Причины производственного травматизма при эксплуатации кранов. Что делать при аварии мостового крана? Требования Правил к грузозахватным приспособлениям

Основными причинами аварий грузоподъемных кра­нов являются: неправильная установка кранов; превы­шение паспортной грузоподъемности (перегруз) машин; использование неисправных грузозахватных приспособ­лений; неправильный выбор скорости движения; нарушение правил техники безопасности при эксплуатации кранов. Основные виды аварий грузоподъемных кранов, возникающих в процессе их эксплуатации - потеря ус­тойчивости (опрокидывание) и деформация рабочего оборудования.

Башенные, козловые, железнодорожные и порталь­ные краны работают на рельсовых путях, автомобиль­ные, пневмоколесные и гусеничные краны - на грунто­вых площадках. От качества устройства путей и подго­товки площадки зависит надежность и безопасность работы кранов.

Правила устройства и эксплуатации рельсовых путей регламентируются специальной инструкцией. Грунтовые дороги и площадки должны быть спланированы и уп­лотнены. При эксплуатации машин должны быть при­няты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра на больших уклонах пути или рабочей площадки. Стрело­вые краны рассчитываются на устойчивость при работе с уклоном не более 3°, причем уклон зависит от длины стрелы. Так, для гусеничных кранов грузоподъемностью 40 т допускаемый уклон рабочей площадки составляет при длине стрелы 15 м -3°, при стреле 25 м -2° и при

стреле длиной свыше 25 м - 1°.

Установка, перемещение и работа монтажных кранов вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукреп­ленными откосами разрешается только на расстоянии, установленном проектом производства работ. Особенно тяжелые условия для обеспечения устойчивости и про­ходимости стреловых кранов к месту монтажа конст­рукций возникают в осенний и весенний времена года, когда несущая способность влажных грунтов резко по­нижается. В этих случаях устраивают колейные или сплошные дороги из песка или шлака или временные инвентарные колейные дороги и рабочие площадки из железобетонных плит или деревянных шпал.

Для безаварийной эксплуатации каждый кран обес­печивается приборами безопасности: ограничителями грузоподъемности, высоты подъема стрелы и крюка крана, поворота крана; указателями грузоподъемности, вылета крюка, наклона крана, силы ветра, противоугон­ными устройствами (рельсовыми захватами), а также звуковой сигнализацией при выходе стрелы из рабочей зоны крана (при работе на выносных опорах).

Перед началом эксплуатации крана, после каждой установки его на новом месте ответственный за безопас­ное производство работ по перемещению грузов кранами проверяет правильность установки кранов и в журнале или путевом листе делает запись о разрешении произ­водства работ. Здесь же указываются фамилии стро­пальщиков и номера их удостоверений. Безопасность и надежность работы кранов в значительной степени за­висит от исправного состояния и работоспособности стропов и захватов. В кабине крана и на месте произ­водства работ вывешивают список перемещаемых грузов с указанием их массы, а крановщикам и стропальщикам такие списки выдают на руки.

Для строповки грузов следует применять стропы, соответствующие массе поднимаемых конструкций с учетом числа ветвей и угла их наклона к вертикали. Груз, по весу близкий к разрешенной грузоподъемности крана, необходимо предварительно поднять на высоту 20...30 см от уровня земли и проверить надежность стро­повки и тормозных устройств.

Наиболее распространенной причиной аварий являет­ся перегрузка кранов. Это происходит, когда масса под­нимаемого груза превышает грузоподъемность крана при данном вылете крюка, при увеличении вылета крю­ка с поднятым грузом путем опускания стрелы или пе­ремещения грузовой каретки; при увеличении вылета крюка крана с

поднятым грузом путем раскачивания или оттягивания грузового полиспаста от вертикали; при подъеме примерзших или заваленных другими изделия­ми конструкций.

Более жесткие требования безопасности предъявля­ются при работе строительных кранов в осенне-зимний период. Движение кранов с грузом на крюке не допус­кается.

