Проведение служебного расследования дтп. Служебное расследование дтп на предприятии Служебное расследование дтп на предприятии образец

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя статья посвящена не очень приятной, но очень нужной теме в жизни специалиста по БДД – расследованию дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).

Немного поясню, почему эта тема не очень приятна для специалиста по БДД. Служба организована, профилактикой занимаемся регулярно – все идет, «как по маслу», все довольны и собой, и своей работой. Но в один прекрасный момент мы получаем информацию о произошедшем с автомобилем вашей организации ДТП. В этот момент в голове крутится много вопросов: как так? В чем причина? Почему? Где недоработка в профилактической работе? Что нужно делать, чтобы этого больше не произошло?

Закон (196-ФЗ) обязывает нас, специалистов, «анализировать и устранять причины ДТП». Но чтобы «анализировать и устранять», нужно провести его всестороннее расследование.

Расследование начинается на месте ДТП. Необходимо собрать максимум информации о данном происшествии. Можете поверить моему опыту: в зависимости от увиденного не только у начинающего специалиста по БДД, но даже у «видавшего виды» волосы на голове встают дыбом. Начинается мандраж до такой степени, что тут же забываешь, зачем приехал.

Поэтому, приехав на место, не стоит судорожно бегать, пытаясь поговорить со всеми участниками ДТП, выяснить какие-то детали происшествия, что-то запомнить. Как говорится, «тупой карандаш лучше острой памяти». Поэтому все, что увидели, все, что узнали, необходимо записать на бумагу ту информацию, которая в дальнейшем пригодится при расследовании.

А чтобы облегчить сбор информации о ДТП, предлагаю . Она разработана мной (для собственного пользования), но, как показала практика, бланк очень удобен. Писанины в нем минимум, зато излагается самая суть. Можете свободно скачивать бланк, использовать его в работе при расследовании.

Первая страница карточки не вызывает никаких вопросов, все интуитивно понятно. Но к заполнению оборотной стороны нужно отнестись серьезно. От грамотного составления схемы ДТП зависит правильная оценка действий его участников. Желательно поговорить со всеми участниками происшествия, выяснить детали происшествия, изложить их в разделе «Подробные обстоятельства ДТП».

Кроме сбора информации, относящейся к ДТП, нужно сделать максимальное количество фотографий. Что нужно снять: расположение транспортных средств на проезжей части; повреждения, неповрежденные части транспортных средств-участников ДТП; расположение относительно линий разметки, дорожных знаков; следы торможения; осыпи грязи или снега с транспортных средств, ближе-дальше; общий вид всех транспортных средств, участвовавших в ДТП; не забыть, чтобы в кадр попали регистрационные знаки транспортных средств-участников происшествия и т. п..

При сложных, с точки зрения расследования, ДТП нужно проводить видеосъемку. В дальнейшем может оказаться так, что незначительная с виду фотография может потом оказать помощь при разборе дорожного происшествия в органах ГИБДД или суде. На ней могут быть зафиксированы определенные доказательства невиновности (или вины) водителя вашего предприятия.

На месте аварии также будут работать и сотрудники ГИБДД, которые тоже будут составлять схему ДТП, опрашивать его участников, составлять Протоколы осмотра и т. п. Советую вам лично присутствовать при составлении Схемы ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы вы могли проверить правильность ее составления. Второй участник дорожного происшествия может быть их знакомым, рулетка у них может начинаться не с «нуля» и т. д.

Если что-либо для вас будет не ясно в их Схеме, нужно потребовать исправить неточности. Только после этого разрешаете водителю вашего предприятия расписываться в ней.

Если самостоятельное передвижение автомобиля вашего предприятия невозможно, нужно организовать либо техническую помощь по устранению неисправностей, либо буксировку на место дислокации автомобиля (база, гараж) с соблюдением установленных ПДД требований при буксировке.

Следующий этап расследования — сбор документации, составленной сотрудниками ГИБДД на месте аварии. Для этого составляется письмо на имя начальника ГИБДД с просьбой предоставить копии документов по дорожному происшествию, мотивируя тем, что данные документы необходимы для внутреннего расследования и проведения профилактической работы с водительским составом.

Когда собрана необходимая документация (как составленная вами, так и сотрудниками ГИБДД) приступают непосредственно к расследованию ДТП. Для этого нужно проанализировать действия каждого из участников в момент, предшествующий ДТП, оценить эти действия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, сделать выводы относительно причин, способствовавших дорожному происшествию, и вынести заключение о виновности того или иного участника аварии.

Результаты расследования должны быть оформлены Актом служебного расследования, который составляется комиссионно, подписывается членами комиссии. Пример оформления Акта вы можете посмотреть

Не стоит предвзято относиться к оформлению Акта расследования, т. к. в определенных случаях (когда имели место тяжелые последствия или у работников ГИБДД вызывает сомнение определение степени виновности участников) ваш Акт могут потребовать органы следствия.

