Птица символ родительской любви самопожертвования и милосердия. Символы, знаки, эмблемы - пеликан

Как известно, первые три века христианской истории прошли под знаком периодически повторяющихся гонений. В таких условиях необходимо было выработать целую систему тайных знаков, с помощью которых можно было опознать братьев по вере.

Кроме того, развивалось и богословие образа. Христиане искали символы, с помощью которых могли бы аллегорически передать оглашаемым истины веры, содержащиеся в Евангелии, оформить помещения для богослужений, чтобы сама обстановка напоминала им о Боге и настраивала на молитву.

Так появился ряд оригинальных раннехристианских символов, о которых и будет дальнейший небольшой рассказ.

1. Рыбка

Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. “ихфис”). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры:
Иисус Христос Феу Иос Сотир – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Рыбку христиане изображали на своих домах – в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики. Некоторые носили рыбку на шее. В катакомбах, приспособленных под храмы, данный символ тоже очень часто присутствовал.

2. Пеликан

С этой птицей связана красивая легенда, существующая в десятках несколько отличных друг от друга вариантов, но очень похожая по смыслу на идеи Евангелия: самопожертвование, обожение через причащение Тела и Крови Христовых.

Пеликаны живут в прибрежных камышах у теплого Средиземного моря и часто подвергаются укусам змей. Взрослые птицы питаются ими и иммунны к их яду, а птенцы еще нет. Согласно легенде, если птенцов пеликана укусит ядовитая змея, то он расклевывает собственную грудь, чтобы причастить их кровью с необходимыми антителами и тем спасти их жизнь.

Поэтому, пеликана часто изображали на священных сосудах или в местах совершения христианских богослужений.

3. Якорь

Церковь – это прежде всего твердое основание человеческой жизни. Благодаря ему человек обретает способность отличать добро от зла, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. А что может быть тверже и надежнее чем якорь, удерживающий на месте огромный корабль жизни в бурном море человеческих страстей?

Также – символ надежды а будущее воскресение из мертвых.

Кстати, на куполах многих древних храмов изображается именно крест в виде древнехристианского якоря, а никакой не “крест, побеждающий мусульманский полумесяц”.

4. Орёл над городом

Символ высоты истин христианской веры, объединяющих все население Земли. Дожил до наших дней в виде архиерейских орлецов, использующихся на торжественных богослужениях. Также указывает на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана.

5. Хризма

Монограмма, составленная из первых букв греческого слова “Христос” – “Помазанник”. Некоторые исследователи ошибочно отождествляют этот христианский символ с двулезвийной секирой Зевса – “Лабарумом”. По краям монограммы иногда помещают греческие буквы “а” и “ω”.

Хризму изображали на саркофагах мучеников, в мозаиках баптистериев (крестилен), на щитах воинов и даже на римских монетах – уже после эпохи гонений.

6. Лилия

Символ христианской чистоты, непорочности и красоты. Первые изображения лилий, судя по Песни Песней, служили украшением еще храма Соломона.

По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком христиане изображали святых, прославленных чистотой своей жизни, мучеников и мучениц.

7. Виноградная лоза

Символ связан с образом, к которому в своих притчах часто обращался сам Господь. Обозначает Церковь, её жизненную силу, изобилие благодати, евхаристическую жертву: “Я есмь виноградная лоза, а отец мой – виноградарь…”.

Изображалась на предметах церковной утвари и, конечно, в храмовых орнаментах.

8. Феникс

Образ Воскресения, связанный с древней легендой о вечной птице. Феникс жил несколько веков и, когда ему приходило время умирать, прилетал в Египет и там сгорал. От птицы оставалась только кучка питательного пепла в котором, спустя некоторое время зарождалась новая жизнь. Вскоре из него восставал новый омолодившийся Феникс и улетал на поиски приключений.

9. Агнец

Всем понятный символ добровольной жертвы непорочного Спасителя за грехи мира. В раннем христианстве часто изображался с человеческим лицом или с нимбом (иногда встречался и совмещенный вариант). Позже был запрещен к изображению при иконописании.

10. Петух

Символ всеобщего воскресения которое ожидает всех по Втором пришествии Христовом. Подобно тому, как крик петуха пробуждает людей ото сна, трубы ангелов пробудят людей в конце времен для встречи Господа, Страшного суда и наследования новой жизни.

