Прекращение гражданства.

Именем Российской Федерации

Сосновский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Гладких Е.В. при секретаре Лобовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению А.а И.К. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании действий незаконными, отмене решения об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязании повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

А. П.К. обратился в суд с административным иском (с учетом замены административного ответчика) к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД РФ по Челябинской области), в котором просит признать незаконными действия, отменить решение об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязать повторно рассмотреть заявление А.а ГГК. о принятии в гражданство Российской Федерации.

В качестве основания административного иска указано, что 20 сентября 2016 года А. П.К. узнал о том, что принято решение об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № ФЗ-62 «О гражданстве Российской Федерации» в связи с тем, что административный истец использовал при подаче заявления подложные документы или сообщил заведомо ложные сведения. Данное решение является незаконным и необоснованным, нарушает право административного истца на законное получение гражданства Российской Федерации, поскольку сведения об использовании истцом при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений - не соответствует действительности. Кроме того, решение вынесено в отсутствие А.а П.К., ему не была предоставлена возможность дать пояснения и возражения по решению, не была выдана копия решения. А. П.К. является гражданином сданные изъяты>, ранее состоял в гражданстве СССР, утратил связи в связи с распадом СССР в 1991 году, ранее с заявлением о приеме в гражданство РФ не обращался, отказ от имеющегося гражданства не оформлял. Основания для отказа в предоставлении гражданства РФ А.у П.К. - использование истцом при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений - не соответствует действительности, неточности в написании заявления объясняются не умыслом истца ввести в заблуждение госорганы. а техническими опискам при составлении заявления, что нельзя расценивать как нарушение требований федерального законодательства. Для составления анкеты и заявления о принятии гражданства РФ истец обратился к постороннему человеку, оказывающему данные услуги за деньги, потому что истец плохо владеет русским языком. Поскольку А.ым П.К. были приложены к заявлению (анкете), он был уверен в том, что при заполнении документов не будет допущено никаких ошибок. Однако при указании сведений о трудовой деятельности на территории Российской Федерации за последние пять лет лицом, заполнявшим анкету, ошибочно было указано, что истец не работал в период с 2011 по 2013 год, не работал с 2014 года. В данные период истец работал по трудовому договору, имел постоянный доход, содержал находящихся у него на иждивении несовершеннолетних детей, в период с 2014 года он работает на личном подсобном хозяйстве. Ранее сведения о трудовой деятельности истцом направлялись в органы УФМС. Разночтения в написании имени отца в графе «отец» в его свидетельстве о рождении и написании отчества в паспорте вызвано изменением правил написания имен в <данные изъяты> после распада СССР.

Административный истец А. П.К. и его представитель Д.Д.Ю. в судебном заседании поддержали административный иск к ГУ МВД РФ по Челябинской области, просили отменить решение ГУ МВД РФ по Челябинской области от 09 сентября 2016 года.

Представитель административного ответчика ГУ МВД РФ по Челябинской области Б.Е.О. в судебном заседании административный иск не признал, считает, что решение соответствует закону, административный истец не лишен права вновь обратиться с заявлением о принятии в гражданство РФ через год, поэтому права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.

Суд, выслушав административного истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела суд установил, что 15 марта 2016 года А. П.К. обратился с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации на основании ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» с целью восстановления семьи (жена, дети - граждане России, желание жить и работать в России).

К заявлению приложил паспорт с переводом, вид на жительство, свидетельство о заключении брака, паспорт жены, документы о доходах, сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку, уведомление о подтверждении проживания.

Заявление подписано лично А.ым П.К., что не отрицалось им в судебном заседании, в заявлении А. П.К. предупрежден, что в соответствии со ст. 22 и ст. 41.8 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» решение о приеме в гражданство Российской Федерации, принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, подлежит отмене, подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных подтверждает.

Решением ГУ МВД РФ но Челябинской области от 09 сентября 2016 года отклонено заявление А.а П.К. о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ЗФ «О гражданстве Российской Федерации».

