Презентация на тему: "На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью."

Г. Алямовская

Бумагу, чернила, а главное – буквы люди придумали сравнительно недавно. Как же обходились люди до этого?
Много способов было придумано людьми, чтобы сохранить в памяти и сообщить другим важные сведения.
Можно, например, завязывать «на память» узелки. Такое узелковое письмо было у древних индейцев: черный узелок означал несчастье, белый – мир, красный – войну. Но многого на узелках не расскажешь.
Можно нарисовать все, как было. Такие рисунки первобытных народов на скалах сохранились во многих странах. Но мысли у людей становились все сложней, сведений накапливалось все больше. Поэтому рисунки стали упрощать: например, вместо солнца рисовали кружочек вместо человека – две ноги. Так появились особые знаки – иероглифы. Потом рисунки стали обозначать не предметы, а звуки. Так появились буквы.
На чем писали в старину?
Да на всем, что было под руками. Жители каменистых степей Малой Азии «писали» на камнях, выдалбливая на них рисунки и знаки, или выдавливали на сырой глине палочками клинышки-буквы, а потом глину обжигали. Прочные получались книги: и сейчас – через тысячу лет! – их читают ученые. Египтяне делали из тростника папирус, похожий на бумагу, и писали на нем тростниковой палочкой. Наши предки писали на коре березы – бересте, а индийцы – на пальмовых листьях.
Писали раньше и на особой светлой коже – пергаменте. Чтобы написать такую книгу, годами трудился где-нибудь в монастырской келье писец, выводя букву за буквой гусиным, орлиным или лебяжьим пером.
Позже книги начали печатать сложными машинами, которые могут сделать много тысяч книг в день. Буквы в книгах стали ровные – печать производилсь с выпуклых металлических литер, которые тоже делались машинами. Сегодня получил широкое распространение компьютерный набор текстов.


В “добумажном периоде” человечество в качестве “писчего материала” использовало практически все то, что хоть как-то поддавалось обработке: камень, глину, папирус, медные и свинцовые листы, пальмовые листья, хлопчатобумажную и шелковую ткани, дерево, кость, бамбук, панцири черепах, пергамент, воск, бересту и может быть что-то еще. В конце концов китайцы придумали бумагу.

В качестве инструмента для письма применялись: металлические орудия, кость, деревянные палочки, кисточки, гусиные и вороновые перья, шариковые и перьевые ручки, свинцовый и графитовый карандаши. По воску писали специальной палочкой - стилем.

В качестве “краски” использовались: чернила, красная глина, тушь, лак, серебряная и золотая краски. Известны книги написанные кровью.

Каждый из перечисленных предметов - своеобразный памятник своей эпохи и имеет свою неповторимую историю возникновения и использования.

Из истории чернил

Р ецепт самых древних чернил не сохранился, но известно, что египтяне свои папирусы писали смесью сажи и масла. Аналогичным составом пользовались древние китайцы.

В Европе чернила появились значительно позже, когда - точно неизвестно, но в 111 веке до н. э. чернила уже употреблялись в Греции и Риме.

Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные "придворные чернила", которыми писались только государственные документы. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила стерегла специальная стража. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин. В Южной Италии сохранилась "ракушечная гора", состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду. Затем три - четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали... всего один грамм краски! Скорее всего это стало известно после того, как в 19 веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 гр. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых марок. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных.

Не менее дорогими были чернила, изготовленные с применением золота и серебра. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится "серебряная библия", которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте.

Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил. По понятным причинам широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древисины, сажи, древестного и костного угля. Интересно, что и до настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.

Столетиями позже стали пользоваться чернилами из отвара коры дубильных растений. Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые "копченные чернила". Хv век дал новый рецепт -"вареные чернила". Их рецепт такой: " часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешат, а на третий день пиши ".

В Хv1 веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. Вот как их делали на Руси.

"Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу дораго или сусла яшнаго, а коры наклади полог горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила. Приготовить сосуд кукшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило".

В ХV1 веке россияне знали еще один рецепт - на чернильных орешках- так назывались белезненные наросты на листьях дуба. К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и варево хмелевое.

В ХV111 веке вместо "железин" появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть "чернила добрыя".

В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила "Пегас".

Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые - из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. "Указ о черниле черничном" сохранился в рукописи Хv1- Хv11 веков.

Здесь уместно вспомнить строки из романа Д. Дефо “Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка": "... Я взял с корабля перья, чернила и бумагу. Я экономил их до последней возможности и, пока у меня были чернила, аккуратно записывал все, что случилось со мной; но когда они вышли, мне пришлось прекратить мои записи, так как я не умел делать чернил и не мог придумать, чем их заменить". Робинзон, таким образом, был в полнейшем неведении в "чернильном вопросе". Иначе он мог бы воспользоваться одним из нехитрых способов изготовления этого нужного вещества, а уж трудолюбия и находчивости Робинзону было не занимать.

Еще сравнительно недавно потребность в чернилах была огромна. К примеру, в Советском Союзе в середине 80-х годов только Московский завод художественных красок выпускал в год 1млн. флаконов чернил для авторучек, а всего в стране было 80 таких заводов!

В 1938 году венгерский художник, скульптор и журналист Л.Биро и его брат (по специальности химик) получили патент на конструкцию ручки, в которой чернила подавались к пишущему шарику давлением поршня. Позднее в Австрии заменили жидкие чернила их модификацией - чернильной пастой, которая при соприкосновении с воздухом быстро высыхает. Так появилась шариковая ручка и закончилась бессменная вахта величайшего и простейшего изобретения человечества - жидких чернил.

... из истории пера

С овременные пишущие перья мало похожи на на те, которыми писали в старину. Сохранилось только название.

Перо с расщепом, напоминающее то, которое применяется и до наших дней, изобретено в Древнем Египте. Тростниковую палочку, с помощью которой писали папирусы, расщепляли. По канальцу между половинками тоненькой струйкой стекали чернила. Толщина текста регулировалась нажатием на кончик пера. Все почти также как в современном пере.

