Понятие и значение прокурорского надзора. Прокурорский надзор введение

Прокурорский надзор – самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Цель работы – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды.

Задачи работы – изучить сущность прокурорского надзора, определить отрасли прокурорского надзора, рассмотреть основные понятия прокурорского надзора.

1.Понятие и сущность прокурорского надзора

Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.

Из сказанного следуют принципиально важные положения.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих властей.

Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональные отношения к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они, тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься:

а) специфический вид государственной деятельности;

б) самостоятельная отрасль юридической науки;

в) учебная дисциплина.

Изучая вопросы о сущности, целях и задачах прокурорского надзора, месте прокуратуры в системе государственных органов, необходимо исходить из того, что прокурорский надзор - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой от имени Российской Федерации прокурорскими работниками, являющимися государственными служащими Российской Федерации. По своему содержанию надзор - деятельность по выявлению фактов правонарушений и реагированию на них.

Выявление и реагирование - комплексные понятия. Выявление правонарушений возможно путем проведения текущих и периодических проверок, получения объяснений, изучения жалоб и заявлений, анализа материалов органов контроля и т. д. Реагирование - это меры по устранению правонарушений и их профилактике, восстановлению нарушенных прав, возмещению ущерба, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и др.

Понимание сущности прокурорского надзора невозможно без определения предмета надзора, ибо прокуроры надзирают за соблюдением Конституции в Российской Федерации, исполнением законов (в том числе соответствием законам правовых актов), различными, но вполне конкретными, субъектами правоприменительной деятельности.

В специальной литературе достаточно давно дискутируется вопрос о понятии предмета прокурорского надзора. В этой связи необходимо четко ориентироваться на текст действующего закона о прокуратуре, где в ст. 21, 27, 29, 32 предмет надзорной деятельности специально определен как исполнение законов конкретными субъектами (объектами) правоприменительной деятельности. Это и активная деятельность по выполнению предписаний закона, и соблюдение требований правовых норм, следование запретам, установленным законом.

Исполнение законов может выражаться в виде действий и (или) правовых актов. Правовые акты имеют форму документов.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, но не подзаконных нормативных актов. Законы - это нормативные акты, принятые высшим законодательным органом или референдумом, обладающие высшей юридической силой. В их число входят Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, а также законы, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции 1993 года, в части не противоречащей ей.

В настоящее время прокуратура осуществляет надзор за исполнением Указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах. Международные договоры не требующие издания внутригосударственных актов для применения действуют в Российской Федерации непосредственно. Однако в любом случае эти правовые акты должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.

Многочисленные нарушения Конституции Российской Федерации со стороны органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации обусловили закрепление в Законе положения о том, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации.

Для решения этой задачи прокуроры действующие на территории субъектов Федерации, в том числе автономных республик, реализуют свои полномочия от имени Российской Федерации.

К иным (кроме надзорной) функциям относятся: уголовное преследование, включая предварительное следствие и поддержание обвинения в суде; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в правотворческой деятельности и др.

В п.2 ст.1 Закона о прокуратуре определяются общие цели деятельности прокуратуры. При этом приоритеты отданы защите прав и свобод человека и гражданина. Это соответствует ст.2 Конституции Российской Федерации, где закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Названные цели определяют основные направления деятельности прокуратуры.

Прокуратура является важной и неотъемлемой частью механизма обеспечения законности в России. Мало принять хороший закон, надо его и реализовать. В связи с низким уровнем правосознания как рядовых граждан, так и должностных лиц, коррупцией, крайней обостренностью экономических и социальных проблем сделать это на практике чрезвычайно трудно.

В этих условиях прокуратура призвана обеспечить единое понимание и применение законов на всей территории Российской Федерации, всеми субъектами правоприменительной деятельности путем использования всего арсенала средств прокурорского надзора.

В литературе весьма дискуссионным является вопрос и о месте прокуратуры в системе государственных органов.

Каждая из позиций имеет свою теоретическую и практическую основу. Вместе с тем, по мнению авторов данного пособия, прокуратура занимает особое место в системе государственных органов и не может быть отнесена ни к одной из названных ветвей власти.