В обоснование решения указано, что А. П.К. в заявлении о приобретении гражданства Российской Федерации сообщил заведомо ложные сведения о трудовой деятельности за последние пять лет.

В заявлении в разделе 15 «трудовая деятельность за последние пять лет, предшествовавших дате обращения с заявлением указаны следующие сведения: с 11.2010 по 10.2011 - автослесарь у физического лица, с 10.2011 по 01.2013 - не работал, с 01.2013 по 01.2014 - грузчик, индивидуальный предприниматель А.А.И., с 01.2014 по настоящее время не работает.

Вместе с тем, в ходе проверки трудовой деятельности А.а П.К. из сведений, представленных отделом по вопросам трудовой миграции от 27 апреля 2016 года, установлено, что работодатель ООО С* ИНН № представил 05 августа 2015 года уведомление о заключении трудового договора с 05 августа 2015 года, 11 сентября 2015 года - уведомление о расторжении трудового договора с 11 сентября 2015 года; работодатель ООО «Т*» ИНН № представил 25 ноября 2015 года уведомление о заключении трудового договора с 18 ноября 2015 года. А. П.К. оформлял патент № 26 августа 2011 года, разрешение на работу со сроком действия с 10 декабря 2012 по 29 ноября 2013 года, патент 08 февраля 2013 года.

Факт работы в указанные период А. А.И. в судебном заседании не отрицал, ссылаясь на то, что данные сведения о работе ошибочно не указаны в заявлении о приеме в гражданство, А. А.И. плохо читает на русском языке, для составления заявления воспользовался платными услугами, заявление подписал, но правильность и полноту сведений в заявлении не проверял.

Данные обстоятельства также подтвердила в судебном заседании свидетель А.И.В. (супруга административного истца).

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.

Поскольку А.ым П.К. при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации были указаны заведомо ложные сведения, о последствиях принятия решения на основании подложных документов или заведомо ложных сведений А. П.К. был уведомлен под личную подпись, само по себе сообщение заявителем ложных сведений в заявлении в силу вышеуказанной нормы права является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, то оспариваемое решение соответствует закону.

Доводы административного истца о том, что недостоверное указание сведений о трудовой деятельности является технической ошибкой, основанием для отмены решения ГУ МВД России по Челябинской области не является.

В соответствии с ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 введено в действие Положение «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (далее - Положение), которым утверждена форма заявления, а также перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ.

В соответствии с п. 3 Положения ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими.

Таким образом, форма заявления о приобретении гражданства содержит в себе сведения, на основании которых принимается решение по вопросу о принятии заявителя в гражданство РФ. Объем этих сведений должен быть полным, исчерпывающим. Ответственность за их полноту и достоверность несет заявитель.

По состоянию на момент подачи заявления о приобретении гражданства в 2016 году А.у П.К. было достоверно известно о своей трудовой деятельности за последние пять лет, однако в разделе 15 заявления такую информацию А. П.К. отразил не в полном объеме, то есть фактически скрыл ее от органа миграционного учет, допустил предоставление заведомо ложных сведений.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов

заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В связи с тем, что совокупность вышеуказанных оснований судом в ходе рассмотрения дела не установлена, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

В удовлетворении заявленных требований административного иска А.а П.К. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании действий незаконными, отмене решения от 09 сентября 2016 года об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязании повторно рассмотреть заявление о принятии в гражданство отказать полностью.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Порядок приобретения и прекращения гражданства закреплен в ФЗ № 62. Процедуры в настоящее время существенно отличаются от предусмотренных в прежнем законе от 1991 г.

Основания и порядок приобретения гражданства РФ

В соответствии с 5-й статьей ФЗ № 62, гражданами России признаются лица, имевшие гражданство на дату вступления в действие указанного Закона, а также получившие его по правилам, установленным в этом нормативном акте.

Гражданство РФ можно получить по:

  • рождению;
  • заявлению о восстановлении или приобретении гражданства;
  • другим основаниям, установленным федеральным законодательством или международным соглашением.

В первом случае речь идет о филиации. Ребенок становится гражданином РФ, если гражданство имеют:

  • Оба родителя.
  • Один родитель, а второй его не имеет или признан отсутствующим без вести либо его местонахождение не установлено, является иностранцем, при условии рождения ребенка в России.