Гусиные и вороновые перья прослужили человеку добрых десять веков. Странно думать, что еще наши прадеды писали гусиными перьями. Для работы перо требовалось зачинить: срезать наискосок, заострить, расщепить. И в этом деле были профессионалы - чиновники, занимавшиеся зачинкой перьев для целых государственных учреждений.

Первые письменные данные о металлических перьях относятся к Х111 и Хv1 столетиям. В критических монографиях, разбирающих происхождение рукописей Роберта Д"Артуа, говорится, что переписчик, с целью лучшей подделки почерка графа Д"Артуа, родного брата короля Людовика 1Х, употреблял "бронзовое перо".

При раскопках в Италии античного города Аоста, существовавшего за 400 лет до нашей эры, также найдено бронзовое перо. Все это свидетельствует о давнишнем существовании металлического пера, предназначенного для писания чернилами. Есть сведения о практическом употреблении металлических перьев и в Хv столетии, то есть в начале книгопечатания. В 1700 году такие перья изготавливались в Англии, в Бермингеме по заказу всех желающих неким мастером Горризоном.

Первый же патент на узаконенное производство перьев выдан в 1771 году в Голландии, о чем имеется запись в Голландской патентной книге. Известный поэт Попэ даже посвятил перу свою торжественную оду, в которой восхваляются все его чудесные качества. Но все же надо думать, что стальное перо в то время все-таки являлось скорее предметом роскоши, а не повседневным орудием, облегчающим нелегкий труд многочисленной армии переписчиков.

Лишь с 1816 года стальные перья широко входят в обыденную жизнь, после того, как агличанин Джон Митчел запатентовал конструкцию, несущую все основные черты современного пера. Только в одном Бермингеме к концу Х1Х столетия насчитывалось 13 фирм, которые ежегодно выпускали на рынок около 200 миллионов штук перьев.

И если прежде перо было единым по своему виду и изготовлению, то еще два десятилетия назад использовались ученические и канцелярские перья, чертежные и плакатные, картографические и нотные и пр. У перьев были собственные имена:"лягушка","солдатик", n 55, узорчатое 86-е, "рондо", "звездочка" и др.

Известны коллекционеры перьев. К примеру, житель Цюриха С. Вердер с 1978 года собирает перья. В его коллекции насчитывается 5200 перьев различных марок, разного вида и устройства, 1500 коробочек для перьев, а также 200 чернильниц.

... из истории пишущей ручки

И сторически первой пишущей ручкой, вероятно, следует считать острую палочку, с помощью которой писали глиняные книги. Во времена восковых книг для письма служила металлическая палочка- стиль, с одного конца острая, а с другого закругленная. Этим концом стирали и подправляли написанное. Тот, кто писал не аккуратно, имел плохой стиль.

Известно, что незадолго до появления стальных перьев были выпущены в продажу маленькие перышки, сделанные из гусиного пера, но вставлявшиеся в ручку. Следовательно, ручка в традиционном понимании появилась раньше стального пера, а не одновременно с ним, как можно было бы предположить.

А это устройство из двух ручек и двух чернильниц придумано задолго до появления копировальной бумаги с целью дублирования рукописей.

Из истории письменного прибора

Е ще сравнительно недавно на столах больших начальников можно было увидеть письменные приборы. Подражая им, О. Бендер, для придания респектабельного вида Черноморскому отделению Арбатовской конторы по заготовке рогов и копыт, приобрел дорогую бронзовую чернильницу в виде нескольких избушек для разного цвета чернил. Называлось это произведение "Лицом к деревне" и стоило полтораста рублей.

Во времена, когда писали гусиным пером, письменный прибор состоял чернильницы и из песочницы с воткнутым в него гусиным пером.

... из истории карандаша

К арандаш старше стального пера. В старину писали свинцовыми карандашами. До сих пор в немецком языке карандаш "bleifstift", что буквально означает - палочка из свинца.

Француз Жак Конте первый приготовил карандаш из смеси графитового порошка и глины. Глину примешивают для того, чтобы сделать карандаш менее ломким.

Казалось бы, что можно усовершенствовать в конструкции карандаша? Но и это устройство волновало фантазию изобретателей. Во некоторые усовершенствования.

До сих пор производят двухцветные красно-синие карандаши. Но существует патент на сдвоенный карандаш с соостным расположением двух стержней.

Или еще одно изобретение - держатель для карандаша с встроенной лентой для записей. Суть его в том, в стержне пишущего устройства имеется полость, в которой помещается накрученная лента бумаги...И наконец, предприимчивые американцы в карандаш, совмещенный с ластиком, вместо ластика встроили "долгоиграющую" жевательную резинку.

Открытие... ластика

И звестно много попыток оправдать пословицу "что написано пером, не вырубить топором". "Вырубали", а точнее, сводили, выводили, соскребали и стирали, в том числе с помощью всем известно ластика.
Англичанин Д. Пристли известен как первооткрыватель аммиака, хлористого водорода, кислорода и других газов. Однако у этого ученого есть и другие открытия, а точнее - изобретения, которыми люди пользуется до сих пор. В 1770 году Пристли предложил своим коллегам использовать кусочки натурального каучука, чтобы стирать с бумаги карандашные и чернильные записи. К великому удивлению ученого, этот способ сразу же получил широкое распространение.

Изобретение... копировальной бумаги

Бюрократия порождает множество лишних бумаг, большинство из которых изготавливается даже не в одном экземпляре. Во время археологических раскопок были найдены глиняные таблички, которые содержали один и тот же текст в нескольких экземплярах. Копировали египетские и римские рабы-писари. В средние века тысячи монахов "денно и ночно" просиживали за переписыванием кодексов. Один человек за один раз мог изготовить только одну копию. И, наконец, в 1810 году в Париже состоядось изобретение, которое назвали копировальной бумагой.

... из истории пишущей машинки


И мя автора самой первой пишущей машинки неизвестно. Однако известно, что еще в 1714 году в Англии вышло королевское распоряжение, предписывающее одному из механиков лондонской водопроводной станции создать приспособление для печатания различных текстов. К сожалению, хроника умалчивает было ли выполнено это предписание. Потребовалось еще полтора столетия для того, чтобы пишущие машинки стали серийно выпускаться промышленность.

