Принципы судопроизводства. Принципы судопроизводства в рф

Принципы правосудия - это закрепленные в действующем законодательстве правовые предписания высшей юридической силы, которые регламентируют наиболее важные вопросы организации и осуществления правосудия Российской Федерации, оказывают позитивное воздействие на все остальные правила судопроизводства и охраняются от нарушений государством.

Принципы правосудия в РФ

  1. Принцип законности
  2. Принцип справедливости
  3. Принцип осуществления правосудия только судом
  4. Принципы независимости судей
  5. Принцип равенства всех перед судом и законом
  6. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту
  7. Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту
  8. Национальный язык судопроизводства
  9. Принцип состязательности сторон
  10. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия:
  11. Принцип открытого разбирательства дел:
    • Гласность (кроме тайного заседания всё проговаривается)
    • Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)
  12. Принцип презумпции невиновности
  13. Принципы законности и компетентности суда
  14. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина
  15. Принцип обязательности судебных решений и судьи

Принцип законности

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое «правосудие» не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ч. 1 ст. 8 УПК. В последней по данному принципу сказано следующее: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленным настоящим Кодексом».

Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Принцип независимости судей

Сущность принципа независимости судей заключается в следовании судьей при разрешении дел, находящихся в его производстве, только законам, совести и своей внутренней убежденностью, основанной на исследовании в суде допустимых доказательств. Гарантии независимости судей:

  1. Право на отставку,
  2. Запрет вмешательства в осуществление правосудия,
  3. Судейский иммунитет.

Принцип равенства всех перед судом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п. 1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. А именно на УПК РФ Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда и Конституции РФ Статья 48.

Национальный язык судопроизводства

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности, но в Верховных краевых судах и в военных судах судопроизводство проходит только на русском языке.

Суть принципа:

  • Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке;
  • Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК;
  • Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой.

Принцип состязательности судопроизводства и равноправия сторон

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обви­нения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

Принцип открытости судебного заседания

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну.

Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о преступлениях против половой неприкосновенности, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.

На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

Принцип презумпции невиновности

«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» - п. 1 ст. 49 Конституции РФ, п. 1 ст. 14 УПК РФ.

  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Принцип обеспечения законности, компетенции и беспристрастности суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен.

Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. «Каждый имеет право, - говорится в ч. 1 ст. 14 этого документа, - при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти многообразные средства вполне можно объединить в три группы правил:

  • правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые кандидатам на эти роли;
  • правила определения суда, где должно разбираться конкретное дело, а также его состава (правила определения подведомственности и подсудности);
  • правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Суть данного принципа заключается в следующем: любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратиться в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов.

Данный принцип следует из норм права, отраженных в статьях 45, 46, 47 Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Принцип обязательности судебных решений

Характеристика общественной опасности этого деяния требует уяснения, с одной стороны, того, на чем базируется принцип обязательности судебного решения, что образует его фундамент, а с другой - каким образом препятствие в его реализации наносит ущерб правосудию и велика ли угроза наступления такого ущерба.

В качестве первого тезиса следует указать, что любое судебное постановление выносится от имени государства и в обязательности исполнения приравнивается к закону. Исполнимость судебного акта основана на совокупности его свойств. Вполне обоснованно утверждение, что последние делятся на внутренние (для определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя: законность, обоснованность и мотивированность (ч. 4 ст. 7 УПК РФ), а для приговора: законность, обоснованность и справедливость (ст. 297 УПК РФ)) и внешние (исключительность, обязательность, законная сила). Развивая эту мысль, резонно предположить, что внутренние свойства обусловливают внешние. Не только юридической, но и моральной основой исполнения судебного акта является то, что этот орган власти неукоснительно соблюдает требования законности и обоснованности при вынесении своих решений.

Более того, эта основа носит характер правовой презумпции, то есть решение суда считается истинным до тех пор, пока оно не отменено в порядке, установленном законом.

Рассматривая принципы судопроизводства, следует заметить, что в физическом смысле принцип - это теоретическое обобщение наиболее главного, общего, типичного, что выражает сущность того или иного явления.

Из самого смысла термина «принцип» вытекает, что принципом правосудия может быть не каждое положение, в какой-то степени отражающее его сущность, а только те из них, которые определяют главные, исходные моменты устройства и, частично, деятельности судебных органов.

Исходя из изложенного, можно следующим образом определить принципы судопроизводства. Принципы судопроизводства - это главные, общие положения, выраженные в законе и характеризующие наиболее важные стороны организации и деятельности судебных органов.

