Празднование почаевской иконе божией матери. Почаевская икона Божией Матери – история появления

5 августа (23 июля по ст. стилю) православный мир торжественно почитает образ Почаевской иконы Божией Матери.

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.

Почаевская икона Божией Матери одна из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви. Она известна всему православному миру. Её чтут в России, Болгарии, Боснии, Сербии и многих других странах. Почаевская икона Божией Матери вот уже 400 лет пребывает в Почаевской Успенской Лавре — древнем оплоте Православия. История её появления окутана чудесной тайной. Случилось это в XIV веке. В 1340 году на горе, где сейчас расположен монастырь, поселились два инока. Один из них после молитвы направился по хозяйственным делам на вершину горы и неожиданно увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения стал пастух Иоанн Босой. Он тоже прибежал на зов инока. Втроем они стали молиться и прославлять Господа. Когда видение исчезло, мужчины приблизились к камню, на котором стояла Пресвятая Богородица. На нем явственно отпечатался след Ее правой стопочки. И сегодня, семьсот лет спустя, благочестивые паломники могут увидеть эту великую святыню.

Обретение же самого образа Пресвятой Богородицы Почаевской произошло в 1559 году. Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В знак своего благословения он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Божией Матери. Со временем стали замечать, что от иконы исходит неземное сияние. А в 1597 г. произошло настоящее чудо: перед иконой исцелился брат Анны — Филипп. В благодарность за исцеление Анна передала чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храме, воздвигнутом в честь Успения Божией Матери. Позднее вокруг храма образовалась обитель, на содержание которой Анна Гойская пожертвовала большие средства.

В честь этой обители чудотворная икона стала называться Почаевской. История донесла до нас множество свидетельств помощи Царицы Небесной. Однажды монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами. Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, богослужения, песнопения. Когда же наступил праздника Успения Пресвятой Богородицы — престольный праздник обители — инок особенно затосковал и стал слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.

За помощью к чудотворному образу прибегают не только при нападении врагов иноземных, но и при расколах внутри православной церкви. Так было и в ту пору, когда католики попытались заключить с православными так называемую унию. Так продолжается и до сих пор, когда в истерзанной бурями оранжевой революции Украине вновь подняли головы униаты и раскольники Филаретовцы, последователи Украинской православной церкви. Но можно быть уверенными: Бог поругаем не бывает. Как много веков назад Пресвятая Богородица сохранила православную веру на территории Южной и Западной Украины, так и сегодня Её заступничество помогает всем православным христианам на Украине сдерживать чудовищный удар бесовской стихии.

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.

* Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (ок. 284-305). *** Почаевской иконы Божией Матери (1675).
Священномучеников Аполлинария, епископа Равеннийского (ок. 75); Виталиана (Виталия), Папы Римского (672). Мучеников Аполлония; семи Карфагенских; от болгар замученных (ок. 802-811). Преподобной Анны Левкадийской (ок. 918-919). Праведного воина Феодора Санаксарского (1817). Иконы Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость" (с грошиками, 1888).

Почаевская икона Пресвятой Богородицы

Почаевская икона Пресвятой Богородицы находится в Почаевской лавре в волынской епархии на Почаевской горе. Сама гора получила свое название от села Почаева. В XIV в. в пещере Почаевской горы спасались два инока. В 1340 г. они однажды увидели Пресвятую Богородицу, стоявшую на камне на вершине горы в огненном столбе. Взойдя на гору, иноки увидели, что на камне, где стояла Пресвятая Богородица, остался вдавленный оттиск Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой как будто камень растаял под стопой Богородицы и начал источать воду. Этот след сохраняется доселе, по-прежнему наполненный водой, которая никогда не убавляется и не переливается. У этого источника стали совершаться чудеса. В 1537 г. Константинопольский митрополит Неофит посетил дом некой панны Гойской и благословил ее иконой Богоматери. Скоро начали происходить чудеса от этой иконы. Тогда в 1597 г. Гойская отнесла икону на Почаевскую гору и отдала инокам, обитавшим там в пещере. На горе была выстроена церковь, число иноков стало увеличиваться, и таким образом была основана Почаевская лавра. В 1675 г. по молитве иноков перед иконой обитель была спасена от нападения турок. Почаевскую икону почитают не только православные, но и католики; на поклонение к ней приходят из отдаленных концов России. Икона богато украшена. Богородица и Богомладенец на ней в коронах, окруженные святыми, среди которых пророк Илия, первомученик Стефан, преподобная Параскева и др.

Мученики Трофим и Феофил , вместе с 13 христианами, пострадали при Диоклетиане в Ликии. Все они были усечены мечом после многих мучений.

