Принцип разделения властей в российской федерации. Принципы разделения властей Принцип разделения властей заключается том что

А. разделение властей предполагает координацию их деятельности, принятие согласованных решений.
В. разделение властей предполагает взаимный контроль деятельности ветвей власти
1.. Верно только А
2... Верно только В
3... Верны оба суждения
4.. Оба суждения неверны

Ответьте на вопросы. Пожалуйста точно и до среды: 1. В чем заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и

государства?

2. Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства? Ответ аргументируйте.

3. Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества?

4. Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние 2 столетия?

5. В чем различие между госуправлением и местным самоуправлением?

6. Какие вопросы решает местное самоуправление?

7. Назовите формы осуществления местного самоуправления.

8. В чем заключается суть местного самоуправления?

1. Политическая власть, в отличие от иных видов общественной власти,

1) осуществляет волевое действие
2) побуждает людей к определенным поступкам
3) обращается с помощью права ко всем гражданам
4) регулирует отношения между людьми, социальными группами
2. Верны ли следующие суждения о роли политики в жизни общества?
А. Политика объединяет людей для достижения социально значимых целей.
Б. Политика в определенной мере обеспечивает права и свободы граждан.

3. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Для защиты прав граждан необходимы сильные и самостоятельные ветви власти.
Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Что отличает государство от других политических организаций?
1) исключительное право издавать законы
2) определение перспектив развития общества
3) разработка социальных программ
4) наличие профессионального аппарата
5. Организация Z обладает верховной властью на определенной территории, создает правовые нормы, взимает налоги и сборы с граждан и фирм. Все это характеризует организацию Z как
1) парламентскую республику 3) политическую партию
2) гражданское общество 4) государство
6. Что является признаком любого государства?
1) отделение публичной власти от общества 2) разделение властей
3) республиканская форма 4) федеративное устройство
7. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Власть государства распространяется на всех лиц, находящихся в пределах его территории.
Б. Государство вправе осуществлять верховную власть в конкретном обществе.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1) Политическом урежиму страны А. свойственны разделения властей, многопартийность и регулярные выборы. Какой политический режим в стране А.?

2) Государство К. является тоталитарным. Какая из приведённых черт позволяет такой вывод?

А. Запрет призывов к насильственной смене государственного строя
Б. Конкуренция различных партий за власть
В. Запрещения экстремистских организаций
Г. Отсутствие информации о действиях властей

А. Проведении референдума
Б. Работе парламента
В. Принятии решений президентом
Г. Решение конституционного суда

4) Отличительным признаком унитарного государства является:

А. Объединение государств на добровольной основе
Б. Наличие двух уровней власти
В. Сочетание местного и общегосударственного законодательства
Г. Распространение власти на территорию всей страны

Разделение властей - принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. Разделение властей - основополагающий, фундаментальный принцип организации государственной власти.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную , исполнительную и судебную . В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов . Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

право Президента РФ распускать Государственную Думу;

право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти . Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст.11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества - целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения властей.

В юридической науке термин "разделение" применительно к государственной власти употребляется в двух значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, второе значение термин употребляется в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма - как "разделение власти".

По отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под "разграничением властей" понимается строгое, абсолютное отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти.

Сущность "разделения властей" состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга. Диссертант отмечает, что закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических ценностей.

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что подобный контроль является равнозначным и равносильным.

Принцип разделения властей в его современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.

Законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют определенные государственные функции в более общей системе. Одним из требований нашего времени является устранение институционального несоответствия, отражающего смешение и переплетение функций различных ветвей власти.

При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой.

Анализ разделения властей предполагает изучение этого феномена в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идет о разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяющими в сфере строительства российского правового государства.

Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям государственного управления: законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество; исполнительный в лице Президента и Правительства - на практическую реализацию законов; судебный орган - на улаживание споров и конфликтов. Силовое вторжение одной из ветвей власти в область деятельности другой может привести к смешению функций и в результате - к?ослаблению авторитета власти в целом.

Существуют и другие подходы к оценке способов разграничения функций властей. Болгарский исследователь С. Баламезов считает, что власти необязательно уравнивать между собой, лучше подчинить деятельность исполнительных и судебных органов закону. Тем самым обеспечивается превращение принципа разделения властей в важнейший элемент правового государства. Такой подход в современной России едва ли возможен. И не столько из за политических соображений, сколько по причине медленного развертывания законотворческого процесса.