Принципы правосудия делятся на организационные и процессуальные (функциональные).

Организационные принципы определяют наиболее важные положения, лежащие в основе строения системы судов общей юрисдикции, ее отдельных звеньев и взаимосвязь между ними.

Процессуальные (функциональные) - характеризуют основные положения деятельности судебных органов по разрешению уголовных и гражданских дел.

Эти две группы принципов органически связаны между собой. Демократические основы организации судов призваны обеспечить наиболее эффективную их деятельность по борьбе с правонарушениями. Процессуальные принципы правосудия непосредственно вытекают из основ устройства судебных органов и являются как бы их продолжением, реализацией в процессе деятельности.

Принципы организации и деятельности суда обеспечивают законность и обоснованность приговоров и решений, служат надежной гарантией прав и законных интересов всех лиц, участвующих в гражданском и уголовном судопроизводстве. Все принципы судопроизводства в своей совокупности образуют стройную систему, в которой каждый из них неразрывно связан друг с другом.

К основным принципам судопроизводства относятся:

Законность.

Осуществление правосудия только судом.

Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом.

Независимость судей и подчинение их только закону.

Обеспечение доказанности вины.

Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.

Поддержание государственного обвинения в суде прокурором.

Обеспечение обвиняемому права на защиту.

Гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами.

Обязательность решений суда.

Рассмотрим сущность и значение каждого из этих принципов подробно.

Принцип законности. Законностью принято считать неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Она является универсальным общеправовым принципом в соответствии с которым органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами РФ.

Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в РФ осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций иными органами либо должностными лицами не допускается. Таким образом, закон ограждает гражданина от возможности применения к нему уголовного наказания каким либо иным государственным органом, кроме суда.

Применение мер уголовного наказания возможно только в результате рассмотрения дела судом и только в случае признания гражданина виновным в совершении преступления постановлением судом обвинительного приговора.

Принцип отправления правосудия только судом является руководящим началом не только судоустройства, но и судопроизводства. В деятельности судов обеспечиваются реальные возможности для правильного и справедливого разрешения уголовных и гражданских дел по существу в полном соответствии с законом, на основе установления объективной истины по делу, с соблюдением необходимых процессуальных гарантий прав граждан. Принцип отправления правосудия только судом гарантирует неприкосновенность личности, охрану политических, трудовых, жилищных и имущественных прав граждан. Строжайшее соблюдение и проведение в жизнь этого принципа является одной из важнейших гарантий законности.

Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Правосудие в РФ осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равенство граждан перед законом и равенство их перед судом - это два тесно между собой связанных правовых положения. Вместе с тем, каждое из них имеет самостоятельное содержание.

В правосудии равенство граждан перед законом означает, что в отношении всех граждан судом применяются единые материальные законы и процессуальные правила. Правосудие осуществляется в точном соответствии с законом. Закон же для всех граждан един. Он не создает никаких привилегий в зависимости от служебного, социального, имущественного положения и т.д. Законы, применяемые судом, дают равные права и возлагают равные обязанности на граждан. Поэтому каждый гражданин может получить в суде защиту своих законных прав без каких-либо ограничений. Но также, каждый должен нести и ответственность за нарушение своих обязанностей. Никто не может быть освобожден от обязанности соблюдать закон.

Равенство граждан перед судом означает, что суд, применяя единые для всех законы, ни для кого не может создать привилегий. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется в одном и том же порядке. Все участвующие в правосудии граждане в соответствии с их процессуальным положением имеют одинаковые права и равные обязанности. Каждому из подсудимых, потерпевших, каждому из участников гражданского дела в любом из действующих судов предоставлены равные возможности для защиты своих прав. Кроме того, для всех граждан действуют одни и те же суды, которые определены в законе. Не существуют и не могут быть созданы привилегированные, особые, исключительные суды для каких-либо категорий граждан.

Равенство граждан перед законом - понятие более широкое, чем равенство их перед судом, ибо первое определяет положение граждан во всех сферах общественной жизни, а равенство их прав перед судом только в области отправления правосудия.

Независимость судей и подчинение их только закону. Судьи при осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только закону. Сущность данного принципа заключается в том, что при решении судебных дел судьи независимы от каких-либо посторонних влияний. Судья решает каждое судебное дело в соответствии со своим внутренним убеждением, подчиняясь только закону.

Требование о решении судьями уголовного или гражданского дела по их внутреннему убеждению относятся и к оценке доказательств, и к применению закона, и к назначению наказания. Этот принцип является лучшей гарантией законности и объективности выносимых судьями приговоров и решений.