При проработке вопроса об отраслях прокурорского надзора, участках и направлениях деятельности прокуратуры следует обратить внимание на то, что в ст. 1 Закона о прокуратуре названы десять направлений деятельности.

В специальной литературе в их числе выделяются отрасли надзора, организационные и иные направления деятельности.

Отрасль надзора - это вид надзорной деятельности. Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

    надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

    надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

    надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

    надзор за исполнением законов судебными приставами;

    надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказаний и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Для каждой отрасли надзора характерны специфический предмет надзора и особый круг полномочий.

Надзор за исполнением законов судебными приставами впервые предусмотрен Федеральным Законом от 10 февраля 1999 г. (ФЗ от 10 февраля 1999 №31-ФЗ). Вместе с тем соответствующего блока статей по данному направлению деятельности в разделе 3 Закона (Прокурорский надзор) - пока нет. В связи с этим еще окончательно неясно является ли названное направление деятельности самостоятельной отраслью надзора, либо комплексным формированием.

Подразделения по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам осуществляют надзор в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства;

Подразделения по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе рассматривают обращения лиц, участвующих в деле, о проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов - исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий (после соблюдения заявителем установленного законодательством порядка апелляционного и кассационного обжалования).

Следственные подразделения разрешают заявления и сообщения о совершенных или подготовляемых судебными приставами при осуществлении своих полномочий преступлениях, а также расследуют такие преступления.

Не является, по мнению авторов, самостоятельным направлением деятельности прокуратуры уголовное преследование за совершенные преступления. В специальной литературе совершенно обоснованно подчеркивается, что эта функция является составной и неотъемлемой частью деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью. Так, в процессе осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор вправе возбуждать уголовные дела, давать указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступлений и т. д. Прокуроры могут принимать к своему производству любое уголовное дело, участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и др.

В то же время применительно к отрасли надзора за исполнением законов (общий надзор) прокуроры вправе возбуждать уголовные дела по фактам преступлений выявленных в ходе общенадзорных проверок. Кроме того, органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование путем поддержания государственного обвинения в суде, опротестования незаконных и необоснованных приговоров, постановлений и определений судов и т. д.

Таким образом, уголовное преследование не может считаться отдельным, самостоятельным направлением деятельности прокуратуры. Эта функция реализуется комплексно, в различных отраслях надзорной деятельности.

К организационным направлениям деятельности относятся координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, международное сотрудничество и участие в правотворческой деятельности.

Анализируя роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, целесообразно прежде всего определиться с понятиями координации.

Координация в переводе с латинского означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие.

Применительно к совместной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью координация - это взаимосвязь, взаимная поддержка, согласованность действий, осуществляемых в пределах специальной компетенции способами и методами, свойственными каждому из участников координации.

Цель координации - повышение эффективности борьбы с преступностью за счет комплексного использования потенциальных возможностей всех правоохранительных органов. Это достигается путем разработки и реализации согласованных мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Организационное руководство деятельностью правоохранительных органов по борьбе с преступностью прокуроры осуществляют на основе равенства и самостоятельности всех участников координации и в тоже время персональной ответственности руководителей правоохранительных органов за выполнение согласованных решений.

При освещении вопроса об участии прокуратуры в правотворческой деятельности следует учесть, что успешное решение органами прокуратуры своих задач во многом зависит от того насколько динамично будет совершенствоваться законодательство.

В настоящее время Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы. Вместе с тем Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных актов.

В Генеральной прокуратуре действует управление правового обеспечения. Работа управления строится на полугодового планирования и проводится совместно со структурными подразделениями аппарата, научными и образовательными учреждениями прокуратуры.