Российские специалисты также по-разному оценивают значение каждой ветви власти. Одни подчеркивают приоритет законодательной власти, другие отмечают особую роль власти субъектов Российской Федерации, третьи считают "центром притяжения" всей государственной машины исполнительную власть.

Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей. Институт президентства вносит дополнительные осложнения в реальную политику разделения властей, поскольку де-факто значительная часть полномочий ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государства. В результате создается почва для дисбаланса сил, что ведет не к их взаимодействию на основе взаимодополнения, а к выяснению сфер влияния.

Большинство российских ученых склоняется к мнению, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Вместе с тем существуют различные точки зрения на место и природу президентской власти в России.

Так, О.Е. Кутафин полагает, что сегодня разделение властей в России "характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской, стоящей над всеми другими властями". Близкую по смыслу позицию, которую разделяем и мы, занимает Ю.И. Скуратов, утверждающий, что "институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики". Крайнюю позицию в этом вопросе занимает М.А. Краснов, который утверждает, что "мы являемся свидетелями оформления еще одной ветви власти - президентской". Однако эта позиция, на наш взгляд, не совсем верна, поскольку наличие терминов "глава государства", "президент" вовсе не означает появление четвертой ветви власти.

Механизм, заложенный в Конституции РФ для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Президент не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей.

В России, как и в большинстве стран мира, не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо-американской практикой, называют импичментом.

Таким образом, несмотря на сложности современного политического развития, принцип разделения властей в современной России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые появился в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В 1991 г. в России сложилась система органов власти, которую в центре возглавили Президент и Верховный Совет, а в субъектах Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и соответствующему Совету. Эта система, развиваясь по своим законам, к середине 1992 г. обеспечила контроль властей над действиями друг друга. На начальной стадии российского реформирования взаимодействие ветвей государственной власти в России осуществлялось в форме острой, непримиримой борьбы, не допускавшей компромиссов, соглашений. Часто политические моменты превалировали над правовыми. Форма и содержание проблем, находившихся в фокусе взаимодействия властей, часто взаимоотрицали друг друга, в результате чего простые люди не понимали и не принимали реформаторские идеи, положения, программы.

Некоторые областные Советы стали полноценными представительными органами власти. Однако, получив возможность реально использовать всевластие, Советы своим вмешательством нередко блокировали деятельность исполнительных органов. В конце концов, такое двоевластие перешло в противостояние, закончившееся осенью 1993 г. вооруженным противостоянием и прекращением деятельности Советов. Это побудило власть к принятию новой Конституции.

Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. Основным законом определены следующие ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Государственную власть на уровне Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума), правительство, суды - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный.

Такое разделение властей направлено на то, чтобы не допустить узурпации всей власти одним человеком или органом; и способствует повышению эффективности управления государством, предотвращает ошибочные решения. Система сдержек и противовесов заключается в том, что права и полномочия органов одной ветви власти определяются и контролируются другими ветвями. Разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между законодательной и исполнительной властями способно ослабить и даже парализовать управление страной.

Целесообразно кратко рассмотреть элементы ветвей власти в Российской Федерации, их роль и функции.

Особенностью российской структуры власти является то, что согласно концепции разделения властей, президентская власть обычно рассматривается как исполнительная, однако, по российской Конституции 1993 года Президент - глава государства, а исполнительную власть осуществляет правительство РФ. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения владей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

Президент РФ - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он объединяет все власти, способствуя их согласованной и эффективной работе. Свои полномочия Президент обязан осуществлять, не подменяя ни одну из ветвей власти, не нарушая их самостоятельности и не вторгаясь в их конституционные полномочия. Ему предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами власти Федерации и ее субъектов. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент России избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент России выполняет следующие функции:

  • 1) назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу;
  • 2) назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы;
  • 3) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, представляет Государственной Думе кандидатуры на должности: Председателя Центрального банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
  • 4) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
  • 5) имеет право принять решение об отставке Правительства;
  • 6) рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству;
  • 7) согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
  • 8) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение;
  • 9) при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.

Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. Однако процедура отрешения чрезвычайно сложна.

Исполнительная власть представлена правительством, которое самостоятельно и действует наряду с Президентом. Правительство Российской Федерации осуществляет в стране исполнительную власть. Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории.

Среди полномочий Правительства Российской Федерации можно выделить следующие:

  • 1) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
  • 2) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • 3) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • 4) осуществление управления федеральной собственностью;
  • 5) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • 6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • 7) осуществление иных, возложенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий.

