Преступление и наказание достоевского роман трагедия. В чем трагедия Раскольникова (по роману "Преступление и наказание" Ф.М

Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Это синтез социально-психологического и социально-философского романа, где автор с необычайной скрупулезностью проникает в психологию своих героев, подробно разбирая каждый порыв, каждое устремление персонажей, раскрывая их внутренний мир: передавая нам их мысли, чувства, желания, ощущения.
Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросивший учебу в университете, не будучи способным ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои романа, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила более на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже не в состоянии платить, что лишает его нормального питания, поскольку изначально студент находился на пансионе у владелицы дома.
Тяжелые условия существования толкают его на убийство с целью ограбления старухи-процентщицы, у которой он, как и многие другие студенты, закладывал ценные вещи. К несчастью для Раскольникова, он убивает и сводную сестру старухи Лизавету как случайного свидетеля, которая, по слухам, была беременна.
Но автор сосредоточивает внимание не на распутывании криминальной интриги, которая имеет место в романе, а на исследовании причин, побудивших его героя к преступлению. Страшная бедность, желание поправить свое положение и предотвратить брак своей сестры с отвратительным Лужиным, то есть недовольство жизнью, - не единственная и не основная причина, толкнувшая Раскольникова на убийство. Незадолго до описываемых событий он опубликовал статью, в которой излагал свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель дум, способный решать судьбы других, - вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» - спрашивает Раскольников, желая понять, к какой категории людей, по его собственной градации, он относится.
Преступная теория новоявленного кандидата в Наполеоны наталкивается на реалии жизни, в которой ничего не изменяется в пользу Раскольникова. Он вынужден признать, что относится к категории простых людей, что его градация человечества не соответствует действительности.
На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис.
Раскольников не в состоянии спокойно пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до его совершения, оказываются слишком сильны. Моральная боль переходит и в боль физическую. Раскольников находится на грани жизни и смерти во время белой горячки (Sic! К сведению литературоведов!).
Безмерная гордость и эгоизм Раскольникова не позволяют ему долгое время усомниться в правильности своих взглядов, признаться в содеянном, принять помощь близких ему людей, раскрыться. Это усугубляет его кризис, приводит в тупик.
Раскольников пытается найти оправдание своему поступку, ищет «преступивших», как и он сам. Но Соня, к которой он в этих целях апеллирует, не совершала преступления, а, наоборот, став проституткой, принесла себя в жертву ради близких ей людей.
Раскольников начинает изолировать себя от окружающих, пытаясь скрыть свою вину и перебороть самостоятельно муки совести.
Это усиливает его одиночество, причем Достоевский наглядно показывает, что изгнание из человеческой среды может привести к гибели человека. Например, Свидригайлов, у которого, по его словам, «много общего» с Раскольниковым, оставшись один и потеряв последнюю надежду на взаимность Авдотьи Романовны, которую он искренне любит, кончает жизнь самоубийством.
Раскольников не приходит к подобному концу, поскольку он окружен любящими и ценящими его людьми (мать, сестра, Разумихин и, в первую очередь, Соня Мармеладова). «Я себя убил, а не старушонку», - признается Раскольников. Достоевский показывает, что преступление против законов Божьих и человеческих ничем не может быть оправдано и неминуемо влечет за собой наказания, страшнейшими из которых являются муки собственной совести и страх перед законом, перед справедливостью.
Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра своих жизненных позиций.
Даже на каторге Раскольников не смирялся и отказывался признать свою вину. Но преодоление внутренних барьеров, создающих ошибочные иллюзии, «разрыв собственной замкнутости, начало новой жизни возможно». Так в тексте оригинала. К этому приведет уже существующая любовь - любовь героя.

Роман «Преступление и наказание» написан Ф. М. Достоевским в 1866 году и является одной из вершин его творчества. Это произведение резко выделялось на фоне литературы того времени. «Преступление и наказание» — роман на Первый взгляд об убийстве. Но это не обычный детективный роман, как может показаться поначалу. В основу произведения автором положен реальный факт, однако благодаря точному психологическому анализу состояния преступника до, в момент и после совершения убийства читателю предоставляется возможность проникнуть в глубины человеческого сознания и подсознания. Достоевскому было важно показать мысли, чувства и ощущения своего главного героя во всех подробностях. Поэтому роман выходит за рамки заурядного рассказа об убийстве. Вот почему мы говорим, что Ф. М. Достоевский поднял литературу на иной, качественно новый уровень.

Горький писал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения; силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали, как равные, в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо и Гете».

Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», — бедный студент, на время прекративший учебу из-за недостатка средств. Он живет в маленькой каморке,в бедном квартале Петербурга, где наблюдает бедность, унижение и попрание нравственных заповедей вокруг себя. Его угнетает бедственное положение собственной матери и сестры, которая, чтобы помочь своему брату, соглашается выйти замуж не по любви, а за богатого аморального Лужина. Раскольников любит своих родных и всем сердцем желает им помочь. Постепенно он приходит к мысли об убийстве старухи-процентщицы, считая, что нажитые столь бесчестно деньги, которые ей к тому же, по его мнению, не нужны, могут спасти жизнь нескольким честным людям: Раскольников сможет продолжить учебу, помочь матери, Дуне не нужно будет выходить замуж за Лужина.

Таким образом, Раскольников задается вопросом: может ли гуманный человек, страдающий за все угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? Итак, на первый взгляд создается впечатление, что главной причиной убийства для Раскольникова послужили деньги.

Но это не так. Позже мы узнаем о его страшной теории, которую он сформулировал задолго до убийства и даже опубликовал по этому поводу статью в журнале. Раскольников считает, что в обществе всегда существовало две группы людей: первая — составляющая большую часть, «твари дрожащие», безропотно и молчаливо подчиняющиеся законам государства и предначертаниям судьбы, и вторая — единицы, «наполеоны», которые имеют право властвовать над людьми, преступать моральные нормы.

Над ними законы не властны. Раскольников считает, что Ньютон или Кеплер мог бы и даже вроде бы обязан устранить со своего пути мешающего ему человека ради счастья и блага всего человечества. Однако во время дискуссии с Порфирием Петровичем, который уже давно заинтересовался теорией Раскольникова, следователь приходит к выводу, что из всех великих людей под нее, под эту теорию, подпадают лишь Магомет и Наполеон. Именно они шли к славе, невзирая на сотни, тысячи человеческих жертв. Но если дела великого Пророка ислама отдалены от нас многими веками, то Наполеон жил и осуществлял свои захватнические планы почти, что при Раскольникове. Его победы оставались на памяти отцов современников Раскольников и все еще занимали умы, притягивали молодежь того времени. Потрясающая карьера Наполеона, его упорство в достижении цели, честолюбие и жестокость этого удачливого полководца стали идеалом для многих молодых людей середины XIX века. Это нашло отражение и в русской литературе: Наполеон являлся кумиром молодых Пушкина и Лермонтова. Итак, теория Раскольникова подтолкнула ее автора к совершению преступления. После убийства Раскольников прячет драгоценности и почти что забывает о них, значит, вовсе не деньги были важны для него. Раскольников задумал проверить себя, доказать, что он не «тварь дрожащая», а «Наполеон».

Раскольников убивает старуху. Казалось бы, он прошел испытание и может теперь идти дальше к власти. Но его душа восстает против содеянного. Раскольников начинает жутко мучиться. Он ощущает себя чужим в толпе, ему кажется, что все знают о его преступлении. Наказание моральное оказывается гораздо тяжелее наказания юридического. Хотя последнее могло и не последовать. По воле автора Раскольников оказался юридически неуловим. Достоевский сделал его преступление идеальным: после Раскольникова не остается никаких улик, его никто не видел и даже, наоборот, вскоре находят «убийцу» — маляра Миколку. Если бы не психическое состояние Раскольникова, то Порфирий Петрович не догадался бы о том, что преступник именно он, Раскольников.

Потерпела крушение не только теория Раскольникова. Сам он по этой теории оказался не «Наполеоном», а одним из заурядных людей, «тварью дрожащей». Ведь он не смог переступить через какую-то гнусную старушку. От этого его мучения усиливаются, Раскольников еще больше презирает себя.

Всем ходом романа, поступками главного героя Достоевский пытается доказать нам, что теория Раскольникова анти-человечна. Главная ошибка Родиона Раскольникова в том, что он позволил себе делить людей на чистых и нечистых, причислять их к разным категориям. Никто не имеет права распоряжаться судьбами людей, решать — жить им или нет. Даже такая «вошь», как Алена Ивановна, имеет право на жизнь. Причина крушения теории Раскольникова в том числе и в нем самом. В глубине души Раскольников отзывчив, добр. Ведь он не смог пройти мимо горя Мармеладовых, он так искренне им помогал, ничего не жалея! Родион Раскольников — сильная, многосторонняя, мыслящая личность, и вот почему его история — история не/нравственного падения, но морального возрождения души.

В чем заключается трагедия Раскольникова?