Акт расследования может послужить серьезным аргументом, доказывающим невиновность водителя вашего предприятия. Сотрудники ГИБДД могут не заметить каких-либо доказательств, деталей, а вы в ходе своего расследования их обнаружите.

Но не стоит откладывать расследование надолго. Срок расследования всех дорожно-транспортных происшествий, произошедших с принадлежащими предприятию (ИП) транспортными средствами, установленный законодательством, составляет не более 5 суток.

На сегодня всё. До новых встреч. Комментируйте. Задавайте вопросы.

У многих предприятий на балансе находится собственный автотранспорт. И вот один из автомобилей попадает в аварию.

В этом случае необходимо провести служебное расследование ДТП. Его назначение – установить объективную картину происшествия и степень вины в нем водителя предприятия.

В этой статье:

Служебное расследование ДТП на предприятии

Оно должно быть проведено в течение 5 дней с момента аварии. В исключительных случаях (наличие жертв или большого числа пострадавших) служебное расследование по факту ДТП растягивается на более продолжительное время.

Для того чтобы началась работа по установлению причин аварии должен быть издан приказ о служебном расследовании ДТП. Им назначается комиссия и устанавливается срок ее работы.

Цель служебного расследования ДТП состоит в том, чтобы выявить причины и условия, способствовавшие возникновению аварии.

Если выяснится, что виновником происшедшего является водитель, то результаты работы комиссии лягут в основу привлечения работника к материальной ответственности.

При этом проведение служебного расследования не заменяет собой работу правоохранительных органов и иных структур, призванных разобраться в причинах аварии.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Работа комиссии начинается с непосредственного изучения места происшествия. На данном этапе фиксируются все детали, с помощью которых можно воссоздать достоверную картину ДТП.

При выяснении обстоятельств события допускается опрос иных водителей, фотосъемка, составление схем и т.д. Комиссия вправе запросить и материалы от правоохранительных органов.

Затем анализируются обстоятельства возникновения ДТП. Здесь анализируются состояние водителя на момент аварии, погодные условия и дорожная обстановка, техническая исправность автомобиля, соблюдение всеми участниками происшествия правил дорожного движения.

Кроме того, во время служебного расследования устанавливаются и общее состояние транспортного хозяйства на предприятии. Комиссия проверяет, соблюдаются ли водителями должностные инструкции и трудовая дисциплина.

В завершении своей работы, комиссия должна выработать рекомендации для снижения риска возникновения ДТП в будущем.

Акт служебного расследования ДТП

По окончании работы комиссии ее выводы оформляются актом служебного расследования. Условно этот акт состоит из пяти частей. Вначале следует общая информация о составе комиссии, участниках ДП, количестве пострадавших и причиненном ущербе.

После этого в акте делается акцент на дорожной обстановке. Здесь описываются состояние дороги, погодные условия, наличие разметки и дорожных знаков.

Должен быть в акте и блок, посвященный техническому состоянию машины. Здесь указываются сведения об ее исправности (неисправности), дате последнего техосмотра и т.д.

Завершают акт выводы комиссии относительно лиц, виновных в ДТП. Итоговый документ может содержать и приложения. К их числу относятся схема ДТП, пояснения водителей и иных участников аварии, рекомендации комиссии по предотвращению подобных инцидентов в будущем.

Многими бизнес-субъектами, напрямую не связанными с пассажирскими или грузовыми перевозками, используются в производственных целях легковые автомобили. К сожалению, они не застрахованы от аварий на дорогах. И когда таковые случаются, важно оперативно и грамотно провести ДТП. Игнорирование этой необходимости чревато привлечением к ответственности компании вне зависимости от ее формы собственности.

Служебное расследование – понятие, цели, регламентация

В случае аварии сотрудники ГИБДД, приезжающие на место, а также представители следственных органов (если последствия ДТП тяжелые) обязаны выяснить причины случившегося, определить виновность водителя транспортного средства и других участников в целом.

Если автомобиль принадлежит бизнес-субъекту, то в дополнение к этому проводится локальное служебное расследование, в ходе которого изучаются:

  • обстоятельства, предшествующие аварии;
  • причины происшествия;
  • имеющиеся последствия;
  • участники аварии, их действия и вина.

Следовательно, целями проведения данного мероприятия являются:

  • установление обстоятельств и причин случившегося;
  • определение нарушений правил, локальных инструкций и нормативов;
  • принятие мер по недопущению ДТП в будущем.