При выполнении работ, связанных с участием прокуроров в правотворческой деятельности, органы прокуратуры руководствуются Приказом Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. №47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» и указанием заместителя Генерального прокурора от 20 декабря 1996 года №75/22 «О недостатках в работе по выполнению приказа Генерального прокурора Российской Федерации». Изложенные в этих ведомственных нормативных актах требования, призваны обеспечить исчерпывающую информированность прокуратуры о планах законотворческой деятельности представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, своевременное и активное влияние на концепцию и редакцию законов. В случае, когда принятие законов противоречащих Конституции РФ и Федеральному законодательству, предотвратить не удается, прокуроры субъектов Федерации обязаны незамедлительно принимать необходимые меры и, в частности, информировать о данных фактах руководство Генеральной прокуратуры или управление правового обеспечения.

Говоря о международном сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что действующий закон о прокуратуре Российской Федерации предоставляет Генеральной прокуратуре достаточно широкий круг полномочий по осуществлению международного сотрудничества. Наряду с Российским законодательством прокуратура, в данном случае, руководствуется и нормами значительного числа международных соглашений, конвенций, стандартов и норм. Эти документы затрагивают проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы преступности и осуществления уголовного правосудия, обращения с лицами совершившими преступления и т. д. В их числе «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Пекинские правила», «Конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней», «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» и многие другие.

Следует особо отметить руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). В комплексе вопросов этого документа, наибольшую важность для прокуратуры представляют нормы регламентирующие: создание и расширение базы данных, содержащих информацию о действиях правоохранительных органов, о финансовых документах и правонарушителях; порядок передачи материалов судебного разбирательства, а также производства экстрадации; сбор и анализ информации в отношении международной организованной преступности; проведение конференций с участием работников правоохранительных органов, в том числе прокуратуры и др.

И ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ

ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

Понятие, сущность, пределы, цели, задачи и предмет надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов. Полномочия прокурора при осуществлении надзора. Акты прокурорского реагирования. Организация прокурорского надзора за исполнением законов. Организация работы прокурора по надзору за соответствием законам правовых актов.

Понятие и сущность прокурорского надзора

Надзор за исполнением законов представляет собой наиболее эффективную и последовательную форму контроля государства в одной из наиболее важных для нее сфер - обеспечения законности.

Направление деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов в юридической литературе иногда именуется «общий надзор». Такое наименование рассматриваемой отрасли прокурорского надзора для практикующих юристов является традиционным. В надзоре за исполнением законов и законностью правовых актов особенно показательно проявляется общая сущность прокурорского надзора, которая выражается в обеспечении верховенства закона.

Надзор за исполнением законов оказывает наиболее заметное воздействие на общее состояние законности в стране. В общем надзоре заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Он направлен на противодействие правонарушениям, которые, по существу, служат основой для других правонарушений, в первую очередь преступного характера. Своевременное выявление и пресечение такого рода нарушений законов способны позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране. Общий надзор обоснованно принято считать эффективным средством раннего предупреждения преступлений.

Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельным направлением деятельности органов прокуратуры, которому посвящена гл. 1 разд. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В статье 21 данного Закона предмет прокурорского надзора за исполнением законов определен следующим образом:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;



соответствие законам правовых актов, издаваемых перечисленными органами и должностными лицами.

Таким образом, предметом рассматриваемого направления прокурорского надзора является соблюдение перечисленными в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органами, их должностными лицами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций Конституции РФ и законов, действующих на территории России, как федеральных, так и местных, а также соответствие правовых актов, издаваемых вышеперечисленными органами и их должностными лицами, требованиям действующего законодательства.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением законодательства обусловлены ограничениями, установленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Исходя из полномочий, прокурор не вправе принимать какие-либо меры, направленные на прямое устранение нарушений закона. Обязанностью прокурора является выявление нарушений закона, их причин и способствующих им условий и понуждение соответствующего органа либо должностного лица к их устранению.

Органы прокуратуры не правомочны осуществлять надзор за исполнением законов палатами Федерального Собрания РФ, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ.

В число объектов прокурорского надзора за исполнением законов не входят граждане РФ и иные физические лица. Исключением из этого правила являются физические лица - индивидуальные предприниматели, которые могут рассматриваться в качестве объекта надзора в контексте их предпринимательской деятельности и ответственности через призму прокурорского надзора за исполнением законов.

Характер прокурорского надзора как особого, самостоятельного вида государственной деятельности указывает и на такой ограничитель, как отсутствие у прокурора административных полномочий .