Данный принцип, во-первых, означает запрет вмешательства незаконным образом в судебную деятельность государственных органов, ведомств, должностных лиц и заинтересованных граждан. Даже вышестоящий суд, включая и Верховный Суд, отменяя приговоры или судебные решения в кассационном или надзорном порядке и направляя дело на новое рассмотрение, не вправе указывать новому составу суда, какой приговор или решение он должен вынести; во-вторых, это требование обращено непосредственно к судьям; они не должны отступать от закона и не могут принимать какие-либо решения вопреки закону, подчиняясь постороннему влиянию.

Привлечение судей к дисциплинарной ответственности производится в соответствии с действующим законодательством. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания могут быть нарушения трудовой дисциплины, небрежность в работе или совершение проступков, недостойных звания судьи. Судья не может быть.привлечен к дисциплинарной ответственности за характер вынесенного им по делу решения или приговора.

Обеспечение доказанности вины. Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, до тех пор пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда. Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах полученных незаконным путем а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.

В основе этого прогрессивного принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен предполагаться добропорядочным, пока иное не будет доказано. Опирается он также на положения весьма авторитетных международных документов в области прав и основных свобод человека.

В уголовно-процессуальном кодексе существуют положения о том, что суд, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого, что обвинительный приговор суда не может быть основан на предположениях и постановлениях лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого доказана, что не допускается включение в оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнение виновность оправданного. Из принципа обеспечения доказанности вины вытекают также положения о том, что все сомнения, которые не представляются возможным устранить, должны толковаться в пользу обвиняемого (подсудимого). Недоказанная виновность кого-то в совершении преступления равнозначна доказанной его невиновности.

Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. Состязательность как принцип правосудия означает такое построение этого вида правоохранительной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих лиц по отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов перед судом, наделенным необходимыми полномочиями по руководству такими заседаниями и принятию решений по существу рассмотренных дел. Другими словами, правосудие является состязательным тогда, когда участники рассмотрения судебного дела могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, излагать свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, и тем самым способствовать поиску истины, справедливости, обеспечивать законность и обоснованность акта правосудия. При этом суду принадлежит роль органа, который активно способствует поиску истины и сам участвует в нем, контролирует правомерность действий сторон, обеспечивает неуклонное соблюдение всех правил судебного разбирательства, установленных законом.

Состязательность - важный показатель демократичности правосудия, ибо ее полная реализация предполагает последовательное проведение в жизнь прежде всего равноправия сторон, создание реальной возможности эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов.

Поддержание государственного обвинения в суде прокурором. В ходе разбирательства уголовного дела в суде прокурор поддерживает государственное обвинение. Это один из наиболее ответственных участков прокурорской деятельности, ибо в суде решается вопрос о виновности или невиновности подсудимого и о применении к нему меры наказания. Принимая участие в судебном рассмотрении уголовных дел, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния и поддерживая государственное обвинение, он участвует в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств. Он принимает участие также в судебных прениях по уголовному делу. В своей речи он подводит итог судебному следствию по уголовному делу, представляет суду свои соображения относительно применения уголовного закона и мере наказания подсудимому. В случае, когда при разбирательстве дела прокурор придет к заключению, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения подсудимого, он обязан отказаться от обвинения.

Гласность судебного процесса. Гласность судебного процесса - конституционный принцип, который дает возможность всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это обеспечивает демократизм правосудия: представляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, содействует реализации контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу так и по форме. Кроме того, проведение судебных процессов открыто, в присутствии граждан усиливает воспитательное воздействие судебного разбирательства на подсудимых, ответчиков, свидетелей и других участников процесса, побуждая их более тщательно оценивать свое поведение и с большим вниманием осуществлять в суде права и обязанности.

Представители средств массовой информации могут освещать ход судебных процессов. Все это создает необходимые гарантии для того, чтобы граждане имели возможность контролировать отправление правосудия судьями.

Однако закон предусматривает разбирательство дел в закрытом заседании суда, в случае когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Закрытое судебное разбирательство также допускается по мотивированному определению суда по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях и др..

Обязательность решений суда. Реализация данного принципа означает, что акты правосудия, которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному исполнению всеми государственными, общественными предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории государства в части, их касающейся.

Отменить или изменить их вправе лишь судебные органы - как правило, вышестоящие судебные инстанции с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, отражающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.

Принципы судопроизводства представляют собой основные правила, условия, в рамках которых должно осуществляться судопроизводство. Эти принципы заложены в различных нормативных правовых актах. В первую очередь – в Конституции РФ, федеральных конституционных законах и процессуальных кодексах.