Целевая направленность служебного расследования зафиксирована в Приказе Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 г. № 19. Помимо этого нормативного акта, вопрос регламентируется ФЗ от 10.12.1995 г. № 196 (абз. 6 указывает на необходимость анализа происшествия и устранения его причин), Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647 (касается учета происшествий и определяет его обязательность независимо от места ДТП и виновников) и Приказом Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 г. № 49.

Регулирующим процесс проведения расследования, является соответствующее Положение. Оно должно содержать методику разбора происшествия и документальное сопровождение.

Положение о порядке проведения служебного расследования ДТП

Форма документа на законодательном уровне не проработана. При его составлении следует руководствоваться делопроизводственными нормами.

На практике, Положение может включать такие смысловые блоки:

Кто проводит служебное расследование ДТП

По каждому ДТП издаётся административное распоряжение, в котором указаны конкретные сроки и ответственные лица (в составе комиссии).

Чаще всего, комиссия включает трех членов (один из них – председатель, в роли которого выступает административное лицо компании или предприятия, либо же его зам). Обязательно включение лица, ответственного за БДД (безопасность дорожного движения). В качестве иных членов выступают, чаще всего, кадровики, сотрудники бухгалтерии, сторонние специалисты.

Для объективности непосредственный руководитель попавшего в ДТП сотрудника членом быть не может.

Сроки проведения служебного расследования ДТП руководителем предприятия

Процедура расследования происшествия имеет четкие временные рамки, равные 5 дням с даты ДТП. На них не влияют никакие факторы (даже тяжесть аварии).

Администрации территориальных производственных коопераций на расследование ДТП с 2 погибшими или четырьмя и больше пострадавшими, дается на расследование 7 дней.

Аварии, повлекшие смерть 7 и больше лиц, а также травмирование более 14 человек, расследуются 10 суток.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Свое начало расследование берет на месте происшествия. Руководство компании, чей сотрудник стал участником ДТП, обязано в кратчайшие сроки делегировать туда своего представителя (чаще всего – специалиста по БДД) или комиссию для оказания помощи пострадавшим и доставки их в медицинские учреждения, а также фиксирования следов аварии и поиска свидетелей.

Сбор информации считается первым этапом процедуры. Для качественного анализа следует собрать как можно больше данных, включая:

  • время происшествия;
  • место аварии и имеющиеся погодные условия;
  • дорожные условия, обстановку;
  • характеристику транспортного средства;
  • наличие и число пострадавших, характер травм;
  • информацию о подчиненном-водителе, его состоянии;
  • цель и вид поездки;
  • документы (на автомобиль, путевой лист);
  • наличие или отсутствие отклонений от заданного маршрута;
  • вид ДТП.

Фиксировать их стоит в заранее продуманной бумаге на протяжении осмотра места происшествия и опроса участников.

Также можно вести фото- и видеосъёмку. На ее основании должны четко определяться:

  • место аварии;
  • положение автомобиля в пространстве;
  • следы транспортного средства и его повреждения;
  • номера автомобилей-участников ДТП.

В процессе следует контактировать с работниками ГИБДД (не только для выяснения нюансов, но и контроля правильности составления ими документов). В случае несогласия с их мнением следует внести поправки и коррективы.

Обязательно нужно сделать копии составляемых автоинспектором бумаг. Получить их можно и другим способом – отправив письмо начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии.

После сбора данных наступает второй этап – само расследование. В ходе него анализируются полученные сведения, определяются намерения и действия водителей, а также их соответствие правилам, выясняются причины происшествия, делаются выводы.

Особо тщательно нужно проводить расследование, если сотрудник за рулем был пьян. Кроме того, важно установить связь между инцидентом и недоработками организации по обеспечению БДД. Для реализации последнего проверяются:

Заключительным этапом расследования станет составление Акта, визируемого членами комиссии. К его оформлению нужно подходить грамотно, так как он может стать доказательством невиновности подчиненного в суде ил понадобиться следственным органам.

Структурно документ включает 7 разделов. В первом указывается состав комиссии, данные о ТС, пострадавших и обстоятельствах происшествия.

Во втором отмечается, на каких основаниях водитель отправился в поездку, проходил ли он медосмотр, маршрут следования.

Третий раздел содержат информацию о дорожных и природных условиях.

Информация о водителе указывается в следующем разделе. Это должен быть его стаж работы, повышение квалификации, состояние здоровья, репутация и так далее.

Пятый раздел отводится под указание данных о пострадавших ТС.

6 раздел показывает работу, проводимую на предприятии по обеспечению БДД. Здесь указываются выявленные в процессе расследования недостатки и дается оценка системе.

Заключительный раздел содержит выводы и предложения. Указывается, что комиссия считает предпосылками происшествия, какие меры предотвращения повторной ситуации предлагаются.

К акту нужно приложить:

  • копии бумаг из ГИБДД (особенно схему);
  • документы, уточняющие обстоятельства, в том числе свидетельские показания;
  • данные об участниках аварии.