Пишущая машинка широко использовалась литераторами. Кабинет Л.Н. Толстого, например, знакомые великого писателя не могли представить себе без старого "Ремингтона" , так же как кабинет В.В Маяковского невозможно представить без его любимого "Ундервуда". Пионерами в применении пишущей машинки были Марк Твен и Джек Лондон.

Не отставал от технического прогресса известный предприниматель и сын турецкоподданого Остап Бендер."На базаре была куплена старая пишущая машинка "Адлер", в которой не хватало буквы "е", и ее пришлось заменить буквой "э". Поэтому первое же отношение, отправленное Остапом, в магазин канцелярских принадлежностей, звучало так:

Отпуститэ податэлю сэго курьеру т. Паниковскому для Чэрноморского отдэлэния на 150 (сто пятьдэсят) канцпринадлэжностей в крэдит на счэт Правлэния в городе Арбатове.

ПРИЛОЖЭНИЭ. Беэ приложэний."

Пишущая машинка с турецким акцентом марки "Адлер".... А почему не "Ремингтон" или "Ундервуд" ? Эти модели имели более широкое распространение и,следовательно, шансы покупки Балагановым машинки "Ремингтон" или "Ундервуд" были выше. Но нужно иметь ввиду, что к началу ХХ века в разных странах было создано более 300 (!) моделей пишущих машинок и "Адлер" - одна из них.

Вот некоторое технические особенности популярных в то время моделей.

У "Смитс-премьера" выпуска 1908 года в отличие от современных машинок было восемь рядов клавиш: четыре - для заглавных букв и четыре -для строчных.

Портативная "Бамбина" напоминало скорее остов телефонного аппарата, к которому забыли приделать номеронаборный диск и телефонную трубку. На панели машинки была нанесена шкала с буквами и знаками препинания, вдоль которой перемещался рычажок, а сбоку имелись три клавиши. Чтобы напечатать ту или иную букву, нужно было установить рычажок против соответствующего деления шкалы, а затем ударить по одной из клавиш. Не менее оригинально была устроена еще одна портативная машинка "Миньон", выпущенная в Риге в 1904 году. У нее знаки алфавита были заключены в расчерченную на панели сетку, над которой перемещался стержень с острой иглой. Стержень устанавливался над нужной клеткой, нажималась клавиша, опускалась игла - и буква отпечатывалась на бумаге.

Ленту в "Иосте" выпуска 1887 года заменяла пропитанная чернилами подушечка, в которую обмакивались литеры. Соприкосновение литеры с бумагой происходило, когда лист проходил под валиком, и печатающий не сразу мог прочитать напечанную строку. А машинистки, которые в начале ХХ века работали на "Ремингтоне -3М", вообще не видели, что они печатают,- у этой машинки была закрытая каретка. "Ремингтон" отличался еще и тем, что у него была деревянная клавиатура.

Модель машинки "Додхерти" использовалась в аптеках. У нее было два шрифта - русский и латинский. Отпечатанные рецепты автоматически выбрасывались в специальную корзину.

У портативного "Банкенсдерфера-5М" было всего три ряда клавиш и перемещающаяся вдоль вала печатающая шайба с нанесенными на нее литерами. Позже эта идея была использована в пишущих машинках с шаровидной головкой.

Еще в 1889 году "Смитс и братья" выпускали почти бесшумную и очень быструю машинку, в которой литерные рычаги были закреплены на ширикоподшипниках.

Оригинальная пишущая машина была изобретена в 1870 нашим соотечественником Алисовым и по внешнему виду напоминала... шарманку. После того как первая партия этих машин была изготовлена, правительство потребовало обязательного утверждения цензурой печатаемых на них материалов. В результате машина Алисова практического применения не нашла.

Из этих разработок к середине столетия сохранили свое значение около двадцати. Наиболее удачной оказалась разработка американца Шолеса. Его "Ремингтон" и стал прототипом современной пишущей машинки. Интересна история изобретения этой модели.
Шолес проживал в американском городе Милуоки и по профессии был полиграфистом, но в то время работал сборщиком податей. Шолес изобрел устройство для нумерования страниц в книгах и трудился в свободное время над его изготовлением в механической мастерской. В той же мастерской конструировал оригинальный плуг фермер-изобретатель Глидден. Однажды Глидден принес журнал с описанием пишущей машинкой Пратта и предложил сделать анолгичную на основе
принципа, заложенного в нумеровальной машине Шолеса. К работе привлекли друга Шолеса Суле, полиграфиста по профессии, и в том же 1867 году работа была завершена.
Довольные изобретатели разослали своим знакомым отпечатанные на машине письма. Среди адресатов оказался Глидден, пришедший в восторг от изобретения. Он предложил авторам финансовую поддержку в счет части будущих прибылей, но просил усовершенстововать конструкцию. Вскоре Суле и Глидден из предприятия вышли и доработку проводил оставшийся
в одиночестве Шолес. Им был изготовлено около тридцати пробных машин, и наконец в 1873 году к серийному выпуску приступил завод Ремингтона. Выпуск пишущих машин нарастал лавинообразно. Только “Ремингтонов” за первые десять лет изготовили свыше ста тысяч. Появились десятки и сотни новых моделей. В начале прошлого века в среднем ежедневно выдавалось три патента на различные усовершенствования машин.

В 1911 году в России провели сравнительный анализ энергозатрат при письме различных моделях пишущих машин. Оказалось, что написать 8000 знаков эквивалентно перемещению пальцами на "Ремингтон № 9" 85 пудов, на "Смитс-Премьер" - 100 пудов, на "Посталь" -188 пудов!

Первые машинки известной марки "Башкирия" собирались в ручную в 20-е годы в Уфе бывшие беспризорники, объединенные в трудовые коммуны. Серийный выпуск советских машинок начался в 40-х годах с модели "Ленинград". Первой электрической машинкой был американский "Электроматик" выпуска 1935 г. Затем последовали "Эрики", "Оптимы", "Ятрани", которые практически повсеместно вытеснены персональными компьютерами.

В начале всеобщей компьютеризации...

Пионером применения вычислительных машин в литературном труде стал знаменитый писатель- фантаст Артур Кларк. В начале 60-х годов компанией IBM писателю была подарена ЭВМ. Речь, конечно, не идет о персональном компьютере. Машина занимала целую комнату и стоила больших денег. По словам писателя работа за терминалом в первое время не способствовала полету фантазии автора.