Существуют и другие раннехристианские символы, которые не вошли в данную подборку: крест, голубь, павлин, чаша и корзины с хлебом, лев, пастух, оливковая ветвь, солнце, добрый пастырь, альфа и омега, колосья хлеба, корабль, дом или кирпичная стена, источник вод.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Москворецкая набережная дом 2а. Родовспомогательный корпус Воспитательного дома 1910-х годов постройки.

Пеликан - символ и эмблема самопожертвования. Образ пеликана вошел в число классических понятий ряда европейских народов через христианскую литературу, где рассказывалось о птице пеликане, водящейся в долине Нила, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеей, тем, что дает им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы. Поводом к этой легенде послужил, по-видимо му, тот факт, что пеликаны кормят своих птенцов частично переваренной, а частично просто сохраняемой в зобу рыбой. Образ пеликана как символа любви родителей к детям, а затем и эмблема самопожертвования со времен средневековья входил во многие родовые и личные гербы, а также в некоторые государственные гербы небольших феодальных государств, - где означал попечение высшей государственной власти о подданных.

Вильям Васильевич Похлёбкин «Словарь международной символики и эмблематики».

Пеликан - символ благородства, самопожертвования, родительской любви и милосердия. По одной легенде, самка пеликана душит родившихся птенцов от избытка любви. Через три дня в гнезде появляется самец, раздирающий себя клювом в кровь, чтобы этой кровью оживить птенцов. По другой легенде, роли меняются: самец в гневе убивает птенцов, а через три дня появляется самка, которая раздирает себе грудь, чтобы их накормить и тем самым оживить. Так повествуют средневековые бестиарии, однако святой Иероним в комментарии к 10-му псалму приписывает умерщвление пеликаньего выводка змее.

Кровь, возвращающая мертвых к жизни, ассоциируется с причастием и распятием. В связи с этими легендами пеликан стал символизировать воскресение, а с XIII века - и самого Христа. Так, Данте в знаменитом стихе из «Рая» «Божественной комедии» называет Спасителя «наш пеликан». Латинский комментатор Бенвенуто де Имола толковал это так: «Его называют пеликаном, ибо он разъял себе грудь ради нашего спасения, подобно пеликану, воскрешающему умерших птенцов кровью своей груди».

Багдасарян В. Э., Орлов И. Б., Телицын В. Л «Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия».

А вот, что говорил доктор филологии и теологии Леонид Александрович Мацих в передаче «Братья» на «Эхо Москвы» , - пеликан - это исключительно масонский символ, но масоны, как и многие другие символы, и пеликана тоже, конечно, использовали. Пеликан, кормящий собственной кровью и сердцем своих птенцов, означает величайшую степень родительского или учительского самопожертвования ради детей или учеников. Вот именно это он и обозначает. Иногда даже пеликана изображали похожим на орла, чтобы придать этому жертвенному подвигу такое царское величие. У масонов в символике есть и такого рода пеликан.

Пеликан, - как говорит Сергей Павлович Карпачев в книге «Путеводитель по масонским тайнам», - это символ жертвенности, самоотверженной родительской любви, бескорыстия, стремления к благотворительности.

Екатерина Глаголева в книге «Повседневная жизнь масонов в эпоху Просвещения» говорит, что в Лондоне алхимические книги продавались в книжной лавке с названием «Пеликан»; птица Гермеса была главным символом ордена розенкрейцеров, но впоследствии она появляется и в символике высших масонских степеней (градусов). Пеликан являлся символом отеческой любви: легенда утверждала, что он вскармливает птенцов собственным мясом. Пеликан олицетворял собой аксиому, согласно которой открыть можно лишь то, чем уже обладаешь, что скрывается внутри тебя самого, связывая, таким образом, физические исследования и духовный поиск.

Пеликан - эмблема розенкрейцерских (семнадцатой и восемнадцатой) степеней шотландской системы; символизирует Христа, спасающего человеческий род своей кровью, поскольку, по легенде, самка пеликана, чтобы прокормить птенцов, разрывает себе грудь.

Москворецкая набережная дом 7 строение 2. Хозяйственный корпус Воспитательного дома 1910-х годов постройки.

Славянская площадь дом 2/5. Комплекс конторских и гостиничных помещений «Деловой двор» у Варварских Ворот, - построен архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым в 1911-1913 годах.

Большой Казенный переулок дом 9. Елизаветинская женская гимназия с церковью Праведной Елизаветы. Здание 1911-1912 годов постройки, архитектор - Иван Иванович Рерберг.

