поворачивается кругом и, пройдя вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо для переноски. Для укладки на автомобиль пожарный поднимает передний конец лестницы и прислоняет его к задней части автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, подтягивает к себе лестницу-палку и укладывает ее в специально приспособленное место. После этого закрепляет ее и спускается на землю.

7.1.7. При использовании лестницы-палки должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

не допускается использование лестницы, не прошедшей своевременно испытания;

лестница на пожарном автомобиле должна быть плотно уложена и надежно закреплена;

при снятии с автомобиля не допускать ее ударов о землю;

прежде чем производить подъем по лестнице-палке, пожарный обязан убедиться в правильности ее установки и устойчивости;

запрещается подъем, спуск и работа па неустойчиво установленной лестнице.

запрещается подъем (спуск) по лестнице-палке более одного человека;

после работы (занятия) на лестнице ее необходимо очистить от грязи и влаги.

7.2. Работа со штурмовой лестницей

7.2.1. Штурмовая лестница предназначена для подъема пожарных на этажи зданий и сооружений по наружной стене, а также для обеспечения работ при вскрытии кровли на крышах с крутым уклоном.

7.2.2. Для снятия штурмовой лестницы с автомобиля подается команда: ";Штурмовую лестницу с автомобиля - снять!"; . По этой команде пожарный открепляет стопорный запор стального крюка штурмовки, берется за стальной крюк и плавно выдвигает ее на себя, правой рукой берется за 9-ю ступеньку лестницы (считая от башмаков), снимает штурмовую лестницу с автомобиля. При закреплении штурмовой лестницы на автомобиле в нескольких местах пожарный поднимается на крышу автомобиля, открепляет лестницу и опускает ее башмаками на землю, крюком от себя.

7.2.3. При переноске штурмовой лестницы на дальнее расстояние пожарный, поворачивая крюк на себя, правую руку продевает между 8-й и 9-й ступенькой и кладет лестницу верхней тетивой на правое плечо, правой рукой берется за 9-ю (10-ю) ступеньку, передний конец лестницы несколько опускает вниз для переноски.

На ближнее расстояние лестница переносится за тетиву на уровне 7-8-й ступеньки крюком на себя, башмаками вперед.

7.2.4. Подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде: ";По штурмовой лестнице (указывается этаж) - марш!"; .

Рис. 17 Подвеска

штурмовой лестницы

в окно второго этажа

7.2.5. Подвеска штурмовой лестницы в окно 2-го этажа (Рис. 17) производится бегом или шагом. Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, башмаками вперед крюком от себя, за 9-12 м до стены рывком правой руки вперед-вверх поднимает лестницу над головой, крюком вверх. При этом левой рукой берется за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне, Приближаясь к зданию, пожарный держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от уровня земли. Подбежав к зданию, пожарный опускает башмаки лестницы к его основанию на землю, делает руками вскользь перехват по тетивам до уровня четвертой-пятой ступеньки. Резким движением рук подбрасывает лестницу вперед-вверх и, с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку, производит подвеску лестницы в правую половину окна. При этом левую ногу ставит на первую ступеньку, а руками держится за тетивы на уровне пятой ступеньки.7.2.6. Подъем по штурмовой лестнице в окно 2-го этажа (Рис. 18) производится следующим образом. После подвески лестницы пожарный ставит правую ногу на вторую ступеньку, при этом левой рукой держится за пятую ступеньку, правой - за седьмую. Далее ноги ставит на каждую ступеньку, а руки - через одну до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки. В этот момент правой рукой пожарный захватывает снизу одиннадцатую ступеньку между крюком и левой тетивой. Затем правую ногу с шестой ступеньки ставит на девятую, а левой рукой захватывает тринадцатую ступеньку сверху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, перенося левую ногу через подоконник, пожарный осуществляет посадку на него. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а вытянутая вдоль стены правая нога плотно прижимается к наружной ее поверхности.