В России федеральное Правительство несет политическую ответственность перед Федеральным Собранием, прежде всего в плане разработки и исполнения федерального бюджета. Недоверие Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе Правительства. Вместо ухода в отставку члены Правительства могут обратиться к Президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Законодательная власть воплощена в Федеральном Собрании. Из определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который являйся носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представляет законодательную ветвь государственной власти в России. Главная функция - законотворческая деятельность.

Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы. Депутаты Госдумы избираются населением, а членами Совета Федерации (в соответствии с новым законом о порядке формирования СФ) являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

Необходимо отметить, что первоначально статус Совета Федерации был определен таким образом, что по способу своего формирования он нарушал принцип разделения властей и требования к профессионализму парламентской деятельности. В его состав вошли и главы исполнительной власти субъектов федерации, для которых деятельность на постоянной основе в Совете Федерации, как правило, просто невозможна.

К ведению Совета Федерации относится:

  • 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • 2) утверждение Указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
  • 3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил;
  • 4) назначение выборов Президента;
  • 5) отрешение Президента от должности;
  • 6) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
  • 7) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора.

Среди полномочий Государственной Думы, закрепленных в Конституции, можно выделить:

  • 1) дачу согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;
  • 2) решение вопроса о доверии Правительству;
  • 3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;
  • 4) объявление амнистии;
  • 5) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

В Конституции закреплено право обеих палат контролировать деятельность правительства. Для этого создана Счетная палата Федерального Собрания. Госдума заслушивает отчет правительства об исполнении федерального бюджета и отчеты министров по актуальным вопросам.

Судебная власть так же самостоятельна, как две другие ветви. Суд поставлен на высшую ступень системы правопорядка и законности, защиты индивидуальных и коллективных прав. Он призван защищать граждан от произвола исполнительной власти, принятия и исполнения законов, нарушающих их конституционные права и свободы.

В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть в целом едина и неделима, однако условно правосудие можно подразделить на конституционное, общее и арбитражное. В соответствии с этим существует и три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.

Суды независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Конституционный Суд:

  • 1) решает дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, договоров между органами государственной власти России;
  • 2) дает толкование Конституции.

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

В отечественной и зарубежной литературе принцип разделения вла­стей зачастую называют теорией и рассматривают как систему научных знаний, идей и взглядов, касающихся распределения властных полномочий между «уравновешивающими» друг друга государственными органами.

Теория (принцип) разделения властей в том виде, как она восприни­мается ныне применительно к современному государству, появилась бо­лее трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины либера­лизма Джоя Локк (1632-1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755).

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государст­венном правлении» (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и дру­гие его общественно-политические воззрения - в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и па­дения римлян» и основном его произведении - «О духе законов» (1748).


Подобно другим научным идеям и концепциям теория разделения властей возникла не на пустом месте. Она была подготовлена всем пред­шествующим социально-политическим развитием и накоплением истори­ческого опыта в организации государственно-правовой жизни и поддер­жании стабильности в обществе и государстве.

Теория разделения властей возникает и начинает материализовывать-ся лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев об­щества в социально-политической жизни и в политических процессах страны торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеоло­гический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет уси­ленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и сво­бод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со сто­роны отдельных органов государства.

Именно в такой период в конце XVII в., в период так называемой «Славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нараста­ния революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».

При рассмотрении процесса формирования теории разделения вла­стей в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание того мировоззренческого фона, обстановки, в которой стало возможным появление концепции разделения властей, оформление со­ставляющих ее элементов. Во-вторых, это разработка собственно концеп­ции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение их во­едино. И в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь.

Длительность этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вто­рая (основная фаза) - со второй половины XVII в. до середины XVHI в. И третья, завершающая, фаза охватывает период с середины XVIII в. и до конца первой половины XIX в.

С точки зрения социально-экономического и государственно-право­вого развития это были во многом весьма разнородные периоды. Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти про­цессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной миро­вой цивилизации». А именно - той, которая заняла господствующее по­ложение в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. Политическая культура, составной частью кото­рой стала концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации.

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения тео­рии разделения властей в Англии - в интерпретации Дж. Локка и во


Франции - в представлении Ш. Монтескье, необходимо исходить из ана­лиза не только объективных факторов, но и принимать во внимание субъ­ективные воззрения ее основателей.