Улица Солянка дом 14а. Здесь до революции 1917 года размещался московский Опекунский совет, здание построено по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева в 1823-1826 годах.

Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище, - возведён в 1910 году по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича Горностаева.

Название «неясыть», встречается в древнерусском языке и позднее в церковнославянском - «нєѧсыть», в Библии (Лев. 11:14, Иов. 15:23, Пс. 101:7). В текстах Септуагинты, с которого был сделан славянский перевод Библии, это слово на древнегреческом языке: «γύψ, γυπός» - «коршун», а в Вульгате: «pellicano» - «пеликан».

А вот тут пересеклись две мои темы, - люки и пеликаны.

Неизвестный художник XVIII века. Пеликан, кормящий птенцов. Холст. Масло. Тверская областная картинная галерея.

Весьма любопытное описание этой картины есть на сайте Православие.Ru , - На картине неизвестного художника конца XVIII века (холст, масло, 64,5 х 49 см, Тверская областная картинная галерея) изображен пеликан, кормящий птенцов своей кровью. С одной стороны, пеликан является древним символом самопожертвования и родительской любви, поскольку, по мнению писателей древности, эта птица кормит своих птенцов, выдирая куски мяса из собственной груди. При этом на данной картине отчетливо видны множественные библейские символы: скрижали с 10 заповедями, крест, терновый венец, гвозди, потир и змей с яблоком. Аспид, обвивший пеликанье гнездо, ассоциирует картину с другой средневековой легендой, в которой змея умертвила спящих птенцов пеликана в то время, как родитель добывал им корм. Вернувшись в гнездо, пеликан в горе разорвал себе грудь, и горячая кровь, пролившаяся из раны, оживила детей. Змея с яблоком во рту, очевидно, символизирует древнего змея, через которого пали и вкусили смерть наши прародители. А пеликан с крестом - Христа, Который спас наших прародителей и нас самих от власти греху и смерти, пролив за нас Свою Кровь. Ещё одним подтверждением именно такого прочтения картины является изображение церковной чаши - потира - с изливающейся в него Святой Кровью. Сохранилась картина конца XIX века, написанная в Благовещенской келии Афона, на которой не только изображен подобный сюжет, но и дана его расшифровка: «Птица пеликан своею кровью оживляет своих птенцов. Символическое изображение Господа нашего Иисуса Христа, оживившего нас честною Своею Кровию».

Неизвестный художник. Пеликан, питающий птенцов своей кровью. Вторая половина XIX века.

Встречается довольно много образов птиц. Наиболее известные их птичьих символов – это орел, ворон, голубь, петух и лебедь. Но есть и менее известные в наших краях, но тем не менее, активно используемые в мировой эмблематике символы с образами птиц, представляющие большой интерес.

Пеликан — символ самопожертвования

Так во всем мире в качестве символа и эмблемы самопожертвования используется образ пеликана, птицы для нас несколько экзотической. Почему же именно пеликан? Все дело в древних легендах, согласно которым цитируем: «мать с помощью клюва и когтей ласкает птенцов столь страстно, что убивает. Через три дня прилетает отец, находит мертвых детей и в отчаянии разрывает себе грудь. Проливающаяся из ран кровь возрождает птенцов…» конец цитаты.

В текстах ряда христианских авторов, например, Августина, Иеронима, Исидора, можно встретить рассказ о птице Онокротале (или пеликане), водящейся в долине Нила, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеей, тем, что дает им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы.

Похожую историю рассказывает и величайший из величайших творцов в истории человечества Леонардо да Винчи:

«Как только пеликан отправился на поиски корма, сидевшая в засаде гадюка тут же поползла, крадучись, к его гнезду.

Пушистые птенцы мирно спали.

Змея подползла к ним вплотную. Глаза ее сверкали зловещим блеском – и началась расправа.

Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись.

Довольная содеянным злом злодейка уползла в укрытие. Чтобы оттуда вдоволь насладиться горем птицы.

Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверское расправы, учиненной над его птенцами, он разразился громкими рыданиями, и все обитатели леса притихли, потрясенные неслыханной жестокостью.

— Без вас нет мне теперь жизни! – причитал отец, смотря на мертвых детишек. – Пусть я умру вместе с вами!

И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из разверзшейся раны, окропляя бездыханных птенцов.

Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг он неожиданности вздрогнул.

О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни, вырвав их из лап смерти. и тогда, счастливый, он испустил дух».