Челнинский территориальный отдел обеспокоен сложившейся обстановкой на строительных площадках г. Набережные Челны, связанной с применением подъемных сооружений (башенных, автомобильных, гусеничных кранов, кранов-манипуляторов, автогидроподъемников и вышек), так как в 2014 году на объектах, поднадзорных отделу, произошло две аварии, одна авария со смертельным исходом.
Так, в конце мая прошедшего года на территории строительной площадки произошло падение башенного крана КБ 405-2 зав. № 429, принадлежащего ООО «Евростиль», повлекшее несчастный случай со смертельным исходом крановщицы предприятия. Причиной аварии явилось несоблюдение работниками эксплуатирующей организации ООО «Евростиль» и монтажной организации ООО «СУМ» требований норм и Правил и нарушение производственной инструкции самой крановщицы: нарушены требования проекта в части устройства верхнего и нижнего строения кранового пути башенного крана КБ-405-2.РКС, по проекту в составе верхнего строения кранового пути в качестве балласта под опорные элементы (железобетонные балки) укладывается сплошная подушка из щебня высотой 200 мм, фракцией 20-60 мм. По факту в качестве балласта применен песок. В составе нижнего строения кранового пути отсутствует водоотводное устройство, обеспечивающее пропуск атмосферных осадков. В устройстве верхнего строения крановых путей не соблюдено требование проекта, а именно: длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 метр в каждую сторону, по факту балластная призма короче конца нитки рельса на 0,5 м; допущена эксплуатация неисправного путевого оборудования (тупиковых упоров) и недостаточное их закрепление на крановом пути; допущена эксплуатация неисправного ограничителя рабочего движения крана - концевого выключателя КУ-704; не проведена внеочередная проверка состояния рельсовых путей и внеочередное техническое обслуживание после неблагоприятных метеорологических условий - ливней; машинистом башенного крана перед началом работы была формально проверена исправность действия приборов и устройств безопасности, не осмотрены крановые пути и тупиковые упоры, в вахтенном журнале отсутствуют записи об обнаруженных во время осмотра и опробования крана неисправностях, препятствующих безопасной работе. Крановщик не поставил в известность ИТР, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии об имеющихся неисправностях тупиковых упоров и концевого выключателя.

В соответствии с п. 138 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533, пуск в работу подъемных сооружений осуществляется организацией самостоятельно только в случаях, если произошла смена эксплуатирующей организации для ПС, отработавшего нормативный срок службы, в отличие от предшествующих требований, где пуск в работу в любом случае осуществлялся государственным инспектором.

В соответствии с п. 138 Правил безо­пасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 года № 533 и зарегистрированные Минюстом России 31 декабря 2013 года № 30992, пуск в работу подъемных сооружений осуществляется организацией самостоятельно только в случаях, если произошла смена эксплуатирующей организации для ПС, отработавшего нормативный срок службы, в отличие от предшествующих требований, где пуск в работу в любом случае осуществлялся государственным инспектором, которым осуществлялась проверка крановых путей, технического состояния кранов, наличия заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, срок эксплуатации которых истек, необходимых при строительстве проектов производства работ кранами и другой документации, которая должна вестись предприятиями и соблюдаться.
Другая авария произошла 12 августа 2014 года на территории производственной базы ООО «Строительно-монтажное управление-37». Произошло опрокидывание автомобильного крана КС-55713-1 при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, пострадавших, получивших тяжелую травму, нет. Причиной аварии явился вывод из работы прибора безопасности ОНК, контролирующего перегруз крана, нарушение технологической карты строповки крупногабаритных конструкций.