Священномученик Аполлинарий

Священномученик Аполлинарий был учеником св. ап. Петра. Когда прибыли они в Рим, ап. Петр послал Аполлинария в г. Равенну проповедовать Евангелие, посвятив его туда в епископы. Здесь святой исцелил слепого сына одного воина, у которого остановился, затем исцелил жену трибуна; и воин, и трибун вместе с семьями приняли веру Христову. Жители Равенны, услышав о чудесах Аполлинария, начали приходить к нему слушать проповедь и крестились. Дом трибуна сделался церковью, где новообращенные совершали богослужение и причащались Тела и Крови Христовой. Начальник города призвал к себе Аполлинария и требовал поклонения идолам. Когда же Аполлинарий отказался, то предал его мучению, так что он едва остался жив. Оправившись, св. Аполлинарий снова начал проповедь, но его снова мучили: били и ставили на горячие уголья и затем вывели за город с запрещением входить обратно. Через некоторое время, возвратившись в Равенну, он крестил начальника города, за что император отнял власть у этого начальника, судил христиан, а св. Аполлинария после тяжких мучений сослал в заточение. Позже он снова возвратился в Равенну, жил и проповедовал здесь много лет, но однажды язычники избили святого до полусмерти, и он через несколько дней скончался. Это было около 75 г. по P. X. Двадцать восемь лет св. Аполлинарий управлял равеннской Церковью. Мощи его почивают в Равенне, а рука находится в Риме, в церкви, посвященной его имени.

Икона Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость"

«Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице...» - наименование чудотворной иконы Богоматери. На ней изображена Богоматерь, окруженная людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающих благодеяния от её имени. Этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал ее часовне деревни Клочки под Петербургом, находившуюся вблизи Петербургского стекольного завода. 23 июля 1888 года во время грозы в часовню ударила молния. После того, как потушили пожар, с удивлением увидели, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но обновилась, а лик Богородицы просветился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги и 12 «грошиков» (медных монет) прилепилось к иконе. Весть об этом немедленно разнеслась по Петербургу и толпы людей устремились к иконе, которая прославилась многими чудотворениями. В 1893 году император Александр III молился в часовне и пожертвовал деньги на строительство каменного храма, который был освящен 2 августа 1898 года (авторы проекта А. И. фон Гоген и А. И. Иванов). В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена, и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
25.02.2019 -
26.02.2019 -
27.02.2019 -

Много христианских святынь разбросано по всему миру. Львиную долю их составляют всевозможные образы Божией Матери. Каждая из таких икон помогает в определенных ситуациях, исцеляет от тех или иных физических или душевных недугов. Большое количество святых полотен, на которых изображена Пречистая Дева с Богомладенцем на руках, являются чудотворными. Таковой считается и . День празднования ее установлен Церковью 5 августа.


Историческая справка

Предание гласит, что место, где располагается сегодня Почаевская Лавра, было в свое время освещено Богом. В 1340 году на Почаевской горе поселились два инока. Один из них, помолившись, отправился к вершине, и вдруг был поражен видением: на камне стояла Божья Матерь, объятая огнем. Инок не растерялся и позвал своего брата, дабы и тот увидел чудо. Был еще и третий свидетель явления Пречистой Девы Марии: пастух Иоанн Босой. Втроем наблюдатели прославили Господа. Пречистая исчезла, но камень, где она стояла, сохранил навсегда отпечаток правой женской стопы.

Что касается истории религиозного торжества, то она тесно связана с важным событием прошлого, а именно с избавлением Свято-Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады, длящейся с 20 по 23 июля 1675 года.


Шла Збаражская война. У власти на тот момент находился польский король Ян Собесский (1674-1696). В один из летних дней татарские полки под предводительством хана Нурредина избрали своей жертвой Почаевскую обитель. Недруги окружили Лавру со всех сторон. Поскольку монастырская ограда была ненадежной, впрочем, как и стены здания, выстроенные из камня, монахи прекрасно понимали, что им не миновать прямого нападения чужеземцев. Сопротивляться физически тоже не имело смысла. Служители Господа могли дать врагам отпор, лишь обратившись за помощью к Царице Небесной. Так они и поступили. Инициатором сего действа выступил игумен Иосиф Добромирский. Всем миром обитатели монастырских стен взмолились к Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Вместе с иноками усердно молилась и паства. Заложники не отходили от иконы Божьей Матери Почаевская и раки с мощами уже упомянутого выше святого несколько дней и ночей.


Наступило утро 23 июля. Игумен велел братии петь акафист Пресвятой Деве Марии пред ее образом. Когда монахи произнесли фразу «Взбранной Воеводе», над храмом вдруг возникла сама Царица Небесная с ангелами, которые держали в руках обнаженные мечи. Рядом с Богородицей находился преподобный Иов Почаевский. Он кланялся Деве Марии и молил о защите Лавры. Богородица же распускала над обителью «омофор белоблистящийся».