Эмблема самопожертвования.

Конечно же, в действительности подобной удивительной способностью кормить своих детей пеликаны не обладают. Легенда же об этом появилась, возможно, из-за того, что поймав рыбу они приносят ее птенцам в горловом мешке (откуда они сами достают корм), а нетерпеливые малыши (имеющие острый клюв) порой случайно ранят кормящих родителей. При виде белоснежной птицы с кровоточащей грудью, к которой тянутся птенцы, как не подумать, что она кормит их своею кровью?

Не удивительно, что пеликан стал символом любви родителей к детям, высочайшего бескорыстия и самопожертвования.

Эта легенда послужила основой для создания эмблемы донорства. Со времен средневековья этот символ входил во многие родовые и личные гербы, а также в некоторые государственные гербы небольших феодальных государств, где означал попечение высшей государственной власти о подданных.

Интересно, что согласно геральдических канонам, при изображении этого символа число птенцов пеликана всегда должно быть нечетным - три, пять, то есть подчеркнуто неделимое, что символизирует неразделимую любовь, сострадание, участие и самопожертвование.

Отметим и то, что среди различных пищевых табу есть и запрет на употребление а качестве пищи пеликанов. Этот запрет распространен в мусульманском мире и объясняется он старинным преданием. Согласно легенде при строительстве Каабы в Мекке воду приходилось доставлять издалека, и через некоторое время оказалось, что носильщиков для этого не хватает и строители могут погибнуть от жажды. Поскольку Аллах был заинтересован в продолжении строительства, он послал тысячи пеликанов, которые доставляли рабочим воду в своих горловых мешках. В память о том благом деянии пеликанов, мусульмане не употребляют их в пищу.

Я искала значение символа Феникс. Как известно это птица восстает из пеп ла вновь.

Вчера я подумала о том, что наступивший год это год КРАСНОГО ПЕТУХА. Перевод выдал слово "Послушный", вроде как послушаем, что же он расскажет? Подготовив отрывок с одного из сайтов, я думала о том, что странновато начинается год. А не похож ли Красный Петух на Феникса?

Официально история ордена начиналась примерно так: в четырнадцатом столетии в центральной Европе появился великий духовный наставник, чье символическое имя было Христиан Розенкрейц или Христиан Креста и Роз. Он и основал таинственный Орден Креста и Роз, призванный донести до избранных «Христианское Мистическое Посвящение». Орден просуществовал много веков. «Божественные символы, которые время от времени даются роду человеческому, - утверждал розенкрейцер Макс Гендель, - пробуждают наше сознание к божественным идеям из высших миров». Сама эмблема западной школы мистерий розенкрейцеров является одним из таких символов, представляя Бога в проявлении. Голубой фон представляет Бога Отца, золотая звезда символизирует Христа, красные розы указывают на очищение человеческой природы желания на кресте материи, где кровь стремящегося очищается от страсти и т.д. В основе ордена лежали четыре манифеста, самым известный из которых был опубликован в 1616 г. под названием «Химическая свадьба».

Впрочем, существовал ли тогда Oрден в реальности, как отмечает историк Ф. Кинг, совершенно неважно. Главное, что в это поверили.

В конечном счете не столь важно, существовало ли истинное Братство розенкрейцеров, сотворившее четыре самобытных памфлета, или же все это было бредом сумасшедшего либо же тщательно продуманной шуткой какого-то любителя розыгрышей. Важно то, что огромное количество людей поверило в существование такого братства, в существование тайного общества посвященных, обладающих сверхъестественными силами, а также в то, что когда-нибудь они тоже смогут быть принятыми в ряды этих посвященных. (Кинг Ф. Современная ритуальная магия Глава 3. МАСОНЫ-РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ)

Я не собираюсь подробно писать о розенкрейцерах, которым и так посвящены сотни книг. В контексте «отворений крови» нас заинтересуют лишь их символы - Пеликан и Феникс. Дающая бессмертие легендарная чаша Грааля, кстати, - из той же серии.

