Принудительное прекращение права собственности на земельные участки. Как происходит процедура прекращения права собственности на земельный участок Принудительное прекращение права собственности на земельный участок

Основания принудительного прекращения права лица на земельный участок закреплены в ГК РФ и ЗК РФ.

Условно общими основаниями принудительного изъятия земельных участков, указанных в ЗК РФ можно считать:

Ненадлежащее использование земельных участков;

Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

Порча земель;

Конфискация;

Реквизиция земельного участка;

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Часовских А. В. Принудительное прекращение прав на земельные участки: правовое регулирование и проблематика / А. В. Часовских, А. А. Рыбьянов, А. Э. Плотникова // Студенческая наука XXI века: материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: Л. А. Абрамова [и др.]. -- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. -- № 2 (9). -- С. 251

Так же федеральными законами могут предусматривать и иные основания принудительного прекращения прав на земельные участки.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся основания подробнее.

В Российской Федерации в настоящее время существует две формы ответственности за нарушение обязанности по использованию земли для всех лиц, осуществляющих владение и (или) пользование земельными участками: наложение административного взыскания в виде штрафа и последующее изъятие, которые предусмотрены за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства в течение установленного федеральным законом срока, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Государственный орган не имеет право изъять земельный участок по причине его неиспользования только на основании вынесенного предупреждения. Обязательно для его изъятия привлечение владельца участка к административной ответственности и неустранение им допущенных нарушений земельного законодательства. Лобачев С.В. Прекращение прав на землю как мера земельно-правовой ответственности лиц: проблемы правоприменения. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.В. Малько; Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. - Рязань: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция" . - С. 284.

Факт неиспользования земельного участка должен устанавливаться по итогам проведения проверки уполномоченным органом, осуществляющим земельный контроль. В ходе такой проверки уполномоченным органом устанавливается размер участка и время, в течение которого он не использовался. Если указанные факты отсутствуют, то акты уполномоченных органов о привлечении владельца участка к административной ответственности отменяются. Изъять земельный участок возможно, если данные факты были подтверждены результатами проведенной проверки и виновное лицо на основании этого понесло административную ответственность. Липски С.А. Принудительное прекращение права собственности на землю // Гражданин и право. - 2014. - № 2. - С. 24.

Важным аспектом в определении наличия или отсутствия правонарушения, совершение которого может повлечь за собой изъятие земельного участка, является установление срока, в течение которого такой земельный участок не используется. В случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, он может быть изъят по требованию арендодателя. Галиновская Е. Направления развития земельного законодательства: новые тенденции и преемственность // Хозяйство и право. - 2015. - № 1. - С. 9.

Особого внимания с точки зрения земельного права заслуживает реквизиция земельных участков и изъятие участков для государственных и муниципальных нужд.

Два указанных случая - это случаи принудительного изъятия у лица земельного участка для того, чтобы обеспечить интересы общества и государства. Однако необходимость реквизиции и изъятия участка для государственных и муниципальных нужд разная.

Реквизиция представляет собой изъятие государством у собственника имущества с выплатой последнему стоимость изымаемого имущества. Реквизиция - это категория гражданского права, поэтому отношения, которые с ней связаны, урегулированы в ст. 242 ГК РФ. В этой норме сказано, что при наступлении аварий, стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий, а так же иных чрезвычайных обстоятельствах, в интересах общества у собственника может быть изъято имущество на определенных законодательством условиях и в определенном порядке с выплатой собственнику стоимости изъятого. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)

В ЗК РФ указывается так же, что реквизиция может осуществляться для оборонных нужд или для обеспечения безопасности при военном положении либо чрезвычайном положении.

Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, установленных статьей 55 Земельного кодекса РФ. Лабинский А.Л., Ивасенко А.Г. Прекращение прав собственности на землю в РФ // сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. - Махачкала.: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация". - 2014. - С. 80-81

В соответствии со ст. 51 ЗК РФ собственник реквизированного земельного участка может требовать возврата земельного участка в суде, но только в случае прекращения действия тех обстоятельств, которые стали причиной реквизиции. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

Размер вознаграждения за изъятое имущество определяет проводящий реквизицию государственный орган в соответствии с положениями закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 3 данного закона собственнику возмещается рыночная стоимость изъятого имущества Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

Если собственник не согласен со стоимостью участка, то он в судебном порядке имеет право требовать определить размер компенсации за изъятый земельный участок.

Но, норма ЗК РФ о реквизиции, по нашему мнению, не является совершенной.