Не только братия и миряне узрели небесное видение, но и враги-татары. Последние, подумав, что перед ними призрак, пришли в полнейшее смятение и стали пускать в Божью Матерь и преподобного Иова Почаевского стрелы. Однако стрелы эти не достигали своей цели и, возвращаясь обратно, ранили своих отправителей. Татар охватили паника и ужас. Они бросились бежать, не разбирая дороги, не понимая, где свои, а где чужие, убивая друг друга. Защитники обители воспользовались этим состоянием недругов и организовали погоню за неприятелем. В результате многие из татар были пойманы и пленены, а впоследствии – обращены по доброй воле в христианскую веру. Такие чужеземцы остались в монастыре навсегда.


Чудеса иконы

Спустя 46 лет на Почаев обрушилась новая беда: город заняли униаты. И даже в это трудное для обители время от иконы Божией Матери, хранящейся в стенах монастыря, проистекало особенно много чудотворений: летопись зафиксировала 539 таких фактов помощи людям свыше.


Вообще же за весь период существования святого образа Пречистая Дева регулярно являла через него свою заботу о людях. Другое дело, что до 1664 года происходящие чудеса нигде никем не записывались. Чудотворным же образ стал после того, как некая благочестивая дворянка Анна Гойская за оказание гостеприимства путешествовавшему по Руси греческому митрополиту Неофиту получила благословение указанного лица иконой Божией Матери. Затем образ поместили в часовне дворянской усадьбы, где она пребывала длительное время. Слуги не раз говорили Анне, что икона светится. Потом и сама Гойская увидела Пречистую Деву во сне. Вскоре после этого она стала свидетельницей сияния образа наяву. Анна поняла, что икона имеет особую благодать, и зажгла перед ней лампаду. Тогда и начали происходить по молитвам у святого образа чудеса. О них Анна Гойская сообщила инокам, когда ее собственный брат получил исцеление от Божией Матери. Те отслужили молебен и в рамках крестного хода перенесли икону на Почаевскую гору. Там, в пещере, где обитали монахи, она и осталась для хранения на века.

Описываемое имело место быть в 1597 году. В честь чудотворной иконы на Почаевской горе воздвигли церковь Успения Богоматери. Позже рядом вырос монастырь, содержание которого осуществлялось на пожертвованные Анной Гойской средства. Тогда икона и получила свое название «Почаевская», сохранившееся за ней поныне.

Любопытное чудо произошло во второй половине ХVIII века. Граф-униат Николай Потоцкий обвинил своего кучера в том, что тот не удержал взбесившихся лошадей, которые перевернули коляску. Придя в ярость, дворянин выхватил пистолет с целью убить слугу. Кучер в отчаянии обернулся к Почаевской горе и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!». После этих слов Потоцкий выстрелил, но оружие дало осечку. То же случилось во второй и третий разы. Кончилось дело тем, что кучер остался жив, а его хозяин отправился в Лавру к чудотворному образу Божией Матери, отдал все свое имущество в распоряжение обители и себя посвятил Пречистой Деве. На пожертвования, сделанные Потоцким, монахи воздвигли братский корпус и Успенский собор.



В 1832 году Почаевская икона Божией Матери вернулась в лоно Православия. Это событие ознаменовалось очередным чудом: в момент поклонения святыне исцеление получила слепая девочка Анна Акимчукова. Малышка вместе с престарелой бабушкой пришла к Почаевской иконе за 200 верст из Кременец-Подольска. После произошедшего в память необыкновенных событий чудотворной иконе архиепископом Волынским священноархимандритом Лавры Иннокентием было установлено еженедельное чтение соборного акафиста перед святым образом. Чуть позже, в период управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским появился особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви.



Почаевская икона Божией Матери и сегодня хранится в Почаевской обители. Монастырь расположен на территории Западной Украины, в Тернопольской области, городе Почаев. Святой образ относится к иконографическому типу Умиление. Богородица изображена на нем до пояса. Она держит на правой руке Богомладенца. На левой же руке Девы Марии находится плат, коим та прикрывает спину и ноги Иисуса Христа. Правой рукой Сын божий благословляет, левая покоится на плече Богоматери. На иконе есть надписи, сделанные на греческом языке. Кроме того, образ содержит миниатюрные изображения святых, а именно преподобномученика Авраамия, первомученика Стефана, пророка Илии, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины, святителя Мины.

Устраивает празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери, которая принадлежит к числу наиболее чтимых святынь православия. При этом с на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане католической веры.

Почаевская икона Божией Матери 5 августа: главные чудеса

Уже около 400 лет чудотворная икона находится в Почаевской Лавре (обитель в Тернопольской области). Отмечается, что чудеса, проистекающие от этой святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями христиан, которые обращаются с молитвой об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 1675 года.

Во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674—1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон.

Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне долго молились и припадали к чудотворному образу Божией Матери.

С восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица с небесными ангелами. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите храма Господнего.

В то же время татары подумали, что небесное воинство это привидения и со страхом стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, однако стрелы возвращались к ним назад. Тогда они в панике убивали друг друга и пускались в бегство. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались служить Богу в данной обители.

Напомним, что

Loading...Loading...