Деятельность истинного розенкрейцера - это отражение символа розы и креста, соединяет в себе самопожертвование и тайное знание и заставляет служить их Высшему идеалу.
Эта "сверхзадача" расшифровывается в третьем символе розенкрейцеров, который помещается у подножия Креста и Розы. Это Пеликан, кормящий своими кровью и плотью птенцов и защищающий их распростертыми крыльями. Пеликан приносит себя в жертву, питая птенцов. (Михаил Максимов (Германия) Розенкрейцеры и их судьба в Советской России "Вестник" №2(261), 16 января 2001)
Благой Пеликан

Вопрос: В Санкт - Петербурге на воротах педагогического университета имени Герцена изображен лебедь, вскармливающий своих птенцов - по-моему это символ розенкрейцеров, так ли это?
Ответ: Не лебедь, а пеликан. Да такой символ существует, но он, по-моему, общехристианский, хотя и имеет особую значимость для масонства.
(Форум. тема: Несколько вопросов к масонам http://freemasonry.ru/newforum/index.php?showtopic=408&view=old)

Пеликан - розенкрейцеровский символ. Пеликан, кормящий своих птенцов своим телом, символизирует Христа, спасающего человеческий род своей кровью. (Словарь масонских терминов)

Итак, откуда же взялся Пеликан и что он означает? По представлению древних, пеликан кормит птенцов своей кровью (видимо, к такой мысли привело наблюдение пеликана, из зоба которого птенцы кушали рыбу, а люди решили, что птенцы, засовывая клювы родителям в рот, едят их внутренности). Об этом даже «Библейская энциклопедия» пишет: «Пеликан имеет снизу клюва большой эластический мешок, или зоб, из которого он питает себя и своих детенышей, отчего образовалось народное поверье, что он разрывает грудь и питает своих птенцов своею кровью» (Библейская энциклопедия архимандрита Никифора, 1891 г.).

В средневековых «бестиариях» (анонимный «Физиолог», например) это описывается примерно так: «Мать ласкает птенцов своим клювом и когтями так ревностно, что умерщвляет их. Через три дня появляется отец и в отчаянье от гибели своего потомства собственным клювом раздирает себе грудь. Кровь из его ран воскрешает умерших птенцов». Так как Христос по христианским мифам тоже кормит своих «детей» кровью, воскрешая их для «жизни вечной», то, естественно, уже давно (в III-IV веке) возникла ассоциация с пеликаном. Отсюда и «воскрешение через три дня» в «бестиариях».

Одним из первых христианских апологетов, связавшим Христа и пеликана, был Евсевий: «В Пс 101:7 сказано: "я уподобился пеликану в пустыне". Поскольку известно, что обычно пеликаны в пустыне не обитают, Евсевий Кесарийский предположил, что речь идет о легендарной птице пеликане, которая якобы кормит птенцов своей кровью (Евсевий усмотрел здесь прообраз Христа)». (http://www.biblicalstudies.ru/Books/Dict4Z.html) Ср: «Ибо говорят, что пеликан так сильно любит своих птенцов, что сжимает их своими когтями до смерти. Но потом он погружается в глубокую печаль и на третий день ранит сам себя, и кровь из его раны капает на птенцов, в результате чего они воскресают из мертвых . Пеликан символизирует Господа, который настолько любит наш мир» (HonoriusofAutun, Speculum de mysteriis ecclesiae (Migne, P. L., vol. 172, col. 936)

Позже к восхвалению пеликана подключился сам «божественный доктор» Фома Аквинский, написавший «гимны Телу Христова»:

«Иисус любимый, Пеликан благой,
Ты меня очистил Кровью Пресвятой».

(гимны Телу Христову, Фома Аквинский, XIII век)

После этого Святой Гертруде (тот же XIII в.) постоянно является Христос в виде Пеликана, кормящего человечество своей кровью. В знаменитом стихе из «Рая» Иисус Христос назван «nostro Pelicano» ["Наш Пеликан" (лат.)] - Пеликан человечества. Здесь отражается представление об Апостолах, кормящихся кровью Христа в чаяниях жизни вечной. Данте в «Рае», (25:112) недвусмысленно ссылается на апостола Иоанна как на того, кто «с Пеликаном нашим возлежа, к его груди приник». Латинский комментарий Бенвенуто де Имела объясняет Пеликана так: «Его называют Пеликаном, ибо он разъял себе грудь ради нашего спасения, подобно пеликану, воскрешающему умерших птенцов кровью своей груди».