В последних числах мая 2014 года на территории строительной площадки жилого дома 12-21 произошел инцидент, а именно: при ударе кирпичной кладки поддоном с газобетоном при перескладировании его башенным краном КБ 408.21-02, принадлежащим ООО «Строй-Кран», произошло разрушение кирпичной кладки, что привело к падению кирпичей с 17 этажа, в результате чего один кирпич упал на гражданина, который получил тяжелую травму головы. Причиной несчастного случая явились неправильные действия крановщицы. В ходе расследования выяснились косвенные причины, повлекшие данный несчастный случай: не разработан график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда; не защищены входы в строящееся здание сплошным навесом шириной не менее ширины входа с вылетом на расстоянии не менее 2 м от стены здания и углом, образуемым между навесом и вышерасположенной стеной 70-75 °; по всему периметру здания отсутствуют наружные защитные козырьки, удовлетворяющие следующим требованиям: ширина защитных козырьков должна быть не менее 1,5 м, и они должны быть установлены с уклоном к стене так, чтобы угол, образуемый между нижележащей частью стены здания и поверхностью козырька, был 110 °, а зазор между стеной здания и настилом козырька не превышал 50 мм; первый ряд защитных козырьков должен иметь защитный настил на высоте не более 6 м от земли и сохраняться до полного окончания кладки стен, а второй ряд, изготовленный сплошным или из сетчатых материалов с ячейкой не более 50 х 50 мм, должен устанавливаться на высоте 6-7 м над первым рядом, а затем по ходу кладки переставляться через 6-7 м; не выполняются требования технологической карты на слоистую кладку наружных стен из кирпича и газобетонных блоков с использованием в качестве утеплителя экструзионного пенополистирола в части соблюдения процесса кирпичной кладки, а именно: выполнена кладка наружного облицовочного слоя кирпича на высоту 3000 мм без кладки внутреннего основания стены из газобетона сначала на высоту 1,3 м (первый этап), затем на высоту 2,5 м (второй этап) с закладкой в кладку базальтопластиковых связей между рядами через каждые четыре ряда. По факту слой газобетонной кладки был выполнен на высоту 500 мм; прочность раствора, примененного в кирпичной кладке, по результатам экспертного заключения соответствовала марке М50 вместо проектной М100; допущено нахождение работников и оборудования ООО «СК Статус» в опасной зоне работы крана при возможном падении грузов со строящегося здания.
Следующий случай со смертельным исходом не связан со строительной площадкой, но он связан с эксплуатацией мостового крана, а именно: 16 сентября 2014 года на заводе металлоконструкций ТЭМПО при перемещении мостовым краном крупногабаритной конструкции вдоль цеха без его сопровождения грузом была задета двутавровая балка, которая опрокинулась и придавила голову находящемуся рядом начальнику ОТК. Расследование несчастного случая проводилось комиссией, созданной государственной инспекцией труда, с участием в комиссии государственного инспектора Челнинского территориального отдела. Причиной смертельного случая явилась неудовлетворительная организация производства работ: начальник цеха определил недостаточное количество стропальщиков для выполнения работ по обвязке, зацепке, подъему и перемещению грузов грузоподъемными машинами; не обеспечил выполнение крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических карт в части сопровождения груза при перемещении и применении специальных оттяжек или багров для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных грузов; не проинструктировал стропальщиков (газоэлектросварщика). При расследовании данного случая было выявлено много нарушений, в результате при нашем обращении в прокуратуру на проведение проверки проверка была согласована. Результатом проверки явилась приостановка одного мостового и одного козлового кранов, эксплуатируемых организацией без проведения экспертизы промышленной безопасности технического состояния кранов по истечении нормативного срока службы.
В 2014 году произошли два несчастных случая от поражения электрическим током, один - смертельный несчастный случай, произошедший в августе 2014 года на Литейном заводе ОАО «КАМАЗ» с машинистом мостового крана, а именно: поражение техническим электричеством, по результатам расследования возможной причиной смертельной электротравмы пострадавшего могло явиться использование самодельного металлического крючка для одежды, пакета и других личных вещей пострадавшего, вставленного в одно из вентиляционных отверстий защитной панели крана ПЗК, один конец которого мог касаться токоведущих частей внутри панели ПЗК.
10 октября в ЗАО «Челны-Хлеб» произошел тяжелый несчастный случай с электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования при производстве переключений в электрощитовой № 1 хлебобулочного цеха, который в результате небрежного оперирования изолирующей оперативной штангой создал короткое замыкание в электрической цепи, в результате чего возникла электрическая дуга, что способствовало возгоранию со взрыванием автоматических выключателей с созданием экстремальной повышенной температуры рабочей среды, от которой были получены ожоги тела пострадавшим.
Начало текущего года также ознаменовалось несчастными случаями. Так, в начале марта произошел групповой несчастный случай на строительстве жилого дома 21-19 в районе Замелекесье, где произошло падение ж/б перегородки П9-2 размером 2,57 х 3,36 х 0,08, массой 1650 кг. на работников ООО «СМУ-51», выполнявших работы по ее монтажу с помощью башенного крана КБ - 405-1А, зав. № 648, принадлежавшего ООО «Ремонт грузоподъемных машин».
Приказом от 10 марта 2015 года создана комиссия по расследованию данного группового несчастного случая, причиной явились нарушения стропальщиками требований проекта производства работ кранами, а именно: не были закреплены после установки ж/б перегородки П9-2 временными крепежами, предотвращающие ее падение, до отстроповки перегородки.