Ребенок, рожденный в РФ, также становится гражданином, если его родители иностранцы, но государство, подданными которого они являются, гражданство рожденному не предоставляет.

Несовершеннолетний, находящийся в России, родители которого неизвестны, станет гражданином, если они не объявятся в течение полугода с даты его обнаружения.

Натурализация

Это второе распространенное основание приобретения гражданства РФ. Порядок и условия устанавливаются в 13-й статье ФЗ № 62.

Согласно норме, с заявлением могут обратиться субъекты, достигшие совершеннолетия, обладающие дееспособностью, если они:

  • Непрерывно в течение пяти лет живут в России. Непрерывным считается период, если в течение года лицо покидало территорию страны не больше чем на 90 дней.
  • Соблюдают Конституцию и законодательство.
  • Обратились в консульство с заявлением об отказе от имеющегося подданства. Из этого требования, однако, есть исключения. Отказ не требуется в случаях, прямо установленных в федеральном законодательстве или международном соглашении, или если он невозможен в силу обстоятельств, не зависящих от субъекта.
  • Владеют государственным языком РФ.

В предусмотренных законом случаях пятилетний срок может быть сокращен до года.

Особые случаи

Субъекты, имеющие заслуги перед Россией, могут обратиться в УФМС РФ с заявлением без соблюдения указанных выше требований.

Не соблюдать условие о непрерывном проживании и не предоставлять вид на жительство могут лица:

  • Являющиеся подданными стран, входивших в СССР.
  • Проходящие службу по контракту в ВС РФ, других войсках, формированиях и воинских органах не менее трех лет.

Упрощенный порядок

Он предполагает некоторые льготы для субъектов, желающих стать подданными России. Послабления могут касаться требований о сроке непрерывного проживания в стране или всех условий, закрепленных в 13-й статье ФЗ № 62, за исключением обязательства соблюдать конституционные положения и федеральное законодательство. Последнее, однако, не распространяется на несовершеннолетних и недееспособных.

В основном упрощенный порядок действует в отношении граждан:

  • бывшего СССР, не получивших гражданство стран, входивших в его состав;
  • прибывших в РФ;
  • имевших регистрацию по месту проживания на 1 июля 2002 г. или до этой даты получивших РВП (разрешение на временное проживание).

Льготные условия предусмотрены также для ветеранов ВОВ, являвшихся гражданами СССР и проживающих в России, субъектов, состоящих в браке с россиянином в течение трех лет, недееспособных и несовершеннолетних, опекунами или попечителями которых являются граждане РФ.

Восстановление

Оно предусмотрено для субъектов, которые раньше являлись гражданами России.

Получить подданство РФ указанные лица могут на условиях, закрепленных в 13-й статье ФЗ № 62. Однако для этих субъектов необходимый срок проживания в стране сокращен до 3 лет.

Отказ миграционной службы

В законодательстве закреплены основания для отклонения заявления лица о приобретении им российского гражданства. УФМС РФ вправе отказать субъектам:

  • Выступающим за насильственное изменение основ конституционного строя.
  • Создающим угрозу безопасности государства.
  • Совершившим антиобщественные действия. В частности речь о лицах, ранее выдворенных из России, имеющих неснятую/непогашенную судимость, отбывающие наказание, использовавшие подложные документы и проч.

Отклонение заявления должно быть мотивировано уполномоченной структурой, принимавшей соответствующее решение.

Основания прекращения гражданства РФ

Они установлены в 18-й статье ФЗ № 62. Прекратить подданство субъект может:

  • При выходе из российского гражданства.
  • По другим основаниям, закрепленным законодательством или международным соглашением.

Добровольное волеизъявление

Оно является одним из ключевых условий прекращения гражданства РФ.

По общим правилам выход из гражданства производится по заявлению лица, живущего в России, указом Президента. Для субъектов, находящихся в другом государстве, действует упрощенный порядок. Прекращение гражданства РФ также осуществляется по заявлению путем вынесения решения соответствующего органа МИД.