В ст. 51 ЗК РФ в объем понятия «реквизиция» включается и временное изъятие имущества у собственника. Однако «временное изъятие» не может рассматриваться, как прекращение права собственности. Думается, ст. 51 ЗК РФ, следует заменить на две отдельные статьи следующего содержания (приводится только часть, которую предлагается изменить:

«Статья 51. Временное изъятие земельного участка в чрезвычайной ситуации»

Изъятый земельный участок должен быть возвращен собственнику после окончания действия обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, и ликвидации их последствий. В случае невозможности возврата временно изъятого земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Собственник земельного участка, у которого временно изъят земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости временного изъятия земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

Статья 51.1. Реквизиция земельного участка.

Под реквизицией земельного участка понимается прекращение права собственности физических и юридических лиц на земельные участки в случаях, предусмотренных статьей 242 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Рыночная стоимость реквизированного земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, возмещается собственнику в порядке, установленном законодательством о реквизиции, или по желанию собственника ему предоставляется равноценный земельный участок.

Вследствие внесения предложенных изменений в ЗК РФ будет сохранен единственный детализированный российским законодательством правовой механизм реквизиции в чрезвычайных ситуациях и исправлены недостатки юридической техники, которые, по существу должны рассматриваться как противоречие норм ЗК РФ нормам ГК РФ, что недопустимо и должно быть устранено.

Так же закон допускает конфискацию земельных участков, то есть их безвозмездное изъятие на основании решения суда в качестве санкции за совершение различных преступлений. Кроме как преступление, никакие прочие виды правонарушений не могут являться основанием для проведения конфискации. Следует отметить, что конфискация может применяться только в отношении физических лиц, поскольку согласно закону только они могут нести уголовную ответственность. Оболонкова Е.В. Отдельные вопросы применения правил о реквизиции в гражданском праве России // Адвокат. 2013. № 12.

Еще один случай принудительного изъятия недвижимого имущества предусмотрен ст. 239 ГК РФ путем изъятия у частного собственника для государственных или муниципальных нужд. Важно отметить, что ст. 35 Конституции РФ предусматривает возможность принудительного изъятия имущества только для государственных нужд, в то время как ст. 239 ГК РФ предоставляет такую возможность и для нужд муниципальных.

Изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ осуществляется в исключительных случаях, к которым закон относит:

Необходимость исполнить международные обязательства государства. В этом случае изъятие участка производится только для государственных нужд.

Необходимость разместить объекты муниципального или государственного значение, если отсутствуют иные варианты размещения. Гринь Е.А. Понятие принудительного прекращения прав на земельные участки и классификация его оснований // Уникальные исследования XXI века. 2015. №1 (1). - С. 29.

Если на подлежащем изъятию земельном участке расположены здания, сооружения либо прочая недвижимость, то собственнику выплачивается соответствующая компенсация. Если собственник участка не согласен с изъятием либо с его условиями, то он имеет право обжаловать в суд решение уполномоченного органа об изъятии земли. Сонина Д.Д. Реквизиция и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд как основания прекращения прав на землю // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 1. - С. 110-113

В соответствии с ГК РФ принудительное изъятие земли недопустимо, кроме случаев, когда:

1. Производится обращение взыскания на имущество должника по его обязательствам. В случае неисполнения должником своих обязательств на имущество, находящееся в его собственности, в том числе и на земельный участок, может быть наложено взыскание, которое производится по решению суда, если иной порядок не предусмотрен законом или договором. Основанием для изъятия земельного участка является выданный на основании вступившего в законную силу решения суда исполнительный документ. Порядок наложения взыскания устанавливается Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 1 и от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах». Новикова О.В. Прекращение права частной собственности на землю и его правовые механизмы // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2012. - № 5. - С. 434.

Кроме того, законом допустим и внесудебный порядок обращения взыскания на имущества должника при невыполнении последним своих обязательств. Например, ст. 349 ГК РФ разрешает обращать взыскание на предмет залога в установленном в договоре о залоге порядке.

Однако на предмет залога, переданный залогодержателю, взыскание может быть обращено в порядке, установленном договором о залоге, если законом не установлен иной порядок. При этом следует принимать во внимание, что в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве» установлен исчерпывающий перечень исполнительных документов, которые подлежат исполнению. К ним относятся:

Исполнительный лист, который выдается судом на основании судебного решения.

Судебный приказ.

Удостоверенные нотариально соглашения об уплате алиментов.

Удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

Требования, оформленные в установленном порядке, органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств;

Постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об отсутствии административных правонарушений;

Постановления судебного пристава-исполнителя;

Постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)

2. Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать лицу, применяется при условии правомерности оснований приобретения права собственности. Например, лицу в составе наследства был завещан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и это повлекло превышение предельных размеров общей площади сельхозугодий, которые могут одновременно находиться в собственности физического лица, его близких родственников; такой земельный участок или его доля должны быть отчуждены собственником.

В соответствии со ст. 11 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» такие лица могут обладать земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения не на праве собственности, а только на праве аренды. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

Порядок отчуждения в случае, если лицо не имеет права обладать земельным участком на праве собственности, устанавливается непосредственно законом, который предусматривает такие случаи.

Прекращение прав на земельные участки – это непростая юридическая процедура, основания для проведения которой регламентированы законом. Под основанием ее проведения понимается истинная причина, провоцирующая прекращение прав на какую-либо землю определенным лицом.

Законодательством РФ рассмотрены подобные причины и лишь они могут иметь законную силу для осуществления принудительного прекращения возможности владения. Помимо этого, любой гражданин имеет полное право добровольного отказа от конкретной собственности, в том числе, и земельного участка.

Для того чтобы в полной мере разобраться с порядком указанной процедуры, советуем ознакомиться с представленным ниже материалом.

Основания прекращения прав на земельные участки — законодательные положения

Рассматривая какую-либо юридически значимую процедуру, очень важно ознакомится с законодательными положениями, которые так или иначе определяют порядок ее проведения.

В случае с отнятием прав на участок потребуется взять на рассмотрение сразу несколько законодательных актов:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ);
  • Земельный Кодекс РФ (ЗК РФ);
  • Некоторые Федеральные законы (ФЗ) РФ.

В первую очередь, обратимся к главному нормативно-правовому акту на территории нашей страны. Конституция определяет в 36-ой статье следующее:

  • Любой гражданин имеет полное право владеть таким видом частной собственности как земля.
  • Использовать свой земляной участок лица могут в своих интересах как угодно, главное, чтобы процесс пользования не нарушал положения действующего законодательства РФ, прав других граждан страны и не наносил какого-либо вреда окружающей среде.
  • Условия и порядок пользования землей определяется Федеральными законами и другими законодательными актами РФ (в том числе, в них регламентируются основные принципы и правила отчуждения прав собственности на землю).

Ни один нормативно-правовой акт, принятый правительством РФ, не должен противоречить представленным выше положениям Конституции.

Основываясь на данном принципе, законодатель РФ сформировал общие правила и порядок такой процедуры. Важнейшие законодательные пункты по рассматриваемой нами теме содержатся в ЗК РФ. Обобщив информацию из кодекса, можно выделить такие основные положения как:

  • Отчуждение права собственности на землю происходит либо при отчуждении его собственника от данного права любым законно оформленным способом в добровольном порядке, либо при принудительном изъятии земли у ее собственника в порядке, установленным действующим законодательством РФ.
  • Порядок обеих вариантов отчуждения прав на земельные участки регламентирован в законодательных актах: Федеральные законы и Земельный/Гражданский Кодексы РФ.
  • Это возможно для любой земли, принадлежащую конкретному лицу, вне зависимости от того, на каких основаниях данное право было получено (договор купли-продажи, наследство, аренда и т.д.).

Для лучшего понимания сути процедуры по прекращению прав на землю необходимо досконально изучить 7-ую главу ЗК РФ и те законодательные акты, на которые ссылается законодатель в статьях данного кодекса.

Стоит понимать, что в ряде ситуаций юридически неподкованный гражданин не сможет разобраться со всеми нюансами рассматриваемой нами теме. В таком случае желательно обратиться за помощью к профессиональному юристу.

Как было отмечено ранее, основания для указанного процесс – это истинная причина, по которой конкретный собственник лишается данного права.

При этом основание должно быть законным. Под последним словом понимается то, что причина, по которой это происходит, так или иначе определена или регламентирована законодательством РФ.

В большинстве своем основания регламентированы Земельным Кодексом, где подразделены на две большие группы:

  • Основания, в соответствии с которыми прекращение прав происходит добровольно со стороны собственника земельного участка. К подобным относятся: отчуждение прав по договорам аренды, купли-продажи, мены и тому подобное. Отличительной особенностью таких оснований является, что отчуждение прав на собственность происходит в добровольном порядке и по решению самого собственника земли.
  • Основания, в соответствии с которыми ограничение прав происходит принудительно, то есть без учета мнения самого собственника земельного участка. Подобные причины определены ЗК и ГК РФ. Данная процедура осуществляется только в том случае, если это не противоречит законодательству РФ. По результатам лишения прав собственности собственник может получить компенсацию (прекращение с выкупом), а может вовсе остаться ни с чем (прекращение без выкупа). Все нюансы данного вида потери возможности владения землей регламентированы законами нашей страны.