«В начале было Слово…» - цитата из Библии, а я хотел бы, чтобы мы вспомнили материалы, на которых были начертаны первые слова, первые зачатки информации.

В начале был камень, стены пещеры, прибрежный валун, скалы у моря. На них первые летописцы, художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра.

Камень неолита: камень Шумера, Египта, Мексики, Англии, Норвегии, Китая, Азербайджана…

Рисунки на камнях. Образы. Стремление передать факт жизни. Желание – интерес – поиски все новых форм (или техники) в передаче главного – информации. Более сложная ступень: попытка обозначить звук, то есть то, что нельзя было увидеть, а только дано было слышать! Пиктографическое письмо: вырезанные, выбитые, выскобленные на твердых и не очень породах камня образы – символы, значки, обозначающие нечто, появляются позже. А вначале гениально просто: птица – это рисунок, довольно условный, но все-таки быстро читаемый контурный рисунок птицы, а позже рисунок трансформируется в значок: «птица». Но до этого надо еще дожить, пережив не одну сотню лет и поколений.

Затем появляется глина с ее великолепной способностью хранить на себе следы воздействия. Сырая глина используется для повседневных нужд, а обожженная идет в архив, для потомков, как документ, как память.

С металлом также связаны функции носителя информации.

Воск, утрамбованный влажный песок, листья растений, кора деревьев, шелк, шкуры зверей и самые разные материалы, которые используются для одного: передать слово, донести информацию, и, наконец, бумага.

Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Можно сказать, что бумага стала материальной основой всего, что создается умом человека. А между тем история и способы получения бумаги не совсем обычны и далеко не просты. Аристотель и Плутарх сообщают, что законы Драконта (621 год до н.э.) и Солона (594 год до н.э.) в Афинах были записаны на деревянных и каменных призмах. Тит Ливий указывает, что договор, заключенный консулом Слурием Кассием в 493 году до н.э., был зафиксирован на бронзовой колонне, а Дионисий Галикарнасский упоминает о бронзовой стеле в храме Дианы на Авентине с записью договора царя Сервия Тулия, заключенного с латинскими городами. «Законы 12 таблиц» были выгравированы на бронзовых досках.

А в Древнем Риме ветеранам войска за 25-летнюю службу выдавались две бронзовые таблички как свидетельство их заслуг перед государством.

Во времена античности были придуманы специальные таблички, которые готовились из дерева или слоновой кости. Их называли вощеными или восковыми (CERAE, CERACULI, TABULAE, TABULLAE). Размеры этих дощечек в основном придерживались стандарта: 12х14, 9х11 см. От края дощечки на расстоянии 1-2 см делали углубление на 0,5-1 см. затем по всему периметру заполняли это углубление воском. Две таблички клали друг на друга лицевой стороной, по одному краю просверливали отверстия и пропустив через них шнурки, соединяли дощечки между собой. Это был прототип книги , которая появится много позже…

Прекрасный материал для письма умели готовить уже в III веке до н.э. из папируса. Сейчас в Египте также готовятся по этой же технологии предшественники бумаги. Папируса очень много в дельте Нила. Теофраст в «Естественной истории» составил очень подробное описание растения и способа, как из него готовить писчий материал, также носящий имя этого материала – папирус. Срезается стебель растения. Затем стебель расщепляется по всей длине на длинные тонкие полоски. Внутренняя часть стебля, более эластичная, нарезалась тонкими слоями, а ближе к внешней оболочке – более толстыми. Затем полоски сортировали по толщине и ширине. После этого полоски подгонялись одна к другой. Сверху выкладывался второй слой полосок, но только перпендикулярно по отношению к первому слою. После этого слои прессовали. При этом из полосок выделялся сок, который в то же время был великолепным связующим. После просушки на солнце лист папируса пропитывали особым составом. Плиний приводит рецепт изготовления клея из хлебного мякиша, прокипяченного в воде. Им пропитывали лист папируса на следующий день. Заполненный текстом папирус называли томом (от греческого TOMOS - часть). Хотя папирус и относится к хрупким материалам, все-таки до нас дошло значительное количество античных папирусов. Среди них сочинения Аристотеля, письма Гиперида (IV до н.э.).

Во II веке до н.э. появляется материал, который заявляет о себе как конкурент папирусу. Царь Египта Птолемей V запрещает экспорт папируса из страны. В это время в Пергаме была задумана большая библиотека. Для нее были заказаны папирусные листы, но обострение отношений между Египтом и Пергамом, ставят организацию библиотеки под угрозу срыва. Оказавшись в безвыходном положении, ремесленники Пергама лихорадочно ищут замену папирусу. Поиски нового материала приводят изобретателей к коже.

Сказано же: «Лень толкала человечество к открытиям», а я добавил бы, что и нужда. Пергамцы стали обрабатывать телячью кожу с обеих сторон, стремясь получить прочный, пластичный материал для письма. И они этого добились! Вновь созданный материал был назван «пергамен » (по-гречески), а римляне называли его «мембрана ». Новый материал был лучше папируса.

Его отличали:

1. Высокая прочность.

2. Бело-желтый цвет.

3. Способность сгибаться и не ломаться.

4. Возможность нового формата, складирования и хранения.

Пергаментные листы обрезались по формату и укладывались друг на друга. Кипа пергамента защищалась сверху и снизу аналогичными по размерам дощечками. Новый материал и новые методы объединения информации в единый блок стали фундаментом для рождения книги. Такая форма первых «книг», скрепленных к тому же, как восковые таблички, стала называться «кодексом ». Дощечки, которые защищали кодекс сверху и снизу, стали обтягивать кожей – так появился переплет. Выражение «прочесть книгу от доски до доски» - идет как раз с этих времен.

Наряду с пергаментом широко используются и восковые таблички – они очень удобны для многоразового пользования. Король Карл Великий учился писать именно на таких табличках.

Массовая потребность в табличках вызвала много сопутствующих профессий. Появились целые отрасли кожевенников – они шили своего рода кожаный пенал на ремне, плотников, которые обрабатывали дощечки, лесорубов, поставщиков специальной древесины для тонких дощечек, пчеловодов, продающих в огромном количестве воск.