Проверки исполнения законов проводятся только на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором. Но из этого правила есть исключение. Так, в процессе реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются независимо от поступления информации о нарушениях законности.

В связи с этим требуется организация непрерывного поступления в прокуратуру всех издаваемых указанными органами власти правовых актов.

Поводом для организации прокурором проверки могут служить материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской практики, а также иные материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

В целях предупреждения возможного принятия законодательными (представительными) органами субъектов РФ законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, органам прокуратуры названным Приказом предписано наладить надлежащее взаимодействие с представительными органами, обеспечить необходимое участие прокуратуры в нормотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).

Основным является понятие «прокурор».

Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» - собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники.

Прокурорский надзор – понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки; и 3) учебную дисциплину.

Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и др.), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления и т.д.

Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина делится на общую и особенную части. (Подробно рассмотрено в разделе 1.1.1).

Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию.

Под объектом следует понимать предприятия. Учреждения, организации, и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения закона.

Субъектом следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Им является и сам прокурор, осуществляющий надзор, юридическое или физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько субъектов надзора.

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре (ст. 22). Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений этих органов (ст.30), УПК РФ и др. федеральные законы.

Правовые средства прокурорского надзора . К правовым средства прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. По своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений. К ним относятся действия и правовые акты, с помощью которых реализуются полномочия прокуроров.

Акт прокурорского реагирования – это закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные правонарушения (например, протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта).

Методика прокурорского надзора. Ее составляет совокупность научно обоснованных и проверенных на практике методов и приёмов (способов) применения правовых средств.

Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни из них определяют методы осуществления надзора в целом, другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим различают общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.

Тактика прокурорского надзора. Под ней понимается определение и реализация путей (методов) и приёмов наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившейся обстановки. В одном случае прокурор применяет один метод, а в другом – иной. Приёмы могут применяться в различной последовательности в зависимости от стоящих перед прокуратурой задач, собственного опыта работы прокурора и от многих других факторов.

В научной и учебной литературе, посвященной прокурорскому надзору в РФ, рассматриваемое направление деятельности органов прокуратуры иногда именуется «общим надзором». Это объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, использование в научной и учебной литературе термина «общий надзор» – дань традиции. Так, например, в ст. 3 Закона СССР от 30.17.1979 «О прокуратуре СССР» раскрывались основные направления деятельности прокуратуры и где, в частности, было указано, что одним из основных направлений является надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор).

Во-вторых, рассматриваемое направление деятельности касается надзора за соблюдением законности в сфере государственного управления, которое характеризуется разнообразными общественными отношениями, урегулированными нормами права, а также большим числом участвующих в них субъектов. Вместе с тем в Законе о прокуратуре отсутствует упоминание о том, что прокуратура, решая возложенные на нее задачи, осуществляет общий надзор.

Столь широкое правовое поле, на котором прокуратура реализует свои полномочия по обеспечению единообразного исполнения законов в соответствии с Конституцией, требует своей конкретизации. Генеральный прокурор РФ в приказе от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» указал, что основными направлениями надзорной деятельности следует считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Реализуя свои надзорные полномочия, органы прокуратуры не подменяют органы государственного управления и контроля, а также не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов. В своих действиях прокуроры руководствуются положением о высшей юридической силе Конституции, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Надзор за исполнением законов является одной из основных отраслей деятельности органов прокуратуры и осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, в ходе реализации своих полномочий прокуратурой создается действенный механизм защиты прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, укрепляется законность в деятельности органов государственной власти как на федеральном уровне, так и в деятельности законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С другой стороны, осуществляя свой надзорный потенциал, органы прокуратуры оказывают мощное профилактическое воздействие на предупреждение различного рода правонарушений, выявление их на начальных стадиях подготовки и совершения, а также принимают действенные меры к их устранению.

Таким образом, сущность надзора органов прокуратуры за исполнением законов можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, а также по проведению в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.