Важно понимать, что основания для прекращения каких-либо прав должны быть законными. В противном случае незаконно лишенный земли гражданин имеет полное право восстановить справедливость в судебном порядке.

Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок

Добровольное отчуждение права на землю

На участок земли – это нередко встречающееся мероприятие в нашей стране. Подобный вид прекращения прав на землю имеет место быть в огромном количестве юридических сделок.

Зачастую добровольное отчуждение со стороны собственника происходит в тех ситуациях, когда по какому-либо соглашению он обязуется передать конкретный другом лицу.

В такой ситуации прекращение возможности владения с его стороны просто необходимо, ведь без данного мероприятия новый владелец земли не сможет зарегистрировать право собственности на себя.

Обязательно добровольное отчуждение проводится:

  • при продаже земли;
  • при сдаче земли в аренду;
  • при передаче земли по договору дарения;
  • при передаче земли по договору мены;
  • при передаче земли в государственный земельный фонд.

Таким образом, добровольное отчуждение можно классифицировать на два вида:

  • в пользу других лиц;
  • прекращение прав собственности на его собственником от своих прав, при этом не в пользу других лиц.

Осуществление данного мероприятия, вне зависимости от его вида, происходит так:

  1. Собственник приходит в ближайшее отделение Росреестра или Многофункционального центра (МФЦ).
  2. Предоставляет определенному сотруднику госоргана следующий перечень бумаг:
  • заявление об отчуждении или ;
  • правоустанавливающие документы на данный участок;
  • паспорт;
  • квитанцию об уплате госпошлины.
  1. Подав документы, собственник должен взять с сотрудника соответствующую расписку и выждать от 10 до 18 дней, в ходе которых право собственности с его стороны на конкретный участок земли будет прекращено.

Стоит понимать, что, если отчуждение происходит в пользу другого лица, ему необходимо своевременно зарегистрировать свои права собственности на приобретенный или полученный во владение земельный надел в том же Росреестре или МФЦ.

Нюансы принудительного прекращения прав

Принудительное прекращение права на землю

Принудительное прекращение прав на землю – это более сложный юридический процесс. Порядок принудительного прекращения прав на землю устанавливается законодательством РФ.

Как было отмечено ранее, суть подобного вида лишения прав заключается в том, что собственника земельного участка не спрашивают о его желании расстаться со своей собственностью.

Решение о принудительном прекращении прав принимается соответствующими госорганами.

Лишить прав собственности на землю в принудительном порядке гражданина могут в следующих ситуациях:

  • при нарушении условий договора со стороны текущего собственника земли, по которому он получил ее в собственность (прекращение прав осуществляется через судебные прения, инициатор которых, как правило, оппонент собственника земли по конкретной сделке);
  • при необходимости государства изъять земельный надел для государственных или муниципальных нужд (прекращение прав осуществляется решением уполномоченных госорганов);
  • при решении суда, по которому собственник земли обязуется отдать ее в качестве оплаты за совершенные деяния, иначе данный процесс называется «конфискация» (прекращение прав осуществляется черед суд);
  • при необходимости государства изъять землю с целью защиты общества, граждан страны и в целом национальной безопасности, иначе — «реквизиция» (прекращение прав осуществляется решением уполномоченных госорганов).

Процесс принудительного отнятия прав не требует участия собственника земли, за исключением тех случаев, когда вопрос решается в судебном органе.

По результату мероприятия по лишению прав на землю ее, уже бывший, собственник получит соответствующее уведомление и, если это предусматривает законодательство, компенсацию за «отобранную» собственность.

Не забывайте, что любое принудительное прекращение прав на землю может быть оспорено в суде бывшим собственником данной земли.

Нюансы изъятия за выкуп

Отдельного внимания заслуживает ситуация принудительного прекращения прав на землю, которая предполагает получение бывшим собственником участка некоторой компенсации.

Такая процедура регламентирована законодательством РФ и называется изъятием с выкупом.

Она может быть осуществлена только в том случае, если земельный участок конкретного гражданина неотложно понадобился государству или местному муниципалитету в их пользование (постройка линии тепловых труб, возведение электростанции и т.п.).