Издаются специальные указы, положения, нормы о качественной восковой табличке. Вот что было написано в 1268 году в «Книге ремесел», в статуте LXVIII: «…о тех, кто делает в Париже таблички для письма. Никто из изготовителей табличек не может делать таблички, из которых одна была бы из самшита, а другая из бука, и не может употреблять вместе с самшитом другие сорта дерева, если они драгоценней, чем самшит, т.е., хороший орех, бразильское дерево и кипарис. Никто из изготовителей табличек не может употреблять сало с воском, и каждый, кто сделает такого рода изделие, платит королю 5 су штрафа, а изделие уничтожается, ибо такое изделие недоброкачественно». Со II века до н.э. и по XIII век – 1500 лет качество вещи сохраняет свое значение!

Восковые таблички использовались и позже: в Ирландии, в торфяных болотах найдены десятки таких образцов XIV века. В Любеке, у церкви св. Якова, обнаружили таблички XV века. В Риге, в Домском соборе хранятся три таблички XIV века, одна табличка XVI века имеется в собрании библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Какое долгожительство!

С V века для письма стали употреблять и папирус и пергамент. С того времени до нас дошло около трехсот документов на папирусе. В Национальной библиотеке в Париже имеются «книги», написанные на папирусе в VI и VII веках, в Вене хранится кодекс VI века. После завоевание Египта арабами экспорт папируса в Европу ограничивается.

В XI веке арабы заменили папирус и пергамент бумагой, а до этого времени пергамент окончательно вытесняет папирус в Западной Европе. Сначала пергамент изготовляли монахи. Монастыри обладали достаточной базой для его полного производства. Кроме того, монахи, помимо своего основного занятия, были искусными мастерами во многих ремеслах. К тому же монастыри часто выполняли своего рода роль учебных заведений. Там обучались многим ремеслам не один десяток юных послушников, которые после прохождения курса учебы могли не принимать обет монаха, а отработав год-два в пользу монастыря подмастерьем, выходили из стен монастыря искусными ремесленниками.

К XII веку города в Западной Европе начинают развиваться. Растет необходимость в пергаменте – основного писчего материала. С этим напрямую связаны цеховые ремесленники – заниматься изготовлением пергамента становится выгодным делом.

По реестру Парижской тальи 1292 года в городе насчитывалось 19 пергаментщиков. До историков дошли сведения о городах, где широко развилось ремесло изготовления пергамента: Генуя, Милан, Флоренция, Рим, Равенна, Орлеан, Безансон, Трир, Льеж, Кельн, Краков, Прага.

Если до XII века пергамент изготовляли в городах и монастырях, то с появлением университетов (Болонья, 1154 г., Париж, 1200 г., Оксфорд, 1214 г., Неаполь, 1224 г.) монополия на этот материал перешла к университетам.

Процесс изготовления пергамента очень трудоемкий. Пергамент обычно делали из шкур барана, козлов, телят, волов. (Шкура ослов не годилась по многим причинам). Сначала шкуру барана помещали в чан с известью на несколько дней – на 2-3 дня на Востоке, до 10 дней на Западе (при повышении температуры раствора процесс идет быстрее). Затем шкуру доставали и очищали от волос и мяса, потом снова погружали в новый чан с известью на короткое время, после чего натягивали на раму. Для очистных работ применяли самые различные ножи – скребки. Самые разные по форме, по углу заточки ножи – скребки помогали начисто обработать поверхность шкуры. После чего пемзой заканчивали механическую обработку, доводя поверхность шкуры до гладкого состояния. Затем в кожу с двух сторон втирали мел или свинцовые белила. Они поглощали жир и отбеливали кожу. Остатки отбеливателя снимались, кожа протиралась и получалась гладкой с обеих сторон.

Самый дорогой полупрозрачный пергамент получался из кожи не родившихся ягнят, телят. Пергамент из кожи таких ягнят назывался «девичья кожа» и предназначался для книг высокопоставленным особам.

Кроме этого, пергамент делили на «южный» и «северный». «Южный» делали на юге Италии и Испании. Обработка велась только с одной стороны. Южный пергамент не очень ценился. «Северный» пергамент обрабатывался с обеих сторон. Позже, Италия и Испания также стали обрабатывать кожу с обеих сторон и лучше отбеливать пергамент.

Потребность в пергаменте все возрастала, а резко увеличить его производство не представлялось возможным, так как процесс изготовления пергамента был очень сложным по технологии. Ввиду этого шли на определенные «варварские», с нашей точки зрения, действия: первоначальный текст, рисунки смывали, выскабливали, отбеливали пергамент, чтобы его использовать вторично. Однако чернила очень впитывались в пергамент, так что ни пемза, ни нож и никакие смеси не могли полностью (добела) уничтожить то, что было написано до этого. Видимо, с тех времен, дошла до нас пословица: «что написано пером, того не вырубишь топором».

Найдены были древние рецепты смесей, растворов для смывания чернил. Например, в Англии делали смесь из молока, сыра и необожженной извести, и этим составом травили старую рукопись. Но все-таки, какие-то следы от предыдущей надписи оставались. В 1756 году был обнаружен текст, из-под которого выглядывали какие то черточки, точки. В 1761 году, спустя пять лет, наконец, были изготовлены реактивы, при помощи которых удавалось прочесть старый текст. Это был перевод Библии на готский язык, сделанный епископом Ульфилой в XIV веке. С конца XVIII века было обнаружено большое число таких рукописей. Их назвали «палимпсестами ».

Успехи алхимиков позволили в XVIII– XIX веке прочесть многие палимпсесты, но только на короткое время. Реактив, как это не печально признавать, спустя некоторое время уничтожал оба текста.

В настоящее время науке известны 130 палимпсестов V-XVI веков. Наибольшее их количество приходится на VII-IX века.

Однако смывание текстов не спасало положения. Потребность в материале для письма в Европе существовала вплоть до появления бумаги. Время изобретения бумаги точно не установлено. Считается, что она появилась в Китае во II веке н.э. и постепенно проникла на Запад.