Если рассматривать систему принципов судопроизводства, то, в первую очередь, их необходимо разделить на принципы универсальные и отраслевые.

Универсальные принципы, как следует из их названия, реализуются во всех судах, независимо от их уровня или компетенции. Отраслевые принципы реализуются при осуществлении отдельных видов судопроизводства и характерны только для них.

Универсальные принципы судопроизводства сформулированы в Конституции РФ и федеральных конституционных законах. Они реализуются во всех судах, независимо от их уровня и процессуальной компетенции. К основным универсальным принципам относятся следующие:

1. Равенство всех перед законом и судом . В соответствии с о ст. 19 Конституции РФ, а также ч. 2 ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ», суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. Данный принцип закреплен также во всех процессуальных кодексах.

2. Гласность судебного разбирательства . Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ и ст. 9 ФКЗ «О судебной системе». Он определяет, что разбирательство дел в судах по общему правилу должно быть открытым, т. е. со свободным доступом всех желающих (публики) в зал судебного заседания. В зал суда допускаются также представители средств массовой информации. Количество лиц, желающих присутствовать на судебном процессе, может быть ограничено лишь в силу недостаточной вместимости зала судебного заседания.

Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании, т. е. без доступа публики, допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом. В кодексах, определяющих правила судебного разбирательства, оговариваются условия, при которых судебные заседания проводятся закрыто. Как правило, это происходит в случаях, если необходимо обеспечить безопасность участников процесса, а также – соблюдение охраняемой законом тайны, для охраны общественной нравственности и морали. Также закрыто слушаются дела о половых преступления и уголовные дела в отношении несовершеннолетних.



Во всех процессуальных кодексах отмечено, что слушание дела в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства, а решения суда в любом случае провозглашается публично.

3. Состязательность и равноправие сторон . Этот принцип закреплен в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. В самом общем виде принцип состязательности и равноправия сторон состоит в том, что стороны судебного разбирательства имеют одинаковые процессуальные права по отстаиванию защищаемых ими интересов, суд изначально не отдает предпочтения ни одной из сторон, а является беспристрастным. Он выносит свое решение только на основе закона и полного, всестороннего и объективного исследования всех материалов дела, доказательств, представленных сторонами судебного разбирательства.

4. Участие граждан в осуществлении правосудия . Этот принцип непосредственно вытекает из конституционного права граждан РФ в управлении делами государства, в том числе и в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции). В соответствии со ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ» граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Их участие в осуществлении правосудия является не только правом, но и гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей в соответствии с федеральным законом особо декларируется ч. 4. ст. 123 Конституции РФ.

5. Язык судопроизводства . Согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. В то же время республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик употребляются наряду с русским. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его создания и развития.

В соответствии со ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ» судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке – государственном языке РФ, а судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в конституционных судах республик ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке, либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. В процессуальных кодексах установлено также, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела на родном языке; что судебные (а в уголовном процессе - и следственные) документы вручаются лицам, участвующим в деле (в уголовном процессе – обвиняемому) в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет. В целях наибольшего обеспечения права на защиту в уголовном процессе по делам лиц, не владеющих языком судопроизводства, предусмотрено обязательное участие защитника.

6. Право на получение квалифицированной юридической помощи предусмотрено ст. 48 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 48 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, причем в предусмотренных законом случаях такая помощь оказывается бесплатно.

Отраслевые принципы судопроизводства ориентированы на применение, как это следует из их названия, в различных отраслях судебной деятельности и классифицируются по видам судопроизводства. Эти принципы сформулированы в законодательных актах, определяющих порядок судебного разбирательства, в процессуальных кодексах. Соответствующие статьи можно найти в УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.

Примером может служить принцип коллегиальности. Сам по себе этот принцип предполагает, что дело в суде рассматривается несколькими судьями (коллегиально). Однако этот принцип не является универсальным, поскольку порядок рассмотрения дел судьей единолично или коллегиально определяется по-разному. Так, дела об административных правонарушениях всегда рассматриваются судьей единолично; дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам – рассматриваются только коллегиально и т.д.

Как уже было сказано ранее, отраслевые принципы правосудия определяют особенности конкретных видов судопроизводства. Следовательно, мы можем выделить принципы конституционного судопроизводства, уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства и т.д. В каждом случае принципы отражают особенности судебного разбирательства в соответствующем суде.