Более подробно изъятие с выкупом рассмотрено в 49-ой статье ЗК РФ.

Порядок процедуры изъятия с выкупом выглядит следующим образом:

  1. Уполномоченные в конкретных вопросах госорганы принимают решение о том, что государству или местному муниципалитету необходимо получить в пользовании определенную землю.
  2. Затем они официально регистрируют такую необходимость и оповещают о данном явлении собственника земельного участка, который будет изъят.
  3. Далее уполномоченные госорганы и собственник оформляю необходимую документацию, используя которую, гражданин, лишившийся земли, должен получить компенсацию за изъятую собственность.

Стоит отметить, что компенсации за изъятый земельный участок рассчитывает исходя из действующей кадастровой стоимости за один квадратный метр земли. При желании и наличии такой возможности любое лицо может получить не компенсацию, а эквивалентную изъятой собственность.

Помимо изъятия земли с выкупом по инициативе государства, подобная практика имеет место быть и в других ситуациях, пусть – крайне редко.

Так, например, гражданина в суде могут обязать продать свой земельный надел другому лицу, если подобная мера позволительна с точки зрения законодательства РФ и ни капли не нарушает его. Такие ситуации очень сложны в юридическом плане, поэтому рассматривать их важно только с профессиональным юристом.

В целом, разобраться с основаниями отнятия прав на земельный участок и общей сутью данной процедуры не столь сложно.

Главное в подобном мероприятии – подробно изучить законодательство РФ и представленный выше материал. Надеемся, сегодняшняя статья дала вам ответы на интересующие вопросы.

Об основаниях для прекращения права на земельный участок вы можете узнать, посмотрев видео.

Основания принудительного прекращения прав на земельные участки:

1. Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

2. Вследствие нарушения земельного законодательства

3. Вследствие конфискации, в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

4. Вследствие реквизиции (временное).

Принудительное прекращение прав на земельные участки вследствие нарушения земельного законодательства.

В соответствии с п.2 ст.286 ГК РФ, права на земельный участок, в том числе право собственности, используемый с нарушением законодательства, прекращаются путем продажи соответствующего земельного участка с публичных торгов. Вместе с тем, ЗК предусматривает возможность принудительного прекращения вследствие нарушения земельного законодательства таких вещных прав на землю как право пожизенного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, а также аренды. Право собственности на земельный участок по этому основанию может быть прекращено только в случае ненадлежащщего использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но и в этом случае применяются не публичные торги, в порядок предусмотренный ЗК для принудительного прекращения иных вещных прав. Учитывая это, продажа земельного участка с публичных торгов за нарушение земельного законодательства по правилам ГК РФ, по мнению В.А. Лопатина, не представляется возможной.

Под ненадлежащим использованием земельного участка, в соответствии с ЗК, следует понимать:

1. Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному ухудшению плодородия сельскохозяйственных почв, значительному ухудшению экологической обстановки.

2. Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

3. Неустранение умышленно совершенных наиболее опасных земельных правонарушений (перечислены в подп.3 п.2 ст.45 ЗК).

4. Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного (иного) строительства, в указанных в целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по указанному назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств.

Уполномоченный орган, установив соответствующее нарушение земельного законодательства, привлекает нарушителя, при наличии оснований, к административной ответственности и выдает предписание об устранении допущенных нарушений – письменное предупреждение, содержащее, в частности, указание на срок исправления нарушения, указание на возможность последующего принудительного прекращения права на землю. Форма предупреждения о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение установлена Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 года №833. В случае неустранения нарушения орган земельного контроля (на федеральном уровне – Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ, направляет материалы уполномоченного органу государственной власти (органу местного самоуправления), в чьем ведении находится земельный участок, последний орган обращается в суд с заявлением о принудительном прекращении права нарушителя на земельный участок. Фактическое прекращение прав на судебный участок осуществляется после вступления соответствующего судебного решения в законную силу.



Реквизиция земельного участка.

Реквизиция земельного участка, в соответствии со ст.51 ЗК, представляет собой не принудительное изъятие, а временное занятие земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных чрезвычайных обстоятельствах, на необходимый для их ликвидации срок, последствием реквизиции может быть изъятие для государственных (муниципальных) нужд в установленном порядке, собственнику в любом случае возмещаются убытки

Основания принудительного прекращения прав на земельные участки:

1. Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

2. Вследствие нарушения земельного законодательства

3. Вследствие конфискации, в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

4. Вследствие реквизиции (временное).