В соответствии с Законом о прокуратуре к объектам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов относятся: 1) федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти; 2) органы военного управления, их должностные лица; 3) органы контроля, их должностные лица; 4) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; 5) органы местного самоуправления; 6) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре. Выделяются следующие элементы, составляющие его структуру: 1) соблюдение Конституции; 2) исполнение законов, действующих на территории РФ; 3) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами; 4) обеспечение условий, способствующих недопущению совершения различного рода правонарушений.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам надлежит также правильно определять пределы реализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования выявленные нарушения законов, затрагивающие общественный интерес или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять мелочную опеку там, где субъекты могут урегулировать правовые отношения между собой сами, без вмешательства публичной власти.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов можно классифицировать по следующим основаниям:

    компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.

На основании принципов централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.

    объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.

    наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.

Информацию об имеющих место нарушениях закона содержат: заявления, жалобы и иные обращения граждан; сообщения средств массовой информации; материалы уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел; результаты статистики прокурорской и правоприменительной практики; другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

Из этого законодательного требования есть исключение. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 при реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Предмет прокурорского надзора как особого самостоятельного вида государственной деятельности, с одной стороны, характеризует содержательную специфику действий прокурора, их привязку к достижению определенных целей, решению конкретных задач, а с другой - тот конечный результат, на достижение которого направлена деятельность прокурора. Наиболее последовательно специфику надзорных действий прокурора, конечный результат раскрывает правовая категория законности - действий и актов, указанных в законе органов, организаций и лиц, на которых распространяется надзорная компетенция органов прокуратуры.

Категория законности используется для обозначения широкой совокупности взаимосвязанных, но занимающих самостоятельное место в научном аппарате правовой теории понятий. Законность, прежде всего, составляет один из основополагающих принципов организации и деятельности правового государства, характеристики свойственного ему политико-правового режима, отражающего отношение общества к закону. Законность определяет как метод государственного руководства обществом и т.д. Все эти стороны многомерного государственно-правового феномена законности присутствуют в понятии законности, которым оперирует прокуратура. Законность действий и правовых актов органов, организаций и лиц, подзорных прокуратуре, заключается в их соответствии положениям Конституции РФ и действующим на территории РФ законам как с точки зрения их содержания, так и формы реализации. Оценка прокурорами с этих позиций деятельности поднадзорных субъектов правоприменения позволяет обеспечивать целей утверждения в их повседневной практике законности как основополагающего принципа решения стоящих перед ним задач, претворения в жизнь выраженной в законе государственной воли, добиваться точного и единообразного исполнения законов всеми субъектами правоприменительной деятельности. Осуществляя наблюдение за соответствием закону действий и правовых актов субъектов правоприменительной деятельности, органы прокуратуры выполняют роль важнейшего звена системы государственного управления обществом на началах законности.

Для получения представления о законности как предмете прокурорского надзора важно найти такое содержательное наполнение понятия законности, которое давало бы возможность раскрыть специфику надзорной деятельности прокуратуры.

Известный специалист в теории и практике прокурорского надзора, автор неоднократно издававшегося учебника по данной дисциплине, В.И. Басков, предлагал содержание понятия законности рассматривать в качестве совокупности элементов, включающих: «а) законы и подзаконные акты, б) исполнение законов, т.е. проведение их в жизнь, г) ответственность за допущенное нарушение законов»1 1 Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1995. С. 7.. Эта конструкция, в принципе правильно отражающая общую схему обеспечения законности, тем не менее, выглядит несколько усложненной, а главное, оставляет открытым вопрос о том, что же все-таки представляет собой законность как предмет прокурорского надзора.

Ближе к определению законности, которая может рассматриваться в качестве предмета прокурорского надзора, ее понятие, предложенное не менее авторитетным ученым В.В. Клочковым. В его понимании законность есть «совокупность взаимосвязанных требований общества к государству и праву к государству и иным участникам общественных отношений; отражение и выражение этих требований в общественном, в том числе политическом и правовом сознании и праве; реализация данных требований в социальной практике - деятельности участников общественных отношений»2 2 Клочков В.В. Развитие науки: совершенствование понятий и терминологии // Конституция. Проблемы управления и прокурорского надзора. М., 1996. С. 14.. Заключающиеся в данном понятии идеи о совокупности требований общества, граждан к государству и его правовой системе об организации жизни общества, государства, граждан на основе аккумулированных в праве предписаний, их реальном воплощении в социальной практике, подчиненности законов, деятельности исполнительной власти обеспечению прав и свобод человека и гражданина, с полным основанием могут иметь руководящее значение для всей прокурорско-надзорной практики.