Другие сочинения по теме:

  1. Трагедия Раскольникова В центpе pомана Ф. М. Достоевского «Пpестyпление и наказание» — хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного...
  2. Сочинения по литературе: В чем заключается внутренняя противоречивость раскольникова В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой...
  3. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» — один из самых лучших романов Достоевского. Создавалось...
  4. Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. «Гениальность Достоевского,...
  5. Теория Родиона Раскольникова: «тварь дрожащая» и «право имеющий» Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души,...
  6. Самооправдание или самообман Раскольникова В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над...
  7. Идея Раскольникова, цель, которой он руководился, совершая свое преступление, нелегко раскрывается в романе. А от идеи, Раскольникова зависит и идея...
  8. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена...
  9. Сочинение Анализ по литературе эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роман Ф. М....
  10. Роман Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание» — один из труднейших произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того,...
  11. Преступление Раскольникова началось не с убийства, а закончилось не признанием в полицейской конторе. Началось оно за год до совершения убийства...
  12. Сочинение По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Русского писателя Ф. Достоевского читает весь мир. Творчество его, как и...
  13. Проблема преступления и наказания не случайно указана уже в названии романа, так как именно ее исследованию посвятил Ф. Достоевский свой...
  14. Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление — убийство старухи процентщицы, и наказание —...
  15. (По романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л. Н. Толстого «Война и мир») Роман Л. Толстого «Тысяча восемьсот...
  16. Ф. Достоевский принадлежал к числу величайших русских писателей-реалистов XIX столетия. Он завоевал мировое признание и осуществил большое влияние на развитие...
  17. В замысле Раскольникова существует непримиримое противоречие: собирался в отдаленном будущем стать «благодетелем» человечества, общим счастьем заняться, а «дело» задумал —...

Трагедия Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Произведения Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно вы­сказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия.

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея наполеонизма - идея превосходст­ва одних людей над другими, права сильной лич­ности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемо­го романа - Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.

Родион Раскольников - главный герой рома­на, живет в мрачной, угнетающей обстановке Пе­тербурга. Бедный студент. Раскольников чувству­ет себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подав­ленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщи­цы Алены Ивановны. Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить пре­ступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Раскольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновен­ных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих» и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже перед преступ­лением, как, например. Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:

«Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и зако­нодатель... Так доселе велось и так всегда будет!»

Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он - «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»? Но, убив старуху-процентщицу. Рас­кольников убедился, что он вовсе не «существо высшего порядка», так как преступление не при­несло ему ничего, кроме страданий и мук совести.

И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести. Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я себя убил, а не старушонку».

После убийства Раскольников переживает со­стояние отрешенности от мира, его душа объята «мертвым холодом». Это ужасное ощущение ста­новится расплатой за совершенное преступление. Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь - без­условная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека. Тра­гизм Раскольникова - в ложности теории «напо­леонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.

В плену этой же ложной теории находится и Аркадий Иванович Свидригайлов, уже давно осво­бодившийся от угрызений совести (этим он отли­чается от Раскольникова). Он совершенно спокой­но и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в этом никакой траге­дии. Ему удивительны беспокойные метания и во­просы Родиона, ему кажется, что все это лишне и просто глупо: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе-хе! Затем, что вы все еще гражданин и че­ловек? А коли так, так и соваться не надо было, нечего не за свое дело браться». Свидригайлов по-своему грубо и резко выговаривает то, что, в сущ­ности, давно уже стало ясно самому Раскольникову, - «не переступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин и человек». А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него рав­нодушный цинизм, а главное - точность, с кото­рой он формулирует самую суть раскольниковской идеи. Он освободил себя от «вопросов человека и гражданина», от вопросов, перед кото­рыми в смятении остановился Раскольников. Одно осталось у Свидригайлова - безграничное сладострастие. Но однажды натолкнувшись на препятствие, столь привязанный к жизни Арка­дий Иванович, так боявшийся смерти, кончает жизнь самоубийством. Окончательное опустоше­ние, смерть - вот результат освобождения от всех преград, от «вопросов человека и гражданина», таков результат идеи, в достоверности которой хотел убедиться Раскольников.

Но, в отличие от Свидригайлова, Родион оста­ется жить, хотя и был на грани самоуничтожения. В далекой Сибири, на каторге, происходит мучи­тельное для Родиона Раскольникова освобождение от идеи «сверхчеловека»; это, к счастью, проис­ходит, и появляется надежда на нравственное и моральное очищение, на восстановление «погиб­шего» человека, задавленного несправедливым гнетом обстоятельств.

В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.

Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои роман, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома.

Раскольников выдвигает интереснейшую теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете.

"Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости", - думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: "Убьешь ты сам старуху или нет?" другой говорящий отвечает: "Разумеется, нет". Трусость ли это? Для Раскольникова видимо – да, но на самом деле... Мне кажется, что это элементарные человеческие, нравственные и моральные нормы. "Не убий", - гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует его наказание.

Сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха - ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она недостойна. Но как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления "гениального" плана Раскольникова? Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по другому, как мне кажется, быть не могло.

Убийство Лизаветы заставляет задуматься: а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.

На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но, в то же время, в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено."
"Мы одного поля ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, "перешагнули через кровь".

Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный человек, совершающий ряд добрых поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых. Но, в то же время, на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны.
Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и "серостью". Скорее, это человек, в душе которого борется добро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но, к сожалению, в результате берет свое зло - Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством.
С Лужиным несколько проще: это сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам. Такого человека невозможно противопоставлять Родиону Раскольникову.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей. Он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе… Он, словно ножницами, отрезал себя от всех.

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а "тварь дрожащая", "вошь", сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории "сильного человека", она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.

Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций.

Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой.

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление. Очень чутко, во многом пророчески, писатель понял уже в девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями - по Достоевскому - нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для общества в целом.

Творчество великого драматурга Федора Михайловича Достоевского высоко ценится не только в русской, но и в мировой литературе. Оно имеет огромное значение для всестороннего развития личности человека, познавшего богатство и многогранность художественного мира писателя. В своих произведениях великий мыслитель пытается проникнуть в самые потайные уголки человеческой души, раскрыть светлые и темные лабиринты. Являясь глубоким психологом, Достоевский размышляет о вечных проблемах бытия, вместе с главными героями переживает и проживает трагичные события мироздания. Тем самым, приобщает читателей к переживаниям персонажей, не оставляя их равнодушным к судьбе героев.

Одним из таких нравственных романов, в котором остро встает проблема ответственности человека за совершенное преступление не только перед нормами закона, но и перед собой, своей совестью, является произведение «Преступление и наказание». Роман занимает особое место в творчестве мастера, является ее вершиной. В своем произведении автор с удивительной тонкостью проникает в душу своих персонажей, разбирает каждый порыв, каждое чувство, обличает мысли и желания. Ф.М. Достоевский склонен считать, что изменить жестокий мир сможет лишь нравственное перерождение человека. Эта мысль гложет и не дает покоя центральному герою - Роде Раскольникову.

Родион Романович Раскольников - это бывший студент юридического факультета, которого жизнь обрекла на нищенское существование в своей мрачной петербургской комнатушке. Он чувствует себя угнетенным, никому не нужным, отверженным состоятельными дворянами с «карманами, набитыми золотом». Несправедливость и беднота подтолкнули Раскольникова на совершение убийства старухи-процентщицы. Ведь Родя был одержим одной очень важной теорией, что можно убить человека ради общего дела, совершить преступление «по совести».

Для этого нужно пожертвовать одной глупой, ничтожной, злой, вредной старушонкой, забрать ее имущество, и залатать это «маленькое преступленьице» хорошими поступками. Ведь Алена Ивановна вела нечестный, обманный образ, она зарабатывала отвратительным путем, наживалась на трагедии и горе несчастных бедняков, которых жизнь заставила закладывать свое имущество под проценты. Главный персонаж вынашивает эту идею, живет с ней, так как, по его мнению, человечество издавна разделяется на две категории: на людей низших, «тварей дрожащих», то есть материал, который служит для зарождения себе подобных и сверхлюдей, «право имеющих», то есть людей необыкновенных, не обделенных талантом замолвить в среде новое слово.

Им доступно все, они не остановятся ни перед чем, даже перед совершением преступления, каким был Наполеон. Поверив в свою обманчивую теорию, центральный персонаж стремится испытать себя: так кем же является он - «тварью дрожащей», либо «властелином судьбы»? Также герой книги стремится решить моральную проблему: можно ли прийти к счастью, переступив при этом враждебные законы человечества? Поэтому он идет на опасный и рискованный поступок - совершает убийство Алены Ивановны «по теории», но после, горько раскаивается в этом, мучается, ведь оказывается, что он не относится к разряду «существ высшего порядка», грех не осчастливил его. Главный герой осознает, что с убийством старухи умирает все человеческое, что было в нем: «Я себя убил, а не старушонку». Он пытается изменить в себе человеческую натуру. Но результатом становится лишь трагичное раздвоение личности персонажа.

Я считаю, что трагедия Родиона состоит в ошибочности теории «наполеонизма». Он осознал, что совершил непоправимый грех, ведь абсолютно все люди взаимосвязаны друг с другом, и жизнь отдельной личности представляет собой уникальную значимость, поэтому никто, даже он, не имеют права лишать существованию другого человека. Его трагизм еще больше усиливается тем, что теория «сверхчеловека» завела его в самый беспросветный тупик, он осознал несостоятельность идеи «сильного человека». После убийства, Родя не может прийти в себя, становится отрешенным от мира, что является расплатой за его грех, но вернуться к миру нормальных людей он уже не может и отбывает свое наказание в Далекой Сибири.

Таким образом, в сочинении раскрыты противоречивые мысли героя, его осознание, что с идеями шутить нельзя, иначе они могут привести к необратимым последствиям.

Loading...Loading...