Принудительное прекращение прав на земельные участки вследствие нарушения земельного законодательства.

В соответствии с п.2 ст.286 ГК РФ, права на земельный участок, в том числе право собственности, используемый с нарушением законодательства, прекращаются путем продажи соответствующего земельного участка с публичных торгов. Вместе с тем, ЗК предусматривает возможность принудительного прекращения вследствие нарушения земельного законодательства таких вещных прав на землю как право пожизенного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, а также аренды. Право собственности на земельный участок по этому основанию может быть прекращено только в случае ненадлежащщего использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но и в этом случае применяются не публичные торги, в порядок предусмотренный ЗК для принудительного прекращения иных вещных прав. Учитывая это, продажа земельного участка с публичных торгов за нарушение земельного законодательства по правилам ГК РФ, по мнению В.А. Лопатина, не представляется возможной.

Под ненадлежащим использованием земельного участка, в соответствии с ЗК, следует понимать:

1. Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному ухудшению плодородия сельскохозяйственных почв, значительному ухудшению экологической обстановки.

2. Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

3. Неустранение умышленно совершенных наиболее опасных земельных правонарушений (перечислены в подп.3 п.2 ст.45 ЗК).

4. Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного (иного) строительства, в указанных в целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по указанному назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств.

Уполномоченный орган, установив соответствующее нарушение земельного законодательства, привлекает нарушителя, при наличии оснований, к административной ответственности и выдает предписание об устранении допущенных нарушений – письменное предупреждение, содержащее, в частности, указание на срок исправления нарушения, указание на возможность последующего принудительного прекращения права на землю. Форма предупреждения о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение установлена Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 года №833. В случае неустранения нарушения орган земельного контроля (на федеральном уровне – Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ, направляет материалы уполномоченного органу государственной власти (органу местного самоуправления), в чьем ведении находится земельный участок, последний орган обращается в суд с заявлением о принудительном прекращении права нарушителя на земельный участок. Фактическое прекращение прав на судебный участок осуществляется после вступления соответствующего судебного решения в законную силу.


Реквизиция земельного участка.

Реквизиция земельного участка, в соответствии со ст.51 ЗК, представляет собой не принудительное изъятие, а временное занятие земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных чрезвычайных обстоятельствах, на необходимый для их ликвидации срок, последствием реквизиции может быть изъятие для государственных (муниципальных) нужд в установленном порядке, собственнику в любом случае возмещаются убытки.

О том, как возникает право собственности на участок земли, об основаниях для прекращения и о самом порядке.


Земельный кодекс России регламентирует основной порядок, специфику и особенности прекращения права собственности на участок земли в государстве.

Согласно 35-й статье Конституции, право собственности в РФ охраняется и защищено законом, а любое прекращение права собственности возможно лишь на основании решения судебной инстанции. При этом законом допускается отчуждение имущества: как принудительное, так и добровольное, как с последующей выплатой компенсации, так и без нее.

  • В Земельном кодексе Российской Федерации прекращениям прав собственности посвящена целая седьмая глава.
  • Так, 44-я статья регламентирует основания для прекращения права собственности на участок земли в России.
  • Следующая статья – 45-я, описывает основания для прекращения права наследования или .
  • Статья 49 рассказывает о случаях, когда допустимо выкупать земельные участки для или региональных нужд.
  • 50-я статья описывает процесс конфискации земли, а 51-я реквизиции.
  • Статья 52 и 53 описывает как порядок отчуждения и отказа от права собственности, так и условия, которые должны присутствовать.
  • 55-я статья регламентирует изъятие земли для муниципальных или государственных нужд.

Статья 209 Гражданского кодекса дает лицу полное право распоряжаться своим имуществом на свое усмотрение, если его действия и желания не противоречат законным нормам.

Так 209-й статьей допускается и отчуждать собственное имущество в пользу других лиц, а также продавать, передавать и т.д.

Когда право собственности может возникнуть

Право собственности на земельный участок может возникнуть благодаря самым разнообразным основаниям. Чаще всего право собственности возникает благодаря проведению определенной сделки и подписанию договора .

Это может быть , мены или , а также вступления в .

Гражданский и Земельный кодексы также допускают возможность возникновения права собственности на участок земли благодаря решению судебной инстанции. В таком случае основанием для возникновения права собственности будет являться решение российского .

Право собственности может быть приобретено благодаря вынесению решения федеральными или . Не редко или физическое лицо сначала , использует его согласно целевому назначению, а потом через некоторое время просто выкупает за определенную сумму финансовых средств.