Рис. 18 Подъем по штурмовой лестнице в окно 2 этажа

7.2.7. Подвеска штурмовой лестницы из окна 2-го в окно 3-го этажа и подъем по ней начинается сразу же после посадки на подоконник. Для этого правой рукой нужно взяться за 11-ю ступеньку между крюком и левой тетивой, левую положить на подоконник, сильным рывком правой рукой вверх с одновременным разгибанием корпуса поднять лестницу и повернуть ее крюком к себе. Затем пожарный левой рукой берется за тетиву лестницы на уровне подоконника и поднимает ее на вытянутую руку вверх. Перехватив лестницу правой рукой на уровне чуть ниже подоконника, поднимает се вверх, берет лестницу двумя руками за тетивы, разворачивает ее крюком в окно и подвешивает правую половину окна, правую ногу ставит на первую ступеньку, руки оставляет на тетивах (Рис 19).

Рис. 19 Подвеска штурмовой лестницы из окна 2-го в окно 3-го этажа.

7.2.8. Переходить с подоконника на лестницу можно после опускания крюка па подоконник и надежного его закрепления. Для этого нужно подтянуться на руках до выпрямления правой ноги, левую ногу поставить на подоконник около тетивы, взяться левой рукой за 5-го ступеньку, правой - за 7-ю ступеньку с внешней стороны, подтянуться до выпрямления правой ноги. Затем, отталкиваясь левой ногой от подоконника и подтягиваясь на руках, поставить правую ногу на 4-ю ступеньку, левой рукой ухватиться за 9-ю ступеньку.

Дальнейший подъем по штурмовой лестнице, посадка на подоконник и переход на лестницу производятся так же, как описано выше. Достигнув нужного этажа, пожарный садится на подоконник. Затем, поворачиваясь направо, опускает левую ногу на пол, переносит правую ногу в окно и приставляет к левой ноге.

7.2.9. Спуск по штурмовой лестнице вниз производится по команде: ";По штурмовой лестнице вниз - марш!";. По этой команде пожарный хватается обеими руками за 13-ю ступеньку, выносит правую ногу за подоконник и садится на него лицом к лестнице. Далее, не меняя положения рук, необходимо правую ногу поставить на 9-ю ступеньку, ближе к правой тетиве, а левую ногу перенести на 8-ю ступеньку. После этого спуститься по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку. Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы, пожарный поворачивает корпус тела на 90° (лицом к лестнице), заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Затем пожарный правой рукой берется за тетиву на уровне 3-й -4-й ступеньки, левой - за правую тетиву на том же уровне, приподнимает лестницу, поворачивает крюком к себе и, перебирая руками тетивы, опускает лестницу до верхней части окна. После этого поворачивает лестницу крюком в окно и подвешивает ее за подоконник. Далее пожарный выходит на лестницу и спускается вниз описанным выше способом.

7.2.10. Спустившись на землю, пожарный поднимает лестницу за тетивы на уровне 4-й ступеньки на 10-15 см выше подоконника и, шагнув левой ногой назад, выводит крюк лестницы из окна, одновременно опуская ее вниз до упора башмаками в основание стены. Затем пожарный, перебирая руками тетивы и опуская лестницу на себя, отходит назад до тех пор, пока руки не достигнут 8-й ступеньки. После этого, взяв лестницу правой рукой за тетиву, переносит ее башмаками вперед, крюком на себя в указанное место.

7.2.11. Укладка лестницы на автомобиль производится по команде: ";Штурмовую лестницу на автомобиль - уложить!"; .По этой команде пожарный подносит лестницу к автомобилю, поднимает ее над головой башмаками вперед, крюком вниз, тетивами укладывает на ролики. Толкая крюк, передвигает ее к кабине автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, укладывает лестницу в специальные крепления, опускается на нижнюю заднюю подножку автомобиля, левой рукой закрепляет стопорный запор, опускается на землю и становится в исходное положение. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный прислоняет лестницу к задней или боковой части автомобиля, поднимается на кузов, подтягивает лестницу наверх, закрепляет ее и спускается на землю.

