Проект яровой. "Пакет Яровой" вступает в силу

20 июля 2016 года в России вступит в силу большинство новых законов и поправок, усиливающих уголовную ответственность за преступления террористической и экстремистской направленности. В СМИ эти инициативы прозвали «пакетом Яровой» — по имени председателя думского Комитета по безопасности Ирины Яровой , которая их разработала.

1 июля 2018 года в силу вступят те поправки, которые касаются хранения и передачи персональных данных россиян мобильными операторами. Такая временная отсрочка для этих инициатив была сделана в связи с тем, что для их исполнения бизнесу потребуется подготовить необходимую кадровую и техническую базы.

В чём суть поправок, коснувшихся вопросов хранения персональных данных россиян?

В федеральные законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» были внесены следующие изменения и правки:

  • Операторов связи и «организаторов распространения информации» в интернете обяжут хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео и другие сообщения пользователей. Срок хранения — до шести месяцев с момента передачи, приёма и/или обработки. Порядок, сроки и объём хранения указанной информации устанавливаются Правительством РФ.
  • Информацию о факте приёма или передачи сообщения или звонков (то есть не содержание, к примеру, переписки, а только сведения о том, что она состоялась) операторы должны будут хранить в течение трёх лет. Все эти данные надо будет передавать в правоохранительные органы, если они понадобятся для оперативной работы.
  • Организатор распространения информации в сети Интернет обязан хранить на территории РФ информацию о фактах приёма, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий.
  • Организатор распространения информации в сети Интернет обязан при использовании для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей дополнительного кодирования этих сообщений предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

Кто и как будет контролировать реализацию пакета Яровой?

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству контролировать ход реализации утверждённых инициатив. В частности, Путин потребовал от чиновников обратить особое внимание на следующие пункты:

  • применение норм федерального закона об ответственности за использование на сетях связи и (или) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет несертифицированных средств кодирования (шифрования);
  • разработку и ведение уполномоченным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации реестра организаторов распространения информации в сети Интернет, предоставляющих по запросу уполномоченных ведомств информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений в случае их дополнительного кодирования;
  • применение норм федерального закона о прекращении оказания услуг связи в случае неподтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей услуг связи сведениям, указанным в абонентских договорах.

«В срок до 1 ноября 2016 года Правительству Российской Федерации с участием ФСБ России подготовить проекты необходимых нормативных правовых актов, направленных на минимизацию возможных рисков, связанных с применением положений федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», — говорится в указе президента.

Кроме того, Минпромторгу России совместно с Минкомсвязи России Путин поручил до 1 сентября 2016 года провести анализ и представить предложения в части возможности, сроков и объёмов финансовых затрат в целях организации производства отечественного оборудования и создания отечественного программного обеспечения, необходимого для хранения и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в Российской Федерации.

Президент России Владимир Путин подписал антитеррористический "пакет Яровой", сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

"Президент подписал пакет документов, поправки к закону о мерах по противодействию терроризму", - приводит слова Пескова "Интерфакс" . Также, добавил он, был подписан перечень поручений правительству.

"Правительство будет строго смотреть за тем, как будет реализовываться этот закон, и если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, по поручению президента будет принимать соответствующие меры", - пояснил Песков.

Путин поручил ФСБ "утвердить порядок сертификации средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений" в интернете, сообщается на сайте Кремля. Минпромторгу и Минкомсвязи президент поручил "провести анализ и представить предложения в части возможности, сроков и объемов финансовых затрат в целях организации производства отечественного оборудования и создания отечественного программного обеспечения, необходимого для хранения и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей".

7 июля, 15:01 В 2016 году цены на связь не вырастут, заверил министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров. Возможный рост тарифов в 2017 и 2018 годах он комментировать не стал.

"Можно с уверенностью заявить: в 2016 году не ожидается повышения цен на услуги связи в результате принятия пакета антитеррористических законов", - приводит ТАСС слова Никифорова.