В северной провинции Китая Шэньси есть пещера Баодяо. В 1957 году в ней обнаружили гробницу, где были найдены обрывки бумаги. Находка датируется возрастом более 2000 лет назад. До этих раскопок изобретение бумаги приписывалось Цай Луню. В 105 году он подал прошение императору об использовании способа изготовления бумаги.

Сырьем для бумаги в Китае служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, не считалась в Китае редкостью. В III веке она полностью вытеснила деревянные дощечки, используемые для письма. В начале XIX века впервые в мире в Китае появляются бумажные деньги. В течение многих веков китайцы хранили секрет изготовления бумаги. В 751 году в бою под Самаркандом между арабами и китайцами в плен к арабам попало несколько мастеров бумажного дела. Благодаря этому Восток узнал тайну бумаги. «Развитие бумажного производства шло медленно, и история его покрыта мраком…» - писал Оноре де Бальзак.

Во II веке новой эры бумага достигла Кореи. В III веке бумага «двинулась» к берегам Японии. Но настоящее развитие она получила только к 610 году, и со временем ученики превзошли китайцев – авторов изготовления бумаги. В III веке бумага проникла в Центральную Азию. В VII веке стала известна в Индии, в VIII веке – в Западной Азии. В Х веке бумага «дошла» до Африки, в XII – вступила в Европу, в XVI – ее уже знали в Америке (Мексика 1580 г.). Кустарное производство возникло позже, в XVII веке на территории США.

Первая бумажная мастерская построена в Самарканде арабами с помощью пленных китайцев в VII-VIII вв. Ее стали изготавливать из тряпья, хлопка. Арабы первыми применили метод растирания бумажной массы, вместо того чтобы толочь ее в ступе. Арабы пять веков сохраняли монополию на изготовление бумаги, тщательно оберегая секрет ее производства. Но все тайное рано или поздно становится явным. Так произошло и в этом случае. Сейчас нет свидетельств, каким образом тщательно охраняемый секрет стал известен в Западной Европе, но факт, что тайны больше не было.

В VIII веке (751г.) когда арабы захватили Самарканд, секрет производства бумаги попал в Месопотамию, Сирию, Египет. Арабы экспортировали бумагу в Европу через Испанию и Сицилию. Есть легенда о том, что один рыцарь, участник крестового похода, попал в плен и был отправлен в Дамаск, где работал в бумажной мастерской. По возвращении на родину он основал первую бумажную «фабрику». У итальянцев существует другая легенда, как некий молодой монах в злости пережевал свою рубаху и выплюнул на кафель печи. Утром он заметил, что масса, приклеенная к гладкой поверхности кафеля, очень ровная и напоминает пергамент. Попробовал монах чернила на этой поверхности и увидел, что можно писать на ней. Так была открыта бумага.… Но все это из области человеческой фантазии. Легенды не совпадают с фактами, что бумага попала в Европу через Испанию и Сицилию в Италию в XIII веке. Из Италии готовую бумагу начали вывозить в Южную Францию, Германию, и далее в Польшу, Чехию, Из Испании – на север Франции, в Англию и Скандинавию.

Таким же путем шло и распространение производства бумаги.

Первой в Европе (около 1150 г.) начала делать бумагу Испания, переняв технологию у арабов. В 1154 году бумага появилась в Италии. В 1300 году бумагу начала изготавливать Венгрия, в 1390 году – Германия, в 1494 году – Англия, в 1565 году – Россия, в 1586 году – Голландия, и в 1698 году – Швеция.

В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 операций. Главной фигурой на бумажной мельнице был черпальщик, а основным рабочим инструментом ему служила четырехугольная форма с сеточным дном. Он опускал ее в чан, наполненный бумажной массой, и быстро поднимал. Требовалось делать это так, чтобы на сетке, после того как с нее стечет вода, остался ровный волокнистый слой, из которого потом получался лист бумаги. Черпальщик считался важной персоной и обладал рядом привилегий в отличии от остальных мастеров.

Со временем цеховое бумажное производство изменило свой характер, приобрело черты мануфактурного производства. Таким оно оставалось до конца XIX века. Эта операция была очень трудоемкой, требовала больших физических затрат, опыта, сноровки. Обычно это были мастера высокой квалификации. Они пользовались уважением и льготами. Сделав свое дело, черпальщик передавал раму рабочему - приемщику. Тот ловко переворачивал раму, и волокно попадало на матерчатую суконную прокладку. Сырые бумажные листы разделялись прокладками и собирались в стопы. Затем из них удаляли воду прессом. На многих гравюрах детально показан такой пресс, так что при желании можно изготовить действующую модель без особого труда, настолько точны рисунки и гравюры.

Сушка была завершающей, но не самой последней операцией. После удаления влаги листы распрямляли, разглаживали на гладком катке каталкой из твердых пород деревьев как бук, орех или костью. Затем снова прессовали. Иногда бумагу окунали в кювету с разведенным животным или рыбьим клеем. Рыбий считался лучше так как меньше подвергался гниению. Затем была повторная сушка и разглаживание.

Процесс изготовления бумаги требует большого количества воды для приводов мельниц. Поэтому бумажные цеха стремились строить как можно ближе к воде, а чаще – прямо на реке. Такие цеха стали называться «бумажными мельницами». Первые бумажные мельницы появились в Италии в XIII веке (Фабриано, 1276 год, позже в Болонье и в Анконе), во Франции в XIV веке (1348 г.), в Германии в 1380 году, в Англии в середине XIV века, в Голландии, Норвегии, Дании – в 60-х годах XIV века, в Польше в 1493 году, в Чехии – в 1499 году.

Растет спрос на бумагу, увеличивается количество цехов, мастеров, учеников. Растет конкуренция – крепнет желание занять свою нишу в производстве, поставке своего товара, в закреплении своего имени. Каждый мастер имеет свои хитрости, свои секреты, которые держит под строгим контролем, хотя в целом общий принцип производства был известен.