Христос, «в котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1, 14), призывает его [истинного христианина] и возложил на него Свою руку, — и он перед лицом всех своих прегрешений и пороков повторяет вслед за св. Фомой Аквинским: «Добрый Пеликан, Иисус, Господи наш, очисти меня нечистого Своей кровью». Он знает, что ничего не может своими силами, но все может во Христе. (Дитpиx фoн Гильдeбpaнд. CУЩHOCTЬ XPИCTИAHCTBA)

С тех пор «Благой Пеликан» присутствует в церковной символике. В архитектуре (например, Гауди, храм Саграда Фамилиа (ElTemplo Expiatorio de la Sagrada Familia, или храм Святого семейства - Рождественский фасад, портал Любви с изображением рождества Иисуса и пеликана), на иконах и картинах (напр., Елизавета I: Портрет с Пеликаном, 1575), и, конечно же, надарохранительницах . Эту птицу порой можно видеть сидящей или гнездящейся на вершине креста (например, картина Лоренцо Монако Христос-Страстотерпец, 1403 г., галерея Уффици - раненый пеликан с двумя птенцами), а также на многочисленных барельефах. В 15-м веке пеликан стал символом розенкрейцеров - «рыцарей пеликана».

В народе со временем значение кормления кровью забылось, и пеликан стал трактоваться, как символ «заботы о детях», позжепеликан стал символом педагогики . Управление детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии в России имело официальной эмблемой изображение пеликана, кормящего птенцов. В 1898 году Управление детских приютов в поисках средств на благотворительные нужды стало выпускать конверты с марками с этим изображением по 5 и 7 коп. В России и сегодня много детских домов под названием «Пеликан». Надеюсь, что кровью там детей не кормят:-)

Православные тем временем сумели древнюю легенду о пеликане «творчески переработать» и даже притянуть к ней за уши змея-дьявола, от яда которого спасает Кровь Христа-Пеликана, ибо «Эта кровь капает в клюв маленьких пеликанов» - христиан:

Существует легенда: «Пеликан, узнав, что его младенцам грозит смерть от укуса ядовитой змеи, решается на поступок, раскрывающий его огромную любовь. Он встает над бессильными птенцами и начинает выклевывать себе бок, пока из образовавшейся раны не польется кровь. Эта кровь капает в клюв маленьких пеликанов. И те, приняв кровь как противоядие, вновь оживают и спасаются, благодаря самоотверженной ране родителя, который произвел их на свет, а теперь возрождает».

То же самое случилось и с нами, благодаря крестной смерти Господа. «Как птица пеликан, разрывая клювом бок свой, кровью оживляет птенцов, так и Слове Божий дал жизнь нам, людям. Ибо тот древний змий, начальник зла диавол, нас ужалил в раю грехом, своим смертоносным жалом и отравил нас» (Жор. 15, 56).(По благословению Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона ТАГАНРОГСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ РОСТОВСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ Таинство смерти http://www.taganrog.orthodoxy.ru/articles/article.php?id_article=26)

Средневековые алхимики, ищущие «элексир вечной жизни», среди прочей алхимической утвари имели сосуды под названием «пеликан» (ступи вазы под названием «пеликан» см. на картине Босха «Пир в Кане» - в глубине композиции на полках серванта выставлена алхимическая утварь). «Ибо этот сосуд есть истинный философский Пеликан, а другого во всем мире не сыскать» (комментарии к «Tractatus aureus Hermetis»). В христианской и алхимической символике Пеликан стал заменой Фениксу - наиболее известному из всех символов воскрешения, что, впрочем, никак не мешало использовать эти символы параллельно.

К этому следует добавить, что существует поразительное сходство между определенными аспектами этой степени и историей, изложенной в «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца». Например, на фартуке масона был вышит Пеликан, кормящий своих птенцов кровью.(Изображение Пеликана также встречается на воротниках одежды и на драгоценностях, принадлежащих посвященным в эту степень.) Сейчас мы знаем, что Пеликан и Феникс в средние века были взаимозаменяемыми символами . И как мы помним, именно кровью Феникса Христиан Розенкрейц возродил к жизни короля и королеву. (Кинг Ф. Современная ритуальная магия Глава 3. МАСОНЫ-РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ)

Феникс

В «Химической свадьбе» говорится о том, что Христиан Розенкрейц накануне Пасхи был приглашен на королевскую свадьбу. Вот описание Ф. Кинга:

Большинство из гостей не сумели пройти испытание и вернулись домой, позабыв все, что происходило во дворце. А Розенкрейц в числе немногих преодолел его. На них набросили Золотое Руно, пригласили к столу, а затем показали чудеса, имевшиеся во дворце, в том числе Великого Феникса - символ Христа . На следующий день те, кто успешно прошел испытания, приняли участие в пиршестве. Когда трапеза была закончена, они сменили белую одежду на черную. Внезапно явился человек в черном. Он убил короля и королеву и положил их в гробы.
Затем Розенкрейц и его спутники, ведомые Девственной Наставницей, отправились к семиэтажной Башне Богов, где немедленно начали готовить материал для «Великого Делания» - magnum opus алхимиков. В итоге им удалось с помощью крови, взятой у Феникса, воскресить короля и королеву к жизни и славе и стать «Рыцарями Золотой Розы-Креста».
Может быть, вся эта история - обыкновенная сказка;

«В средневековой живописи Феникс олицетворял божественную природу Иисуса Христа, если изображался рядом с пеликаном (символом его человеческой природы)», - сообщает словарь символов Джека Тресиддера.

Итак, как священный Грааль, который тогда искала вся средневековая Европа, так и Пеликан или Феникс (человеческая и божественная природа Христа соответственно) служили одной цели: воскрешению из мертвых. И, естественно, только с помощью крови.

Это есть египетская Исида ласточка? - МАРТлетте

А в случае символики никогда не поймёшь, почему тот или иной объект призван изображать какой-либо род деятельности. Разумеется, медицинская геральдика тоже подчиняется этим непростым законам.

И тоже предполагает забавные исключения. Скажем, истинные мастера детективного жанра запросто могут сообщить, кто убийца, в самом начале произведения. Признанный мастер детектива Конан Дойл в «Записках о Шерлоке Холмсе» один из рассказов назвал без затей и со вкусом: «Серебряный». В конце рассказа становится ясно, что жеребец с этой кличкой и был виновником загадочного убийства тренера на ипподроме.

Устами младенца

Примерно так же обстоят дела и с одним из самых распространённых символов педиатрии. Кто является объектом этой отрасли медицины? Правильно - дети. Кто по идее мог бы стать её символом? Самое очевидное решение - изображение ребёнка.

Именно эта мысль посетила светлые головы тех, кто в первой половине XIX столетия формировал собственно педиатрию. Или, как тогда её называли, «педиятрику». Которая «есть наука об отличительных особенностях, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». В качестве эмблемы было выбрано изображение спелёнатого младенца. Причём не абы какое, а с богатой историей.

Ospedale degli Innocenti (в переводе «больница» или «приют безгрешных») была открыта во Флоренции в 1445 г. Безгрешными в те времена именовались либо римские папы, либо новорождённые, брошенные матерями. Это было первое заведение подобного рода в Европе. Нет, приюты при монастырях бывали и раньше, но только здесь подошли к делу масштабно. На волне подъёма гуманистических настроений эпохи Возрождения задумали небывалое - устроить не просто приют или больницу, а заведение, которое системно работает с подкидышами, принимая грудничков и выпуская уже совершеннолетних людей.

За оформление этого долгостроя, который длился почти четверть века, отвечала династия скульпторов делла Роббиа. Конкретно - Лука и Андреа . Последний совершенно без задней мысли решил украсить фасад здания майоликовыми медальонами с изображением младенца в пелёнках. Всего медальонов было 14, и на каждом красовался этот персонаж. Пикантности ситуации добавляют два любопытных факта. Во‑первых, сам Андреа делла Роббиа был своего рода подкидышем - приёмным сыном главы мастерской Луки делла Роббиа. А во‑вторых, педиатры, стоявшие у истоков этой самостоятельной дисциплины, забыли договориться, какой именно младенец из 14 будет олицетворять их стезю, - мастер, как и полагалось, изобразил и детей, и пелёнки разными. Так сказать, на любой вкус. Поэтому в пуританской Америке и строгой викторианской Англии в качестве символа был избран ребёнок, целомудренно закутанный в пелёнки до самых подмышек. В более легкомысленной Франции пелёнки едва доходят до пояса. А когда в буржуазной Латвии в период между Первой и Второй мировыми вой-нами устраивали благотворительную лотерею в пользу детей, выбрали изображение малыша, где пелёнками укутаны только ножки. Настоящая диалектика - единого канонического символа педиатрии попросту не существует. Но то, что есть, стопроцентно узнаваемо и ни с чем больше его не перепутаешь. Особенно если это сопровождается традиционным девизом буквально из уст младенца: «Лучше быть ухоженным, чем оплакиваемым».

Карты, дети, пеликан

Некогда в пределах Российской империи этот медицинский символ был гораздо более распространённым, чем красный крест сейчас. Более того, его постоянно видело перед собой огромное множество людей, прожигающих жизнь или просто проводящих время в сомнительном удовольствии.