7 июля, 19:14 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России будет проверять обоснованность роста тарифов на связь, если операторы будут объяснять их увеличение исполнением требований антитеррористического пакета законов. Об этом ТАСС рассказала начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева : "Если произойдет повышение цен - мы будем это расследовать. Мы полагаем, что дополнительные инвестиции понадобятся, но об объеме мы сказать не можем, у нас нет данных для этого".

8 июля, 10:42 На сайте Российской общественной инициативы начался сбор подписей против "пакета Яровой". "Данный закон требует огромных денег и может привести к банкротству многих интернет-компаний, и снизить доход государства от получаемых от них налогов. Также он ущемляет права человека", - утверждают авторы инициативы.


8 июля, 15:13 "Почте России", чтобы исполнить положения "пакета Яровой", придется потратить 500 миллиардов рублей. Эти деньги будут направлены на закупку специального оборудования и привлечение подготовленных специалистов во все 42 тысяч отделений почты, заявили в государственной компании. Об этом пишет "Интерфакс" :

"При это более 100 млрд рублей потребуется выделять ежегодно на его обслуживание и оплату труда персонала, обеспечивающего контроль при приеме почтовых отправлений", - говорится в сообщении.

"Почту России" закон обязывает проверять посылки на наличие взрывчатых и ядовитых веществ. Кроме того, оператор почтовой связи обязаны принимать меры по недопущению к пересылке почтой оружия, взрывчатки, ядовитых растений и животных, наркотиков, ядов, денег, скоропортящихся продуктов. Для этого почтовые работники могут использовать рентгенаппараты, радиоскопические устройства, металлодетекторы, газоанализаторы, химическую аппаратуру, а также другие устройства, которые помогают обнаружить оружие, взрывчатку.

"Учитывая масштабы и огромную географию нашей страны, реализация законодательных изменений потребует серьезной проработки и ресурсов как с точки зрения их технического, так и финансового обеспечения", - отмечает "Почта России".

Как говорится в сообщении почтового оператора, закон требует "более детальной проработки и понимания как объемов реальных финансовых затрат, так и их источников, с тем чтобы его выполнение не сказалось на эффективности функционирования важнейшей социальной инфраструктуры государства, каковой всегда была и остается почтовая связь".

9 июля, 12:23 В "Почте России" допустили, что из-за "пакета Яровой" они будут принимать посылки открытыми, сообщает РБК со ссылкой на заместителя гендиректора по пересылочному бизнесу госкомпании Сергея Малышева. Почта может начать так работать, если "закон не будет обязывать оснащать все 42 тысячи отделений почтовой связи дорогостоящим рентгенотелевизионным оборудованием".

Малышев напомнил, что такая "практика уже неоднократно применялась в отделениях почтовой связи при проведении мероприятий, требующих усиления мер безопасности, например во время Зимних Олимпийских игр в Сочи".

13 июля, 11:20 Из-за "пакета" Яровой средняя стоимость доставки посылок может вырасти на 60% - до 400 рублей за отправление, пишут "Ведомости" со ссылкой на Александра Иванова, президента Национальной ассоциации дистанционной торговли.

По словам Иванова, как следствие, люди станут покупать в интернет-магазинах на 30-40% меньше: покупателей вряд ли заинтересуют товары, доставка которых стоит дороже, чем они сами.

14 июля, 14:55 Мэрия Москвы согласовала проведение митинга против "пакета Яровой" - он пройдет 26 июля с 18:00 до 20:30 на площади Яузские ворота в центре Москвы.

22 июля, 11:58 Мэрия не разрешила проводить митинг, заявил руководитель департамента региональной безопасности столицы Алексей Майоров.

"На 26 июля группой граждан от имени Леонида Волкова, Ивана Жданова и Евгения Замятина была подана заявка связанная с защитой статей 23 и 24 Конституции и свободы интернета. В ходе оформления не была должным образом соблюдена процедура согласования. В результате, в проведении митинга было отказано", - сказал Майоров "Интерфаксу" .