Нередко право собственности может возникнуть благодаря вступлению в наследство. В Российской Федерации наследовать землю могут как физические, так и юридические лица.

Самым редким случаем приобретения права собственности у нас в стране является вступление в силу приобретательной давности. Так, если вы не являетесь собственником земли, но на протяжении всех пятнадцати лет ухаживаете за участком и поддерживаете его в хорошем состоянии, вы имеете полное право заявить о к вам исходя из приобретательной давности.

Основания для прекращения права собственности на земельные участки

Все основания для прекращения права собственности на участки земли в России описаны в законодательстве страны. Чаще всего право собственности прекращается в следующих случаях:

Отказ от права собственности на землю

Федеральное законодательство страны предусматривает и право отказа от частной собственности. Если ранее при отказе от собственного участка, земельный участок приобретал статус бесхозного недвижимого имущества, а сам момент прекращения права собственности точно не указывался, то с 2008 года ситуация несколько изменилась.

Вступил в силу новый порядок отказа от права собственности на земли.

Сегодня для того, чтобы отказаться от участка земли, нужно, чтобы собственник участка земли подал заявление в соответствующий орган федеральных властей – Росреестр.

Прекращение права собственности происходит с момента регистрации собственником имущества этого желания в Росреестре.

Помните, что отказаться можно только от тех участков земли, которые находятся непосредственно в вашей частной собственности.

Отчуждение земельного участка в пользу других лиц

Исходя из норм Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что каждый гражданин вправе самостоятельно распоряжаться собственным имуществом, исходя из своих личных побуждений и желаний. Основной закон страны также разрешает распоряжаться землей не единолично, а в паре с другими лицами, не теряя при этом права собственности.

Согласно Земельному кодексу распоряжение земельным участком происходит собственником земли в свободном ключе, если его действия не нарушают законодательство. В свою очередь Гражданский кодекс дает лицу полное право на свое усмотрение совершать с землей различные сделки, которые не противоречат законным нормам, в том числе – отчуждать в пользу других.

Отчуждение земли в пользу других лиц происходит на основании совершения сделки в рамках установленных законодательством правил.

Но не забывайте о том, что нужно учитывать также ограничения в обороте определенных земельных участков, специализацию и категорию.

Принудительное отчуждение земли у собственника в пользу государства

Конституция Российской Федерации регламентирует, что лишить права собственности в стране можно лишь через решение суда. При этом все основания для лишения права собственности на землю в РФ исчерпывающе описаны в Гражданском кодексе.

Так, землю у гражданина или организации могут изъять в следующих случаях:

Если на землю были наложены обременения

Если собственник земли взял кредит, а в залог оставил свой участок земли, банк вправе заявить в суде о требовании взыскать долг с гражданина при помощи отчуждения у него земельного участка, который находится в его собственности.

Когда землю унаследовало иностранное лицо

Согласно законодательству, иностранные лица и организации не могут владеть в Российской Федерации участками земли, а лишь арендовать. В случае если иностранное лицо получило земельный участок в наследство – он должен быть отчужден.

Компетентный орган сначала потребует сделать это добровольно, а в случае отказа – обратиться в суд.

Судебная инстанция будет вынуждена затребовать принудительное отчуждение земли у иностранца, согласно законодательным нормам.

Земля может быть реквизирована, конфискована или национализированной

В определенных случаях землю могут через суд реквизировать, конфисковать или национализировать. Чаще всего, это касается только особо важных участков земли (например, для обороны или как культурное наследие).

  • Если доля не может быть выделена в натуре, она может быть отчуждена в пользу другого лица с уплатой компенсации.
  • Земля может быть выкуплена государством у частного лица для государственных нужд.
  • Если участок земли использовался с нарушениями норм законодательства, то государство может изъять его при помощи решения суда.

Принудительное изъятие (реквизиция или выкуп) земли у собственника происходит согласно четко прописанным правилам .

Так, изымать участок земли могут в следующих случаях:

  1. Если государство выполняет международное обязательство.
  2. Когда отсутствуют другие варианты, но нужно разместить объект государственного или муниципального значения.
  3. Иные случаи, которые предусмотрены федеральным или муниципальным законодательством.

Принудительное изъятие земли происходит на основе выкупа земельного участка у собственника недвижимости. Основанием для выкупа служит решение российского суда.