Также в начале марта произошел смертельный несчастный случай в ООО «ЖилЭнергоСервис-Агрыз» при работе с применением автоподъемника при производстве работ по замене ламп уличного освещения. Электромонтер вылетел из люльки автоподъемника при ударе машины ГАЗ-6605, который зацепил своим фургоном нижний пояс основания стрелы автоподъемника, который выходил за пределы габаритов машины на 1,2 м над проезжей частью дороги. Причиной явилось: невыполнение мероприятий обслуживающим персоналом (оператором (машинистом) подъемника и рабочим люльки) по безопасному ведению работ при эксплуатации подъемного сооружения; эксплуатация подъемного сооружения неаттестованным персоналом (машинист подъемника); эксплуатация подъемного сооружения без ответственных специалистов; невыполнение мероприятий по обеспечению безопасных расстояний от мест движения городского транспорта.
В середине марта 2015 года на производственной базе ООО «Домкор Индустрия» произошел несчастный случай при выполнении операции по перемещению арматурных сеток мостовым краном. Операции по перемещению груза выполнялись в нарушение технологических карт, при строповке груза была применена обвязочная проволока вместо установленных технологической картой съемных грузозахватных приспособлений, при поднятии груза произошел обрыв проволоки, и груз обрушился (185 кг) на стропальщика.
Анализ аварийности и травматизма показывает, что основная причина происходящих аварий и несчастных случаев связана с человеческим фактором. Низкая квалификация обслуживающего персонала, несоблюдение работниками требований технических норм и правил, недисциплинированность исполнителей продолжают оставаться одной из главных угроз промышленной и энергетической безопасности.
В целях профилактики риска аварий и гибели людей специалисты Челнинского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора рекомендуют руководителям и специалистам предприятий принять меры по повышению эффективности производственного контроля над соблюдением промышленной и энергетической безопасности, обратив особое внимание на выполнение работниками служб производственного контроля возложенных на них обязанностей; не допускать к выполнению работ персонал, не прошедший обучение, стажировку, проверку знаний; отстранять от занимаемой должности лиц, допускающих нарушения требований законодательства; установить действенный контроль над своевременным проведением технического диагностирования, а также заменой отработавшего нормативный ресурс и не соответствующего требованиям промышленной и энергетической безопасности оборудования, инструментов, приборов; провести анализ причин аварий, несчастных случае и инцидентов во избежание их повторения.

В обязанности стропальщика входит непосредственное участие в осуществлении погрузочно-разгрузочных, ремонтных и строительно-монтажных работ, при выполнении которых используются грузоподъемные машины, например, краны, краны-манипуляторы, краны-трубоукладчики, подъемники и вышки.

Он должен выполнять обвязку и зацепку грузов, навешивать на крюки грузоподъемных машин грузозахватные приспособления, подавать сигналы крановщикам на выполнение операций с грузами, укладывать грузы и отцепку грузозахватных приспособлений.

Что ни пункт обязанностей стропальщика, то - повышенная опасность. Все работы с грузоподъемными машинами связаны с повышенной опасностью на производственных участках. Опасными факторами, которые могут возникать при подъеме и перемещении грузов, являются, в частности, такие, как:
. Падения грузов;
. Обрывы и падения грузозахватных органов; . Падения стрел грузоподъемных машин; . Обрывы строп либо монтажных петель и падения грузов;
. Перегрузы и падения грузоподъемных машин;
. Зажатия между поворотными и неповоротными частями грузоподъемных машин;
. Прижатия грузами к бортам полувагонов (кузовов автомобилей);
. Опасные уровни напряжения в электрических цепях грузоподъемных механизмов;
. Касания стрел к продам линий электропередач и нахождение стропальщиков возле грузоподъемных машин.

Сегодня подавляющее большинство организаций работает без аварий, не допуская случаев производственного травматизма. Этого удается достигать тем предприятиям, на которых уделяется должное внимание вопросах охраны труда, техники безопасности и подготовки кадров, в том числе обучению стропальщиков .

Многие работодатели в вопросах обучения персонала рабочих профессий пользуются услугами нашего учебно-консультационного центра «Развития», тем самым добиваясь положительных результатов в производственной деятельности своих фирм и компаний.