Леонид Волков, один из организаторов, написал у себя в блоге, что мэрия запретила митинг "по надуманным причинам":

11 июля подали заявку на проведение митинга 26 июля на Славянской площади; через три дня, 14 июля, мэрия в ответ предложила перенести митинг на площадь Яузские ворота. Хотя их предложение не было мотивированным (не содержало ссылки ни на одну из допустимых законом причин на перенос митинга), мы, следуя своей стратегии, немедленно согласились. Я был в Новосибирске на суде, поэтому в тот же вечер Иван Жданов, один из трех заявителей, отнес в мэрию наше согласие на перенос.

По закону о массовых мероприятиях, с этого момента митинг считается согласованным. Точка. Тут не может быть никаких разночтений, да и практика проведения митингов в последние годы вполне сложилась.

Как вдруг вчера, 21 июля вечером — неделю спустя согласования! — Жданова вызывают в мэрию и говорят: «А знаете, мы передумали». И приводят формальную причину: знаете, вот у вас три заявителя (это стандартная практика — формально один отвечает за общую организацию, один за медицину и один за безопасность), а в вашем согласии на предложение о переносе — только одна подпись (Жданова). «Так что мы считаем, что вы не согласились с переносом, поэтому митинг не согласован».

Это, естественно, бред. Митинги мы проводим не в первый и не в десятый раз, процедура стандартная и основана на законе, мэрию она всегда устраивала, как устраивала и в течение всей недели — до вчерашнего вечера. Совершенно очевидно, что им позвонило какое-то начальство из числа настоящих авторов «пакета Яровой» и устроило истерику, только этим можно объяснить действия мэрии.

26 июля, 13:35 Организаторы митинга подают новую заявку - на 19:00 вторника, 9 августа. Подробности у себя в блоге публикует Леонид Волков.

1 августа, 10:09 Столичные власти согласовали митинг 9 августа, но предложили провести его в парке "Сокольники", а не на площади Яузских ворот, сообщил РИА "Новости" первый замглавы столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Василий Олейник. "Мы им предложили в парке, в Сокольниках провести публичное мероприятие… Пока ответа нет", - сказал он.

2 августа, 12:35 Организаторы митинга согласились на его проведение 9 августа в Сокольниках, сообщает РИА "Новости" .

4 августа, 02:47 В России не производится оборудование, необходимое для исполнения "пакета Яровой", сообщает газета "Известия" со ссылкой на источники, близкие к Минкомсвязи. Информацию изданию подтвердили в "МегаФоне", "Билайне" и МТС.

- Нам известно, какое оборудование планирует рекомендовать Минкомсвязи, но самого документа [отправленного в Минпромторг] не видели, - сообщил директор по связям с органами власти компании "Мегафон" Дмитрий Петров. - "Мегафон" периодически проводит закупки похожего оборудования. Российские компании в этих закупках не участвовали, и нам неизвестно, что они производят такое оборудование.

Официальные представители компании МТС Дмитрий Солодовников и компании "ВымпелКом" Анна Айбашева также подтвердили, что в России не производится всей линейки оборудования для реализации требований закона.

Более того, отдельные виды аппаратно-программных комплексов, например, для съема, каталогизации и складирования массива информации, серийно не производятся не только в России, но и в мире, - отметил Солодовников.

Мы создали чат в Telegram для оперативного обмена новостями. Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте её скорее сюда:

Сколько стоит Ваш телефон?

Пакет Яровой, что это? Полный текст закона 2016 года.

7 июля 2016 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон № 374-Ф3 более известный в народе, как «пакет Яровой» . Но какова суть этого закона? Давайте разберёмся в этом в данной статье.

В начале укажем наиболее важные аспекты закона, которые вызвали общественный резонанс, а также различную информацию, интересующую пользователей. В нижней части публикации Вы можете ознакомиться с полным текстом «пакета Яровой».

«Пакет Яровой». Подписан или нет?

Да, закон подписан.

  • Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года.
  • Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.
  • Подписан президентом Российской Федерации 7 июля 2016 года.


Когда вступит в силу «пакет Яровой»?

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
  2. Абзац четвертый подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.

Суть «пакета Яровой».

Закон предусматривает уголовную ответственность за международный терроризм, а также обязывает операторов связи хранить разговоры и переписку абонентов в течение полугода.

Разбирать всё детально не будем - для этого чуть ниже есть полный текст «закона Яровой». Основные пункты закона, вызвавшие общественный резонанс: операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений; в течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных; компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик.

Полный текст «пакета Яровой», одобренный президентом.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".

«О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146; № 31, ст. 3452; 2008, № 45, ст. 5149; № 52, ст. 6227; 2009, № 1, ст. 29; 2010, № 31, ст. 4166; 2011, № 1, ст. 16; № 19, ст. 2713; № 46, ст. 6407; 2013, № 30, ст. 4041; № 44, ст. 5641; 2014, № 19, ст. 2335; № 23, ст. 2930; № 26, ст. 3385; 2015, № 1, ст. 58) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.»;

б) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

в) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.»;

г) в части 5 слова «частью 4» заменить словами «частями 4 и 41»;

2) дополнить статьей 52 следующего содержания:

«Статья 52. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные настоящей статьей и статьями 12 - 19 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

5) в статье 24:

а) в части 1 слова «2821 - 2823 и 360» заменить словами «2821 - 2823, 360 и 361»;

б) в части 2 слова «2821 - 2823 и 360» заменить словами «2821 - 2823, 360 и 361».

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; 2003, № 27, ст. 2700; 2006, № 17, ст. 1779; 2016, № 1, ст. 88) следующие изменения:

1) в части пятой статьи 14 второе предложение исключить;

2) в статье 15:

а) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

«Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам федеральной службы безопасности.»;

«Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3349; 1999, № 2, ст. 233; 2000, № 1, ст. 8; 2001, № 13, ст. 1140; 2003, № 2, ст. 167; № 27, ст. 2700; 2005, № 49, ст. 5128; 2007, № 31, ст. 4008; 2008, № 52, ст. 6235; 2013, № 51, ст. 6689) следующие изменения:

1) в статье 6:

а) часть первую дополнить пунктом 15 следующего содержания:

«15. Получение компьютерной информации.»;

б) часть четвертую после слов «со снятием информации с технических каналов связи,» дополнить словами «с получением компьютерной информации,»;

2) в статье 8:

а) абзац первый части второй после слов «оперативно-розыскных мероприятий» дополнить словами «(включая получение компьютерной информации)»;

б) в части десятой цифры «8 - 11» заменить цифрами «8 - 11, 15».

«О внешней разведке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 143; 2011, № 50, ст. 7366) дополнить частью третьей следующего содержания:

«Служба внешней разведки Российской Федерации вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам внешней разведки.».

Часть восьмую статьи 256 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2010, № 21, ст. 2524; 2011, № 13, ст. 1689; № 17, ст. 2321; 2012, № 53, ст. 7628; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4036; № 52, ст. 6955; 2014, № 16, ст. 1828; 2015, № 1, ст. 75; № 48, ст. 6709) после слов «религиозных связей и контактов» дополнить словами «(за исключением осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с религиозными организациями)».

«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5681; 2011, № 1, ст. 10; № 50, ст. 7351; 2012, № 29, ст. 3993) следующие изменения:

1) часть вторую статьи 1 изложить в следующей редакции:

«К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.»;

2) часть шестую статьи 16 изложить в следующей редакции:

«При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного.».

Пункт 8 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12,

ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 49, ст. 6075) изложить в следующей редакции:

«8. Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, по согласованию с органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму.».