Выход из гражданства несовершеннолетнего, если один его родитель - гражданин России, а другой - иностранец, или единственный его родитель - подданный другого государства, производится в упрощенном порядке. Для этого мать и (или) отец подают соответствующее заявление. Решение принимают уполномоченные органы внутренних или иностранных дел.

Запреты

Прекращение гражданства РФ не допускается, если субъект:

  • Не исполнил обязательство перед Россией, установленное в федеральном законодательстве.
  • Является обвиняемым или в отношении него имеется приговор суда, вступивший в действие и подлежащий исполнению.
  • Не имеет подданства другого государства и гарантий его получения.

Отмена решения

Постановление о прекращении гражданства РФ может быть аннулировано, если будет выявлено, что лицо предоставило заведомо подложные документы или сообщило недостоверные сведения о себе в заявлении. Указанные факты должны устанавливаться в судебной инстанции. Отмена решений по вопросам, связанным с гражданством, производится Президентом страны или уполномоченными структурами внутренних или иностранных дел.

При этом в случае отмены решения становятся недействительными с даты их принятия.

Важные моменты

В ФЗ № 62 предусмотрены отдельные положения, касающиеся гражданства несовершеннолетних и недееспособных. В частности особое внимание уделяется ситуациям, когда изменяется гражданство опекунов, родителей, попечителей.

Причинами столь внимательного отношения к вопросу подданства несовершеннолетних и недееспособных являются:

  • Стремление власти обеспечить единое гражданство для членов семьи.
  • Необходимость учета мнения ребенка.
  • Стремление предотвратить безгражданство у детей.
  • Обеспечить по возможности сохранение российского подданства у несовершеннолетних и недееспособных.

Как устанавливает 9-я статья ФЗ № 62, для получения или прекращения гражданства РФ ребенка 14-18 лет требуется его согласие.

Заключение

Действующее законодательство устанавливает достаточно жесткие требования для субъектов, желающих получить российское гражданство. Мигрантам необходимо пройти ряд обязательных процедур. В их число в первую очередь входит получение РВП. По общим правилам, субъекты, прожившие в России не менее года с разрешением, могут собрать документы для получения вида на жительство. Обязательным условием получения ВНЖ является знание основ законодательства и русского языка.

В течение последующего времени (длительность устанавливается в зависимости от срока действия ВНЖ и категории субъекта) они вправе подать заявление на приобретение гражданства. Упрощенный порядок действует только в отношении некоторых лиц, круг которых определен законом.

Прекратить гражданство не всегда просто. После подачи заявления уполномоченный орган должен провести проверку. Если будут выявлены нарушения требований миграционного законодательства, субъекту будет отказано.

Проблема

Добрый день!

Я являюсь гражданкой Эстонни и несколько дней назад я получила гражданство РФ в посольстве Росси, на себя и на ребенка, в облегчённом порядке, т.к. моя мама - гражданка РФ.

Все предоставленные мной документы и сведения являются подлинными. В частности, я должна была предоставить документ, свидетельствующий о моём ОБРАЩЕНИИ с отказом от имеющегося гражданства.
Я в посольство Эстонии с просьбой освободить меня от гражданства обратилась, документ об этом в посольстве Эстонии мне выдали.

Когда меня известили о принятии меня в гражданство РФ, я приехала в посольство, чтобы оформить паспорт.
Меня попоросили под диктовку написать расписку о том, что я обязусь втечении одного года предоставить докумет о выходе из гражданства Эстонии. Что в случае непедоставления, я извещена о возможности отмены в отношении меня и ребенка, постановления о принятии нас в гражданство РФ.

У меня возникает ряд вопросов...

Какой юридический вес имеет данная расписка? от руки, даже бланка не дали...
Решение о гражданстве было принято ДО этой расписки, значит, она, в принципе, не может повлиять на уже принятое решение?

В списке документов необходимо было предоставить документ об ОБРАЩЕНИИ с просьбой об освобожедении от имеющегося гражданства, а не о ВЫХОДЕ из него. Выходить из гражданства Эстонии мне не хотелось бы.