При отсутствии должной подготовки стропальщиков они могут допускать неправильные действия, которые в итоге ведет к авариям и несчастным случаям. Статистика показывает, что процент таких нарушений еще довольно высок.

К основным причинам аварий грузоподъемных машин можно отнести:
. Неправильную установку кранов, например, на краях откосов котлованов, на свеженасыпанных грунтах;
. Перегрузы грузоподъемных машин при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, когда масса груза оказывается выше грузоподъемности крана;
. Неисправности крановых путей;
. Неисправности приборов безопасности, гидрооборудования, тормозов, электрооборудования;
. Повреждения либо износы стреловых и грузовых канатов.

Аварии и несчастные случаи при эксплуатации кранов возникаю и по вине самих участников производственного процесса, и по вине выхода из строя грузоподъемной техники. Но все это зависит от степени подготовки персонала, который обеспечивает выполнения всех работ, предусмотренных технологическим процессом.

Карякин Е. А . - эксперт ООО «Техника» Скаков В. А . - эксперт ООО «Техника» Симиниченко С.В . эксперт ООО «Техника» Стрекалов И.М . – эксперт ООО "ЭТС "Металлург-Л" Толчеев С.Т . – эксперт ООО «Липецкпромэкспертиза»

Одной из основных причин аварий при производстве погрузочно – разгрузочных работ автомобильными кранами является: перегрузка (увеличение нагрузки выше расчетной).

Перегрузка таких кранов может привести к падению (опрокидыванию), обрыву грузового каната, разрушению металлоконструкций.

Для предотвращения подобных случаев владелец автомобильного крана обязан: не допускать работу крана с отключенными или неисправным ограничителем нагрузки крана, поднимать груз неизвестной массы, засыпанный землей или примерзшей к земле, заложенного другими грузами, укрепленный болтами или залитого бетоном, а также металлом и шлаком, застывшим в печи или приварившегося к земле после слива его из печи.

Освобождать с применением крана защемленных грузом стропов, канатов или цепей. Обеспечить проверку контрольными грузами, своевременный ремонт, обслуживание регистратора параметров, ограничителя грузоподъёмности, указателей в соответствие с их эксплуатационной документацией. После ремонта регистратора, ограничителя или его отдельных узлов необходимо провести настройку (регулировку) и проверку работоспособности, по окончании которой следует осуществить опломбирование (кроме указателей). Ремонт регистратора параметров работы крана не должен приводить к потере информации долговременного хранения. В случае невозможности восстановления этой информации специализированной организацией должен быть составлен соответствующий протокол. Протокол подписывается специализированной и эксплуатирующей организацией и прикладывается к паспорту крана, ограничителя, указателя. Дополнительно в паспорт кран вносится отметка о проведенном ремонте. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов с применением автомобильных кранов должны выполняться по технологическим картам (ТК) и проектам организации строительства (далее ПОС). В проекте организации строительства (далее ПОС) с применением ПС должно быть предусмотрено: соответствие устанавливаемых ПС условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовой характеристике ПС), ветровой нагрузке и сейсмичности района установки; обеспечение безопасного расстояния от сетей и воздушных линий электропередач, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения ПС к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов, соответствие условий установки и работы ПС вблизи откосов котлованов, соответствие условий безопасной работы нескольких ПС и другого оборудования (механизмов), одновременно находящихся на строительной площадке, определение площадок для складирования грузов. Эксплуатация ПС с отступлениями от требования ТК не допускается.

Используемая литература:

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"

Меры безопасности при работе грузоподъемных кранов


Каковы основные причины несчастных случаев и аварий при работе грузоподъемных кранов?

При работе грузоподъемных кранов основными причинами несчастных случаев и аварий, как правило, являются: – незнание или несоблюдение «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», правил техники безопасности и производственных инструкций, а также нарушение трудовой дисциплины; – невыполнение требований проекта производства работ; – отсутствие или пренебрежительное отношение со стороны обслуживающего персонала к знаковой сигнализации, применяемой при перемещении грузов кранами; – несвоевременный или некачественный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте; – отсутствие исправных и своевременно испытанных электрозащитных средств и заземлительных устройств; – несвоевременное или некачественное проведение технических осмотров, ремонтов, технических освидетельствований грузоподъемных кранов;
применение неисправных или неиспытанных грузозахватных приспособлений и др.