В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Сначала его замачивали в известковом молоке. Потом тряпье растирали в больших ступках, и снова замачивали в известковой воде около суток. Затем измельченная масса доставалась, отжималась, и снова перемалывалась до получения однородной смеси в больших чанах. Мастер определял готовность сырья – разрешал формовщикам зачерпнуть особым ситом (деревянная рама, обтянутая мелкой сеткой) специальным отработанным движением массу – заготовку бумаги. Через некоторое время вода сцеживалась через сито, уплотнялась, после этого «откидывалась» на слой войлока. Оставшаяся вода впитывалась в войлок, и бумажная масса – сырье еще более уплотнялась. Сверху клали лист войлока, и операция повторялась, таким образом, несколько раз. После определенного времени всю эту стопку из войлока и бумажной массы уплотняли под прессом. Пресс отжимал остаток влаги и после этого чуть влажные листы заготовки развешивали в тени (обязательно под навесом) для воздушной сушки.

Подсушенная бумага поступала к гладильщикам: на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком (своего рода плоский и очень гладкий нож без ручки). Проглаженная таким образом бумага поступала к проклейщику. Он пропитывал лист желатиновым раствором и снова развешивал для сушки. Высохший лист вновь поступал к проклейщику для обработки другой стороны, после чего лист снова развешивали для сушки. Проклеенный лист возвращался к гладильщику. Он повторял операцию выглаживания листа и передавал ее, если нужна была полированная бумага (тип современной мелованной бумаги) полировщику. Он полировал ее слоновой костью и завершал свои действия обработкой поверхности яшмой, нефритом, агатом, ониксом. Чаще всего применяли агатовые лощила. Подобная техника лощения или полировки сырого изделия из глины сохранена и по сей день. Такие изделия, называемые в керамике «лощеными», пользуются успехом у любителей керамики.

Почти готовая бумага относилась на стол к мастеру - резчику. Он обрезал заготовки под определенный формат и складировал их десятками. Упаковщик, в зависимости от количества листов в заказе собирал блок готовой бумаги, предварительно подложив снизу форматную дощечку и точно такую же сверху, чтобы уберечь края листов готовой бумаги от механических повреждений. Все это тщательно укрывалось сукном, льном, перевязывалось лентами, и сдавалось на склад готовой продукции или прямо из рук в руки заказчику. Бумага, как товар, не залеживалась на складе. Вот основные операции по изготовлению бумаги, не считая дополнительных, технологически также довольно сложных манипуляций с бумажной массой. Основных операций было около 30, дополнительных около 15-ти.

В истории бумаги интерес представляет как приготовление бумаги из необработанных волокон, так и изобретение тряпичной бумаги. В 1877 году около города Фаюма (Египет) был найден архив многих тысяч документов. Архив был куплен эрцгерцогом Райнером (Австрия) и для изучения этих документов был передан профессору университета г. Вены доктору Карабачеку. К исследованию был подключен и профессор Визнер. Он исследовал под микроскопом строение бумаги и пришел к выводу, что сделана она в VII веке на основе льна или пеньковой тряпки. К этому же выводу пришел и доктор Карабачек в своих исследованиях.

Если вновь обратимся к истории, то станет ясно, как бумага попала к арабам. В 851 году нависла угроза потерять Самарканд, так как к городу двигалась армия из Китая. Наместник халифа в Хорасане Абу-Муслим посылает доверенного человека – своего заместителя Саида-ибн-Сали в Самарканд для отражения нападения. В битве при городе Атлах на Тараз армия Халифа побеждает, и китайцы отброшены за китайские пределы. Было захвачено много пленников, и среди них многочисленные представители разных ремесел. Большой удачей оказалось то, что в плен попали мастера бумажного дела. Сырого льна, который рос в Китае на огромных территориях, в Самарканде не было. Мастера были поставлены в тупиковое положение. Срочно надо было найти выход. И он нашелся: полно было тканей, еще больше было тряпок. Выход нашелся, и довольно остроумный: если нет основного сырья (лен - сырец), то будем дробить тряпки в кашицу.

Во времена правления Гаруна-аль-Рашида в Багдаде в 794 году была построена бумажная фабрика. Применение бумаги необходимо было еще и потому, что написанное на пергаменте можно было стереть, соскоблить, вывести. На бумаге написанное тревожить было нельзя, тем самым истинность документа сохранялась как можно дольше. К этому выводу пришел вновь назначенный визирь Джафар-ибн-Джайя, ведавший государственной канцелярией; с тех пор бумага и удержалась в обращении.

Так что в 851 году китайцы проиграли главное: битву и секрет бумаги изо льна. Построенная в 794 году фабрика в Багдаде занималась выделкой пергамента и папируса вплоть до халифа Гаруна-аль-Рашида. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что волокнистая бумага изобретена в Китае, а тряпичная – арабами при помощи пленных ремесленников – мастеров своего дела.

Технология бумаги за короткое время достигла значительных успехов. Уже к XII веку в Фесе вместо ступок применялись жернова, проклеивалась бумага крахмальным клейстером на основе пшеничной муки, сетки были обтянуты тонкой проволокой. Окраска бумаги в синий, красный и желтый цвета присутствует в архиве, найденном у Фаюма. Сорта бумаги также были разнообразны и отличались местом, где производились. Была изготовлена бумага для голубиной почты, т.н. «птичья». Голубиные станции имелись через каждые три обыкновенные почтовые станции, а голубь летел только от одной станции к другой. Кроме египетской бумаги, имела также значение багдадская и сирийская (дамасская) бумага.

В XI веке бумага применялась уже повсеместно. Ее стали применять даже как упаковочный материал. Назир Хосрой, приехавший из Персии и много путешествовавший по Египту, в 1035-1042 годах описывает нечто знаменательное: на старом базаре в Каире видел, как покупки заворачивают в пакеты, даже бутылки с купленным маслом упаковывают в бумагу! Это было настолько шокирующим фактом для него, что он в нескольких письмах отмечает сию роскошь и расточительство.

Врач Абдель Лятиф, тоже много путешествовавший по Египту, описывает случаи, когда феллахи и бедуины вскрывали древние могилы в поисках полотна, в которые обычно были завернуты мумии, для дальнейшей продажи ворованного материала как сырья на бумажные фабрики. Это описывалось в 1200 году.

Западная Европа к XIII-XIV веку также стала вырабатывать и употреблять много бумаги. В Голландии только к 1670 году (XVII век) изобрели роллер – измельчение бумаги при помощи валов. В Англии первую мельницу построил немец Шпильманн в 1588 году в г. Даршферд. А Франция имела бумажную мельницу в 1189 году, переняв многое от Испании.