7.2.12. При использовании штурмовой лестницы должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

использовать лестницу только по назначению;

лестницу, своевременно не прошедшую испытания, использовать категорически запрещено;

запрещается подъем по штурмовой лестнице без каски;

лестницу следует подвешивать на полный крюк;

пожарные должны садиться на подоконник так, чтобы был виден крюк лестницы при подвеске ее в верхний этаж;

при переходе в окно со штурмовой лестницы и обратно нельзя становиться ногами на подоконник, опускать лестницу вниз путем скольжения тетив, так как это может привести к травме пожарного и падению штурмовой лестницы;

подъем и спуск по штурмовой лестнице более одного человека запрещается (за исключением случаев спасания людей);

перед началом занятия руководитель обязан осмотреть штурмовую лестницу (тетивы, ступеньки, крюк, стяжки). Ори обнаружении трещин, неплотного соединения тетив со ступеньками лестницу использовать запрещено;

руководителю занятий необходимо проверить исправность страховочной системы, проинструктировать и выставить страховщиков в этажи учебной башни;

подъем по штурмовой лестнице выше 2-го этажа без применения страхующего приспособления не допускается;

перед занятиями необходимо тщательно взрыхлить и разровнять предохранительную подушку;

после работы (занятия) лестницу необходимо очистить от грязи и влаги.

7.3. Работа с выдвижной трехколенной лестницей

7.3.1. Выдвижная трехколенная лестница предназначена для подъема пожарных на третий этаж или на крышу двухэтажного здания при тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ. Работа с выдвижной лестницей выполняется расчетом из двух пожарных.7.3.2. Снятие лестницы с автомобиля производится по команде: ";Выдвижную лестницу с автомобиля - снять!"; . По этой команде пожарный № 1 подбегает к насосу автомобиля, левой рукой поворачивает фиксатор вверх, правой тянет ручку механизма крепления лестницы на себя, при этом лестница освобождается от крепления, (Рис. 20)

Пожарный № 2 становится правой ногой на заднюю подножку (ступеньку) автомобиля с правой стороны, левой ногой упирается в автомобиль, правой рукой берется за поручень, а левой - сверху за правую тетиву лестницы на уровне первой ступеньки (Рис. 21). После этого первый номер, взявшись обеими руками за рычаг и сделав рывок вниз, придаст лестнице начальное ускорение, поворачивается кругом и становится

Спиной к автомобилю. Руки его подняты вверх и готовы принять движущуюся лестницу. (Рис. 22) В это время пожарный № 2, отталкиваясь левой ногой от кузова автомобиля, спрыгивает на землю, подхватывает лестницу левой рукой за правую тетиву и на ходу продевает правую руку между третьей (второй) и четвертой (третьей) ступенькой. Первый номер принимает лестницу на полусогнутые руки и, наклоняя туловище вперед, начинает движение, разворачивает лестницу, кладет левой тетивой на правое плечо на уровне девятой (десятой) ступеньки и берется правой рукой за верхнюю тетиву.

В таком положении они переносят лестницу на 10-15 м от автомобиля и останавливаются. Затем пожарный № 2 с поворотом направо берется левой рукой за вторую (третью) ступеньку, правую руку вынимает из второго (третьего) окна лестницы и берется ею за четвертую (пятую) ступеньку. В это время пожарный № 1 берется левой рукой за девятую (десятую) ступеньку, а правой рукой удерживает лестницу перед собой за одиннадцатую (двенадцатую) ступеньку. После этого пожарные, одновременно наклоняясь вперед, укладывают лестницу на землю, правой тетивой кверху (Рис. 23)

7.3.3. При отсутствии возможности снятия лестницы с земли пожарный № 1 поднимается на кузов автомобиля и освобождает лестницу от креплений. Затем он постепенно сдвигает лестницу к задней части кузова до тех пор, пока пожарный № 2 не примет ее на руки. Пожарный № 2, стоя лицом к автомобилю, принимает лестницу на вытянутые над головой руки. Пожарный № 1 спускается с автомобиля, становится к нему спиной, руки его подняты вверх и готовы принять лестницу. Пожарный № 2, отходя назад, стаскивает лестницу с автомобиля и, после того как пожарный № 1 принял лестницу на руки, поворачивается кругом, удерживая лестницу. Дальнейшие действия такие же, как описано выше.


организацииОсновная образовательная программа

... . «Пожарные собаки». ... строевых упражнений; п/и для подготовки ... Т.Н.Миракова. Методическое пособие к учебнику математика. 1 класс. Методическое пособие . М.: «Просвещение» ... Рекомендации по организации обучения... Далее несомненным объектом контроля является ...

Loading...Loading...