Если я не предоствлю требуемый документ втечение года, насколько реальна отмена решения о принятии меня и ребенка в гражданство РФ? Можно ли считать, что предоставление справки об обращении с отказом от гражданства эстонии, но не сам последующий выход из него, является "ложной информацией"?
Бывали ли прецеденты?

Т.к. это может быть сделано на основоании предоставления подложных сведений или документов, что устанавливается в судебном порядке, каким образом это будет выглядеть? т.к. я не проживаю на территории РФ, какой суд будет компетентен в данном вопросе (если посольство захочет в судебном порядке отменить решение)? какой либо суд в Москве?
Что касается ребенка, мне не совсем понятны протеворечивые статьи закона о гражданстве. С одной стороны, утрата гражданства не влечёт за собой её утрату "для супруга и детей", а с другой стороны, если я больше не гражданка, а сын был принят в гражданство вместе со мной, то он тоже его теряет?

Простите, если написано немного сумбурно, но вопрос важный и я очень беспокоюсь.

Заранее спасибо

Решение

Уважаемая Алла, если Вы не предоставите через год документы, подтверждающие выход из другого гражданства, в отношении Вас вполне законно может быть принято решение об отмене в приеме гражданства, т.к. Вы предоставили ложные сведения.

Прецеденты имеются.

Согласно нормам Федерального закона "О гражданстве" эти вопросы решаются следующим образом:

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены

1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом , ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.


Россия негатвино относится к лицам, имеющим также гражданство другого государства (не двойное)!

Суд будет тот, где находится орган, принимающий решение о приеме в гражданство.

По ребенку - отменять не должны

Глава IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Гражданство РФ как двухстороннее правоотношение предполагает наличие взаимных интересов человека и государства. Поэтому правильное решение вопросов гражданства имеет значение не только для человека, но и для государства. Для государства в первую очередь это объективное изучение лица, претендующего на гражданство РФ, на соответствие его требованиям, установленным в законодательстве. Изучение заявителя по вопросам гражданства РФ осуществляется на основе представленных им документов и сообщенных сведениях. Таким образом, объективность принятия решения вопроса о гражданстве находится в зависимости от достоверности документов и содержащейся в них информации. Представление заявителем в документах информации, не соответствующей действительности, приводит к принятию неверного решения по вопросам о гражданстве РФ.

В целях исключения возможности действия решений, которые были приняты на основании подложных документов или заведомо ложных сведений и послужили незаконному приобретению или прекращению гражданства РФ, комментируемая статья устанавливает механизм отмены такого решения.

  1. Согласно настоящей статье возможна отмена решения по вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, уже принятого и вступившего в силу. В случае если факт предоставления подложных документов и сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в процессе рассмотрения вопросов о гражданстве Российской Федерации, принятие решения об отмене не требуется. В этом случае в соответствии с п. “в” ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации отклоняются.
  2. Механизм отмены решения вопроса о гражданстве, принятого ранее, содержит гарантии лица, в отношении которого оно было принято. Во-первых, комментируемый Закон устанавливает, что основанием отмены решения является предоставление подложных документов и сообщение заведомо ложных сведений. Во-вторых, – установление факта их использования осуществляется в судебном порядке. Следует учитывать, что используемая в комментируемой статье терминология не имеет однозначного определения. Основываясь на теории уголовного права и административного права, под подложным документом и заведомо ложными сведениями применительно к вопросам гражданства Российской Федерации следует считать следующее:

1) подложный документ – официальный документ, содержащий не соответствующую действительности информацию, имеющую юридическое значение. Подложные документы могут представлять собою документы:

а) полностью изготовленные в качестве подложного, в котором поддельным является не только содержание документа, но и его материальная основа (бланк);

б) частично подложные, в результате внесения в действительный документ заведомо ложных сведений;

в) частично подложные, в результате внесения изменений в документ, искажающих его действительное содержание.