В частности, для глубокого понимания истоков, роли и назначения данной концепции в Англии весьма важным является не только конста­тировать такие объективно существовавшие факторы, которые самым не­посредственным образом сказались на содержании теории разделения властей, как установление более «удобной» для набиравшего в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689 г.) и Акте об устроении (1701г.), как достижение социально-политического компро­мисса между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворян­ством и др.

Объективные факторы - реально существующие условия и предпо­сылки, несомненно, являются той базой, основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения вла­стей. Они, безусловно, имеют важнейшее значение для процесса возник­новения и развития рассматриваемой концепции и играют при этом до­минирующую роль.

Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и субъективные факторы, в частности политико-правовые и фило­софские воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.

Будучи сторонником теории естественного права, общественного до­говора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, нако­нец - идеологом социального компромисса и защитником идеи либера­лизма, Дж. Локк не без оснований рассматривал разрабатываемый им принцип или теорию разделения властей как один из способов достиже­ния сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач.

Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создав­ших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними, Дж. Локк считал, что только такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство - носитель публичной (политической) вла­сти, - способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и вели­кой цели» - сохранения собственности, ради которой люди объединяют­ся в политическое сообщество.

Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует, согласно воззрени­ям знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соот-


ветственно наделения ими различных, «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.

В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать за­коны (законодательная ветвь власти) возлагаются на парламент, а полно­мочия осуществлять их (исполнительная власть) - на монарха и прави­тельство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархиче­ском порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Отстаивая данный способ организации власти и распределения ее ме­жду различными государственными органами, Дж. Локк активно высту­пал против концепции абсолютизации и неограниченности власти. Абсо­лютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые счита­ют «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовмес­тима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления» 1 .

Дело в том, пояснял ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.

Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Монтескье. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведаю­щая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведаю­щая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение создает законы, вре­менные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие зако­ны. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашест­вия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкно­вения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вто­рую - просто исполнительной властью государства» 2 .

Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей граждан­ской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и государством, Монтескье усматривал, так же как и Локк, в четком разделении и взаимном сдерживании, вла­стей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защи­ту от государственного произвола и беззакония.

Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие меха­низма их взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведет, по

1 ЛоккДж. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 312.

Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955. С. 290.


мнению мыслителя, к сосредоточению власти в руках одного лица, госу­дарственного органа или небольшой группы людей, а также к злоупот­реблению государственной властью и произволу.

Теория разделения властей имела и имеет в настоящее время не только научное, академическое, но и практическое значение. Идеи разделения вла­стей были широко представлены, например, в таких фундаментальных актах* как Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в которой ак­центировалось особое внимание не только на индивидуальных правах и свободах, но и на важнейшем для установления конституционного по­рядка разделении властей (ст. 16); Конституция Франции 1791 г., где за­креплялось принципиально важное положение о том, что «во Франции нет власти, стоящей над законом» и что «король царствует лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения» (гл. И, отд. 1, ст. 3), и др.

Следует обратить особое внимание на то, что в Конституции 1791 г. наряду с сохранявшейся, хотя и ограниченной законом, монархией в раз­деле «О государственных властях» выделялось положение о том, что «су­веренитет принадлежит всей нации»; что он «един, неделим, неотчужда­ем и неотъемлем».

Весьма важной в плане разделения властей была конституционная норма, согласно которой «ни одна часть народа, никакое лицо не может себе присвоить его осуществление».

В соответствии с этим установлением «законодательная власть вверя­ется Национальному Собранию, в состав которого входят представители, свободно избранные народом на определенный срок». Исполнительная власть «вверена королю и осуществляется под его главенством министра­ми и прочими ответственными органами». Судебная же власть «вверена судьям, избираемым народом на определенный срок» (ст. 1-5 разд. III).

По мере своего становления и развития теория разделения властей нашла довольно широкий отклик в академических и политических кру­гах не только Англии и Франции, но и ряда других стран.

Причем, если, например, в Америке она с самого начала пользова­лась большим успехом и местными учеными, и политическими деятеля­ми бралась на вооружение, то в Германии среди значительной части ин­теллектуальной элиты ряд ее положений подвергался сомнению.

Так, в фундаментальной работе «Общее учение о государстве» Г. Ел-линек - известный немецкий юрист начала XX в. - высказывает свое яв­но скептическое отношение по поводу возможности в реальной жизни добиться такого положения, когда законодательная власть в лице парла­мента сможет фактически сдерживать исполнительную власть, находя­щуюся в руках монарха, когда между ними сможет быть достигнуто рав­новесие.