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; 2010, № 49, ст. 6424; 2011, № 27, ст. 3880; 2013, № 23, ст. 2877; № 27, ст. 3472, 3477; 2014, № 43, ст. 5800; 2015, № 1, ст. 58; № 14, ст. 2020; № 17, ст. 2478; № 29, ст. 4387; № 48, ст. 6707; 2016, № 14, ст. 1906) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 2 статьи 13 после слов «и иной религиозной деятельностью,» дополнить словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность»;

2) пункт 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.»;

3) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«2. Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.»;

4) дополнить главой III1 следующего содержания:

«Глава III1. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 241. Содержание миссионерской деятельности

1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;

в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;

на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

в местах паломничества;

на кладбищах и в крематориях;

в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.

Статья 242. Порядок осуществления миссионерской

деятельности

1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.

Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 241настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:

от имени религиозной группы - только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи;

от имени религиозной организации - только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

4. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.

6. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.

7. В случае осуществления миссионерской деятельности, предусмотренной пунктами 5 и 6 настоящей статьи, религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами.».

«О почтовой связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3697; 2011, № 50, ст. 7351) следующие изменения:

1) в статье 17:

а) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

«Операторы почтовой связи в пределах компетенции обязаны принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, указанных в статье 22 настоящего Федерального закона. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение.»;

2) в пункте «а» части первой статьи 22 слова «а также основные части огнестрельного оружия» заменить словами «основные части огнестрельного оружия, а также взрывные и иные устройства, представляющие опасность для жизни и здоровья людей».

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 31, ст. 3993, 4011; 2010, № 30, ст. 4007; № 31, ст. 4166; 2011, № 46, ст. 6406; 2012, № 30, ст. 4172; 2013, № 26, ст. 3207; № 44, ст. 5641; № 52, ст. 6968; 2014, № 19, ст. 2315, 2335; № 30, ст. 4214; 2015, № 1, ст. 37, 58; № 27, ст. 3950, 4001; 2016, № 1, ст. 44) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3:

а) слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;

б) после слов «Российской Федерации, либо» дополнить словами «для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо»;

2) в статье 6:

а) в пункте 21:

в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

б) в пункте 22:

в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1075, 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 20, ст. 2367; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745, 5748; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, 3122, 3132; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 45, ст. 5265; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; № 41, ст. 5192; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 10, 23, 54; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2715; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4284, 4289, 4290; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; № 45, ст. 6334; № 46, ст. 6406; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7025, 7061; № 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 15, ст. 1724; № 18, ст. 2126, 2128; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3069, 3082; № 25, ст. 3268; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4322, 4330; № 47, ст. 6402, 6403; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, № 14, ст. 1651, 1658, 1666; № 19, ст. 2323, 2325; № 26, ст. 3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3454, 3470; № 30, ст. 4025, 4026, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6161, 6165; № 49, ст. 6327, 6341; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52, ст. 6961, 6980, 6986, 7002; 2014, № 6, ст. 559, 566; № 11, ст. 1092, 1096; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2333, 2335; № 26, ст. 3366, 3379; № 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; № 52, ст. 7541, 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 29, 67, 74, 83, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 13, ст. 1811; № 14, ст. 2021; № 18, ст. 2614, 2619, 2620; № 21, ст. 2981; № 24, ст. 3370; № 27, ст. 3945; № 29, ст. 4346, 4359, 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629, 5637; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 28, 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1491, 1493; № 18, ст. 2509, 2514; № 23, ст. 3285) следующие изменения:

1) в статье 5.26:

а) абзац второй части 1 дополнить словами «; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей»;

б) дополнить частями 3 - 5 следующего содержания:

«3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

4. Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.»;

2) дополнить статьей 11.143 следующего содержания:

«Статья 11.143. Невыполнение обязанностей, предусмотренных

законодательством о транспортно-

экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором обязанностей проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов и сведений (данных), информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

П р и м е ч а н и е. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

3) в статье 13.6:

а) наименование после слов «средств связи» дополнить словами «или несертифицированных средств кодирования (шифрования)»;

б) абзац первый после слов «средств связи» дополнить словами «или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) статью 13.15 дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.»;

5) в статье 13.30:

а) наименование дополнить словами «, или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов»;

б) в абзаце первом слова «либо непредставление» заменить словами «, либо непредставление», после слов «с абонентом договора,» дополнить словами «либо несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов,»;

6) в статье 13.31:

а) в абзаце втором части 2 слова «от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей» заменить словами «от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей»;

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.»;

7) в части 1 статьи 15.271 слова «279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо» заменить словами «279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо»;

8) в части 1 статьи 23.1 после слов «статьей 11.71» дополнить словами «, частью 2 статьи 11.143», слова «частями 2 и 3 статьи 13.31» заменить словами «частями 2 - 3 статьи 13.31»;

9) в статье 23.36:

а) в части 1 слова «статьями 11.142, 11.15,» заменить словами «статьей 11.142, частью 1 статьи 11.143, статьей 11.15,»;

б) в части 2:

пункт 1 после цифр «11.142,» дополнить словами «частью 1 статьи 11.143, статьями»;

пункт 2 после слов «частью 2 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

пункт 3 после слов «частью 2 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

пункт 4 после слов «частью 3 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

10) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 1 после цифр «5.22,» дополнить цифрами «5.26,»;

б) пункт 44 после слов «статьей 11.71,» дополнить словами «частью 2 статьи 11.143,»;

в) в пункте 56 слова «частями 2 и 3 статьи 13.31» заменить словами «частями 2 - 3 статьи 13.31».

№ 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 3 признать утратившим силу;

2) в статье 4:

«1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.»;

3) в пункте 1 статьи 6 слова «Российской Федерации и настоящим Федеральным законом» заменить словами «Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

№ 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 7, ст. 835; 2010, № 7, ст. 705; № 31, ст. 4190; 2012, № 31, ст. 4328; № 53, ст. 7578; 2013, № 48, ст. 6162; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4273; № 49, ст. 6928; 2015, № 29, ст. 4383; 2016, № 15, ст. 2066) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 46 дополнить абзацем следующего содержания:

«прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.»;

2) в статье 64:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.».

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2008, № 30, ст. 3616; 2014, № 30, ст. 4218) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».»;

2) статью 22 дополнить частью 32 следующего содержания:

«32. Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается.».

Внести в статью 101 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2014, № 19, ст. 2302) следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей сети «Интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети «Интернет» до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

2) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан предоставлять указанную в пункте 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.»;

3) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети «Интернет» возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.».

Статью 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2011, № 30, ст. 4590; 2014, № 6, ст. 566) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.».

Внести в пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 52, ст. 6421; 2014, № 26, ст. 3360) следующие изменения:

1) в абзаце втором слова «втором - девятом, одиннадцатом и двенадцатом» заменить словами «втором, шестом, седьмом и девятом»;

2) дополнить абзацем следующего содержания:

«юрисдикция Приволжского окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзацах третьем - пятом, восьмом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи.».

«О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4604) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов топливно-энергетического комплекса при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Абзац четвертый подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.

Так называемый «закон Яровой». Это означает, что операторы связи обязаны начать хранить данные своих пользователей, включая записи разговоров, переписку, видео, изображения и сопутствующую информацию. Хранить все это придется в течение полугода.

Операторы связи уже приступили к реализации мер, прописанных в законе, но для того, чтобы выполнить все предписания, придется потратить много времени и еще больше - денег. Например, в случае «Мегафона» на организацию хранения данных пользователей во всей сети необходимо около пяти лет, о чем сообщает «РБК».

«Мы не могли на всей сети организовать хранение с 1 июля. Система будет поэтапно разворачиваться в разных регионах в течение пяти лет и к концу этого срока будет развернута по всей стране», - заявил гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков.