Поэтому для предотвращения несчастных случаев и аварий при работе и обслуживании грузоподъемных кранов крановщики, помощники крановщиков, слесари, электрики, стропальщики и инженерно-технические работники, связанные с работой крана, должны: – хорошо знать и точно выполнять «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и правила техники безопасности в части эксплуатации и производства работ грузоподъемными кранами, а также требования производственных и должностных инструкций; – ни при каких обстоятельствах не допускать нарушений производственной и трудовой дисциплины при работе и ремонте грузоподъемных кранов;
тщательно выполнять требования проекта производства работ; – строго следить за установками электрозащитяых устройств и заземлением;
своевременно и качественно проводить технический осмотр, ремонт и техническое освидетельствование грузоподъемных кранов; – систематически вести технический надзор за состоянием механизмов крана, яодкрановых путей и строго выполнять заводскую инструкцию по эксплуатации крана; – не допускать производство ремонтных работ неисправным инструментом, без защитных и предохранительных средств; – своевременно и качественно проводить инструктаж по технике безопасности на рабочем месте; – строго выполнять указания имеющейся знаковой сигнализации.

Кроме того, обслуживающий персонал грузоподъемных кранов должен: – не включать механизмы крана, не убедившись в том, что все механизмы, детали и узлы крана исправны; – не снимать ограждения с вращающихся частей двигателей, насосов, вентиляторов и других механизмов; – не снимать ограждения с муфт, валов, шестеренчатых и других передач; – не чистить и не смазывать подшипники н другие детали во время работы -крана; – не работать на кране, если он неисправен; не работать на кране, если неисправны крановые пути; – не работать на кране, если не работают приборы безопасности; – не работать на кране при частом срабатывании максимальнотоковой и тепловой защиты; – не работать на кране, если неисправны грузовые или стреловые или вантовые канаты или стропы или тара; – не работать на кране, если не освещена площадка в темное время суток; – не работать на кране при сильном дожде, сильном снегопаде или сильном ветре (когда скорость ветра превышает допустимые паспортные нормы); – не цеплять на крюк крана груз, если крюк неисправен; – не поднимать людей в таре или на грузе. Кроме того, при работе крана категорически запрещается: – освобождать краном зажатые грузом чалочные канаты или цепи; – отрывать крюком крана грузы, засыпанные землей, заложенные другим грузом, залитые бетоном, привернутые болтами к другому грузу, примерзшие к.земле, находящиеся под водой и т. д.; – резко разворачивать стрелу с грузом; укладывать груз на электрические кабели, трубопроводы, а также на краю откоса или канавы, если уложенный груз может сползти или опрокинуться; – выводить из действия приборы безопасности и тормоза, а также работать при неисправных тормозах; – опускать стрелу до вылета, при котором грузоподъемность крана меньше массы поднимаемого груза; – поднимать груз в таре, если тара заполнена выше бортов; – подвешивать груз на один рог двурогого крюка; допускать к зацепке или строповке необученных и неаттестованных стропальщиков; – работать на кране, если он своевременно не прошел технического освидетельствования.

Чем достигается безопасность труда при работе и обслуживании электроустановок грузоподъемных кранов?

Безопасность труда при работе и обслуживании электроустановок грузоподъемных кранов достигается точным выполнением правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и производственной инструкции.

Какое напряжение электрического тока опасно для жизни человека?
В нормальных производственных помещениях для жизни человека опасно напряжение электрического тока выше 36 В; в сырых и особо влажных помещениях, а также в металлических котлах и резервуарах опасным считается напряжение выше 12 В. На стреловых, козловых и других кранах, работающих на открытом воздухе, опасным считается напряжение выше 12 В. Крановщик должен помнить, что при ремонте и осмотре указанных кранов применять переносные лампы напряжением выше 12 В категорически запрещается.

Ток какой силы опасен для жизни человека?

Весьма опасен для жизни человека ток силой 0,04 А, а ток силой 0,05 А обязательно приведет к тяжелым последствиям.

Что поражает человека - сила электрического тока или его напряжение?
Поражает человека сила электрического тока, а его напряжение способствует пробиванию кожного покрова.