Предложенный подход к определению законности, ориентирующий на оценку практики исполнения законов с точки зрения ее соответствия законодательным требованиям, дает возможность именно предметно представить надзор прокурора как охранителя законов. Укрепление законности, обеспечиваемое средствами прокурорского надзора, будет, таким образом, выражаться в целенаправленном воздействии прокуратуры на практику исполнения законов, обеспечение единообразия в понимании смысла и буквы закона и точности следования субъектов правоприменения требованиям закона. При этом единообразии понимание смысла и буквы закона будет означать недопустимость корректировки процесса применения закона в угоду местным, ведомственным, личным интересам, единство подхода к исполнению закона предполагает и обуславливает исключение выхода правоприменительной деятельности за пределы установленных законом дозволений и запретов.

Обеспечение законности достигается усилиями системы государственных органов, негосударственных структур, общественных объединений и широких слоев граждан. В эту систему входят: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды, федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, контролирующие органы, коммерческие и некоммерческие организации и др. Прокуратура составляет одно из звеньев данной системы. При этом абсолютно некорректным и неприемлемым представляются попытки переложить на прокуратуру весь груз ответственности за состояние законности. Такая задача может быть решена только всей системой обеспечения законности в стране, отдельным звеньям системы ее решение не под силу.

Укрепление законности как главная цель прокурорского надзора определяет подход, критерии оценки прокурором действий и актов органов, учреждений, организаций и лиц, надзор за исполнением законов которыми осуществляет прокуратура. Их оценка производится только с позиции закона. Другие критерии, в частности, критерий целесообразности, прокурорскому надзору не свойственны.

Показателями законности действий и актов субъектов правоприменительной деятельности выступают:

  • 1. соответствие действий и правовых актов федеральных органов исполнительной власти Конституции РФ и действующим на территории РФ законам;
  • 2. отсутствие противоречий между законами, актами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
  • 3. отсутствие противоречий между актами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и федеральными законами;
  • 4. соответствие действий исполнительных органов субъектов РФ требования закона;
  • 5. соответствие действий и актов органов местного самоуправления Конституции РФ и действующим на территории РФ законам;
  • 6. реальное выполнение контролирующими органами обязанностей по своевременному и полному выявлению нарушений закона;
  • 7. соблюдение требований законодательства в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве.

Укрепление законности, наряду с устранением нарушений закона, в качестве неотъемлемой части включает выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям.

Режим законности в государстве обеспечивается:

  • 1. наличием отвечающей потребностям общества тщательно выверенной стратегии законотворческой деятельности;
  • 2. своевременной корректировкой и пополнением действующих на территории РФ законов;
  • 3. эффективной работы системы государственного контроля, которому принадлежит ведущая роль в выявлении и устранении нарушений законов;
  • 4. эффективной работы системы государственного контроля, которому принадлежит ведущая роль в выявлении и устранении нарушений закона;
  • 5. согласованной деятельностью всех государственных органов, негосударственных структур по обеспечению точного и единообразного исполнения закона всеми субъектами правоприменения;
  • 6. надлежащим уровнем правовой культуры и правосознания должностных лиц и граждан;
  • 7. обстановкой неотвратимости ответственности за нарушение требований закона.

Сливаясь в общее русло, действия прокуроров по выявлению и устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий, в итоге образуют крупное социально-правовое явление, оказывающее серьезное влияние на состояние законности в стране, правовую атмосферу в обществе в целом. Государственное строительство, особенно в условиях переходного периода, защита прав и свобод граждан, интересов общества имеют белее высокие шансы на успех при эффективном использовании правозащитного потенциала прокуратуры, усилении позиций прокуратуры как важнейшего института государственной правоохраны.