Стоит отметить, что в законе нет четких формулировок относительно поэтапности введения положений. Говорится следующее: «порядок, сроки и объем хранения <...> информации устанавливаются правительством». В ходе обсуждения закона операторы связи просили правительство возможности поэтапно реализовать положения закона - сначала в регионах, затем - по всей стране. Эту точку зрения поддерживал Николай Никифоров, который в 2017 году занимал пост главы Минкомсвязи. Но затем чиновники пришли к мнению , что закон необходимо реализовать одномоментно во всей стране.

Другие операторы связи не раскрывают ход реализации положений «закона Яровой», сообщая лишь, что все действия ведутся в рамках текущего законодательства. В Минкомсвязи говорят, что операторы должны вводить все положения закона сразу во всей сети, а не поэтапно. Тем не менее, в апреле этого года правительство опубликовало пояснения к закону. В нем говорилось о необходимости хранения текстовых сообщений и записей разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Что касается интернет-провайдеров, то им придется хранить данные клиентов в течение 30 суток, начиная с 1 октября этого года. Затем каждые пять лет компании обязаны на 15% в год увеличивать емкость «технических средств накопления».

Проблемой является то, что до настоящего момента не приняты документы с необходимыми техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. Например, «Ростелеком» до настоящего момента не заложил в собственный бюджет расходы на исполнение требований законодательства. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», - заявил представитель компании.

Как бы там ни было, но проекты требований к оборудованию есть, поэтому провайдеры связи могут временно руководствоваться ими. А вот уровень ответственности операторов и интернет-компаний за неисполнение требований «закона Яровой» до сих пор не определен. По мнению специалистов, государство должно дать возможность обеспечить хранение данных, а не просто так наказывать операторов.

Что касается финансовых затрат, то у каждого из операторов реализация положений «закона Яровой» обойдется в миллиарды рублей. Общие расходы операторов, по мнению рабочей группы «Связь и информационные технологии» при правительстве России составит 5,2 трлн рублей. МТС необходимую сумму в 60 млрд рублей на ближайшие пять лет, «Мегафон» - 35-40 млрд, «Вымпелком» - 45 млрд.

Суммы могут изменяться в зависимости от того, какая именно конфигурация оборудования и какие требования к его производителям будут утверждены. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», - говорит гендиректор Linxdatacenter в России Ольга Соколова.

Затраты, насколько можно понять, будут возмещаться за счет клиентов. , что для компенсации затрат такой крупный оператор, как «Вымпелком» должен взимать с абонентов около 13 рублей на одного человека в месяц в течение пяти лет. Скорее всего, на такую сумму будут повышены тарифы для населения.

«Антитеррористический пакет» Яровой принят Советом Федерации, что это и чем он грозит простым россиянам.

Прежде всего хочется сказать, что «Антитеррористический пакет» Яровой это один из самых жестки и резонансных законов принятых Госдумой за последние десять лет.

24 июня 2016 года Госдума России приняла во втором и третьем чтениях «антитеррористический пакет», внесли его на голосование депутаты Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Перед голосованием депутаты отменили самые одиозные поправки – о лишении гражданства и запрете на выезд из страны.

Однако, в этом пакете остались десятки других законов, которые очень сильно отразятся на жизни просто россиянина. Пакет законов одобрен Советом Федерации и нет сомнений, что его подпишет президент России Владимир Путин.

Антитеррористический пакет Яровой текст:

Сейчас мы вам расскажем о самых важных в документе законодательных актов.

Недоносительство

Начиная с 20 июля 2016 года не сообщившие о преступление граждане могут ответить за уголовной ответственностью. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года. Люди должны сообщать властям о таких правонарушениях, как подготовка теракта, вооруженны мятеж, а также другие виды преступлений. Всего их в законе около пятнадцати описано.

Теперь записи телефонных разговоров и СМС каждого абонента будут хранится у операторов связи «Мегафон», «Билайн» и МТС и другие в течение полугода. В течение трех лет операторы связи должны хранить мета-данные – сюда входит информация о том, что разговор состоялся, был обмен СМС между клиентами. Данная норма касается и интеренет-ресурсы, которые будут внесены в соответствующую базу. Они должны будут хранить мета-данные один год. Операторы связи предупредили, что данное нововведение повлечет увеличение платы в 2-3 раза за использование мобильной связи.