Князь Пётр Вяземский , близкий друг Пушкина , писал: «Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас. В русской жизни карты - одна из непреложных и неизбежных стихий». Добавить к словам Вяземского можно только одно: лицом этой самой стихии был пеликан, изображённый на рубашках отечественных карт. И тот же пеликан присутствовал на клейме, которым метили колоды карт иностранных.

Выбор такой экзотической для наших широт птицы объясняется довольно просто. Дело в том, что монополией на производство и клеймение игральных карт обладала дирекция Воспитательного дома - благотворительного учебного заведения для сирот и подкидышей. Екатерина II , основав это учреждение, считала, что средства, полученные от обслуживания индустрии азартных игр, должны идти на цели благие.

Вся продукция Воспитательного дома носила на себе фирменный знак - изображение пеликана с тремя птенцами. Старинную христианскую эмблему, восходящую к временам святого Августина. Он оставил трогательный рассказ о том, что в долине Нила живёт особенная птица, которая спасает птенцов, укушенных ядовитой змеёй, тем, что кормит их своей кровью, раздирая себе грудь клювом. Словом, образец самопожертвования и поистине христианского поведения, согласно которому положено отдавать «душу свою за други своя».

В реальности пеликан, конечно, кормит птенцов не своей кровью, а рыбой, принесённой в огромном горловом мешке. Птенцы достают оттуда корм сами. Но часто торопятся и ранят родителей. Издалека это выглядит красиво - белая птица с грудью, обагрённой кровью. И припавшие к груди птенцы.

Это наводило на размышления. Но в разных традициях символ объясняли по-разному. Католический Запад сделал ставку на конкретику - так сказать, «что вижу, то и пою». И потому в европейской традиции пеликан, как отдающий свою кровь, стал символом донорства.

Более поэтичная православная традиция видела в пеликане иное - символ жертвенной родительской любви. Именно по этой причине пеликан ещё на стадии проекта создания Воспитательного дома был утверждён его гербом с девизом: «Себя не жалея, питает птенцов». Поэзия оригинально сочеталась с материальной выгодой. Продажа карт с этим изображением на рубашке ежегодно приносила в казну Воспитательного дома от 100 до 140 тысяч рублей - сумма для XIX века весьма внушительная.

Тайный свет

Той же жертвенностью пропитан и другой символ медицины - горящая свеча. Очень часто его сопровождают девизом: «Светя другим, сгораю сам». Очень высоко и красиво. Но рождение символа связано с делами печальными и противозаконными.

Оформился он в XVI-XVII столетиях, когда на всех портретах знаменитых врачей - голландцев, немцев, англичан, итальянцев и французов - внезапно стало появляться изображение свечи. Похоже на веяние моды?

Отчасти да. Но обусловлено оно конкретной причиной. Взлёт медицинской науки того времени был бы немыслим без грязной и опасной предварительной работы, которой было практическое изучение анатомии. То есть вскрытие трупов. Это дело находилось под строжайшим церковным запретом. Были и счастливчики, которые тайными преступными путями умели завладеть относительно свежим покойником. И они, конечно же, занимались вскрытием в глубокой тайне.

Сохранился экспрессивный рисунок, который приписывают то Микеланджело , то Караваджо - два человека вскрывают труп. А в грудную клетку покойного воткнута свеча. Освещение такой прибор мог дать тусклое, но относительно равномерное. А главное, его можно было скрыть даже за не очень плотными шторами.

Тот, кто занимался таким делом, имея явно благую цель воспользоваться потом своим знанием во имя спасения людей, рисковал «сгореть сам» вовсе не в фигуральном смысле. А на вполне реальном костре - как колдун, чернокнижник, сатанист и злодей.

Некоторое время спустя тяжесть угрозы ослабла - до иерархов Церкви наконец дошло, что никакого сатанизма в изучении анатомии нет. Вскрытие трупов стали проводить при дневном свете. Более того, маятник качнулся в противоположную сторону. Появилась и набрала популярность такая штука, как анатомический театр - публичное вскрытие покойных. В свечах уже не было никакой необходимости. Но они присутствовали на анатомическом столе всё равно. Правда, в единичном экземпляре - как символ того, с чего всё начиналось. И лишь потом свеча стала символизировать не только анатомию, но и медицинскую деятельность вообще.

Loading...Loading...