Такое состояние является, по мнению мэтра, «политически наименее вероятным, так как соотношение социальных сил, составляющих основу 212


политического могущества, крайне редко и уже во всяком случае только временно складывается так, чтобы было возможно полное равновесие двух постоянных политических факторов».

В России теория разделения властей, так же как и в других странах, привлекала к себе определенное внимание. Особенно заметно это прояв­лялось в дореволюционный (1917 г.) период, а позднее - в конце совет­ского периода (с начала «перестройки») и в постсоветский, «демократиче­ский» период.

С принятием Конституции России 1993 г. принцип разделения вла­стей нашел свое конституционное выражение.

Конституция не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Согласно Конституции России законодательным и представитель­ным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государст­венной Думы (ст. 94, 95).

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Рос­сийской Федерации (ст. 110).

Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие.

Конституционный Суд Российской Федерации, выступающий как су­дебный орган конституционного контроля, «самостоятельно и независи­мо осуществляющий судебную власть посредством конституционного су­допроизводства» ] .

Верховный Суд Российской Федерации, являющийся «высшим судеб­ным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, выступающий как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127 Конститу­ции РФ).

В системе высших властных структур современного Российского го­сударства особое место занимает институт президентства.

Согласно Конституции РФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции, а также «прав и свобод человека и гражданина». В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и го­сударственной целостности; определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики государства; обеспечивает «согласованное функ-

См.: Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Ст. 1.


ционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст. 80 Конституции РФ).

Кроме того, согласно Конституции Президент выполняет также ряд других полномочий и функций. По своей природе и характеру они явля­ются в основном исполнительно-распорядительными полномочиями и функциями. Являясь главой государства, Президент одновременно фактически выполняет и некоторые функции главы Правительства. Это особенно ярко проявляется в отношении так называемых «силовых» ми­нистерств, которые непосредственно подчиняются Президенту.

Сказанное не означает, однако, что в формально-юридическом, кон­ституционном смысле Президент России как глава государства стоит по своему статусу не только над исполнительно-распорядительными, но и над законодательными и судебными органами.

Конституция РФ в связи с этим особо оговаривает, например, что в своей деятельности при определении основных направлений внутрен­ней и внешней политики государства Президент руководствуется Консти­туцией и федеральными законами. В Основном Законе страны особо подчеркивается, что «указы и распоряжения Президента Российской Фе­дерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» 1 .

Аналогичные по своему характеру положения содержатся также и в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ особо указы­вается на то, что «в случае противоречия указа Президента Российской Федерации настоящему кодексу или иному закону применяется настоя­щий кодекс или соответствующий закон» 2 .

Из сказанного следует, что если указы Президента как главы государ­ства, согласно Конституции, уступают по своей юридической силе зако­нам, т. е. актам, принимаемым высшим законодательным органом стра­ны - парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом.

Аналогично обстоит дело не только с законодательной властью и осу­ществляющими ее высшими органами, но и с судебной властью и реали­зующими ее органами. В Конституции РФ прямо говорится о том, что «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом» и что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Россий­ской Федерации и федеральному закону» (п. 3 ст. 118; п. 1 ст. 120).

В формально-юридическом плане это означает, что судебная и зако­нодательная власти являются относительно самостоятельными ветвями власти по отношению к исполнительной власти и по отношению друг

Конституция РФ. П. 3 ст. 80; п. 3 ст. 90.

Гражданский кодекс РФ. Часть первая. П. 5 ст. 3. 214


к другу, что они оказывают сдерживающее влияние в отношениях между собой и уравновешивают друг друга.

Однако, как показывает практический опыт функционирования вла­стей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.

В особенности это касается законодательной и исполнитель­но-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, фактиче­ски доминирует президентская, а точнее - исполнительная власть.

11. Что такое политическая культура и каково ее содержание?

Политическая культура - явление сложное, многогранное. Ее невоз­можно понять и определить в отрыве от представления и понятия о куль­туре человеческого общества в целом.

В энциклопедических словарях понятие культуры (от лат. cultura - возделывание, образование, развитие) рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, а вместе с ним - творческих сил (интеллекта) и способностей человека, выраженных в определенных фор­мах и способах организации жизни и деятельности людей, а также в созда­ваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие культуры употребляется в самых различных смыслах и зна­чениях, а именно: а) для характеристики определенной исторической эпохи (например, современная культура, античная культура); б) для ха­рактеристики уровня развития конкретных обществ, народностей или на­ций (например, культура инков, майя); в) для характеристики специфи­ческих видов деятельности, быта (например, культура быта, культура оп­ределенного труда); г) для характеристики уровня развития различных сфер жизни общества и интеллектуальных возможностей всего общества (например, правовая культура, политическая культура) и др.