Рассмотрим в качестве примера некоторые принципы уголовного судопроизводства. Они сформулированы в Конституции РФ и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

1. Право на защиту – это принцип, который, в соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, а также – ст. 16 УПК РФ, гарантирует, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью защитника (адвоката) с момента, соответственно, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Если толковать право на защиту шире, то в него будет включаться вся совокупность принадлежащих подозреваемым и обвиняемым прав, осуществление которых дает возможность оспаривать выдвинутое против них подозрение или обвинение в совершении преступления, доказывать свою непричастность к преступлению, невиновность или меньшую степень вины, а также защищать другие законные интересы в деле (моральные, имущественные, трудовые и др.). Это право может быть реализовано любым законным способом (заявление ходатайств, отводов, представление ходатайств и т.д.).

Это право гарантировано Конституцией РФ и федеральным законом, и органы дознания, следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому все законные возможности для его реализации.

2. Презумпция невиновности один из основных и самых многозначных принципов, призванных защищать права человека в уголовном судопроизводстве.Он сформулированвст. 49 Конституции РФ и конкретизирован в ст. 14 УПК РФ.

Этот принцип означает, во-первых, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Во-вторых, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый в уголовном процессе вправе, но не обязаны давать показания. В отличие от потерпевших и свидетелей, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания. Бремя доказывания по уголовному делу лежит исключительно на органах государства, осуществляющих предварительное расследование преступления, и на прокуроре, поддерживающем государственное обвинение в суде.

В-третьих, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Наконец, обвинительный приговор не может быть вынесен на основании предположений.

3. Право на рассмотрение дела судом присяжных . Любой обвиняемый вправе ходатайствовать о том, чтобы его дело рассматривалось судом присяжных. Право на рассмотрение дела судом присяжных предусмотрено, как уже говорилось выше, ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. Основанием для рассмотрения дела судом присяжных является ходатайство обвиняемого.

Суд присяжных, состоящий из судьи и двенадцати присяжных заседателей, действует в составе судов общей юрисдикции субъектов РФ, соответственно, судом присяжных рассматриваются только дела, подсудные этим судам. Основной особенностью суда присяжных является коллегиальное начало при принятии решений. Кроме того, решения присяжных в большей мере основываются не на формальном праве, а на здравом смысле и жизненном опыте. При этом присяжные, как неюристы, не решают вопрос квалификации деяния. Коллегия присяжных должна дать ответы на вопрос о доказанности вины обвиняемого.

4. Запрещение повторного осуждения за одно и то же преступление . Этот принцип основывается на международных положениях, призванных защищать права и основные свободы человека, в частности – в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г..

В Конституции РФ он провозглашен в ч. 1 ст. 50 и конкретизирован в ст. 27 УПК РФ. Эта статья закрепляет в качестве оснований прекращения уголовного преследования: во-первых, наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению; во-вторых - наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

5. Запрещение использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона . Этот принциппровозглашен в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и конкретизирован ст. 75 УПК РФ. Запрет использования таких доказательств теснейшим образом связан с принципом презумпции невиновности. Нарушение закона при добывании доказательств в подавляющем большинстве случаев предполагает нарушение прав человека. Кроме того – и это очень важно - незаконность получения доказательств ставит под сомнение их достоверность, следовательно, они не могут быть положены в основы обвинительного приговора.

6. Право осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания . Этот принцип, предусмотренный ч. 3. ст. 50 Конституции РФ, дополнительной гарантией от незаконного или необоснованного привлечения человека к уголовной ответственности, так как оно обеспечивает дополнительную проверку законности и обоснованности осуждения.

7. Освобождение от обязанности давать свидетельские показания, в случаях, установленных федеральным законом , предусмотрено ст. 51 Конституции РФ и конкретизировано в ч. 4 ст. 56 УПК РФ. Этот принцип означает, прежде всего, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется п. 4 ст. 5 УПК РФ. Если близкий родственник согласен давать показания, он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, даже если впоследствии он от них откажется. Если же такого предупреждения не было, то данные близким родственником показания не могут быть положены в основу обвинения, поскольку, в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ будут являться доказательствами, полученными с нарушением закона.

8. Запрещение обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность . Данный принцип провозглашен ст. 54 Конституции РФ и конкретизирован в ст. 9 УК РФ. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается судом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

9. Очное, в присутствии подсудимого, разбирательство уголовных дел. Ч. 2 ст. 123 Конституции РФ декларирует очное рассмотрение уголовных дел вор всех судах. Однако эта же статья говорит о том, что заочное разбирательство уголовных дел возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти случаи определены в ст. 247 УПК РФ, которая гласит, что рассмотрение уголовного дела в отсутствии подсудимого возможно:

1. если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие;

2. в исключительных случаях - по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, если подсудимых находится за пределами территории РФ и (или) уклоняется от явки в суд, и это лицо не было привлечено к ответственности по данному уголовному делу на территории иностранного государства.