Когда возникает опасность попадания под напряжение электрооборудования?
Опасность попадания под напряжение электрооборудования грузоподъемных кранов может возникнуть в результате прикосновения к токоведущим его частям, а также из-за повреждения изоляции токоведу- щих частей или замыкания оголенных частей с корпусом. Причем под напряжением крановщики, слесари, электромонтеры и стропальщики могут оказаться при непосредственном прикосновении к токоведущим или другим частям электрооборудования или вследствие шагового напряжения.

Что называется шаговым напряжением?

Напряжение между двумя точками на поверхности земли, г отстоящими друг от друга на расстоянии шага человека (0,8 м), в зоне растекания токов замыкания
в радиусе до 20 м при пробое изоляции на землю в электрической установке или при падении на землю оборванного электрического провода называется шаговым напряжением. Наибольшую величину шаговое напряжение будет иметь при подходе человека к упавшему проводу, а наименьшее - на расстоянии 20 м и более от него. Величина шагового напряжения зависит также и от ширины шага человека. Чем шире шаг, тем большее напряжение испытывает человек, так как при этом увеличивается разность потенциалов между двумя точками, на которых находятся в данный момент ноги человека. Чтобы избежать поражения электрическим током, человек должен из зоны растекания токов замыкания выходить так, чтобы его шаги были минимальными или прыжками на одной ноге, тогда он будет испытывать наименьшее воздействие тока.

Что называется напряжением прикосновения?

Напряжением прикосновения называется разность потенциалов между опорными точками под ногами человека, стоящего на земле, и руками, которыми он касается корпуса электроустановки, находящейся под напряжением.

В зависимости от того, как человек попадает под напряжение, различают однофазное (однополюсное) прикосновение, т. е. прикосновение к одной фазе сети, и двухфазное, т. е. прикосновение к двум фазам сети. При однофазном прикосновении человек попадает под действие одной фазы, напряжение которой в 1,73 раза меньше междуфазного (линейного).

Однофазным будет прикосновение и при одновременном прикосновении к фазному и нулевому проводу, но в этом случае возможность поражения током увеличивается ввиду уменьшения сопротивления (ток будет проходить через обе руки, минуя обувь), которое состоит из сопротивления только одного человеческого тела (от руки к руке).

Двухфазное прикосновение более опасно, так как человек в этом случае попадает под ток двух различных фаз, т. е. оказывается включенным на полное линейное напряжение.

Какие требования обязаны выполнять крановщики, слесари, электромонтеры и стропальщики, чтобы исключить возможность попадания под напряжение элек- трооборудования грузоподъемных кранов?

Чтобы исключить возможность попадания иод напряжение электрооборудования грузоподъемных кранов, крановщики, слесари, электромонтеры и стропальщики должны:
не прикасаться к токоведущим частям на кране, если даже они изолированы, так как их внешний вид не гарантирует отсутствия поврежденной изоляции;
не заменять плавкие вставки и другие предохранители, не чистить кулачки и барабаны контроллеров. В случае перегорания плавких вставок или порчи электрооборудования крановщик должен вызвать дежурного электромонтера;
не проверять напряжение в сети пальцами; для проверки нужно пользоваться сигнальной лампой, вольтметром и другими приборами;
не прикасаться к проводам или изоляторам каким-либо инструментом, ручки которого не изолированы;
не работать на кране, если неисправен токоведу- щий кабель;
не работать на кране, если не ограждены защитными кожухами все оголенные токоведущие части электрооборудования (контакторы, рубильники, предохранители, выключатели, ящики сопротивления й т. д.), расположенные в местах, где возможно случайное прикосновение к ним. Все электрические аппараты крана, находящиеся в местах, доступных для случайного прикосновения к их токоведущим частям, должны иметь кожухи;
не выполнять работы, связанные с проверкой напряжения тока и регулированием электроаппаратов без защитных средств. Работать можно в диэлектрических перчатках, стоя на изолирующем основании или в диэлектрических галошах;
не снимать кожухи для осмотра и ремонта электрооборудования или для смены плавких вставок, если не отключено электрооборудование крана. При этом на отключающих рубильниках должен быть вывешен плакат «Не включать, работают люди»;
не работать на кране, если его металлоконструкция находится под напряжением;
не работать на кране, если кран и его крановые пути не заземлены в соответствии с правилами техники безопасности.

Что называется защитным заземлением?