Политическая культура является неотъемлемой составной частью об­щей культуры общества. Характерной ее особенностью является прежде всего то, что она рассматривается как определенный уровень развития не всего общества, а вместе с тем и всех других атрибутов его развития, на­шедших отражение в понятии и содержании общей культуры, а лишь части его, ограничивающейся политической сферой жизни общества.

Составными элементами политической культуры являются сформиро­вавшиеся в течение многих десятилетий, а нередко и столетий политиче­ские идеи, традиции, концепции, мифы, обычаи, стереотипы, нормы, представления и убеждения относительно существующих в обществе по­литического порядка, уклада политической жизни, политических отноше­ний, институтов и учреждений.

Неотъемлемыми составными частями политической культуры явля­ются также определенные политические ориентации и установки людей,


их сложившиеся мнения и отношение к возникающей на базе того или иного общества и функционирующей политической системе, к ее отдель­ным структурным элементам, к существующим в обществе правилам по­литической игры, нормам политического поведения и принципам взаи­моотношения каждого отдельного человека с обществом и государством.

В политической литературе вполне справедливо отмечалось, что по­добно тому, как общая культура «определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения» в различных сферах жизни и жизненных обстоятельствах, политическая культура определяет и предписывает нор­мы поведения и «правила игры» в политической сфере. Политическая культура дает отдельному человеку руководящие принципы политическо­го поведения, а коллективу - «систематическую структуру ценностей и рациональных доводов».

Она представляет собой «руководящие принципы политического поведе­ния, политические нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаимодей­ствие институтов и организаций, придавая целостность и интегрирован-ность политической сфере, подобно тому, как общенациональная куль­тура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом» 1 .

Цементирующим звеном любой политической культуры является по­литическое мировоззрение. Оно выступает как часть общего мировоззре­ния людей.

Политическое мировоззрение можно определить как систему обоб­щенных политических взглядов людей на объективно существующий по­литический мир (политическую жизнь, политическую систему и т. п.) и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их полити­ческой действительности и самим себе. Политическое мировоззрение «включает» в себя обусловленные этими политическими взглядами убеж­дения людей и их политические идеалы, а также принципы их познания политического мира и их политической деятельности.

Политическая культура находится в неразрывной связи и взаимодей­ствии с политическими институтами - политической системой, государ­ством, политическими партиями и другими политическими объединения­ми. Выступая в качестве результата воздействия политической культуры на окружающий мир, ее творения, политические институты, в свою оче­редь, оказывают обратное влияние на ее дальнейшее развитие и совер­шенствование.

Важнейшей проблемой, относящейся к организации государственной власти, является вопрос о разделении властей. Разделение власти – одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования государственной власти.

Суть принципа разделения властей заключается в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.

Теория принципа разделения властей предполагает, что, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы; во-вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей.

Государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. Таким образом, во властных отношениях они ограничивают друг друга. Эта схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов.

Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы (относительно самостоятельные и взаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебные ветви аппарата государственной власти. В основе такого разделения труда лежит функциональная дифференцированность – разделение труда по государственному управлению. Это порождает государственную власть к созданию государственных органов, обладающих разной компетенцией: органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами решают споры о праве.

Для реализации этого принципа необходимы определенные объективные условия – достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные условия – достаточно высокий уровень политического сознания в обществе.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала функционирования общества, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Доминирующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловлено высшей юридической силой принимаемых ими законов. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами нрава, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит изменения в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает бюджет государства, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти – исполнительными и судебными.

Исполнительная власть занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность основывается на законе, осуществляется в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Сдерживание исполнительной власти достигается посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительной власти в судебном порядке.

Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

Главной функцией исполнительно-распорядительной власти является исполнение законов и подзаконных актов, а также принятие управленческих решений. В меняющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта ее состоит в том, что она осуществляет свою деятельность непублично. В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащего контроля, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную.

Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Ее сдерживание достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершат. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто нс может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой – его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей.

Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании социального порядка, а ее государственная природа – обязанностью государства этот порядок поддерживать.

Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества. Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность нс только подзаконных актов, но и самих законов.

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах.

В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Loading...Loading...