В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции, содержащей категорические правила о том, что: а) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу; б) ее нормы имеют прямое действие на всей территории России; в) законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.

К системе конституционных принципов есть основание отнести принципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения прав граждан на обращение в суд за защитой своих интересов; презумпции невиновности; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; охраны чести и достоинства личности;

Действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.

Организация судов в Российской Федерации строится на основе закрепленной в Конституции РФ и федеральных конституционных законах системы принципов, представляющей совокупность связанных между собой конструктивных элементов. Эта совокупность основных правил организации и деятельности судов отражает определенные объективные внутрисистемные закономерности функционирования органов судебной власти как целостного образования.

Принцип законности

Законность - универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции Российской Федерации.

Общие предпосылки законности содержатся уже в ч. 1 ст. 1 Конституции, объявляющей Россию демократическим федеративным правовым государством. Часть 2 ст. 4 категорически устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтверждает ст. 15 Конституции РФ. В Конституции немало других статей, содержащих требования законности или направленных на их обеспечение. Часть из них относится к правосудию.

Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции Российской Федерации и соответственно ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). Указанные нормативные акты принимаются в обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и соблюдения вписывается в рамки принципа законности.

Правосудие осуществляется в рамках судопроизводства. Поэтому достижение целей правосудия обусловлено четким регулированием общественных отношений процессуальными законами, на которых построено гражданское, административное, арбитражное и уголовное судопроизводство.

Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При этом участники должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов. Требования точного соблюдения и исполнения законов при производстве, в частности, предварительного расследования или в суде адресуется нормами УПК не только субъектам, осуществляющим производство по делу (судье, следователю, прокурору), но и вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства гражданам, их защитникам и представителям, экспертам, специалистам и др.

Принцип осуществления правосудия только судом

Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией Российской Федерации может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 8 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по гражданским делам положения ст. 118 Конституции РФ конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК России.

Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов первого и второго звена - Президентом России, а судей высшего звена по его представлению - Советом Федерации Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10), Концепция судебной реформы в Российской Федерации. - М., 1992. С.7. но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые обеспечения независимости судей.

Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

Суд обосновывает свой приговор лишь доказательствами, рассмотренными в судебном разбирательстве (ст. 301 УПК). Таким образом, в своих выводах суд не только не связан мнениями следователя, проводившего предварительное расследование, или прокурора, утвердившего обвинительное заключение и осуществляющего уголовное преследование в судебном разбирательстве, но не связан и доказательствами, собранными на предварительном следствии и представленными суду. В результате судебного разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении. Во-первых, это обвинение суд может изменить до судебного разбирательства. Во-вторых, хотя судебное разбирательство производится лишь по тому обвинению, по которому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 254 УПК).

Приведенные положения показывают, почему суду и только суду закон предоставил право признавать лицо виновным и подвергать уголовному наказанию, т. е. осуществлять правосудие.

Принцип независимости судей

Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Не случайно поэтому он получил отражение в законах о судах (ст. 12 Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражном суде; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде), Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.

Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) систему органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Закрепление в законе принципа независимости судей служит осуществлению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.

Принцип состязательности и равноправия сторон

Конституцией Российской Федерации провозглашен принцип состязательности судопроизводства при осуществлении правосудия (ч. 3 ст. 123). Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

Необходимо иметь в виду, что конституционное положение о равноправии сторон при осуществлении правосудия имеет чисто процессуальный аспект. Сто-роны не вообще равноправны, а имеют равные процессуальные права при отстаивании перед судом своих позиций. Они имеют одинаковую возможность использовать допустимые процессуальные средства обоснования своих позиций: по обвинению (уголовному преследованию) и защите; по поддержанию гражданского иска и возражений против него. Суд при состязательном построении судебного разбирательства обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав, он следит за законностью действий сторон, своими действиями способствует установлению истины по делу.

Идея состязательности и равноправия сторон четко выражена в ст. 6 Закона об арбитражных судах (1995 г.), в ст. 7 АПК РФ. Нашел этот принцип отражение и в действующих ГПК и УПК России.