Для технологии бумаги были сделаны важные открытия в Германии. Немцы придумали состав для смоляной проклейки бумаги. Келлер в XIX веке пришел к мысли делать бумагу из щепок, наблюдая за работой ос при строительстве своих гнезд. После многих опытов Келлер в 1845 году все-таки изготовил свою бумагу из древесных отходов. Дальнейшие разработки позволили получить бумагу из соломы, травы «альфа», и т.д.

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. У нее было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материала для письма, для передачи столь ценимого-информации.

Общепринятой датой возникновения письменности у славян считается 863 год, но некоторые исследователи утверждают, что писать на Руси умели и раньше.

Закрытая тема

Тема дохристианской письменности в Древней Руси считалась в советской науке если не запретной, то достаточно закрытой. Только в последние десятилетия появился ряд работ, посвященных этой проблеме.

К примеру, в фундаментальной монографии «История письма» Н. А. Павленко предлагает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причем, приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена.

Миф или реальность

Историк Лев Прозоров уверен, что доказательств существования письменности до появления на Руси кириллицы более чем достаточно. Он утверждает, что наши далекие предки не только могли писать отдельные слова, но и составлять юридические документы.

В качестве примера Прозоров обращает внимание на заключение Вещим Олегом договора с Византией. В документе речь идет о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании». Правда, на каком языке писались подобные завещания не уточнятся.

В «Житиях Мефодия и Кирилла», составленных в Средние века, пишется о том, как Кирилл посетил Херсонес и увидел там Священные книги, написанные «роусьскыми письменами». Впрочем, многие исследователи склонны критически относиться к данному источнику. Например, Виктор Истрин считает, что под словом «роуськие» следует понимать «соурськие», – то есть сирийские письмена.

Однако есть другие свидетельства, подтверждающие, что у язычников-славян все-таки была письменность. Об этом можно прочитать в хрониках западных авторов – Гельмольда из Босау, Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, которые при описании святынь балтийских и полабских славян упоминают о надписях на основаниях изваяния Богов.

Арабский хронист Ибн-Фодлан писал, что своими глазами видел погребение руса и то, как на его могиле была установлена памятная метка – деревянный столб, на котором было вырезано имя самого покойного и имя царя руссов.

Археология

Косвенно наличие письменности у древних славян подтверждают раскопки Новгорода. На месте старого городища были обнаружены писала – стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Находки датируются серединой X столетия, при том, что христианство в Новгород проникло только в конце X века.

Такие же писала были найдены в Гнёздово при раскопках древнего Смоленска, более того, там есть археологические доказательства использования стрежней для писания. В кургане середины X века археологи раскопали фрагмент амфоры, где прочли сделанную кириллицей надпись: «Гороух пса».

Этнографы считают, что «Гороух» это обережное имя, которое давалось нашими предками, чтобы «горе не привязывалось».

Также среди археологических находок древнеславянских поселений фигурируют останки мечей, на клинках которых кузнецы гравировали свое имя. К примеру, на одном из мечей, найденном возле станицы Фощеватой можно прочесть имя «Людота».

«Чертами и резами»

Если появление образцов кириллического письма в дохристианское время еще может быть оспорено, в частности, объяснено неверной датировкой находки, то письмена «чертами и резами» это признак более древней культуры. Об этом способе письма, все еще популярном у славян даже после принятия крещения в своем трактате «О письменах» (начало X века) упоминает болгарский монах Черноризец Храбр.

Под «чертами и резами», по мнению ученых, скорее всего имелась ввиду разновидность пиктографическо-тамгового и счетного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития.

Попытки расшифровать надписи, выполненные по типу «черт и резов» предпринял российский дешифровщик-любитель Геннадий Гриневич. Всего он рассмотрел около 150 надписей, найденных на территории расселения восточных и западных славян (IV-X вв. н.э.) При тщательном изучении надписей исследователь выявил 74 основных знака, которые, по его мнению, составили основу слогового древнеславянского письма.

Также Гриневич предположил, что некоторые образцы праславянского слогового письма были выполнены с помощью рисуночных знаков – пиктограмм. К примеру, изображение лошади, собаки или копья означают, что нужно использовать первые слоги данных слов – «ло», «со» и «ко».
С появлением кириллицы слоговое письмо, по мнению исследователя, не исчезло, а стало использоваться как тайнопись. Так, на чугунной ограде Слободского дворца в Москве (ныне здание МГТУ им. Баумана) Гриневич прочитал, как «хасид Доменико Жилярди имеет в своей власти повара Николая I».

«Славянские руны»

У ряда исследователей существует мнение, что древнеславянская письменность это аналог скандинавского рунического письма, что якобы подтверждает так называемое «Киевское письмо» (документ, датируемый X веком), выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева. Текст документа написан на иврите, а подпись сделана руническими символами, которые до сих пор не смогли прочесть.
О существовании рунического письма у славян пишет немецкий историк Конрад Шурцфлейш. В его диссертации 1670 года речь идет о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство историк приводил образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII-XVI веков.

Письменность как свидетель миграции

Упомянутый выше Гриневич считает, что с помощью древнеславянского слогового алфавита можно читать также критские надписи XX-XIII вв. до н.э., этрусские надписи VIII-II вв. до н.э., германские руны и древние надписи Сибири и Монголии.
В частности, по словам Гриневича, он сумел прочесть текст знаменитого «Фестского Диска» (о. Крит, XVII в. до н.э.), в котором повествуется о славянах, нашедших новую родину на Крите. Однако смелые выводы исследователя вызывают серьезное возражение со стороны академических кругов.

Гриневич в своих изысканиях не одинок. Еще в первой половине XIX века русский историк Е. И. Классен писал, что «славяноруссы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности».

Итальянский филолог Себастьяно Чьямпи на практике показал, что между древней славянской и европейской культурами существовала определенная связь.

Для расшифровки этрусского языка ученый решил попробовать опираться не на греческий и латынь, а на один из славянских языков, которым хорошо владел – польский. Каково было удивление итальянского исследователя, когда переводу стали поддаваться некоторые этрусские тексты.


Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?

Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.


Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.


Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные.


Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.


Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож – название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.


Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Loading...Loading...