Шифрование данных

Интеренет-сервисы, мессенджеры, социальная сеть, почтовый клиент или просто сайт, который поддерживает шифрование данных должен помочь ФСБ в случае надобности расшифровать их. За отказ это делать будет оштрафован на сумму от 800 тысяч до миллиона рублей.

Миссионерство

Законы Яровой касаются и регулирования в религиозной сфере. Теперь «миссионерской деятельностью» смогут заниматься только зарегистрированные организации. Любая миссионерская деятельность вне помещений запрещена. Штраф до миллиона рублей.

Ужесточение наказания за экстремизм

За экстремизм будут наказывать еще более жестко. За финансирование экстремистской деятельности (282.3 УК) теперь предусматривают срок до восьми лет, а до этого был порог до трех лет.

Склонение к массовым беспорядкам

В случае «склонения, вербовки или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков будет наказываться сроком лишения от пяти до десяти лет.

Уголовная ответственность с 14 лет

Теперь за некоторые преступления в России установлена уголовная ответственность с 14 лет. 14-летних детей будут судить за международный терроризм, участие в террористических сообществах, участие в массовых беспорядках. Так же они будут подвержены уголовной ответственности за недоносительство.

Международный терроризм

Уголовная ответственность будет предусматриваться за международный терроризм совершенный за пределами России, в котором пострадали российские граждане. Тут предусмотрено наказание – пожизненное лишение свободы.

Проверка почтовых посылок

На почтовых операторов возложили ответственность за содержание и проверку посылок. Теперь они должны проверять, чтобы в посылках не было оружия, наркотиков или денег.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

Внести в Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ
«О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

б) дополнить частью 4.1 в следующей редакции:

«4.1. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации.»;

2) дополнить статьей 5.2 следующего содержания:

«Статья 5.2. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, а также на оказание позитивного воздействия на граждан в целях формирования у них неприятия идеологии терроризма, посредством распространения информационных материалов, печатной продукции, разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные статьями 11 – 19 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

5) в статье 24:

а) в части 1 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361»;

б) в части 2 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361».

Статью 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ
«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 51, ст. 5681) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) производство гражданского и служебного оружия из боевого ручного стрелкового оружия, в том числе снятого с вооружения.».

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3 слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;

2) в статье 6:

а) в пункте 2.1:

в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

б) в пункте 2.2:

в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1) следующие изменения:

1) дополнить статьей 11.14.3 следующего содержания:

«Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором порядка организации оказания экспедиционных услуг, а также обязанностей, установленных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

2) в части 1 статьи 23.1 после слов «статьей 11.7.1» дополнить словами «, частью 2 статьи 11.14.3»;

3) в части 1 статьи 23.36 слова «статьями 11.14.2, 11.15,» заменить словами «статьей 11.14.2, частью 1 статьи 11.14.3, статьей 11.15,».

Статью 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031) изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

2. Решение о приобретении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в связи с осуждением лица к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 277 – 2824, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если такое лицо не имеет иного гражданства или гарантий на его приобретение.».

Пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ
«О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) изложить в следующей редакции:

«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить соответствие наименования (маркировки) груза действительному наличию и установить личность клиента, после чего выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.».

Пункт 1 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895) изложить в следующей редакции:

«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.».

В пункте 17 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215) слова «без письменного разрешения представителя нанимателя» и слово «исключительно» исключить.

Статью 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 34, ст. 4029) дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

«9) является лицом, которому в установленном порядке объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, частями третьей и четвертой
статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в течение пяти лет со дня объявления ему официального предостережения, а равно имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение сопряженного с осуществлением террористической деятельности хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) преступления экстремистской направленности.».

В части 3 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,
№ 31, ст. 3448) после слов «пользователей сети «Интернет» дополнить словами «, включая их содержание,», слова «шести месяцев» заменить словами «трех лет».

Loading...Loading...