Преднамеренное металлическое соединение корпусов электродвигателей, кожухов рубильников, магнитных пускателей, каркасов шинных сборок, каркасов защитных панелей, металлоконструкции кранов и т. д. с заземляющим устройством называется защитным заземлением.

Для чего заземляют корпуса электродвигателей, кожухи рубильников, магнитных пускателей, каркасов шинных сборок и защитных панелей, металлоконструкции кранов, крановых путей и т. д.?

Для защиты обслуживающего персонала грузоподъемных кранов от поражения электрическим током. Электрооборудование, аппараты и металлоконструкции кранов в нормальных условиях не находятся под напряжением, но при повреждении изоляции то- коведущих частей электрооборудования они могут оказаться под напряжением, и тогда, если электрооборудование, аппараты и металлоконструкции не будут заземлены, при случайном прикосновении к ним человека он может оказаться под напряжением. Чтобы этого не случилось, корпуса всех электродвигателей, кожухи рубильников, магнитных пускателей, каркасы защитных панелей, кожухи контроллеров, каркасы шинных сборок, металлоконструкции кранов, крановые пути, нужно обязательно заземлять.

Как выполняется заземление в зависимости от режима нейтрали сети?

В зависимости от режима нейтрали электрической сети заземление выполняется по схеме с глухозазем- ленной или изолированной нейтралью трансформаторов (генераторов).

Каким образом выполняется заземление в сетях с глу- хозаземленной нейтралью?

Заземление в сетях с глухозаземленной нейтралью выполняется при помощи металлического соединения корпусов электродвигателей и кожухов рубильников и т. п. с заземленным нулевым проводом, благодаря чему происходит автоматическое отключение электроустановки от электросети при замыкании ее на корпус или кожух.

Разрешается ли в электроустановках напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью применять местное заземляющее устройство?
В электроустановках напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью применение местного заземляющего устройства, не связанного с нулевым проводом сети, запрещается, так как это не обеспечивает безопасность работающих. Эти электротехнические установки должны быть заземлены обязательно через нулевой провод.

Следует ли повторно заземлять нулевой провод?

Нулевой провод следует обязательно повторно заземлять через каждые 250 м и на концах воздушных линий, а также на ответвлениях длиной более 200 м.

Каким образом выполняется заземление в сетях с изолированной нейтралью?

В сетях с изолированной нейтралью заземление выполняется следующим образом: корпус каждого электродвигателя, кожух рубильника, магнитного пускателя, кнопочного поста, каркас шинной сборки и т. п. присоединяются к заземляющей магистрали самостоятельным проводником.

Каковы сроки периодических испытаний электрозащитных средств на напряжение до 1000 В и предохранительных поясов?

Перчатки резиновые диэлектрические - один раз в 6 месяцев; инструмент с изолированными ручками - один раз в год; галоши резиновые диэлектрические - один рае в год; боты резиновые диэлектрические - один раз в 3 года; предохранительные пояса - один раз в 6 месяцев.
Перед каждым использованием защитного средства крановщики, электрики и др. обязаны:
проверить его исправность и отсутствие внешних повреждений, очистить и обтереть от пыли, а резиновые диэлектрические перчатки проверить на отсутствие проколов;
проверить по штампу, не истек ли срок периодического испытания защитного средства.

Пользоваться неисправными защитными средствами, а также такими, срок испытания которых истек, категорически запрещается.

Какие противопожарные мероприятия должен соблюдать обслуживающий персонал грузоподъемных кранов?

Обслуживающий персонал грузоподъемных кранов обязан соблюдать следующие противопожарные мероприятия: – не пользоваться переносными лампами с неисправной изоляцией токоведущего провода или кабеля; – не допускать курения при заправке масляных ба- ков и баков для горючих материалов; – не допускать применения открытого огня для подогрева двигателя Дизеля;
следить, чтобы при работе крана из редукторов и подшипников не вытекало масло, а из баков с горючим - топливо; – не допускать хранения на кране бензина, керосина и других легковоспламеняющихся материалов; – не оставлять на кране промасленный обтирочный материал. Использованный обтирочный материал следует собирать вне крана в специальный плотно закрытый ящик; – не допускать на кране голых токоведущих элементов, способствующих возникновению пожара.

К атегория: - Крановщикам и стропальщикам
Loading...Loading...