Наиболее ярко регулирование принципа состязательности представлено в нормах десятого раздела УПК (ст. 426, 428, 429, 430 и др.), которыми предусмотрено, что при осуществлении правосудия судом присяжных обеспечивается не только процессуальное равенство сторон (при предварительном слушании дела и в судебном разбирательстве), но и обязательное участие защитника и государственного обвинителя. Законодатель установил, что в случае полного или частичного отказа прокурора от обвинения на предварительном слушании судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбирательства при отсутствии возражений со стороны потерпевшего влечет прекращение дела полностью или в соот-ветствующей части (ч. 2 ст. 430 УПК).

Приведенные и некоторые другие положения десятого раздела УПК свидетельствуют о том, что в суде присяжных принцип состязательности действует в большей степени, чем при общем порядке рассмотрения дела в суде первой инстанции. Но из этого не вытекает, что состязательность в уголовном процессе Российской Федерации появилась лишь в 1993 г., с введением суда присяжных. Проблемы судебного права. // Подред. В.М. Савицкого. - М., 1993. С. 164-168. Такую позицию нельзя признать правильной, так как и при общем порядке судопроизводства принцип состязательности действовал и действует, включая в себя: равные права сторон по представлению суду доказательств, участию в исследовании доказательств, заявлению ходатайств и отводов, отстаиванию своих позиций.Для реализации этих возможностей субъекты уголовного процесса наделены широкими процессуальными правами при установлении категорического запрета перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 20 УПК). При этом функции сторон четко отделены от функции суда, разрешающего дело.

Принцип гласности разбирательства дела в суде

Конституцией Российской Федерации установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Заметим, что, во-первых, принцип гласности устанавливается для всех судов, т. е. и общих, и военных, и арбитражных, причем при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Во-вторых, принцип гласности Конституция рассматривает в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство - как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Базируясь на положениях Конституции РФ, АПК РФ не ограничился провозглашением принципа гласности разбирательства дел, но и конкре-тизировал конституционные нормы применительно к арбитражному процессу. В ст. 9 АПК установлено, что разбирательство дел в арбитражном суде открытое. Слушание же дела в закрытом заседании предусмотрено: а) в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне; б) при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны; в) в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. - М., 1971. С. 99-115.

В свою очередь законодатель допустил возможность слушания дела в закрытом судебном разбирательстве по мотивированному определению суда или постановлению судьи: а) по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; б) по делам о половых преступлениях; в) по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

Гласность судебного разбирательства - один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти.

При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности все процессуальные действия в судебном разбирательстве совершаются «при открытых дверях», за исключением совещания судей при постановлении приговора или вынесении некоторых определений (ст. 261 и 302 УПК). В судебном заседании вправе присутствовать все желающие, кроме лиц в возрасте до 16 лет, не являющихся участниками процесса - обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями (ст. 262 УПК).

Принцип гласности тесно связан с другими принципами правосудия и судопроизводства. С одной стороны, гласность является важнейшим средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность и равноправие сторон, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне действия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.

Осуществление принципа гласности обеспечивает воспитательное значение судопроизводства, повышение авторитета судебной власти и правосудия, соблюдение действующих законов.

Гласность правосудия имеет много общего с гласностью в обществе вообще. Но гласности судопроизводств присуща специфическая особенность - она представляет собой нормативное установление, несоблюдение которого представляет собой грубейшее нарушение закона.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения в религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Принцип равенства граждан перед законом и судом сочетается с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конституцией и законодательством о судоустройстве судебная система является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды. Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.

Установленное ст. 19 Конституции России положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Статья 8 названной декларации оказала влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод. Сопоставляя содержание ст. 19 и ст. 46 Конституции, нетрудно заметить между ними связь, так как первая из этих статей провозглашает равенство, а вторая представляет собой важнейшее правовое средство обеспечения того, что устанавливает первая.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом действует при осуществлении правосудия не только по уголовным делам, но и по гражданским делам в общих и арбитражных судах.

Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов

Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации (ст. 46) тем самым подтвердила на высшем законодательном уровне приверженность России общепризнанным международно-правовым стандартам прав человека и гражданина. Развивая установленное ею общее положение о признании общепризнанных принципов и норм международного права (ч.4 ст. 15), См. постановление Конституционного Суда РФ от я марта 1996 г., вынесенное в связи с рассмотрением жалоб Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша (Российская газета. 1996. №52. 19 марта). Конституция формулирует четкое правовое положение: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46).