Подложными документами могут быть любые официальные документы, предоставляющие право приобретения прекращения или прекращения гражданства РФ, либо предоставляющие соответствующие преимущества (льготы) при приобретении или прекращении гражданства РФ. Примерами таких документов могут быть:

– паспорт иностранного гражданина;

– свидетельство о рождении заявителя;

– свидетельство о заключении брака с гражданином РФ;

– вид на жительство;

– документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию;

– документы государственного образца о получении профессионального образования;

– сертификат о прохождении тестирования по русскому языку и иные документы, имеющие значение для принятия решения по вопросу о гражданстве РФ;

2) использование подложного документа – предъявление или предоставление подложного документа органам, ведающим делами о гражданстве РФ, иным органам, связанным с решением вопросов гражданства РФ с целью приобретения или прекращения гражданства РФ, получения каких-либо преимуществ при приобретении или прекращении гражданства РФ;

3) предоставление подложных документов – передача подложного документа органам, ведающим делами о гражданстве, иным органам, связанным с решением вопросов гражданства РФ, с целью получения какого-либо права или освобождения от обязанности, включая получение преимуществ в приобретении или прекращении гражданства РФ;

4) заведомо ложные сведения – означает однозначную осведомленность заявителя о ложности, недостоверности и фиктивности представляемых им в орган, ведающий делами о гражданстве, сведений, имеющих значение при принятии решения по вопросу о гражданстве РФ. Заведомо ложными сведениями нельзя считать сведения, сообщаемые заявителем в случае заблуждения о соответствии их подлинности и достоверности.

  1. При определении вопроса о заведомой осведомленности заявителя о ложности сообщаемых им сведений в орган, ведающий делами о гражданстве Российской Федерации, следует учитывать, что бланки заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации предусматривают ознакомление заявителя с возможностью отмены решения по вопросам гражданства в случае установления факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений. Кроме того, заявитель подтверждает личной подписью подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных в заявлении.
  2. Предоставление заявителем подложных документов и сообщение заведомо ложных сведений для решения вопросов гражданства Российской Федерации не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности (уголовной и административной). В зависимости от субъективных и объективных обстоятельств деяния они могут быть квалифицированы по следующим основаниям:

– ст. 19.18 КоАП РФ – представление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство;

– ст. 19.23 КоАП РФ – подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт;

– ст. 292.1 Уголовного кодекса РФ – незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации;

– ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ – подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.

  1. Особенностью комментируемого Закона является отсутствие в нем положения, регламентирующего последствия отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, приобретших российское гражданство, производно от заявителя. Например, в ч. 2 ст. 24 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 устанавливалось, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей заявителя, приобретших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.

Несмотря на отсутствие подобного положения непосредственно в комментируемом Законе так называемое “правило индивидуальной ответственности”, как представляется, должно учитываться при отмене ранее принятого решения по вопросу о гражданстве Российской Федерации. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом следует учитывать, что презумпция невиновности, установленная в Конституции РФ, носит более широкий, а не только уголовно-процессуальный характер. Она действует на все органы государственной власти и сферы деятельности, где устанавливается вина человека.

Гражданство Российской Федерации прекращается:

1) вследствие выхода из гражданства;

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

1. Выход из гражданства (ст. 23 Закона о гражданстве) - это его утрата лицом по собственному волеизъявлению.

1. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами:

1) по ходатайству гражданина;

2) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.

Закон о гражданстве установил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства :

1) если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации (п. 2 ст. 23 Закона о гражданстве), ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено ;

2) выход из гражданства Российской Федерации не допускается (п. 3 ст. 23 Закона о гражданстве):

После получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

Если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

2. Отмена решения о приеме в гражданство (ст. 24 Закона о гражданстве) - единственный случай возможного прекращения гражданства Российской Федерации без волеизъявления самого лица.

Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.

Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема.

3. Выбор гражданства - «оптация» (ст. 21 Закона о гражданстве). Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин Российской Федерации при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

4. Иные основания прекращения гражданства. К таким основаниям Закон о гражданстве относит, например, прекращение гражданства Российской Федерации у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное гражданство (ч. 1 ст. 26).


Смотрите также:

Loading...Loading...