Равноценное возмещение – выкуп участка земли согласно его выкупной цене, в которую включена рыночная цена, а также цена находящегося на участке земли другого недвижимого имущества и убытки, которые понесет собственник имущества из-за выкупа земли.

Также закон предусматривает возмещение собственнику убытков понесенных из-за обязательств перед другими лицами или из-за упущенной выгоды.

Существует некоторый риск, что убытки и затраты с момента изъятия и до момента окончательного решения суда о выкупной цене участка, будут возложены на собственника земли. Это касается расширения и реконструкции зданий, которые находятся на изъятом участке.

Если собственник не согласен с конечной выкупной ценой, которая установлена в решении соответствующего органа, то он вправе обратится в суд для оспаривания этой суммы.

Земельный кодекс также допускает и изъятие земли у собственника из-за чрезвычайных обстоятельств. Например, стихийного бедствия, серьезной аварии или катастрофы, эпидемии и т.д. В таком случае участок изымается временно для определенных целей: защиты интересов граждан, общества или государства.

Собственнику выдают свидетельство о реквизиции земли, где четко прописаны причины и обстоятельства. После возвращения ему будут возмещены все убытки, которые он понес.

Если такой участок земли нельзя вернуть, то государство или муниципальные власти возмещают ему рыночную за землю или могут предоставить равноценный участок в обмен на изъятый.

Если обстоятельства были исчерпаны, а участок земли не был возвращен собственнику, он может требовать в судебном порядке вернуть ему недвижимое имущество и компенсировать убытки.

Порядок прекращения права собственности на землю

Земельный участок может быть изъят с компенсацией (последующей выплатой выкупной цены собственнику) или без компенсации.

Компенсацию выплачивают в большинстве случаев. Если участок земли изымается для государственных или муниципальных нужд, в следствии возникновения чрезвычайных обстоятельств (например, техногенная катастрофа или эпидемия), в случае выполнения международных обязательств и т.д.

  1. Вынесение решения об изъятия земли у собственника компетентным муниципальным или федеральным органом властей.
  2. Анализ ситуации и вынесение решения о выкупной цене земли.
  3. Уведомление собственника участка земли о причинах и обстоятельствах изъятия, а также о возмещении убытков и цены участка.
  4. Изъятие земли у собственника.
  5. Выплата соответствующей и соразмерной компенсации за имущество.

Если собственник согласен на изъятие участка, то начинается процедура отчуждения и выкупа, если не согласен – судебные тяжбы.

Муниципальные или федеральные власти могут подать в суд на собственника земли, если тот отказался одобрить решение властей.

В свою очередь собственник сам может подать иск в суд для того, чтобы оспорить выкупную цену земли, которую озвучила инспекция.

Изъятие земли в случае отказа будет происходить только после окончания судебных тяжб и вынесения решения судом. А вот споры о выкупной цене могут тянуться очень долго, если стороны к согласию не пришли, то решение может выносить даже арбитражный суд исходя из множества различных факторов, которые влияют на цену недвижимого имущества.

Важно помнить, что согласно законодательству, выкуп участка может произойти только спустя год, как собственник участка получил уведомление властей.

Крайне редко земля изымается у собственников без последующей выплаты компенсации. Такое возможно в случае непредвиденных объективных обстоятельств. Например, если земля находится на острове и из-за размытия происходит потеря определенной части недвижимого имущества.

В таком случае земля переходит из одной категории в другую.

Подобное произошло на одном из российских островов, где из-за размывания почвы было утеряно десятки метров земли сельскохозяйственного назначения. В последствии, земля была перенесена в водный фонд. Также возможно изъятие земли из-за совершения серьезного преступления, банкротства и т.д.

  • Уполномоченный орган местных или федеральных властей принимает решение исходя из обстоятельств.
  • Орган обязан уведомить собственника земли об изъятии его имущества согласно ходатайству об изъятии.
  • Если собственник участка земли отказывается одобрить решение – дело передают в суд для последующих судебных разбирательств. Суд анализирует ситуацию и выносит свое решение.
  • Вступление в силу решения и изъятие земли у собственника.

Если выкуп земли происходит только с согласия собственника участка, то принудительное изъятие может происходить и без его согласия. В зависимости от обстоятельств изъятия земли.

Таким образом, прекращение права собственности может произойти по самым различным обстоятельствам, от добровольного отказа до чрезвычайной ситуации. В большинстве случае изъятие участка (как с последующей выплатой компенсации, так и без) можно оспорить через суд, если вы не согласны с решением муниципальных или федеральных властей.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Loading...Loading...