После этого заполняется форма учёта ДТП, включающая две части: первую, которая ежемесячно уточняется в органах внутренних дел, и вторую, используемую на локальном уровне.

Подытоживая вышенаписанное, следует еще раз акцентировать внимание на том, что любое ДТП, в котором задействован легковой автомобиль компании и ее сотрудник, подлежит расследованию специально созданной комиссией. Его продолжительность зависит от тяжести происшествия. В процессе расследования уточняются обстоятельства и причины ДТП с целью предотвращения подобного в будущем.


Зачастую дорожно-транспортные происшествия требуют более тщательного расследования, с привлечением специалистов и созданием особых комиссий. Это обусловлено субъектным составом участников аварии, а также причинами их нахождения на определенном участке дороги в момент инцидента. Таким образом, в том случае если водитель в момент аварии нес свои трудовые обязанности, дело о ДТП подвергается служебному расследованию на предприятии.

Когда проводится расследование?

Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.

Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:

  • установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
  • определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
  • организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.

Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.

Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Равно как и сроки, порядок проведения внутреннего расследования регламентирован федеральным законодательством. Закон дает четкий перечень действий руководителя организации при возникновении аварии с участием ее транспортного средства.

По приказу руководителя фирмы или ИП создается специальная комиссия по расследованию ДТП, в состав которой входят сотрудники предприятия и ответственный за безопасность на предприятии.

Проведение расследования происходит в несколько этапов по инструкции. Первый этап – это сбор и фиксация информации. Для этого на место происшествия выезжает один из членов комиссии, как правило, это лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения или председатель комиссии.

Выезд на место аварии входит в процесс проведения расследования и способствует реализации ее основных задач:


  • установление даты и места происшествия;
  • установление обстоятельств аварии;
  • определение состава участников ДТП;
  • установление причин аварии;
  • выявление обстоятельств, по которым транспортное средство организации оказалось на месте аварии;
  • определение психофизического состояния водителя в момент ДТП;
  • сотрудничество с органами ГИБДД при необходимости.

Второй этап – анализ собранных данных. В ходе него должны быть установлены обстоятельства, причины аварии, степень вины водителя предприятия, а также соотнесение действий водителя с внутренним регламентом и дорожными нормами для определения его ответственности перед законом и в рамках исполнения трудовых функций.

Третий этап – это составление акта служебного расследования. В нем подробно описываются обстоятельства аварии, работа служебной комиссии, излагаются результаты расследования и его выводы. Следует отметить, что авария на территории предприятия требует в дополнение тщательного анализа организации служебной безопасности, а также анализа, и при необходимости, изменения рабочего процесса с целью устранения причин аварий в будущем.

При аварии со смертельным исходом

Смертельный исход в ДТП с участием транспортного средства предприятия служит причиной для увеличения срока проведения служебного расследования, равно как для организации дополнительных мероприятий в работе комиссии.

К таковым относятся:

  • сотрудничество с органами ГИБДД и следственного комитета, закрепление и сбор необходимых материалов;
  • организация помощи пострадавшим, доведение информации до родственников;
  • определение степени вины водителя при аварии со смертельным исходом;
  • участие членов комиссии в расследовании ДТП следственными органами и судом.

Оформление приказа

В случае необходимости провести служебное расследование издается специальный приказ руководителем организации или его заместителем. Приказ издается по каждому случаю дорожно-транспортного происшествия отдельно. В нем должны быть указаны члены состава комиссии и обозначен ее руководитель. Кроме этого, в документе определяется срок работы комиссии, а также перечисляются ее задачи и цели. Документ подписывается, закрепляется печатью организации и доводится до сведения сотрудников.

Как оформить акт служебного расследования ДТП?

В завершении работы внутренней комиссии необходимо оформить акт о проведении служебного расследования ДТП . Этот документ обладает собственной структурой и должен быть выполнен с соблюдением определенных правил.

Акт предполагает наличие семи разделов:

  • в первом разделе указывается состав комиссии, данные о транспортном средстве и обстоятельства ДТП в общем виде;
  • второй раздел посвящен обстоятельствам, предшествующим ДТП. Здесь должна быть приведена информация о рейсе водителя, операторе рейса и пройденном водителем медосмотре;
  • третий раздел включает информацию об условиях на дороге;
  • четвертый раздел касается информации о водителе, его состоянии в момент аварии, стаже и опыте работы, допускаемых нарушениях ПДД в прошлом;
  • пятый раздел посвящен транспортному механизму и его техническому состоянию;
  • шестой раздел посвящен профилактической работе предприятия по недопущению аварийных ситуаций;
  • последний седьмой раздел включает выводы комиссии о причинах происшествия, степени вины и ответственности водителя.
Loading...Loading...