В ст. 19 УПК, в частности, указанный принцип представлен в следующем виде: «Действия и решения суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке заинтересованными гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями». Из приведенного положения видно, что закон не ограничивает круг субъектов права на жалобу только участниками процесса. Число субъектов права на жалобу значительно больше. В этом ст. 19 УПК не противоречит положениям ст. 46 Конституции РФ, на столь высоком уровне обеспечивающей право каждого на жалобу. И все-таки необходимо отметить, что особую заботу законодателя составляет обеспечение в УПК права на обжалование действий и решений лиц, ведущих производство по уголовному делу, именно участниками процесса. Поэтому в числе процессуальных прав участников процесса УПК обязательно указывает это право (ст. 46, 51, 52, 53, 54, 55), а рядом с перечислением субъективных процессуальных прав участников процесса в законе обращено внимание на обязанность государственных органов не только разъяснить указанные права, но обеспечить возможность их осуществления.

Несмотря на введение в УПК правил об обжаловании в суд процессуальных решений, принятых на предварительном следствии и дознании, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что отдельные уголовно-процессуальные нормы применяются без учета действия конституционной нормы (ст. 46) о праве на обжалование в суд действий и решений должностных лиц, ответственных за ведение уголовного дела. Имеются в виду решения Конституционного Суда: а) по вопросу признания права гражданина на обжалование в суд постановлений органов расследования о прекращении уголовного дела; б) в отношении признания не соответствующими ст. 46 Конституции РФ положений ст. 220 УПК, ограничивающей круг лиц, имеющих право на судебное обжалование по-становлений о применении на предварительном следствии и дознании меры пресечения в виде заключения под стражу, только лицами, содержащимися под стражей. Такое право было признано и за лицами, в отношении которых вынесены такие постановления, хотя и не приведены в исполнение. Тем самым решение Конституционного Суда, ориентирующего суды на применение ст. 46

Конституции, способствовало расширению круга лиц, имеющих право в рассматриваемых случаях на жалобу. Такое решение целиком соответствует ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, установившей прямое действие и высшую юридическую силу конституционных нормданном случае - норм, содержащихся в ст. 46).

Реализация принципа обжалования действий и решений государственных органов направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Но, обращая внимание суда на допущенные нарушения закона, субъекты права на жалобу способствуют обеспечению законности и установлению истины по делу.

Принцип презумпции невиновности

Принцип презумпции невиновности достаточно четко и полно представлен в ч.1 ст. 49 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». ВВС РФ. 1992. № 25. Ст. 1389. Нельзя сказать, что презумпция невиновности до 1993 г. не была присуща российскому правосудию и уголовному судопроизводству. Она признавалась наукой, судебной практикой. См.: постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. (Российская га-зета. 1995. № 230. 28 ноября). Положения, вытекающие из принципа невиновности, нашли воплощение во многих статьях действующего УПК. В частности, в УПК установлено: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» (ст. 14). С презумпцией невиновности связаны и многие другие положения и требования закона, в том числе:

а) обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту (ст. 16 УПК);

б) установление правила, согласно которому признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу (ч. 2 ст. 77 УПК);

Презумпция невиновности опровержима: предположение о невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств в предусмотренном законом порядке не будет установлена приговором суда виновность лица в совершении преступления.

Конституция РФ предусматривает два положения, вытекающих из пре-зумпции невиновности:

а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49 Кон-ституции);

б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняе-мого (ч. 3 ст. 49 Конституции).

Оба положения распространяются на предварительное расследование (следствие, дознание), на прокурора, суд первой и вышестоящих инстанций.

Принцип охраны чести и достоинства личности

Именно в Конституции получила полное нормативное воплощение идея охраны чести и достоинства личности (ст. 21, 23, 24). Во-первых, Конституция установила, что достоинство личности охраняется го-сударством, при этом в ст. 21 специально подчеркнуто: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Во-вторых, на конституционном уровне сформулировано соответствующее международным стандартам положение о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей жизни и доброго имени. Конституция не ограничилась констатацией права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений. Она подчеркнула, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23). В-третьих, Конституцией установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).

Необходимо подчеркнуть, что перечисленные конституционные положения имеют отношение к судопроизводству и осуществлению правосудия по уголовным делам и гражданским делам, входят в предмет деятельности судебной власти. Но их значение выходит за пределы судопроизводства и деятельности суда.

Действующий УПК также наделяет следователя правом при проведении следственных действий предупреждать участвующих в них лиц о недопустимости без его согласия разглашения данных предварительного следствия. УПК возлагает на следователя обязанность принимать меры, чтобы не получили оглашения выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лиц, в помещениях, принадлежащих которым, были проведены соответствующие действия.

Loading...Loading...