Прокурорский надзор тесно связан фактически со всеми отраслями права. Такое положение объективно обусловлено спецификой прокурорского надзора как особого вида государственной деятельности, направленной на повсеместное и безусловное утверждение силы закона, действия права как регулятора общественных отношений. Наиболее устойчивые отношения у прокурорского надзора сложились с конституционным, уголовным, уголовно-процессуальным, гражданским, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным, административным, уголовно-исполнительным правом.

Конституционное право определяет нормативную базу, характеризующую конституционно-правовой статус прокуратуры, ее место в системе государственных органов. Решение связанных с этим вопросов, имеет основополагающее значение для всех деятельности прокурорской системы, определения содержания ее задач, функций, характера полномочий и др.

Уголовно-процессуальное право служит основой применения правовых средств прокурорского надзора за исполнением законов органов дознания и предварительного следствия, устанавливает полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами расследования преступлений; формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, полномочия прокурора в подготовительной части судебного заседания, входе судебного следствия, судебных решений, в ходе производства в кассационной и надзорной инстанциях, при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам, производстве в суде присяжных.

Уголовное право, определяющее преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, порядок назначения уголовного наказания и освобождение от уголовной ответственности, дает прокурору информацию, без знания которой он не может осуществлять квалификационный надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, участвовать в рассмотрении судами уголовных дел, реализовать полномочия по привлечению к уголовной ответственности лиц, в действиях (бездействии) которых наличествуют признаки состава преступления.

Гражданское право, регулирующее имущественные отношения, а также личные неимущественные отношения, имеет существенное значение для реализации полномочий прокурора, связанных с его участием в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, принятием мер по возмещению причиненного противоправными действиями (бездействием) вреда.

Гражданское процессуальное право и арбитражное процессуальное право определяют основания обращения прокурора в суд с заявлением и порядок его вступления в дело, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении гражданских дел, рассмотрении дел арбитражными судами.

Административное право, призванное регулировать общественные отношения в сфере государственного управления, наряду с законодательством о прокуратуре, определяет характер взаимоотношений прокуратуры с органами исполнительной власти, формы и принципы рассмотрения органами исполнительной власти актов прокурорского реагирования. Институты административного права учитываются прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов органами государственного управления. Кроме того, представляя совокупность норм, устанавливающих составы административных правонарушений, основания и порядок привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, административное право позволяет прокурорам избирать оптимальный вариант действий при реализации полномочий, направленных на выявление административных проступков и привлечение нарушителей к ответственности.

Уголовно-исполнительное право устанавливает основания нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных учреждениях, иных учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, права и обязанности задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы, порядок и условия их содержания, основания и порядок исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Все это важно для конкретизации предмета прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо названных мер, прослеживаются связи прокурорского надзора и со многими другими отраслями права, хотя эти связи имеют качественно иной характер. Они относятся к таким отраслям, как финансовое, земельное, трудовое, природоохранное, хозяйственное, жилищное и другие права. Правовые институты данных отраслей определяют особенности работы прокурора на отдельных направлениях прокурорско-надзорной деятельности.

Разумеется, наблюдается и обратная связь рассмотренных отраслей права с прокурорским надзором.

Помимо предмета прокурорского надзора как особого вида государственной деятельности, осуществляемой от имени государства уполномоченными им органами прокуратуры и выражающейся в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, следует различать предмет прокурорского надзора как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины.

Признание прокурорского надзора как самостоятельной отрасли права было обосновано сравнительно недавно - в 60-е гг. 20 века - известными теоретиками прокурорского надзора С.Г. Березовский и В.К. Звирубулем.

Однако не менее активно против идеи выделения прокурорского надзора в самостоятельную отрасль в разное время выступала большая группа известных ученых - И.В. Павлов, О.С. Иоффе и другие, в основном не имевшие прямого отношения к разработке проблем прокурорского надзора. Ситуация вполне объяснимая: специалисты профильного плана заинтересованы в повышении авторитета прокурорского надзора и настаивают на признании системы регламентирующих его норм в качестве самостоятельной отрасли права, специалисты непрофильного направления такого интереса не имеют и поэтому позволяют себе критически оценить правомерность подобной акции.

В последние годы в теории особым вниманием проблема прокурорского надзора как отрасли права не используется. И, тем не менее, забвения не заслуживает. Бесспорно, проблема эта непроста. Отрасль права традиционно предполагает сосредоточение относящихся к ней правовых норм в едином массиве. Межу тем законодательная база прокурорского надзора, как известно, такому требованию не отвечает. Это весомый аргумент в пользу отрицания самостоятельности прокурорского права как отрасли права. Выделение прокурорского надзора в единый законодательный массив, уже сама по себе сложная, трудоемкая и далеко не безболезненная операция. И все-таки самостоятельный характер прокурорского надзора как отрасли права, несмотря на дискуссионность проблемы, можно и нужно признать, пока хотя бы на теоретическом уровне. В этом есть большой практический смысл. Признание прокурорского надзора отраслью права обеспечивает целостное, и главное, беспробельное, непротиворечивое правовое регулирование прокурорско-надзорной деятельностью, позволит оформить регламентирующие ее нормы в качестве единой, завершенной системы.

Отрасль права обладает обязательными признаками - собственным предметом правового регулирования и специфическим методом и механизмом регулирования. Предмет прокурорского надзора как отрасли права составляют общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением прокуратурой надзора за соблюдением Конституции РФ и действующих на ее территории законов. Данные общественные отношения являются качественно особенными, они не могут считаться сходными либо входящими как составные элементы в другие общественные отношения аналогичного уровня. Как отрасль права прокурорский надзор выполняет главным образом регулятивную функции.

При этом следует иметь в виду, что регулятивная функция прокурорского надзора осуществляется не напрямую, а опосредованно путем воздействия на практику исполнения законов, имеющих регулятивную направленность. Определенное участие прокурорский надзор принимает и в реализации охранительной функции права. В пользу самостоятельности названной отрасли права говорит и наличие особого юридического инструментария, используемого при решении стоящих перед прокуратурой задач.

Правовые нормы, относящиеся к рассматриваемой отрасли права, образуют ограниченное единство и по своему содержанию они ориентированы не регулирование особой группы отношений. Не меняет качественного своеобразия этих норм их включение в нормативные акты, кодифицируемые под эгидой других отраслей права. В крайнем случае, такого рода нормы могут быть охарактеризованы как нормы, имеющие двойную принадлежность, своего рода «двойное гражданство». Однако и при таком положении совершенно определено могут быть выделены и иные аспекты этих норм.

Метод регулирования, свойственный прокурорскому надзору как отрасли права, составляет обязывание, причем не только признаваемое теорией права позитивное обязывание, но и негативное, в том смысле, что помимо оказания стимулирующего воздействия, побуждения к исполнению закона раскрытия преимуществ законопослушного поведения, нормы прокурорского надзора заключают в себе такую возможность для нарушителей закона отрицательных последствий. Метод обязывания присущ именно прокурорскому надзору, поскольку закон не наделяет прокурора, как в свое время было подмечено «административной властью». Прокурор может только обязывать устранить нарушение закона, но сам по общему правилу непосредственно правом его устранения не обладает.

Предмет прокурорского надзора как науки составляют закономерности, лежащие в основе формирования задач, определение функций, форм и методов, правового, организационного и кадрового обеспечения деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и действующих на ее территории законов, имеющей своими целями обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, а также деятельности, связанной с выполнением прокуратурой иных установленных законом функций.

Предмет прокурорского надзора как учебной дисциплины представляет собой систему знаний, характеризующих деятельность органов прокуратуры РФ, которые подлежат изучению в процессе подготовки профессиональных специалистов в области юриспруденции. Название учебной дисциплины несет на себе печать некоторой условности. В ее рамках изучается не только собственно прокурорский надзор - институт, составляющий стержень, определяющий правовую и социальную значимость прокуратуры и поэтому давший название учебному курсу, но и другие сферы деятельности, направления и функции прокуратуры.

Loading...Loading...